Читатели неоднократно задают вопросы о служебном жилье. Как сохранить за собой после увольнения из армии жилье, если это служебная квартира? Остаются ли права на квартиру, если супруги развелись и ответственный квартиросъемщик уехал?
О спойлерах. В серых полосах скрыт различный текст, например правовых норм или комментарии автора. Для того чтобы их прочитать, нажмите на полоску — чтобы скрыть, нажмите еще раз.
Отступление от автора
Spoiler
Правильным развитием событий, в вопросе обеспечения военнослужащих жилым помещением, является следующее: отслужил положенный срок, получил сертификат, купил квартиру, или оформил бесплатно ту, что уже занимаешь, живешь и радуешься. Однако, в условиях российской действительности, подобная схема зачастую дает сбои. Рассмотрим несколько проблемных ситуаций и предложим образцы документов для их решения.
Напомним, что согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации» служебные жилые помещения, и помещения в закрытых военных городах – приватизации не подлежат.
Spoiler ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» — не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Для выработки последующей стратегии судебного разбирательства необходимо в первую очередь определить статус военного городка – открытый городок или закрытый, а также определить статус жилого помещения – служебное помещение или нет.
Определение статуса военного городка
Первым делом необходимо удостовериться, относится ли Ваш военный городок к открытым. Это сделать не сложно. Если Вы знаете номер военного городка, то сразу пропускайте следующие два абзаца :-), если же эта информация Вам не известна, то вот используемый нами способ, на примере одного обращения – г. Уссурийск ул. Карбышева д. 25.
Весь военный жилой фонд до недавнего времени обслуживала ОАО «Славянка», которая получила этот фонд от коммунально-эксплуатационных частей (КЭЧ) по всей России.
При принятии домов на обслуживание оформлялись акты приема-передачи, которые входят в состав технической документации по домам. Вот пример – Акт № 856 от 27.08.2010 г.
Если Ваш дом обслуживала ОАО «Славянка», то копию подобного акта можете запросить в своей управляющей организации АО «ГУЖФ».
Путин подписал указ о жилье для переселенцев из закрытых военных городков
Согласно информации, содержащейся в указе, оплачивать площадь помещения, превышающую норму, военные будут за счет своих средств Анна Майорова © URA.RU
Российские военные, переселяющиеся из закрытых военных городков, смогут приобретать жилье большей площади, если сами доплатят за дополнительные метры. Соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин.
«При предоставлении гражданину жилого помещения в собственность в соответствии с настоящим Указом такое жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную пунктами 9, 10 и 12 настоящего Указа, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную пунктами 9, 10 и 12 настоящего Указа, за счет собственных средств гражданина», — говорится в указе Путина о внесении изменений в Указ «Об особенностях жилищного обеспечения граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков». Он опубликован на официальном интернет-портале правовой информации РФ. В указе также отмечается, что порядок оплаты дополнительных метров должно определить правительство РФ.
Будьте в курсе всех главных новостей России и мира — читайте канал @uranews
Российские военные, переселяющиеся из закрытых военных городков, смогут приобретать жилье большей площади, если сами доплатят за дополнительные метры. Соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин.
«При предоставлении гражданину жилого помещения в собственность в соответствии с настоящим Указом такое жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную пунктами 9, 10 и 12 настоящего Указа, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную пунктами 9, 10 и 12 настоящего Указа, за счет собственных средств гражданина», — говорится в указе Путина о внесении изменений в Указ «Об особенностях жилищного обеспечения граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков». Он опубликован на официальном интернет-портале правовой информации РФ. В указе также отмечается, что порядок оплаты дополнительных метров должно определить правительство РФ.
Расскажите о новости друзьям
Справедливость по-минобороновски
11.10.2019 00:01:00
Военное ведомство начинает сомнительную программу по отселению из военных городков гражданского населения
Акция нуждающихся в жилье военных ветеранов. Фото Александра Шарковского
Проживает в поселке Черниговка Приморского края вдова кадрового военнослужащего Галина Александровна Степина. Ее покойный муж старший прапорщик Николай Георгиевич Степин 34 календарных года (льготная выслуга 53 года) прослужил борттехником в дислоцированном в поселке, когда‑то знаменитом 319‑м вертолетном полку им. В.И. Ленина.
В 1989 году Степин по состоянию здоровья был уволен с действительной военной службы со всеми полагающимися почестями. В соответствии с действующим на то время законодательством встал в жилищную очередь в Черниговском райисполкоме. После известных событий 1991 года местные органы власти предоставлять положенное жилье оказались не в состоянии.
С началом действия президентской программы «Жилищные сертификаты» военный пенсионер Степин написал рапорт по линии КЭУ. В 2004 году тогдашний командующий 11‑й отдельной армией ВВС и ПВО Дальневосточного военного округа генерал‑лейтенант И. Садофьев известил ветерана, что его включили в число кандидатов на получение ГЖС и данные направлены в Москву.
В соответствии с тем, что распоряжением правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 года № 1330‑р военный городок № 41 (с.
Черниговка Приморского края) был исключен из перечня закрытых военных городков, граждане, проживающие в военном городке и зафиксированные в качестве кандидатов ГЖС, в том числе и Н.Г.
Степин, получили извещение из ФГУ «Востокрегионжилье» о том, что более прав на получение ГЖС у них не имеется.
Если городок открыли, посчитали наивные граждане, то у них появилось право на приватизацию своих квартир в установленном ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541‑1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» порядке. К тому же о такой возможности говорилось в извещениях ФГУ «Востокрегионжилье».
На первый взгляд все ясно: городок открыли, квартиру можешь приватизировать, продать и купить себе жилье в избранном месте жительства.
А вот и нет! Открыть‑то городок открыли, а вот жилищный фонд местным органам власти не передали. И все запреты продолжали действовать!
Возмущенные жители стали писать жалобы во все органы власти.
Из нескольких высоких инстанций поступили идентичные ответы: «Согласно Плану‑графику передачи объектов недвижимого имущества, подлежащих передаче в собственность муниципальных образований Приморского края, представленному Министерством обороны РФ, жилые дома, расположенные в с. Черниговка, подлежат передаче в собственность Черниговского сельского поселения Приморского края в 2012 году». Вот тогда и приватизируете!
А пока высокопоставленные лица, подписавшие ответы, рекомендовали обратиться в ФГУ «Востокрегионжилье» для заключения договоров социального найма.
А «Востокрегионжилье» извещает заявителей, что передачи нет и не будет, они, оказывается, проживают в служебных жилых помещениях. Когда и на каком основании квартиры получили статус служебных, не указывается.
И никаких приватизаций, договоров социального найма не предвидится!
По прошествии еще пяти лет вышеуказанные граждане стали получать письма счастья: «К вооруженным силам отношения не имеете, квартиры освободите, переезжайте куда хотите».
Старший прапорщик Степин скончался несколько лет назад, его вдова по возрасту и состоянию здоровья уже не в состоянии лично принимать участие в борьбе за получение нормальной, как у всех российских граждан, квартиры, которой она смогла бы распоряжаться по своему усмотрению. Обслуживающие ее родственники даже не говорят ей, что она подлежит выселению из квартиры, в которой прожила 60 лет с Николаем Георгиевичем, как «потерявшая связь с вооруженными силами».
И таких, как Степина, только в Черниговке около полутора сотен семей. По имеющимся у нас сведениям, «осчастливлены» также бывшие военнослужащие, проживающие и военных городках, расположенных в Уссурийске, а также в поселках Реттиховка и Поспелово на острове Русский и многих других военных городках Приморского края.
Интернет пестрит информацией о выселении военных ветеранов в Новосибирске, Рязанской области, Мурманской области и других регионах.
В советское время понятие «служебное жилье» практически отсутствовало. Уволенные в запас кадровые военные при наличии оговоренных законодательством необходимых минимальных сроков военной службы и соответствующих оснований для увольнения в запас или отставку должны были обеспечиваться в трехмесячный срок жильем по избранному месту жительства уже местными органами власти.
Но если уволенный с военной службы не желал куда‑то уезжать или ему уже и ехать было некуда, никто его с занимаемой квартиры не гнал.
Очень многие оставались на постоянное проживание в квартирах, полученных по последнему месту военной службы, особенно если их жилье располагалось в военных городках, дислоцированных в черте (или вблизи) больших городов, в удобных для проживания природно‑климатических зонах.
Потеряв в начале 1990‑х годов несколько сотен тысяч квартир (приватизированных и впоследствии проданных уволенными с военной службы кадровыми военнослужащими, в первую очередь желающими переехать на ПМЖ на родину в бывшие союзные республики), Минобороны спохватилось и, срочно установив статус закрытых военных городков, запретило продажу, обмен и другие возможные сделки с жильем. Но статус самих жильцов не менялся. Они по‑прежнему проживали в ведомственных (но не служебных! ) квартирах на основании выданных ордеров.
В подобных городках действительно должны проживать граждане, непосредственно имеющие отношение или к самой военной службе, или к обеспечению жизнедеятельности воинских частей и учреждений, дислоцированных в данном ЗВГ.
Именно поэтому после распада СССР и фактической отмены всех предусмотренных советским законодательством жилищных обязательств государства правительство РФ в своем постановлении от 20 января 1999 года № 71, утвердившем федеральную целевую программу «Государственное жилищные сертификаты», подчеркнуло, что право на получение ГЖС по линии Минобороны в том числе имеют граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков. Данное положение было конкретизировано в постановлении правительства РФ от 21 марта 1998 года № 320.
- 12 ноября 1999 года министр обороны РФ издал приказ № 534, определивший меры по обеспечению реализации в войсках президентской программы «Государственные жилищные сертификаты». Данный приказ определил три категории граждан – кандидатов на получение ГЖС:
- 1) военнослужащие, нуждающиеся в жилой площади;
- 2) военнослужащие, проживающие в закрытых военных городках;
3) граждане, проживающие в ЗВГ и подлежащие отселению. (Обратите внимание, именно отселению, а не выселению.)
Однако буквально следом за изданием приказа № 534 была издана директива начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии А.В.
Квашнина, в которой нижестоящим органам военного управления было четко предписано – выдавать сертификаты представителям второй и третьей групп, указанных в приказе № 534, только когда будут обеспечены сертификатами кандидаты, указанные в первой группе, то есть военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы и которых нельзя было уволить без квартиры.
- В условиях, когда сертификатов катастрофически не хватало, рассчитывать на их получение гражданам, подлежащим отселению из ЗВГ, уже не приходилось.
- Худо‑бедно ГЖС получали по линии администраций краев (областей), но только бывшие военнослужащие, вставшие своевременно на очередь в местных органах власти, а право на это имели далеко не все запасники, проживающие в ведомственном жилье.
- В результате Минобороны поставленную правительством РФ задачу обеспечить отселение проживающих в военном жилом фонде граждан, потерявших связь с вооруженными силами, не выполнило!
Более того, к концу нулевых годов военное ведомство приняло кардинальное решение: все имеющееся у него ведомственное жилье «заслужебить». Несмотря на то, что во многих ведомственных квартирах проживали военные пенсионеры и другие граждане, уже потерявшие связь с вооруженными силами!
Повсеместно у граждан, проживающих в ведомственном жилом фонде, стали изымать жилищные ордера и фактически насильно обязывать заключать договоры служебного найма жилья! И в этом первопричина сегодняшнего конфликта – ведомственные квартиры стали в одночасье служебными для граждан, юридически не имеющих право в них проживать!
То, что «отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма», а проживание на основании жилищных ордеров фактически и являлось социальным наймом, что оговорено постановлением правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения и специализированному жилищному фонду… », Минобороны, по всей видимости, не посчитало обязательным для исполнения.
И вот по прошествии еще 10 лет на основании созданной ранее «правовой» базы чиновники Минобороны повсеместно инициировали массовую кампанию по выселению бывших сослуживцев, членов их семей из так называемого служебного жилого фонда как потерявших связь с вооруженными силами! Некоторые из них по 20‑30 лет прожили в своих квартирах. В Черниговке пытаются выселить военного ветерана, дважды (! ) исполнявшего интернациональный долг в Афганистане!
23 мая президент Российской Федерации подписал указ № 239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков». Суть указа – граждане, подлежащие переселению, могут обеспечиваться не только жилищными сертификатами, но и реальными квартирами, возможно и получение целевой жилищной субсидии для их покупки.
1 сентября указ вступил в силу. Кстати, об издании соответствующего ведомственного нормативного акта ничего не известно. А свободных квартир нет, денег на субсидии, по всей видимости, тоже. А выполнять указ президента надо! Вот, видимо, и решили жилищные чиновники решать проблему с другой стороны – уменьшать количество граждан, подпадающих под указ.
Судебные органы по‑разному принимают решения по искам органов жилищного обеспечения Минобороны на выселение. Где отказывают, где поддерживают. Но разве такое выселение справедливо? Куда эти тысячи бывших кадровых военных пойдут жить, где найдут свой уголок после десятилетий военной службы?
Суд отказал в требовании о выселении гражданина, не имеющего связи с армией, из служебного жилого помещения в закрытом военном городке
По этому делу я принял поручение на ведение дела уже после того, как Аксайский районный суд Ростовской области вынес отрицательное для моей доверительницы решение о выселении её с дочерью из служебного жилого помещения в закрытом военном городке.
На это решение была подана апелляционная жалоба, рассмотрение которой затянулось на два месяца – всего было три заседания судебной коллегии Ростовского областного суда.
1. Право быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения.
Здесь мы указали на три существенных обстоятельства.
Первое заключается в том, что Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.
N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — статья 13 Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 „О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации“, судам следует учитывать, что ст.
13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч.
1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч.2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Очевидно, что проживая в служебном жилом помещении, уровень обеспеченности составляет 0 (ноль) квадратных метров (если, конечно, не в собственности другого жилья). Таким образом, доверительница имела право состоять на учёте нуждающихся в жилом помещении.
Второе обстоятельство заключается в следующем.
Пунктом 12 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР предусмотрено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 этого Кодекса, не могут быть выселены одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. Так как по состоянию на 1 марта 2005 года моя доверительница одна содержала и воспитывала несовершеннолетнюю дочь, её нельзя выселить из служебного жилого помещения.
- Третье заключается в том, что согласно Постановлению Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы „Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы “жилище» на 2011 — 2015 годы», предусмотрено:
- Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют:
- …б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков…
Таким образом, независимо от прохождения/не прохождения военной службы, моя доверительница и её дочь имели право на жилищное обеспечение от Министерства обороны РФ в виде получения Государственного жилищного сертификата – только лишь на основании факта проживания в закрытом военном городке. Аналогичные положения содержал и приказ МО РФ от 8 ноября 2011 г. N 2050 (ныне утратил силу, но действовал в период рассмотрения дела).
Рассмотрев нашу апелляционную жалобу, суд учёл первых два наших довода, проигнорировал третий, и принял решение об отмене отрицательного для нас решения и постановил новое решение, в соответствии с которым требование Управления имуществом МО РФ о выселении было отклонено.
2. Что осталось «за кадром»
Несмотря на радость за своего клиента и бурю положительных эмоций, с профессиональной точки зрения не даёт покоя некоторые неприятные моменты.
В этот раз повезло. Но следующий доверитель может не иметь обстоятельств, которые бы не позволяли выселить из жилого помещения на основании ранее действующего законодательства. Поэтому для меня с профессиональной точки зрения было важным доказать ещё ряд обстоятельств, а именно:
- — квартира, по факту, не являлась служебной, так как решение о переводе её в разряд служебных было принято уже после предоставления, а это не допускается как по законодательству, действовавшему до 1 марта 2005 года, так и в ныне действующем законодательстве;
- — населённый пункт не был закрытым военным городком (ЗВГ) на момент предоставления квартиры;
- — что в закрытом военном городке могут быть и НЕ служебные квартиры, то есть квартиры по договору социального найма (мой основанный на законодательстве аргумент об этом вызвал удивление судебной коллегии – всё-таки, военно-жилищное законодательство имеет столько тонкостей и нюансов…)
- Увы, в апелляционном определении об этом не сказано ни слова.
- Тем не менее, я буду и дальше «пробивать» этот вопрос, тем более, что меня вдохновляет недавний успех: после 3-летних попыток, удалось-таки доказать в апелляционной инстанции окружного военного суда, что понятия «повторное предоставления жилья» и «улучшение жилищных условий» – это суть две разные ситуации.
- Но об этом – в следующей статье.
Отселение из закрытых военных городков в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отселение из закрытых военных городков в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Копии документов должны быть удостоверены в нотариальном или ином установленном законодательством Российской Федерации порядке или представлены с предъявлением подлинника.
Граждане также имеют право в порядке состоять на учете на получение социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения в связи с переселением из закрытых военных городков, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, говорится в указе.
Порядок выселения из закрытых военных городков
ВЧ с которой был трудовой договор ликвидирована. Сейчас в ЗВГ другая военная часть. Пришло письмо с просьбой освободить занимаемое помещение в связи с утратой связи с вооруж.силами. и т.д.
Сенатор отметил, что основным средством обеспечения жильём этих граждан является предоставление государственных жилищных сертификатов на получение соцвыплаты из федерального бюджета на приобретение жилья.
В первых двух случаях гражданину предоставляется другое служебное жилье. Причём обычно, после проведения капитального ремонта, военнослужащий возвращается в свою прежнюю ведомственную квартиру.
При наличии у гражданина права на дополнительную общую площадь жилого помещения по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется, а увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них по выбору гражданина.
Отселение из закрытых военных городков (ЗВГ). Законодательная база
Правильно ли я понимаю что на основании приведённого выше Приказа МО от 26.08.2019 № 485 я, как признанный в 2015 году РУЖО участником на отселение путем получения ГСЖ, но ещё его не получивший, и проживающий в закрытом военном городке по постоянному ордеру могу параллельно подать документы на получение жилого помещения в другом городе через федеральные органы власти?
- В случае смерти (гибели) гражданина право на получение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных настоящим Указом, сохраняется за членами его семьи, принятыми на учет в качестве подлежащих переселению из закрытых военных городков до дня смерти (гибели) гражданина.
- В случае смерти (гибели) гражданина, состоящего на учете, настоящий Порядок в соответствии с пунктом 3 Указа распространяется на членов его семьи, принятых на учет до дня смерти (гибели) гражданина.
- К согласию необходимо приложить документы, указанные в пункте 17 Порядка учета граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений по договору социального найма или в собственность бесплатно, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от «___» _______________ 20__ г.
Может под это дело подтянуть и жилье, как служебка от муниципалитета. К мэру опять же сходите, поплачьтесь там… А вот с военными лучше вообще не общаться. Поэтому безотлагательно топайте в управу и выясняйте кто настоящий хозяин вашей квартиры.
Граждане, принятые на учет, включаются уполномоченным органом (специализированной организацией) в реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков путем предоставления им в соответствии с Указом жилых помещений по договору социального найма или в собственность бесплатно.
Жилищная комиссия (УЖО СИТО ФСО России) в течение 30 рабочих дней рассматривает заявление и приложенные к нему документы и проверяет соответствие гражданина и членов его семьи требованиям, указанным в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 г.
При соответствии члена семьи гражданина требованиям он включается в список вместе с гражданином. При несоответствии члена семьи гражданина требованиям он не включается в список, о чем дополнительно указывается в письменном извещении гражданина о принятии его на учет.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете федеральным органам исполнительной власти на выполнение функций в установленной сфере деятельности.
Жилищные комиссии (УЖО СИТО ФСО России) в порядке очередности предлагают гражданам, состоящим на учете, получить жилые помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно путем направления (вручения) им письменного уведомления.
В форме не допускаются помарки, подчистки и иные исправления. Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.
Жилищные комиссии (УЖО СИТО ФСО России) в порядке очередности предлагают гражданам, состоящим на учете, получить жилые помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно путем направления (вручения) им письменного уведомления.
В форме не допускаются помарки, подчистки и иные исправления. Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.
Указ Президента Российской Федерации № 350 от 15.03.1999 «Вопросы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации».
Хорошая новость для переселенцев из закрытых военных городков.
При смене собственника помещения договор найма автоматически теряет свою юридическую силу (Статья 102 ЖК).
Изменились правила переселения из закрытых военных городков
Российская ГазетаРоссийская Газета
По закону, переселять людей длительное время можно было только через программу государственных жилищных сертификатов — ГЖС. Ее выполнение курирует не военное ведомство, и необходимое количество сертификатов минобороны никогда не получало. Поэтому решение проблемы расселения закрытых военных городков растянулось на долгие годы.
Прошлым летом в интервью «РГ» руководитель Департамента жилищного обеспечения минобороны Сергей Пирогов так обрисовал ситуацию: «Очередь на сертификаты с 2012 года упала в 220 раз, в том числе в связи с появлением новой, более привлекательной формы жилищного обеспечения — целевой субсидии, выплата по которой существенно превышает сумму стоимости ГЖС.
Но есть категория людей, которым от сертификатов не уйти, — это жители закрытых военных городков, ведомственные пенсионеры. Они и их домочадцы оказались в служебном жилье. И единственный способ оттуда выехать — получить квартиру с помощью сертификата.
Руководство минобороны обратилось к президенту страны с просьбой: нужны 3 тысячи ГЖС, чтобы закрыть эту проблему. Глава государства дал «добро» на выделение необходимой суммы. В то же время мы предложили иной способ решения проблемы. У минобороны есть невостребованные военнослужащими квартиры. Мы готовы предоставить их жителям закрытых военных городков.
А жилье, которое они занимают сейчас, будет востребовано теми, кто служит в закрытых военных городках».
Теперь, с выходом указа 239, процесс переселения из закрытых военных городков должен ускориться.
В чем суть заложенных там изменений? Главное, что не связанным с армией жителям военных городков минобороны теперь может не только выдать жилищный сертификат, но и предложить «натуральную» квартиру. Не навязать, а именно предложить, т.к.
в указе четко прописано: такая форма переселения возможна только с согласия заявителя, то есть нуждающегося в крыше над головой человека. Есть у военных свободное жилье в каком-то регионе РФ, готовы туда отправиться новоселы, — значит, все в порядке.
Не устраивает их новое место, значит придется ждать другого или своей очереди на сертификат. Квартиру, между прочим, тоже предложат в порядке очереди, зато бесплатную. Причем она может передаваться как в собственность нового хозяина, так и по договору социального найма.
В Указе, который вступит в силу 1 сентября этого года, определены и размеры предоставляемого жилья. Для одинокого человека эта норма составляет 33 кв. метра, на семью из двух человек — 42 «квадрата».
Если в переселении нуждается семья из большего количества людей, — на каждого ее третьего и последующего члена полагается по 18 кв. метров.
С учетом конструктивных особенностей дома, заявителям разрешается выделить жилое помещение большего размера, однако превышение норматива должно укладываться максимум в 9 «квадратов» общей площади.
Правда, возможна и обратная ситуация: предложенная человеку жилплощадь окажется чуть меньше нормативной. Тоже не беда. Если «переселенец» откажется туда въезжать, навязывать эту квартиру ему никто не станет. А предложат ждать другую — нормативного размера. Или воспользоваться субсидией, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Родственников бывших военных выселят из гарнизонов
Но лишь по их желанию и с предоставлением другого жилья. Вопрос – всем ли так повезет
Указ президента РФ № 239 – документ, о котором должны знать все военнослужащие и члены их семей. Этим указом изменены правила, согласно которым будут переселяться из закрытых военных городков люди, потерявшие связь с Вооруженными силами РФ.
Речь в документе идет не только о бывших военных, но и о родственниках отставников, которые не дожили до получения жилищного сертификата, при этом родственники продолжают жить на ведомственных квадратах.
От жилищных сертификатов не уйти?
Как поясняет портал voen-pravo.ru, согласно указу № 239, который вступит в силу 1 сентября текущего года, вдовы, дети и другие близкие умерших отставников не потеряли право на получение квартиры от Минобороны. Из «служебок» членов таких семей не гнали. Но по возможности командиры старались освободить занимаемую этими семьями жилплощадь для действующих кадровых очередников.
По закону начиная с 1997 года переселение из закрытых военных городков (ЗВГ) военнослужащих, вышедших в отставку, и их семей было возможно только через программу государственных жилищных сертификатов (ГЖС) и занимало длительное время.
Кроме того, сертификатов катастрофически не хватало, да и условия их реализации были несовершенны: малый срок, невозможность использования для приобретения еще строящихся, то есть более доступных квартир и участия в долевом строительстве.
Все это, а также крайне малое общее денежное наполнение самого сертификата не дало ожидаемого результата.
А из-за того, что разница между стоимостью сертификата и реальной ценой квартиры постоянно росла, и отнюдь не в пользу ГЖС, в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, программа была вовсе свернута.
Прошлым летом руководитель департамента жилищного обеспечения Минобороны Сергей Пирогов так обрисовал ситуацию: «Очередь на сертификаты с 2012 года упала в 220 раз, в том числе в связи с появлением новой, более привлекательной формы жилищного обеспечения – целевой субсидии, выплата по которой существенно превышает сумму стоимости ГЖС. Но есть категория людей, которым от сертификатов не уйти, это жители закрытых военных городков, ведомственные пенсионеры. Они и их домочадцы оказались в служебном жилье. И единственный способ оттуда выехать – получить квартиру с помощью жилищного сертификата.
Руководство Минобороны обратилось к президенту страны с просьбой: нужны 3 тысячи ГЖС, чтобы закрыть эту проблему. Глава государства дал добро на выделение необходимой суммы.
В то же время мы предложили иной способ решения проблемы. У Минобороны есть невостребованные военнослужащими квартиры. Мы готовы предоставить их жителям ЗВГ.
А жилье, которое они занимают сейчас, будет востребовано теми, кто служит в этих закрытых военных городках».
Хотите жилье в натуральном виде?
Теперь, с выходом указа № 239, данный процесс должен ускорить переселение из ЗВГ.
В чем суть заложенных там изменений? Главное, что не связанным с армией жителям военных городков Минобороны теперь может не только выдать жилищный сертификат, но и предложить квартиру в «натуральном виде».
Не навязать, а именно предложить, так как в указе четко прописано: такая форма переселения возможна только с согласия заявителя, то есть человека, нуждающегося в крыше над головой.
Есть у военных свободное жилье в каком-то регионе РФ, готовы туда отправиться новоселы – значит, все в порядке. Не устраивает их новое место – значит, придется ждать другое или своей очереди на сертификат.
Квартиру, между прочим, тоже предложат – в порядке очереди, зато бесплатную. Причем она может передаваться как по договору социального найма, так и в собственность нового хозяина.
В указе президента определены и размеры предоставляемого жилья для переселения из закрытых военных городков. Для одинокого человека эта норма составляет 33 кв. метра, на семью из двух человек – 42 квадрата.
Если в переселении нуждается семья из большего количества людей, на каждого ее третьего и последующего члена полагается по 18 кв. метров.
С учетом конструктивных особенностей дома заявителям разрешается выделить жилое помещение большего размера, однако превышение норматива должно укладываться максимум в 9 кв. метров общей площади.
Правда, возможна и обратная ситуация: предложенная человеку жилплощадь окажется чуть меньше нормативной. Тоже не беда. Если переселенец откажется туда въезжать, навязывать эту квартиру ему никто не станет. Ему предложат ждать другую – нормативного размера. Или воспользоваться субсидией, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Комментарий
Юрий Тарлавин, координатор Приморской ассоциации общественных объединений военнослужащих, ветеранов вооруженных сил и правоохранительных органов, первый заместитель председателя Общероссийского профсоюза военнослужащих – председатель Приморской краевой организации профсоюза, высказал свои опасения:
– Исходя из имеющегося печального опыта сотрудничества с нашей бюрократией предполагаю, что наверняка возникнут проблемы с самим понятием «граждане, проживающие в закрытых военных городках». Дело в том, что на протяжении последних 5–10 лет многие городки распоряжениями правительства РФ официально лишены статуса закрытых.
Но фактически их «открытие» произошло чисто документально: квартиры так и остались служебными, приватизации, продаже или обмену не подлежат. Всеми жилищными проблемами – учетом, распределением, регистрацией проживающих, жилищно-коммунальным обслуживанием – по-прежнему занимаются соответствующие органы и службы Минобороны.
Однако у чиновников, занимающихся жилобеспечением граждан, подлежащих отселению, имеется реальное основание отказа по формальным признакам: мол, те же Черниговка и Новосысоевка статуса ЗВГ лишены, и вы, товарищ Иванов (Петров, Сидоров), под указ № 239 не попадаете!
Надеюсь, что в данном случае ошибаюсь, но чувствую, что отстаивать права и черниговцев, и новосысоевцев нам придется. Но для начала необходимо, чтобы о данном указе стало известно всем заинтересованным приморцам.
Лика ТКАЧЕНКО
Выселение из закрытого военного городка
Подборка наиболее важных документов по запросу Выселение из закрытого военного городка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Выселение из закрытого военного городка
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 103 «Выселение граждан из специализированных жилых помещений» ЖК РФ(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Руководствуясь статьей 103 Жилищного кодекса РФ и установив, что с ответчиком был заключен договор найма жилого помещения, согласно которому ему была предоставлена комната в общежитии, в договоре определены срок предоставления комнаты — на период работы, порядок предоставления жилого помещения, его содержания и освобождения; факт непроживания ответчика в спорном жилом помещении подтверждается актом о непроживании, выпиской из лицевого счета о начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги; трудовые отношения с ответчиком прекращены, а наличие договора найма спорной комнаты ограничивает право хозяйственного ведения этим имуществом истца, суд правомерно прекратил договор найма жилого помещения в общежитии и выселил без предоставления другого жилого помещения, поскольку ответчик не является лицом, перед которым государство имеет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в служебных отношениях с каким-либо предприятием, расположенным на территории закрытого военного городка, ответчик не состоит и не состоял.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Выселение из закрытого военного городка
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Особенности жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков (краткий научно-практический комментарий к Указу Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239)(Гайдин Д.Ю., Ковтков Д.И.)
(«Право в Вооруженных Силах», 2019, N 9)
Исходя из изложенного, с нашей точки зрения, гражданин и члены его семьи, принятые на учет, для получения нового жилого помещения должны сдать все имеющееся у них жилье, находящееся в закрытом военном городке.
Реализация права на отселение должна быть осуществлена с передачей всего жилья из собственности очередников в государственную собственность либо путем расторжения ими всех договоров найма и выселения.
В противном случае, получив новое жилое помещение за сдачу одного жилого помещения в закрытом военном городке, гражданин может вернуться в закрытый военный городок в другое свое жилое помещение и вновь претендовать на отселение. Очевидно, что такая ситуация недопустима, поэтому обязательство, предусмотренное п.
13 Указа, следует оформлять и отбирать у граждан в отношении всех жилых помещений в закрытых военных городках, находящихся у них в собственности либо занимаемых ими по договорам социального найма или найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.