Библиографическая ссылка на статью:
Манукян Н.А. Конституционно-правовая защита семьи, материнства, отцовства и детства // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/10/26153 (дата обращения: 02.06.2022).
- Научный руководитель: Мишунина Алена Александровна
- профессор кафедры конституционного и муниципального права
- Института государства и права Тюменского государственного университета, доктор юридических наук
Законодательство нашей страны, декларирует, что защита семьи, материнства, отцовства и детства в свою очередь непосредственно обладают конституционно-правовым фундаментом, в него входят все инструменты, законы субъектов РФ и прочие нормативно правовые акты, которые в свою очередь направлены на регулирование и защиту российских семей. Тем не менее, материнство, детство, отцовство и семья согласно Семейному кодексу РФ представляют собой субъекты государственной защиты[4].
Необходимо отметить тот, факт, что защита семьи, материнства, отцовства и детства осуществляется с учетом особенностей правового регулирование государства в данной сфере, также при решении данных вопросов государство не только опираться на законодательство, но и на общие представления о семейных отношениях.
Стоит отметить, что в первую очередь при защите интересов семьи, материнства, отцовства и детства необходимо руководствоваться Конституцией РФ именно она является главным гарантом в данном направлении, в ней отмечено, что наше государство отвечает за семейный институт. Если говорить, более доступным языком семейный институт для нашего правительства является весьма важным вопросом.
Исторически так сложилось, что формирование государства, его устройства, взаимоотношения между людьми и отдельными образованиями нуждаются в регулировании. Регулятором выступают нормы права, которые, будучи зафиксированными как итоговые постулаты, обязательные для всех и всеми признаваемых, легитимных.
Именно право и формирующие его нормы и правила – это залог построения устойчивого, стабильного общества и государства. Границы дозволенного, запреты, правила поведения, методы реагирования на нарушения, способы наказания и многое другое – все это определяется и регулируется именно правом.
Государственная власть реализуется не только как властная, карательная, но и путем защиты и оказания поддержки своим гражданам. Благополучия в обществе во многом определяется тем, насколько материально обеспечены и защищены от разного рода незаконных посягательств семьи.
Общепризнанным является тот факт, что женщина в период беременности, а также после рождения ребенка уязвима, она большую часть своего времени отдает именно ребенку, вследствие чего нуждается в помощи со стороны. Исходя из признания равенства родителей и супругов. За отцами также признается право на воспитание детей и, как следствие, на получение поддержки от государства.
Однако законодательство Российской Федерации крайне несовершенно, его нормы во многих случаях могут быть истолкованы двояко и неверно пониматься правоприменителями. Право толкования норм права, осуществления их проверки на соответствие положениям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, обладает Конституционный Суд Российской Федерации.
Толкование, которое дается Конституционным Судом Российской Федерации не может оспорено никем и в практике нормы права должны применяться с учетом разъяснений, изложенных в определениях и постановлениях данного суда. Изучение и анализ решений, принимаемых Конституционным Судом Российской Федерации, позволяет в дальнейшем применять нормы права более корректно.
Семейные отношения являются неотъемлемой и важнейшей частью социальной жизни общества. Они закреплены и регулируются семейным законодательством в Конституции РФ.
Понятие «семья» играет большое значение в жизни общества. Существует определенный ряд правил, норм и принципов, которые ориентируют и регулируют семейные отношения.
Понятия уважения и любви в семье не могут контролироваться государством, но защитить члена семьи от грубости, насилия, жестокого отношения и обращения с детьми, стариками, женщинами государство обязано.
Начиная с младенчества, семейным кодексом РФ предусмотрен постоянный контроль государства по охране материнства и детства, прав, а также обязанностей родителей по отношению к несовершеннолетним детям.
[7]
Семья, материнство, отцовство и детство – в Российский Федерации эти ценности находятся под защитой государства.
В Конституции РФ говорится об укреплении семьи, основой которой являются чувства взаимной любви и уважения, а также чувства взаимопомощи и ответственности.
Особо отмечено то, что не должно быть какого-либо вмешательства в дела семьи извне, а также о защите своих прав членов семьи в судебном порядке.
Семья, материнство, отцовство и детство – в Российский Федерации эти ценности находятся под защитой государства.
В Конституции РФ говорится об укреплении семьи, основой которой являются чувства взаимной любви и уважения, а также чувства взаимопомощи и ответственности.
Особо отмечено то, что не должно быть какого-либо вмешательства в дела семьи извне, а также о защите своих прав членов семьи в судебном порядке.
Под конституционно-правовой защитой материнства, отцовства и детства следует понимать закрепленные в нормах конституционного права основы деятельности органов публичной власти, государственных, общественных организаций действующих в целях устранения препятствий на пути осуществления прав матери и ребенка, а также восстановления нарушенных прав и наказания виновных в их нарушении». Детство относится к самостоятельной конституционно-правовой категории.
В Конвенции о правах ребёнка содержатся следующие положения: ребёнок по причине своей умственной и физической незрелости, требует специальной заботы и охраны, в том числе защите его правовых интересов, как до рождения, так и после. Указанная норма не включена ни в один из законодательных актов РФ, хотя с юридической точки зрения её нужно закрепить.
К одному из важных элементов конституционно-правового статуса детей относятся принципы, согласно которым осуществляются отношения в сфере детства.
К принципам могут относиться только те правила, которые являются признанными государством и обществом, и в то же время относятся к разряду ключевых установок и идей правового статуса человека и гражданина РФ.
Принципы, относящиеся к правовому статусу личности, закреплены в Конституции РФ, они в равной степени должны быть применены в случае реализации прав и свобод детей. Всеобщий характер данных принципов можно объяснить их универсальностью, другими словами возможностью их применения независимо от возраста человека.
Автор считает, что появление системной программы могло бы позволить приблизить государство к уровню целостного и стройного механизма по защите материнства, детства, отцовства.
Соответствующая программа приведет к тому, что можно избавится от барьеров и противоречий в законодательстве.
Например, ежедневно сталкиваются с тем, что не принимают молодых девушек на работу (работодатели заранее предусматривают, что молодые специалисты уйдут в декретный отпуск).
- В современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость, что обуславливает необходимость создания, федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты.
- По мнению автора, для совершенствования конституционно-правовой защиты семьи, материнства, отцовства и детства необходимо:
- — повышенная уголовно-правовая охрана семьи, что ведет к предотвращению домашнего насилия, в первую очередь в отношении детей и женщин;
- — гарантия социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
- — повысить государственные пособия гражданам, имеющим детей.
Проблематика охраны семьи, материнства, отцовства и детства по- прежнему сохраняет свою актуальность, касаясь вопросов жизнедеятельности каждого жителя нашей страны.
Необходим общий системный анализ не только законодательства в области охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства, но и степени эффективности правозащитных механизмов в данной сфере.
Однако в настоящее время можно наблюдать в информационном пространстве огромное количество материалов эмоционального, политизированного характера, и лишь отдельные разрозненные научные исследования в рассматриваемой области правовых отношений.
Таким образом, институт семьи, материнства, отцовства и детства предполагает характерную цепочку социальных факторов, которые затрагивают все проблемы общества и развитие его в целом, союз и передача от поколения к поколению, признание государством выполнение своих обязанностей по правам каждого гражданина. Сказанное объясняет, почему Конституция РФ объединяет требования защиты государством этих институтов в рамках одной статьи.
Сегодня защита семьи, материнства, отцовства и детства является приоритетной в национальных проектах и важной в государственной семейной политике.
Библиографический список
Социальная защита материнства, отцовства и детства по законодательству РФ
Определение 1
Материнство – это основная биологическая функция женского организма, а также статус женщины, которая готовится стать или уже стала матерью.
Отцовство – это состояние, которое отражается родство между отцом и его ребенком.
Детство – это период развития индивида, который продолжается с его рождения и до момента совершеннолетия (18 лет) или достижения иного возраста, с которым на законодательном уровне связывают наступление полной гражданской дееспособности. Согласно положений статьи 21 ГК РФ полная дееспособность наступает при вступлении несовершеннолетнего лица в брак, а также вследствие эмансипации.
На современном этапе развития в РФ семья, материнство и детство в соответствии с положениями Конституции РФ находятся государственной защитой.
Таким образом, согласно положений основного закона РФ на государственном уровне обеспечиваются защита и поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Также защита семьи регламентируется и на международном уровне, так согласно положений Всеобщей декларации прав человека семья является естественной и основной ячейкой общества и вправе рассчитывать на защиту со стороны государства.
Защита материнства, отцовства и детства
На сегодняшний день для обеспечения достойного уровня социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства государство должно осуществлять грамотную и эффективную политику в данной области, чему в том числе способствует установление международных и национальных стандартов и принципов социального обеспечения семьи, материнства, отцовства и детства. Согласно принятых на международном уровне обязательств РФ обязана реализовывать все возможные мероприятия для обеспечения защиты прав и интересов детей, минимизировать дискриминацию по признаку пола, оказывать поддержку семьям с детьми, а также неполноценным семьям.
- На современном этапе развития приоритетами семейной политики, осуществляемой государством, можно назвать утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение существующих духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, формирование благоприятных условий для обеспечения семейного благополучия, обеспечение роста авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной стабильности семьи.
- Важнейшей целью социальной политики, осуществляемой государством, направленной на улучшение положения детей в РФ можно назвать преодоление нарастания отрицательных тенденций и стабилизацию положения детей, формирование предпосылок дальнейшей положительной динамики процессов жизнеобеспечения детей.
- Перечисленные генеральные направлений социальной политики требуют решения частных задач.
- Одной из наиболее крупных задач в данной сфере можно назвать укрепление правовой защиты детства. В рамках данной задачи необходимо реализовывать следующие мероприятия:
- Совершенствование существующего российского законодательства, его приведение к международным нормам права;
- Усиление защиты прав детей личного и имущественного характера.
Также в качестве крупной задачи можно рассматривать поддержку семьи как важной среды обеспечения потребностей детей. В рамках данной задачи необходимо реализовывать следующие мероприятия:
- Обеспечение благоприятных условий для улучшения материального положения семей, имеющих детей;
- Совершенствование системы социального обеспечения нуждающихся семей, обеспечения увеличения перечня предоставляемых услуг социального характера;
- Обеспечение благоприятных условий для воспитания детей.
Обеспечение в полной мере безопасного материнства и охраны здоровья детей можно также рассматривать в качестве первоочередной и важной задачи социальной политики государства в сфере защиты материнства, детства и отцовства. В рамках данной задачи необходимо реализовывать следующие мероприятия:
- Обеспечение благоприятных условий для безопасного материнства и рождения не только здоровых, но и желанных детей;
- Снижение уровня смертности матерей и младенцев;
- Осуществление профилактических мероприятий, направленных против различного рода инфекционных и паразитарных заболеваний, улучшение психоневрологического и психического обследования детей, обеспечение проведения диспансеризации детей.
На сегодняшний день улучшение питания детей также рассматривают как одну из важных задач социальной политики в данной области. В рамках этой задачи необходимо реализовывать следующие мероприятия:
- Обеспечение полноценного питания младенцев;
- Минимизация недоедания детей, беременных, а также кормящих женщин;
- Обеспечение роста уровня качества и безопасности питьевой воды и продуктов питания.
Обеспечение воспитания, образования и развития детей также является немаловажной задачей социальной политики. В рамках данной задачи необходимо реализовывать следующие мероприятия:
- Обеспечение желающих доступа к получения среднего общего образования (минимальное требование);
- Активное развитие системы дополнительного образования, формирование благоприятных условий для нравственного развития детей, освоения ценностей культуры.
Важной также является задача поддержки детей, которые попали в трудные жизненные обстоятельства. В рамках данной задачи необходимо реализовывать следующие мероприятия:
- Обеспечение необходимого уровня защиты детей в условиях наступления чрезвычайных ситуация;
- Обеспечение отдельным группам детей (инвалидам, сиротам) условий для полноценного духовного и физического развития.
Установление материнства: в судебном порядке – пошаговый алгоритм
Под установлением материнства понимается процесс установления происхождения ребенка с последующим признанием женщины его матерью.
По общему правилу матерью выступает женщина, родившая малолетнего в медицинском учреждении или ином месте с участием или без участия врача.
Установление материнства может проводиться в ЗАГСе на основании документов из медицинского учреждения, где женщина рожала, либо на основании свидетельских показаний и показаний акушера, если роды проводились дома.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.
Правовые особенности установления материнства
Установление материнства по общему правилу проводится в отделении ЗАГСа при регистрации ребенка на основании соответствующих документов из медицинского учреждения.
В случае, когда невозможно подтвердить факт рождения посредством выписки из родительного дома, допускается установления факта в судебном порядке.
Внимание! В семейном законодательстве РФ не установлен отдельный порядок для признания материнства в судебном порядке, поэтому по аналогии применяется порядок признания отцовства в отношении ребенка.
Судебное разбирательство инициируется, если для регистрации женщины в качестве матери несовершеннолетнего ребенка отсутствуют основания. Женщине потребуется доказать суду, что она является биологической или фактической (если ребенок рождён с помощью суррогатного материнства или ЭКО) матерью ребенка.
Независимо от оснований для обращения в суд установление материнства проводится по общим правилам, часто проводится ДНК-экспертиза для установления биологического родства матери и ребенка.
Важно! В случае, если установление материнства проводится в отношении совершеннолетнего гражданина, то процедура осуществляется только при его согласии. При отсутствии согласия со стороны совершеннолетнего ребенка в рассмотрении искового заявления будет отказано.
Основания для установления материнства
Согласно ст. 47 СК РФ, основанием для взаимных прав и обязанностей между детьми и родителями является биологическое происхождение ребенка от его матери и отца, которое удостоверено в соответствии с законодательством РФ. Данные нормы распространяются как на детей, рождённых в браке, так и на детей, рождённых вне брачных отношений, в соответствии с положениями ст. 53 СК РФ.
В соответствии с нормами закона родственная связь между матерью и ребенком регистрируется в отделе ЗАГС. Допускается обращение в орган ЗАГСа, расположенный по месту регистрации или временного проживания матери, либо по месту расположения роддома. Процедура регистрации осуществляется в порядке, определенном ФЗ № 143-ФЗ от 15 ноября 1997 года.
Происхождение ребенка от матери обуславливается их кровным родством, поэтому данный признак является важнейшим основанием для признания женщины матерью несовершеннолетнего. У данного правила имеются несколько исключений.
К исключительным случаям установления материнства без биологического родства относятся следующие случаи:
- Проведение процедуры ЭКО (Экстракорпорального оплодотворения), при которой использовались донорские яйцеклетки. В таком случае биологического родства между матерью и ребенком не будет, даже несмотря на случаи, когда мать смогла выносить и родить ребенка.
- Рождение ребенка посредством суррогатного материнства с использованием или без использования яйцеклетки женщины, которой потребовалась такого рода услуга. В таком случае матерью признается та женщина, которая обратилась за услугой суррогатного материнства в соответствующую компанию либо к другой женщине лично. В обязательном порядке такого рода услуги подкрепляются договором с установлением порядка передачи ребенка, а также гонораром суррогатной матери.
Порядок установления материнства
В зависимости от способа установления материнства порядок проведения процедуры существенно отличается, поэтому заявителям необходимо учитывать различность действий в каждом из случаев.
Также необходимо учитывать положения Раздела VI ГПК РФ, в случае рассмотрения дела в порядке особого производства суд может установить факт рождения ребенка, при отсутствии официальных документов.
Однако при наличии спора о материнстве дело рассматривается а порядке искового производства.
На территории РФ установление материнства осуществляется двумя способами:
- В административном (общем) порядке – установление материнства через органы ЗАГСа при предъявлении подтверждающих документов и заявления. Такой порядок предусматривается, когда основания для отказа в регистрации ребенка отсутствуют.
- В судебном порядке – в случае, если мать ребенка или иное лицо не могут предоставить документы, подтверждающие факт рождения ребенка. Единственным способом установления материнства в такие случае является обращение в суд.
Независимо от оснований и причин установления материнства в отношении совершеннолетнего или несовершеннолетнего ребенка порядок действий является общим, однако существенно могут отличаться необходимые документы и особенности составления искового заявления.
Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы
Установление отцовства через ЗАГС
Для того, чтобы зарегистрировать рождение ребенка мать должна обратиться в отдел ЗАГС. Документом подтверждающим родство, является медицинское свидетельство о рождении.
Это документ, который выдает роддом при выписке ребенка.
Если женщина потеряла документ, то она может обратиться в роддом, в котором проходили роды или куда мать и ребенок помещались для осмотра (при родах вне организации).
Медицинское свидетельство о рождении выдается только в том случае, если мать предъявила паспорт при помещении в роддом. В противном случае родственная связь может быть установлена только через суд.
Установить материнство в административном порядке можно, пока рождение не зарегистрировано. Внести изменение в актовую запись можно будет только через суд. Обратиться в ЗАГС для установления материнства может мать или отдел опеки от ее имени.
Пример. Анна жила в цыганском таборе. Девушка родила сына. Ему дали имя Александр, но официально рождение зарегистрировано не было. Когда мальчику исполнилось 3 года, он заболел. Анна вызвала скорую помощь. Женщина и ребенок были доставлены в стационар. Медицинские работники пояснили, что ребенку необходимы документы.
Но Анна утеряла медицинское свидетельство о рождении, а роды проходили в городе за 400 км от текущего места жительства. Женщина обратилась за помощью в отдел опеки. Специалист сделал запрос в медицинское учреждение и получил документ. Анна обратилась в отдел ЗАГС и зарегистрировала рождение ребенка.
Таким образом, Александр получил свидетельство о рождении только в 3 года.
Порядок действий:
- Получение медицинского свидетельства о рождении.
- Обращение в отдел ЗАГС.
- Подача заявления и документов.
- Получение свидетельства о рождении.
Процедура установления материнства через ЗАГС абсолютно бесплатна. Документы выдаются в течение 30 минут с момента обращения.
В органы ЗАГСа предоставляются следующие документы:
- Заявление установленной формы. Бланк документа выдаётся на месте при личном обращении заявителя, либо его можно заполнить на сайте Госуслуги и подать заявление онлайн.
- Документ установленной формы о рождении ребенка медицинском учреждении, либо о рождении вне медицинского учреждения, на основании обращения женщины после родов.
При государственной регистрации ребенка госпошлина не уплачивается, поэтому первичное свидетельство о рождении выдаётся бесплатно. Пошлина уплачивается, если первое свидетельство было утеряно.
Если отдел ЗАГС отказывает в установлении материнства, то необходимо получить письменный отказ и обжаловать его в суде.
Юрист. Стаж 4 года. Основное направление деятельности – семейное право. Принимаю активное участие в судах в качестве представителя.
Установление отцовства в судебном порядке
Исковое производство при заявлении об установлении материнства необходимо в следующих случаях:
- Полное отсутствие документального подтверждения рождения ребенка заявительницей, а равно и отсутствие свидетелей, готовых подтвердить рождение ребенка. Часто такие случаи возникают при утрате документов вследствие стихийных бедствий, пожара, либо их неумышленного или умышленного уничтожения.
- Рождение ребенка под вымышленным именем в родильных домах с последующим уходом от родительских обязанностей. Женщина скрывается из медицинского учреждения, а через какое-то время заявляет о своих правах в суде. У таких женщин есть возможность восстановить свои права, однако суд в первую очередь учитывает такие действия с точки зрения вреда или пользы для ребенка.
- Намеренной или ненамеренной подмены ребенка сотрудниками медицинских учреждений, где женщина родила ребенка. Такие случаи встречаются достаточно редко, но все-таки бывают. В таком случае женщина может заявить о своих правах в любое время, если установит, что ее ребенок не является ее биологическим родственником.
- Установление факта смерти ребенка при благоприятных условиях для его жизни и здоровья сотрудниками медицинских учреждений с последующим установлением факта подмены детей. В таком случае женщина вправе не только требовать установления материнства, но и привлечения работников родильного дома к уголовной ответственности.
- Кража ребенка независимо от его возраста, а затем объявление несовершеннолетнего спустя какое-то продолжительное или непродолжительное время. В таком случае материнство подтверждается биологическим родством и при обнаружении родства, ребенок передается матери с последующим психологическим восстановлением для каждой из сторон.
- Желание совершеннолетнего гражданина установить факт материнства, если по какой-либо причине данный факт находится под сомнением. Часто такие ситуации возникают при утрате документов, устанавливающих материнство и отцовства. Отсутствие необходимых бумаг обнаруживается после смерти матери, поэтому ребенок вынужден обращаться в суд, так как в противном случае он не сможет получить наследственную массу.
- Иные основания, при которых женщине требуется подтверждение родства с ребенком и установление материнства.
При обращении в суд применяется следующий порядок действий:
- Сбор необходимых документов, подтверждающих родство.
- Привлечение свидетелей, готовых подтвердить факт рождения ребенка.
- Составление искового заявления, в соответствии с нормами ст. 131 ГПК РФ.
- Составление ходатайств об истребовании доказательств при необходимости, о проведении ДНК-экспертизы, а также о вызове свидетелей.
- Оплата государственной пошлины.
- Подача искового заявления в суд.
- Участие в предварительном судебном заседании, затем участие в основном процессе.
- Получение решения суда.
- В случае необходимости обжалование решения суда в вышестоящий суд.
Важно! К сложным делам, где потребуется проведение объемной работы по поиску доказательств, свидетелей и (или) восстановлению утраченных документов, необходимо подключать юристов. Ни один гражданин не сможет самостоятельно подготовиться к процессу, если он требует специальных знаний и умений.
Кто имеет право заявить об установлении материнства?
Обратиться в суд по поводу установления материнства могут заинтересованные в судьбе ребенка лица, прямо установленные законодательством РФ. Иные категории неравнодушных граждан могут обратиться в органы опеки и действовать через них.
К лицам, которые имеют право заявить об установлении материнства, относятся:
- один или оба родителя, независимо от причин и оснований для проведения процедуры;
- опекун матери, если мать ребенка является недееспособной;
- опекун несовершеннолетнего ребенка или совершеннолетнего ребенка-инвалида;
- руководитель государственного учреждения либо представитель государственного учреждения, в котором содержится ребенок на полном государственном обеспечении;
- органы опеки и попечительства;
- попечитель несовершеннолетнего ребенка, если попечитель исполняет функции не только материального обеспечения потребностей, но фактического воспитания;
- прокурор;
- сам ребенок, если на момент подачи искового заявления он достиг совершеннолетия, а равно прошел процедуру эмансипации до достижения возраста восемнадцати лет.
Необходимые документы
В зависимости от способа установления материнства предоставляются различного рода документы и иные доказательства материнства. Наиболее простой случай установления юридического родства – оформление материнства в отношении ребенка в органах ЗАГСа при регистрации ребенка.
При рассмотрении дела об установлении материнства е судебном порядке количество и характер документов зависит от индивидуальных особенностей дела, поэтому говорить о каком-то общем количестве прилагаемых документов нельзя. В зависимости от того кто именно выступает истцом, а также от оснований для подачи иска, формируется перечень приложений и документов.
Часто к искам об установлении материнства прикладываются:
- Свидетельство о рождении ребенка;
- Выписки из родительного дома;
- Ходатайство о вызове свидетелей для подтверждения факта рождения ребенка;
- Паспорт заявителя;
- Документы попечителя или опекуна;
- Выписка из домовой книги;
- Ходатайство об истребовании доказательств или проведении экспертизы ДНК;
- Договор с суррогатной матерью, либо учреждением, которое занимается подбором суррогатных матерей;
- Любые другие документы, имеющие отношение к делу.
Исковое заявление составляется в соответствии с требованиями ст. 131 ГПК РФ. В нем указывается информация о сторонах и третьих лицах, участвующих в процессе, а также подробно описывается суть подаваемого иска.
Образец искового заявления об установлении материнства:
Истец должен изготовить копии иска по количеству участников процесса, а также оставить один экземпляр себе для проставления отметки о принятии заявления к рассмотрению, а также один экземпляр для суда.
Подсудность и госпошлина
Дела об установлении материнства рассматриваются в районных или городских судах по месту регистрации ответчика или истца.
Споры имеют альтернативную подсудность – в случае, если на иждивении у истца имеются несовершеннолетние дети, то он имеет право обратиться в суд не по месту регистрации или проживания ответчика, а по собственному адресу. Предоставление права на альтернативную подсудность по установлению материнства предоставляется по аналогии с исковыми заявлениями об установлении отцовства.
Важно! В случае если иск об установлении материнства подал совершеннолетний ребенок, то правила альтернативной подсудности не применяются. Ребенок должен обращаться в суд по месту регистрации ответчика – своей матери.
Размер государственной пошлины по данной категории исков фиксированный, так как иски об установлении материнства относятся к неимущественным спорам. Государственная пошлина устанавливается пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, и составляет 300 рублей.
Заключение Эксперта
Установление материнства – редкий для России процесс придания факта рождения ребенка у конкретной женщины, так как в большинстве случаев роды проходят в медицинских учреждениях. Перед выпиской из роддомов женщина получает документ, подтверждающий факт проведения родов, поэтому с регистрацией ребенка и установлением материнства не возникает никаких сложностей.
Подведем итоги:
- Установить материнство можно через ЗАГС или через суд.
- Обратиться в ЗАГС можно при наличии медицинского свидетельства о рождении.
- Если рождение ребенка уже зарегистрировано, то необходимо обратиться в суд.
- Установление материнства через ЗАГС осуществляется на бесплатной основе, а через суд — с оплатой госпошлины в 300 р.
При наличии каких-либо сложных обстоятельств, подводных камней и споров по поводу материнства с другими женщинами, в том числе с суррогатными матерями, участие юриста необходимо. Такие правоотношения очень плохо регламентированы законодательством, поэтому для защиты своих прав и прав и интересов ребенка женщине необходимо привлечение специалиста.
Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства в Российской Федерации
Сыстерова, Е. В. Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства в Российской Федерации / Е. В. Сыстерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 212-213. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90155/ (дата обращения: 21.10.2022).
В условиях нарастающего мирового финансового кризиса поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства приобретает все большую актуальность. Семья — это основная ячейка общества, определяющая его основу.
Следовательно, данный институт должен представлять для государства особую ценность, что обусловливает правовую защиту семьи в целом.
В этой связи в статье рассматриваются меры поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, определяются некоторые конституционно-правовые проблемы в этой сфере, предлагаются меры для их преодоления.
Ключевые слова: материнство, детство, защита, отцовство, социальная политика, ребенок, семья, социальная помощь, материнский капитал
Поддержка и защита института семьи является одним из наиболее важных направлений социальной политики России. Семья, материнство, отцовство и детство — это ключевые объекты социальной помощи, поскольку от благополучного состояния каждой семьи зависит общее благосостояние общества, его демографическая безопасность [1, с.45].
Институт семьи имеет особую значимость, поскольку от занимаемого им положения в обществе, молодое поколение определяет степень доступности экономических, правовых, образовательных и других возможностей для рождения и воспитания детей. В современной России на протяжении долгого времени большой проблемой является демографический кризис.
В связи с последствиями пандемии эта проблема еще больше усугубляется.
По словам аналитиков РАНХиГС в мониторинге демографической ситуации: «Текущий социально-эпидемиологический кризис, вызванный пандемией коронавируса, окажет преимущественно негативное влияние на репродуктивное поведение населения за счет социального стресса (психологическая подавленность, вызванная большим количеством смертей; негативные экономические ожидания) и сопутствующего экономического кризиса (потери в доходах домохозяйства; вероятные потери на рынке труда)» [2, с.113]. В сложившихся условиях государство должно быть заинтересовано в повышении уровня благосостояния и защиты российских семей.
Семейные отношения в силу их места в социальной жизни общества, закрепляются и регулируются Конституцией РФ и семейным законодательством.
Согласно части 2 статьи 7 Конституции РФ «в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства». Также в пункте 1 статьи 38 Конституции РФ закреплено: «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [3].
Исходя из этих положений, можно утверждать, что семейная политика является одним из приоритетных направлений деятельности государства.
В России действительно обеспечивается конституционно-гарантированная поддержка института семьи посредством выплаты пособий семьям с детьми, социальная поддержка многодетных семей, предоставление отпуска одному из супругов по уходу за ребенком и др. Однако в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства имеют место конституционно-правовые проблемы, требующие решения.
Одной из таких проблем, существующей в российской действительности, является «отсутствие системы оказания адресной социальной помощи в сфере семьи, материнства и детства и отсутствие социального патронажа с целью выявления потенциальных клиентов социальных служб» [4, с.138].
Ее суть заключается в том, что социальная помощь оказывается лишь при условии непосредственного обращения в социальную службу или социальное ведомство согласно российскому законодательству (часть 2 статьи 8 ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Небезосновательно полагать, что многие люди, которые действительно нуждаются в поддержке, не информированы о существовании таких учреждений и способах обращения к ним за помощью. Лутовинова Н. В. и Овсянникова А. А.
приводят опыт европейских стран, а именно наличие социальных педагогов и социальных психологов, которые наблюдают за поведением детей, интересуются их жизнью, а также оказывают помощь конкретной семье при возникновении различных внутренних проблем на ранних этапах.
К сожалению, в России такая система не развита. Внимание неблагополучным семьям оказывается лишь после непоправимых событий, правонарушений. Существует необходимость разработки профилактических услуг семьям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.
Например, работа по предупреждению социально опасных ситуаций в семье с целью стабилизации внутрисемейных отношений.
Таким образом, государству следует увеличить долю расходов на услуги профилактики, которые должны оказываться семье на самой ранней стадии неблагополучного положения.
Следующей конституционно-правовой проблемой является оказание социальной помощи семьям только с низкими доходами [5, с.64]. Если у родителей низкий совместный доход, то они имеют право получения социальной выплаты на детей (пункт 2 статьи 1 ФЗ № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»). Ходусов А. А.
отмечает здесь противоречие: социальная помощь связана с низким доходом членов семьи или же с поддержкой института семьи, материнства, отцовства и детства как такового? Из первого варианта вытекает, что государство, предоставляя материальную помощь семьям с низким совокупным доходом, стимулирует социально-экономическое неблагополучие.
Если же такая поддержка предоставляется только при наличии факта рождения ребенка, то почему она связана с доходами семьи? Ведь рождение детей происходит и в связи с решением демографической проблемы семьями, обладающими доходом выше минимального. Следовательно, государство оказывает социальную помощь при нахождении ребенка в сложном социально-экономическом положении.
Такой подход не способствует росту уровня благополучия семей и решению демографического кризиса в РФ.
Для решения описанной проблемы государству следует усовершенствовать концепцию государственной семейной и демографической политики. В частности, выработать индивидуальный подход к потенциальным клиентам социальных служб в определении правового статуса граждан. Помимо материального положения следует учитывать и спектр других проблем, с которыми может столкнуться та или иная семья.
В качестве другой конституционно-правовой проблемы можно выделить отсутствие закрепленных в нормах права способов использования материнского капитала родителями, отбывающими наказание в местах лишения свободы.
На данный момент в законодательстве и разъяснениях пенсионного фонда не закреплено, каким образом родитель, отбывающий наказание в виде лишения свободы, может использовать материнский капитал.
Возможно ли по доверенности передать право на распоряжение супругу или другому близкому родственнику, или иным лицам, которые оформляют опеку над малолетним, например, для оформления сделки по приобретению жилого помещения в преддверии освобождения из исправительного учреждения, или она должна дождаться своего освобождения, чтобы решить вопросы своего бытового устройства и налаживания нормальной жизни вместе со своим ребенком (детьми)? [6, с.62]
Таким образом, следует учитывать интересы родителей, которые отбывают наказания в местах лишения свободы и закрепить их права в законодательстве в отношении материнского капитала.
Правовая проблематика поддержки семьи, материнства, отцовства и детства по сей день сохраняет свою актуальность, касаясь вопросов жизнедеятельности каждого гражданина России. Представляется необходимым анализ законодательства по защите семьи, материнства, отцовства и детства, эффективность правозащитных механизмов в данной сфере.
Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства является важной в государственной семейной политике и национальных проектах. Именно поэтому конституционно-правовое регулирование защиты этого института в РФ нуждается в определённом совершенствовании, направленном на решение существующих проблем.
Литература:
- Низиньковская, В. В. Правовая природа материнства, отцовства и детства в современной России / В. В. Низиньковская. — непосредственный // Вестник Таганрогского института управления и экономики. — 2020. — № 1 — С.45
- Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2020. № 9 (111). Апрель; под ред. Гуревича В. С., Дробышевского С. М., Колесникова А. В., Мау В. А., Синельникова-Мурылева С. Г. / Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. — С.113