Должны ли торговые центры предоставлять бесплатную парковку на своей территории

Должны ли торговые центры предоставлять бесплатную парковку на своей территории

С 1 января 2020 года вступил в силу приказ Минтранса России от 17 мая 2018 г. № 199 (далее – приказ № 199), которым утверждены новые требования к парковкам (парковочным местам) для обеспечения стоянки транспортных средств (далее – ТС), принадлежащих юрлицам и ИП. Они касаются перевозчиков, осуществляющих коммерческие перевозки или перевозки для собственных нужд в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Изменение правил парковки связано с поправками, внесенными в Федеральный закон от 13 июля 2015 г.

№ 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ) Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 480-ФЗ. Документом, в частности, была исключена статья, регламентирующая порядок организации стоянки ТС, используемого для осуществления регулярных перевозок, в ночное время. Вместо этого введена норма, обязывающая юрлиц и ИП, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, обеспечивать стоянку ТС во внерабочее время на парковках, соответствующих установленным Минтрансом России требованиям.

Как изменилась сфера регулирования приказа?

На протяжении нескольких лет (с 15 июля 2016 года по 1 января 2020 года) в целях регулирования порядка организации парковок для перевозчиков применялся приказ Минтранса России от 19 апреля 2016 г. № 108.

Документ касался только стоянки в ночное время ТС, используемых для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в отсутствие водителя.

Новый же приказ распространяет свое действие не только на послесменный (по окончании смены водителя), но и на междурейсовый (по возвращении из рейса) период.

Кроме того, уточнены виды перевозок, которые затрагивают обновленные правила, – если ранее специальные требования распространялись только на ТС, используемые для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, то теперь – и на коммерческие перевозки, и на перевозки (перемещение лиц или материальных объектов) для собственных нужд, осуществляемые без заключения договоров перевозки или фрахтования.

Также введена оговорка в части места организации специальных парковок – в действующей редакции приказа речь идет о парковках в границах городских поселений, округов и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. До этого указаний относительно территориального расположения парковок не было.

Какие требования сохранены?

В новом приказе сохранились общие требования, касающиеся:

  • организации въездов ТС на парковки и выезда с них, а также движения ТС на парковках – они должны осуществляться в соответствии с проектами организации дорожного движения (однако следует учитывать, что на смену приказу Минтранса России от 17 марта 2015 г. № 43, устанавливающему правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения, пришел новый приказ Минтранса России от 26 декабря 2018 г. № 480 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения»);
  • освещения парковок в темное время суток – здесь по-прежнему учитываются нормы п. 7.47 и п. 7.48 СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение», утв. приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 783;

Парковка для людей с инвалидностью: как получить разрешение и оформить парковку

В России много льгот для людей с ограниченными возможностями, и одна из них — бесплатная парковка.

Должны ли торговые центры предоставлять бесплатную парковку на своей территории

Инвалиды имеют право полностью бесплатно занимать парковочное место, также граждане, которые перевозят инвалидов, тоже могут парковаться бесплатно. 

Льготы имеют следующие категории граждан:

  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • инвалиды 3 группы (у которых проблемы с самостоятельным передвижением);
  • инвалиды, которые до 2020 года получили знак «Инвалид»;
  • дети с ограниченными возможностями

На парковку какого транспорта можно получить разрешение

Получить разрешение на парковку можно на следующий вид транспорта:

  • личное авто инвалида;
  • такси или каршеринг, на котором передвигается инвалид;
  • автомобиль близкого человека, который занимается перевозкой больного. 

Стоит отметить, что инвалид может оформить только один автомобиль под бесплатную стоянку.

При необходимости, данные транспорта можно изменить с помощью Федерального реестра. Подается новое заявление, а старое автоматически аннулируется. 

Как оформить парковку

Оформление парковочного места происходит следующим образом:

  1. Первым делом подается заявление. Сделать это можно через портал Госуслуги или обратиться лично в МФЦ. К заявлению нужно приложить информацию об автомобиле: марка, номер, период для бесплатной парковки (можно указать бессрочно или на сутки). Для подачи заявления лично в МФЦ запросят документы (паспорт инвалида, СНИЛС, паспорт его законного представителя). 
  2. После подачи заявки вам должно прийти подтверждение. Данные вносятся в Федеральный реестр. Если обращались в МФЦ, то сотрудники сразу же выдадут документ о внесении в базу. 
  • Услуга полностью бесплатная.
  • После получения документов, инвалид или доверенное лицо может пользоваться стоянкой в тот период, который указан в заявлении.
  • Также если у человека сняли инвалидность, то такая привилегия перестаёт действовать. 

Когда могут отказать в оформлении 

Нередко бывают случаи, когда людям отказывали в принятии заявления на бесплатную парковку. Это происходит в таких моментах:

  • гражданин не имеет инвалидности или не подтвердил ее официально;
  • инвалид 3 группы не имеет проблем с передвижением и может перемещаться самостоятельно;
  • документы, дающие право на инвалидность, уже не действуют;
  • представителям инвалида могут отказать, если они подают заявление через портал Госуслуги. В таких случаях принимаются заявки, поданные лично в МФЦ. 

Если Вы заполнили и подали все документы верно, но вам все равно отказали, то можно обратиться за помощью в Пенсионный фонд.

Отправьте письмо на электронную почту support@101.pfr.ru. В письме подробно опишите сложившуюся ситуацию и приложите подтверждающие документы. 

Как пользоваться парковкой для инвалидов

При использовании парковки для инвалидов нужно соблюдать ряд правил. Во-первых, на транспорт, который указан в заявлении, необходимо установить знак «Инвалид». Если Вы используете парковку без знака, то его могут эвакуировать и не пробивать номер по базе. Также владельцу авто придёт штраф за парковку в неположенном месте.

Знак «Инвалид» можно купить в специализированных магазинах, на заправках или заказать через интернет. Также есть вариант самостоятельно распечатать знак. Если Вас перевозит доверенное лицо, то необходимо после каждой поездки забирать знак с собой.

Во-вторых, обязательно носите с собой документы, подтверждающие инвалидность. Их в любой момент может запросить сотрудник ГИБДД и вы обязаны их предоставить.  

За незаконную парковку предусмотрен штраф — 5000 рублей.

Адвокаты программы «Человек и Закон» – консультации юристов

Обычный визит в один из торговых центров на Автозаводской улице Москвы для мамы ребёнка-инвалида Сабины Гафаровой обернулся скандалом. Женщина оставила машину со специальным знаком желтого цвета на лобовом стекле, как раз в том месте, которое отведено для инвалидов.

Медицинский центр, в услугах которого так нуждается её дочь, расположен внутри огромного супермаркета. После проведения всех необходимых процедур, семья села обратно в автомобиль, однако выехать с подземного паркинга получилось далеко не сразу.

Охранники, которые стояли на выходе, заявили, мол, за стоянку для инвалидов придется рассчитаться согласно обычным тарифам.

Женщина была возмущена, ведь она привыкла, что на её стороне закон, однако, сотрудники торгового центра заявили — на бесплатную парковку отводятся положенные три часа, за которые посетитель должен успеть совершить необходимые покупки или посетить нужные учреждения. Всё, что сверх установленного времени, должно оплачиваться отдельно.

Логику охранников понять можно: в столице с местами для стоянки настоящая беда, но многие предприимчивые водители нашли выход из ситуации: пытаются оставить машину в торговом центре, чтобы избежать трат на городской паркинг. Введение своеобразного временного лимита позволяет отсеять покупателей от сотрудников офисов.

Но для инвалидов действуют иные правила, поэтому женщина, немного поскандалив, решила обратиться в прокуратуру.

«Есть 181 Федеральный закон о социальной защите инвалидов в нашей стране, который предполагает различные преференции для людей с ограниченными возможностями. Среди них,  бесплатная парковка в специально отведенных для этого местах.

Существуют и муниципальные законы. Они в той или иной мере дублируют и дополняют ФЗ.

Кроме того, в КоАП прописана ответственность за нарушение правил парковки для инвалидов», — поясняет адвокат по гражданским делам нашего правового центра Роман Максимович.

Женщина заявила, что правила, установленные для посетителей торгового центра, ущемляют её права, но опытные юристы уверены, что нарушения были бы в том случае, если бы, к примеру, стоянка для инвалидов была разрешена на меньшее время, чем для водителей без специальных знаков. В этом же случае, все равны.

«Закон гарантирует те же права, что и у обычных граждан, а льготы, позволяющие инвалидам различных групп оставлять свой автотранспорт бесплатно, распространяются только на земли, которые принадлежат муниципалитету. Территория подземного паркинга находится в частной собственности, потому те правила, которые действуют на большинстве городских стоянок, не работают», — считает адвокат по гражданским делам Роман Максимович.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области

О парковках для инвалидов

     Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

 Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

  •      Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
  •     Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.
  •    На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств.
Читайте также:  Врачебная ошибка при лечении зуба

     Оформить разрешение на бесплатную парковку для автомобиля, на котором перевозится инвалид или ребенок-инвалид, теперь можно онлайн. Соответствующие изменения внесены в  Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которые вступили в силу с 1 июля 2020 года.

    Оформить разрешение на бесплатную парковку можно на автомобиль, управляемый инвалидом первой или второй группы, или перевозящим его, в том числе ребенка-инвалида. Также бесплатная парковка предоставляется инвалидам третьей группы, у которых ограничена способность в самостоятельном передвижении.

     Согласно вступившим в силу поправкам, подать заявление теперь можно только на одно транспортное средство. При необходимости гражданин может изменить сведения о транспортном средстве, подав новое заявление. Актуальными будут считаться сведения, размещенные в реестре инвалидов последними.

    Места для парковки инвалидов, не должны занимать иные транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных правилами дорожного движения.

      Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов (ст. 5.43 КоАП РФ), является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц до 5 000 рублей;

— на юридических лиц от 30 000 до 50 000 рублей.

     Часть 2 ст. 12.19 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности   и за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов. В этом случае на водителя может быть  наложен административный штраф в размере 5 тысяч рублей.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

     Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

 Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

  1.      Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
  2.     Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.
  3.    На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств.

     Оформить разрешение на бесплатную парковку для автомобиля, на котором перевозится инвалид или ребенок-инвалид, теперь можно онлайн. Соответствующие изменения внесены в  Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которые вступили в силу с 1 июля 2020 года.

    Оформить разрешение на бесплатную парковку можно на автомобиль, управляемый инвалидом первой или второй группы, или перевозящим его, в том числе ребенка-инвалида. Также бесплатная парковка предоставляется инвалидам третьей группы, у которых ограничена способность в самостоятельном передвижении.

     Согласно вступившим в силу поправкам, подать заявление теперь можно только на одно транспортное средство. При необходимости гражданин может изменить сведения о транспортном средстве, подав новое заявление. Актуальными будут считаться сведения, размещенные в реестре инвалидов последними.

    Места для парковки инвалидов, не должны занимать иные транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных правилами дорожного движения.

      Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов (ст. 5.43 КоАП РФ), является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц до 5 000 рублей;

— на юридических лиц от 30 000 до 50 000 рублей.

     Часть 2 ст. 12.19 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности   и за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов. В этом случае на водителя может быть  наложен административный штраф в размере 5 тысяч рублей.

С 1 января льготная парковка для инвалидов будет действовать на основании данных фри

До 31 декабря 2020 года включительно гражданам, пользующимся автомобильным знаком “Инвалид”, необходимо оформить разрешение на бесплатную парковку для транспортного средства, на котором перевозится инвалид или ребенок-инвалид, онлайн через личный кабинет на портале Госуслуг, сайте Федерального реестра инвалидов (ФРИ) или лично в МФЦ.

Самостоятельно подтверждать право на бесплатную парковку при этом не нужно, все необходимые сведения уже содержатся в базе данных ФРИ, оператором которого является Пенсионный фонд России.

Соответствующие изменения, ставшие еще одним шагом по повышению доступности государственных и муниципальных услуг для инвалидов, вступили в силу с 1 июля 2020 года.

За этот период в базе данных Федерального реестра инвалидов было зарегистрировано 211 тыс. автомобилей.

С 1 января 2021 года получить доступ к льготной парковке можно будет только путем внесения сведений о транспортном средстве в Федеральный реестр инвалидов. 

Оформить разрешение на бесплатную парковку можно на автомобиль, управляемый инвалидом первой или второй группы, или перевозящим его, в том числе ребенка-инвалида. Также бесплатная парковка предоставляется инвалидам третьей группы, у которых ограничена способность в самостоятельном передвижении.

Напомним, чтобы внести автомобиль в реестр, необходимо указать номер транспортного средства, выбрать марку машины из перечня и указать период, в течение которого гражданин планирует пользоваться парковкой. Внесенные данные появятся в реестре уже через 15 минут.

Это дает возможность занести в реестр даже номер такси, на котором инвалид осуществляет поездку по городу, чтобы автомобиль останавливался в местах для инвалидов без риска получить штраф.

При необходимости гражданин может изменить сведения о транспортном средстве, подав новое заявление, — актуальными будут считаться сведения, размещенные в ФРИ последними.

За человеком одновременно может быть закреплено только одно транспортное средство, на которое распространяется возможность парковки в специальных местах. При этом один и тот же автомобиль может быть закреплен сразу за несколькими гражданами с инвалидностью.

Напомним, с 1 марта 2020 до 1 марта 2021 года действует временный порядок определения инвалидности, согласно которому вся процедура происходит исключительно на основе документов медицинских учреждений, без посещения инвалидом бюро медико-социальной экспертизы. Продление инвалидности также осуществляется заочно.

Льготные парковки в ТЦ: панацея или фарс?

Проблему московского транспортного коллапса пытаются решить не один год. Всё чаще Москва стоит в многочасовых пробках, предела которым не видно. Власти заявляют, что делают всё возможное, чтобы вызволить москвичей из плена их же автомобилей.

Горожан уговаривают пользоваться метро, которое уже выходит за пределы города и устремляется в область; строятся всё новые эстакады, хорды, ТПУ, путепроводы. Однако вместе с этим власти сделали платную парковку в центре Москвы, и количество коммерческих машино-мест будет только расти.

Эксперты уже объявили эту меру радикальной и малоэффективной. Вот только чиновники говорят о том, что вместе с платными парковками вырастет и количество льготных, где можно будет оставить свою машину по весьма приемлемой цене или вовсе бесплатно.

Естественно, заботу эту переложили в руки частного бизнеса, который не очень хочет нести чужой груз.

Так, с предложением о предоставлении посетителям бесплатной парковки на своей территории в первые два-три часа префектура ЦАО обратилась к владельцам торговых центров. Первоначально бесплатно предоставить парковочные места в первые три часа согласилась только администрация ТЦ «Смоленский Пассаж» на Смоленской площади.

После оглашения этой информации в прессе торговые центры стали сдаваться и добровольно-принудительно пошли навстречу префектуре. Так, в торговом центре «Галерея «МОСКВА», в бывшей одноименной гостинице на Охотном ряду, открылась льготная парковка для посетителей.

Стоимость парковки — 100 рублей в час. При покупке на сумму не менее 700 рублей в одном из магазинов ТЦ «Галерея «МОСКВА» три часа предоставляются бесплатно.

Позже Штаб Правительства Москвы по парковочному пространству сообщил, что договорился ещё с рядом торговых центров столицы о снижении тарифов за парковочные места для автомобилей.

  К торговым центрам, обеспечившим льготную парковку, теперь присоединились ТЦ «На Смольной», «Семеновский», «Ладья», ТРЦ «Филион».  Но встают вопросы, нужны ли самим ТЦ эти льготные парковки и действительно ли они помогут городу?

Кому это нужно?

Сергей Акулич, вице-президент BlackStone Keeping Company, считает, что предоставление льготных парковочных мест жителям города не сильно добавит популярности ТЦ , а точнее, не повлияет на эффективность работы арендаторов и не повысит доходность объекта. «Просто у жителей появится очередное место, где можно дешево или бесплатно «бросить» автомобиль на благоустроенной и обслуживаемой территории», — отмечает эксперт.

Читайте также:  Основания для лишения родительских прав

С этим мнением согласен Александр Зуйков, руководитель проектов департамента консалтинга S.A.

Ricci: «Льготные парковочные места не будут способствовать популярности ТЦ, так как люди, которые будут оставлять машины на парковках у ТЦ на льготных условиях, в большинстве своем едут на встречи/мероприятия и у них просто нет времени ходить по магазинам. Бесплатная парковка в ТЦ не будет способствовать повышению посещаемости».

Однако не все эксперты так пессимистично относятся к льготным парковкам. По мнению аналитиков отдела исследований компании Knight Frank, льготные парковочные места могут стать конкурентным преимуществом торгового центра в том случае, когда парковка в других комплексах останется платной.

Подобным примером может служить ТРЦ «Афимолл», в котором в вечерние часы по будням и в выходные дни парковка бесплатная. Можно сказать, что такая мера способствует привлечению в ТРЦ покупателей.

Полина Жилкина, директор направления стратегического консалтинга СBRE, отмечает, что льготные парковочные места в некоторой степени способствуют повышению популярности ТЦ. «Во-первых, под эту тему можно развернуть отдельную рекламную кампанию торгового центра, как B2B, так и B2C, продвигающую социальную ответственность и участие в городских программах.

Во-вторых, можно предположить, что какая-то часть «случайных» посетителей будет становиться «покупателями», возможно, даже постоянными.  Но в этом случае большую роль также будет играть tenant mix торгового центра», — добавляет эксперт.

Цена вопроса

Однако кроме популярности льготные парковки стоит рассматривать и с экономической точки зрения. Так как по факту, что для одних является льготой, для других представляет собой чистый убыток.

Говоря о конкретных финансовых потерях, Сергей Акулич отмечает, что всё зависит от того, какое количество парковочных мест и на каких условиях будет предоставляться жителям, но на доходность в сторону снижения это, в любом случае, повлияет.

Плюс неудобства при эксплуатации парковки с оставленными на ней бесплатно автомобилями. По мнению Полины Жилкиной, денежные поступления от парковки, конечно, нельзя сравнить с платежами арендаторов в контексте ежегодного операционного дохода.

Но, с другой стороны, капитализация даже нескольких десятков тысяч долларов в год может на выходе прибавить сотни тысяч продавцу.

Однако часть экспертов считает, что в сравнении с общей прибылью торговых центров деньги, которые приносит парковка, слишком малы, чтобы придавать им какое-либо значение в основном бюджете ТЦ. Александр Зуйков говорит о том, что прибыль от паркинга для ТЦ является чисто символической и не влияет на доходность торгового центра.

Его поддерживают и аналитики компании Knight Frank, по мнению которых доля прибыли, получаемой управляющей компанией ТРЦ в результате эксплуатации парковки, как правило, не превышает 3-4% от общего дохода, генерируемого объектом.

Таким образом, нет предпосылок, чтобы говорить о том, что льготные парковки могут существенно сократить прибыль торгового центра.

Лишних мест нет

Кроме того, нужно не забывать, что из-за наплыва «случайных» автомобилистов может не остаться места на парковке для самих клиентов ТЦ. Такая ситуация может возникнуть в связи с тем, что многие люди задерживаются на работе на несколько часов, а самое активное время посещения ТЦ в будние дни — это с 18:30 до 22:00.

В вечерний час пик автомобилисты, оставившие свои авто на льготных парковочных местах, могут создать проблемы с паркингом для посетителей ТЦ. Стоит отметить, что паркинг в существующих ТЦ проектировался с учетом планируемой посещаемости объекта, но не с учетом льготных парковочных мест.

Сергей Акулич считает, что с большей степенью вероятности может так и произойти: «Покупатель, зная, что приехав в торговый центр за покупками, он столкнется с трудностями с парковкой из-за «случайных» автомобилистов, несколько раз подумает, прежде чем выбрать данный торговый центр для шопинга.

А это, соответственно, напрямую влияет на успешность работы объекта недвижимости».

При этом Полина Жилкина отмечает, что это будет больше касаться тех ТЦ, которые расположены в районе станций метро и представляют собой идеальную площадку под ТПУ. С другой стороны, большинство «случайных» автомобилистов можно отсеивать системой доступа и оплаты парковки.

Вопрос реализации

Одним из основных вопросов даже в случае принятия льготных парковок остается их формат. Владельцы ТЦ могут просто сделать бесплатными несколько первых часов парковки.

Также льгота может распространяться на посетителей торговых центров, которые сделали покупку на определенную сумму.

Кроме того, администрация торговых объектов может вместо отмены платы за несколько часов ввести урезанную цену за машино-место на все время парковки.

Сергей Акулич считает, что вариант с бесплатной парковкой на первые два часа наиболее предпочтительн, так как при нём машины не будут оставлять на целый день и превращать торговый центр в перехватывающую парковку. Также это является положительным стимулом непосредственно для клиентов (покупателей) ТЦ, так как появляется время на полноценный шопинг.

По мнению аналитиков компании Knight Frank, наиболее эффективным для привлечения дополнительных покупателей может быть предоставление бесплатной парковки на ограниченный период времени, например полчаса или более.

Повышению общей популярности объекта и его узнаваемости может способствовать организация бесплатной парковки в течение всего времени работы торгового центра.

Более мягким вариантом является бесплатная парковка в определенный временной интервал, например днем или вечером.

Зарубежный опыт показывает, что парковка в торговых или многофункциональных центрах может успешно использоваться в ночное время жителями близлежащих жилых домов. Это может принести девелоперу объекта дополнительный доход.

Стоит обратить внимание на то, что важным фактором для посетителей торговых центров является не только стоимость парковки, но и удобство пользования ею: подъездные пути, параметры рампы, в частности угол наклона и ширина, удобная система оплаты, организация движения на самой парковке и т.д.

В любом случае — выгодны или не выгодны для торговых центров льготные парковки — власти ненавязчиво заставляют принимать владельцев ТЦ их условия игры. Однако с точки зрения общей транспортной загруженности в городе такой выход вряд ли сильно повлияет на московские пробки, но сможет стать отдушиной хотя бы на некоторое время.

Лада Белайчук, заместитель руководителя отдела исследований Cushman & Wakefield, отмечает, что всего в Москве торговым центрам принадлежит более 120 тысяч парковочных мест, поэтому потенциал коммерческих парковочных мест для города огромен.

  «Идея предоставления льготных мест мне кажется несовместимой с концепцией коммерческого объекта.

Но вполне реально увеличить КПД коммерческого использования парковок  в торговых центрах, что будет взаимовыгодно и собственникам коммерческих объектов, и городским властям, и жителям», — добавляет эксперт.

Насколько проект будет удачным и сможет ли он прижиться повсеместно, покажет время. Перекладывание проблем с больной головы на здоровую лишь ненадолго облегчает ситуацию, поэтому властям не стоит забывать о комплексном подходе к вопросу нейтрализации московских пробок.

Александр Мошков

Парковки много не бывает

www.moyo-delo.ru

Наличие парковки – одна из составляющих успешной работы магазина. Человек, отправившийся за покупками на автомобиле, даже не дойдет до магазина, если не сможет припарковаться.

В этом случае все инструменты повышения продаж и лояльности покупателей, использование BTL, грамотный мерчендайзинг и, в конце концов, улыбки продавцов становятся бесполезными, работать-то им не для кого.

Как результат – упущенная прибыль. Поэтому магазин должен начинаться с парковки.

Вероятно, многие из нас помнят культовый фильм режиссера Квентина Тарантино «От заката до рассвета». На протяжении всей картины мы следим за тем, как разворачиваются события в небольшом помещении ночного бара. И лишь в конце, под титры, режиссер дает нам возможность рассмотреть обратную сторону здания.

И тогда нам становится ясно, что одноэтажная постройка бара – лишь верхушка айсберга, которую подпирает снизу многоуровневое образование, хранящее тайны его обитателей.
Именно так обстоит дело и с парковками торговых центров.

Иногда невидимые покупателям, а иногда воспринимаемые ими как должное, они занимают большую площадь, чем само здание торгового комплекса.

В идеале – территория торгового центра еще на первых стадиях строительства должна быть разделена на три зоны: под торговый центр, под благоустройство и под паркинг. Благоустройством принято считать зеленые насаждения, клумбы с цветами и прочие атрибуты, радующие глаз посетителя.

А вот парковка, можно сказать жизненно важная необходимость практически каждого покупателя, занимает большее пространство, чем то, что отводится и на сами торговые площади, и на благоустройство вокруг центра.

По словам первого вице-президента по стратегическому развитию компании Blackwood Михаила Геца, оптимальное соотношение достигается, когда участок условно делится именно таким образом – застройка, парковка, благоустройство.

Однако на практике предпочтение всегда отдается парковке, и оптимального соотношения паркинга и благоустройства достаточно трудно добиться в силу небольших площадей участков. В центре города это соотношение игнорируется почти всегда. С другой стороны, там, где земельный участок позволяет, благоустройству уделяют достаточное внимание.

Эти слова подтверждает мнение главного архитектора проектов компании «Торговый Квартал» Сергея Нащекина.
– Нормативами отводится большое значение благоустройству территории: по требованиям – 0,5% от площади застройки должно занимать озеленение: деревья, кустарники, газоны, – отмечает он.

– Действительно при строительстве торговых объектов это требование часто так и остается на бумаге, многие девелоперы его не выполняют. По сравнению с созданием парковочных мест благоустройство территории отходит на второй план, и примеров соблюдения заявленного процента немного.
На первом этапе проектировки ТЦ высчитывается необходимое количество машино-мест.

Заместитель директора Jones Lang LaSalle Россия и СНГ Полина Жилкина считает, что расчет необходимого количества парковочных мест должен производиться на основании нескольких факторов:

  • арендуемой площади торгового центра;
  • месторасположения ТЦ («спальный район», центр города, окраина);
  • состава арендаторов ТЦ (наличие гипермаркетов, развлекательной части).
Читайте также:  Нормативная рыночная и кадастровая стоимость земельного участка

– В среднем, для торгового комплекса в центре города можно принимать соотношение: одно парковочное место на 30–35 м2 арендуемой площади. Для стандартного ТЦ на крупной магистрали в жилом районе – одно место на 25 м2, для центра на МКАД или другой крупной трассе, вдали от жилых массивов – одно место на 15–20 м2 арендуемой площади, – отмечает она.

Выполнение требований

Когда формируется концепция строительства торгового центра, управляющая компания вступает в переговоры со многими инстанциями.

Первый документ, в котором будут собраны все необходимые подписи, свидетельствует о том, что ни администрация города, ни экологи, ни архитекторы не видят причин для того, чтобы не дать разрешение на постройку торгового центра, и с определенной долей вероятности в проекте будет оговорено обязательное наличие парковки.

– Разрешение на строительство выдается для всего торгового центра целиком, включая парковку. Отдельного разрешения на парковку получать не требуется, наоборот, существуют обязательные требования по ее наличию, – говорит Александр Тимофеев, генеральный директор «МТ Девелопмент».

А вот как комментирует этот вопрос Полина Жилкина:

– Требования четко обозначены в СНИПах города Москвы или любого другого города. Тем не менее, зачастую, особенно для проектов в центре города, требования по парковке выполняются не полностью. Однако каждый девелопер, предоставив обоснование предложенной схемы парковки, может получить разрешение в порядке исключения.

В целом же, по словам экспертов, девелоперу предстоит обойти внушительное количество учреждений для получения разрешения на строительство ТЦ и парковки, поэтому на нарушения решаются нечасто. Видимо, механизм «производственного процесса» на этом этапе можно считать отлаженным, а лояльность органов власти создает девелоперам почву для цивилизованного ведения своего бизнеса.

Существуют определенные строительные нормы, например, такие как МГСН (Московские городские строительные нормы), СНИП (Строительные нормы и правила), ВСН (Ведомственные строительные нормы) и другие. Все требования вполне реально соблюсти.

Согласно нормативам по обеспечению машино-местами объектов нового строительства в Москве, по данным правительства Москвы (постановление от 4 октября 2006 года №759 – ПП «О внесении изменений в МГСН 1.

01–99 о нормировании расчетных показателей требуемого количества машино-мест для объектов жилого, общественного и производственного назначения), для торговых центров в пределах Садового кольца требуется придерживаться наличия одного машино-места на 70–80 м2 общей площади, а за пределами – одного машино-места на 40–50 м2 общей площади.

Разновидности парковок

Парковки могут быть разными: подземными, наземными, многоуровневыми, могут даже размещаться на последнем этаже постройки. Помимо этого парковки могут быть также отапливаемыми или неотапливаемыми.

Строительство определенного типа парковки зависит от целей и от выделенных на проект средств.

Кроме того, не стоит забывать и о тех заведомых ограничениях, которых едва ли сможет избежать любая управляющая компания.

– Строительство того или иного вида парковки принимается, исходя из параметров имеющегося земельного участка.

Например, земельные участки в центре города, как правило, очень небольшие, поэтому парковку приходится делать подземную или надземную (например, на крыше), чтобы не занимать лишние площади.

Важно учесть, что строительство подземной парковки обходится в среднем в 1,5–2 раза дороже, чем наземной, а также могут появиться дополнительные сложности с подземным строительством, связанные с геологическими особенностями участков, – отмечает Михаил Гец.

– Сегодня существует также интересный вариант с так называемой наземной «вентилируемой» парковкой, когда парковка углублена на 1,5 метра и на столько же выступает над землей. По сравнению с подземным строительством он более простой и экономичный, – дополняет Сергей Нащекин.

Итак, со слов экспертов, можно сделать вывод, что тип парковки продиктован следующими условиями: размером бюджета и оптимизацией затрат на строительство, географическими и геологическими параметрами территории (грунтовые воды, насыпной грунт, коммуникации, линии метро и т. д.) и, разумеется, количеством выделенных под строительство «га».

Существует простая формула, по которой можно произвести расчет необходимой площади парковки. Общая площадь торгового комплекса умножается на 0,75 и делится на 0,25.

Первый коэффициент – это среднее отношение торговой площади к общей, второй – это площадь машино-места с учетом проезда, подъездов и разворотов. Для Москвы и некоторых регионов усредненное значение составляет одно машино-место на 40–50 м2 торговой площади.

Приведем другой пример расчета: допустим, под весь торговый центр отведен участок в 10 тыс. м2. На каждые 100 м2 торговых площадей должно приходиться 5–6 мест. Одно парковочное место займет 15–20 м2.

При площади торговых помещений в 7,5 тыс м2 имеем: 7500/100=75, 75X6= 450 необходимых парковочных мест общей площадью 450X20=9 тыс. м2. Соответственно, парковка займет 0,9 га.

Предпочтения посетителя

Выбирая местом для проведения досуга или осуществления покупок расположенный в центре города торговый центр, посетитель должен быть готов к тому, что с парковкой могут возникнуть трудности.

Дефицит свободных мест влечет за собой не только необходимость оставлять авто на улице, но и вероятность того, что после просмотра двухчасового сеанса в кинотеатре свою машину придется забирать со штрафной стоянки.

– Проблемы с парковкой в данном случае не являются следствием просчетов девелоперов.

Основная причина, как и для офисных центров, так и для торговых комплексов, расположенных в центральной части города, заключается в существующих ограничениях по освоению подземного пространства и в крайней ограниченности свободной территории, прилегающей к торговому центру, – говорит Регина Лочмеле, компания DTZ.

Не стоит забывать и о том, что строительство парковки может привести к тому, что она станет платной для посетителей ТЦ. Поэтому уже на начальном этапе проектировки следует понимать, какую маркетинговую политику изберет в дальнейшем управляющая компания.

Как платная парковка отразится на приоритетах конечного потребителя при выборе того или иного торгового центра? За какую парковку посетители ТЦ готовы заплатить?

– Открытая парковка, как правило, бесплатная.

В то же время подземный или крытый паркинг в условиях, когда плата за парковку фиксирована, то есть не зависит от времени пребывания автомобиля на парковке и сравнительно невысока, как, например, в ТЦ «Фестиваль» на Мичуринском проспекте, где плата за подземную парковку составляет 50 руб.

, становится не менее привлекательным, – рассказывает Регина Лочмеле. – В зимний период возможность оставить теплую одежду в машине на подземной парковке и комфортно совершать поход по торговому центру является дополнительным привлекательным моментом, обусловливающим выбор покупателей в пользу подземного паркинга.

Однако подземные гаражи вызывают некоторые опасения у градостроителей и архитекторов. Уже неоднократно в прессе поднимался вопрос о том, что строительство подземных парковок (как и этажей ТЦ) негативно сказывается на окружающих его старинных постройках и памятниках архитектуры.

С практической точки зрения для посетителя важно не столько «самочувствие» его транспортного средства на протяжении тех двух-трех часов, что он пробудет в торговом комплексе или кинотеатре, но и возможность быстро выехать с территории ТЦ, а главное, именно на ту магистраль, что ему нужна, желательно не в обратном направлении от пункта назначения. Поэтому въезд и выезд с парковки должны быть оптимально размещены относительно дорог и разъездов, ведущих к ТЦ.

– Парковка должна быть грамотно организована: въезд и выезд разнесены в разные стороны, въезжающие и выезжающие потоки не должны пересекаться, желательно, чтобы въезды/выезды были максимально оптимизированы относительно близлежащих дорог и шоссе, – подтверждает Михаил Гец.

Пожалуй, это особенно актуально относительно ТЦ, находящихся за территорией МКАД. Говорить же о торговых центрах в районе Садового кольца, по меньшей мере, смешно.

Там, где едва расходятся пешеходы, достойно обеспечить въезд и выезд с парковки для автомобилей практически невозможно – тут вероятность столкнуться с трудностями наиболее высока.
Подводя итоги, отметим, что строительство удобной парковки – несомненно, важнейший фактор, влияющий на дальнейшую судьбу ТЦ. И в этом мнения экспертов сходятся.

– Наличие парковки – необходимое условие для посещаемости торгового центра. Она призвана обеспечить удобство покупателей, а ее отсутствие существенно снижает потоки посетителей. Эскалаторы, лифты и парковка – все это звенья одной цепочки, призванной создать комфорт.

Очевидна закономерность: чем больше машино-мест перед торговым объектом, тем больше его посещаемость. А поскольку не все посетители автовладельцы, на парковке предусматриваются места для такси, – считает Сергей Нащекин, компания «Торговый Квартал».

Тем не менее, как посетитель торговых комплексов, позволю себе заметить, что у каждого гостя ТЦ имеются свои цели, задачи и, разумеется, средства для воплощения своих желаний. За какой ТЦ в конечном счете проголосует потребитель? Вероятно, ни один аналитик не сможет наверняка ответить на этот вопрос.

Ведь кто-то, не заботясь вопросом парковки и не «мудрствуя лукаво», отправится за покупками на бесплатном автобусе, кто-то поедет смотреть кино на метро, а кого-то перспектива конфликта с гаишниками только позабавит, и он спокойно обойдется удобным местом на тротуаре (менталитет, знаете ли).

Привязанность к тому или иному месту у каждого покупателя формируется не столько благодаря комфортабельности парковки или наличия химчистки, сколько это происходит в силу личных приоритетов и ассоциаций.

Задача же девелоперов – грамотно анализировать просчеты и достижения реализованных проектов и заботиться о том, чтобы у будущих посетителей строящихся ТЦ было меньше шансов испытать отрицательные эмоции на торговых площадях их детищ.

– Покупатели, безусловно, предпочтут ТЦ, где удобная и бесплатная парковка. Но пока при прочих равных условиях, это не является решающим фактором посещения того или иного ТЦ, – логично замечает Михаил Гец.