Смена формы обучения в середине учебного года в младших классах

Смена формы обучения в середине учебного года в младших классах

Перед тем как в сентябре утвердить расписание, проверьте, учел ли завуч новые требования. Нужно убедиться, что в расписание включили все обязательные предметы, дополнительное деление на группы и внеурочные занятия. В статье – образцы расписания, приказ, чтобы его утвердить, и готовые аргументы, если к вам пришли ругаться из-за расписания учителя и родители.

Если школа составит расписание с ошибками, ей грозят штрафы. За нарушение требований СанПиН директору придется заплатить 7 тыс. руб., а школе – 70 тыс. руб. (ст. 6.7 КоАП). Учредитель также будет вправе привлечь директора к дисциплинарной ответственности и вынести ему замечание или выговор (ст. 192 ТК).

Чтобы этого не допустить, необходимо проверить, чтобы в расписание добавили новые обязательные предметы и при этом не нарушили СанПиН. В этом вам помогут фрагменты расписания. Также нужно убедиться, что классы разделили на группы, и оценить, насколько расписание удобно для учителей и родителей.

А если они остались недовольны, смотрите готовые аргументы, которые может использовать директор.

Изменения, которые надо отразить в расписании

Не утверждайте расписание, пока не убедитесь, что в нем есть новые обязательные предметы – родной язык и родная литература, второй иностранный язык, а классы разделили на группы, чтобы их изучать. Выясните, запланировали ли в нем внеурочку. Ведь ее можно включать в основное расписание, только если вы перешли на ФГОС общего образования.

Проверьте, есть ли в расписании новые обязательные предметы. В начальной школе среди уроков нужно найти родной язык и литературное чтение на родном языке.

На уровне основной школы – родной язык, родную литературу, второй иностранный язык. Для средней школы можно выбрать по одному предмету из предметной области – родной язык или родную литературу и отразить их в расписании.

Второй иностранный язык для старшеклассников вводить не обязательно.

Институт новых технологий в образовании идет в ногу со временем и предлагает педагогам обучение в современной и удобной форме в любое удобное время. Посмотреть список программ здесь.  Сентябрь — осенняя пора, когда все приступают к учёбе!

Деление на группы

Когда будете просматривать расписание, обратите внимание, поделили ли в нем классы или параллели на группы. Это необходимо, если школа преподает несколько родных или вторых иностранных языков. Также школа может распределить учеников по группам, чтобы изучать технологию, заниматься физкультурой.

Школа не обязана делить класс на группы. Но если у нее есть необходимые для этого условия и средства обучения, то сделать это нужно, чтобы повысить качество образования (п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Внеурочная деятельность

Выясните, использовали ли ответственные за расписание возможность чередовать уроки с занятиями по внеурочной деятельности. Сделать это школа вправе, если перешла на ФГОС общего образования. При этом перерывы в 45 минут делать не надо, ведь внеурочные занятия организуют в формах, которые отличаются от классно-урочной формы.

Если школа все еще работает по ФК ГОС, то включать внеурочную деятельность в общее расписание нельзя. Надо отдельно составлять расписание уроков и факультативных занятий. Тогда между началом факультативных занятий и последним уроком лучше устраивать перерыв не менее 45 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Обратите внимание, что 2019/20 учебный год – последний, когда можно обучать по ФК ГОС. Переход всех школ на ФГОС общего образования завершится в 2020/21 учебном году (распоряжение Правительства от 07.09.2010 № 1507-р). Поэтому школам нужно уже сейчас перестраивать работу с расписанием по требованиям ФГОС.

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой продолжает набор в дополнительные группы колледжа по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов! Успейте подать заявку на комфортное обучение по выгодной цене! Мест остается все меньше.

Требования СанПиН, которым должно соответствовать расписание

Чтобы убедиться, что ваше расписание учитывает все требования СанПиН 2.4.2.2821–10, обратите внимание на то, когда начинаются занятия и какой перерыв предусмотрели между сменами. Также нужно уточнить, равномерно ли распределили учебные предметы в течение недели.

Начало занятий

Начинать учебные занятия нужно не раньше восьми часов (п. 10.4). Пример расписания звонков, которое соответствует СанПиН, смотрите в таблице.

Расписание звонков

Смена формы обучения в середине учебного года в младших классах

Смены

Смена формы обучения в середине учебного года в младших классах

Нельзя проводить занятия в три смены. Между первой и второй должен быть перерыв не менее 30 минут (п. 10.13). Уроки 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения нужно проводить в первую смену.

На заметку

СанПиН рекомендует включить в расписание как минимум три часа физической культуры в неделю. Но сделать это можно как в урочной, так и во внеурочной форме. Заменять уроки физической культуры другими предметами нельзя (п. 10.20 СанПиН 2.4.2.2821–10)

Нагрузка

Учебную нагрузку в течение учебной недели СанПиН обязывает распределить равномерно (п. 10.6). Для этого необходимо учесть дневную и недельную умственную работоспособность учеников и шкалу трудности учебных предметов. Смотрите шкалы трудности учебных предметов для 1-4-х, 5-9-х и 10-х, 11-х классов >>.

На вторник и среду, когда уровень умственной работоспособности учеников максимальный, в расписании должны стоять предметы с наивысшим баллом по шкале трудности. Например, химия, геометрия, алгебра, физика в 7-х классах.

Другой вариант – поставить в середине недели предметы со средним и наименьшим баллом, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Облегченные дни

Пятница или четверг должны быть облегченными днями (п. 10.11). На них нужно планировать минимум предметов с высокими баллами по шкале трудности. Например, пятиклассникам на эти дни можно поставить ОБЖ, экологию, музыку, физкультуру.

СанПиН запрещает ставить на один день предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку. Например, русский язык, математику, историю.

Физкультура

Не допускайте, чтобы в расписании после физической культуры стояли уроки с письменными заданиями и контрольными работами. Физкультура должна быть одним из последних уроков.

Оценка удобства расписания для учителей, учеников и их родителей

Заместитель директора по УВР после того, как расписание проверили на ошибки, проанализирует, насколько оно удобно для каждого учителя. Если он выявит проблемы, которые не удастся решить и не нарушить при этом СанПиН, можно обсудить их с педагогами. Это позволит предупредить конфликтные ситуации и решить, что учтете и поменяете в следующем полугодии.

Проект расписания можно рассмотреть и вместе с активными родителями. Так вы дадите им возможность высказать свои пожелания о том, как распределить уроки, кружки, секции. Для этого родителей можно пригласить на собрание до начала учебного года либо провести опрос или анкетирование.

Если какие-либо пожелания родителей учесть не получится, вы сможете подготовить аргументы, чтобы убедить их, почему надо оставить расписание без изменений.

Смотрите чат экспертов, которые подскажут, какие аргументы использовать, если учителя или родители пришли ругаться к вам из-за расписания.

 ! На заметку !

Как установить ступенчатый режим в расписании первого класса

Чтобы первоклассники постепенно привыкли к школе, поручите установить для них ступенчатый режим занятий. Это позволит им быстро адаптироваться к школьной среде. Главный принцип ступенчатого режима заключается в том, чтобы последовательно увеличивать продолжительность уроков и их количество по месяцам.

  • Чтобы организовать ступенчатый режим, проводите:
  • – в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый;
  • – ноябре, декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый;
  • – январе – мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый.

Публикация

Поручите ответственному работнику вывесить расписание не только на стенде школы. Пусть он разместит его и на сайте, тогда классные руководители смогут выслать родителям ссылки на его электронную версию

Источник-e.rukobr.ru

Вторая смена в школе: как адаптироваться ученикам и родителям

Многим родителям важно правильно организовать процесс обучения детей в школе. В крупных городах (где ритм жизни гораздо быстрее) в школах иногда устанавливаются вторые смены, которые могут быть не совсем удобны как для родителей, так и для их маленьких сокровищ.

У многих людей возникает вполне резонный вопрос – насколько законна вторая смена в школе?

Почему еще действуют вторые смены?

Обучение во вторую смену в Советском Союзе было понятным и приемлемым явлением. Преобразования в современной образовательной системе коснулись этого формата обучения, но сам он не иссяк. К тому же в последние годы формат обучения в 2 смены стал употребляться даже чаще чем раньше.

Согласно докладу правительства РФ, о реализации государственной политики в сфере образования, количество школьников, обучающихся во вторую смену, выросло с 1,9 млн. в 2018 году до 2,5 млн. в 2020 году. Так, число обучающихся в одну смену составило 13,9 млн. человек, во вторую – 2,5 млн. человек. Еще 18,1 тысячи детей учатся в третью смену.

В 2021 году сохраняется тенденция роста количества обучающихся в общеобразовательных организациях.

Некоторые школы закрылись и, как результат, увеличились нагрузки на оставшиеся учебные заведения. Сейчас во многих учреждениях наблюдается нарастающий дефицит мест. Образовательные учреждения решают проблему распределения потока обучающихся, организовывая учебный процесс в 2 смены.

Преимущества и недостатки обучения во вторую смену

Начнем с позитивных моментов. Плюсы такого режима обучения:

  1. Возможность полноценно выспаться. Ранние подъемы для некоторых школьников и их родителей являются настоящей проблемой. Необходимость вставать в 7:00, а то и раньше, негативно сказывается на состоянии нервной системы, ведь порой так хочется нормально отдохнуть. Если ребенок по биологическому ритму является “совой”, то для него это хорошо, так как пик работоспособности у него приходится на вторую половину дня. Если же “жаворонком”, то учеба во вторую смену для него будет со знаком минус, так как жаворонки встают рано и активными бывают тоже с утра, а после обеда становятся вялыми и сонливыми.
  2. Ребенок входит в рабочий ритм. Ученик, особенно на первых уроках, может еще не проснуться и допустить ряд несвойственных ему ошибок. Обучаясь во вторую смену, школьник получает достаточно времени, чтобы взбодриться и привести себя в тонус. Особенно это ощущается зимой.
  3. Улучшаются навыки самоорганизации, ученики реже опаздывают и забывают. Опоздания на первые уроки являются существенной проблемой первой смены. Они чаще всего возникают из-за отключенного будильника, спешки в сборе школьных принадлежностей и удаленности школы от дома. Во время обучения во 2 смену школьник может выделить больше времени на сборы, эффективнее собирать портфель без помощи родителей и приходить на занятия на полчаса раньше.
  4. Учащиеся меньше болеют, появляется свобода в школьном пространстве. Большинство детей учатся в первую смену, что может приводить к толчее в буфете, раздевалках и коридорах. Ученикам второй смены отведено всё пространство школы. Снижается риск внезапных травм от пробежавших мимо школьников, да и снижается риск заражения на фоне эпидемии COVID-19.
  5. Домашние задания по утрам. Как известно, работоспособность заметно выше именно с утра. Накопившаяся за день усталость не позволяет заниматься эффективно, а с утра выполнение уроков проходит на свежую голову.
Читайте также:  Возмещение при ущербе багажа

Родители, чьи дети обучались во вторую смену, наверняка оценят все плюсы такой учебы и преимущества такого режима. Однако это не значит, что нужно игнорировать и возникающие неудобства. Тем более что на их фоне вышеприведённые плюсы считаются не столь и важными.

Смена формы обучения в середине учебного года в младших классах

Основные минусы обучения во 2 смену:

  1. Неудобство для родителей. Работающие отец с матерью могут отвозить ребенка в школу по дороге на работу, а после работы (или продлёнки) забирать их домой.
  2. Привычный распорядок дня нарушается при переходе на обучение во вторую смену. Теперь ребенку нужно делать важные вещи самому: не проспать время пробуждения, разогреть еду и позавтракать, заставить себя сделать уроки (не отвлекаясь на игры или интернет), собраться в школу.
  3. Стресс для детей. Временной переход не всегда приятен для школьников. Приходится ломать сложившиеся биоритмы, изменять время засыпания и подъема.
  4. Дополнительное образование. Часто родители записывают детей на 2-3 кружка и дети получают не по годам загруженное расписание дня. Спортивные секции, музыкальные кружки, школы изобразительного искусства и прочие прикладные занятия для детей сейчас невероятно востребованы.

    Проблема заключается в том, что чаще всего время дополнительных занятий приходится на вторую половину дня, а переход на новый график учебы может вызвать проблемы совместимости основного и дополнительного образования.

    Логично, что занятия в группах не будут подстраивать под конкретного ученика. Выходы из ситуации: перевод ребенка в другую школу (с обучением в 1 смену), отказ от секций или подбор аналогичных занятий с подходящим графиком.

  5. Дефицит контроля. Большинство родителей, как правило, работают в первой половине дня. Поэтому с уходом на работу утром, они оставляют ребенка самому себе. И если для ученика старших классов это не является проблемой, то для школьников начальных классов это может стать серьёзной проблемой. Нужно поесть, убрать постель, выгулять питомца, сделать домашнюю работу. А если с домашкой возникнут проблемы и понадобится помощь родителей, предоставить её они смогут только по телефону. Школьникам свойственно что-то забывать и он банально может забыть выключить какой-то бытовой прибор или закрыть дверь.
  6. Отсутствие свободного времени вечером на отдых и внешкольные планы. У школьников нет возможности сходить днем в музей, кино, на концерт или прогулки с друзьями.

    Учеба с минимальным временем на отдых вкупе с отсутствием новых впечатлений может быстро привести к перегрузке, а там и до проблем с успеваемостью недалеко.

  7. Трудности выполнения домашних занятий. Делая уроки вечером (после второй смены), школьник сильно утомлен, поэтому качество выполнения домашки может быть не самым лучшим. А если переносить домашние задания на утро, то качество будет лучше, но будет иметь место и психологическое давление, а именно боязнь не успеть выполнить работу к началу уроков, если что-то пойдет не по плану. Кажется, что времени до занятий и после еще много, а на деле сложно всё успеть сделать вовремя.
  8. Сокращается выбор дополнительных занятий, кружков и секций. Сейчас трудно отыскать ребенка, который ничем не занимается, помимо учебы. Спорт, музыкальные хобби, танцы, кружки по программированию. Многие записаны на несколько секций, а режим дня буквально расписан по минутам. Нередко бывает так, что к моменту, когда класс переводится во вторую смену, у ребенка уже проявляются первые успехи в какой-либо смежной области.

    Время дополнительных уроков нередко приходится на вторую половину дня, и переход на новый режим в школе может испортить планы. Если кружки переносятся на первую половину дня, после них уже не остаётся сил на школьные занятия, начинающиеся во второй половине дня.

  9. Поздняя дорога домой. Особенно это актуально зимой, когда темнеет рано. Младшеклассника нужно отводить на занятия самостоятельно, а для этого нужно постоянно отпрашиваться с работы или просить об этом знакомых. У родителей не всегда есть возможность забрать школьника домой до темноты. Хорошо, когда помочь могут родственники или старшие соседские дети.

Советы родителям как составить режим дня

Если ребенку предстоит послеобеденная учеба в школе, для многих родителей это становится настоящей проблемой, ведь теперь вся семья вынуждена перестроиться на новый режим дня.

Распорядок дня необходимо составить так, чтобы были выделены главные дела, которые важно выполнить. Например, сделать уроки, выгулять домашнего питомца вечером, подготовить одежду к следующему учебному дню и т. д. При составлении режима дня во время обучения во вторую смену стоит выделить следующие приоритетные пункты:

  1. Полноценный отдых и сон.
  2. Здоровое питание.
  3. Время на учебу в школе и дома.
  4. Время нахождения на свежем воздухе.
Примерный режим дня
Занятие Время
Пробуждение Примерно в 7:00 утра. Зависит от биологического ритма ребенка.
Заправка постели, зарядка, гигиенические процедуры 7:10 – 7:30
Завтрак 7:30 – 8:00
Выполнение домашнего задания 8:00 – 11:00
Прогулка на свежем воздухе, свободное время 11:00 – 12:00
Обед 12:00 – 12:30
Дорога в школу 12:30 – 13:00
Примерное начало занятий в школе 13:00
Примерное окончание занятий в школе 19:00
Дорога домой из школы 19:00 – 19:30
Ужин 20:00 – 20:30
Подготовка одежды (обуви) к школе, свободное время 20:30 – 22:00
Сон 22:00

Примечание. Начало второй смены в разных школах может отличаться. Оно определяется школьным расписанием и, как правило, начинается в 13:00 – 13:30.

Санитарно-эпидемиологическими нормами не установлено конкретное расписание при обучении во вторую смену. Но объем нагрузки не должен превышать следующие значения.

Смена формы обучения в середине учебного года в младших классах

С точностью предугадать начало второй смены в школе невозможно. Можно лишь ориентироваться по примерному расписанию звонков.

Примерное расписание звонков при обучении в 1 и 2 смену
1 смена 2 смена
1 урок 08:00 – 08:45 13:00 – 13:45
2 урок 08:55 – 09:40 13:55 – 14:40
3 урок 10:00 – 10:45 15:00 – 15:45
4 урок 11:05 – 11:50 16:05 – 16:50
5 урок 12:00 – 12:45 17:00 – 17:45
6 урок 12:55 – 13:40 17:55 – 18:40
7 урок 13:50 – 14:35

Согласно новым требованиям Роспотребнадзора от 01.01.2021 вторая смена в школах должна завершаться не позднее 19:00.

Правовое регулирование

Переход на семейное образование в середине года: смена школы в середине учебного года

Перевод ребёнка в другую школу в середине года не всегда возможен, к тому же это большой стресс. Если речь идёт о буллинге или плохой успеваемости, к сожалению, новая школа может не исправить, а усугубить положение. Альтернативой может стать семейное образование. 

Семейное образование (СО) — это форма обучения, при которой общеобразовательная программа изучается ребёнком вне школы

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», любой ребёнок имеет право получать образование как в школе, так и вне её. При этом родители могут обучать ребёнка самостоятельно либо прибегнуть к помощи репетиторов и онлайн-школ.

Читайте также:  Открытие учебного центра

Основные причины для перехода на семейное образование:

  • Профессиональные занятия спортом, искусством. Если ребёнок занимается, например, хоккеем и собирается сделать спортивную карьеру, то совмещать тренировки со школьными занятиями от класса к классу становится сложно. То же самое относится к юным музыкантам и танцорам.
  • Выдающиеся способности. Дети, которые усваивают материал быстрее сверстников, как правило, хотят быстрее продвигаться вперёд и не ждать остальной класс.
  • Особенности здоровья.Бывает, что обучение в обычной школе становится невозможным или труднодоступным из-за состояния здоровья ребёнка.
  • Неприятие школы. У школьника могут не сложиться отношения с коллективом, он может быть подвергнут травле или просто чувствовать себя неуютно в той социальной среде.
  • Частые переезды. Если работа одного или обоих родителей связана с разъездами, то школу приходится менять по несколько раз в год, а это всегда  стресс.

Согласно законодательству, перейти на семейное образование можно в любое время года. Для этого достаточно сделать нескольких простых шагов. Перевести ребёнка на семейное обучение в середине года несложно, но это может вызвать ряд трудностей.  

Смена формы обучения в середине учебного года в младших классах

Трудности перехода на семейное обучение в середине года 

При переходе на семейное обучение в середине года приходится в короткие сроки искать альтернативу школьному образованию. Трёх длинных летних месяцев на раздумья и подбор нужного варианта нет, решение нужно принимать быстро.

Возможны три способа  дальнейшего обучения ребёнка:

  1. Самостоятельное. Для этого родители должны обладать хорошим багажом знаний, а главное — достаточным количеством времени и энергии. 
  2. Занятия с репетитором. С одной стороны, ребёнку будет уделяться больше внимания, чем в обычном классе. С другой — поиски хорошего репетитора займут то самое драгоценное время, которое никак нельзя упускать в середине года. Кроме того, услуги хорошего специалиста стоят дорого: нанять репетиторов для школьника по всем основным предметам стоит довольно дорого.
  3. Экстернат или онлайн-школа. Такой вариант предлагает «Домашняя школа Фоксфорда». Обучение происходит из дома, по интернету. Можно совмещать учёбу со спортивной или музыкальной карьерой, кружками, путешествиями или лечебными процедурами. 

Чтобы в середине учебного года вы могли понять, подходит ли вам этот формат и стоит ли переходить на формат домашнего обучения, «Домашняя школа Фоксфорда» предоставляет пробный период использования своей образовательной платформой. В течение трёхдневного демодоступа вы вместе с ребёнком можете оценить, подходит ли вам этот вариант, и принять окончательное решение.

«Узнали про онлайн-школу “Фоксфорд”, пообщалась с людьми, которые отдали туда своих детей, и самим “Фоксфордом”. Попросили посмотреть примеры записей и материалов уроков за седьмой класс, и нам бесплатно (!) дали доступ. По всем предметам и без всяких обязательств заключить потом с ними договор», — рассказывает Анна Воронкова, мама Егора, ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда». 

Рассмотрим и другие проблемы, возникающие из-за перехода на семейное обучение и смены школы в середине года.

1. Нежелание школы отпускать ученика

Часто школа не хочет отпускать ученика, который собрался поменять форму обучения, так как это может «испортить статистику». Вполне возможно, что заявив о желании перейти на семейное обучение, да ещё и в середине года сменить школу, вы услышите возгласы «Одумайтесь!».

Решение

Приходите общаться насчёт перехода ребёнка на семейное обучение в середине года уже после того, как решение принято. Не конфликтуйте и не раздражайтесь, ведь если вы собираетесь проходить аттестации в этой школе, то испорченные отношения с учителями и администрацией вам ни к чему.

Мнение 

«Больное место — это общение со школой, где проходит аттестация. В нашем случае к нам нет негатива, на нас просто особо не обращают внимание. Мне приходится все аттестационные контрольные и оценки выбивать просто с боем», — рассказывает Ксения Ярыш, мама двух учеников домашней онлайн-школы «Фоксфорда».

Начиная со следующего учебного года вы можете прикрепиться для прохождения аттестаций к одной из партнёрских школ «Экстерната Фоксфорда», где к дистанционному учебному процессу относятся с пониманием.  

2. Отставание по программе 

Иногда именно отставание ребёнка по школьной программе становится причиной решения о переходе в другую школу или на семейное образование в середине года. При этом пробелы и пропущенные темы по тем или иным предметам придётся срочно навёрстывать, чтобы не получился «эффект домино», когда непонятый или невыученный старый материал мешает учить и понимать новый. 

Решение

Переход на семейное образование в середине года позволит вам выстроить план и устранить пробелы. За счёт отсутствия ненужных факультативов и экономии времени на дорогу до школы вы сможете больше времени посвящать непосредственно учёбе.

В «Домашней школе Фоксфорда», например, можно просмотреть все предыдущие занятия с начала учебного года в записи.

Помощником ребёнку станет наставник, который поможет сориентироваться в программе, подскажет, какие предметы больше всего нуждаются в том, чтобы их подтянуть, и проследит за ходом адаптации к новому формату обучения.

Мнение

«Кстати, о наставниках. Это студенты ведущих вузов, которые сами недавно поступали в институты и говорят на одном языке с подростками.

В их задачи входит отслеживать успеваемость ученика, общаться с родителями и учениками, мотивировать последних на учёбу. Так что контроля здесь намного больше, чем в обычной школе.

Всегда можно посмотреть, какую ошибку сделал ребёнок, в какой домашней работе. Всё прозрачно», — рассказывает Анна Воронкова. 

3. Трудности с планированием дня

В обычной школе жёсткий график. Нужно вставать и ложиться в фиксированное время, планировать определённое время под кружки, обеды и ужины, отдых, домашние задания.

В онлайн-школе исчезает необходимость в столь жёстком планировании: вставать можно позже, занятия — смотреть даже в записи, освобождается ребёнок гораздо раньше.

Но по-прежнему важно, чтобы ребёнок излишне не расслабился и сохранил полезный для здоровья и продуктивной деятельности режим. 

Решение 

Помогите школьнику научиться планировать свой день и придерживаться этого плана. Объясните ему, что умение планировать свою жизнь  —  бесценный навык, помогающий добиваться всех поставленных целей. Выберите удобные инструменты планирования: ежедневник, приложение. Следите, чтобы ребёнок ложился и вставал примерно в одно и то же время. 

Мнение

«То, что занятия начинаются в 10:00 или 12:00, не значит, что можно ложиться спать под утро. Нет ничего хуже, чем оказаться на уроке невыспавшимся.  Недостаток сна приводит к ухудшению памяти и внимания. Это доказанный наукой факт. Спите 7-8 часов, чтобы нормально воспринимать материал», — советует выпускница «Экстерната Фоксфорда» Варвара Королёва.

4. Снижение объёма общения

Если ребёнок переводится из школы на семейное образование в середине года, первое время он может чувствовать себя одиноко — особенно если он экстраверт и в школе у него было много друзей. 

Решение

С переходом на СО количество времени на общение с друзьями у ребёнка только увеличится. Ведь школа — не единственное место, где дети общаются.

Внеучебные мероприятия и встречи учеников «Экстерната Фоксфорда» помогут расширить круг знакомств.

Кроме того, с началом учёбы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» у ребёнка появится наставник, который всегда готов послушать хоумскулера и рассказать что-то интересное. 

Мнение

«Переходя на домашнее обучение, я боялась, что мне не будет хватать общения. Но оказалось, что большинство моих друзей находятся вне школы. Я не перестала общаться, а, наоборот, стала общаться со своими друзьями чаще, так как появилось больше свободного времени», — говорит Александра Васильева, ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда».

5. Низкая мотивация к учёбе

Порой обучение в обычной школе приводит к потере учебной мотивации, и для  её восстановления на СО требуется время и внимание. Именно это зачастую становится причиной перехода на семейное обучение. При переходе в середине года этого времени мало, что не может не волновать родителей. 

Решение

Смена сфер деятельности учебного процесса при обучении учащихся в начальной школе

У детей рано складывается “картина мира”. При
всем своем не совершенстве она имеет важное
преимущество — целостность. С приходом в школу
эта целостность разрушается из-за границ между
предметами. В результате, знания приобретенные
детьми, мало связанны между собой. Знания — это
единое, взаимосвязанное, целое — такими они
должны предстать перед учащимися.

Читайте также:  Должны ли преподаватели школы отрабатывать праздничные дни

Это и привело меня к необходимости существенно
пересмотреть задачи и методы обучения младших
школьников.

Я являюсь автором методики. Смена сферы
деятельности учебного процесса в школе 1 ступени
способствующей здоровье сберегающему и здоровье
развивающему обучению, отсутствию перегрузки
учащихся.

Этот курс объединяет несколько учебных
предметов вокруг определенной стержневой темы
или главных понятий.

Вместо урока основной организационной
единицей становится учебный день, что создает
возможность более глубокого погружения в тему.

Правильная, своевременная замена одного вида
деятельности учащихся другим, расчлененность
блока на фрагменты способствует снятию
перенапряжения, нервных перегрузок учащихся.

Все
элементы и этапы урока являются гармоничной
картиной, представляющей собой нечто целое,
имеющее идею, смысл, назначение. Исходная
проблема не теряется из поля зрения учащихся,
наоборот расширяется и углубляется. Как
результат, у учащихся развит современный научный
стиль мышления.

Учащиеся сравнивают, строят
умозаключения, осмысливают изучаемое в
разносторонней сфере представлений и понятий.
Объединение материала в крупные блоки приводит к
новой организационной структуре учебного
процесса. Поэтому чрезвычайно важно определить
главную цель учебного дня.

Особенностью методики является:

  • Предельная четкость, комплексность, учебного материала;
  • Логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала на каждом этапе урока;
  • Большая информативная емкость материала используемого на уроке
  • Важной особенностью методики является то, что
    обучение ориентированно на каждого конкретно
    ученика, на раскрытие индивидуальности каждого
    ребенка.
  • При планировании требуется тщательное
    определение оптимальной нагрузки различными
    видами деятельности учащихся на уроке.

Эти уроки ведутся в форме дискуссии, каждый
фрагмент урока — это поисковая комплексная
деятельность. Дети рассуждают и отвечают сидя, не
вставая с места и не поднимая руки, и все кто
желает (и те которые не желают). Учащиеся могут не
согласится не только с мнением товарищей, но и
мнением учителя. Им предоставляю право
отстаивать и аргументировать свою точку зрения.

Возможны ошибочные суждения, поэтому важно чтобы
дети не боялись допустить ошибки. (дети
раскомплексованы, активность на уроке
поощряется.) Знания учащегося получают только
на уроке! В классе добрые, доверительные
отношения учителя и учащихся и между самими
учащимися. Домашние задания составляют
минимальную часть учебного дня. Каждый ребенок в
классе обучается успешно.

Такой блок исключительно логичен, так как здесь
логика заключается в идее достижения цели —
развития личностных качеств ребенка. За
последние три года, работа по данной методике
привела к снижению пропусков уроков по болезни
на 15%, обострение хронических заболеваний на 12%.

Содержательные и целенаправленные блоки
вносят в привычную структуру школьного обучения
новизну и оригинальность.

Методика имеет определенные
преимущества для учащихся:

  • Повышает мотивацию, формирует познавательный интерес.
  • Способствует формированию целостной научной картины мира.
  • Позволяет систематизировать знания.
  • Способствует развитию устной и письменной речи.
  • Способствует развитию, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.

Содержательные и целенаправленные блоки
имеют определенные преимущества для учителя:

  • Учитель может тут же, своевременно, не откладывая, полностью проверить каждого ученика по новой теме (время — учебный день).
  • Можно добиться от каждого ученика правильного и полного понимания текущего (изучаемого) и тем более уже пройденного материала (время — учебный день).
  • Можно удовлетворить повышенный интерес учащихся.
  • Способствует увеличению темпа выполняемых заданий, позволяет вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте.
  • Учитель может по содержанию всего материала воспитывать и развивать личность каждого ребенка.
  • Отбор и структурирования содержание блоков создает условия для того, чтобы к концу начального обучения знаний, а сознательно оперировали связями между ними.
  • Эта методика способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока, сохранить (восстановить) здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Смена сфер деятельности учебного
процесса при обучении учащихся в начальной школе

У детей рано складывается “картина мира”. При
всем своем несовершенстве она имеет важное
преимущество- целостность. С приходом в школу эта
целостность разрушается из-за границ между
предметами. В результате, знания приобретенные
детьми, мало связанны между собой. Знания- это
единое, взаимосвязанное, целое- такими они должны
предстать перед учащимися.

Что может учитель на уроке? Квалифицированно
изложить каждую новую тему, дать необходимые
объяснения, использовать технические и
наглядные средства, ответить на вопросы
учащихся. Вот, пожалуй и все его объективные
возможности.

Наблюдая это, я задумалась, каким образом
облегчить усвоение материала учащимися, снять
нагрузку, раскомплексовать их, усилить
воспитательные моменты во время уроков. В итоге
пришла к выводу, что необходимо изменить
структуру уроков, по своему построить процесс
обучения в начальной школе, особенно в классах со
слабым подбором учащихся по уровню знаний.

Разработанная мною методика отличается от
обычных уроков.

Особенностью методики является;

  • предельная четкость, комплектность, сжатость учебного материала
  • логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала на каждом этапе урока
  • большая информативная емкость учебного материала используемого на уроке

В процессе урока объединяются блоки
трех-четырех различных предметов вокруг
определенной стержневой темы или главных
понятий.

Вместо урока основой организационной единицей
становится учебный день, что создает возможность
более глубокого погружения в тему. Исходная
проблема не теряется из поля зрения учащихся,
наоборот расширяется, углубляется.

Как результат
у учащихся развит современный научный стиль
мышления. Все элементы и этапы урока являются
гармоничной картиной, представляющей собой
нечто целое, имеющее идею, смысл, назначение.

Учащиеся сравнивают, строят умозаключения,
осмысливают изучаемое в разносторонней сфере
представлений и понятий.

Объединения материала в крупные блоки приводит
к новой организационной структуре учебного
процесса.

Поэтому чрезвычайно важно правильно
определить главную цель учебного дня.

Такой блок исключительно логичен, т.к. здесь
логика заключается в идее достижения цели-
развитии личностных качеств ребенка.

Методика имеет определенные
преимущества для учащихся:

  • повышает мотивацию, формирует познавательный интерес.
  • способствует формированию целостной научной картины мира.
  • позволяет систематизировать знания.
  • способствует развитию устной и письменной речи.
  • способствует развитию, эстетичного восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.

Содержательные и целенаправленные блоки
имеют определенные преимущества для учителя:

  • учитель может тут же, своевременно, не откладывая, полностью проверить каждого ученика по новой теме (время — учебный день).
  • может добиться от каждого ученика правильного и полного понимания текущего (изучаемого) и тем более уже пройденного материала (время -учебный день).
  • может удовлетворить повышенные интересы учащихся.
  • способствует увеличению темпа выполняемых заданий, позволяет вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте.
  • учитель может по содержанию всего материала воспитывать и развивать личность каждого ребенка.
  • отбор и структурирования содержание блоков создает условия для того, чтобы к концу начального обучения дети владели бы не суммой знаний, а сознательно оперировали связями между ними.
  • эта методика способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости учащихся счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока, сохранить (восстановить) здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

При планировании требуется тщательное
определение оптимальной нагрузки различными
видами деятельности учащихся на уроке. На этих
уроках учащиеся не поднимают руки, отвечают не
вставая с места и все кто желает.

Каждый ребенок
свободно общается с учителем, имеет собственную
точку зрения и если нужно отстаивает ее. Широко
используется хоровое обучение, особенно на
первом году обучения. Знания учащиеся получают
только на уроке.

Каждый ребенок в классе
обучается успешно.

За последние три года работа по данной методике
привела к снижению пропусков уроков по болезни
на 15%, обострение хронических заболеваний
снизилось на 12 %.

Содержательные и целенаправленные блоки
вносят в привычную структуру школьного обучения
новизну и оригинальность.

17.01.2008