Отметка о прекращенном уголовном преследовании в справке об отсутствии судимости

Сегодня возможно убрать сведения о судимости из базы МВД, только обычный гражданин редко знает, как именно это сделать.

А наличие прошлых ошибок может серьезно отравлять жизнь людям, даже если они уже понесли за них наказание и таким образом искупили вину.

Наиболее часто проблемы возникают, если человек хочет устроиться на работу, а работодатель – проверить его на наличие судимостей. Также проблемным может стать попытка получения лицензии на оружие, оформление займа или визы для выезда в другую страну.

Если раньше о судимости можно было узнать, просто открыв паспорт человека, где ставилась специальная отметка, которую сложно убирать, то сегодня эта практика изменилась.

Информация указывается исключительно в официальной базе МВД, и получить эти сведения можно, если рассматриваемую базу открыть и ввести фамилию человека.

Обычно такую проверку устраивают работодатели, которые принимают человека на должность с достаточно высокой ответственностью. Поскольку лицо с судимостью не может занять определенные должности, убирать информацию о ней нельзя.

Иногда в анкете для приема на работу ставят вопрос о наличии судимости у соискателя. Это максимум, что может сделать работодатель, поскольку без письменного согласия работника он не может искать сведения о судимости в базе данных МВД. Но соискатель может сам указать, был он судим или нет, а также были ли с него убраны все обременения.

Отметка о прекращенном уголовном преследовании в справке об отсутствии судимости

Какие ограничения накладывает судимость в 2022 году

Сведения о судимости являются конфиденциальными, но нельзя сказать, что они не накладывают на гражданина определенные ограничения. В частности, это касается его деятельности. В том числе, трудовой.

Для примера, если у человека есть судимость, он не может работать на любой должности в государственном управленческом органе, если её с него не уберут. В список «запрещенных» организаций входит мэрия, кадастр и не только.

Также такому сотруднику не будут рады в силовых ведомствах вроде МВД, ФСБ, различных охранных предприятиях, судах. Некоторые организации, предприятия и не только, могут не принимать работника с судимостью.

Например, в детских образовательных заведениях, развивающих центрах, где требуется работа с детьми и подростками.

Есть ограничения и в плане обучения. В частности, бывшие осужденные не смогут получить образование на юридических факультетах и ряде некоторых ВУЗов. Существенно ограничиваются шансы попасть на должность в армии или покупать/хранить оружие (законно приобрести даже небольшой пистолет станет практически невозможной задачей).

Передвижение лица с судимостью также существенно ограничено, причем не только в другие страны по визе, но даже в пределах России. Именно потому многие хотят погасить или аннулировать судимость, поскольку хоть на первый взгляд, кажется, что ограничения не критические, они значительно усложняют жизнь. Особенно при трудоустройстве.

Аннулирование судимости

Сведения о наличии судимостей могут быть аннулированы, поскольку они имеют временный характер, а вот убрать метку не получится.

Правовые последствия от судимости также не несут пожизненного характера, но существует срок, в течение которого обозначенные ограничения все ещё продолжают влиять на жизнь человека.

Как только этот срок заканчивается, происходит аннулирование судимости, и все критические факторы перестают действовать.

В законодательстве четко указано, каким образом можно прекратить действие судимости. Чтобы ознакомиться с этими условиями, откройте статью 86 УК РФ. В ней указано, что прекратить судимость можно, если погасить её или если она будет снята.

Если с погашением все более-менее понятно, поскольку оно происходит в автоматическом режиме и обращаться в суд не потребуется, то с аннулированием не все так просто. Сроки аннулирования зависимы от нескольких факторов, но наиболее важным является степень тяжести совершенного человеком проступка:

  • при условном осуждении, ограничение снимается, когда истечет испытательный срок;
  • если совершаемое преступление имело небольшую или среднюю тяжесть – после трех лет, начиная отсчет со дня окончания отбывания наказания;
  • если преступление имело тяжкий характер, судимость снимут спустя 8 лет со дня, когда закончилось наказания;
  • если человек отбыл наказание за особо тяжкое преступление, судимость действует 10 лет.

Под снятием судимости подразумевается, что прекращают действовать любые правовые последствия за совершенное преступление. Но снять судимость могут только в суде, если орган вынесет соответствующее решение. Что касается минимальных сроков снятия судимости, это открытый вопрос. Даже обременения не позволяется полностью убрать информацию о факте судимости – база будет содержать эти сведения.

Процедура внесения информации о судимости в базе данных МВД

Чтобы внести информацию о судимости в базу МВД, необходимо принимать законные условия. Они гласят, что внести информацию в общую базу может исключительно ограниченное количество лиц, как и убрать эти сведения. В этот список входят следователи, дознаватели и прокуроры, при условии что обвинение доказано.

Чтобы данные о судимости оказались в общей базе, ответственные за её внесение лица должны следовать специальному алгоритму, согласно которому, прежде всего, должно быть возбуждено уголовное дело. Возбудить его может исключительно должностное лицо.

После этого у следователя есть сутки, чтобы передать информацию о деле в отдел регистрации и учета. Оттуда сведения о совершенном преступлении должны быть отправлены в ведомство инфоцентра.

Задача инфоцентра заключается в передаче статистики о правонарушениях за сутки в ГИАЦ.

Важно заметить, что существует несколько типов информационных центров, зависимо от типа правонарушения, которыми занимаются.

Как узнать о судимости по фамилии в базе МВД

Получение сведений о судимости из базы МВД возможно по фамилии подсудимого. Именно этим пользуются работодатели, которые хотят свести к минимуму риски, что нанимаемый ими сотрудник был нечестен и нарушал закон.

Особенно если должность ответственная и риски действительно серьезные. Также в бизнесе часто пытаются проверить биографию будущего партнера.

Особенно, если это новый человек и у него нет наработанной репутации, а планируются длительные деловые отношения.

Но учтите, что согласно современному законодательству, получение рассматриваемых сведений невозможно, если не привлекать специалиста, имеющего право делать подобные запросы.

Поскольку информация в базе ГИАЦ РФ используется только для внутренних целей, посторонним доступ к ней ограничен. Точнее даже невозможен.

А вот правоохранительные сотрудники могут без проблем получить рассматриваемые сведения.

Запросить сведения из базы способны работники гос. и муниц. организаций, где осужденные, с которых не смогли убрать обременения, не имеют права работать.

Также дать запрос могут организации, что выдают лицензию на оружие или оформляют визы. Согласно закону они не просто «могут», а «должны» проверить, не имеет ли обратившийся к ним человек, судимости.

А если судимость есть, такому лицу откажут в его запросе, будь то попытка попасть на должность или получить визу.

Если запрос делает руководитель организации, которая не входит в перечень обозначенных органов, база не ответит, даже если судимость убрали. Министерство закрывает эту информацию от гражданских лиц, исключая ситуации, когда запрос делает человек с судимостью.

Единственный способ получить сведения не нарушая закон – спросить у самого работника. Конечно, не все люди говорят правду, когда им задают подобный вопрос, а некоторые пытаются незаконноудалить отметку.

Если работодатель не уверен в правдивости слов человека, он имеет право запросить у сотрудника справку об отсутствии у него судимостей.

Поскольку удалить эти сведения нельзя, в справке отразится статус работника.

Запрашивать справку о судимости по фамилии можно по интернету. Но учтите, что запрос желательно делать на официальных ресурсах, где невозможно удалить данные из базы.

Государственные структуры имеют свои сайты, и только там можно получить правдивую информацию. Такая проверка бесплатная.

Если сторонний сайт предлагает выполнить работу по запросу на получение информации в платном режиме, скорее всего это мошенники.

Конечно, человек с судимостью может попытаться убраться от момента её наличия, и теоретически это вполне возможно.

Например, популярной схемой является попытка изменить свои персональные данные, поскольку убирать саму судимость не так просто. Люди обращаются в ЗАГС и подают заявление на смену персональных данных.

После такого, если будете делать запрос с учетом новых ФИО, наличие судимости не подтвердиться.

Но схема раскроется, если отдел кадров госорганов обратиться с заявлением в МВД. Тогда выдадут информацию, как о судимости, так и о смене ПД, что сохранила база. Потому если в получениисведений заинтересован обычный работодатель, ему нужно требовать не только справку о судимости, но и документы о смене данных. Тогда сотрудник должен принести справку на оба реквизита.

Получение справки о судимости через сайт МВД

Запрос сведений о судимости на платформе МВД возможен только гражданам, которые хотят получить эту информацию о себе. Помимо сведений через интернет базу, он может обойтись личным запросом в информационном центре МВД.

Также запросы можно делать через портал Госуслуги, используя личный аккаунт, благодаря которому откроется общая база и можно будет прояснить наличие судимости. В таком случае не обязательно создавать аккаунт на официальном сайте МВД РФ.

Сайт МВД показывает только информацию, что судимости у человека нет (или если её убрали), а также здесь можно найти информацию о людях, что на данный момент разыскиваются.

Достаточно просто ввести их ФИО и указать дату рождения (чтобы исключить полных тёзок).

Проверка судимости через сайт суда

Информация о наличии судимости представлена в базе данных судебных органов.

Чтобы её получить, необходимо иметь паспортные данные человека, а также знать, по какому адресу это лицо зарегистрировано.

Перейдите на сайт местного суда общей юрисдикции и откройте вкладку «Делопроизводство». Внесите имеющиеся данные, и если против человека открывалось судебное дело, там будет информация об этом.

Проверка судимости через федеральную службу судебных приставов

Сайт службы судебных приставов поможет косвенно определить, есть ли у гражданина судимость. Причем не только касаемо уголовных преступлений, но и по долгам или другим небольшим проступкам, что наказываются законом.

Также местная база отражает информацию об открытии исполнительного производства.

Читайте также:  Документы для оформления полиса ОСАГО

Кроме того, на сайте есть сведения о разыскиваемых лицах и людях, у которых проблемы уголовного характера, трудности административного или гражданского характера.

Можно ли убрать информацию базы данных МВД

Убрать или удалить сведения о судимости нельзя. Удаление информации о том, что человек находился на скамье подсудимых, будет храниться практически вечно. На это не влияет тот факт, что человек отбыл наказание, и судимость была погашена.

Таким образом, государство пытается отслеживать факт рецидивов – когда один и тот же человек повторно совершает преступление. Поскольку ГИАЦ имеет общую базу данных, сотрудники МВД могут узнать о судимости гражданина вне зависимости от территориальной привязанности.

Хотя есть лазейка, как убрать сведения о судимости. Это возможно только если судимость человеку приписали ошибочно или по делу вынесли оправдательный приговор. То есть, по сути, подсудимый был невиновен.

Не стоит путать понятия «снятие судимости» и «удаление» сведений о ней. Под снятием судимости подразумевается тот факт, что с человека снимаются все ограничения, которые он должен был соблюдать в период их действия.

Но, несмотря на прекращение правовых последствий, все ещё остается проблема – сам факт наличия судимости является доступным. Никто из системы его удалять не будет. Правда, получить доступ к этим сведениям сможет только ограниченное количество лиц.

В основном, сотрудники правоохранительных органов.

Если же в деле человека оправдали, никаких действий чтобы убрали отметку, предпринимать не понадобится. Процедура удаления всех сведений из базы МВД, пройдет автоматически и не потребует от него никаких дополнительных действий. Предложения некоторых компаний или отдельных лиц – убирать информацию о судимости за отдельную плату, являются разводом.

В некоторых ситуациях возможно обращение к суду, чтобы база данных очистилась от позорной метки. Иногда придется нанять хорошего юриста и иметь основания для удаления метки (например, незаконное разглашение). Иначе убрать её не получится.

Получить юридическую помощь по вопросам снятия судимости можно на нашем сайте.

Отметка о прекращенном уголовном преследовании в справке об отсутствии судимости — Юридическая консультация

Содержание справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования определяется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121. (далее – Административный регламент).

В справке о наличии (отсутствии) судимости в графе «имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации» делается отметка при наличии сведений о прекращении факта уголовного преследования, и такая запись зависит от оснований прекращения факта уголовного преследования.

Согласно п. 74.2 Административного регламента в графе «имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации» делается отметка «не имеются» при наличии сведений о прекращении факта уголовного преследования по следующим основаниям:

  • отсутствие события преступления;
  • отсутствие в деянии состава преступления;
  • примирение потерпевшего с обвиняемым по делам частного обвинения;
  • отсутствие заявления (жалобы) потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (жалобе);
  • наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;
  • наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях лица либо отсутствие согласия суда, Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого;
  • непричастность подозреваемого, обвиняемого или подсудимого к совершению преступления;
  • вынесение в отношении подсудимого коллегией присяжных заседателей оправдательного вердикта.

Вместе с тем в соответствии с п. 74.

4 Административного регламента в графе «имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации» указываются: дата возбуждения уголовного дела, наименование органа, принявшего решение, пункт, часть, статья уголовного закона, дата и основание прекращения уголовного преследования, при наличии сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по следующим основаниям:

  • в связи с истечением сроков давности уголовного преследования;
  • вследствие акта об амнистии;
  • в связи с примирением сторон;
  • в связи с изменением обстановки;
  • в связи с деятельным раскаянием;
  • прекращение уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности в соответствии со ст. 28.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ;
  • в случае, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом;
  • прекращение уголовного преследования в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом;
  • в связи с применением к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия;
  • в случаях, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда;
  • в связи с отказом в применении принудительных мер медицинского характера, если лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию;
  • в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Таким образом, в изложенной ситуации, если уголовное преследование было прекращено в связи с отсутствием в деянии состава преступления, то в справке о наличии (отсутствии) судимости в графе «имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации» будет сделана отметка «не имеются».

Сказали спасибо:

Вс посчитал, что порядок выдачи справки о судимости не нарушает права лиц со снятой судимостью

18 июля Верховный Суд вынес решение по делу № АКПИ22-365 (есть у «АГ»), которым отказал в удовлетворении административного иска о признании недействующим п. 76.2 Административного регламента МВД по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости.

В 2007 г. житель Новосибирска Иван Колпаков был признан виновным в совершении преступления, однако затем кассация отменила обвинительный приговор. В 2009 г. он был признан виновным по другой статье УК и приговорен к трем годам лишения свободы условно. В мае 2010 г. судимость была снята постановлением суда.

Позднее Иван Колпаков обратился за получением справки о наличии (отсутствии) судимости, в которой были отражены сведения о судимости, несмотря на то, что она была снята.

Посчитав, что это нарушает его права, он обратился в Верховный Суд с административным иском о признании недействующим подп. 74.2 п.

74 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. 

В соответствии с этой нормой в справке в графе «имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации» делается отметка «не имеются» при наличии сведений о прекращении факта уголовного преследования по следующим основаниям:

  • отсутствие события преступления;
  • отсутствие в деянии состава преступления;
  • примирение потерпевшего с обвиняемым по делам частного обвинения;
  • отсутствие заявления (жалобы) потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (жалобе);
  • наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;
  • наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях лица либо отсутствие согласия суда, Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого;
  • непричастность подозреваемого, обвиняемого или подсудимого к совершению преступления;
  • вынесение в отношении подсудимого коллегией присяжных заседателей оправдательного вердикта.

По мнению Ивана Колпакова, эта норма не предусматривает всех возможных случаев, при наличии которых в справке о наличии (отсутствии) судимости должна ставиться отметка «не имеется», а именно: она не предусматривает такого основания прекращения уголовного преследования, как снятие или погашение судимости, а также установление судом факта незаконности осуждения по определенным статьям УК. Это, по его мнению, препятствует его праву быть избранным в органы власти и местного самоуправления, выбору сферы деятельности и места работы, искажает сведения о его личности, поскольку вызывает сомнения в его морально-этических и нравственных качествах, нарушает право на неприкосновенность частной жизни.

Истец добавил, что сведения о признанной судами незаконной и снятой судимости вообще не должны отражаться в справке о наличии (отсутствии) судимости, поскольку лицо считается несудимым после снятия или погашения судимости, отмены незаконного приговора. По его мнению, лицо, когда-либо осужденное, представляя вышеуказанную справку, всегда будет сталкиваться с правовыми последствиями такой судимости, поскольку его будут оценивать, исходя из сведений, содержащихся в таком документе.

Рассмотрев дело, Верховный Суд отказал в удовлетворении требований.

Он напомнил, что выдача справок о наличии (отсутствии) судимости направлена на реализацию отдельных положений Трудового кодекса, иных федеральных законов, непосредственно предусматривающих ограничения определенного вида трудовой и предпринимательской деятельности, к которой в соответствии с действующим законодательством не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. «Доводы административного истца о создании препятствий в праве быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в выборе сферы деятельности и места работы со ссылкой на полученную справку о судимости, которая, по его мнению, не отвечает цели, предусмотренной ч. 6 ст. 86 УК РФ, лишены правовых оснований», – отмечено в решении.

Со ссылкой на практику Конституционного Суда ВС пояснил, что за пределами уголовно-правового регулирования судимость приобретает автономное значение и влечет за собой не уголовно-правовые, а общеправовые, опосредованные последствия, которые устанавливаются не УК РФ, а иными федеральными законами исходя из природы и специфики регулирования соответствующих отношений, не предполагающих ограничений уголовно-правового характера. Он также отметил, что оспариваемая административным истцом норма не регулирует отношения, связанные с поступлением на работу, выбором рода деятельности и профессии. Решение об отказе в допуске к соответствующей деятельности во всех случаях принимается работодателем либо иным органом, осуществляющим допуск указанных лиц к трудовой, служебной или предпринимательской деятельности определенного вида, и может быть оспорено в судебном порядке.

«Наличие в справке информации об имевшейся судимости или уголовном преследовании само по себе не влечет неблагоприятных последствий.

Читайте также:  Наличный расчет между резидентом и нерезидентом при покупке недвижимости

МВД России осуществляет лишь обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению имеющейся в банке данных информации о факте судимости (уголовного преследования) и не принимает решение о допуске к выбираемой гражданином деятельности, непосредственно определяющее правовые последствия, связанные с наличием такого факта», – подчеркнул ВС.

Он добавил, что оспариваемая норма, применяемая в связи с предоставлением госуслуги и имеющая иной предмет регулирования, не может по своему содержанию противоречить ч. 6 ст.

86 УК РФ, согласно которой погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные этим Кодексом, связанные с судимостью.

«Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод, что обработка персональных данных, содержащих информацию о лицах, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию, включая их хранение для определенных и законных целей, осуществляется на законной и справедливой основе, обеспечивает точность персональных данных, их достаточность, актуальность по отношению к целям обработки персональных данных», – счел ВС, который отказал в удовлетворении административного иска.

В комментарии «АГ» одна из представителей административного истца в Верховном Суде, адвокат АП Новосибирской области Елена Данилова отметила: несмотря на то, что согласно ч. 6 ст.

86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные Кодексом, связанные с судимостью, регламенты МВД России позволяют отражать в таких документах сведения о снятой судимости. «Это, на наш взгляд, является недопустимым.

Мы планируем обжаловать решение ВС в вышестоящую инстанцию», – сообщила она.

КС не стал разъяснять «право на забвение» при снятии судимостиВ отказном определении он указал, что суды должны находить баланс между конституционно защищаемыми ценностями исходя из обстоятельств конкретного дела

Адвокат, руководитель уголовной практики АБ «КРП» Михаил Кириенко считает, что решение ВС РФ – это очередная попытка найти баланс между частным и публичным интересом в правах личности. «С одной стороны, я разделяю позицию Суда, что доводы истца не относимы к предписаниям ст.

86 УК РФ, так как институт судимости предопределяется наличие как уголовно-правовых, так и общеправовых последствий для лиц, которые осуждались. Попытки регламентировать “право на забвение” применительно к уголовно-правовой информации о личности предпринимались, тут нужно вспомнить Определение КС РФ от 26 ноября 2018 г.

№ 3087-О, в котором были развиты базовые принципы разрешения такого вопроса, а именно то, что не исключаются возможности ограничения такого “права на забвение” в случаях, когда информация обладает безусловной публичной значимостью, то есть содержит данные о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость, и речь идет именно о публичном доступе», – напомнил он.

По словам эксперта, что касается справки о наличии информации из баз ИЦ МВД России, ее общедоступность исключается, и как раз она аккумулируется для обеспечения публичных функций государства. «Однако это общие моменты, юридически же наличие в справке данных о снятой или погашенной судимости, т.е.

об имевшем факте осуждения лица не должно служить препятствием для реализации прав граждан, за исключением прямо установленных случаев, как, например, с особыми требованиями, предъявляемыми к занятию ряда должностей.

Фактически же порок восприятия такой информации конкретным работодателем имеет место быть», – отметил Михаил Кириенко.

Он добавил, что такая ситуация могла бы очень просто решаться открытием доступа или более простой формой получения информации о судимости по запросу работодателей в тех сферах, где наличие факта осуждения (независимо от снятия или погашения судимости) имеет значение для того же трудоустройства. «И, соответственно, возложения на них, а не на работника, обязанности предоставлять соответствующую информацию. В иных случаях наличие снятой или погашенной судимости не должно влечь отражения в справке ИЦ таких сведений», – полагает Михаил Кириенко. 

Адвокат КА г. Москвы «Якупов и партнеры» Дмитрий Мыльцын полагает, что решение ВС имеет важное значение для правоприменительной практики. «С одной стороны, оно фактически объясняет, почему органы внутренних дел указывают в справках о наличии (отсутствии) судимости сведения обо всех имеющихся ранее судимостях (включая погашенные), т.е.

предоставляют информацию даже о тех судимостях, которые уже не актуальны на день получения сведений.

С другой стороны, оно не решает основной проблемы, не отвечает на вопрос, каким образом уже не актуальные сведения о ранее имевших место судимостях могут повлиять на различные конституционные права лица, в отношении которого запрашиваются сведения о наличии или отсутствии у него судимостей.

Так, например, ВС указывает на ограничения, которые накладывается на лицо, имеющее судимость, даже погашенную при трудоустройстве в ФСБ, СК РФ, на должность судьи, работу в образовательных организациях с детьми и т.д. При этом Суд подчеркивает, что такие сведения МВД России собирает в силу своих обязанностей, являясь в данном случае лишь оператором по сбору такого рода информации», – заметил он.

По словам эксперта, оспаривание же самого факта влияния тех или иных сведений на реализацию трудовых, избирательных и иных прав, по мнению Верховного Суда, должно происходить в судебном порядке по каждым конкретным случаям, где такие сведения повлекли ограничения прав лиц.

«Таким образом, Суд, подчеркивая важность сбора и обработки информации лиц, содержащих сведения о наличии или отсутствии судимостей, устраняется от оценки влияния этих сведений на реализацию различных конституционных прав, оставляя этот вопрос на усмотрение иных органов, которые должны оценивать каждый конкретный случай, степень влияния таких сведений на лиц, соблюдая баланс конституционно значимых ценностей», – убежден Дмитрий Мыльцын.

Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян отметила, что ранее КС РФ неоднократно указывал, что суды должны находить баланс между конституционно защищаемыми ценностями: доступом граждан к информации, с одной стороны, и защитой прав граждан при распространении информации о них, с другой – на основе установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела.

В рассматриваемом случае, по словам эксперта, совершенно очевидно, что интерес заявителя не ограничивался лишь уголовно-правовой составляющей и соответствующими последствиями.

«Очевидным также является то, что даже при отсутствии определенных законодательно установленных ограничений информация о факте уголовного преследования негативно сказывается на репутационной составляющей, позволяя приходить к некоторым предубеждениям.

Полагаю, что баланс интересов, хотя и имеет весьма тонкие грани в разграничениях, но в исследуемом случае нарушен.

Прекращение уголовного дела по реабилитирующему основанию не должно наравне с позитивными тянуть за собой шлейф негативных последствий, даже если это напрямую, с формальных позиций, не нарушает права конкретного гражданина», – подчеркнула Нарине Айрапетян.

Погашение и снятие судимости

Судимость — это правовое положение человека, который был осуждён за совершённое им преступление. В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ, лицо, осуждённое за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Лицо, освобождённое от уголовного наказания, считается несудимым.

Правовые последствия судимости

Судимость влечёт за собой негативные последствия социального и уголовно-правового характера

Отрицательные последствия уголовной направленности:

  • назначение более строгого наказания за вновь совершённое преступление;
  • при назначении осуждённому вида исправительного учреждения;
  • ограничение применения амнистии, условного наказания;
  • надзор над гражданами, освобождёнными из мест заключения.

Отрицательные последствия в реализации конституционных, гражданских прав:

  • запрещено занимать некоторые должности на государственной службе, в таможне, судебных и правоохранительных органах;
  • запрещено работать в сфере педагогической деятельности, предполагающей воспитание несовершеннолетних детей;
  • запрещено работать в адвокатуре;
  • запрещено занимать руководящие должности в финансовой сфере;
  • запрещено работать в службах авиационной безопасности;
  • запрещено осуществлять деятельность в определённых сферах (детективной, охранной и других);
  • нельзя служить в вооружённых силах;
  • нельзя баллотироваться на выборах и быть избранным в органы государственной власти и местных советов;
  • нельзя получить охотничий билет и лицензию на оружие;
  • нельзя быть опекуном и усыновителем;
  • нельзя получить гражданство;
  • нельзя выезжать за пределы страны.

Этот перечень не является исчерпывающим. Существуют и другие ограничения (в зависимости от вида совершённого преступления).

Наличии судимости гражданин обязан указывать при заполнении некоторых официальных документов в различных инстанциях.

Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные уголовным законодательством, связанные с судимостью

Погашение судимости

Погашение судимости происходит автоматически по истечении определённого срока, установленного законодательством. Для этого не требуется наличие судебного постановления. Досрочное погашение судимости невозможно. Судимость погашается только после завершения испытательного срока либо по истечении после отбывания наказания осуждённым срока, установленного законом.

Читайте также:  Может ли председатель от имени снт купить участок в своем снт

В соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ, судимость погашается:

  • а) в отношении лиц, условно осуждённых, — по истечении испытательного срока; б) в отношении лиц, осуждённых к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;в) в отношении лиц, осуждённых к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по истечении трёх лет после отбытия наказания;г) в отношении лиц, осуждённых к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания;
  • д) в отношении лиц, осуждённых за особо тяжкие преступления, — по истечении десяти лет после отбытия наказания.
  • Если осуждённый в установленном законом порядке был досрочно освобождён от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.

Сроки погашения судимости у несовершеннолетних

В соответствии со ст. 95 УК РФ, для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости сокращены и соответственно равны:

  1. а) шести месяцам после отбытия или исполнения наказания более мягкого, чем лишение свободы; б) одному году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести;
  2. в) трём годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Снятие судимости

Снятие судимости означает досрочное освобождение от судимости

Судимость может быть снята:

  • по судебному постановлению, принятому на основании ходатайства лица, уже отбывшего наказание;
  • в связи с актом амнистии;
  • в связи с актом помилования.

В любом случае все правовые последствия судимости автоматически аннулируются. Обязательным условием для этого является безупречное поведение осуждённого.

Суд праве отказать в снятии судимости досрочно в случае, если осуждённый привлекался к административной или уголовной ответственности в период срока судимости.

Порядок снятия судимости

Снятие судимости в отличие от её погашения, не происходит автоматически. Для этого осуждённому необходимо обратится с ходатайством о снятии судимости в суд по месту жительства и предоставить документальные доказательства собственного исправления. Минимальный срок после отбывания наказания, по истечении которого возможно снятие судимости, в законе не указан.

Однако он должен быть достаточным, чтобы гражданин смог доказать то, что он исправился. Прокурор вправе участвовать в заседании, о котором уведомляется заранее. Присутствие осуждённого в заседании обязательно. Суд единолично выносит постановление о снятии судимости или об отказе в удовлетворении ходатайства.

Если ходатайство будет отклонено, повторное обращение возможно по истечении года после отказа.

Законодательством не установлена специальная форма ходатайства о снятии судимости

Мне представляется, что ходатайство обязательно должно содержать следующую информацию:

  • ФИО заявителя, место регистрации, номер телефона;
  • реквизиты исправительного учреждения, в котором отбывал наказание осуждённый;
  • номер и наименование статьи, по которой был осуждён;
  • информацию об отсутствии нарушений со стороны осуждённого с момента вынесения приговора;
  • обстоятельства, могущие склонить мнение суда в пользу осуждённого (зачисление в образовательное учреждение, трудоустройство, вступление в брак, рождение ребенка, тяжкое заболевание и другие);
  • просьбу о снятии судимости;
  • дату подачи ходатайства и подпись осуждённого.

К ходатайству необходимо приложить:

  • заверенные копии приговора и постановления суда вышестоящей инстанции;
  • справку о длительности отбытого наказания;
  • характеристики, выданные в учебном заведении, с места работы, участковым;
  • копии приказов о поощрениях;
  • справку из медицинского учреждения о заболевании, если оно имеется;
  • документы о выплате потерпевшему денежной суммы в качестве возмещения ущерба, причинённого преступлением.

При рассмотрении ходатайства могут быть представлены и другие документы.

Размещённый образец ходатайства о снятии судимости содержит наиболее часто применяемые формулировки, его можно использовать как усреднённую форму

Образец ходатайства о снятии судимости

Справка об отсутствии судимости. Что это и для чего она нужна?

Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о его прекращении предусмотрена Приказом МВД России от 27.09.2019 N660, которым утвержден Административный регламент выдачи таких документов.

Справка предоставляется после проведения проверок гражданина, заявившего о ее получении, и получения сведений о нем по базе данных ФКУ «ГИАЦ МВД России» (Главный информационно-аналитический центр) и ИЦ (Информационный центр). Справку о наличии (отсутствии) судимости могут потребовать у гражданина только в случаях, предусмотренных законом.

Как правило, она нужна при приеме на работу в случаях определенных статьей 65 Трудового Кодекса Российской Федерации, а именно:

  • — для занятия деятельностью в педагогической сфере и для иной работы с несовершеннолетними (спорт, культура, медицинское и социальное обслуживание);
  • — для главных бухгалтеров различных организаций;
  • — для занятия должностей связанных с огнестрельным оружием (учет, хранение, выдача, использование);
  • — для сотрудников ОВД, прокуратуры, службы судебных приставов;
  • — об отсутствии осуждения по приговору суда, неимении судимости, в том числе снятой или погашенной, а также отсутствии факта уголовного преследования, в том числе прекращенного по ряду оснований — для поступления на службу в Следственный Комитет Российской Федерации;
  • — об отсутствии судимости за умышленные преступления — для работы в правлении жилищного кооператива (предоставляется членами правления и ревизионной комиссии, председателем, а также бухгалтером или главным бухгалтером);
  • — отсутствия непогашенной или неснятой судимости — для авиационного;
  • — об отсутствии наказания, препятствующего работе на госслужбе, и не снятой или не погашенной судимости — для поступления на госслужбу;
  • Также такая справка может потребоваться при оформлении усыновления.
  • Указанная справка оформляется уполномоченным должностным лицом на номерном бланке, при этом указываются реквизиты (дата, подпись, оттиск печати) и обязательные сведения о проверяемом гражданине: ФИО, в том числе имевшиеся ранее, дата и место рождения. Справка разделена на несколько граф:
  • — сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее);
  • — сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования;
  • — дополнительная информация.
  • При отсутствии сведений ставится отметка «не имеется». Отметка об отсутствии сведений о факте уголовного преследования ставится, если оно было прекращено по следующим основаниям:
  • — отсутствие события или состава преступления;
  • — примирение потерпевшего с лицом, которому было выдвинуто частное обвинение; отсутствие заявления или жалобы потерпевшего в случаях, когда уголовное дело может быть возбуждено только при их наличии;
  • — наличие не отмененного постановления дознавателя, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • — отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления;
  • — непричастность к совершению преступления; вынесение оправдательного вердикта.
  • При наличии сведений о факте уголовного преследования либо о его прекращении в этой графе указываются дата возбуждения уголовного дела, наименование уполномоченного на это органа, статья Уголовного Кодекса Российской Федерации, дата и основание прекращения уголовного преследования. Сведения о прекращении уголовного преследования указываются, в следующих случаях:
  • — истечение сроков давности уголовного преследования;
  • — вынесение акта об амнистии;
  • — примирение сторон;
  • — изменение обстановки;
  • — деятельное раскаяние;

— прекращение преследования за экономические преступления по ст. 28.1 УПК РФ; до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость деяния были

  1. — устранены новым уголовным законом;
  2. — не достижение возраста наступления уголовной ответственности либо отставание в психическом развитии несовершеннолетнего, достигшего этого возраста;
  3. — применение к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия; в случаях, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не
  4. — связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда;
  5. — отказ в применении принудительных мер медицинского характера в случае неопасного психического состояния гражданина.

В графе «Дополнительная информация» указываются сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) и (или) о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя до принятия в РФ, а также на территории бывшего СССР и иных государств. Хранение сведений об осужденных гражданах осуществляется до достижения ими 80 лет при условии погашения либо снятия судимости.

Справка о наличии (отсутствии) судимости выдается при личном обращении гражданина с письменным заявлением в МФЦ или в отделение полиции по месту жительства (пребывания) гражданина или в ФКУ «ГИАЦ МВД России». Также можно направить на сайт Госуслуги (www.gosuslugi.

ru) заявление в электронной форме, на основании которого выдается указанная справка, однако, стоит учитывать, что электронная визуализация оригинала справки, направляемая в Личный Кабинет, не является юридически значимой. Датой регистрации заявления считается дата приема заявления.

Справка должна быть выдана в течение 30 дней, при необходимости срок может быть продлен не более чем на 30 дней, о чем уведомляется заявитель.

При подаче письменного заявления, и заявления в электронной форме справка вручается заявителю лично, при этом в ответ на электронное заявление должно прийти уведомление о месте и времени получения справки в течение дня после ее готовности.

При невозможности личного присутствия заявителя в ИЦ, оформленные справки направляются почтой в отделение полиции по месту жительства (пребывания) заявителя. О направлении справки заявитель уведомляется письменно.

Для получения требуется предоставить заявление о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости, паспорт и копию его заполненных страниц. Госпошлина за выдачу справки не взимается, но при необходимости проставления на справке апостиля (может потребоваться для выезда в некоторые страны) госпошлина взимается, в этом случае необходим документ о ее уплате (ст. 333.33 НК РФ)