Приводим участки в порядок с 2014 года
c 9-00 до 20-00без выходных
Компания «МДК» выполняет расчистку участков в Московской области. Подготовим загородный участок к продаже или дальнейшему обустройству и строительству.
Покосим и уберём траву, вырубим кустарник и мелколесье, спилим деревья. С использованием специальной техники произведём выкорчёвывание пней, вывезем мусор.
Результатом нашей работы будет спланированная площадка без лишней растительности.
ЗАКАЗАТЬ РАСЧЕТ СТОИМОСТИ РАБОТ
Понятная цена, которая фиксируется перед началом работ и больше не изменяется. Выберите один из предложенных тарифов.
Покос травы и спил деревьев/кустарников:от 3900 руб. за соткуПокос, спил, корчёвка пней:от 6400 руб. за соткуОписание участка:
— имеется трава, кустарники, мелколесье (деревья с диаметром ствола до 10 см).
Покос травы и спил деревьев/кустарников:от 4400 руб. за соткуПокос, спил, корчёвка пней:
от 7400 руб. за сотку
Описание участка:
— имеется трава, кустарники, деревья с диаметром ствола менее 20 см.
Покос травы и спил деревьев/кустарников:от 5400 руб. за соткуПокос, спил, корчёвка пней:от 8400 руб. за соткуОписание участка:
— имеется трава, кустарники, деревья с диаметром ствола 20-25 см.
Расчистка участка 12 соток по адресу Московская область, поселок Тучково.Виды работ: покос бурьяна, спил деревьев с корчеванием и вывозом, дробление веток в щепу.Цена работ: — 58000 руб. спил деревьев и кустарников, подготовка к погрузке, загрузка веток в мусорный контейнер, ручная уборка участка,- 18000 аренда экскаватора.
Итого стоимость расчистки участка под ключ: 76000 рублей.
При расчистке участка будут выполнены следующие виды работ:
Покос травы бензокосой, уборка граблями, погрузка в мусорный контейнер либо компостную кучу.
Вырубка кустарников с уборкой.
Спил деревьев, погрузка вместе с ветками в контейнер.
Корчёвка пней, планирование участка трактором.
Вывоз контейнером (оплачивается отдельно).
Для работ по расчистке участков нами разработана технологическая карта, которая стандартизирует операции и помогает клиентам контролировать ход выполнения работ.
Ответьте на 4 вопроса. Мы вышлем цену работ по расчистке участка в СМС.
Пройдите опрос и узнайте цену расчистки участка
Заполните Ваши данные, мы отправим СМС с расчётом на указанный номер телефона
Бесплатные дополнительные работы при заказе любого тарифа, при любой площади участка
Разравнивание участка после корчевания. Выравнивание поверхности в одной плоскости.
Покос высокой травы с толстыми стеблями требует высоких физических усилий. Также необходимо специальное оборудование (диск для бензокосы).
Распилим бензопилой и сложим, где скажете.
Без доплат за выезд бригады, ГСМ и расходные материалы.
В стоимость работ включена погрузка мусора в контейнер. Доставка и вывоз контейнера оплачивается отдельно.
от 8 000 руб.
Контейнер 8 кубических метров
от 25 000 руб.
Контейнер 27 кубических метров
Новости, статьи и отчёты по выполненным работам
Рекомендуем дополнительно заказать:
После покоса и расчистки участка рекомендуем провести санитарную обработку от клещей, которые обитают в траве и на деревьях. Уничтожение насекомых сразу после работ по уборке — самый эффективный вариант.
Цена: от 5 руб./кв. метр
Для удобства подъезда к участку или придания ему товарного вида перед продажей, Вы можете заказать работы по устройству подъездной дороги или площадки для автомобиля из щебня.
Цена за кв. метр: от 350 руб. (песок), от 540 руб. (щебень), от 580 руб. (ПГС)
Выполним на участке устройство скважины под ключ. Сразу после завершения работ Вы сможете пользоваться собственной чистой водой.
Цена: от 2550 руб./метр
В этом разделе мы отвечаем на наиболее частые вопросы.
Как самому посчитать стоимость расчистки участка?
Стоимость расчистки участка зависит только от фактического объёма работ. Цена за работу определяется по формуле «выбранный тариф * площадь участка». Подробнее о тарифах написано здесь. Также есть возможность заказать дополнительные работы, точную цену которых Вам рассчитает менеджер.
Мы рассчитываем стоимость работ на основании трёх тарифов — «Минимальный», «Стандарт» и «Стандарт+». Основное отличие которых — диаметр ствола деревьев, которые требуется спилить. Если на участке необходимо скосить и убрать траву, а также спилить кустарники и небольшие деревья (до 10 см диаметром) — это тариф «Минимальный». В тарифы «Стандарт» и «Стандарт+» заложена стоимость работ по спилу деревьев с диаметром ствола 10-20 см и 20-25 см соответственно. Состав работ в тарифах не отличается.
Также при заказе любого тарифа доступны все наши бонусы.
В каком порядке выполняются работы?
После расчета окончательной цены, мы выезжаем в назначенное время на участок. К этому времени доставляется и устанавливается контейнер. Если вывоз мусора контейнером не заказан — трава и ветки складируются по желанию клиента.Обычно работы выполняются бригадой из 2-3 человек.Расчистка участка начинается с покоса травы, которая убирается граблями. Затем производится спил деревьев и кустарников. Ветки деревьев отделяются от стволов, затем укладываются в контейнер. Сверху ветки прижимаются стволами.Если клиент заказал корчёвку корней, то после указанных выше работ, экскаватор с помощью ковша удаляет корни и грузит в контейнер.Завершающий этап работ — планировка участка. Экскаватор засыпает и разравнивает ямы от корней, убирает небольшие неровности.Ваш участок готов к строительству или продаже!
Срок выполнения работ — 1 день.
Какие инструменты и оборудование используете?
При выполнении работ наши сотрудники используют ручной инструмент — лопаты, грабли, топоры; бензоинструмент — триммеры и бензопилы. Также используется специальная техника — экскаваторы, самосвалы.
ЕСТЬ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ? С УДОВОЛЬСТВИЕМ ОТВЕТИМ
Расчистка участка от деревьев, мелколесья и кустарников многим представляется простой задачей, которую можно выполнить самостоятельно либо с привлечением низкоквалифицированной рабочей силы. На первый взгляд так и есть — покосить и сгрести траву, спилить деревья, разровнять участок — не сложные работы. Остаётся вывезти мусор — и готово.Но эти работы не сложные по отдельности. Когда требуется выполнить комплекс работ по благоустройству и получить в результате готовый объект, начинают появляться проблемы. Ниже мы приведем перечень сложностей, которые могут возникнуть при самостоятельной расчистке любых типов участков.
Во-первых, координация исполнителей и спецтехники полностью лежит на хозяине участка, он решает в какой последовательности выполнять работы и делает это не всегда правильно.
Требуется составить график работ — к какому времени вызывать экскаватор, когда заказывать мусорный контейнер. Делать это надо за несколько дней до начала работ.
Даже небольшие нарушения сроков могут привести к финансовым потерям из-за простоя техники.
Во-вторых, заказ спец. техники в незнакомых компаниях может привести к отмене заказа.
Может получиться такая ситуация, что привезли контейнер, приехали рабочие, а экскаватор не приехал.
В итоге имеем участок с пнями, для которых надо либо опять вызывать контейнер, либо продлевать заказанный.
В-третьих, если привлекать разных рабочих на отдельные виды работ, могут возникнуть следующие трудности:
— неудобства при погрузке мусора в контейнеры (неправильное складирование покошенной травы, веток, распиленных стволов); — неудобства при работе экскаватора;- неправильный распил деревьев, увеличивающий объём вывозимого мусора. Также есть отличия в расчистке дачного участка и участка под строительство дома. Главным критерием благоустройства дачного участка является эстетическая сторона. При подготовке строительной площадки для дальнейшего возведения дома необходимо соблюдать ряд требований СНиП.
Если Вы хотите избежать данных проблем, обращайтесь в компанию «МДК». Вам не придётся беспокоиться о ходе выполнения каждого этапа работ, мы примем участок, расчистим и вывезем мусор.
О НАС
Косим. Пилим. Убираем.
Мы начинали свою деятельность как небольшая бригада рабочих, выполняющих любые работы по благоустройству. Через некоторое время сосредоточились на оказании услуг по расчистке загородных участков.Сейчас у нас две бригады, каждая состоит из мастера и двух рабочих. В оснащение бригады входит ручной и бензоинструмент. Для сложных работ привлекается специальная техника. Также есть оборудование для акарицидной обработки.Наша компания расчищает любые земельные участки — дачные, ИЖС, сельхоз назначения для последующей продажи или под строительство. Перед началом работ всегда фиксируем цену и не меняем её.
Выполняем работы любой сложности аккуратно и ответственно.
Качественное и исправное оборудование — гарантия безопасности для себя и окружающих
Вас тут не росло
читать и обсуждать наши публикации в телеграме
читать и обсуждать в телеграме
Десятой части российских лесов юридически не существует. То есть леса есть, а нормальных законов нет. Огромный потенциал для ведения цикличного лесного хозяйства в России сжигается и бездумно рубится ежегодно. Чтобы россиянам дали наконец право выращивать лес на своей земле, мы запустили кампанию #ЗаСвойЛес.
В чём проблема
На малопродуктивных или вовсе не пригодных для ведения хозяйства землях сельхозназначения растут леса, но для них в нынешнем российском законодательстве просто не отведено места.
Часть этих лесов (до 40 миллионов гектаров) в советское время находилась под управлением колхозов и совхозов. На этих землях выращивали лес.
Сейчас это уже взрослые леса, которые ничем не отличаются от «законных», выросших на землях лесного фонда.
Но под видом расчистки под сельское хозяйство лес-нарушитель по закону можно вырубить без каких-либо ограничений (даже леса вдоль рек), а потом забросить без объяснений. А где обещанное сельское хозяйство, спросите вы? Нет его там.
Есть и другие леса на землях сельхозназначения — и их более 60 миллионов гектаров. Они самостоятельно выросли на неиспользуемых полях и лугах. Где-то это уже молодые сомкнутые леса 20-30-летнего возраста, где-то зарастание началось не так давно.
По нынешним нормам права такие леса выросли незаконно (самоволка!), и владельцы земли обязаны от них избавляться. Иначе — штраф от 20 до 700 тысяч рублей и изъятие земельного участка.
Собственника загоняют в угол — он должен либо отказаться от леса, либо от земли.
По данным Россельхознадзора, с 2016 года по всей стране вынесли более 20 тысяч постановлений о привлечении к административной ответственности за лес на сельхозке. Кроме оплаты штрафа, собственник обязан расчистить участок от леса. За невыполнение требований Россельхознадзора тоже предусмотрен крупный штраф.
Эта порочная система приводит к тому, что, вместо сохранения леса или организации лесного хозяйства на земле, для этого пригодной, собственники избавляются от леса. В том числе с помощью огня.
Пожары на сельхозземлях не входят в статистику лесных пожаров, хотя происходят ежегодно и по всей стране.
И огонь редко останавливается на границах сельскохозяйственного участка, следом загораются «официальные» леса, торфяники и населённые пункты.
Чего мы хотим
Российское отделение Greenpeace добивается того, чтобы вместо штрафов и угроз людям дали возможность выращивать лес на своей земле. Чтобы собственники сельхозземель всё-таки были собственниками в полной мере и имели право выбирать, что именно выращивать и как вести хозяйство. Как в Эстонии, например.
Частное лесное хозяйство в Эстонии.
Почти 90% лесов России растут на землях лесного фонда и потому могут находиться только в федеральной собственности.
Этими лесами ведают региональные власти, однако контроль за исполнением работ, распределение бюджетов и принятие законов ведётся «сверху».
Обычные люди могут бесплатно и свободно по этим лесам гулять, собирать для себя грибы, ягоды и валежник. Также можно брать лесные участки в аренду на срок до 49 лет под разнообразные цели.
А вот земли сельскохозяйственного назначения и растущие на них леса могут находиться и в частной (физические и юридические лица), и в муниципальной собственности (района, сельского поселения или городского округа), а также в собственности регионов или Российской Федерации.
И мы хотим, чтобы всё это многообразие форм собственности сохранилось. Чтобы леса на сельхозземлях получили законный статус без изъятия земли у собственника.
Чтобы органы законодательной власти прислушались к гражданам и приняли чёткие и понятные правила, как собственники участков могут распоряжаться лесом, кто отвечает за его охрану и тушение пожаров.
Как лесное фермерство поможет всем
По данным Минсельхоза из 383,2 миллиона гектаров земель сельскохозяйственного назначения 255,5 миллиона гектаров находятся в государственной и муниципальной собственности, в частной — 127,8 миллиона гектаров (108,5 миллиона принадлежит физическим лицам).
Неиспользуемые сельхозземли — реальная возможность для развития в нашей стране частного разведения леса (или лесного фермерства), а также местного управления лесами на уровне сельского поселения или города (лесного местного самоуправления). Такое распределение ответственности и права на леса позволит сохранить дикие и более цивилизованно использовать освоенные лесные ресурсы страны. А именно:
Сократит количество пожаров. Вместо огневой расчистки земли от леса под страхом штрафов и изъятия земли у владельца появится мотив сохранять свою собственность от пожаров.
Уменьшит и со временем остановит вырубку диких лесов. Потребности людей в древесине будут удовлетворены за счёт лесов, специально выращенных на наиболее подходящих для этого освоенных землях. Это не произойдёт сразу, но делать реальные шаги к тому, чтобы наша страна наконец перешла от бесхозяйственной добычи древесины к цивилизованному лесному хозяйству, нужно уже сейчас.
Даст новые рабочие места и повысит уровень жизни людей. В первую очередь, в сельской местности. Например, в Нечернозёмной зоне, где вернуть бОльшую часть неиспользуемых и зарастающих лесом земель в сельхозоборот уже невозможно в силу природных и экономических причин, и где леса являются одним из немногих возможных ресурсов для развития.
Что сейчас говорит закон
На пути лесного фермерства стоит 78 статья Земельного кодекса. Она запрещает выращивание леса на земле сельскохозяйственного назначения. Исключение сделано только для защитных лесных насаждений: лесных полос, охраняющих поля, и посадок, сдерживающих овраги.
Но надежда есть. Благодаря поддержке неравнодушных граждан 1 июля 2019 года в Лесном кодексе появилась новая 123 статья.
В ней прописано, что леса всё-таки могут расти на землях сельскохозяйственного назначения, но использовать их можно только по целевому назначению.
Что это за назначение такое? Увы, официально нет этого назначения у сельхозземель, оно никак не прописано в Земельном кодексе.
Чтобы новая норма всё-таки начала работать, необходимо утвердить правила пользования лесами на сельхозземлях и их охраны от пожаров. Эти правила могут способствовать развитию частного лесного хозяйства в нашей стране.
Или заблокировать его. «Особенности использования лесов на сельхозземле» находятся на рассмотрении, хотя 123 статье уже стукнуло три месяца. И пока не внесут необходимые изменения в Земельный кодекс, работать правила не будут.
Как и сама 123-я статья.
Что нужно изменить
- 78 статью Земельного кодекса пора доработать. Выращивание леса необходимо внести в перечень разрешённой деятельности на земле сельскохозяйственного назначения.
- «Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» важно обсуждать публично и открыто.
Нужны чёткие и понятные рамочные правила, как собственники могут обращаться с лесами на сельхозземле, каким образом осуществляется охрана этих лесов от пожаров, незаконных вырубок.
В лесах на сельхозке необходима гибкость и грамотное управление, поэтому переносить все нормы провального Лесного кодекса 2006 года на сельхозземли нельзя. Внимание при этом всё же стоит уделить лесам в водоохранных зонах, вблизи населённых пунктов и на эрозионных участках.
- Остановить бессмысленные штрафы за зарастание участков и требования «расчистить землю». Данная практика не приносит ничего кроме вреда и содержит в себе мощный коррупционный фактор.
- Предусмотреть поддержку собственников и муниципалитетов, занимающихся выращиванием лесов в рамках национального проекта «Экология», госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» или иных социальных программ.
Чтобы этого добиться (а мы верим, что у нас получится), необходима поддержка людей, которым небезразличен лес! Когда к требованиям экологов присоединяются десятки или даже сотни тысяч людей, серьёзные перемены происходят гораздо быстрее.Поэтому мы просим всех подписать петицию и рассказать друзьям о бесправных лесах России.
Я — за право выращивать лес
климат лес лесное хозяйство
Способы расчистки сельскохозяйственных земель от лесной растительности
Самсонов, Е. В. Способы расчистки сельскохозяйственных земель от лесной растительности / Е. В. Самсонов, Е. В. Жеряков, Н. А. Исакин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 456-458. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29288/ (дата обращения: 20.10.2022).
Россия обладает уникальными богатствами, созданными самой природой, и эти богатства — её земли. Экономическое развитие России исторически тесно связано с сельским и лесным хозяйством. Влияние антропогенных факторов определяло переход лесных земель в земли сельскохозяйственного назначения, и наоборот.
Экономические и экологические условия начала 90-х годов XX в. привели к сокращению площади пахотных, сенокосных и пастбищных угодий сельхозформирований [1]. Многие неиспользуемые сельхозземли зарастают древесной растительностью.
Упадок сельского хозяйства с начала 90-х годов, недостаток средств в постперестроечной России привели к тому, что значительные площади пахотных, сенокосных и пастбищных угодий перестали использоваться.
Социально-экономические преобразования в России и последующий экономический спад всего производства в стране, включая сельское хозяйство, привели к сокращению общей площади сельскохозяйственных земель и стихийному выводу из сельскохозяйственного оборота (забрасыванию) от 30 до 40 млн. га земель [2].
В целом по РФ площадь неиспользуемых сельскохозяйственных угодий составляет более 6000 тыс. га, из них пашни — 5000 тыс. га, или 82 % от площади неиспользуемых сельскохозяйственных угодий в РФ. Не по целевому назначению использовалось более 170,0 тыс. га сельскохозяйственных угодий. В РФ было вовлечено в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель 1490,43 тыс.
га, что составляет 24,7 % от общей площади неиспользованных сельскохозяйственных угодий в целом по РФ. В ежегодный оборот земель сельскохозяйственного назначения, пока вовлечено не более пяти процентов земель.
Однако сейчас ситуация начинает меняться: земля от сельскохозяйственных организаций все-таки постепенно переходит к другим пользователям — в крестьянские и личные подсобные хозяйства.
По предварительной оценке, таких лесов в Пензенской области 50–70 тысяч гектаров, точного учета на сегодня нет. Средний возраст — от 10 до 25 лет, в основном растут такие породы, как сосна и береза. Как правило, такие лесные массивы расположены на площадях, примыкающих к лесному фонду, и представляют серьезную угрозу в пожарном отношении.
Один из способов использования таких земель — это ведение лесного хозяйства после проведения инвентаризации этих лесов. Для этого надо осуществить перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда.
В первую очередь это должны быть площади на низкопродуктивных бедных почвах и участки небольших размеров, расположенные внутри земель лесного фонда, на которых использование современной широкозахватной сельскохозяйственной техники будет неэффективно, а экономический эффект от вовлечения этих площадей в севооборот будет либо ничтожен, либо отрицателен.
Второй способ — расчистка участков сельскохозяйственных земель от нежелательной древесной растительности и ведение сельскохозяйственной деятельности, а также организация кормовых полей, используемых в охотничьих хозяйствах для подкормки диких животных.
Этот способ использования заросших сельскохозяйственных угодий используется в охотничьем хозяйстве «Охотничьи просторы» Пензенской области. Один из участков хозяйства, площадью 120 га, отнесенный к категории сельскохозяйственных земель, расположен внутри лесного массива.
После того, как этот участок более 15 лет не использовался по назначению (как земли сельскохозяйственного назначения), произошло зарастание древесной растительностью.
По состоянию на 2012 год на данном участке произрастали, в основном, следующие породы: сосна (высота 4–6 м, диаметр 6 см), береза (высота 4–10 м, диаметр 6–16 см), ива (кустарник высотой до 4 м).
Для сведения нежелательной лесной растительности использовали два способа:
1 — удаление деревьев и кустарников вручную, с использованием техники для корчевки крупных пней и вывоза древесных остатков;
2 — расчистка от нежелательной растительности методом мульчирования, в основе которого лежит использование спецтехники — мульчеров, оснащенных профессиональными лесными фрезами.
Мульчирование позволяет свести весь процесс расчистки в одну технологическую операцию и заменяет такие процессы, как валка, трелевка, вывозка древесины, уборка порубочных остатков (сжигание, вывозка на полигоны).
Первый способ расчистки показал себя как трудо- и энергозатратный, низкопроизводительный (не более 1 га за смену, при работе 8 человек), зависящий как от погодных, так и человеческого факторов. Сведение леса методом мульчирования, более производительный (1,7–2,0 га за смену при работе одного агрегата).
Кроме того, после работы мульчера на заросшем лесной растительностью участке остается только щепа (мульча) частично перемешенная с почвой, способствующая ее удобрению и восстановлению, а также значительно снижает риск возникновения очагов пожара.
Мульчер заменяет работу нескольких комплексных бригад (вальщики с пилами, трелевочные трактора, лесовозы), что позволяет оптимизировать весь процесс. Мульчирование также исключает использование дорогостоящих химикатов, которые опасны для окружающей среды и здоровья людей. Если на участке встречались деревья диаметров более 15–17 см, то их удаление производилось вручную.
После удаления нежелательной растительности, не зависимо от способа, проводилась вспашка, позволившая запахать и перемешать с почвой мелкие корни, оставшиеся на поверхности растительные остатки. В дальнейшем данная почва стала полностью пригодной для возделывания широкого набора сельскохозяйственных культур.
Таким образом, использование мульчера при расчистке земельных участков от нежелательной лесной растительности, позволит сократить сроки ввода заросших сельскохозяйственных земель в оборот при низких затратах трудовых и энергоресурсах.
Литература:
- Балашкевич Ю. А. Лесоводственная оценка зарастания неиспользуемых сельхозземель и возможности вовлечения их в лесное и охотничье хозяйство (на примере Северо-западных районов Брянской области): автореф. дис. канд. с.-х. наук / Ю. А. Балашкевич, 2013. — 23 с.
- Агроэкологическое состояние и перспективы использования земель России, выбывших из активного сельскохозяйственного оборота / Под ред. Г. А. Романенко. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2008. — 64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): земля, РФ, сельскохозяйственное назначение, лесной фонд, древесная растительность, лесное хозяйство, нежелательная лесная растительность, нежелательная растительность, общая площадь, Пензенская область.
Отношения лесные и не очень, или Сага о судьбах русского леса на сельскохозяйственных землях
1 октября 2020 года вступает в силу Постановление Правительства РФ № 1509 от 21.09.2020 г. о легализации древесной растительности на заросших землях сельскохозяйственного назначения.
Правообладатели участков смогут воспользоваться «волшебным тумблером», который чудесным образом превращает землю в лес и лес в землю.
Впрочем, панацеей это решение кажется только на первый взгляд…
До недавнего времени вопрос о наличии леса на землях сельскохозяйственного назначения для их владельцев стоял достаточно остро, если не сказать, что это была настоящая головная боль.
По результатам Всероссийской сельскохозяйственной переписи, проводившейся в 2016 году, в России насчитывалось около 100 млн га заброшенных сельскохозяйственных земель.
Организация Greenpeace посчитала, что это составляет примерно одну десятую часть всех лесов России и примерно треть лесов, пригодных для ведения лесного хозяйства.
Однако эти леса юридически лесами не являлись, продавать как лес их было невозможно. Вместе с тем собственники земельных участков должны были принимать меры по расчистке земель от насаждений, оплачивать дорогостоящие проекты мелиорации земель и реализовывать их за свой счет.
И ладно бы, если бы это было просто мелколесье и кустарник.
Но нет, покупатели участков могли получить на сельскохозяйственной земле в довесок здоровые деревья, иначе именуемые деловой древесиной, однако не имея никакой возможности законно реализовать ее как древесину, должны были ее уничтожить, чтоб не получить штраф или вовсе не лишиться земли.
Неудивительно, что именно на такой земле возникали пожары, тушением которых закономерно было некому заниматься. Кроме того, отсутствие правового статуса растительности давало почву для многочисленных злоупотреблений и в правовом поле.
За деревьями леса не видно
Не все собственники земли знают о том, что в соответствии со ст. 6 Лесного Кодекса, леса располагаются не только на землях лесного фонда, но также и на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях. Но не все так просто на первый взгляд. Часть 2 ст.
77 Земельного кодекса предусматривает, что в составе земель сельскохозяйственного назначения могут выделяться земли, занятые защитными лесными насаждениями.
Таким образом, эти насаждения имеют юридический статус леса, за уничтожение которого предусмотрена, в том числе, уголовная ответственность.
Однако не всем насаждениям так повезло.
Гораздо больше тех, которые в соответствии с действующим законодательством до настоящего не имели никакого статуса, кроме статуса сорняков, портящих ценные сельскохозяйственные земли, даже если эти «сорняки» представляют собой трехметровые деревья.
Это так называемая древесно-кустарниковая растительность, причем весьма любопытно, что наше законодательство не знает такого термина, хотя в правоприменительной практике это словосочетание активно используется.
Причем если с формальной точки зрения эта растительность к лесу не имеет никакого отношения, при разрешении споров, так или иначе связанных с расчисткой сельскохозяйственных участков, суды оперируют терминами именно лесного законодательства и обращаются к актам, регулирующим именно лесные отношения.
Ранее в Лесном Кодексе РФ 1997 года была статья 134, посвященная древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения, однако наличие такой растительности также допускалось для обеспечения защиты земель от воздействия неблагоприятных явлений, и, хотя рубка и предусматривалась, о правах на вырубленные растения не упоминалось.
В новом Лесном Кодексе (от 04.12.
2006 N 200-ФЗ) специальная статья 123, посвященная лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, появилась только в декабре 2018 года, однако во второй части статьи было указано, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства таких лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации, а пока такого постановления (как и самой статьи 123) не было, можно сказать, что не было и отношений. То есть лес вроде есть, а вроде его и нет. А как можно срубить и украсть то, чего как бы нет? А если, ко всему прочему, и земля, на которой растет то, чего нет, никому не принадлежит, то это вообще золотая жила, и деньги можно делать просто из воздуха…
Однако государство нашло как защитить свой интерес, и серое пятно в законодательстве привело на скамью подсудимых не одного или не двух «знатоков» законов. На помощь пришел и Конституционный суд, который в своем Постановлении от 02.06.
2015 N 12-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой ООО «Заполярнефть», указал на двойственность понятия леса как экологической системы и как природного ресурса.
Это постановление легло в основу многих судебных решений и позволило прокурорам применять общие положения природоохранного законодательства при борьбе с лесорубами, уничтожающими многолетние лесные насаждения на якобы никому не принадлежащих землях сельскохозяйственного назначения.
Материальный ущерб, причиненный Российской Федерации, рассчитывался по таксационным показателям деловой древесины и исчислялся десятками миллионов рублей, но, как известно, борьба с последствиями никогда не будет эффективнее, чем борьба с причиной проблемы.
И, в конце концов, проблемой решили заняться на самом высоком уровне.
Лес кругом, а без дров живем…
В январе этого года Владимир Путин поручил новому Правительству принять меры, направленные – дословно — на установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, предусмотрев возможность осуществления на землях такой категории всех видов использования лесов без необходимости изменения формы собственности на земельные участки и изменения категории земель. Срок исполнения поручения был установлен до 30 апреля 2020 г.
Президент и ранее обращался с подобным поручением в предыдущему Правительству, но, видимо, что-то пошло не так.
В конце сентября прошлого года увидел свет проект постановления, подготовленный Минприроды, который, однако, подвергся резкой критике со стороны экологов и аграриев, поскольку механизм задействования лесной растительности в экономической деятельности и ее оборот так в документе предусмотрен и не был.
Проект не допускал на землях сельскохозяйственного назначения ни заготовку древесины, ни разведение лесных плантаций.
Леса могли использоваться только для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов; заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений; ведения сельского хозяйства; выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, но и то – только до того момента, пока высший исполнительный орган субъекта федерации не принимал решение о том, чтобы либо ввести земли в оборот путем проведения мелиорации, либо перевести такие земли в лесной фонд. Собственно, такое решение мог принять и сам собственник земельного участка, который и без того стоял на перепутье как в русской народной сказке: направо пойдешь – штраф за необработанные земли заплатишь, налево пойдешь – проект мелиорации в копеечку влетит, а прямо пойдешь – так и вовсе земли лишишься.
Как известно, в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.
2002 N 101-ФЗ земельный участок может быть изъят у собственника принудительно, равно как и принудительно могут быть прекращены другие вещные права на участок, если он не используется по целевому назначению либо используется с нарушением законодательства, поскольку сельскохозяйственные земли являются особо ценными, и снижение плодородия почв является существенным риском.
В свою очередь расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха представляет собой культуртехническую мелиорацию, которая должна проводиться на основании разработанного с учетом требований законодательства и согласованного проекта в соответствии с Федеральным законом «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ. Просто так расчищать землю нельзя, ущерб от такой расчистки, подлежащий возмещению, может исчисляться миллионами рублей. Суды однозначно становились на сторону прокуроров и удовлетворяли иски о запрещении проведения работ без согласованного проекта мелиорации.
С другой стороны, понять ответчиков тоже можно. В одном из дел в качестве довода сторона ответчика указывала на то, что проект мелиорации обошелся бы в неподъемную для сельскохозяйственного предприятия сумму.
С другой стороны, в данном случае государство допускает перевод таких земель в земли лесного фонда, если ведение сельского хозяйства на них не представляется возможным.
Однако при этом хозяин такого участка лишается и участка, и всего, что нам нем выросло, и никакого экономического смысла такие отношения не имеют.
Еще один вопрос возникает, если участок зарос, но еще не совсем лесом, ведь это все равно сырье.
Отходы деревообработки, образующиеся после очистки участков – никак иначе эту древесную растительность идентифицировать не представляется возможным – могут утилизироваться и использоваться большим количеством способов, в том числе, весьма прибыльным.
Поэтому муниципальные администрации могли запросто выдать разрешение на очистку участков от растительности предпринимателям, которые в качестве платы за работу забирали порубочные остатки и изготавливали из них, например, топливные брикеты.
Некоторые регионы, осознавая всю ценность данной «сельскохозяйственной» древесины, предпринимали попытки — хотя и не всегда успешные — законно ввести ее в оборот.
Так, Временный порядок предоставления лесных насаждений, расположенных на заросших земельных участках сельскохозяйственного назначения для заготовки древесины, был принят в Псковской области. Согласно этому документу для получения древесины граждане должны были подтвердить, что у них есть печное отопление.
Разрешительными документами на заготовку древесины, в частности, была накладная на отпуск лесных насаждений, плата за древесину определялась по ставкам, устанавливаемым для деловой древесины лесного фонда, а заготовка и сдача участков – в соответствии с требованиями Лесного кодекса.
(По некоторым данным в той же Псковской области рубку таких насаждений на землях сельскохозяйственного назначения вообще хотели запретить.)
Аналогичный «Временный порядок проведения рубок на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципального образования «Томский район» нужд отопления граждан» был принят в Томской области.
Однако и порядок, и решение Думы Томской области, его утверждавшее, по иску прокурора были признаны недействующим: суд посчитал, что земли сельскохозяйственного назначения не предназначены для использования гражданами для заготовки древесины для нужд отопления.
Впоследствии в Томской области был принят другой документ, утверждавший Порядок использования древесно-кустарниковой растительности на землях, находящихся в государственной собственности Томской области (утв. Постановлением Администрации Томской области от 14.06.2018 № 245а).
Данный документ регулирует порядок обращения с растительностью, которая образуется в результате строительства линейных объектов и расчистки просек.
В соответствии с документом древесная растительность подлежит материальной оценке, ее реализация осуществляется подведомственным Департаменту лесного хозяйства Томской области учреждением, а доходы от реализации поступают в областной бюджет.
Данный документ является еще одним подтверждением того, что растительность без всякого статуса приносит прибыль. Главное – правильно ее оформить.
Лес рубят ─ щепки летят, или парадоксы судебной практики
Впрочем, если собственника заросшей сельскохозяйственной земли больше всего волнуют расходы на мелиорацию, то государственные земли – настоящий клад, потому что там с первого взгляда никого ничего не волнует.
Бывшая колхозная земля, заросшая настоящим лесом во всех смыслах этого слова, зачастую становилась объектом манипуляций со стороны местных администраций, разумеется, имевших представление о стоимости растущей там древесины.
Такие земельные участки с категорией земель сельскохозяйственного назначения передавались в аренду (или находились в бессрочном пользовании) предприимчивым лесорубам, которые под видом культуртехнической мелиорации на участке с целью введения его в оборот валили там лес.
Однако суды признавали такую деятельность недобросовестной, осуществляемой в обход закона с противоправной целью. Так, в решении Томского районного суда по делу № 2-220/2018 суд указал, что действующим законодательством не предусмотрена вырубка лесных насаждений под видом культуртехнических работ.
Были расторгнуты договоры аренды земельных участков, на которых ответчик производил рубку лесных насаждений без согласования. Суд указал, что лесные насаждения не могут быть расценены в качестве древесной либо кустарниковой растительности, от которой необходимо было производить расчистку участков для использования в соответствии с их видом разрешенного использования.
Ущерб, причиненный окружающей среде, был оценен в сумму более 3 млн рублей.
По аналогичному делу (№ 2-20/2020) Бологовский городской суд Тверской области также признал недействительными договоры аренды заросших лесом земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, и последующей их субаренды, признав данные договоры мнимыми сделками.
Суд указал на то, что то обстоятельство, что земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям лесного фонда, не давало ответчикам права в обход установленных законом процедур осуществлять массовую рубку лесных насаждений, фактически произрастающих на данном участке.
Договоры аренды земельных участков ответчиками заведомо заключены исключительно с целью рубки лесных насаждений, в чем усматриваются признаки злоупотребления правом (ч.1 ст.10 ГК РФ). Ответчики под видом расчистки сельскохозяйственных угодий занимались заготовкой деловой древесины.
Такие действия ответчиков, связанные с очевидным отклонением от добросовестного поведения, суд квалифицировал как противоправные.
А вот Пошехонский районный суд Ярославской области полтора года назад по делу № 2-32019 за вырубку шести гектаров леса на землях сельскохозяйственного назначения взыскал ущерб в сумме 210 млн рублей.
Земли были предоставлены в бессрочное пользование обществу, которое прекратило свое существование, будучи присоединенным к другой компании, а та, в свою очередь, была признана банкротом. Именно с этой организацией решили заключить договор аренды ответчики и… не рассчитали.
Границы участка не были установлены, на кадастровый учет участок поставлен не был, таким образом, суд признал договор ничтожным. Когда же ответчики предоставили суду наспех составленный договор расчистки того же самого участка, у суда возникли закономерные сомнения относительно достоверности этого договора.
В итоге суд пришел к выводу о том, что, заключая договор аренды в отношении спорного земельного участка, ответчик знал о неиспользовании земельного участка на протяжении длительного времени в качестве какого-либо сельхозугодья (пашни, пастбища и т.п.
), о нахождении на участке лесных насаждений, и не намеревался использовать земельный участок в соответствии с его назначением, а желал использовать участок с целью вырубки на нем лесных насаждений и извлечения выгоды. Таким образом, ущерб был причинен собственнику участка, а именно – Вологодской области.
Вырубка деревьев на землях сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Вырубка деревьев на землях сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Вырубка деревьев на землях сельскохозяйственного назначения
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 6 «Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки» Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Установив, что ответчик, являясь собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения, производит вырубку деревьев на своем участке без наличия проекта культуртехнической мелиорации, суд обоснованно посчитал данные действия противоречащими статье 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и обязал ответчика приостановить эту деятельность до момента разработки, согласования и утверждения проекта мелиорации, поскольку представленная ответчиком документация — отчет о выполнении научно-исследовательской работы «Разработка проекта культуртехнических работ на землях сельскохозяйственного назначения», таким проектом не является, не согласована с федеральными органами и не может свидетельствовать о наличии разработанного проекта мелиорации в соответствии с технико-экономическими обоснованиями, учитывающими строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила, и о его согласовании в установленном порядке; доказательств обоснованности проводимых работ с соблюдением экологических, санитарных и иных норм и правил, наличия специалистов в этих областях науки ответчиком не представлено.
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 394 «Налоговая ставка» главы 31 «Земельный налог» НК РФ(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Налоговый орган пришел к выводу о занижении налогоплательщиком земельного налога в результате неправомерного применения ставки 0,3 процента в отношении участка, не используемого в сельскохозяйственной деятельности. Суд признал доначисление правомерным, указав, что спорный участок в сельскохозяйственной деятельности не использовался, находился в зарослях леса и кустарников, а на свободной от зарастания древесно-кустарниковой растительностью территории земельного участка наблюдались сорные растения и присутствовали высохшие наземные части растений, не являющихся сельскохозяйственными культурами, следы вырубки деревьев и кустов, механической обработки почвы, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных отсутствовали. Относительная пригодность земельного участка для выпаса крупного рогатого скота сама по себе не свидетельствует о том, что этот земельный участок фактически использовался налогоплательщиком в этих целях.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Вырубка деревьев на землях сельскохозяйственного назначения
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения: проблемы реализации новелл законодательства(Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В.)
(«Экологическое право», 2021, N 6)
Во-первых, для того чтобы начать использовать землю сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, требовалось вырубить высокорослые деревья, а сплошная рубка на землях иных категорий была запрещена.
ЛК РФ допускает сплошную рубку деревьев только в эксплуатационных лесах на землях лесного фонда, а на землях иных категорий лес выполняет иные функции, прежде всего защитные. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст.
77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельхозпродукции.
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Узуфруктное право: истоки, сравнительно-правовой анализ и перспективы развития в России(Щенникова Л.В., Мигачева А.Ю.)
(«Вестник Пермского университета. Юридические науки», 2021, N 2)
11. Социальная направленность узуфрукта в зарубежных правопорядках находит воплощение в нормах о пользовладении объектами, имеющими особое общественное значение: лесами, водными объектами, виноградниками, сельскохозяйственными землями. В отношении данных объектов усмотрение узуфруктуария ограничено соображениями общественной полезности. Пользование ими, включая возможности вырубки лесов, изменения видов фруктовых деревьев, сбор полезных ископаемых, осуществляется либо на основании хозяйственного плана, либо строгих предписаний закона, обязывающих узуфруктуария следить за качеством данных объектов, не допуская снижения количественных показателей. Считаем необходимым учесть данный подход в отечественном законодательстве.
Нормативные акты: Вырубка деревьев на землях сельскохозяйственного назначения
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: