Особенности аренды лесных участков и водных объектов. Разрешен ли наем, кто может оформить и какие

Государство предоставляет гражданам возможность брать в аренду не только стандартные земельные участки для строительства на них жилья и для иных целей, но и лесные массивы, составляющие лесной фонд РФ.

По сравнению с общим порядком пользования землей аренда лесов имеет ряд ограничений, но они не лишают человека возможности вести хозяйственную деятельность, получать прибыль и проводить рекреационные мероприятия.

Законодательство

Общие положения об отношениях аренды излагаются в первом параграфе 34 главы Гражданского кодекса. Нюансы аренды земельных участков, такие как порядок предоставления лесных массивов и заключение договора аренды лесного участка их использования, описываются в главе 6 Лесного кодекса.

Статья 101 Земельного кодекса определяет земли лесного фонда. Сюда относятся:

  • Земли, покрытые лесами;
  • Земли, не покрытые растительностью, но предназначенные для ее восстановления (пожарища, вырубки);
  • Земли, на которых находятся хозяйственные объекты, обслуживающие лесное хозяйство (дороги, болота, просеки).

Арендодателями и уполномоченными органами по этому вопросу выступают представители органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.

Особенности аренды лесных участков и водных объектов. Разрешен ли наем, кто может оформить и какие

  • Заготовка и переработка лесных ресурсов;
  • Охотничья деятельность;
  • Научно-исследовательская деятельность;
  • Предоставление рекреационных услуг;
  • Возведение гидротехнических сооружений (водохранилища, порты);
  • Изучение земных недр, исследование месторождений ископаемых.

Аренда может предоставляться как для одной из перечисленных целей, так и для нескольких сразу. Возможно предоставление лесных участков сразу нескольким арендаторам для различных целей, если характеристики участка позволяют арендовать и проводить многоцелевое использование.

Оформление договора

Предоставление участка проходит двумя путями: через прямое заключение договора аренды участка лесного фонда с государственными органами и через проведение аукционных торгов.

Особенности аренды лесных участков и водных объектов. Разрешен ли наем, кто может оформить и какие

  • Охотничья деятельность;
  • Строительство и обслуживание линейных объектов;
  • Заготовка древесины для использования ее с целями, определенными статьями 43-46 ЛК (строительство гидротехнических объектов, разработка недр).

В этих случаях между арендатором и государством договор заключается без аукциона.

В заявлении указываются такие реквизиты, как:

  • Если заявление отправляется от имени юридического лица, то указываются его наименование, организационное форма, адрес регистрации. Если заявление подает гражданин (в т.ч индивидуальный предприниматель), то указываются его паспортные данные и место проживания;
  • Местонахождение и площадь лесного участка;
  • Цель и способ использования участка, указание на правовые нормы, подтверждающие приемлемость этих целей;
  • Требуемый срок аренды;
  • Кадастровый номер участка;
  • Данные о предварительном решении предоставления участка в пользование. Указываются в случаях, когда участок образовался в силу такого решения.
  • Контактные данные.

Особенности аренды лесных участков и водных объектов. Разрешен ли наем, кто может оформить и какие

  • Если от имени заявителя выступает другой человек, то он представляет доказательства правомочности своего представительства;
  • Документы, подтверждающие необходимость целевого использования участка.

Уполномоченный орган путем межведомственного взаимодействия получает следующие документы:

  • Данные о нахождении на налоговом учете;
  • Подтверждение права собственности на находящиеся на лесном участке объекты (если такие имеются);
  • Лицензию на использование земных недр (если необходима).

Уполномоченный орган извещает заявителя о своем согласии или отказе на предоставление аренды в течение двух дней после принятия решения. Само решение принимается в течение 30 дней с получения всех документов.

На подготовку типового договора аренды лесного участка дается 3 дня с момента принятие решения, он подписывается в течение 10 дней с этого момента.

Особенности аренды лесных участков и водных объектов. Разрешен ли наем, кто может оформить и какие

  • Дата и место заключения;
  • Наименование арендодателя (органа власти), а также ФИО и должность его уполномоченного лица;
  • Основания действия договора – соответствующие статьи ГК и ЛК;
  • Данные арендатора (юр. лица или гражданина);
  • Решение, являющееся основанием предоставления участка в аренду (протокол о результате аукциона или решение органа власти);
  • Собственник участка (государство или муниципалитет);
  • Площадь и местонахождение участка;
  • Арендная плата;
  • Права и обязанности, ответственность сторон;
  • Порядок изменения и расторжения;
  • Срок действия;
  • Дополнительные условия;
  • Подписи сторон.

К договору прилагаются такие документы, как акт приема-передачи участка, регламент начисления арендной платы и ее расчет, подробные характеристики и план участка.

В ходе проектирования составляется подробная документация обо всех характеристиках участка, которая и прикладывается к соглашению.

Как правило, государство ограничивает возможность предоставления участка вОсобенности аренды лесных участков и водных объектов. Разрешен ли наем, кто может оформить и какие субаренду. Требуется, чтобы условия субаренды были полностью аналогичными условиям аренды во избежание нецелевого использования земель лесного фонда.

На арендатора налагается больший круг обязанностей, чем при использовании прочих видов собственности. Арендатор обязуется обеспечивать противопожарную безопасность лесов, поддерживать их приемлемое санитарно-гигиеническое состояние.

Он публикуется Рослесхозом каждого региона, его можно найти в открытом доступе на государственных информационных порталах (www.data.gov.ru). В реестрах указывается наименование организации или ФИО арендатора, его юридический адрес и способ использования участка

Аукцион

Аукцион на право заключения договора проводится во всех случаях, кроме предусмотренных статьями 36 и 43-46 ЛК.

Организаторами аукциона являются государственные органы или уполномоченные на основании договора с государством организации. Организатор размещает извещение о проведении аукциона на сайте www.torgi.gov.

ru не менее чем за 30 дней до его начала.

В извещении должна содержаться такая информация, как предмет аукциона и его характеристики, место и дата начала и окончания подачи заявок, начальная цена объекта торгов.

Организатор подготавливает проектный план участка, его кадастровую документацию, проект арендного договора, а также определяет «шаг аукциона», то есть значение повышения цены в ходе торгов. «Шаг аукциона» не должен превышать 5% от начальной цены.

Особенности аренды лесных участков и водных объектов. Разрешен ли наем, кто может оформить и какие

Порядок проведения аукциона стандартен: начальная цена увеличивается на «шаг аукциона», каждая цена объявляется три раза, если после третьего раза никто ее не повышает, то последний объявивший цену участник признается победителем, что фиксируется в протоколе. Экземпляр протокола прикрепляется к договору. Он подписывается в течение 10 дней после завершения аукциона.

Если на аукционе аренды участков лесного фонда присутствует только один участник, то он автоматически признается победителем, он обязуется заключить договор аренды в течение 20 дней

Если на приобретение права аренды за начальную цену никто не согласился после ее троекратного объявления, торги объявляются несостоявшимися.

Сроки

Отличительной чертой договоров аренды лесных участков является их неотъемлемый срочный характер.

Максимальный срок, на который может быть заключено соглашение – этоОсобенности аренды лесных участков и водных объектов. Разрешен ли наем, кто может оформить и какие 49 лет. Но арендатор имеет право на продление договора в том случае, если он надлежащим образом исполнял его условия и своевременно вносил арендную плату.

Минимальный срок договора аренды лесного участка равен 10 годам, за исключением случаев предоставления участков с целью обработки древесины и строительства и эксплуатации сооружений гидротехнической направленности. Здесь минимальный срок составляет один год.

Переуступка

Переуступку следует отличать от субаренды. Если во втором случае отдается в пользование лишь некоторая часть объекта при сохранении приоритетного права его использования за первичным арендатором, то при переуступке право аренды отдается третьему лицу полностью и безвозвратно.

Государство, в свою очередь, заинтересовано в продолжении целевого и рационального использования лесного участка, поэтому на практике оно тщательно проверяет потенциального арендатора перед тем, как позволить передать ему право пользования.

Права и обязанности арендаторов лесных участков

Природоохранная прокуратура разъясняет, что статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. 

Постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 № 1003 утвержден типовой договор аренды лесного участка. 

Частью III указанного типового договора определены права и обязанности сторон. 

Так, арендодатель имеет право и обязан: осуществлять осмотр арендованного лесного участка для оценки соблюдения Арендатором выполнения условий Договора в части использования лесного участка по назначению, предоставлять арендованный лесной участок или его часть третьим лицам для иных видов использования лесов, предусмотренных лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), (за исключением когда одновременное многоцелевое использование лесного участка невозможно), а также выдавать разрешение на выполнение работ по геологическому изучению недр, после завершения Арендатором работ по заготовке древесины проводить осмотр и оценку состояния лесосек и иные. Обязан передать лесной участок Арендатору по акту приема-передачи лесного участка, в течение 5 рабочих дней со дня заключения Договора; информировать в письменной форме в течение 15 дней со дня принятия решения о предоставлении арендованного лесного участка или его части третьим лицам для иных видов использования лесов, предусмотренных лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), уведомить Арендатора о времени и месте проведения проверки соблюдения Арендатором условий настоящего Договора и проекта освоения лесов за 3 дня до проведения проверки; принять от Арендатора в день окончания срока действия настоящего Договора лесной участок по акту приема-передачи лесного участка, форма которого предусмотрена приложением № 6 к настоящему Договору, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на день окончания срока действия настоящего Договора и иные. 

  • Арендатор имеет право и обязан приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями Договора аренды после заключения Договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, получать от Арендодателя информацию о возможности и местах приобретения районированного посевного и посадочного материала и иные. Обязан принять лесной участок от Арендодателя по акту приема-передачи лесного участка, форма которого предусмотрена приложением № 6 к настоящему Договору, в течение 5 рабочих дней со дня заключения настоящего Договора; вносить арендную плату, в соответствии с приложением № 5 к настоящему Договору; в случае обнаружения лесного пожара на арендованном лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара и иные 
  • Разделом IV типового договора предусмотрена ответственность сторон. 
  • Так, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Договором, Арендодатель и Арендатор несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации (включая обязанность возместить в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации убытки, причиненные таким неисполнением или ненадлежащим исполнением) и настоящему Договору. 
  • Кроме того, типовой договор предусматривает неустойку за нарушение условий Договора. 
Читайте также:  Правила подготовки схемы границ сервитута на кадастровом плане территории и ее назначение

Так, в соответствии с п.

14 указанного Типового договора аренды лесного участка, за рубку лесных насаждений, предусмотренную проектом освоения лесов, без подачи лесной декларации — 25-кратная стоимость заготовленной древесины, определенная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, установленным Правительством Российской Федерации (пп. «г» п. 14 Типового договора); за все количество срубленных или поврежденных до степени прекращения роста деревьев за пределами лесосек на смежных с ними 50-метровых полосах — 10-кратная стоимость срубленных или поврежденных деревьев, определенная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, установленным Правительством Российской Федерации для древесины лесных насаждений по первому разряду такс во всех лесотаксовых районах (пп. «е» п. 14).

 Неустойка, предусмотренная типовым договором за совершенные правонарушения, не освобождает лицо от уплаты ущерба, а также привлечения виновного лица к административной или уголовной ответственности. 

Согласно существующей правоприменительной практике рубка и (или) повреждение деревьев за пределами лесосеки, либо без оформления лесной декларации, либо в объеме, превышающем установленный лесной декларацией объем, либо с нарушением установленного лесной декларацией породного состава влечет ответственность по ст. 8.

28 КоАП РФ (незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан), а незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 260 УК РФ. 

Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.

2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» незаконной является рубка лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки. 

Указанным Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации обращено внимание судов на то, что рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков. 

Дополнительно разъясняю, федеральным законодательством определено, что согласно части 1 ст.

1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (часть 1 ст. 1068 ГК РФ). 

Более того, статьей 100 ЛК РФ установлено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред (ч. 2 ст. 99 ЛК РФ). 

В силу пункта 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.

2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», лица, совместно причинившие вред окружающей среде, несут солидарную ответственность (абз. 1 ст. 1080 ГК РФ).

Суд вправе возложить на указанных лиц долевую ответственность, исходя из степени вины каждого из них, а при невозможности определить степень вины — исходя из равенства долей (ст. 1080 ГК РФ, п. 2 ст. 1081 ГК РФ).

Необходимо учитывать, что при причинении вреда окружающей среде несколькими лицами они несут солидарную ответственность за причиненный вред лишь в тех случаях, когда установлено их совместное участие. О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. 

Более этого, в соответствии пунктом 43 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в случае, если вред окружающей среде причинен совместными действиями нескольких лиц, суд в силу статьи 40 ГПК РФ обязан привлечь к участию в деле всех лиц, совместными действиями которых причинен вред окружающей среде. 

Таким образом, в случае привлечения к работам по рубке лесных насаждений подрядчиков, арендаторы должны учитывать правовую позицию указанного Постановления Пленума ВС РФ, в том числе солидарную меру ответственности за вред причиненный окружающей среде. 

Кроме того, законодатель Лесным кодексом РФ ориентирует арендодателя и арендатора на своевременное принятие (передачу) лесосеки с момента окончания срока действия Договора, поскольку ответственность за нарушение лесного законодательства до момента закрытия лесосеки возложена на арендатора. Таким образом, выявленные на лесном участке лесонарушения до принятия лесосеки департаментом лесного хозяйства Приморского края в лице КГКУ «Примлес» возлагаются на арендатора лесного участка. 

Дополнительно сообщаем, что в случае выявления в лесной сфере нарушения закона в деятельности департамента лесного хозяйства Приморского края, работников КГКУ «Примлес», либо иных лесопользователей необходимо информировать Приморского межрайонного природоохранного прокурора по адресу: г. Владивосток, ул. Фокина, 2, либо на электронный адрес: priroda@prosecutor.ru, либо по телефону: 241-41-34.

Вс разъяснил условия аренды земельных участков в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда вынесла Определение № 308-ЭС19-27506 по делу об оспаривании арендатором земельного участка на прибрежной морской полосе порядка определения платежей по договору аренды и взыскании с арендодателя переплаты по договору в качестве неосновательного обогащения.

Суды признали спорный договор ничтожной сделкой

В мае 2011 г.

администрация муниципального образования «Город-курорт Геленджик» предоставила в аренду на 49 лет ЗАО «Санаторий «Жемчужина моря»» участок на прибрежной морской полосе для размещения пляжа.

По условиям договора, арендная плата рассчитывалась на основании соответствующих правил и постановления администрации муниципалитета от 20 мая 2011 г. № 1126 и составляла 155 тыс. руб. в год.

Читайте также:  Последствия отказа истца от иска

Впоследствии арендатор обратился в арбитражный суд с иском к администрации муниципалитета, в котором просил взыскать с ответчика излишне уплаченную арендную плату в размере свыше 872 тыс. руб.

и пени на сумму порядка 1400 руб.

Истец также просил суд считать достоверной и подлежащей применению для целей определения годовой арендной платы по договору аренды рыночную стоимость земельного участка в размере 5,7 млн руб.

В обоснование исковых требований общество сослалось на то, что кадастровая стоимость спорного участка с февраля 2011 г. составляла 1 руб., поэтому при заключении договора аренды стороны определили ставку арендной платы в размере 1,5% его рыночной стоимости.

Согласно результатам независимой оценки, рыночная стоимость участка, предоставленного для размещения пляжа, составила 5,7 млн руб., что существенно меньше величины, на основании которой рассчитывалась арендная плата по спорному договору.

В связи с этим истец счел, что у ответчика возникло неосновательное обогащение в виде излишне внесенной арендной платы.

Арбитражный суд отказал в удовлетворении исковых требований со ссылкой на то, что истец пропустил срок исковой давности еще в 2015 г.

Как пояснил суд, арендная плата за публичный земельный участок является регулируемой, а общество не заявляло в суд требование об установлении рыночной стоимости участка в ином размере, чем указано в договоре аренды.

В свою очередь, рыночная стоимость, определенная на основании отчета об оценке, подготовленного по заказу арендодателя, не признана недостоверной в установленном порядке.

Более того, отметил суд, береговая полоса внутреннего моря не может быть предметом договора аренды, поэтому спорный договор является недействительной сделкой, а внесение изменений в ничтожный договор путем установления нового размера арендной платы законом не предусмотрено.

В дальнейшем апелляция приняла отказ общества от иска в части требований об установлении достоверной стоимости и применении для целей определения годовой арендной платы рыночной стоимости земельного участка в размере 5,7 млн руб., а также взыскании с ответчика переплаты по договору в размере 769 тыс. руб. Таким образом, суд отменил решение нижестоящего суда в этой части, остальная часть была оставлена без изменения.

Впоследствии суд округа направил дело на новое рассмотрение в апелляцию, отметив, что нижестоящие суды, определяя размер платы за пользование участком и, соответственно, размер излишне внесенной истцом арендной платы, не исследовали вопрос о необходимости применения нормативной цены земли, которая не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные участки соответствующего целевого назначения.

При новом рассмотрении апелляция изменила решение первой инстанции и взыскала с муниципалитета 57 тыс. руб. в качестве неосновательного обогащения.

Суд счел, что недействительность договора аренды, заключенного в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, не означает автоматического прекращения ранее возникшего права арендатора.

Поскольку договор аренды является ничтожной сделкой, не породившей юридических последствий для сторон, основания для применения при расчете арендной платы ставки 1,5% кадастровой стоимости участка отсутствуют.

Спорный участок предоставлялся и фактически использовался арендатором в рекреационных целях (для обустройства пляжа), поэтому плата за его использование рассчитывается по ставке 0,8 % кадастровой стоимости, определенной в постановлении муниципалитета.

Апелляционный суд добавил, что, поскольку кадастровая стоимость участка составляла 1 руб., это фактически свидетельствовало об ее отсутствии. Следовательно, при расчете арендной платы применяется нормативная цена земли.

В силу же отсутствия последней необходимо применять нормативную цену, которая не должна превышать 75% рыночной цены участка, что составляет 7,7 млн руб.

При этом истцом пропущен срок исковой давности в части требования о взыскании неосновательного обогащения за период с 1 февраля 2012 г. до 30 мая 2015 г.

В дальнейшем суд кассационной инстанции изменил постановление апелляции и взыскал с ответчика в пользу арендатора 603 тыс. руб. неосновательного обогащения.

В остальной части судебный акт был оставлен без изменения.

Таким образом, кассация сочла, что апелляция неправильно определила размер неосновательного обогащения, поскольку истец в спорный период обязан был вносить плату за пользование участком в виде земельного налога.

ВС вернул дело на новое рассмотрение

В кассационной жалобе в Верховный Суд администрация муниципалитета оспорила решения апелляции и кассации как незаконные, а Судебная коллегия по экономическим спорам ВС согласилась с ее доводами.

Экономколлегия пояснила, что спорный договор аренды был заключен на основании заявления общества о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования публичным земельным участком, расположенным частично в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, на право аренды. При этом в собственности общества имелся расположенный в границах участка объект недвижимости (гидротехническое сооружение).

Верховный Суд подчеркнул, что участки в пределах береговой полосы могут быть предоставлены в аренду при соблюдении установленных законодательством условий, в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

При этом должен обеспечиваться свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

«При таком положении является ошибочным вывод судов о недействительности договора аренды земельного участка, заключенного в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, и тем более неверны выводы суда округа о сохранении за обществом вещного права постоянного (бессрочного) пользования и необходимости платить за пользование участком в размере земельного налога. Поскольку оснований для признания договора аренды указанного земельного участка недействительным не имеется, данный договор является действующим, общество должно платить за пользование публичным участком не земельный налог, а арендную плату», – отмечается в определении.

Как пояснил ВС, спорный договор аренды не был заключен по итогам торгов, поэтому арендная плата является регулируемой. С учетом принятого судом первой инстанции заявления ответчика о применении срока исковой давности за период до 30 мая 2015 г.

необходимо установить, в каком размере подлежала внесению арендная плата за период с 31 мая 2015 г. по 30 июня 2018 г. в соответствии с нормативными правовыми актами публичного образования, в собственности которого находится участок.

При этом, если размер арендной платы, установленный соответствующим публичным органом, будет меньше предельной ставки, установленной федеральным законом, применяются ставки, установленные публичным органом.

«Судами установлено, что спорный земельный участок находится в собственности муниципального образования «Город-курорт Геленджик». В спорный период арендная плата за земли этого образования подлежала расчету по правилам, установленным постановлением Администрации № 1126.

Между тем в материалах дела отсутствуют как надлежащий расчет арендной платы, подлежавшей внесению обществом в спорный период с 31 мая 2015 г. по 30 июня 2018 г. (с учетом заявления ответчика о применении срока исковой давности за период до 30 мая 2015 г.

) исходя из положений постановления Администрации № 1126, вида разрешенного использования участка, ограничения его в обороте, так и расчет арендной платы, фактически внесенной обществом именно в этот период, что не позволяет определить наличие либо отсутствие на стороне муниципального образования неосновательного обогащения в виде излишне внесенной истцом арендной платы», – заключил ВС, отменяя акты нижестоящих судов и возвращая дело на новое рассмотрение в апелляцию.

Эксперты прокомментировали выводы Суда

Ведущий юрист Содружества земельных юристов Марина Строкань в комментарии «АГ» пояснила, что особенности использования земельных участков, расположенных в границах береговой полосы водных объектов, обусловлены особым правовым статусом таких земель – береговая полоса предназначена для общего пользования, кроме того, ведение хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон допускается с ограничениями. «Договор аренды участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе», – отметила она.

При этом, добавила эксперт, п. 4 ст. 39.8 ЗК не устанавливает запрет на передачу в аренду земельного участка, расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а лишь определяет условие, при котором аренда становится возможной.

«В этой логике Верховный Суд неоднократно рассматривал вопрос о признании недействительными договоров аренды земельных участков в границах береговой полосы, указав на невозможность признания договора ничтожной сделкой с формальным обоснованием требования ст. 39.8 ЗК.

Читайте также:  Проведение межевания общих земель в снт

В рассматриваемом деле Экономколлегия в очередной раз указала судам на необходимость оценки обстоятельств конкретного спора, правильного применения нормы ст. 39.8 ЗК с учетом существа спора, а не формального предписания нормы», – пояснила Марина Строкань.

По мнению эксперта, такая позиция представляется логичной, поскольку само по себе невключение условия об обеспечении свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования в договор не означает намерения арендатора ограничивать доступ и иным образом препятствовать реализации прав граждан.

Кроме того, отсутствие такого условия в договоре не освобождает арендатора от необходимости соблюдать установленные требования.

«В каждом конкретном случае судам следует оценивать доказательства реального несоблюдения арендатором условия обеспечения доступа к водному объекту, а также устанавливать факт нарушения положений водного и земельного законодательства в этой части», – подытожила она.

Младший юрист практики «Транспорт. Инфраструктура. ГЧП» АБ «Инфралекс» Константин Краулин отметил, что правовая позиция ВС, изложенная в определении, не нова.

«Верховный Суд не раз обращал внимание, что невключение условия об обеспечении свободного доступа граждан к водному объекту и береговой полосе в договор аренды такого участка само по себе не является основанием для признания его недействительным и не освобождает арендатора от необходимости соблюдать требования закона (см.

определения от 25 августа 2020 г. № 308-ЭС20-10727 по делу № А32-46606/2018 и от 7 августа 2019 г. № 308-ЭС19-12241 по делу № А32-42289/2017)», – пояснил он.

Эксперт добавил, что такую позицию ранее высказывал и Научно-консультативный совет при АС Уральского округа (см. п. 13 Рекомендаций по вопросам, возникающим при рассмотрении споров из земельных правоотношений, от 18–19 октября 2018 г. № 2/2018).

«В рассматриваемом деле ВС исходит из того, что ни Земельный, ни Водный кодексы не запрещают сдавать в аренду земельные участки, расположенные в границах береговой полосы, хотя и устанавливают ограничения их использования (см. определения от 29 января 2019 г. № 307-ЭС18-23804 по делу № А56-36040/2017 и от 6 декабря 2016 г.

№ 306-ЭС16-15938 по делу № А65-18989/2015), – пояснил эксперт. – Примечательно, что Пятнадцатый апелляционный суд уже сделал «работу над ошибками» и в этом году отклоняет требования о признании таких договоров аренды недействительными со ссылкой на позицию Экономколлегии ВС (см. постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2021 г.

№ 15АП-1455/2021 по делу № А32-6032/2020 и от 3 марта 2021 г. № 15АП-22202/2020 по делу № А32-34431/2020).

Такое толкование представляется верным, так как положения законодательства действуют независимо от их наличия в условиях договора, а невключение нормативных ограничений в договор не отменяет их действие, равно как и не свидетельствует о недействительности договора», – резюмировал Константин Краулин.

Адвокат, советник практики разрешения споров АБ «Инфралекс» Михаил Гусев добавил, что ранее Верховный Суд, отказывая в передаче аналогичной кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Экономколлегии, высказал иную (отличную от позиции, отраженной в рассматриваемом определении) точку зрения по вопросу порядка определения размера арендной платы (Определение от 10 февраля 2021 г. № 307-ЭС20-22845 по делу № А56-114242/2019). «Так, в ситуации, когда требовалось установить размер арендной платы за участок, часть которого находится в границах прибрежной зоны водного объекта, Суд указал, что в силу п. 8 ст. 27 ЗК такой участок не подлежит приватизации, в связи с чем пришел к выводу, что размер арендной платы за его использование не может превышать размер земельного налога, рассчитанный в установленном порядке», – подчеркнул он.

Ответственность арендаторов лесных участков. Разъясняет аппарат прокуратуры области

Разъясняет прокурор отдела по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества К.С. Павлов

Лесной участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в аренду (статья 72 Лесного кодекса Российской Федерации).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.12.2017 № 693 утверждены типовые формы договоров аренды лесных участков, закрепляющие обязательства сторон, а также ответственность за нарушения при использовании лесов.

  • Так, в соответствии с разделом III типового договора аренды лесного участка для заготовки древесины арендатор обязан:
  • — принять лесной участок от арендодателя по акту приема-передачи лесного участка;
  • — использовать лесной участок по назначению;
  • — вносить арендную плату;
  • — подавать лесную декларацию;
  • — представлять арендодателю материалы по отводу и таксации лесосек, технологические карты лесосечных работ;
  • — осуществлять установленный настоящим договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией;
  • — реализовывать меры по предупреждению лесных пожаров, проведению воспроизводства лесов, санитарно-оздоровительных мероприятий, по расчистке квартальных просек и замене квартальных столбов, сохранению объектов лесного семеноводства;
  • — иные, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации и договором аренды.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств арендатор несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (ст. 99 ЛК РФ, раздел VI типовой формы договора аренды лесного участка для заготовки древесины).

Гражданско-правовая ответственность наступает с момента нарушения пользователем лесного участка соответствующих пунктов договора.

Основанием для её наступления является судебное решение, вынесенное по итогам рассмотрения заявлений компетентного органа, которым могут быть расторгнуты ранее заключенные договоры аренды, купли-продажи лесных насаждений, взыскана образовавшаяся задолженность, неустойка.

Административная ответственность за нарушение лесного законодательства устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В частности, предусматривается ответственность за самовольное занятие лесных участков (ст. 7.

9 КоАП РФ), самовольную уступку права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.10 КоАП РФ), нарушение правил использования лесов (ст. 8.

25 КоАП РФ), самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26 КоАП РФ), нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.

27 КоАП РФ), незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28 КоАП РФ).

Нормами КоАП РФ за нарушение лесного законодательства предусмотрены такие виды наказания, как штрафы, дисквалификация, приостановление деятельности.

Что касается уголовной ответственности, то она устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации за нарушения лесного законодательства, имеющие наиболее высокую степень общественной опасности.

Это, к примеру, незаконная рубка лесных насаждений в случаях, когда ущерб был причинен в значительном, крупном или особо крупном размере, совершен группой лиц или должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст.

260 Уголовного кодекса РФ), уничтожение или повреждение лесных насаждений путем поджога или неосторожного обращения с огнем (ст.

261 Уголовного кодекса РФ), нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба (ст. 262 Уголовного кодекса РФ).

Санкции данных статей предусматривают альтернативные наказания от штрафа до лишения свободы.

Помимо перечисленных видов ответственности законодателем предусмотрены и иные негативные последствия для нарушителей условий договоров о лесопользовании.

Так, в силу статьи 98.1 Лесного кодекса РФ Федеральным агентством лесного хозяйства осуществляется ведение Реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений (далее – Реестр), открытый доступ к которому обеспечен на официальном сайте Рослесхоза в сети «Интернет».

В Реестр включается информация об арендаторах и покупателях, с которыми были расторгнуты договоры, а также сведения о нарушении указанными лицами лесного законодательства, информация о лицах, которые уклонились от заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заключения договора купли-продажи лесных насаждений.

Вернуться назад