Статья 201.1. Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа

Законодатель выделяет несколько составов преступлений, предусматривающих ответственность за злоупотребление полномочиями.

Статья 201 УК РФ Злоупотребление полномочиями, статья 201.1 УК РФ Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа и статья 202 УК РФ Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами схожи по содержанию в части гипотезы и диспозиции, разница между ними заключается в субъекте преступления и квалифицирующих признаках.

Что такое злоупотребление полномочиями

Статья 201.1. Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказаНеобходимо начать с того, что как уже говорилось выше, злоупотребление полномочиями может совершить только специальный субъект, собственно обладающий этими самыми полномочиями. В контексте ст. 201 УК РФ это руководитель коммерческой или некоммерческой организации (не являющейся государственным или муниципальным органом или организацией, то есть преимущественно организации частной формы собственности), структурного подразделения или иное лицо осуществляющее управленческие функции, в контексте ст. 201.1 УК РФ это такое же лицо, но злоупотребление должно происходить касаемо государственного оборонного заказа, и в контексте ст. 202 УК РФ субъектом может являться нотариус или аудитор. Само по себе деяние как злоупотребление полномочиями может выражаться в заключении противоправной сделки, даче распоряжений подчиненному на совершение такой сделки, принятие противоправного решения, совершение противоправного нотариального действия нотариусом, дача не соответствующего действительности заключения аудитором, и другие действия, которые направлены вопреки законным интересам организации на извлечение выгод или преимуществ для себя или других лиц, и повлекли причинение существенного вреда. Таким образом, состав ст. ст. 201 УК РФ, 201.1 УК РФ и 202 УК РФ образуется при наличии таких признаков, как надлежащий субъект (руководитель, управленец, нотариус, аудитор), противоправное использование полномочий вопреки интересам организации, цель – извлечение выгоды, преимущества для себя или иных лиц, указанные действия причинили существенный вред.

Защита по ст. ст. 201 УК РФ, 201.1 УК РФ и 202 УК РФ Злоупотребление полномочиями

Защита по злоупотреблению полномочиями строиться в зависимости от конкретно вменяемых в вину обстоятельств. Во первых необходимо проверить, были ли у подзащитного вменяемые в вину полномочия, поднять должностные инструкции, трудовой договор, уставные документы. Выяснить в чем выразилось по мнению обвинения злоупотребление.

Во вторых, важным является тот факт, являлись ли действия противоправными, были ли они совершены вопреки законных интересов организации, например возможно ли было предполагать на момент заключения какой либо сделки, совершение которой вменяется в вину, что такая сделка окажется крайне не выгодна и причинит существенный вред.

В третьих, необходимо выяснить какие именно выгоды получил подзащитный или иное лицо в результате таких действий, какая связь между подзащитным и выгодоприобретателем.

На указанные составляющие в любом случае необходимо обратить внимание при осуществлении защиты, однако тактика защиты как дополнение или как основная линия также может строиться на процессуальных нарушениях, в направлении установления смягчающих обстоятельств.

Адвокат по злоупотреблению полномочиями окажет необходимую помощь на всех стадиях уголовного преследования. Учитывая специфику, адвокат по уголовным делам при защите по ст. ст. 201 УК РФ, 201.

1 УК РФ и 202 УК РФ должен разбираться в специальных областях права, корпоративное, финансовое, договорное, поскольку именно на таких обстоятельствах может основываться обвинения и без понимания специфики оказать качественную юридическую помощь по данной категории дел невозможно.

Уголовное преследование по злоупотреблению полномочий довольно часто начинается с конфликта управленца (директора, руководителя) и бенефициаров (учредителей), когда возникают спорные взгляды на те или иные решения, сделки.

Если подобный конфликт приобретает соответствующий накал, впоследствии как правило подключаются правоохранительные органы. Желательно быть к этому готовым заранее.

Чем раньше Вы обратитесь к адвокату по уголовным делам и тщательно разработаете свою позицию, тем увереннее будет контакт с правоохранительными органами, которые при наличии аргументации уже не будут на скоро и необдуманно принимать решение об инициировании уголовного преследования. Для связи с адвокатом по злоупотреблению полномочиями позвоните по телефону указанному на сайте. 

Стоимость услуг адвоката по ст. ст. 201 УК РФ, 201.1 УК РФ и 202 УК РФ Злоупотребление полномочиями

Стоимость услуг адвоката по ст. ст. 201 УК РФ, 201.1 УК РФ и 202 УК РФ определяется после обращения за помощью, при личной встрече с адвокатом, в ходе которой специалист вникает в суть вашей ситуации, обрисовывает перспективы, выясняет желаемый исход и определяет тактику защиты.

Каждая ситуация индивидуальна и универсальных методов защиты быть не может, только при таком подходе возможна качественная защита. Цена на услуги адвоката на следствии начинается от 100 тыс. руб.

, это ориентировочно, она может меняться как в большую, так и в меньшую сторону, в зависимости от конкретной ситуации.

Качественная защита по уголовному делу не может стоить дешево, экономия на адвокате, это экономия на своей свободе, чтобы в полной мере отработать перспективную защиту адвокату нужно потратить немало времени и усилий, так что оставьте идею найти адвоката подешевле, это не тот случай. Звоните, и приходите на встречу для первичной консультации, мы уверены, что сможем предложить Вам оптимальное решение!

Прокурор разъясняет — Прокуратура Свердловской области

Ответственность за злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа

Разъясняет заместитель прокурора Октябрьского района г.Екатеринбурга Амелина О.В.

С 9 января 2018 г. введена уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями при выполнении гособоронзаказа. Соответствующие изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 469-ФЗ.

Глава 23 Уголовного кодекса РФ дополнена статьей 201.1 «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа» и статьей 285.4 «Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа».

Данные виды составов относятся к преступлениям коррупционной направленности.

Так, статьей 201.

1 УК РФ вводится уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до десяти лет за использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа.

Статьей 285.

4 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до десяти лет в случае использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Разъясняет заместитель прокурора Октябрьского района г.Екатеринбурга Амелина О.В.

С 9 января 2018 г. введена уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями при выполнении гособоронзаказа. Соответствующие изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 469-ФЗ.

Глава 23 Уголовного кодекса РФ дополнена статьей 201.1 «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа» и статьей 285.4 «Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа».

Данные виды составов относятся к преступлениям коррупционной направленности.

Так, статьей 201.

1 УК РФ вводится уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до десяти лет за использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа.

Статьей 285.

4 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до десяти лет в случае использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа.

Госконтракт и гособоронзаказ: ответственность с сентября 2022 г

г.Москва,

м. Алексеевская, ул. 3-я Мытищинская, д,16, стр. 47,

12 этаж, офис 1211

В сентябре 2022г. внесены изменения в Уголовный кодекс РФ в части ответственности за  нарушения в сфере исполнения гособоронзаказа.

Кого это касается

Заказчиков, головного исполнителя, участников кооперации головного исполнителя: всех, кто участвует в цепочке поставок и исполнения гособоронзаказа.

Ранее в Уголовном кодексе для участников закупок в качестве специальных составов преступления были только нормы о подкупе и злоупотреблении полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа, а также за создание картелей (ограничение конкуренции).

Читайте также:  Переоформление квартиры с мужа на жену
  • Комментирует 
  • Партнер антимонопольной практики КГ ЭТАЛОН
  • Мария Нащекина
  1. Мы решили вместе разобраться с изменениями и снизить «градус паники»:
  2. Хорошая новость (она есть): для исполнителей государственных и муниципальных контрактов, не связанных с исполнением гособоронзаказа, ответственность не меняется.
  3. Исполнять обязательства необходимо, но хотя бы не под страхом лишения свободы.
  4. В целях защиты себя и своего бизнеса важно понимать, какие именно действия могут привести к уголовной ответственности и что сделать, чтобы не допустить таких серьезных последствий.
  5. Всего введены 4 новые статьи об ответственность за нарушения в сфере гособоронзаказа.

Нарушение условий государственного контракта

Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (ч. 1 ст. 2 УК РФ).

Субъект (кто привлекается): должностное лицо головного исполнителя или исполнителя, заключившего договор в целях выполнения гособоронзаказа, ранее   привлекавшийся к административной ответственности по ст.14.55. КоАП РФ за нарушение  условий  контракта.

  • К таким лицам, в том числе, относятся руководители  организации.
  • За какие нарушения контракта установлена ответственность:  в частности, за недопоставку товара/не выполнение работ, нарушение по качеству, нарушение сроков выполнения обязательств.
  • Лицо освобождается от ответственности, если добровольно устранит нарушение.

Более суровая мера ответственности предусмотрена за невыполнение задания государственного оборонного заказа или при нарушении контракта, повлекшего причинение ущерба в размере от 5% от цены контракта, но не менее 5 млн. рублей. (ч. 1 ст. 201.2 УК РФ). Лицо не освобождается от ответственности, даже если  устранит нарушение.

Рекомендация: как будут рассматриваться дела данной категории, покажет практика. На данный момент  внимательно относитесь к документообороту по контрактам, фиксации договоренностей и сдаче результатов исполнения. 

Отказ или уклонение лица от заключения государственного контракта

Отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа (статья 201.3. УК РФ)

Здесь также особый субъект: лицо, ранее отказавшееся или уклонившееся от заключения гособоронконтракта и привлеченное к административной ответственности:

  • поставщик  российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов,
  • единственный поставщик, определенный законодательными актами,
  • поставщик, занимающий в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере гособоронзаказа доминирующее положение.

Рекомендация: Оцените свое положение на рынке, свою продукцию, чтобы понять, относитесь ли Вы  к данной зоне риска. В любом случае не рекомендуем необоснованно отказываться от контрактов. Подготовьте правовую базу и документы, подтверждающие Вашу добросовестность при принятии такого решения.

Две новые статьи: 285.5 УК РФ и 285.6 УК РФ

По ним предусмотрена ответственность за те же преступления:

  • в части нарушения условий государственного контракта либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа,
  • срыв гособоронзадания;
  • отказ или уклонение от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора.
  1. Отличие состоит в особом специальном субъекте нарушения: это должностное лицо, выполняющее функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в компаниях  госсектора, которое раньше также привлекалось к административной ответственности.
  2. Если Вы являетесь исполнителем по гособоронзаказу или производите продукцию, которая может потребоваться для нужд армии и пополнения запасов вооруженных сил, учитывайте эти изменения.
  3. Юристы КГ ЭТАЛОН  готовы консультировать Вас по вопросам исполнения госконтрактов и Гособоронзаказа.

Государственный оборонный заказ – что важно знать?

У вас не будет секретов от ФАС, ФСБ и Казначейства

Будьте готовы в течение пяти дней предоставить по запросу госорганов:

  • Любые документы в рамках контракта.
  • Информацию о каждом привлеченном исполнителе: название, адрес, номера телефонов руководителя, ИНН, КПП и иную информацию.

Внимательнее работать с субисполнителями  

До заключения контракта:

  • Обязательно предупредите, что работаете с ними в рамках ГОЗ.
  • Расскажите о необходимости заключить договор о банковском сопровождении или открыть спецсчет в казначействе.

Во время исполнения контракта:

  • Не раскрывайте гостайну субподрядчикам, у которых нет лицензии ФСБ.
  • Будьте готовы отвечать на миллион вопросов.

Придется вести раздельный финансовый учет

Денежные потоки в рамках ГОЗ контролируются государством, поэтому в них нельзя включать другие расходы юрлица.

Например, вам нужно в рамках ГОЗ купить 20 метров определенного кабеля, который продается в катушках по 100 метров.

Поставить расходы на ГОЗ вы сможете только на 20 метров, даже если остальные 80 метров вам совершенно не нужны. Есть специальное постановление с правилами ведения раздельного учета.

Идентификатор контракта — главный ингредиент всех документов

Не забывайте включать идентификатор госконтракта во все документы, связанные с  его исполнением, в том числе в договоры с субисполнителями, во все счета-фактуры и другие бухгалтерские документы. В противном случае могут быть проблемы с получением денег от заказчика.  

Один спецсчет — для обеспечения заявок, другой — для расчетов с заказчиком

В закупках по ГОЗ тоже требуется обеспечение заявок через спецсчет, как в закупках по 44-ФЗ.

А после победы придется открыть другой спецсчет — в казначействе, куда заказчик перечисляет аванс. Контроль достаточно жесткий. Пока контракт не выполнен, деньги, полученные по ГОЗ, нельзя использовать на нужды юрлица, только на исполнение контракта или зарплату. О спецсчете в казначействе мы писали в отдельной статье, а ниже расскажем подробнее о получении выплат.

Часть закупок закрытые или с гостайной

Закупки в рамках государственного оборонного заказа часто бывают закрытыми. Документацию по ним не найти в ЕИС, приглашенному в закупку участнику она предоставляется по запросу или публикуется на специальной ЭТП АСТ ГОЗ.

Если вы планируете принимать участие в торгах ГОЗ, рекомендуем пройти регистрацию на площадке заранее. Регистрация занимает около 10 дней. Зато вы также сможете принимать участие в закрытых закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В некоторых закупках требуется лицензия ФСБ России на работу с гостайной. Вы не сможете мыть пол или устанавливать окна в воинскую часть без такой лицензии. Как ее получить, мы писали здесь (спойлер: это непросто).  

Товары будут принимать с лупой

Товар должен на 100% соответствовать требованиям. На этапе приемки часто ведут фото и видеозапись, используют измерительные приборы. Некоторые потенциальные поставщики отказываются от участия в закупках по ГОЗ, так как боятся, что не пройдут приемку.

Кроме того, практически никогда нельзя предлагать иностранный товар.  В закупках в рамках ГОЗ действует национальный режим.  Постановление № 9 устанавливает запрет на допуск товаров из иностранных государств, кроме стран Евразийского экономического союза. Исключение — если товар не производится на территории ЕЭС.

У вас будет мало конкурентов

Это основной аргумент «за» участие в ГОЗ. Низкая конкуренция в сравнении с другими закупками обусловлена тем, что у многих поставщиков нет возможности или желания изучать все нюансы, проходить сложные регистрации и т.д. Другие опасаются излишнего внимания государственных органов к своей организации.

Как получать деньги во время и после исполнения контракта

Об общих правилах расчетах по гособоронзаказу мы писали в установочной статье про гособоронзаказ и казначейское сопровождение. В этой статье расскажем о моментах, которые вызывают больше всего вопросов.

Кто точно должен открывать счет в казначействе и когда?

Первым спецсчет в территориальном казначействе открывает головной исполнитель — победитель закупки, чтобы указать в госконтракте реквизиты для перечисления аванса и выплат. Дальше у него есть выбор:

  1. Сделать все работы/ поставить товары за свой счет. В этом случае до полного исполнения контракта можно потратить бюджетные деньги только на зарплату.
  2. Все подрядчики головного исполнителя с договорами больше 100 тыс.рублей тоже открывают счета. Тогда казначейство будет платить за товары и услуги им напрямую — до поставки (при согласовании ее необходимости) или после (с подтверждающими документами).

Если субподрячик головного исполнителя планирует что-то закупать у своего субподрядчика на сумму больше 100 тыс. рублей и не платить ему собственные деньги, то субсубподрядчику тоже нужен счет в казначействе.

Субподрядчикам «четвертого колена» спецсчета не нужны.

Как получить свои деньги?

Каждый год вступает в силу новый приказ о санкционировании выплат. В 2019 году казначейство действует по приказу от 11 декабря 2018 № 259 н. Деньги от заказчика можно получить только на цели из этого перечня, например «выплаты персоналу», «реклама», «приобретение ж/д билетов» и т.д.

Если вы хотите внести предоплату субподрядчику. В платежном поручении нужно прописать детализированное назначение платежа, соответствующее укрупненному коду расходования целевых средств (все варианты есть в приказе № 259 н).

Если акты с субподрядчиком уже подписаны. Тогда нужно заполнить заявление на раскрытие счета по статье «прочие выполненные работы».

Вместе с заявлением от вас потребуют все обосновывающие материалы, включая фото и видеофиксацию совершенных событий. В некоторых случаях казначейство может назначить выездную проверку.

Грубо говоря, чтобы убедиться, что ремонт выполнен или продукты питания уже на складе.   

Если деньги будут использованы не по назначению, то казначейство имеет право приостановить операции по счету.

Можно ли получить больше указанной в контракте прибыли?

На часть товаров (перечень из постановления правительства № 1465) себестоимость товара и прибыль в контрактах по ГОЗ регулируются государством. Размер прибыли стороны фиксируют в госконтракте при его заключении. Варианты расчета также есть в  постановлении №1465.

Для головных исполнителей, которые считают цену товаров затратным способом, применяется правило «20+1». Согласно ему, 20% рентабельности компания может добавить на свои издержки: оплату труда, производство. Но если  исполнитель не производит, а закупает комплектующие, то на них можно добавить только 1%.

Согласно п. в.) ст. 8.3 № 275-ФЗ деньги в качестве прибыли можно списывать на банковские счета юрлица только после исполнения контракта. Если исполнитель получил больше прибыли в ходе исполнения контракта (смог на чем-то сэкономить), прибыль можно увеличить по соглашению сторон, прописав это в допсоглашении с заказчиком.

Читайте также:  Составляем договор для генерального директора

Нормативные материалы

Также в этой статье собрали для вас все законы, которые регулируют ГОЗ:

Участие в торгах ГОЗ на первый взгляд выглядит достаточно непросто, но на практике процесс практически аналогичен обычным госзакупкам. Основное отличие в повышенном контроле со стороны государства и порядке получения оплаты.

Потратьте время, чтобы во всем разобраться, или обратитесь к специалистам по сопровождению. Новичку в ГОЗ они помогут избежать ошибок и понять схему действий. А дальше можно будет участвовать и исполнять выигранные контракты самостоятельно.

Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Задать вопрос эксперту

О злоупотреблениях полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа

Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять в первом чтении проект федерального закона № 268752-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», внесенный Президентом России.

Как сообщил Председатель Комитета Павел Крашенинников, законопроект дополняет Уголовный кодекс новыми статьями, выделяющими в специальные составы такие общественно опасные деяния, как злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа.

Вводится новая статья 201.1 «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа»,  которая устанавливает ответственность для лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, за злоупотребление полномочиями при выполнении гособоронзаказа.

Речь идет об использовании такими лицами своих полномочий вопреки законным интересам организации и в целях извлечения для себя или других лиц выгод и преимуществ, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа.

Кроме того, УК РФ дополняется статьей 285.4 «Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа», которая устанавливает уголовную ответственность для должностных лиц за злоупотребление служебными полномочиями при выполнении гособоронзаказа.

Имеется ввиду использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа, — пояснил Павел Крашенинников.

Наказание за данные преступления предусматривается в виде штрафа в размере от 1 до 3 млн. рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 10 лет.

Либо лишение свободы сроком от 4 до 8 лет со штрафом от 500 тыс. до 1 млн.

рублей с потерей права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, — сказал Павел Крашенинников.

В случае совершения указанных преступлений организованной группой предусмотрено лишение свободы сроком от 5 до 10 лет с запретом на профессию до 5 лет, — сообщил Павел Крашенинников.

Помимо этого законопроектом предусматривается конфискация имущества, полученного в результате совершения таких преступлений. Расследованием будет заниматься Следственный комитет, — отметил Павел Крашенинников.

Обеспечение обороны страны, целости и неприкосновенности ее территории гарантировано Конституцией России. Злоупотребление полномочиями в сфере гособоронзаказа способно повлечь за собой нарушение охраняемых законом интересов государства и общества.

Использование таких полномочий, исходя из своих личных выгод и вопреки государственным интересам, может негативно отразиться на обороноспособности страны, что недопустимо ни при каких обстоятельствах.

Поэтому данная категория преступлений требует особого внимания и должна наказываться с учетом высокой степени опасности, которую они представляют для государства, — заявил Павел Крашенинников.

Статья 201.1 УК РФ. Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (новая редакция с ми)

  • 1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа, —
  • наказывается штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • 2. То же деяние:
  • а) совершенное организованной группой;
  • б) повлекшее тяжкие последствия, —
  • наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Комментарий к ст. 201.1 УК РФ

Уголовная ответственность в сфере гособоронзаказа предусмотрена следующими статьями Уголовного кодекса РФ:

  • статья 201.1 «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа»;
  • статья 285.4 «Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа».

Указанные статьи УК РФ введены в действие Федеральным законом от 29.12.2017 N 469-ФЗ и начали действовать с 9 января 2018 г. Эти статьи стали специальными нормами по отношению к ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» и ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».

Сходства и отличия ст. 201 и 201.1 УК РФ

Диспозиция статьи 201.1 УК РФ мало отличается от диспозиции ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Разница заключается в отсутствии в ст. 201.

1 УК РФ цели нанесения вреда другим лицам, в категориях потерпевших, которыми являются общество и государство (в ст.

201 УК РФ — граждане, организации и государство), а самое главное — в обстановке совершения рассматриваемого деяния — при выполнении гособоронзаказа. В остальном ч. 1 ст. 201.1 УК РФ повторяет положения ч. 1 ст. 201 УК РФ.

Наказание по ст. 201.1 УК РФ значительно строже наказаний, предусмотренных ст. 201 УК РФ, что продиктовано важностью для государства сферы, касающейся государственного оборонного заказа.

Квалифицирующие признаки. В ч. 2 ст. 201.1 УК РФ вводится квалифицированный состав преступления: деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 201.1 УК РФ, совершенное организованной группой либо повлекшее тяжкие последствия. Тогда как в ч. 2 ст. 201 УК РФ предусмотрено только наступление тяжких последствий.

Преступление, указанное в ч. 2 ст. 201.1 УК РФ, также является тяжким и наказывается безальтернативно лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет. Тогда как в ч. 2 ст.

201 УК РФ предусмотрены наказания в виде штрафа, принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишение свободы на срок до 10 лет. С учетом того, что в санкции ч. 2 ст. 201.

1 УК РФ установлен минимальный размер лишения свободы, предусмотрено обязательное дополнительное наказание и отсутствуют альтернативные наказания, более мягкие, чем лишение свободы, следует признать наказание за совершение указанного преступления более строгим.

Состав преступления, предусмотренного ст. 201.1 УК РФ

Объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 201.

1 УК РФ, составляют действия, которые заключаются в использовании лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа.

Под злоупотреблением полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа следует понимать совершение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением им своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили законным интересам данной коммерческой или иной организации, а также тем целям и задачам, для достижения которых это лицо было наделено соответствующими полномочиями (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 21 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (статьи 201, 201.1, 202, 203 Уголовного кодекса Российской Федерации)»).

Злоупотреблением полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа признаются, например, действия лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, которое в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц осуществляет нецелевое расходование денежных средств, выделенных для реализации государственного оборонного заказа, если это повлекло общественно опасные последствия, предусмотренные статьей 201.1 УК РФ.

В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 21 разъяснено, что преступление, предусмотренное статьей 201.

1 УК РФ, совершается в ходе выполнения такого заказа коммерческой или иной организацией (за исключением коммерческих и иных организаций, указанных в п.

Читайте также:  Правила присвоения инн физическому лицу

1 примечаний к статье 285 УК РФ), являющейся головным исполнителем или исполнителем, входящим в кооперацию головного исполнителя. При этом в состав государственного оборонного заказа могут включаться:

  1. научно-исследовательские, опытно-конструкторские или иные работы (например, по созданию, модернизации вооружения, военной и специальной техники, утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения, военной и специальной техники, по уничтожению химического оружия, по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов, предназначенных для нужд обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации);
  2. осуществление поставок определенных предметов для федеральных нужд (например, вооружения, военной и специальной техники, сырья, материалов и комплектующих изделий, военного имущества, продовольственных и непродовольственных товаров);
  3. осуществление поставок продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, иных поставок продукции в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.

Состав преступления, предусмотренного ст. 201.1 УК РФ материальный и является оконченным с момента наступления общественно опасных последствий — причинения существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа.

Понятие существенного вреда, как известно, носит оценочный характер, что всегда вызывает правоприменительные проблемы, поскольку признаков и критериев существенности причиненного вреда законодатель не дает.

Некоторые примеры причинения существенного вреда даются в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 21:

«Причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства в результате злоупотребления полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (статья 201.

1 УК РФ) выражается, в частности, в значительных расходах, связанных с устранением дефектов, допущенных исполнителем государственного оборонного заказа при выполнении строительных, ремонтных или иных работ либо при изготовлении и поставке продукции низкого качества, в переносе военных учений или иных мероприятий военного характера, обусловленных нарушением сроков осуществления поставок вооружения, военного или иного имущества».

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 201.1 УК РФ характеризуется умышленной формой вины.

Мотив совершения преступления — корыстная или иная личная заинтересованность.

Цель совершения преступления — извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц.

Субъект преступления, предусмотренного ст. 201.1 УК РФ, специальный — лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, т.

е. выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 21 указано, что при разрешении вопроса о том, является ли лицо субъектом преступлений, предусмотренных статьями 201, 201.1 УК РФ, необходимо исходить из положений п. 1 примечаний к статье 201 УК РФ, согласно которым уголовную ответственность за совершение этих преступлений несут лица, выполняющие управленческие функции:

в коммерческой организации, например, в акционерном обществе, обществе с ограниченной ответственностью, хозяйственном партнерстве, производственном кооперативе, за исключением коммерческих организаций, указанных в п. 1 примечаний к статье 285 УК РФ;

в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением и иной некоммерческой организацией, указанными в п. 1 примечаний к статье 285 УК РФ, например в потребительском кооперативе, общественной организации, товариществе собственников недвижимости.

С учетом положений Федерального закона «О государственном оборонном заказе» субъектами злоупотребления полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (статья 201.

1 УК РФ) признаются лица, выполняющие управленческие функции в указанной коммерческой или некоммерческой организации, которая является головным исполнителем, заключившим с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу, либо исполнителем, входящим в кооперацию головного исполнителя, участвующим в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или иных работ, осуществлении поставок определенных предметов для федеральных нужд либо в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации и заключившим контракт (договор) с головным исполнителем или исполнителем по такому заказу.

Разграничение административной и уголовной ответственности в сфере гособоронзаказа

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена, в частности, ответственность должностного лица за следующие административные правонарушения:

нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (ст. 14.

55 КоАП РФ);
ликвидация или перепрофилирование головным исполнителем без согласования с государственным заказчиком производственных мощностей, обеспечивающих поставки продукции по государственному оборонному заказу (ст. 14.55.1 КоАП РФ);

действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу (ст. 14.55.2 КоАП РФ).

Отграничение административной ответственности по указанным выше статьям от уголовной ответственности по статье 201.1 УК РФ происходит в зависимости от наличия или отсутствия последствий деяния в виде причинения существенного вреда:

«Если лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, злоупотребляя полномочиями, допустило такие нарушения при выполнении государственного оборонного заказа, но при этом не стремилось извлечь выгоды и преимущества для себя или других лиц, и (или) совершенное деяние не повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества либо государства, то данные деяния не образуют состава преступления, предусмотренного статьей 201.1 УК РФ» (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 21).

Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 201.1 УК РФ

Статья 201.1 УК РФ. Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа

  • Часть 1  статьи 201.1 УК РФ
  • Часть 2  статьи 201.1 УК РФ
  • Комментарии к статье

(введена Федеральным законом от 29.12.2017 N 469-ФЗ)1.

Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа, —

  • наказывается штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • а) совершенное организованной группой;
  • б) повлекшее тяжкие последствия, —
  • наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. В 4 т. Особенная часть. Раздел IX (постатейный) (том 3) (отв. ред. В.М. Лебедев) («Юрайт», 2017)

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. В 4 т. Особенная часть. Разделы X — XII (постатейный) (том 4) (отв. ред. В.М. Лебедев) («Юрайт», 2017)

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (7-е издание, переработанное и дополненное) (под ред. Г.А. Есакова) («Проспект», 2017)

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (исправлен, дополнен, переработан) (под ред. А.И. Чучаева) («КОНТРАКТ», 2013)

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Научно-практический (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) (под ред. С.В. Дьякова, Н.Г. Кадникова) («Юриспруденция», 2013)

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный) (том 1) (2-е издание) (под ред. А.В. Бриллиантова) («Проспект», 2015)

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный) (том 2) (2-е издание) (под ред. А.В. Бриллиантова) («Проспект», 2015)