Все юридические действия данного вопроса озаглавлены одним наименованием: приватизация земельного участка. Граждане становятся правообладателями отдельной части земельных ресурсов не в момент их получения или использования, а в результате регистрации их в Росреестре.
Что требуется знать при участии в данной процедуре россиян, использующих участки для построек или выращивания садово-огороднических культур?
Варианты процедуры
Порядок действий передачи прав собственности на отдельные территориальные единицы для частников установлен Земельным кодексом.
Его нормативы позволяют каждому гражданину бесплатно получить надел. Он может находиться у него в бессрочном пользовании либо пожизненно наследоваться при условии оплаты налогового сбора, назначенного Федеральным законодательством.
Поскольку получение правоустанавливающих документов обязательно для каждого домовладельца или дольщика сельскохозяйственного надела в виде пая, то им нужно выбрать наиболее удобный способ.
Государством предусмотрено 2 варианта приватизации:
- оплачиваемая;
- бесплатная.
Каждая из них имеет свои нюансы, о которых нужно помнить при выборе своего варианта.
Платная
- Платная основа в процедуре оформления прав собственности предусмотрена на те земли, которые были выданы для фермерского дела, сельхозиспользования, под промышленность позднее 2001 года.
- Стоимость при выкупе таких участков будет зависеть, прежде всего, от выставленной кадастровой оценки на момент сдачи заявления о передаче их в собственность.
- Каждому россиянину интересно узнать о стоимость и о сроках платной приватизации.
- Порядок ее проведения предусматривает такие основные моменты:
- оценку участка;
- его межевание;
- получение кадастрового плана;
- и другие.
Однозначно указать общую сумму стоимости практически не представляется возможным, т.к. все перечисленные услуги стоят недешево. В каждом отдельном случае они будут отличаться.
Узнать государственные тарифы на тот или иной вид услуг можно в районных земельных комитетах. Перед началом процедуры лучше уточнить заранее, сколько всего потребуется средств, чтобы быть готовым к этим расходам.
- Обязанность рассматривать заявления и принимать решения о приватизации закреплена за уполномоченным органом власти, в который необходимо подать документы.
- Госслужащие могут, как удовлетворить прошение, так и вынести отказ по нему.
- Перечень документации, который нужно собрать заявителю, включает следующее:
- Написанное собственноручно заявление с указанием всех данных о заявителе: ИНН и паспортных серии и кода. В нем также необходимо указать техническое описание участка и цель использования.
- Официальные бумаги, подтверждающие правовые положения на владельца надела.
- При наличии сооружений на участке прилагают их технический план и правовые документы.
- Паспорт из кадастровой службы на земельный участок.
- Извлечение из ЕГРП.
После получения документов, представитель органов власти выдает расписку об их принятии, в которой фиксируются текущая дата.
Запрос на разрешение о приватизации рассматривается в течение 2 недель. Если в пакете отсутствуют кадастровые бумаги, то по вопросу заявления последует отказ.
Бесплатная
Приватизировать землю на безвозмездной основе можно тем гражданам, у которых есть договор бессрочного пользования или права пожизненного наследования.
Однако есть территории, которые закон запрещает передавать в частные руки. Они имеют специальное назначения:
- для государственных нужд;
- лесные и водные места, которые отведены под природоохранные фонды;
- площади, выделенные для общего пользования;
- участки, отведенные под дороги и движение транспортных средств.
Не подлежат оформлению в частную собственность земли, загрязненные опасными и токсическими веществами.
Оформление передачи государственных земель в пользование конкретными лицами регламентируется властями и при этом всегда указывается конечная дата. Однако ежегодно срок на подачу документов о приватизации продлевается, и в 2017 году его окончание назначено на начало 2018 года. Поэтому необходимо поспешить и собрать пакет документов для получения приватизационных свидетельства на свой надел.
При безвозмездном способе получения приватизационного акта на землю заявителю необходимо обратиться в Росреестр с такими бумагами:
- индивидуальным паспортом;
- выпиской из единого реестра, в котором внесены его права на здания, строения или сооружения на территории приватизируемого участка;
- паспорт участка, выданный кадастровой службой;
- план межевания земельного надела.
В учреждении нужно написать заявление о желании приватизировать земельный надел и приложить к нему перечисленные в списке документы. За оказание услуг нужно сделать предоплату на сумму установленной госпошлины. Без этой квитанции заявление не принимается.
После приема документации проводится проверка поданной документации на протяжении двухнедельного срока. Если все основания для проведения процедуры законны, то заявитель получит положительное решение, если нет, то ему откажут.
Тем, кто получил свидетельство в Росреестре, необходимо обратиться в земельный комитет в недельный срок с новым прошением о заключении договора на передачу государственной земли в частные руки.
При наличии дома
- После вступления в законную силу Земельного кодекса предоставление участков стало производиться по новым правилам.
- Согласно его нормативам каждый гражданин имеет право получить находящийся в бессрочном пользовании надел единовременно.
- Варианты приватизации установились следующие:
- Упрощенная безвозмездная процедура перехода прав на землю.
- Административный порядок получения земельного надела.
- Рассмотрение прав владения в судебных инстанциях.
- Выкуп своего межевого участка.
Получение земли в собственность связано с множественным числом нюансов и особенностей. Во-первых сроки приватизации. Законом он определен в 2 календарных месяца с момента принятия документов, но если в них будут обнаружены некорректные записи или ошибки, то процесс может существенно затянуться. Рассмотрение дел в судебном порядке вообще не регламентировано законом, поэтому решения вопроса ждать придется довольно долго.
Во-вторых стоимость процедуры. Тем, кто хочет оформить право собственности землю под домом, прежде всего, хочется узнать какая сумма затрат уйдет на это. И хотя государство дает возможность получить документы абсолютно бесплатно, некоторые затраты все же придется осуществить на межевание, получение кадастрового паспорта и другие справки.
Условия приватизации земли под домом предусматривают выполнение несколько последовательных пунктов:
- Подается заявление с кадастровыми бумагами в муниципалитет, которому подконтрольна территория с приватизируемым наделом.
- Заключается договор на проведение экспертных исследований.
- Производятся оценочные работы на земельный участок.
- Подписывается договор о выкупе земли.
Если отсутствует кадастровый паспорт, то первым пунктом начинают с его получения. При этом производится межевание и подготовка кадастрового плана.
При обращении в инстанции заявителю необходимо иметь при себе:
- паспорт;
- налоговая выписка о наличии прав на недвижимую собственность;
- документацию на постройки, сооружения , расположенные на этом участке.
Нередко владельцы домов получают отказ при подаче заявления на приватизацию земли под домом. Вот некоторые причины принятия отрицательного решения муниципальными властями:
- некорректные данные или ошибки в заявлении;
- несоответствие границ участка;
- документы предоставлены в неполном объеме;
- отсутствие межевания;
- нет согласия всех причастных родственников;
Заявитель имеет право обжаловать отказ в суде. Однако лучше всего это сделать с привлечением юристов, что потребует дополнительных расходов. Цель составления искового заявления в суд – это рассмотрение прав собственности на землю.
Суд может вынести решение о проведении платной приватизации, что особенно характерно для наделов полученных после вступления в силу Земельного кодекса.
В большинстве случаев суд выносит положительное решение в пользу истца и обязывает муниципальные органы провести процедуру приватизации.
Обратите внимание, что граждане могут приватизировать несколько участков земли по каждому виду целевого назначения. Например, если уже использовано право на получение надела для садоводства, то можно получить участок под возведение жилого дома.
Арендуемой земли
Оформление приватизационных прав на часть земли, находящуюся в аренде, производится через выкуп надела. Основаниями для сделки указываются здания и сооружения, расположенные на этой территории. Но прежде необходимо детально изучить договор аренды, в котором должен быть предусмотрено право выкупа.
В муниципальные органы для приватизации арендованных участков следует предоставить такие бумаги:
- заявление установленного образца;
- копия арендного договора;
- копия паспорта арендатора;
- кадастровую документацию.
Упрощенная процедуры для некоторых типов земель
Ускоренный порядок дачной амнистии позволяет намного быстрее получить приватизационный акт.
Срок проведения этой государственной акции продлен с 1 марта 2015 года по 31 декабря 2020 года. Вопрос очень актуальный и сопряжен с многочисленными особенностями оформления приватизационных документов. Целевое назначение акции заключается в подтверждении граждан прав собственности на земельные наделы и постановке их на регистрационный учет.
Главная особенность «дачной амнистии» заключается в том, что оформление прав собственности на приусадебный участок возможно при минимальном пакете документов.
При этом не требуется:
- проводить межевание;
- регистрировать строение без акта введения в эксплуатацию;
- на объекты недвижимости не требуется разрешение на строительство;
- нет необходимости в техпаспорте на постройку.
Таким образом, возведенные объекты недвижимости попадают под своеобразную «амнистию», т.е. различные послабления в отношении документов.
Поскольку на протяжении многих лет, начиная с советской власти, у множества граждан возникла большая путаница с документами на земельные владения, а государству необходимо провести четкую инвентаризацию территории, то было принято решение о введении упрощенной для населения процедуры согласно закону ФЗ №171 от 23.04.14 г.
Несмотря на упрощенный порядок приватизации по «дачной амнистии» в жизни рассмотрение ситуации в каждом отдельном случае происходит по-разному. Кому-то потребуется провести межевание, а другой может отделаться только госпошлиной.
Стоимость
Стоимость приватизации зависит от кадастровой оценки участка.
Исключением являются объекты недвижимости, которые передаются безвозмездно при подтверждении прав бессрочного использования и наследования земли.
На территории РФ в отношении приватизационных процессов действуют такие нормативные акты:
- ФЗ 21.12.01 года №178. В нем можно ознакомиться с процедурой получения земли в ходе приватизации и уточнить основные ее нюансы и особенности;
Сколько стоит приватизация земли, земельного участка под частным домом
625 просмотров
Приватизация земли дает возможность любому гражданину Российской Федерации перевести надел из государственной в частную собственность на безвозмездной основе. На протяжении последних нескольких лет сроки бесплатного переоформления ежегодно продлеваются.
В настоящее время приватизация доступна гражданам до 2020 года и то, только если земельный участок соответствует требованиям, предъявляемым к нему положением о «дачной амнистии». Всю остальную землю бесплатно получить в собственность можно было до 1 марта 2018 года, сейчас такой возможности, к сожалению, нет, поэтому у вас есть два варианта:
- либо выкупать по полной кадастровой стоимости;
- либо ждать очередного закона о продлении сроков приватизации.
Бесплатно и за деньги
Безвозмездно можно приватизировать только участки, предназначенные для:
- индивидуальных гаражных строений;
- дачных и жилых построек;
- садоводства и подсобных хозяйств.
Кроме того, граждане могут стать владельцами земли только если получили надел до 2001 года, то есть до принятия действующего ЗК РФ.
Для осуществления процедуры кроме соответствующего заявления, вам потребуются следующие документы:
- кадастровый паспорт на землю;
- договор аренды земли;
- личный паспорт;
- квитанция об оплате госпошлины.
Если на участке стоят капитальные постройки, например, жилой дом, то к вышеуказанному пакету следует приложить всю техническую и кадастровую документацию, а также свидетельство собственности на жилье. Платной приватизации подлежат участки, приобретенные в аренду после 2001 года.
Процедура, вне зависимости от того возмездная она или безвозмездная, подразумевает получение: разрешения на приватизацию, схемы межевания границ и кадастрового паспорта.
Сколько обычно стоит приватизация земли
Итоговую кадастровую цену на землю определяет государство основываясь на:
- рыночных ценах;
- размере налога на землю;
- категории земли и ряда других дополнительных параметров.
При бесплатной приватизации этот параметр абсолютно не влияет на итоговую стоимость процедуры. От кадастровой цены в последствии будет зависеть только размер налога на землю.
А вот основные расходы при ее переоформлении в собственность приходятся на оплату работы регистраторов и получение кадастровой и технической документации.
В зависимости от целевого предназначения земли пакеты необходимых документов немного различаются, соответственно и итоговая цена приватизации в каждом конкретном случае будет меняться.
Список необходимых для переоформления земли в собственность документов, сроки их подготовки и расходы на их получение:
Выписка из ЕГРИП (получается в Росреестре) | 5 рабочих дней | 200 рублей с каждого участника приватизации |
Геодезические работы | 10 рабочих дней | 10 – 12.5 тысяч рублей |
Подготовка договора купли-продажи (для платной приватизации) | 30 календарных дней | Определяется кадастровой стоимостью |
Приватизируем участок под частным домом
- Если у вас нет технической и кадастровой документации на дом, ее необходимо заказать в БТИ, в зависимости от объема работ и региональной принадлежности участка, за справки придется отдать – от 900 до 10 000 рублей.
- Госпошлина – 350 рублей под ИЖС или 2000 рублей в других случаях.
- Согласие на приватизацию земли под частным домом должны дать все лица, проживающие там, если кто-либо против, он обязан оформить официальный нотариально заверенный отказ, за каждый такой документ потребуется заплатить нотариусу примерно по 1000 рублей.
Под гаражом
Пользователи отдельно стоящих капитальных гаражей тоже имеют право на льготную приватизацию по упрощенной системе. Благодаря дачной амнистии оформление такой земли происходит намного быстрее, чем обычно.
Если же документы на постройку у вас отсутствуют их следует предварительно восстановить в судебном порядке.
Собрав все необходимые бумаги, сдайте их вместе с заявлением о приватизации на рассмотрение сотрудникам Росреестра.
Если же гараж являются частью кооператива, алгоритм действий должен быть следующим:
- объединившись с другими членами ГСК запросите у местной администрации разрешение на получение земли в коллективную собственность для гаражного строительства;
- ежегодно выплачивайте взносы в бюджет государства (каждый владелец гаража в соответствии с размером занимаемой территории).
Как только суммарный размер выплат будет равен кадастровой стоимости надела, у членов кооператива появится возможность его приватизировать, для этого сдать регистраторам соответствующее заявление и все необходимые документы.
Садовый участок
Переоформление садовых участков тоже может происходить разными способами:
- Если землю вам выдавало садовое хозяйство, то обращаться с заявлением о приватизации следует в орган местной администрации. Согласие на переоформление от членов правления и других представителей кооператива не требуется, что существенно упрощает и ускоряет процесс.
- Если земля была получена непосредственно в муниципалитете, и вы не являетесь членом садового хозяйства, алгоритм еще проще – собираете необходимые документы, прикладываете к ним заявление и направляете все в Росреестр.
Возможные расходы при осуществлении приватизации садовых участков:
Работы по межеванию | 10 000 рублей и выше |
Госпошлина за приватизацию | 2 000 рублей |
Получение выписки из ЕГРН | 200 рублей |
В целом переоформление земли, если на руках есть все необходимые документы, границы участка четко определены, и он подпадает под программу дачной амнистии, нет ничего сложного и затратного, порядок приватизации регламентируется нормами ЖК РФ и федерального закона «о приватизации…». Чтобы избежать проблем и недоразумений при осуществлении процедуры желательно заранее обратиться за консультацией в отдел регионального управления по приватизации земельных участков
Как и где оплатить?
С появлением электронных платежных систем оплата госпошлин и других взносов осуществляется практически мгновенно, достаточно просто выбрать наиболее удобный способ и перевести деньги регистраторам. Сделать это можно:
- наличным переводом через кассу банка;
- через терминал оплаты;
- через сайт Госуслуг (требуется предварительная регистрация личного кабинета);
- через онлайн-банкинг и компьютера или через мобильное приложение.
Нужен юрист
Если вам необходимо приватизировать земельный участок, а вы не знаете с чего начать, то обратитесь к юристам нашего сайта, которые смогут бесплатно рассказать вам о процедуре.
Вообще стоит воспользоваться услугами профессионального юриста, если вы решили перевести государственную собственность в частную. Особенно если у вас нет документов на участок или имеются какие-то обстоятельства, мешающие обычной процедуре.
Опытный специалист сам соберет все документы, представит ваши интересы во всех учреждениях, а также получит свидетельство о регистрации права и передаст его вам. Этим вы сэкономите массу сил и времени.
- В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
- Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!
Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!
Сколько стоит приватизировать землю: цены на изготовление документов и выкуп участка, размер земельного налога, и можно ли вовсе не тратиться?
Согласно Российскому законодательству приватизация – процедура бесплатная. Тем не менее придется вложиться в само оформление. Поэтому необходимо заранее выяснить, за что придется заплатить в процессе приватизации земельного участка.
Платная и бесплатная процедура
Законодательством предусмотрено 2 варианта приватизации:
Платно предстоит приватизировать участок земли, если он был получен после 2001 года, получатель – юридическое лицо, а вид разрешения использования не относится к тем, по которым земля приватизируется бесплатно. Фактически платная приватизация – это купля-продажа земли у государства.
Для того, чтобы приватизировать землю платно нужно:
- Подать заявление о предоставлении надела в соответствующий орган.
- В течение 2 недель дождаться положительного решения о предоставлении участка земли.
- Составить проект определяющий границы участка.
- Заключить договор купли-продажи земли.
Бесплатно могут быть приватизированы участки, которые были получены физическим лицом до 2001 года.
Важно. Участок должен быть предназначен исключительно для индивидуальных целей: гаражного, жилищного, дачного строительства, огородничества, садоводства или ведения подсобного хозяйства.
В частную собственность нельзя перевести некоторые категории земель. Например, это касается участки, изъятые из оборота, используемые или зарезервированные для общественно значимых нужд (парки, трассы и прочее).
Для бесплатной приватизации достаточно иметь небольшой пакет документов, в который входят:
- кадастровый паспорт;
- документ на основании которого была получена земля;
- паспорт гражданина, желающего приватизировать участок.
Согласно закону о приватизации № 1541-1 от 4 июля 1991 г. бесплатная приватизация доступна для граждан России всего один раз в жизни. В дальнейшем земля может быть только выкуплена у государства по кадастровой стоимости.
Больше нюансов о формах и видах приватизации ЗУ можно прочесть тут.
Можно ли вовсе не тратиться?
Если по всем критериям земельный надел подходит под бесплатную приватизацию, то это не означает, что на процедуру не уйдет ни рубля. Необходимо будет потратиться на оформление необходимых документов и оплатить государственную пошлину (какие документы нужны для оформления приватизации?).
Окончательная сумма затрат варьирует в зависимости от региона и организации, которая займется межеванием участка земли.
Сколько стоит приватизировать землю?
Госпошлина
Обращаясь в Росреестр, заявитель должен подать квитанцию об оплате государственной пошлины. При отсутствии оплаты последует отказ в регистрации прав на земельный участок.
Размер госпошлины зависит от характера процедуры:
Не нужно платить госпошлину:
- Ветеранам ВОВ.
- Кавалерам орденов Славы.
- Инвалидам.
- Малоимущим.
- Героям Советского Союза и РФ.
Цены на изготовление документов
Кроме оплаты госпошлины необходимо подготовиться к следующим расходам:
- Согласие от супруга/супруги, заверенное у нотариуса – от 1000 рублей.
- Получение выписки из ЕГРП – 200 рублей.
- Оплата услуг кадастрового инженера (в случае если не определены границы участка) – от 10 000 рублей.
Стоимость выкупа надела
Выкупная стоимость статична и не зависит от тенденций на рынке недвижимости.
Чтобы выяснить размер выкупной цены нужно подать в муниципалитет заявление на оформление земли в собственность, приложив документы, подтверждающие статус владельца. К ним относятся:
- Постановление о выделении участка земли.
- Договор имущественной сделки на недвижимость, расположенной на участке.
- Договор между гражданином и администрацией на аренду земли.
Заявление рассматривается комиссией на открытых слушаниях. Если принимается положительное решение, то оформляется разрешение на выкуп, где также указывается стоимость выкупа земли.
Согласно статье 281 ГК РФ процентная ставка выкупной стоимости участка от кадастровой суммы составляет:
- 50% для пожилых людей и инвалидов (процент действует в отдельных регионах Российской Федерации);
- 20-60%, если участок арендуется у государства (как приватизировать ЗУ, взятый в аренду?);
- 80% при изменении категории земли или при целевом использовании.
Внимание. Органами местного самоуправления могут быть назначены дополнительные льготы или субсидии для пенсионеров, инвалидов и многодетных семей.
Налог на приватизированную землю
Все средства от земельного налога поступают в местный бюджет. Поэтому администрация субъекта РФ может предоставлять гражданам некоторые льготы, а также самостоятельно устанавливать ставки земельного налога. В налоговом кодексе прописаны только верхние границы ставки налога. Так верхний порог:
Льготы могут предоставляться, на пример, малообеспеченным гражданам или лицам под особой социальной защитой.
Для уточнения действующих в регионе льгот по уплате земельного налога необходимо обратиться в местное отделение федеральной налоговой службы.
Вне зависимости от того, проходит процедура приватизации земельного участка платно или бесплатно нужно быть готовым к тому, что придется понести некоторые денежные затраты. Причем, как в процессе получения земли в собственность, так и после – при уплате земельного налога.
Приватизация земельных участков гражданами
В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.
В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.
В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.
Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.
1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.
Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
- Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.
- В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.
- Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:
- — приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);
- — отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;
- — отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;
- — приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;
- — в наличии имеется четко установленная процедура.
Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.
№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.
Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.
Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».
- В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:
- — бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;
- — бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.
По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.
https://www.youtube.com/watch?v=_hWxXWJ6UtA\u0026t=22s
В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.
На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.
Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
- По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.
- В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
- Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.
- С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.
Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.
К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.
Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.
К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».
Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.
Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.
При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.
В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.
№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.
В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.