Возмещение страховки груза экспедирующей компании

Рассматриваемое страхование ответственности экспедитора (СОЭ) является видом гражданской ответственности. Оно предусматривает обеспечение защиты финансовых интересов самого экспедитора в том случае, если перевозимый груз был повреждён, утерян или уничтожен.

Довольно часто наличие такого полиса является обязательным условием для тендера в сфере экспедирования. Тем самым все стороны получают гарантию безопасности. Как экспедитор, так и грузовладелец.

Возмещение страховки груза экспедирующей компании

Сама страховка содержит в себе сразу 2 принципа. Это страхование ответственности экспедитора и страхование груза со стороны экспедитора. Изучив особенности СОЭ более детально, вы сможете понять, для чего, в каких ситуациях этот полис необходим и полезен.

Что это такое

На практике страхованием ответственности экспедиторов называют защиту их имущественных интересов в ситуациях, когда наступают страховые случаи, ошибки сотрудников, а также иные риски. СОЭ является особым видом имущественного страхования. В этом случае на лимит ответственности влияют различные факторы. Это и характер деятельности, и степени рисков, и так далее.

Условия договора чаще всего не предусматривают наличие субэкспедиции. То есть речь не идёт о грузоперевозках с помощью лизингового или арендованного транспорта. Но третьи лица при этом участвовать в перевозке всё равно могут.

Возмещение страховки груза экспедирующей компании

Своё действие полис страхования начинается с того момента, когда компания-экспедитор выплачивает страховую премию. Для подтверждения факта вступления в силу договора страховщик, то есть страховая компания, выпускает соответствующий полис.

Особенности договора страхования

Практика показывает, что большинство экспедиторских компаний не обладают возможностью за собственный счёт застраховать груз. Фактически в этом нет смысла. Объясняется такая позиция тем, что суммы страховых премий будут значительно выше.

Возмещение страховки груза экспедирующей компании

Поэтому такую услугу как страхование ответственности экспедитора, которую предоставляют страховые компании, обычно заказывают:

  • экспедиторские компании;
  • транспортные предприятия;
  • люди, занятые в сегменте таможенного оформления;
  • логистические терминалы и компании.

Такой вид страхования позволяет покрыть в полной мере ответственность страхователя, если произойдут те или иные ситуации, наступят страховые случаи. Причины могут быть любыми. Но при этом важно, чтобы полный перечень причин и случаев, которые не входят в страховое покрытие, были обязательно прописаны в договоре.

В случае страхования ответственности экспедиционной организации требуется заключить между сторонами генеральный договор. При этом сроки заключения варьируются от 2-3 месяцев до 3 лет.

Возмещение страховки груза экспедирующей компании

СОЭ регулируется несколькими основными законодательными актами и нормативами. Они прописаны в:

  • Гражданском кодексе;
  • Таможенном кодексе;
  • уставе автотранспорта РФ;
  • Федеральном законе о транспортно-экспедиционной сфере деятельности;
  • международных договорах и конвенциях, таких как CMR и FIATA;
  • требованиях закона в области правил грузоперевозок.

Опираясь на эти нормативы и законы, полис страхования составляется и соблюдается сторонами договора.

Возмещение страховки груза экспедирующей компании

Какие предусмотрены обязательства

Такой полис страхования ответственности является достаточно полезным, а порой необходимым документом для перевозчика-экспедитора. Специалисты по экспедированию для обеспечения защиты своих имущественных интересов страхуются, оформляя тот самый полис СОЭ. При осуществлении своей экспедиторской деятельности, компании-перевозчики имеют следующие обязательства:

  • обеспечение безопасности при перевозке пассажиров;
  • ответственность за сохранность груза до того момента, пока товар не окажется у получателя;
  • компенсация убытков, которые возникли по вине перевозчика;
  • возмещение ущербов, связанных с ошибками сотрудников и работников компании.

Возмещение страховки груза экспедирующей компании

Если говорить об ошибках сотрудников, то тут следует дать некоторые пояснения. Речь идёт о следующих возможных ситуациях:

  • нарушение правил погрузки;
  • неправильная разгрузка;
  • нарушение правил по перевозке;
  • некорректная комплектация;
  • ошибки в процессе формирования тарифов и так далее.

Именно за счёт страхования экспедиторской ответственности удаётся покрыть все эти риски и проблемы на тот период, пока действует договор.

Ответственность

Также стоит поговорить и об объёмах ответственности в случае страхования экспедиторской ответственности перевозчика. Страховой полис может покрыть любой ущерб, который возник по той или иной причине. Это могут быть случаи и ошибки, которые допустил экспедитор, представитель компании, сотрудники и другие люди, привлечённые к выполнению поставленной задачи.

Возмещение страховки груза экспедирующей компании

Но важно учесть, что действие страхового соглашения будет распространяться лишь на тот маршрут, территорию, а также направление экспедиторской деятельности, которые были прописаны в договоре страхования.

Если же речь идёт о ситуации, которая договором не предусматривается, тогда ответственность застрахована не будет.

Экспедиторам придётся уже за собственный счёт выплачивать компенсации, покрывать ущерб и так далее.

Возмещение страховки груза экспедирующей компании

Привлечение по гражданской ответственности

Существует несколько ситуаций, при которых сотрудники и работники компании, ведущей экспедиторскую деятельность, могут быть привлечены к гражданской ответственности. Здесь речь идёт о:

  • выявлении факта мошеннических действий;
  • умышленном повреждении товара и груза для достижения корыстных целей;
  • сговоре с третьими лицами, направленном на получение выгоды;
  • отказе страхователя выполнять принятые на себя обязательства по грузоперевозкам;
  • выявлении факта выполнения обязательств, находясь в наркотическом, либо алкогольном опьянении.

Возмещение страховки груза экспедирующей компании

В подобных случаях, если они будут выявлены и доказаны, страховщик, то есть страховая компания, имеет законное право досрочно и в одностороннем порядке расторгнуть ранее заключённый договор. Если договор перестаёт действовать по таким причинам, тогда вся ответственность, включая финансовую, будет переведена на экспедиторскую компанию.

Важно акцентировать внимание на том, что все условия взаимодействия между клиентов и экспедитором должны быть прописаны в договоре.

Возмещение страховки груза экспедирующей компании

Также там нужно указывать права и обязанности сторон в полном объёме. Это защищает от возникновения нежелательных споров, разногласий и ситуаций, которые могут повлечь за собой привлечение третьей стороны для выяснения того, кто в итоге прав. Тут в основном речь идёт об обращении в суд.

Также и экспедиторская компания, подписывая договор страхования ответственности, должна чётко понимать, чего делать нельзя и в каких ситуациях действие соглашения может быть прекращено раньше срока.

Так что с содержанием полисов страхования ответственности со стороны экспедитора необходимо внимательно ознакомиться. При необходимости, страховщик может добавить или исключить какие-то пункты. Тут уже требуется согласование с клиентом, то есть экспедиторской компанией.

Что можно застраховать

Когда речь идёт про страхование экспедиторской ответственности, то может быть несколько объектов, которые допускается застраховать:

  • для туристических фирм это здоровье и жизнь перевозимых пассажиров;
  • для экспедиционных компаний вред, наносимый доставляемому грузу и имуществу;
  • имущественные интересы экспедиторов;
  • расходы на спасение доставляемого груза;
  • снижение убытков в ситуации, когда наступает страховой случай;
  • ущерб, причинённый со стороны других лиц.

Учтите, что страховым случаем является событие, которое уже произошло, а также было прописано и предусмотрено в договоре.

Какие бывают страховые риски

Если говорить о страховых рисках, то их достаточно много. Стоит выделить наиболее распространённые:

  • ответственность, которая наступает в результате утраты, потери или полной гибели при форс-мажорных обстоятельствах;
  • различные финансовые потери, возникающие по вине страхователя (нарушение доставки, просрочки);
  • компенсации, возникшие из-за таможенных пошлин, а также сборов;
  • ответственность перед третьими лицами, если повредился груз;
  • расходы на расследование всех обстоятельств наступившего страхового случая;
  • выплаты по страховке, необходимые для снижения причинённого ущерба.

При этом в список страховых рисков не будут входить форс-мажорные ситуации, которые были прописаны в соответствующем договоре.

Под форс-мажором в сфере грузоперевозок и экспедиционной деятельности понимают стихийные бедствия, обвалы мостов и туннелей, кражи, разбойные нападения и так далее.

При этом стороны могут не предусматривать те или иные внештатные ситуации, прописав их в договоре как исключения.

Какие бывают виды страхования

В случае со страхованием экспедитора речь идёт о 2 видах страховки, которые являются взаимодополняемыми:

  • ответственность экспедитора;
  • страхование груза экспедитором.

Эти 2 вида страховки выступают как самостоятельные. При этом могут максимально гарантировать финансовую безопасность и защиту интересов сторон. Ответственность страхуется для того, чтобы в случае чего иметь возможность получить компенсацию за имущественные убытки, которые понесли участники процесса перевозки груза.

Параллельно с этим имущественный страховой полис также встаёт на сторону защиты интересов грузовладельца. В некоторых случаях экспедиторские компании могут самостоятельно застраховать перевозимый товар. Чаще всего это происходит на условиях договора с клиентом.

Ключевые особенности

Предусмотрено несколько наиболее значимых особенностей:

  • Страхование направлено на то, чтобы защитить имущественные интересы экспедитора в ситуации, когда наступает предусмотренный договором страховой случай.
  • В качестве объектов страхования могут выступать не только грузы и их сохранность, но также жизнь и здоровье людей.
  • Ответственность страхуется при условии, что был заключён генеральный договор.
  • За услугой страхования ответственности обращаются не только экспедиторские, но также транспортные и логистические организации.
  • Полис может покрыть возможный ущерб, который возник по той или иной причине. Это касается даже случайных ошибок, допущенных сотрудниками.
  • Экспедитор будет нести гражданскую ответственность, если выявят факт мошенничества с его стороны, либо иные умышленные действия с целью получения выгоды. Также это относится к выполнению обязанностей в состоянии наркотического, либо алкогольного опьянения. Экспедитор будет отвечать и в том случае, если откажется выполнять условия договора по доставке груза, не имея для этого весомых причин.
  • В страховом договоре могут сочетаться 2 вида полисов. Это ответственность и страховка груза экспедитором.

Объективно вопрос достаточно сложный. Особенно для тех, кто не работает в этой сфере, а также напрямую не связан с экспедиторской деятельностью, не пользуется их услугами и так далее.

Насколько необходимо такое страхование? Эффективный ли это инструмент? Кто сталкивался с подобными полисами? Как он поменял взаимоотношения между клиентом и исполнителем?

Что делать при наступлении страхового случая при перевозке грузов?

Примите разумные и доступные в сложившейся обстановке меры

Примите разумные и доступные в сложившейся обстановке меры по уменьшению ущерба и установлению лица, ответственного за возникновение ущерба.

Обратитесь в компетентные органы

Обратитесь в компетентные органыуполномоченные на проведение расследования по факту произошедшего события для фиксации наступления события: даты, времени, места, причин и обстоятельств, лиц ответственных за наступление ущерба.

Уведомите страховую компанию о событии

Предоставьте поврежденный груз на осмотр

Уведомление страховщика о событии, имеющем признаки страхового случая

Читайте также:  Начисление платы за гвс в коммунальной квартире

Какие документы необходимо предоставить?

Запрос документов по событию формируется в зависимости от обстоятельств и причин наступления события, условий Договора и правил страхования, к таким документам могут относится:

  • Письменное уведомление о наступлении события, имеющего признаки страхового случая;
  • Договор страхования, со всеми приложениями включая п/п об оплате страховой премии;
  • Заявление о выплате страхового возмещения;
  • Правоустанавливающие документы организаций и лиц, обратившихся с заявлением о выплате страхового возмещения;
  • Документы, подтверждающие имущественный интерес на груз, а также его страховую стоимость;
  • Документы, подтверждающие факт осуществления экспедирования и перевозки груза;
  • Документы, подтверждающие факт наступления события;
  • Документы, подтверждающие размер ущерба;
  • Документы, обеспечивающие переход к Страховщику права суброгации.

Перечень государственных органов, подтверждающих факт наступления события

Возмещение страховки груза экспедирующей компании

Пожар
Территориальные подразделения Государственной противопожарной службы РФ

Возмещение страховки груза экспедирующей компании

Взрывы
Гостехнадозор, МЧС, газовая служба

Противоправные действия третьих лиц
Правоохранительные органы (органы внутренних дел)

ДТП
ГИБДД

Осмотр поврежденного имущества

Сохраните пострадавший груз в том виде, в котором он оказался после наступления события, имеющего признаки страхового случая

Решение о необходимости проведения сюрвейерского осмотра принимается в каждом рассматриваемом случае индивидуально. В целях принятия решения о проведении осмотра пострадавшего имущества Страховщику требуется следующая информация:

  • Описание, характер события (ДТП (переворачивание, столкновение, съезд в кювет), погрузо-разгрузочные работы, ПДТЛ и т.д.);
  • Вид (тип) груза: дорогостоящее оборудование, пищевая продукция (перевозка которой требует соблюдения температурного режима) и т.д.;
  • Адрес места нахождения груза, транспортного средства, перевозившего груз;

Изменение картины убытка возможно только в случае, когда это диктуется соображениями безопасности и/или уменьшением размера ущерба. При этом необходимо принять все возможные действия и меры для фиксации полученного ущерба и картины наступления события с помощью средств фото и видео съемки.

Сроки принятия решения и выплаты страхового возмещения

  • Страхование грузов – принятие решения в течение 15 рабочих дней с момента предоставления необходимого комплекта документов, выплата страхового возмещения в течение 10 рабочих дней после принятия решения.
  • Страхование ответственности перевозчика /экспедитора – принятие решения и выплата страхового возмещения осуществляется в течение 18 рабочих дней с момента предоставления необходимого комплекта документов.

Срок принятия решения по страховому случаю может быть увеличен в случаях, предусмотренных Договором и Правилами Страхования

Страховые споры в грузоперевозках

Путь от подачи заявления о наступлении страхового события до фактического получения денег может занять несколько лет. Это обусловлено следующими факторами:

  • договор страхования всегда практически безупречен;
  • у страховых компаний отлично обученные юристы, которые специализируются именно на таких делах;
  • судебные споры по договорам страхования проходят (в подавляющем большинстве случаев) по месту регистрации страховой компании;
  • арбитражные суды отдельно выделяют споры, по которым ответчиком (должником) является страховая компания (подробнее здесь);
  • у страховщиков огромная, наработанная в их пользу, судебная практика, на которую они ссылаются.

Этот список далеко не полный, но по нему уже можно понять, что без участия опытного юриста, специализирующегося на делах, связанных с получением страхового возмещения перевозчиком, экспедитором или грузовладельцем, шансы на успех весьма низкие.

Когда надо обращаться к юристу?

В идеале — до заключения договора страхования. Юрист проанализирует договор и правила страхования, укажет на тонкие места в документах и, возможно, вы предпочтете выбрать другую страховую компанию, в которой договор и правила страхования соответствуют целям, которые вы преследуете при страховании своей ответственности.

Если вы не обратились к юристу на стадии заключения страхового договора, а страховой случай уже наступил (допустим, сгорел перевозимый груз) — обязательно проконсультируйтесь с юристом до подачи заявления о наступлении события, подпадающего под застрахованный риск.

Сведения, которые вы укажете в заявлении о случившемся страховом событии в дальнейшем будут играть огромную роль. Именно от этих сведений потом, в суде, будет зависеть удастся ли вам получить со страховщика выплату.

Ни в коем случае не консультируйтесь с сотрудником страховой компании по поводу того, что вам указать в заявлении — сотрудник играет не в вашей команде, он никак не заинтересован в том, чтобы у его работодателя возникли крупные финансовые потери.

Часто застрахованное лицо обращается к юристу после получения отказа о выплате страхового возмещения. В таком случае необходимо предоставить все документы, относящиеся и к перевозке, и к договору страхования. В ходе консультации юрист определит перечень документов, которые ему необходимы для работы со страховым случаем и решения вашего вопроса.

Обращение к юристу во время длящейся судебной тяжбы со страховщиком наименее эффективное, но не безнадежное. Хотя, конечно, до этого лучше не доводить. Все надо делать вовремя, только тогда вы обеспечиваете надежную юридическую защиту собственных бизнес-интересов.

Мошенничество, грабеж или кража груза?

Страховая компания, выплачивая страховое возмещение, не просто дарит деньги застрахованному лицу, а взыскивает свои убытки (сумму выплаченного возмещения) с виновного лица. Это называется переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба или, если сказать одним словом, суброгация. Общий порядок суброгации установлен ст. 965 Гражданского кодекса РФ.

Многие страховые компании неохотно включают в страхуемые риски утрату груза в результате мошенничества. Чаще всего страхуются риски кражи груза и грабежа водителя, перевозящего груз.

При утрате груза по вине третьих лиц страховщик может воспользоваться правом на предъявление суброгационного требования только в том случае, если однозначно установлен виновник — вор, грабитель или мошенник. В отсутствие лица, виновного в утрате груза, страховая компания вынуждена относить выплаченное возмещение на свои убытки.

Криминальная статистика свидетельствует о том, что чаще всего утрата груза происходит вследствие кражи или мошенничества. Разбой и грабеж случаются, но происходят не настолько часто. Именно это часто является краеугольным камнем всех страховых дел.

Проблема в том, что грань между мошенничеством и кражей груза нередко очень тонка, поэтому от юриста страхователя требуются знания не только гражданского, но и уголовного и уголовно-процессуального права, чтобы при рассмотрении дела в суде убедить суд в том, что случившееся является страховым случаем и страховая компания обязана выплатить положенное по договору возмещение.

Взыскание страхового возмещения за утрату, повреждение, порчу груза

Предположим, страховой случай наступил. Какова вероятность того, что страховщик добровольно выплатит страховое возмещение да еще и в полном объеме? Вероятность варьируется в зависимости от обстоятельств и выбранной вами страховой компании, но в среднем она равна примерно 20%. Если вы попали в остальные 80%, то необходимо взыскивать страховое возмещение в судебном порядке.

До обращения в суд обязательно соблюсти досудебный этап — это установлено частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ. После 30 дней с момента отправки претензии вы вправе обратиться в суд с иском.

Этапы работы юриста по делам, связанным со страховыми спорами

Так как споры со страховыми компаниями относятся к одной из самых сложных категорий судебных дел, юристу необходимо внимательно ознакомиться и изучить все имеющиеся материалы. Главные документы для юридического анализа:

  • договор страхования;
  • правила страхования;
  • договор перевозки или экспедирования;
  • заявка на перевозку или оказание экспедиционных услуг;
  • товарно-транспортная или транспортная накладная, экспедиторская расписка или иной документ, подтверждающий прием груза для перевозки у грузовладельца;
  • документы, подтверждающие наступление страхового случая (протоколы, определения, постановления компетентных государственных органов — МВД, МЧС и т. п.).

В ходе анализа необходимо увязать событие, в результате которого возникли убытки, с договором страхования; выяснить, является ли произошедшее страховым случаем, рассчитать сумму страховой выплаты с учетом всех обстоятельств, разработать тактику взыскания со страховщика возмещения.

После того как юрист сформирует и определит порядок действий для получения выплаты со страховой компании возмещения, он направляет письменное требование — претензию. Соблюдение претензионного порядка по делам, связанным с получением перевозчиком, экспедитором или грузовладельцем страхового возмещения, обязательно в силу ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

При отказе от удовлетворения претензии юрист готовит исковое заявление и направляет его в суд.

На этом этапе начинается плотная работа по взысканию страховой выплаты — суды очень строго относятся к таким заявлениям, въедливо вчитываются в содержание договора и правил страхования.

В свою очередь страховая компания не ведет себя пассивно, наоборот, страховщик активно защищает свою позицию, представляя в суд мотивированные отзывы, возражения и пояснения на иск.

Как долго длятся дела по страховым спорам?

Бывает, что по нескольку лет. Однозначно гарантировать быстрое и приятное получение денег по суду со страховой организации не может ни один добросовестный юрист.

Страховая компания располагает значительными ресурсами — человеческими, финансовыми, юридическими — позволяющими затягивать процесс выплаты страхователю. Страховщики, как и любые юридические лица, ведут деятельность для получения прибыли.

Каждая страховая выплата уменьшает размер этой прибыли, поэтому вполне естественно, что страховая компания будет всеми способами стремиться уменьшить процент страховых дел, по которым застрахованные лица будут получать возмещение.

Страховые компании содержат большие штаты юристов, что позволяет вырабатывать новые тактики и схемы защиты.

Например, некоторое время у страховщиков в судах проходили доводы о том, что Уставом автомобильного транспорта и Законом о транспортно-экспедиторской деятельности прямо не предусмотрена возможность перевозчиков и экспедиторов страховать свои риски, вследствие чего заключенный договор страхования рисков перевозчика является недействительным. Исправлять юридически абсурдную ситуацию пришлось Верховному Суду РФ (п. 12 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции).

Подытожим

Страхование груза или ответственности за груз — не самое дешевое удовольствие.

Если вы решили застраховать свою ответственность экспедитора или перевозчика (либо вы грузовладелец и застраховали перевозимый груз), обратитесь к юристу, предоставьте ему договор страхования для анализа.

На этом этапе вы сможете понять, “сработает” ли страховка при хищении, утрате или порче груза. Если страховой случай произошел — обращайтесь к юристу для составления заявления о получении страхового возмещения и дальнейшего ведения дела, вплоть до получения подлежащих выплате сумм.

Читайте также:  Смена формы обучения в середине учебного года в младших классах

Особенности страхования грузов при перевозке. Нюансы оформления договора

8 июня 2021 г.

Давайте уточним сразу, какие именно договора страхования бывают у автомобильного перевозчика. У владельца транспорта должен быть обязательный полис гражданской ответственности перевозчика, та самая “автогражданка”. Без нее на дороги нельзя выезжать. По нему возмещают только ущерб третьим лицам, пострадавшим в аварии с участием этого транспорта.

Также машина может быть застрахована по КАСКО. Тогда любое повреждение застрахованного авто, кроме умышленно нанесенного страхователем, будет компенсировано страховой. К грузу в этом автомобиле договор КАСКО не имеет никакого отношения.

Страхование ответственности перевозчика/экспедитора. Еще один популярный вид страхового договора, который заключают при осуществлении перевозки. Заказчики часто интересуются у перевозчиков, есть ли у них страховка их ответственности. И со спокойным сердцем заключают договор, если страховка есть.

При этом такой полис покрывает только убытки заказчика, возникшие по вине перевозчика. Например, из-за несвоевременной доставки, неправильного оформления документов, причинения вреда окружающей среде.

Если же при перевозке что-то произошло с грузов, то страховка ответственности исполнителя покроет убытки владельца этого груза только, если будет доказана вина перевозчика/экспедитора.

Страхование груза держит в фокусе именно предмет экспедирования, то есть груз. При утрате или повреждении груза из-за аварий, стихийных бедствий и противоправных действий третьих лиц страховщик возмещает ущерб владельцу груза.

По-хорошему, у перевозчика и владельца груза должны быть все эти страховые договора с надежной страховой компанией, чтобы спать спокойно. Именно их набор позволяет спать спокойно.

Как работает страхование груза

Риски при страховании грузов вполне логичные: любые повреждения имущества будут страховым случаем, если в договоре страхования не указано иное.

Повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия, неблагоприятных природных явлений (например, дерево упало на машину во время урагана) обычно по умолчанию становятся страховыми случаями в любом договоре страхования груза.

Однако можно страховать груз только от кражи или любого другого риска. В таком случае вероятность наступления страхового случая ниже, поэтому стоимость полиса будет ниже.

Перечень страховых случаев нужно очень внимательно проверять при заключении договора. Все пункты должны быть максимально подробно описаны, чтобы не возникало простора для манипуляций со стороны страховой компании.

Также очень важный параметр — лимит ответственности страховщика. Это максимальная сумма, которая может быть уплачена в качестве возмещения ущерба. Страховщику выгодно снижать лимит, поэтому важно читать договор.

Большинство страховых компаний предлагают три набора страховых случаев. Они описаны в документе, с названием “ Оговорки Института лондонских страховщиков”. Это свод сложившейся веками страховой практики. Ее основы стали формироваться еще во времена активного освоения британских колоний.

Документ описывает три условия страхования, покрывающие разные наборы рисков. Их обозначают литерами A, B и С. От выбора условия напрямую зависит стоимость страхового полиса.

Условие А — максимальная страховая защита. Оно предусматривает страховую выплату в большинстве случаев гибели или повреждения груза или его отдельных частей (долей). Также по этому условию страховая обязуется компенсировать все расходы, которые повлечет спасение груза. То есть если нужно вытягивать фуру из кювета краном, то эти работы тоже должны быть компенсированы.

Условие B включает ограниченный набор рисков. Груз считается застрахованным только от нижеперечисленных рисков. Страховщик берет на себя обязательство компенсировать стоимость погибшего груза (его части) в случае:

  • Взрыва или пожара
  • Любого стихийного бедствия: удара молнии, шторма, урагана, наводнения, смерча, извержения вулкана.
  • Дорожно-транспортного происшествия: столкновение транспортных средств, их крушение, удар о другие предметы либо опрокидывание.
  • Исчезновения транспорта с грузом
  • Несчастного случая при погрузке или разгрузке.

Условие С предполагает возмещение за гибель груза в тех же случаях. В данном варианте не покрывается частичные повреждения, только гибель.

Важно отметить: условия B и С не предполагают возмещение ущерба от противоправных действий третьих лиц. То есть от кражи, грабежа, разбоя или умышленного уничтожения груза. Их можно дополнительно включить в договор страхования отдельным пунктом, но тогда ощутимо вырастет его стоимость.

Также важно знать риски, которые обычно не входят ни в один страховой договор. Традиционно страховыми случаями не будут считаться вот эти ситуации:

  • Брожение, гниение, коррозия или любое другое естественное свойство груза, если оно не вызвано действием(бездействием) экспедитора.
  • Деформация груза под собственным весом.
  • Повреждение птицами, червями и насекомыми, а также продуктами их жизнедеятельности.
  • Ущерб в результате неправильного размещения или крепления груза в транспортном средстве.
  • Нарушение правил погрузки или выгрузки по недосмотру или умыслу, которое привело к повреждению груза.
  • Повреждение из-за нагревания или отпотевания груза, а также появление плесени из-за этих процессов.
  • Размещение вместе с застрахованным грузом в одном транспортном средстве опасных грузов, если оно произошло с ведома выгодоприобретателя перевозки (обычно им является заказчик).
  • Также не компенсируется падение стоимости груза, произошедшее из-за его ремонта после ранее наступившего страхового случая.
  • Повреждение или гибель груза в связи с неплатежеспособностью или невыполнением обязательств владельцем транспортного средства.
  • Радиоактивное заражение, воздействие химического, электромагнитного или биологического оружия.

Как видите, список пунктов, не входящих в обычно предлагаемые наборы страховых условий, дает страховщикам неплохую возможность для маневра.

Представьте ситуацию: грузовик с партией цветов встает на трассе потому, что у перевозчика кончились деньги на топливной карте и водитель не смог заправиться, цветы завяли от жары после отключения холодильника.

Можно притянуть сюда пункт про повреждение вследствие финансовой несостоятельности владельца транспортного средства и отказать в выплате.

Также очень много манипуляций дает пункт про нарушение правил при погрузке и выгрузке. Сделать все по правилам невозможно в реальной жизни. Всегда найдется норма, которую нарушит реальный человек на реальном рабочем месте.

Недавний пример из Беларуси. Автовоз с четырьмя новыми автомобилями Geely не доехал до регионального дилера, перевернувшись на трассе. Дорогой груз был конечно же, застрахован в компании Белгосстрах.

Все автомобили в результате аварии были признаны погибшими. Но возмещения ущерба перевозчик не получил: страховая назвала автовоз перегруженным и возложила вину на перевозчика. Теперь он доказывает в судах, что перегруза не было и страховая ошиблась в расчетах.

Таких случаем можно привести довольно много. Судебная практика по делам о страховании грузов показывает, что наличие полиса — далеко не гарантия быстрой компенсации убытков в случае проблем с грузом.

Однако большую часть указанных рисков покрывает договор страхования ответственности перевозчика. Поэтому логично заключать сразу два договора страхования. Да, это дорого. Но не так дорого, как ущерб от погибшего груза.

Сколько стоит страховка

Стоимость страхования грузов составляет, в зависимости от условий страхования, от 0,3% до 3% оценочной стоимости груза. Цена зависит от тарифов страховой компании и условий страхования. Чем больше рисков покрывает полис, тем выше стоимость страхования груза.

Сэкономить можно при регулярных перевозках однотипных грузов. В таком случае можно заключить так называемый генеральный договор страхования. Он заключается на определенный срок и действует на все перевозки оговоренных грузов в этот срок.

По такому договору страхование конкретной перевозки обойдется дешевле, чем заключение отдельного договора на каждую поставку. Оптовые скидки, так сказать. Но использование генерального договора подойдет только тем компаниям которые осуществляют перевозки однотипных грузов регулярно и часто.

Чтобы выбрать надежную страховую компанию, стоит изучить судебную практику по делам о отказе в выплате возмещения. Это самый честный вид отзывов. если судебных дел много относительно размеров компании, то она явно любит не платить. Проверить картотеку судебных дел можно с помощью профильных юристов. Они и посмотреть картотеку судебных дел грамотно могут, и своим опытом поделятся.

Страхование грузов или страхование CMR, в чем разница для владельца груза? Что такое страховка CMR?

Международные перевозки грузов Чулан Страхование грузов или страховка CMR

Помните, что страховая компания – не касса взаимопомощи, делать подарки в этой сфере не принято. Страхование – такой же бизнес, как и ваш. Страховая компания старается страховать то, что никогда не случится.

Ваша задача иная – застраховать свой груз от того что может произойти, от реальных рисков. Любая страховка имеет определённые ограничения, в договоре специально оговорен ряд спорных моментов. Поэтому необходимо внимательно читать тексты, написанные мелким шрифтом и продумывать все возможные варианты.

При этом, безусловно, стоит оставаться оптимистами и, конечно, надеяться на лучшее.

Мы искренне заинтересованы в положительном результате нашего с вами сотрудничества, поэтому рекомендуем вам самим застраховать груз, а не спрашивать у перевозчика полис страхования ответственности самого перевозчика, на жаргоне страховщиков называемого – страховка CMR .

CMR страхование – это профессиональный жаргон страховщиков, правильно называется это так – Добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика для международных перевозок.

По CMR–страхованию полис является механизмом компенсации ущерба грузовладельцу, нанесенного по вине перевозчика, если это не вина перевозчика вы ничего не получите.

Страховой полис CMR страхования позволяет защитить перевозчика от финансовых обязательств за утрату или повреждение груза в результате, к примеру, ДТП, намокания, пожара, опрокидывания транспорта, переохлаждения или перегрева груза, угона авто с грузом, кражи, грабежа, а также за финансовые убытки вследствие просрочки в доставке груза или нанесения вреда третьим лицам, причиненного перевозимым грузом (к примеру, падение груза на что-то/кого-то или выливание химических веществ на почву). Категорически Не стоит путать это страхование со страхованием грузов, так как страхование грузов защищает интересы грузовладельца или грузополучателя, но не перевозчика.

По закону на основании конвенции КДПГ «О Договоре международной дорожной перевозки грузов» (Статья 23):

  1. Перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки (стоимость груза определяется на основании документов выданных на месте загрузки).
  2. Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки, или за отсутствием таковой на основании текущей рыночной цены, или же при отсутствии и той и другой на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества (нафантазированная стоимость не принимается).
  3. Размер возмещения не может превышать 25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 гр. золота 0.900 пробы.
  4. Кроме того, подлежат возмещению: оплата за перевозку, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза, полностью в случае потери всего груза и в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичной потере; иной убыток возмещению не подлежит.
Читайте также:  Получение квартиры по программе ветхого жилья

По конвенции КДПГ размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки, однако не может превышать 8,33 единицы Специальных Прав Заимствования ( SDR = Special Drawing Rights — http://www.imf.org/external/np/fin/data/rms_five.aspx) за килограмм – 8,33 SDR/KG или 920 SDR за одно недостающее место груза.

Например:

  • из CMR берем брутто вес груз 9'758,00 кг.

Берем стоимость одной единицы  SDR на день оформления транспортных документов 49,4836 руб./сдр.

стоимостное выражение предела ответственности перевозчика в данном случае составит 4'022'231,87 руб =  (9'758 кг * 8,33 SDR * 49,4836).

CMR страхование – страхование ответственности перевозчика за груз, прописанный в отдельно взятой накладной CMR со штампом данного перевозчика.

В случае, если перевозчик, располагающий полисом CMR-страхования, признается невиновным в ущербе, нанесенном грузу, все Ваши претензии должны быть адресованы третьему лицу, которое в этом виновато.

При наличии отдельного страхового полиса на груз, страховая компания обязана компенсировать ущерб, нанесенный грузу, а потом разбираться с Вашим перевозчиком или третьим лицом. Другими словами, это отдельные виды страхования.

CMR-страхование перевозчика может заменить полис страхования груза только в случае наличия вины перевозчика в нанесенном ущербе грузу, который ещё необходимо доказать. Как правило, это делается в суде, т.к. согласно любому договору страхования, в т.ч. CMR, перевозчик не имеет права признавать себя виновным самовольно.

Необходимо также обратить внимание на размер страховой суммы, указанной в полисе страхования CMR перевозчика, не всегда этот лимит покрывает реальную стоимость груза. Касательно 8,33 SDR/KG при наличии полиса страхования ответственности.

Это лимит ответственности, которую несет перевозчик только в случае, если в CMR стоимость груза не обозначена.

В случае наличия в CMR отметки «Особо ценный груз» с обозначением его стоимости и наличия доказанной вины перевозчика, страховая компания перевозчика обязана компенсировать полную заявленную стоимость груза, а не оперировать лимитом примерно в 12 USD/кг.

Из конвенции CMR: Статья 24 Отправитель может указать в накладной при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате стоимость груза, превышающую предел, указанный в пункте 3 статьи 23, и в таком случае заявленная сумма заменяет этот предел. Статья 26 1. Отправитель может указать, вписав в накладную и при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате, объявленную ценность груза на случай потери или повреждения груза, а также недоставки груза в оговоренный срок.

2. В случае объявления ценности груза при доставке может быть потребовано независимо от возмещений, предусмотренных в статьях 23, 24 и 25, и в пределах суммы заявленной ценности груза возмещение, соответствующее дополнительному ущербу, нанесение которого доказано.

  • Одним из самых необходимых условий качественного урегулирования убытка по договору страхования грузоперевозок является сотрудничество с экспертными организациями при Торгово–промышленной палате, которая имеет свои представительства практически в любом городе России, а также в странах СНГ и Балтии.
  • Процесс урегулирования убытков в этом виде страхования весьма сложен по организационным причинам: во первых, убыток может произойти в любом, самом удаленном регионе; во вторых, страхование грузов предполагает работу с самыми разными типами грузов, а значит, необходимо наличие и быстрое привлечение экспертов различных профилей.
  • Когда ваш груз загружен в транспортное средство рекомендуем вам иметь контакт с перевозчиком иначе информация будет до вас доходить (или не доходить) в искаженном виде.

Мы желаем, чтобы вам не пришлось изучать все эти детали на практике пусть с вашим грузом всё будет в порядке! Обращайтесь к нам, мы поможем.

Примечание: Специальное право заимствования ( SDR, SDRs) — искусственное резервное и платёжное средство. SDR представляет собой международную денежную единицу, которая эмитируется МВФ в форме открываемых счетов.

Первоначально в Уставе SDR было определено как 0.888671 г. чистого золота, что соответствовало 1 доллару США, но с отменой золотого паритета необходимость в определении золотого содержания SDR отпала.

SDR имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты ни когда не выпускались.

Международный код согласно ISO 4217 — XDR.

Курс на 30.08.2012 1 RUB = 0,02037 XDR 1 USD = 0,6576 XDR

1 EUR = 0,8248 XDR

Немного про ответственность при грузовых перевозках. Убытки

Свои профессиональные обязательства страхуют:

  • перевозчики
  • брокеры
  • экспедиторы

Но за груз отвечает согласно КДПГ перевозчик, и застрахован он или нет никого не волнует он обязан возместить ущерб.

Если при перевозке наступит страховой случай, страховая компания возместит ущерб перевозчику, только перевозчику, и уже грузовладелец будет взыскивать ущерб с перевозчика, если конечно сможет взыскать… Ситуация с экспедитором и брокером – схожая они страхуют свои профессиональные риски.

Иное дело если застраховано имущество(груз), грузовладельцем. Тогда страховая компания возмещает ущерб при страховом случае страхователю, и страховая компания получает право регрессить ущерб к перевозчику.

Согласно типовых правила FIATA, регулирующих транспортно-экспедиционную деятельность:

Экспедитор ни в коем случае не несет ответственности:

  • за ценности или опасные грузы, если они не заявлены экспедитору во время заключения договора на экспедирование;
  • за убытки, проистекающие из-за задержки в доставке, если такая ответственность не выражена четко в письменной форме;
  • за прямые или косвенные убытки, понесенные в результате потери прибыли, рынка и т.д.

Оценка убытков

Стоимость товаров определяется в соответствии с действующей биржевой ценой на товар, если таковой цены нет, то в соответствии с текущей рыночной ценой; если нет ни биржевой, ни рыночной цены, то стоимость товара определяется путем ссылки на обычную стоимость товара такого же вида и качества.

Денежные ограничения ответственности (пределы ответственности экспедитора)

Утрата товара и ущерб, нанесенный товару.

Экспедитор не может нести ответственность за утрату товара и причиненный товару ущерб в сумме, превышающий эквивалент 2 (двух) единиц специальных прав заимствования за килограмм веса брутто утраченного или поврежденного груза, если только большая сумма сумма не востребована с клиента-заказчика, перед которым экспедитор является ответственным. Если товар не был доставлен в течение 90 календарных дней после даты, когда этот товар должен быть поставлен, клиент может, если нет свидетельств обратному, считать товар утраченным.

Ограничение ответственности за задержку в доставке. Если экспедитор является ответственным за убытки, связанные с задержкой в доставке, то такая ответственность ограничивается суммой, не превышающей размеров компенсации, причитающейся за увеличение убытков за эту задержку.

Другие виды убытков. Пределы ответственности экспедитора за любую утрату и ущерб не должные превышать в каждом конкретном случает суммы, установленной соответствующими национальными нормативными актами и правилами, если только с клиента-заказчика экспедитора, перед которым он несет ответственность, не взыскана большая сумма.

Бытовые рассуждения

в российских условиях невыплаты, затягивание сроков выплат, занижение размеров возмещения – конкурентное преимущество для страховой компании. Те кто будут платить вовремя и в полном объеме – быстро обанкротятся.

По поводу оптимальной стратегии страхования – если есть накопления лучше не страховаться, поскольку страхование как лотерея – по теории вероятностей шансы выиграть всегда меньше т.к. из призового фонда (собранных страховых премий) нужно вычесть комиссионные агенту, аренду офисов, точек продаж, зп юристам из отдела выплат, ну и прибыль владельцам должна иметь место.

Оставшаяся сумма крайне мала. К примеру если у вас автомобиль стоимостью 1 млн, и каско на него стоит, скажем 60 т.р. то прежде чем купить такой полис, необходимо спрсить себя — не лучше ли мне будет оставить эти 60к.

, отложить их, и в случае мелкого дтп расплатиться ими за ремонт, а в случае крупного ущерба, будет ли возможность найти недорогих денег на ремонт или покупку другого авто, и тоже оценить эти суммы. Да и страховые имеют обыкновение исчезать.

(Поэтому неплохо иметь связи в руководстве чтобы заранее расторгнуть договор страхования и передать инфу своим клиентам)Другое дело когда речь идет о дешевом полисе маловероятного риска, например страхование квартиры от пожара — полис стоит копейки — а восстановление сгоревшего жилища — миллионы. Хотя и здесь, спроси себя — если ли у меня финансовый жирок чтобы было где жить в случае чего, и на что ремонтировать сгоревшее.

Про здоровье ровно та же песня — если нет счета в банке, который позволит жить твоей семье не хуже чем при твоей жизни — полис не нужен, если нет, он обязателен.