Статья 252. Загрязнение морской среды

  • 1. Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и водных биологических ресурсов либо препятствующих правомерному использованию морской среды, —
  • наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.
  • 2. Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, водным биологическим ресурсам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам, —
  • наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев.
  • 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
  • наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к ст. 252 УК РФ

Объектом рассматриваемого преступления являются отношения по обеспечению глобальной экологической безопасности и в сфере охраны вод и живых ресурсов моря.

Безопасные условия пользования морскими водами зафиксированы в ряде международных договоров, участниками которых является Россия: Женевской конвенции об открытом море 1958 г. ; Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 г.

; Конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. .

В соответствии с ними страны — участницы соглашений установили в национальном законодательстве перечни запрещенных к сбросу в океан веществ, нормы их допустимой концентрации в сбрасываемых смесях и ответственность за загрязнение вод внутренних и иных морей.

Например, Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (в ред. от 4 ноября 2006 г.) в ст. ст. 34, 37, 38 определяется порядок захоронения отходов и других материалов на шельфе.

———————————

Ведомости ВС СССР. 1962. N 46. Ст. 457.

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXI. М., 1977. С. 97 — 106.

Вступила в силу для СССР 3 декабря 1969 г. Документ опубликован не был.

СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.

Защита и сохранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря регламентируются также Федеральными законами от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (ст. ст. 32 — 38) , от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (глава V) .

———————————

СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833.

СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273.

Общие положения, касающиеся этих вопросов, изложены также в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» .

———————————

СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Предметом преступления большинство ученых считают морскую среду: воды внутренних морей, территориального и открытого морей, а также живые ресурсы моря, рекреационные зоны, объекты природной среды .

Некоторые авторы полагают, что предмет рассматриваемого преступления включает в себя только воды территориального моря, внутренние морские воды РФ, прилежащую зону РФ, исключительную экономическую зону РФ, а также континентальный шельф РФ .

На наш взгляд, к предмету следует относить: воды внутренних морей; воды территориального и открытого морей; воды исключительной экономической зоны РФ; живые ресурсы шельфа и всех перечисленных вод; рекреационные прибрежные зоны морей; объекты природной среды, расположенные в морях или в прибрежной зоне.

———————————

См., напр.: Дубовик О.Л. Экологические преступления: Комментарий к гл. 26 УК РФ. М., 1998 С. 204; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 2004. С. 639; Уголовное право. Части Общая и Особенная / Под ред. М.П. Журавлева и С.И. Никулина. М., 2004. С. 617.

Лопашенко Н.А. Экологические преступления. СПб., 2002. С. 125.

Не могут быть предметом рассматриваемого преступления воды рек, озер, водохранилищ и иные указанные в ст. 250 УК РФ.

Воды прилежащей зоны вряд ли стоит выделять отдельно, так как они являются частью исключительной экономической зоны (ст. 22 Федерального закона от 31 июля 1998 г.).

От предмета преступления следует отличать место его совершения. Предмет преступления отвечает на вопрос, что подверглось преступному воздействию (это указанные выше воды, живые ресурсы вод и пр.). Место отвечает на вопрос, где совершено преступление. Им являются указанные выше моря, морская исключительная зона, континентальный шельф.

Основные определения перечисленных вод, шельфа и объектов природной зоны даны в названных Федеральных законах, а также в Водном кодексе РФ и Законе РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» .

———————————

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594.

Понятие внутренних морских вод определено в ст. 5 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» и ст. 14 Водного кодекса РФ. К внутренним морским водам относятся внутренние моря, морские воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов и проливов, ограниченные пределами, определенными системой отсчета, указанной в ст. 5 названного Закона.

Географически внутренние моря — это моря, глубоко вдающиеся в сушу и сообщающиеся с океаном или прилегающими к морю проливами. В зависимости от гидрологического режима они делятся на межматериковые (Средиземное, Красное) и внутриматериковые (Черное, Белое, Балтийское).

Внутренние моря не следует путать с озерами, которые вследствие большой величины зачастую обозначают как «море» (Каспийское, Аральское) или водохранилищами («Московское море»).

Территориальные воды Российской Федерации включают прибрежные морские воды по общему правилу шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива. В отдельных случаях ширина территориальных вод устанавливается международными договорами. Внешней границей территориального моря является Государственная граница Российской Федерации (п. п. 2, 3 ст. 5 Закона от 1 апреля 1993 г.).

Открытое море — это часть моря, на которую не распространяется юрисдикция никакого государства. Оно не входит ни в территориальные воды, ни во внутренние воды какого-либо государства. Режим его использования определяется нормами международного права.

Исключительная экономическая зона Российской Федерации определяется в ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. как морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации, с особым правовым режимом, установленным федеральным законодательством, международными договорами Российской Федерации и общепринятыми нормами международного права.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря, а ее внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В отдельных случаях ширина морской исключительной зоны определяется международными договорами Российской Федерации.

Закон РФ от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ст. 1) определяет континентальный шельф как морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходящих линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Живые ресурсы континентального шельфа, территориального и иных вышеуказанных вод — это рыбы, морские звери и иные млекопитающие, моллюски, крабы, морские ежи и прочие так называемые организмы «сидячих» видов, обитающие на дне континентального шельфа и в его недрах, а также растительные организмы морских вод.

К рекреационным прибрежным зонам относятся пляжи, места организованного туризма и отдыха граждан, спортивные сооружения и т.п.

Объекты природной среды согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» включают: природные объекты, природно-антропогенные объекты, антропогенные объекты (понятие их излагалось в комментарии к ст. 246 УК РФ), расположенные в морях или прибрежной зоне.

Объективная сторона преступления выражается в загрязнении морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды. Преступление может совершаться как действиями (например, путем сброса загрязняющих веществ), так и бездействием (непринятием мер по предотвращению загрязнения, например).

Загрязнение — это сброс или поступление иным способом в море, а также образование в его водах вредных веществ, которые ухудшают качество вод моря, ограничивают использование или негативно влияют на состояние его обитателей, растительности, дна и берегов.

В качестве источников загрязнения ст. 252 УК РФ называет береговые источники, транспортные средства, возведенные в море сооружения.

Береговые источники — это промышленные, сельскохозяйственные, коммунальные, портовые и иные предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и любые другие источники загрязнения, находящиеся на суше.

Под транспортными средствами понимается любое морское транспортное самоходное или буксируемое (баржа) средство (грузовое, пассажирское, военное, научно-исследовательское и иное); другие плавучие средства — технические передвижные устройства, предназначенные для выполнения отдельных видов морских и иных работ (бурильные установки, подъемные краны, плавучие доки, гидронасосы, землечерпальные машины и т.д.); воздушные суда (летательные аппараты любого типа и назначения, пролетающие над морскими водами либо совершающие на них посадку).

Читайте также:  Оборудование зданий пандусами для инвалидов

Искусственно возведенные в море сооружения — это стационарные технические сооружения, предназначенные для работ в море (платформы, буровые установки), а также причалы, маяки и т.п.

В качестве средств загрязнения в законе названы вредные для здоровья людей и живых ресурсов моря либо способные воспрепятствовать правомерному использованию морской среды вещества и материалы. В качестве загрязняющих веществ следует рассматривать и радиоактивные материалы в твердом или жидком состоянии.

В случае если они перед этим незаконно приобретались, хранились, использовались, кому-либо передавались или разрушались, содеянное следует также квалифицировать по ст. 220 УК РФ по совокупности преступлений.

Способы совершения преступления — загрязнение морской среды, нарушение правил захоронения или сброса вредных веществ и материалов.

По международным правилам разрешается удаление отходов и материалов, являющихся следствием нормальной эксплуатации технических объектов либо непосредственно получаемых или возникающих в связи с исследованием или переработкой в море минеральных ресурсов морского дна.

Сброс считается законченным, если в море утапливаются вещества и материалы, сброс которых недопустим ни при каких обстоятельствах, либо иные вещества в количестве, превышающем допустимые нормы, либо на расстоянии от берега менее установленного предела, либо в местах, запрещенных для сброса, либо без соответствующей защиты.

Захоронение в отличие от сброса предполагает погружение в воду вредных веществ и материалов, предварительно помещенных в какую-либо емкость (контейнер, бочку, затапливаемое судно) либо закапывание их в недрах морского дна, либо помещение в складки рельефа дна — щели, впадины, каньоны и т.п.

Под воспрепятствованием загрязнением правомерному использованию природной среды понимается, например, загрязнение зон отдыха и пляжей нефтью; уничтожение, повреждение мест выращивания моллюсков, уничтожение рыбных запасов; порча вкусовых качеств рыбы, препятствующая использованию ее в пищу; повреждение или уничтожение плантаций морских промысловых водорослей и тому подобные деяния, делающие невозможным либо затрудняющие пользование морской средой.

Состав преступления формальный. Окончено преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 252 УК РФ, с момента загрязнения морской среды.

Содержание субъективной стороны преступления аналогично рассмотренному при анализе ст. 250 УК РФ.

Субъект преступления — вменяемое, достигшее шестнадцати лет лицо.

Им могут быть капитаны и другие члены российского или находящегося в водах Российской Федерации иностранного судна или иного плавучего средства либо работники платформы или иных искусственно сооруженных в море конструкций, в чьи служебные обязанности входило недопущение сбросов в море вредных веществ, командиры воздушных судов, а также работники береговых предприятий и сооружений независимо от формы собственности и иные лица, по чьей вине произошло загрязнение морской среды.

Ответственность за загрязнение вод открытого моря распространяется только на российские суда и иные указанные в законе технические объекты и сооружения.

Часть 2 ст. 252 УК РФ предусматривает ответственность за деяния, указанные в ч. 1 ст. 252 УК РФ, при наличии квалифицирующего признака преступления в виде существенного вреда здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам.

В статьях об ответственности за экологические преступления не проводится никакого различия между «вредом здоровью» (ст. ст. 246, 248, 250, 254 и др. УК РФ) и «существенным вредом здоровью» (ч. 1 ст. 247, ч. 2 ст. 252 УК РФ). Не проводится такого отличия и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г.

«О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» . Между тем вряд ли их можно отождествлять. Представляется, что существенным следует считать причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью хотя бы одного лица. Понятие существенного вреда иным охраняемым интересам, названным в ч. 2 ст.

252 УК РФ, давалось при анализе ст. ст. 246, 247 УК РФ.

Представляется, что, оценивая размеры вреда, необходимо учитывать стойкость загрязнения, вид загрязняющего вещества, площадь загрязнения, количество погибших живых организмов, ценность загрязненных участков в экологическом отношении (заповедник, заказник, нерестовое место), объем материальных затрат, необходимых для ликвидации загрязнения, и т.п.

———————————

Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1.

Состав преступления материальный. Между деянием и наступившими последствиями необходимо установить наличие причинной связи.

Особо квалифицирующим признаком преступления (ч. 3 ст. 252 УК РФ) в результате деяний, указанных в ч. 1 или ч. 2 статьи, закон называет наступление смерти человека по неосторожности. Состав преступления в этом случае также материальный, а содержание неосторожной вины идентично изложенному в ст. 250 и ст. 251 УК РФ.

Судебная практика по статье 252 УК РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 18.01.2018 N 38-АПУ17-11

правоохранительным органам Республики Таджикистан для уголовного преследования по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных п. п. «б», «в» ч. 4 ст. 249 и п. «б» ч. 3 ст. 252 УК Республики Таджикистан. Заслушав доклад судьи Кондратова П.Е.

об обстоятельствах дела, содержании апелляционных жалоб и возражений на жалобу Абдухалилова О.Р., выслушав выступления экстрадируемого Абдухалилова О.Р. и его защитника — адвоката Сивченко В.Т., поддержавших апелляционные жалобы с дополнениями, а также выслушав мнение прокурора Лох Е.Н.

, предложившей постановление суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения, Судебная коллегия

Статья 252. Загрязнение морской среды

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г. Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г. Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.
  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г. В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.
  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г. В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г. В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.
  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г. Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.
  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г. При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 — 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.
  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г. 6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.
  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г. В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя — РАО.

Загрязнение вод, атмосферы, и морской среды (ст. 250, 251, 252 УК РФ)

Загрязнение вод. Статья 250 УК устанавливает уголовную ответственность за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству (ч.

1), а также за деяния, характеризующиеся более высокой степенью общественной опасности (ч. 2 и 3).

В этих случаях квалифицирующими признаками выступают: причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных, совершение загрязнения вод на территории заповедника или заказника, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологический ситуации, а также причинение по неосторожности смерти человека

Статья 250 УК предусматривает уголовную ответственность за преступления небольшой и средней тяжести. Все они считаются оконченными с момента наступления любого из указанных последствий.

Предметом преступления являются поверхностные и подземные воды, источники питьевого водоснабжения (основной предмет); животный и растительный мир, рыбные запасы, лесное и сельское хозяйство (дополнительный предмет).

Объективная сторона основного состава преступления включает: а) действия (бездействие), состоящие в загрязнении, засорении, истощений, ином изменении природных свойств вод; б) преступные последствия; в) причинную связь между деянием и последствиями.

Засорением вод являются действия по сбросу или внесению иным образом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов (ст. 1 Водного кодекса).

Истощением вод являются действия, состоящие в устойчивом сокращении запасов и ухудшении качества поверхностных и подземных вод, препятствующие их нормальному использованию путем превышения лимитов водозабора для промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и иных нужд, невыполнении гидротехнических мероприятий по сохранению запасов вод и т. п., имеющие не восстановимый естественным образом характер и приводящие к ухудшению их качества, потере способности к самоочищению и проч.

Читайте также:  Доказательство поддельности подписи на документе

Иные изменения природных свойств вод — это ухудшение биологического разнообразия вод, их физических свойств (электромагнитных, тепловых, лечебных, радиационных) путем проведения взрывных, строительных и иных работ непосредственно на водных объектах, их дне и в водоохранных зонах либо на берегах водного объекта.

Бездействие как элемент объективной стороны может выражаться в неустановке водорегулирующих устройств и водоучитывающих приборов при строительстве гидротехнических сооружений, непроведении мероприятий по подготовке (очистке) ложа водохранилища к затоплению, неизвлечении токсичных веществ из сточных вод перед их сбросом в водные объекты и т. п.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона преступления выражается в форме косвенного умысла.

Загрязнение атмосферы.

Статья 251 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, а также за нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, повлекших загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха. Квалифицирующими признаками, выделяемыми по последствиям указанных деяний, являются: причинение вреда здоровью человека и смерти человека по неосторожности.

Преступление считается оконченным с момента наступления любого из указанных последствий.

Предметом данного преступления является атмосферный воздух, т. е. природная смесь газов приземного слоя атмосферы, сложившаяся в ходе эволюции Земли.

Объективная сторона преступного загрязнения атмосферного воздуха включает в себя действия (бездействие), состоящие в нарушении правил выброса загрязняющих веществ или нарушении эксплуатации установок, сооружений и других объектов, последствия в виде загрязнения или иного изменения свойств воздуха, причинную связь между ними.

Нарушение установленных нормативно-правовыми актами правил выброса состоит в действиях, совершение которых либо прямо запрещено законом, либо осуществлено с нарушением установленных правилами оснований, порядка, объемов, качественного состава, времени и других условий выброса, либо в бездействии (невыполнении обязанностей, прямо предусмотренных соответствующими процедурами и инструкциями, неосуществлении контрольных замеров, невключении аппаратуры и пр.).

Нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов состоит либо в активных действиях (несвоевременная замена фильтров, отключение аппаратуры, смена режимов работы установок и т. п.), либо в бездействии.

Выбросами является поступление веществ из источника в атмосферу.

Загрязнением воздуха является привнесение в его состав или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих нормативы качества или уровни естественного содержания.

Иное изменение природных свойств атмосферного воздуха наступает в случае повышения концентрации в нем химических веществ или взвешенных частиц, влияющего на прозрачность, содержание озона, меняющего тепловой режим, радиационные, шумовые, электромагнитные показатели с превышением санитарно-гигиенических и экологических нормативов для данного региона с учетом естественного фона.

Субъект преступления — специальный, т. е. лицо, на которое соответствующими актами возложены обязанности по соблюдению порядка и контролю за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, за эксплуатацией стационарных и передвижных установок, сооружений и иных объектов, в том числе транспортных средств.

Субъективная сторона характеризуется косвенным умыслом.

Загрязнение морской среды.

Статья 252 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за загрязнение морской среды из находящихся на суше источников, а также за загрязнение морской среды вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды. Квалифицирующие признаки выделяются по последствиям указанных преступных деяний. К ним относятся: причинение существенного вреда здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам, а также причинение по неосторожности смерти человека.

Преступление считается оконченным с момента причинения любого из перечисленных в.тексте статьи последствий — загрязнения морской среды (по ч. 1), вреда охраняемым уголовным законом объектам (по ч. 2), смерти человека (по ч. 3).

Статья 252 УК содержит несколько составов преступления:

  • 1. основной состав загрязнения морской среды со специфической регламентацией преступных последствий и альтернативными признаками сложно построенной объективной стороны;
  • 2. квалифицированные составы первой степени общественной опасности с альтернативными признаками по предмету посягательства;
  • 3. квалифицированный состав второй (повышенной) степени общественной опасности.

В статье предусмотрены преступления небольшой и средней тяжести.

Предметом преступления является морская среда, т. е. внутренние морские воды, территориальные морские воды, воды, покрывающие континентальный шельф РФ, открытое море, а также живые ресурсы моря, неразрывно связанные со средой обитания. Объективная сторона включает деяние (загрязнение), последствия, причинную связь между ними.

Загрязнение морской среды — привнесение в нее веществ и материалов, ухудшающих качество морской среды, ограничивающих ее использование, приводящих к уничтожению, сокращению, истощению или заболеваниям живых ресурсов моря.

Объективная сторона квалифицированных составов включает также наступление последствий в виде существенного вреда здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, т. е.

массовую гибель морских биоресурсов (рыбы, морских млекопитающих, иных животных и организмов, морских растений, уничтожение промысловых запасов рыбы или их кормовых баз в рамках определенного региона (акватории), а также причинение существенного вреда зонам отдыха, т. е.

прибрежной полосе и морской акватории, используемых в рекреационных целях, и причинную связь между деянием и указанными последствиями.

Субъективная сторона преступления характеризуется косвенным умыслом(лицо, совершившее преступление, сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и сознательно допускало их наступление.).

Субъект преступления — специальный.

Им может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое возложены служебные (профессиональные) обязанности по соблюдению правил охраны морской среды от загрязнения, контролю за соблюдением правил захоронения и сброса загрязняющих веществ и материалов с транспортных судов, искусственно возведенных в море сооружений. Следовательно, субъектами могут быть капитаны и владельцы судов, иные должностные лица, владельцы, управляющие и иные должностные лица возведенных в море сооружений, должностные лица предприятий, допустившие загрязнение моря с суши.

Уголовное право. Особенная часть (главы XI-XXI)

  • 1. Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и водных биологических ресурсов либо препятствующих правомерному использованию морской среды, —
  • наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.
  • 2. Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, водным биологическим ресурсам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам, —
  • наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев.
  • 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
  • наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Часть 1 ст. 252 УК РФ предусматривает ответственность за загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и водных биологических ресурсов либо препятствующих правомерному использованию морской среды.

В 1997 г. было зарегистрировано 6, в 1998 г. — 2, в 1999 г. — 1, в 2000 г. — 3, в 2001 г. — 1, в 2002 г. — 0, в 2003 г. — 2, в 2004 г. — 4, в 2005 г. — 9, в 2006 г. — 26, в 2007 г. — 13, в 2008 г. — 11 случаев уголовно наказуемого загрязнения морской среды (включая и квалифицированные составы).

Объект преступления — экологическая безопасность в сфере функционирования и использования человеком морской среды. Предмет преступления — морская среда. В это понятие входят: а) внутренние морские воды РФ; б) территориальное море РФ; в) прилежащая зона РФ; г) исключительная экономическая зона РФ; д) открытое морс; с) континентальный шельф РФ.

Первые три понятия определяются в Федеральном законе от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». В соответствии с ним внутренними морскими водами РФ являются воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ.

Эти воды являются составной частью территории РФ.

К ним относятся воды портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; воды заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них менее чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Территориальное море РФ — это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, установленных в указанном Законе.

Читайте также:  Могут ли сотрудники ппс останавливать авто и нужно ли им подчиняться

Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии с международными договорами.

Внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ; внутренней его границей признаются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Прилежащей зоной РФ является морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Исключительной экономической зоной в соответствии с Законом об исключительной экономической зоне РФ является морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему», с особым правовым режимом, установленным федеральным законодательством, международными договорами РФ и нормами международного права. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря; ее внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

В соответствии с международным правом открытое море — это не относящееся к территориальному морю РФ или иных государств пространство морей, океанов, пользование которым регулируется нормами международного права.

Понятие континентального шельфа РФ определяется в Законе о континентальном шельфе РФ. Он включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Последней является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам РФ. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

Его внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя транша континентального шельфа совпадаете внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Предметом рассматриваемого преступления являются (помимо морской среды) также и живые ресурсы моря, т.е. любые виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных и другие водные биоресурсы.

Объективная сторона преступления характеризуется в первую очередь загрязнением морской среды. Это загрязнение следует понимать одновременно и как деяние (действие или бездействие) и как последствие.

Как деяние оно характеризуется нарушением соответствующих правил, ограничивающих проникновение в морскую среду вредных веществ из находящихся на суше источников, либо нарушением правил захоронения или сброса таких веществ и материалов с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений.

Вместе с тем в соответствии с Законом об исключительной экономической зоне РФ загрязнение морской среды связано с наступлением определенных последствий, т.е.

привнесением человеком прямо или косвенно веществ или энергии в морскую среду, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как нанесение вреда живым ресурсам и жизни в морс, создание опасности для здоровья человека, создание помех для деятельности на морс, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха.

Данный уголовно-правовой запрет учитывает основные положения Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва, Вашингтон, Лондон, Мехико) от 29 декабря 1972 г. и Приложения I, II, III к этой Конвенции.

В соответствии с Законом о континентальном шельфе РФ под захоронением вредных веществ и материалов понимается любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений.

Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, за исключением отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками или сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам или сооружениям, а также за исключением тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для иных целей, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям указанного Закона и международным договорам РФ.

Конкретные способы (формы) загрязнения морской среды от находящихся на суше источников (любые объекты производственной деятельности, сельскохозяйственные, научные, военные и иные объекты) достаточно разнообразны.

Это может, например, проявляться: в эксплуатации указанных источников без очистных сооружений; в организации на затопляемых приливом местах береговой отмели свалок различных производственных или бытовых отходов; в осуществлении мытья транспортных средств на береговой территории и т.п.

Вторая разновидность нарушения правил, ограничивающих проникновение в морскую среду вредных веществ и материалов, — нарушение правил их захоронения или сброса является также и характеристикой (помимо характеристики деяния) способа совершения данного преступления.

Под веществами и материалами, вредными для здоровья человека и живых ресурсов моря, понимаются такие, которые при попадании в морскую среду способны создать опасность для здоровья людей или могут нанести ущерб живым ресурсам, морской флоре и фауне, а также вещества, подлежащие контролю в соответствии с международными договорами РФ (к ним, например, относятся все виды пластмасс, в том числе синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора; изделия из бумаги, стекло, металл; боеприпасы, взрывчатые вещества, биологическое, химическое оружие; химические вещества и т.п.).

  1. Под веществами и материалами, препятствующими правомерному использованию морской среды, в соответствии с Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» понимаются вещества и материалы, которые при попадании в морскую среду могут ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря (например, осуществлению правомерного рыбного или другого водного добывающего промысла, проведению научных исследований).
  2. Под транспортными средствами понимаются любые виды плавучих средств (например, суда, баржи), а также летательные аппараты.
  3. Искусственными сооружениями являются искусственные острова, установки и другие сооружения, предназначенные для геологического исследования подводных недр, разработки минеральных ресурсов на морском дне (например, для добычи нефти), для промысла и сохранения живых ресурсов моря, для обеспечения безопасности морского судоходства и для иных целей, связанных с использованием морской среды.

В соответствии с Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» под сбросом вредных и иных веществ и материалов понимается любой сброс с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. Он не включает в себя выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов, а также сброс вредных веществ для проведения правомерных морских научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним.

Субъект преступления — лицо, на которое возложены обязанности по соблюдению правил охраны морской среды (например, капитан судна).

Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной виной.

Часть 2 ст. 252 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 этой статьи, причинившие существенный вред здоровью человека, водным биологическим ресурсам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам.

Причинение существенного вреда здоровью человека предполагает причинение потерпевшему легкого (ст. 115 УК РФ) либо средней тяжести (см. ч. 1 ст. 112 УК РФ) вреда здоровью. Причинение при этом более тяжкого вреда необходимо дополнительно квалифицировать по ст. 111 или ч. 2 ст. 112 УК РФ.

Причинение существенного вреда водным биологическим ресурсам понимается так же, как в ст. 250 УК РФ, а существенного вреда окружающей среде — как в ст. 247 УК РФ.

Под причинением существенного вреда зонам отдыха понимается прекращение в результате загрязнения морской среды их функционирования на длительное время либо необходимость привлечения для их восстановления значительных материальных средств.

Причинение существенного вреда другим охраняемым законом интересам предполагает, например, причинение в результате загрязнения морской среды вреда экономике и народному хозяйству страны, ее государственным, политическим интересам.

Часть 3 ст. 252 УК РФ конструирует состав преступления при особо отягчающих обстоятельствах. Он будет в случае, когда деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 данной статьи, повлекут по неосторожности смерть человека. Специфика этого состава заключается не только в последствии преступления, но и в характеристике его субъективной стороны.

Она характеризуется либо неосторожной виной, когда психическое отношение в виде неосторожности является одинаковым как по отношению к деянию (предусмотренному ч. 1 либо ч.

2 рассматриваемой статьи УК РФ), так и к последствию — смерти человека, либо двойной формой вины, когда по отношению к указанному деянию будет установлен умысел, а к смерти потерпевшего — неосторожность.