Взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги – неотъемлемая часть работы управляющих организаций. Однако во всех нюансах взыскания долгов разобраться нелегко. Сегодня вы узнаете, как УО работать с задолженностью собственников, которые самовольно срезают в своих квартирах радиаторы отопления и не оплачивают соответствующую коммунальную услугу.
Ведение УО претензионно-исковой работы как требование ПП РФ № 416
Самовольно срезанный радиатор – не повод не платить за отопление
Рассмотрим довольно распространённую ситуацию: управляющая организация ежемесячно и своевременно направляет собственнику помещения в МКД квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Житель оплачивает оказанные услуги не в полном объёме. Причина выборочной оплаты счетов – самовольно срезанные радиаторы отопления.
Собственник помещения считает, что если радиаторами в своей квартире он не пользуется, то и нести бремя оплаты за поставку тепла не обязан.
Вместе с тем, собственник, в квартире которого радиатор был демонтирован, не обращался в управляющую организацию с претензиями по качеству, количеству или объёму поставленных коммунальных ресурсов и оказанных услуг. Потребитель решил, что в его ситуации правильным будет выборочно вносить плату за те услуги, которыми он пользуется.
Порядок расчётов за поставленные коммунальные ресурсы установлен постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ. Дифференцированного подхода к расчёту платы за отопление в разных помещениях одного МКД указанные нормы законодательства не предусматривают и не допускают.
Взыскание долгов за ЖКУ с собственника и членов его семьи
Досудебное урегулирование спора
Первое, что должна сделать управляющая организация в такой ситуации – соблюсти досудебный порядок и направить собственнику помещения в МКД претензию с требованием погасить задолженность.
Претензия должна содержать не только требование и сумму долга. Кроме этого управляющей организации необходимо:
- обосновать законность своего требования;
- постараться донести до должника, что неоплата выставляемых управляющей организацией счетов усугубляет его положение, поскольку законом предусмотрено начисление пеней за просрочку платежа (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ).
- Должник может отреагировать на полученное требование по-разному: проигнорировать или написать гневное возражение, в котором будет ссылаться на то, что радиаторы отопления в его помещении отсутствуют, значит, платить за эту услугу он не обязан.
- Рекомендуем ещё на стадии досудебного урегулирования конфликта предложить должнику провести совместное с УО обследование его помещения с использованием специальных приборов для установления температуры внутри и составить соответствующий акт, который УО сможет приложить к исковому заявлению как дополнительное доказательство.
- Если собственник согласится на обследование, замерьте следующие параметры:
- температура наружного воздуха;
- температура наружной стены, примыкающей к помещению с внешней стороны;
- температура воздуха внутри помещения.
Дополнительно в акт можно включить и другие параметры. Например, установлены и используются ли в помещении электрические обогреватели, находятся ли в помещении иные электроприборы с теплоотдачей.
Если урегулировать конфликт мирно не удалось и собственник отказывается заплатить начисленную управляющей организацией сумму, взыскать оплату коммунальной услуги придётся через суд.
Методы работы с должниками за жилищно-коммунальные услуги
Особенности потребления теплоэнергии в МКД
Обосновывая свои требования, управляющая организация должна понимать, что отопление – это особый вид коммунальной услуги.
Если вода потребляется из водопроводного крана, водоснабжение потребляется в точках водоразбора (водопроводные краны), электроэнергия в точках подключения электроприборов, тогда теплоотдача в атмосферу отапливаемых помещений от теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, происходит не только от радиаторов отопления.
Теплоэнергия передаётся в отапливаемые помещения за счёт теплопроводности, излучения и конвекции, и распространяется тепло не только от радиаторов, но и от прочих элементов системы отопления: трубопроводы, стояки, лежаки и т.п.
Тела, предметы, воздух, получив теплоэнергию от теплоносителя, в свою очередь передают тепло другим телам и предметам, а нагретые воздушные массы переносят тепло в другие участки пространства.
В соответствии с законами физики тепло передается от более нагретых тел к менее нагретым, и теплоэнергия, содержащаяся в воздухе, в элементах интерьера помещения, передаётся в том числе и в соседние помещения через стены.
Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 13.08.20016 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется и для индивидуального потребления, и для расходования на общедомовые нужды.
С учётом таких особенностей коммунальной услуги по отоплению многоквартирный дом признаётся единым теплотехническим объектом. Жилищным законодательством РФ установлено, что вся тепловая энергия, поступившая в МКД, распределяется среди помещений МКД пропорционально их площади.
Таким образом, самовольный перевод на автономное отопление отдельного помещения в многоквартирном доме приводит к изменению теплового баланса дома и нарушению работы инженерной системы.
Самовольный демонтаж приборов отопления в отдельном помещении не свидетельствует, что тепловая энергия не потребляется, поскольку энергия передаётся в дом, где распределяется через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая весь дом, через ограждающие конструкции смежных помещений. При этом температура воздуха в смежных помещениях понижается. Система центрального отопления не только греет воздух в помещении, но и частично передает тепло конструктивным, несущим и ограждающим элементам помещения, предупреждая его ускоренное разрушение от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Как заверять приложения к иску о взыскании задолженности за ЖКУ
Подготовка и подача искового заявления в суд
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в установленном ПП РФ от 06.05.2011 № 354 порядке.
Применять расчётные формулы необходимо как для жилых, так и для нежилых помещений многоквартирного дома, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений.
На эти формулы не может повлиять отсутствие обогревающих элементов в помещениях, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, если в доме центральное отопление (письмо Минстроя РФ от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04, п. п. 42.1, 43 ПП РФ № 354).
Внутридомовая система отопления строится таким образом, чтобы обеспечить нормативную температуру воздуха всех помещений дома.
Расчет платы за отопление: новшества законодательства и регулирования
В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.
Общие моменты по оплате отопления
Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:
— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);
— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));
— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);
— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).
Варианты оплаты отопления: старое и новое
Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.
Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.
1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
— на основании показаний ИПУ данного помещения;
— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).
Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.
Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
— по показаниям ИПУ;
— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).
- В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:
- — если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;
- — этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.
В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).
- Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:
- — чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;
- — чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.
В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи.
А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).
В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.
Слабые места регулирования платы за отопление
Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению.
Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме).
Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.
Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры.
При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет.
В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.
Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление.
Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа).
Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.
Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом.
В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354).
А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.
Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru/
Почему плата за отопление начисляется круглый год без учета показаний общедомового счетчика (ОДПУ)?
В некоторых регионах жители многоквартирных домов задаются вопросом: почему при наличии на многоквартирном доме общедомового прибора учета (ОДПУ) его показания не учитывают при расчете, а плата за отопление начисляется круглый год?
Кроме того, летом такая услуга, как отопление, вообще не предоставляется, а плата за неё все равно ежемесячно начисляется. Насколько это правильно?
Начнем с того, что законодательством, а именно п. 42(1) Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.
2011 года №354 (далее — Правила) предусмотрено, что плата за отопление может осуществляться одним из двух способов – в течение отопительного периода, то есть при наличии на МКД общедомового прибора учета, по его фактическим показаниям, или равномерно в течение календарного года (12 месяцев).
Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению принимается органами государственной власти конкретного субъекта РФ.
Именно поэтому в одном регионе расчет размера платы за отопление производится только в отопительный период, по фактическим показаниям общедомового прибора учета, а другом регионе плата за отопление начисляется равномерными платежами, но в течение всего года.
Зачем тогда вообще нужен общедомовой прибор учета, если его показания не учитываются при начислении платы?
Показания общедомового прибора учета все также имеют значение, так как Правилами предусмотрена корректировка размера платы за отопление при оплате в течение года в соответствии с фактическими показаниями общедомового учета. Корректировка размера платы должна производиться в 1 квартале года, следующего за расчетным годом.
То есть, если при наличии на Вашем доме общедомового прибора учета, плата за отопление Вам в течение 2019 года начисляется ежемесячно, равномерными платежами, в 1 квартала 2020 года исполнитель коммунальной услуги по отоплению (управляющая компания, ТСЖ, ЖСК, другой кооператив или ресурсоснабжающая организация) должны произвести корректировку начисленной Вам за 2019 года платы в соответствии с фактическим показаниями общедомового прибора учета, установленного на Вашем доме.
Откуда берутся значения для начисления платы в течение года?
За основу начисления платы в течение года берутся среднемесячные показания общедомового прибора учета за предыдущий год, если показания общедомового прибора учета за предыдущий год отсутствуют, например, общедомовой прибор учета был недавно установлен, для расчета размера платы применяется норматив коммунальной услуги по отоплению.
Рассмотрим примеры расчета размера платы за отопление в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, при оплате за отопление в течение года (1/12), с проведением корректировки размера платы
Пример расчета №1. Многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета, индивидуальные приборы учета не установлены ни в одном помещении →
Пример расчета №2. Многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета, часть квартир (жилых помещений) оборудована ИПУ →
Взимание платы за отопление в летний период. Почему мы столько платим за отопление? Как не платить за отопление летом
Многие россияне наверняка задавались вопросом: почему за отопление мы платим не только зимой, но и летом, когда тепло в батареи не подается? На самом деле, все довольно просто, и логика здесь, в принципе, должна быть понятной. Для многих семей оплата именно этой услуги может достаточно серьезно ударить по бюджету, и поэтому общий объем проще разбить на все 12 месяцев, поскольку в итоге их сумма уменьшиться.
Давайте рассмотрим простой пример, где цифры стоимости услуги ЖКХ условные – просто для лучшего понимания ситуации. Например, за год за отопление нужно заплатить 72 тысячи рублей. Вы можете разбить данную сумму на:
- 9 платежей – по 8 тысяч рублей;
- 12 платежей – по 6 рублей.
Как видим, ежемесячная оплата во втором случае сокращается на 2 тысячи рублей, зато период оплаты продлевается на 3 месяца. Хочется еще раз подчеркнуть, что цифры приведены условные, поскольку главным здесь является объяснение целесообразности такого вида оплаты.
Это все равно что покупка какой-то бытовой электроники в кредит – при наличии предложения с нулевой ставкой многие предпочитают вносить всю сумму не сразу, а планомерно, равными частями. Таким образом, мы платим постепенно, относительно небольшие суммы.
В итоге отпадает необходимость «обескровливать» семейный бюджет сразу на несколько десятков тысяч рублей, и приобретается необходимая вещь.
Точно так же и с отоплением – вместо того, чтобы платить достаточно серьезные суммы, но только в отопительный сезон, потребителям предлагается разбить платеж на все 12 месяцев. Поэтому дело здесь не в том, подается летом тепло в батареи или нет. Так, например, платят за тепло жители столицы.
На правительственном уровне было принято решение разделить для москвичей годовую тарифную ставку на 12 равных частей. Впрочем, здесь также присутствует один момент, который не совсем нравится потребителям. Все дело в том, что сумма платежа высчитывается из нормативов, рассчитанных на самую суровую зиму.
Иными словами, реальный температурный режим не учитывается, и мы платим, как говорится, по полной.
Естественно, когда зима была теплой, количество потребленной тепловой энергии сокращалось, однако платежки гражданам присылали согласно действующим нормативам.
Кстати, здесь стоит учитывать, что жителям Москвы здесь еще повезло, поскольку около 25 процентов расходов берет на себя столичное правительство.
Жители других населенных пунктов вынуждены оплачивать все 100 процентов потребленной ими тепловой энергии.
В сезоне 2016/2017 расчет абонентской платы в ряде регионов изменится.
Впрочем, в этом году ситуация будет несколько иной. В ряде регионов страны абонплата будет рассчитываться по-иному. Граждане будут оплачивать только лишь количество фактически потребленной ими тепловой энергии по итогам предыдущего месяца.
С одной стороны, такой шаг может быть неудобным для населения, поскольку многие привыкли разбивать всю сумму на 12 месяцев, тогда как сейчас цифры в их платежках гарантированно вырастут.
Но при этом не стоит забывать, что при нормах, учитывающих максимально жесткий температурный режим, а не реальный, появляется широкое поле для разного рода нелегальных схем. В итоге население вынуждено из своего кармана оплачивать услуги, которое оно, по сути, не потребляло.
Естественно, такая ситуация вызывает определенное недовольство. Люди вполне могут возмутиться, справедливо вопрошая – почему мы платим за услуги, которые по факту не потребляем.
Власти Бердска обратились к губернатору Новосибирской области с просьбой разрешить жителям города не платить за тепло летом
Стоит отметить, что в России, по сути, так не сложилось единого мнения относительно того, какой из двух вариантов лучше. Кому-то нравится платить за отопление круглый год, в том числе и летом, зато с меньшими суммами в квитанциях. Вместе с тем есть и множество сторонников второго варианта.
Например, в конце июня власти Бердска заявили о своем намерении обратиться к Владимиру Городецкому, занимающему должность губернатора Новосибирской области.
Они попросили главу региона разрешить начислять абонплату за отопление только лишь на момент отопительного сезона, отменив необходимость взимать ее летом.
Данное желание местных властей связано с решением департамента по тарифам.
Там было принято решение о целесообразности перехода на схему, при которой население будет оплачивать потребленную тепловую энергию в течение всего года.
Соответствующее постановление было подписано Владимиром Городецким в середине июля 2016 года. Согласно документу, круглый год за отопление будут платить даже жители тех домов, в которых установлены счетчики.
Областные чиновники объясняют свое решение следующим образом. По их мнению, отдавать за тепло осенью, зимой и весной по 6-7 тысяч рублей, и ничего не платить при этом летом, для многих жителей будет довольно накладно. В этой связи чиновники посчитали нецелесообразным оставлять в качестве «разгрузочных» три месяца самого теплого времени года.
О корректировке платы за отопление по итогам 2021 года. вниманию жителей на прямых договорах и получающих платежные документы от пао «моэк»! — физическим лицам
- В последнее время поступает большое количество обращений от жителей столицы по вопросу увеличения платы за коммунальную услугу «отопление» в расчетно-платежных документах.
- На территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок внесения платы за коммунальную услугу равномерно в течение календарного года.
- В связи с применением данного порядка объем коммунальной услуги по отоплению, подлежащий оплате собственниками помещений в многоквартирных и жилых домах, в случае перехода на прямые договоры ПАО «МОЭК» определяет исходя из показаний общедомового прибора учета, индивидуальных приборов учета тепловой энергии (при их наличии) за предыдущий год и площади жилого/нежилого помещения в МКД[1].
- При этом стоимость потребленной в помещениях МКД тепловой энергии подлежит корректировке в I квартале года, следующего за расчетным годом, до фактического объема потребления за расчетный год[2].
Иными словами, плата по отоплению в течение 2021 года рассчитывалась как 1/12 от потребления 2020 года. В начале 2022 года была проведена корректировка платы за коммунальную услугу до фактического размера потребления тепловой энергии в 2021 году (отражена в платежных документах за февраль 2022 года).
Данная корректировка является положительной (то есть с доначислением платы) поскольку средняя температура воздуха в месяцах отопительного периода 2021 года оказалось значительно ниже аналогичных показателей 2020 года. Соответственно и объем потребленной в 2021 году тепловой энергии превысил объем потребления 2020 года.
В целях заботы об экономических интересах населения ПАО «МОЭК» совместно с Правительством г. Москвы принято решение об оплате корректировки платы за отопление равными долями до конца 2022 года.
В связи с чем в платежные документы в марте 2022 года будут внесены указанные изменения.
Обращаем внимание: по данным официального портала мэрии mos.ru в городе вступили в силу новые правила по оформлению предназначенных для оплаты коммунальных услуг субсидий.
Субсидия на ЖКУ в столице — одна из самых распространенных мер поддержки. Выяснить, имеете ли вы право на такую поддержку и в каком размере, очень просто — правила ее расчетов размещены на сайте Городского центра жилищных субсидий.
Для этого достаточно учесть совокупный доход всех членов семьи за последние шесть месяцев и посчитать, какая его часть уходит на оплату ЖКУ. Если больше 10 % — значит, имеете полное право на субсидию. Но можно и вообще ничего не считать.
На сайте есть таблица максимального совокупного (ежемесячного) дохода семьи, который дает право на субсидию с 1 января 2022 года.
С заявлением о предоставлении субсидии жители столицы могут обратиться онлайн через официальный портал мэра Москвы или обратиться лично в Центры государственных услуг г. Москвы «Мои документы» (МФЦ).
[1] В соответствии с п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
[2] п. 3.4 приложения № 2 к Правилам № 354
Оплата отопления за неполные месяцы предоставления услуги
Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы.
Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли.
Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное.
Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке >>>
**************************************************
В настоящей статье рассмотрен миф о неправомерности предъявления к оплате стоимости отопления за неполные начальный и конечный месяцы отопительного периода в таком же размере, как и во все прочие полные месяцы отопительного периода в случае, если оплата производится в течение отопительного периода и в доме отсутствует общедомовой прибор учета теплоэнергии.
Суть лжетеории
Если субъект РФ принял решение об оплате коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, при этом многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета теплоэнергии, оплата производится по нормативу потребления теплоэнергии в те месяцы, в которые услуга по отоплению фактически предоставляется.
Отопительный период может начаться не в первый день начального месяца отопительного периода, а закончиться не в последний день конечного месяца отопительного периода, при этом за указанные начальный и конечный месяцы отопительного периода, в которые услуга по отоплению предоставлялась в течение неполного месяца, исполнители коммунальных услуг предъявляют к оплате тот же объем потребленной теплоэнергии, что и за полные месяцы предоставления услуги по отоплению. Вместе с тем, по аналогии с расчетами по другим видам коммунальных услуг плата за отопление в неполные месяцы предоставления такой услуги должна быть пересчитана исходя из фактического количества дней потребления услуги.
Правильный порядок расчета
При кажущейся логичности мнения сторонников лжетеории о том, что за неполные месяцы предоставления коммунальной услуги по отоплению размер платы за эту услугу должен быть снижен, такое мнение не основано на законе.
Порядок расчета стоимости отопления утвержден Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354).
В случае выбора органами госвласти субъекта РФ способа оплаты отопления в течение отопительного периода и при отсутствии общедомового прибора учета (далее — ОПУ) теплоэнергии в многоквартирном доме (далее — МКД) размер платы за отопление в i-том помещении определяется по формуле 2 Приложения 2 Правил 354:
Pi = Si × NT × TT,
где:
Si — общая площадь i-го помещения МКД (или общая площадь жилого дома);
NT — норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
TT — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Поскольку речь идет о случаях оплаты отопления именно в отопительный период, то приведенная формула применяется для определения стоимости отопления, подлежащей оплате в месяцы именно отопительного периода (в межотопительный период стоимость отопления будет равна нулю).
При этом важно понимать, что расчет стоимости отопления производится за расчетный период, которым в соответствии с пунктом 37 Правил 354 является календарный месяц.
То есть, по формуле 2 Приложения 2 ведется расчет стоимости отопления за месяц, если в этот месяц предоставлялась коммунальная услуга по отоплению (то есть, какая-либо часть данного месяца входит в отопительный период).
Необходимо особо обратить внимание, что законодательством не предусмотрен учет фактического количества дней, в течение которых предоставлялась услуга по отоплению в течение конкретного месяца — стоимость потребленной коммунальной услуги рассчитывается исходя из площади помещения, норматива потребления теплоэнергии на отопление и тарифа на теплоэнергию.
И вот тут-то лжетеоретики и заявляют, что формула для расчета стоимости такой коммунальной услуги, как, например, холодное водоснабжение (ХВС), при отсутствии индивидуального прибора учета этой услуги выглядит схожим образом, разве что вместо площади помещения в расчете применяется количество проживающих в жилом помещении граждан. При этом если в течение месяца в какие-либо дни услуга по ХВС не предоставлялась, ее стоимость за месяц должна быть снижена, то есть должен быть произведен перерасчет. А поскольку формула расчета стоимости ХВС очень похожа на формулу расчета отопления, делается вывод, что аналогичный перерасчет (снижение стоимости услуги) положен и для отопления в том случае, если часть месяца не входит в отопительный период, а следовательно, в течение тех дней месяца, которые не вошли в отопительный период, услуга по отоплению не предоставлялась.
- И именно в таком мнении кроется ключевая ошибка рассматриваемой ложной теории.
- Абзац 2 пункта 98 Правил 354 устанавливает: «Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам».
- И если в отношении ХВС пункт 1 Приложения 1 к Правилам 354 устанавливает требование «бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года» и утверждает порядок перерасчета за нарушение указанного требования (перерасчет за каждый час непредоставления услуги по ХВС свыше допустимого перерыва), то в качестве требования к коммунальной услуге по отоплению пункт 14 Приложения 1 к Правилам 354 устанавливает «бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода».
Таким образом, если отопительный период начался не с первого числа месяца или окончился не в последнее число месяца, то перерасчет за период непредоставления коммунальной услуги по отоплению в те дни, которые не входят в отопительный период, действующим жилищным законодательством не предусмотрен. Следовательно, стоимость коммунальной услуги будет одинаковой как за месяц, во все дни которого предоставлялась коммунальная услуга по отоплению, так и за тот месяц, часть дней которого не вошла в отопительный период, и в указанные дни отопление не предоставлялось.
Логика расчета стоимости отопления по нормативу
Казалось бы, в формулах расчета стоимости отопления допущена какая-то ошибка — ведь одинаковая стоимость отопления в месяцы, в которые услуга предоставлялась каждый день, и в те месяцы, когда услуга предоставлялась лишь часть месяца в связи с началом или окончанием отопительного периода в такие месяцы, выглядит нелогичной. Очевидно, что фактический объем потребления теплоэнергии в «полные» и «неполные» месяцы будет различным.
Однако, необходимо обратить внимание, что теплоэнергия на отопление на самом деле потребляется неравномерно в течение всего отопительного периода. Очевидно, что объем потребления теплоэнергии прямо зависит от температуры наружного воздуха — чем холоднее на улице, тем больше теплоэенергии требуется для отопления помещений в МКД.
То есть, например, в декабре и январе теплоэнергии расходуется больше, чем в октябре и апреле.
Почему же тогда в течение всего отопительного периода ежемесячный размер платы за отопление одинаков? Интересно, что такой вопрос лжетеоретиков не волнует, и они не требуют утверждения различных нормативов потребления теплоэнергии для каждого месяца отопительного периода.
Для понимания логики утвержденного Правилами 354 порядка расчета стоимости отопления необходимо понять смысл норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Для этого обратимся к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным ПП РФ от 23.05.2006 № 306 (далее — Правила 306).
Порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению установлен формулой 5 Приложения 1 Правил 306 для метода аналогов и формулой 18 Приложения 1 Правил 306 для расчетного метода обе эти формулы выглядят одинаково:
Nо = Qо / (Sоб × nот),
где:
Qо — количество теплоэнергии, потребленной на отопление за один отопительный период всем МКД;
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД (кв.м);
nот — период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
В случае применения метода аналогов Qо измеряется с помощью приборов учета, в случае применения расчетного метода Qо рассчитывается, и при таком расчете учитывается множество параметров, в числе которых конструктивные и технические параметры МКД, средняя температура наружного воздуха за отопительный период, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления, продолжительность отопительного периода (в сутках).
В обоих случаях смысл приведенной формулы заключается в том, что количество тепловой энергии, необходимой для отопления всех помещений МКД в течение отопительного периода, делится на общую площадь помещений МКД и на количество месяцев отопительного периода (полных и неполных).
То есть, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению — это среднемесячное в течение отопительного периода потребление теплоэнергии на отопление, приведенное к квадратному метру площади помещения.
Таким образом, оплата отопления по нормативу отопления в течение отопительного периода производится равными частями (в одинаковом размере) за каждый месяц отопительного периода (как полный, так и неполный).
Выводы
В настоящей статье развенчан миф об обязанности исполнителя коммунальной услуги по отоплению снижать размер платы за отопление за те дни месяца, которые не входят в отопительный период и в которые услуга по отоплению фактически не предоставлялась.
Объем отопления, рассчитанный по нормативу потребления, является среднемесячным объемом потребления коммунальной услуги и не отражает фактически потребленный за конкретный расчетный период (месяц) объем теплоэнергии.
Требования об изменении размера платы за отопление по причине непредоставления коммунальной услуги в течение начальной или конечной части месяца неправомерны при условии, что указанная часть месяца не входит в отопительный период.