Учебная нагрузка шестиклассников

Учебная нагрузка шестиклассников

Родители, отдавая детей в школу, понимают, что ребёнок будет не развлекаться, а интеллектуально трудиться. Как и для взрослых, для детей установлены нормы такого труда. Количество часов по предметам в начальной школе не должно быть больше установленных норм, иначе перегруз чреват проблемами со здоровьем. Давайте вместе разберёмся, какой должна быть нагрузка в начальной школе, и выясним, как её облегчить.

Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме

Учебная нагрузка шестиклассников

Начните заниматься прямо сейчас

Максимальный объем недельной учебной нагрузки

Нагрузка на детей в школах регулируется документом СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях”. В соответствии с этими нормами образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели. Для разных классов определены максимальные дневные нагрузки:

  • для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков;
  • для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков.

К этим часам прибавляется также время на проведение занятий по физической культуре. Тогда общий объём нагрузки будет составлять:

  • для обучающихся 1-х классов — 4 урока ежедневно плюс один раз в неделю 5 уроков (добавляется физкультура);
  • для обучающихся 2-4 классов — 5 уроков ежедневно плюс один раз в неделю 6 уроков (добавляется физкультура).

Один урок равен одному академическому часу и для всех, кроме первых классов, составляет 45 минут. У первоклашек есть привилегия в виде укороченного академического часа: их уроки длятся 40 минут.

Учебная нагрузка шестиклассников Учебная нагрузка шестиклассников Учебная нагрузка шестиклассников Учебная нагрузка шестиклассников Учебная нагрузка шестиклассников

Распределение нагрузки по дням может зависеть от длительности рабочей недели. Так в некоторых школах предусмотрены шестидневки. В этих случаях в начальных классах максимально допустимая нагрузка может составлять не более 26 академических часов.

Это актуально для всех начальных классов, кроме первого. Первоклашки учатся только в пятидневку: 21 академический час в неделю максимум.

Остальные классы начальной школы при пятидневной учебной неделе должны не превышать нагрузку в 23 академических часа.

Кроме основной образовательной программы у школьников есть внеурочная деятельность. Такие занятия носят добровольный характер и не могут длиться более 10 академических часов в неделю вне зависимости от класса. Кроме добровольного участия внеурочка может проходить и во внеучебные дни: во время выходных, праздников, каникул.

Из каких предметов состоит учебная нагрузка в начальной школе?

В начальной школе все предметы можно поделить на условно простые и сложные. 

Поэтому принято два блока противопоставлять друг другу и компоновать из них гармоничное расписание:

Учебная нагрузка шестиклассников

Логично, что они должны чередоваться для более лёгкого восприятия информации. Так составляется учебный график для школьников.

Дневная нагрузка в начальной школе

Нагрузка по урокам идёт по нарастающей с 1 сентября первого класса. Самым маленьким ученикам педагоги обеспечивают менее загруженное расписание. Некоторые учителя начинают с уроков длительностью в 30-35 минут, увеличивая её во второй четверти к 40 минутам.

  • Сравнение нагрузки в расписаниях классов начальной школы:
  • Учебная нагрузка шестиклассников
  • Как видно из последней иллюстрации, в программу могут включаться предусмотренные по ФГОС дополнительные уроки по краеведению, основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), родному языку и прочим.

Между уроками устраивают перемены разной длины. Минимальное время на отдых — 10 минут, средняя перемена (после второго или третьего уроков) — 20 минут с возможным увеличением до 30 минут. Самые лучшие перерывы между уроками — на свежем воздухе, однако в некоторых регионах такое сложно осуществить из-за погодных условий.

При этом для проведения занятий на улице необходимо увеличить продолжительность перемены, заложив в неё и время на переодевание. Активно проводя минуты между уроками на свежем воздухе, дети не только самостоятельно организуют игры, но и могут участвовать в подвижных активностях, которые проводит педагог.

Если подобная прогулка невозможна, то во время перемены нужно проветривать класс после каждого занятия.

Внеурочная деятельность

Учебная нагрузка шестиклассников

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет основную образовательную программу началки через деятельность в рамках уроков и занятий внеурочной деятельностью (кружок, студия, клуб, слёт, игра, спектакль, экскурсия, туристический поход и т.п.).

  1. ФГОС определяет для каждого уровня обучения общее количество часов внеурочной деятельности, в начальных классах оно составляет до 1350 часов.
  2. Пример расписания для первого класса:

Советы родителям как сделать нагрузку в начальной школе оптимальной

Уже с подготовительных занятий ребёнок может ощущать усталость от загруженности уроками. Основной совет, который лежит на поверхности, — уменьшить нагрузку, обезопасив здоровье будущего школьника.

Если в дошкольном обучении это сделать просто, то как регулировать загрузку первоклассника?

  1. Наладьте режим дняКак бы банально это ни звучало, режим помогает держать фокус внимания и экономить силы, которые могут уходить на поиск спокойствия в новых учебных условиях.

  2. Обеспечьте полноценное питаниеЭто значит, что оно должно быть разнообразным и полезным, содержать витамины и другие нужные вещества. Обязательно должны быть не только закуски, но и приёмы тёплой пищи. Продумывайте перекусы заранее: положите в ланч-бокс морковь, яблоки или огурцы.

  3. Свежий воздух по максимумуНе экономьте на времени, проведённом на улице. Это необходимо для восстановления сил и снятия перегруза с ребёнка как физически, так и эмоционально.

  4. Отнеситесь проще к домашкеВ первом классе она минимальна, это позволяет постепенно войти в учебный процесс. Не засиживайтесь за уроками вместе с ребёнком, приучайте его расставлять приоритеты и быть самостоятельным.

  5. Следите за тяжестью рюкзакаНе нужно ломать спины детям. Наверняка часть учебников можно оставлять в классе или использовать распечатки. С этими инициативами можно и нужно подходить к классному руководителю, если портфель ученика начальной школы составляет больше 10% массы его тела.

  6. Проговаривайте вопросы нагрузки с учителемВсе дети разные, педагог в рамках своих компетенций должен регулировать учебный процесс под учеников. Не стесняйтесь быть “неудобным” родителем. Здоровье вашего ребёнка важнее скорости освоения учебного плана и прочих чужих достижений.

  7. Оставляйте свободное времяПусть у юного школьника будет время на помолчать, помечтать, погрустить и переварить всё происходящее вокруг.

В современных условиях у родителей есть возможность влиять на загруженность своих детей. Регулируйте их занятия и отслеживайте реакции на учебное расписание. Пусть школьные годы приносят положительные эмоции и вам, и вашему ребёнку. 

А для подготовки к школе рекомендуем ознакомиться со следующими темами: что нужно первокласснику в школу и психологическая готовность ребенка к школе. Надеемся, что наши советы родителям первоклассников помогут вам в организации школьной жизни.

Анастасия Барышникова,социальный педагог-психолог, арт-терапевт, эксперт домашнего и онлайн-обучения

Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме

Начните заниматься прямо сейчас

Нормы учебной нагрузки в школе

Как составляется расписание в школе? Какое максимальное количество уроков допустимо, и есть ли ограничения по дополнительной нагрузке? Кто устанавливает продолжительность занятий и перемен? Знакомимся с требованиями СанПиН и выясняем, как должен выглядеть день современного школьника в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Учебная нагрузка шестиклассников

Учебная нагрузка в школе – больная тема для многих семей. Дети жалуются, что устают и ничего не успевают. Родители возмущаются, что ребята портят зрение и осанку, сидя допоздна над домашними заданиями. Освоить весь объем программы в самой обычной школе зачастую не под силу даже способному ученику. Почему это происходит? Ведь режим учебного дня школьника регулируется нормами СанПиН («Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»), и справляться с нагрузкой должен каждый среднестатистический ребенок? Разбираемся вместе! С вами Mr. Great, и мы говорим о нормах режима учебного дня в школе.

СОДЕРЖАНИЕ

Начало и окончание занятий

Учебная нагрузка шестиклассников

Согласно требованиям СанПиН, учебный день ни при каких обстоятельствах не должен начинаться раньше 8 часов утра. Однако, на практике известны случаи, когда учителя ставят так называемые «нулевые уроки» до начала основных занятий и буквально принуждают детей приходить в школу раньше. Безусловно, цели преследуются благие, и, вероятно, польза от дополнительных занятий есть, однако, с точки зрения санитарно-эпидемиологических норм это не допускается.

Читайте также:  Наказание пьяных водителей за смертельное ДТП

Поспать любят все, а дети и подростки особенно. Учеба во вторую смену – мечта для тех, кому трудно рано вставать. Но возможность выспаться, пожалуй, единственный плюс подобного расписания. Заставить себя делать домашние задания с утра могут далеко не все, а родители, которые проконтролировали бы процесс, на работе.

Учебная нагрузка шестиклассников

Учиться после обеда могут только ребята из общеобразовательных школ, ученики учебных заведений с углубленным изучением тех или иных предметов лишены такой возможности. Ученики 1-х, 5-х, 9-х и 11-х классов также должны учиться строго в первую смену.

Расписание уроков

Составление расписания по СанПиН – непростая задача. Приходится учитывать целый ряд параметров, а именно:

  • В начальной школе сложные и простые предметы должны чередоваться. К сложным относятся русский язык, математика, иностранный язык, информатика, природоведение. Простыми считаются изобразительное искусство, музыка, физкультура и труд;
  • В средних и старших классах попеременно ставятся предметы гуманитарного и естественно-математического цикла;
  • С учетом мозговой активности детей планируется место наиболее трудных предметов в расписании: первоклашкам их ставят на 2-ой урок, учащимся вторых-четвертых классов на 2-ой и 3-ий уроки, а вот школьники среднего и старшего звена грызут гранит самых сложных дисциплин со 2-ого по 4-ый уроки;
  • В течение дня недопустимо больше одной контрольной работы независимо от возраста учащихся;
  • Сдвоенные уроки разрешаются только в средней и старшей школе. Для учащихся начальных классов пара может быть только по физкультуре, например, если дети занимаются лыжным спортом или плаванием;
  • Расписание обязательных и факультативных уроков составляется отдельно. Между окончанием последнего обязательного занятия и началом первого дополнительного обязателен перерыв не менее 45 минут;
  • Продолжительность урока в школе не должна превышать 45 минут. Исключение составляют занятия первоклассников – в их случае урок длится не более 40 минут.

Учебная нагрузка шестиклассников

Составить сбалансированное расписание и при этом соблюсти все требования удается не всегда. Одного взгляда на расписание бывает достаточно, чтобы понять – какие-то дни недели перегружены сложными предметами, а другие можно смело пропускать без ущерба образованию.

Особый интерес вызывает градация предметов по уровню сложности. Согласно СанПиН, для пятиклассника математика (10 баллов из 10 возможных) ровно в два раза сложнее истории (5 баллов), а литература, труд и ритмика находятся на одном уровне (4 балла). Классификация, безусловно, спорная!

Учебная нагрузка

Первоклассники должны проводить в школе не более 21 академического часа в неделю. Старшеклассники – не более 34 часов при пятидневке.

Учебная нагрузка по СанПиН не выглядит чрезмерной:

  • для первоклассников 4 урока ежедневно + 5 уроков в один из дней недели за счет физкультуры;
  • для учеников вторых-четвертых классов 5 уроков ежедневно + 6 уроков раз в недели за счет физкультуры;
  • с пятого по седьмой класс – не более 7 уроков ежедневно;
  • с восьмого по одиннадцатый классы – не более 8 уроков ежедневно.

В четверг или пятницу нагрузка меньше, чем в другие дни. Своеобразный «облегченный» день рекомендуется ставить в расписание, чтобы позволить ребятам немного расслабиться, избежать переутомления и сохранять оптимальную работоспособность в другие дни.

Но, к сожалению, освоить программу на основных занятиях не получается, приходится брать дополнительные часы. Педагоги государственных школ разводят руками – учебный план не укладывается в установленные рамки недельной нагрузки.

Учебная нагрузка шестиклассников

Отдельное внимание СанПиН уделяет первоклассникам. Считается, что первый год в школе – большой стресс для любого ребенка, поэтому режим должен быть насколько это возможно комфортным. В первом классе дети должны учиться в первую смену, допустимо использовать только 5-дневку.

В первые два месяца учебы в расписании всего 3 урока в день. С ноября по май – уже по 4 урока. В разгар учебного дня детям устраивают динамическую паузу – возможность поиграть, побегать на свежем воздухе, физическая активность помогает отвлечься и вернуться к урокам с новыми силами.

Первоклассникам не задают домашние задания и не ставят оценки.

Перемены

Перемены важны для обучающихся не меньше, чем уроки! Поэтому их длительность и количество также регламентируется. Перемена не может длиться менее 10 минут. После второго и третьего урока положены большие перемены – по 20-30 минут.

Самый длительный дневной перерыв на отдых – 45-минут. Он включает двигательные активности, которые в зависимости от погодных условий проводятся на улице или в спортивном зале школы.

Младшие школьники бегают и играют на школьном дворе, старшеклассники могут просто пообщаться и подышать свежим воздухом.

Если школа работает в две смены, пересменка должна длиться не менее 30 минут, обязательна влажная уборка.

Учебная нагрузка шестиклассников

Резюме

Соблюсти все требования СанПиН – обязанность каждой образовательной организации.

Частным школам легче справиться с этой задачей – в малых группах дети быстрее усваивают материал и меньше устают, а материально-техническая база позволяет сделать отдых во время перемен более продуктивным.

Не стоит забывать, что современное образование немыслимо без внеурочной деятельности. Занятия спортом, музыкой, творчеством, программированием – внеклассная часть программы для подавляющего большинства детей.

А ведь чтобы добраться до кружков и секций тоже нужно время и силы! Ученики частных школ в выигрыше и здесь. Например, на кампусе Heritage School ребята могут заниматься йогой, керамикой, театральным искусством, музыкой, футболом и шахматами.

Никуда ехать после основных занятий не нужно.

Учебная нагрузка шестиклассников

Обучение в школе – полноценная работа для ребенка. Но, как и любая работа, она может быть любимой и приносить радость или наоборот, высасывать все силы и вызывать раздражение.

Чтобы учебная нагрузка была сбалансированной и не стала ребенку в тягость, нужно не только выполнять требования СанПиН, но и учитывать характер, темперамент, склонности учащегося к определенным предметам и видам деятельности.

К сожалению, это возможно далеко не в каждой школе. Соблюдая нормативы, важно не забывать про индивидуальный подход.

Всегда ваш, Mr. Great

Здоровье и учебная нагрузка, нормы и планирование учебной нагрузки в неделю | Сила Лиса

Какой должна быть нагрузка в школе

Учебная нагрузка российских школьников регламентирована СанПиНом 2.4.2.2821-10 «Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В документе установлено максимальное количество академических часов для учащихся разных классов.

Учебная нагрузка шестиклассниковМаксимальная учебная нагрузка в неделю в общеобразовательных организациях (в академических часах)

Начиная со средней школы дети проводят в школе по 5–6 часов ежедневно. По нормам у пяти- и шестиклассников должно быть не больше шести уроков в день, а начиная с седьмого класса — не больше семи, включая факультативные занятия.

В действительности нагрузка гораздо выше. Помимо занятий по обязательным предметам, дети посещают факультативы, ходят к репетиторам и тратят минимум два часа в день на домашнюю работу.

Согласно исследованиям международной Организации экономического сотрудничества и развития, в 2016 году Россия заняла первое место по объёмам домашних заданий. Российские школьники тратят на них более 10 часов в неделю.

Исследования «Научного центра здоровья детей» показали, что ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения средняя рабочая неделя длится 40 часов.

‍Учебная нагрузка обычного школьника сопоставима с занятостью взрослого работающего человека.

  • Прибавьте к этому переполненные плохо проветриваемые классы, неудобную школьную мебель, невкусную еду в столовых — и поймёте, почему у многих школьников возникают проблемы со здоровьем.

Признаки переутомления

Непосильная учебная нагрузка в школе проявляется в поведении ребёнка:

  • Ребёнок днём чувствует сонливость, а вечером, наоборот, подолгу не может заснуть.
  • У него плохой аппетит.
  • Ему трудно сосредоточиться, он плохо запоминает и не испытывает никакого интереса к учёбе.
  • Младшеклассник становится импульсивным или плаксивым, а подросток — раздражительным, у него постоянно меняется настроение.
  • Ребёнок часто жалуется на головную боль, у него периодически поднимается артериальное давление.
  • Перегруженность учёбой может привести ребёнка к эмоциональному выгоранию.
Читайте также:  Выплата пенсии проживающему за границей

Обнаружив любой из этих симптомов, необходимо обратиться к врачу. Если обследование не выявит проблем со здоровьем, значит, речь идёт о переутомлении, и образ жизни школьника пора менять.

Влияние учебной нагрузки на здоровье школьника

Многие родители считают, что чем больше времени ребёнок тратит на обучение, чем больше кружков и секций посещает, тем успешнее он развивается.

Однако слишком большая нагрузка в школе и на дополнительных занятиях вызывает обратный эффект. Физическая усталость и эмоциональное истощение могут привести к полному исчезновению учебной мотивации.

Но хуже всего, что рост образовательных нагрузок способен спровоцировать проблемы со здоровьем.

По данным Роспотребнадзора, число абсолютно здоровых детей среди учащихся не превышает 10–12%. Более чем у половины школьников есть хронические заболевания. Чаще всего это заболевания желудочно-кишечного тракта, нарушения обмена веществ (ожирение, сахарный диабет), анемия, сколиоз, проблемы со зрением.

Переутомление снижает адаптационные возможности организма, в том числе иммунной системы. Порой дети «цепляют» простуды одну за другой, а карантин в школах длится по нескольку недель.

Чтобы обеспечить ребёнку хорошее образование без вреда для здоровья и психики, необходимо понимать, какая учебная нагрузка будет для него оптимальной.

Переутомление связано не с тем, сколько задают, а с дисбалансом разных видов деятельности. Заболевания связаны, прежде всего, с тем, что ребёнку приходится какие-то вещи делать «через силу». Это форма протеста против того, что не совпадает с волей ребёнка.

Если кому-то по-настоящему в кайф по двенадцать часов в день тренироваться или по шесть часов проводить за роялем — это не перегруз и не приводит к болезням. Важно понимать индивидуальные особенности ребёнка, его интересы, его тип интеллекта, уровень развития мотивации, а также текущее состояние. Ведь мы живые, и порой может просто не быть настроения что-то делать.

Главное — предлагать ребёнку занятия, максимально соответствующие его потребностям.‍Ирина Фомичёва, руководитель учебного отдела «Домашнейшколы Фоксфорда»

Нагрузка в онлайн-школе

Желая снизить нагрузки и сохранить здоровье детей, всё больше родителей меняют форму обучения. Ведь получить образование можно и без посещения школы. Организовать полноценный учебный процесс в домашних условиях помогают онлайн-школы.

В нашей домашней школе изучаются все важные предметы школьной программы, но нагрузка значительно ниже. Почему? Всё дело в том, что у нас нет добровольно-принудительных факультативов, а объём домашних заданий не заставляет подолгу сидеть за уроками.

Ученики, желающие больше изучать любимые предметы и участвовать в олимпиадах, могут дополнить базовую программу углублёнными и олимпиадными курсами. Старшеклассникам доступны также курсы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Но даже если посещать все дополнительные курсы, нагрузка в большинстве классов будет меньше, чем в обычной школе.

Учебный процесс на домашнем обучении организован по индивидуальному плану, что позволяет освободить время на творчество, кружки по интересам и спортивные секции.

Одно из главных преимуществ онлайн-школы состоит в том, что у детей появляется время на любимые занятия.

Так, шестиклассник Степан Павловских перешёл в «Домашнюю школу Фоксфорда» по рекомендации врача, и обучение в онлайн-школе позволило ему вернуться к своим любимым увлечениям.

Учебная нагрузка шестиклассников

«По совету врача я решил перейти на семейное обучение, чтобы поддерживать правильный режим питания. Среди нескольких онлайн-школ мы выбрали “Фоксфорд”. Здесь хорошее расписание, которое позволило мне вернуться в художку, записаться на самбо и в бассейн. В планах ещё заняться каллиграфией и скорочтением».

При обучении на дому ребёнок высыпается и может полноценно питаться. Не нужно рано вставать, чтобы успеть к звонку на первый урок, и никаких перекусов на ходу. Для мамы ученика «Домашней школы Фоксфорда» Анны Воронковой это стало одним из решающих факторов для перехода на семейное образование.

При обучении на дому ребёнок высыпается и может полноценно питаться. Не нужно рано вставать, чтобы успеть к звонку на первый урок, и никаких перекусов на ходу. Для мамы ученика «Домашней школы Фоксфорда» Анны Воронковой это стало одним из решающих факторов для перехода на семейное образование.

Когда фактор стресса окончательно уходит из жизни ребёнка, начинает исправляться ситуация со здоровьем. Ирина Фомичёва рассказала, как с переходом в «Экстернат и домашнюю школу Фоксфорда» у её дочери улучшилось зрение.

Учебная нагрузка шестиклассников

«У Светы даже зрение улучшилось, так как режим дня стал более естественным и пропал фактор стресса. Она девушка принципиальная, и всякий раз, когда сталкивалась в школе с лицемерием или несправедливостью, приходила домой и от негодования швыряла сумку в угол. С переходом на самообразование полёты портфеля по квартире прекратились».

Как справиться с нагрузкой в школе

Если вы не готовы поменять форму обучения, вы можете помочь ребёнку справиться с сильной нагрузкой в школе, воспользовавшись нашими советами:

  • Отдыхать не менее важно, чем учиться. При этом хороший отдых подразумевает смену обстановки. Видеоигры и соцсети дают только иллюзию расслабления. Прогулки на свежем воздухе и живое общение с друзьями восстанавливают силы гораздо лучше.
  • У ребёнка должно быть время на любимые хобби и развлечения. Нет ничего плохого в том, чтобы в выходные он провёл пару часов за компьютером в своё удовольствие.
  • Выстроенный режим дня позволит ученику хорошо высыпаться и оптимально распределять нагрузку. Ребёнок должен спать не менее 8–9 часов в сутки и садиться за домашнее задание не позже 20:00.
  • Правильное питание обеспечит школьника витаминами и микроэлементами, необходимыми для продуктивной учёбы.
  • Выбирайте только те кружки и секции, которые интересны ребёнку.
  • Не стоит требовать от ребёнка идеальных результатов по всем дисциплинам — это ведёт только к стрессу и конфликтам. Всегда поощряйте его старания и предложите помощь, если это необходимо.
  • Помните, что помогать ребёнку с домашним заданием — не значит делать за него. Такая «помощь» не научит ребёнка справляться с учебной нагрузкой.
  • Если ребёнок не справляется с количеством заданий — обсудите ситуацию с другими родителями. Возможно, стоит обсудить сокращение учебной нагрузки на родительском собрании.

Выводы

  • Учебная нагрузка современных школьников слишком велика. Эксперты бьют тревогу, так как физическая усталость и психическое истощение приводят к негативным последствиям для здоровья неокрепшего организма.
  • Дети охотно занимаются тем, что им нравится, а нелюбимые занятия их быстро утомляют. Чтобы учёба давалась школьнику легче, необходимо найти правильную мотивацию и учитывать его интересы.
  • Чтобы помочь ребёнку справляться с нагрузкой в школе, ему необходим режим дня, правильное питание, здоровый отдых и время на развлечения.
  • Семейное обучение помогает избежать чрезмерных нагрузок и оптимизировать график.
  • В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» ученики получают до 50% меньше нагрузки без потери качества знаний. При необходимости базовую программу можно дополнить углублёнными и олимпиадными курсами.
  • При обучении на дому ребёнок может высыпаться, правильно питаться, заниматься спортом или творчеством. Учёба в онлайн-школе проходит в комфортной обстановке и удобном темпе, это позволяет минимизировать стресс, улучшить самочувствие и атмосферу в семье.

Учебная нагрузка шестиклассников

Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

СанПиН 2.4.2.2821-10 о школьных нагрузках

Сколько
уроков может быть у школьников, сколько времени они должны тратить на
домашние задания и как ранжируются предметы по трудности –
ответы на эти популярные вопросы собраны в этом обзоре. 

Читайте также:  Исковое заявление о взыскании неустойки по алиментам (образец) 2023

Как
регулируется недельная нагрузка школьников и какое количество предметов
в день является максимальным?

СанПиН
детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в
течение одного дня.

  • 1
    класс — 4 урока;
    2-4 классы — 5 уроков;
    5-7 классы — 6 уроков (с учетом факультатива и физкультуры в
    какой-то день может быть 7 уроков);
    7-9 классы — 7 уроков 
  • Старшая школа – не более 8 уроков.

В
документе также говорится, что различные по сложности предметы следует
чередовать. В начальной школе не должно быть сдвоенных
уроков. 

Начальная
школа

Учебная нагрузка шестиклассников

В
какое время учебный материал усваивается максимально эффективно?

В
соответствии с приложением 3 к СанПиН  2.4.2.2821-10
«биоритмологический оптимум умственной работоспособности у
детей школьного возраста приходится на интервал 10 — 12
часов». В эти часы отмечается наибольшая эффективность
усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах
организма.

Поэтому
в начальной школе основные предметы должны проводиться на 2 — 3 уроках,
а в старшей – на 2 — 4 уроках. 

Эксперты
напоминают, что максимальная работоспособность приходится на середину
недели, а в понедельник и пятницу она снижается.

 Поэтому в
идеале распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким
образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду.

На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие
наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим
баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни
недели. 

Контрольные
работы следует проводить на 2 — 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы,
требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны
группироваться в один день.

Учебная нагрузка шестиклассников

Сколько
времени ребенок должен тратить на выполнение домашнего задания?

В
соответствии с СанПиН обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением
дополнительных требований. Одними из таких требований является обучение
без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних
заданий (п.10.10 СанПиНа).

Санитарные
правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к
общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный
день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его
выполнение не превышали (в астрономических часах):

во
2 — 3 классах — 1,5 ч.,
в 4 — 5 классах — 2 ч.,
в 6 — 8 классах — 2,5 ч.,

в 9 — 11 классах — до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).

Следует
отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит
от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его
деятельности. 

Старшие
классы

Учебная нагрузка шестиклассников

Сколько
упражнений по русскому языку или примеров и задач по математике может
задать на дом учитель?

Примерный
объем домашних заданий, которые может задать учитель может содержаться
в локальном акте школы.  Образовательные организации
разрабатывают данное положение самостоятельно.

Справочно:

Санитарно-эпидемиологические
нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом,
которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во
время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для
школ периодически дополняется
и изменяется. 

Правила,
прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех
государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны
учитываться при разработке нормативной и технической документации,
которая проходит согласование в соответствующих инстанциях

Какое максимальное количество уроков допустимо для учащихся разных классов?

Перегруженность школьников — одна из проблем современной школы. Для того, чтобы дети во время учебного процесса не переутомлялись, сохраняли свое физическое и психическое здоровье, гигиенические требования ограничили количество допустимых уроков в день.

Документом, который регламентирует максимальное количество уроков в день/в неделю, является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.

2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН).

Уроки — это неотъемлемая часть учебного процесса. Современная школа может предложить на сегодняшний день множество занятий и во второй половине дня. Сколько уроков должно быть в режиме дня обязательно, а на какие занятия ребенок может ходить по желанию, выясним ниже.

  • СанПиН распределяет объем образовательной нагрузки на аудиторную и общую.
  • Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка в течение дня будет составлять:
  • — для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков;
  • — для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков;
  • — для обучающихся 5-6-х классов — не более 6 уроков;
  • — для обучающихся 7-11-х классов — не более 7 уроков.
  • Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
  • — для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • — для обучающихся 2-4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
  • — для обучающихся 5-7 классов — не более 7 уроков;
  • — для обучающихся 8-11 классов — не более 8 уроков.
  • Превышение указанных выше нормативов недопустимо. Гигиенические требования также устанавливают требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся:
Классы Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)
При 6-ти дневной неделе, не более При 5-ти дневной неделе, не более
1 21
2-4 26 23
5 32 29
6 33 30
7 35 32
8-9 36 33
10-11 37 34

Помимо обязательных уроков существуют факультативные занятия, которые относятся к внеурочной деятельности, и платные образовательные услуги. ФЗ от 29.12.

2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет факультативные занятия, как необязательные.

Существуют элективные учебные предметы, которые являются обязательными для выбора учащегося из перечня, предлагаемого школой после получения основного общего образования (в 10 и 11 классе) (ст.34 Закона).

Факультативные занятия ребенок может посещать по своему желанию и желанию родителей. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений (СанПиН). Учащиеся имеют право выбирать помимо обязательных учебных предметов любые другие курсы, дисциплины, преподаваемые в школе (ст.34 Закона).

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) Независимо от продолжительности учебной недели с 1–11 класс, не более 10 часов. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Стоит отметить, что существует Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

Письмо определяет, что основная общеобразовательная программа может реализоваться как через урочную, так и через внеурочную деятельность. Данное рекомендательное Письмо обозначает внеурочную деятельность, как неотъемлемую часть образовательной деятельности, которая является обязательной.

Письмо определяет количество часов внеурочной деятельности в следующем объеме:

  • до 1350 часов на уровне начального общего образования;
  • до 1750 часов на уровне основного общего образования;
  • до 700 часов на уровне среднего общего образования.
  1. Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объем часов как в учебное, так и в каникулярное время.
  2. Обучающийся имеет право выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности в соответствии с установленным образовательной организацией в плане внеурочной деятельности количеством часов.
  3. Особенности организации учебного процесса, которые должны снизить нагрузку на детей во время учебного процесса:
  • Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4-х классов — 2-3-м уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4-м уроках.
  • В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).
  • В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.

Нередко родители записывают своего ребенка на множество дополнительных кружков, секций, не учитывая возраста и возможностей ребенка.

В результате часто можно наблюдать, как ребенок с трудом справляется с учебной нагрузкой, приходит с утра в школу уже уставшим, снижается уровень успеваемости.

В данном случае стоит грамотно расставить приоритеты и оставить в графике и расписании ребенка только самые необходимые занятия.

  • Автор — Сафиулина Нурия Романовна
  • 01.03.2016
  •   Все консультации автора