Каждый родитель мечтает о здоровом и успешном ребенке, способном покорять любые высоты. Иногда для достижения этой цели малышу требуется квалифицированная помощь, которую готов оказать учитель-дефектолог.
В современных условиях жизни учитель-дефектолог является очень востребованной профессией, ведь с каждым годом детей с особенностями в развитии становится все больше. Несмотря на это, многие родители с опаской относятся к данному специалисту, относя сферу его деятельностью исключительно к работе с умственно отсталыми детьми.
На сегодняшний день дефектолог – это специалист, занимающийся изучением и выявлением детей со сложностями в развитии и поведении, а также воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Его работа всегда носит индивидуальный характер и направлена на развитие ребенка в соответствии с его личным темпом созревания.
Специалист данной отрасли обладает знаниями в медицине и педагогике, включая в свою деятельность задачи следующих профессий:
- логопед;
- сурдопедагог;
- олигофренопедагог;
- тифлопедагог.
Профессия логопед в отрасли дефектолога заключается в работе с детьми с нарушениями речи, ошибками произношения звуков. Сурдопедагогика и тифлопедагогика затрагивается дефектологом при развивающей деятельности со слабослышащими и детьми с нарушениями зрения. Олигофренопедагогика направлена на работу с ребятами, имеющими различные степени умственного развития.
Как правило, учитель-дефектолог имеет конкретную узкую специализацию.
Алгоритм задач специалиста:
- диагностирование проблемы конкретного ребенка по запросу воспитателя или учителя;
- выявление неблагоприятных вариантов исхода ситуации при несвоевременной помощи;
- составление индивидуальной или групповой программы по корректировке поведения и развития;
- проведение в соответствии с составленной программой занятий индивидуальной или групповой направленности;
- динамическое наблюдение за ходом работы и результатами коррекционной деятельности;
- работа и консультации с педагогами и родителями ребенка.
В специфику работы данного специалиста не входит обучение детей арифметике, чтению или письму.
Дефектолог работает с причинами возникновения трудностей в вышеперечисленных сферах.
Так, развитие пространственного мышления, сенсорное и сенсомоторное развитие, обогащения словарного запаса и формирование представлений о предметах и навыках способствуют устранению проблем в учебном процессе.
Работа узкой направленности, касающаяся благополучия и здоровья детей, всегда будет востребована и необходима. В этом заключается ее главный плюс, ведь профессионал, работающий в этой отрасли, всегда сможет найти клиентов.
Другими достоинствами являются:
- высокое социальное значение профессии – дефектологи помогают детям войти в социум и найти в нем свое место;
- возможность профессионального роста и развития – изучение и работа по различным методикам позволяет педагогу не останавливаться на определенной модели обучения;
- короткий рабочий день – как правило, учителя-дефектологи имеют несколько занятий в день, занимающих 5-6 часов;
- увеличенный отпуск (для бюджетных государственных организаций);
- возможность ведения частных приемов – к хорошим и грамотным специалистам всегда выстраивается очередь из клиентов, готовых заниматься в дополнительные часы.
Несмотря на большое количество плюсов, данная работа обладает и некоторыми недостатками:
- высокая эмоциональная загруженность – педагог-дефектолог должен быть не только учителем, но и другом, способным найти общий язык с любым ребенком, имеющим какие-либо отклонения;
- низкая заработная плата в государственных бюджетных учреждениях;
- невозможность разработки оптимальной и эффективной программы, способной воздействовать на каждого ребенка, в любой конкретной ситуации должна присутствовать своя программа, которую приходится постоянно корректировать в пути реализации;
- высокая конкуренция – как правило, учителя-дефектологи способны эффективно работать в любом возрасте, а потому молодым специалистам бывает сложно найти свое место.
Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что должность учителя-дефектолога интересна и значима, однако требует высокой отдачи и эмоциональных нагрузок.
Специалист в области дефектологии – высокообразованный человек, имеющий в своем арсенале большой багаж знаний и способный применить их.
Дефектолог должен в совершенстве владеть знаниями:
- возрастной и специальной педагогики и психологии;
- анатомо-физиологической дефектологии;
- методов и приемов исправления отклонений в поведении и развитии;
- новейших технологий и методик работы с детьми с отклонениями в развитии.
Помимо знаний преподавателю необходимо иметь навыки:
- проецирования и планирования рабочего процесса с учетом имеющихся и приобретенных знаний и умений ребенком;
- разработки индивидуальных программ, направленных на конкретного ребенка;
- применения различных методик и технологий в обучении детей;
- оказания помощи и проведения консультаций с педагогами и родителями.
Дефектолог работает с детьми, а потому особое внимание уделяется его личностным качествам. Так, в учителе-дефектологе ценятся:
- оптимизм;
- высокая работоспособность;
- умение сопереживать;
- стрессоустойчивость;
- высокий уровень организаторских способностей;
- любовь к детям;
- способность к быстрому принятию решений.
Таким образом, педагог-дефектолог должен быть человеком, любящим детей и желающим им помочь, способным меняться в соответствии с конкретной ситуацией и развиваться в данной сфере.
Педагог по дефектологии должен пройти обучение по специальностям «Специальное дошкольное образование» либо «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
Как правило, получить его можно в учреждениях среднего профессионального образования.
Высшие учебные заведения также ведут обучение в данной отрасли, позволяя студентам, углубится в узкоспециализированные направления, будь то сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика или логопедия.
Кроме того, существует ряд обучающих курсов для повышения квалификации, знакомства с новыми методами и технологиями.
Обучение и развитие педагога в специальной педагогике имеет постоянный процесс и не заканчивается получением документа об образовании.
На сегодняшний день в специалистах-дефектологах нуждаются частные и государственные детские сады и школы, специальные учреждения, детские дома и интернаты, а также реабилитационные центры. Кроме того, в данной отрасли широко распространена частная практика, проводимая на дому.
Кто такой дефектолог?
- Дефектолог – кто это и чем занимается?
- Где учиться на дефектолога?
Современная педагогика богата интересными и востребованными направлениями, одно из которых – дефектология.
Дефектолог – это коррекционный педагог, который работает с детьми разного возраста, имеющими психические или физические отклонения.
Подготовка к школе, полноценное освоение программы обучения, коррекция нарушений в развитии, навыки общения со сверстниками и педагогами – все это поле деятельности дефектолога.
Рассказываем подробно, что это за профессия «дефектолог», какие качества нужно в себе развивать и какими знаниями обладать, чтобы работать в этой гуманной и достойной сфере.
Дефектолог – кто это и чем занимается?
Дефектология – это отрасль специальной (коррекционной) педагогики, которая тесно связана с несколькими другими науками: педагогикой, медициной, психологией, социологией. Дефектология изучает нормы и особенности развития детей с психическими и физическими расстройствами здоровья, методы и способы их воспитания и обучения.
Дефектолог может заниматься научной работой (то есть, проводить исследования, изучать нормы развития, разрабатывать новые коррекционные приемы) или быть практикующим специалистом, работая непосредственно с проблемными детьми.
Не все понимают, чем дефектолог отличается от логопеда. Дефектолог работает с малышами, имеющими дисфункции речи, задержку развития, заболевания нервной системы, а логопед совершенствует речевые навыки у здоровых ребятишек.
Дефектология подразделяется на несколько направлений:
- коррекционная логопедия (исправительная работа с детьми, которые страдают речевыми нарушениями);
- сурдопедагогика (коррекция проблем, возникающих из-за патологии слуховых функций);
- тифлопедагогика (изучает и исправляет расстройства развития у слепых или слабовидящих людей);
- олигофренопедагогика (методы работы с пациентами, имеющими задержку умственного развития);
- ортопедагогика (занятия с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата).
Именно эти направления и определяют конкретную деятельность и специальность педагога-дефектолога. Но разделение это весьма условно, поскольку зачастую дефектологи сталкиваются со всеми этими видами нарушений.
Помимо коррекционной работы, дефектолог занимается еще и адаптацией пациентов в обществе, а также реабилитацией людей, перенесших серьезные заболевания или травмы.
В чем заключается работа дефектолога?
Что же конкретно входит в обязанности дефектолога?
Специалист должен выполнять следующие функции:
- проводить обследование пациентов, чтобы оценить уровень их развития и способностей, определить общее состояние и выявить дефекты;
- работать с медкартами, консультироваться с нейропсихологами, неврологами, логопедами, медиками, чтобы иметь представление об общей картине здоровья пациентов;
- подбирать воспитательные и обучающие методы для составления программы коррекции с учетом индивидуальных особенностей подопечных;
- выполнять коррекционную работу с проблемными детьми, обучать их индивидуально или в группах, согласно плану;
- систематически фиксировать результаты своей работы, чтобы при необходимости оперативно вносить изменения в программу;
- проводить разъясняющие беседы с родителями и педагогами;
- подбирать мероприятия для развития способностей и талантов детей;
- помогать подопечным в выборе будущей профессии;
- способствовать социальной адаптации пациентов;
- вести необходимую документацию.
Из перечисления обязанностей видно, что профессия дефектолога непростая, хоть и очень интересная и полезная.
Преимущества и недостатки профессии
Даже если вы считаете общение с детьми и помощь им своим призванием, следует изучить плюсы и минусы работы, чтобы более ясно понимать, подходит ли она вам, справитесь ли вы, станет ли профессия любимой.
К преимуществам относятся:
- важность и востребованность профессии;
- возможность помочь детям, подросткам и людям, которые перенесли травмы, заболевания и имеют проблемы с речью;
- карьерные перспективы;
- получение знаний, которые полезны в повседневной жизни;
- возможность совмещения рабочих обязанностей с ведением научной деятельности;
- соцпакет и достойная заработная плата;
- допустимость ведения частной практики для приобретения опыта и увеличения своего дохода.
Недостатки профессии дефектолога – это:
- высокая нагрузка на психику из-за большой ответственности за здоровье пациентов;
- сложности в общении с проблемными детьми и их родителями;
- возможное отсутствие результатов в некоторых непростых случаях;
- небольшая зарплата при работе в бюджетных учреждениях;
- множество обязанностей.
Чтобы быть успешным и востребованным специалистом, нужны не только знания и опыт, но и наличие определенных черт характера и личностные особенности.
Дефектологом могут работать коммуникабельные, терпеливые и доброжелательные люди, которые искренне любят детей и хотят с ними заниматься.
Очень важно не только поставить верный диагноз и назначить эффективное лечение, но и увидеть в ребенке полноценную личность, со своим характером и способностями, уважать его мировоззрения и чувства.
Только в случае возникновения взаимного доверия маленькому человеку действительно можно будет помочь.
Обязательными качествами будут также ответственность и дисциплинированность, без них невозможно грамотно спланировать коррекционную программу, четко зафиксировать все результаты и выстроить долгосрочные отношения с пациентами и их родителями.
Еще один важный навык для дефектолога – суметь отделить личную жизнь от работы. Через специалиста проходит огромное количество проблемных клиентов, общаться приходится с людьми разных характеров, ежедневно сталкиваясь с непростыми ситуациями. Если глубоко погружаться в каждую историю болезни – неизбежен нервный срыв.
Что должен знать и уметь профессиональный дефектолог?
Существует перечень основных знаний, без которых дефектологу не обойтись в своей работе. Специалист должен знать:
- психологию;
- социологию;
- анатомию;
- конфликтологию;
- неврологию;
- педагогику;
- патологии в развитии;
- диагностические и коррекционные методы дефектологии;
- методики взаимодействия с детьми и их родителями.
Кроме того, дефектолог проводит анализ медицинского обследования, ориентируясь на заключения врачей, психологов и учителей, поэтому важно будет владеть базовыми знаниями в медицине.
Также специалист должен стремиться постоянно повышать свой квалификационный уровень, изучая современные методы воспитания и коррекции, способы помощи детям с особенностями развития в адаптации, техники консультирования родителей и педагогов.
Где учиться на дефектолога?
Специализацию «Дефектология» предлагают освоить большинство педагогических вузов страны. Устроиться на работу дефектологом можно и с дипломом по смежной специальности – например, будучи психологом или логопедом.
Существует и более ускоренный способ начать работать с проблемными детьми – это курсы дополнительного образования. Наша программа профессиональной переподготовки по направлению «Специальное дефектологическое образование» дает все необходимые знания для работы дефектологом. Обучение проходит в практичном дистанционном формате и длится всего 8 месяцев.
Место работы дефектолога
Дефектологов охотно берут на работу:
- в детские сады, школы и школы-интернаты;
- в медицинские и реабилитационные центры;
- в санатории;
- в социальные учреждения.
Нередко опытные специалисты делают выбор в пользу частной практики, открывая свои кабинеты и центры или проводя консультации для детей, родителей и педагогов в очном и онлайн-формате. Дефектологи, нацеленные на активную деятельность и карьерный рост, занимаются научными исследованиями.
В любом случае, где бы не трудился специалист, главная его задача остается неизменной – помочь детям с отклонениями в развитии научиться жить счастливо и адаптироваться в социуме, насколько это возможно.
Профессия дефектолог: зачем нужна и как выучиться?
Источник фото gpointstudio/freepik
Дефектолог – это специалист, который работает с детьми, имеющими психические или физические недостатки. Человек данной профессии обладает знаниями методик адаптации детей к окружающей среде, занимается их обучением и воспитанием.
Направления работы дефектолога
Дефектолог работает с проблемными детьми, изучает их недостатки, воспитывает, помогает адаптироваться к окружающим условиям. Задачей дефектолога является выявление аномалий развития, включая их происхождение, закономерности и особенности, и на основе полученных сведений разрабатываются методики коррекции.
Профессия «дефектолог» требует знаний во многих областях: психологии, неврологии, педагогики и т.д. Специалист данного профиля проводит диагностику способностей и уровня развития ребенка.
Результатом работы дефектолога является социализация и приобщение к окружающему миру детей с отклонениями в развитии.
Наряду с этим специалист данного профиля проводит беседы с родителями, оказывая им помощь в воспитании и понимании своего ребенка.
Таким образом, должностными обязанностями дефектолога являются:
-
организация и проведение учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
-
обследование детей с целью определения степени выраженности имеющегося дефекта;
-
проведение групповых и индивидуальных занятий с целью восстановления нарушенных функций;
-
консультирование родителей по применению методик и приемов оказания помощи проблемным детям;
-
ведение документации.
Дефектолог – это социально значимая специальность, требующая глубоких профессиональных знаний и желания помогать детям.
Источник фото: user18526052/freepik
Среди профессиональных требований к дефектологу можно выделить следующие:
-
наличие высшего профессионального образования;
-
опыт работы по специальности;
-
знания возрастной и специальной педагогики и психологии, анатомо-физиологической и клинической дефектологии;
-
знания методов и приемов предупреждения и исправления отклонений в развитии;
-
стремление к профессиональному росту и знакомство с новейшими открытиями в своей области (посещение курсов повышения квалификации, мастер-классов, семинаров, конференций, чтение профессиональной литературы и пр.).
Далеко не каждый способен работать дефектологом. При наличии диплома и профессиональных знаний специалисту требуется опыт работы и обладание определенными качествами характера.
Дефектолог – это специалист по работе с детьми, имеющими психологические или физические отклонения в развитии. Данная профессия является сложной, требующей от работника глубоких знаний и определенных личностных качеств.
Для работы дефектологом требуется получить высшее образование.
В должностные обязанности специалиста данного профиля входят осмотр детей, выявление недостатков, поиск причины появления недуга, помощь в адаптации к окружающему миру и т.д.
Получить образование дефектолога возможно в педагогических вузах (код специальности 44.03.03). В процессе обучения студент изучает основы педагогики, способы оказания психологической и медицинской помощи и пр. Поэтому можно утверждать, что дефектолог обладает педагогическим образованием с медицинским уклоном.
Профессия дефектолога подразделяется на несколько узких специальностей, таких как:
- сурдопедагог (работает с детьми, имеющими недостатки слуха);
- тифлопедагог (работает с детьми с нарушениями зрения);
- сурдотифлопедагог (работает со слепоглухонемыми детьми);
- олигофренопедагог (работает с умственно отсталыми детьми);
- логопед-дефектолог (работает с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи) и пр.
Личностные качества дефектолога
Для работы с аномальными детьми и выполнения профессиональных обязанностей дефектолог должен обладать определенными личностными качествами, к которым относятся:
-
терпение, уравновешенность, стрессоустойчивость;
-
ответственность;
-
умение работать со сложными детьми;
-
любовь к детям и своей профессии;
-
коммуникабельность.
При работе с ребенком дефектолог должен видеть в своем воспитаннике полноценную личность, проявлять к каждому интерес, наблюдать, выявлять причины отклонений, стараться оказать помощь, предотвратить возможные нежелательные последствия и т.д.
Поиск работы дефектологом (карьерный рост)
В России работа дефектолога является востребованной и высокооплачиваемой.
Это связано с тем, что многие современные дети имеют проблемы с адаптацией к окружающим условиям (переменам), не могут выстроить общение со сверстниками, имеют проблемы с речью и усвоением обучающего материала, физические отклонения и т.д.
Специалист может оказывать частные услуги, работать в государственных школах-интернатах, коррекционных и реабилитационных центрах, детских садах и дошкольных образовательных учреждениях и т.д.
Зарплата дефектолога
Источник фото prostooleh/freepik
Заработная плата дефектолога в России зависит от региона проживания и места работы. Так в государственных учреждениях оклад специалиста данного профиля может составлять 15-20 тыс. руб.
, в Москве и Санкт-Петербурге – 35-60 тыс. руб. Работа в частных учреждениях (включая оказание частных профессиональных услуг) оплачивается дороже. В месяц сотрудник может получать до 80 тыс. руб.
и выше (в зависимости от должностных обязанностей).
Плюсы и минусы профессии
Профессия «дефектолог» имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:
- важность, востребованность профессии (дефектолог стоит в одном ряду с врачами и учителями);
- достойная заработная плата;
- возможность профессионального развития (разработка собственных методик, издание книг, публикации в научных журналах и пр.).
К минусам профессии относятся:
- высокие психологические и физические нагрузки;
- повышенные требования к знаниям специалиста.
Автор статьи Юркин Алексей
Дефектолог
Дефектолог — специалист, помогающий детям, страдающим от психических и физических недостатков, адаптироваться в обществе. Дефектологов можно отнести к группе специальных педагогов, их профессиональная деятельность тесно связана с медициной, социологией, психологией.
Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см.
выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Кто такой дефектолог?
Дефектологов часто путают с логопедами, но первые занимаются с детьми, которые страдают от задержки речевого развития или заболеваний ЦНС, а вторые корректируют речь абсолютно здоровых ребят.
Условно дефектологов можно разделить на тех, кто занимается научной деятельностью, и тех, кто является практикующим коррекционным педагогом.
Выделяют несколько направлений дефектологии, которые и определяют поле деятельности педагога:
- логопед, изучающий проблемы с речевым развитием, исправляющих их;
- сурдопедагог и тифлопедагог, работающие с людьми, у которых наблюдаются проблемы со слухом или зрением соответственно;
- амблиолог, занимающийся с пациентами, страдающими от нарушений зрения, слепыми детьми;
- олигофренопедагог и ортопедагог, работающие с детьми, страдающими от задержки умственного развития и опорно-двигательного аппарата соответственно.
Дефектологи, работающие с любым из вышеперечисленных направлений, занимаются не только коррекцией поведения, но и социальной адаптацией пациентов, их обучением, реабилитацией.
- Подготовка к ЕГЭ 2023: видеокурсы без воды
- Онлайн-университет рентабельного образования Skypro. Освойте новую профессию и улучшите качество жизни!
- Бесплатные курсы по любому предмету ЕГЭ и ОГЭ
Особенности профессии дефектолог
Востребованные дефектологи ежедневно контактируют с детьми и их родителями, посещают конференции, занимаются научной работой, консультируется со своими коллегами, работающими в сфере медицины, педагогики, социологии. Они ведут своих маленьких и взрослых воспитанников, помогая им найти свое место в мире.
Основные обязанности:
- осмотр пациентов, оценка их состояния и уровня развития;
- работа с медкартами пациентов;
- выбор методических материалов, составление индивидуальных программ с учетом особенностей пациентов;
- проведение работы, направленной на коррекцию недостатков в развитии и поведении воспитанников;
- проведение регулярных обследований, корректировка индивидуальной программы по результатам обследования;
- работа с педагогами, родителями детей;
- изучение увлечений, особенностей и склонностей воспитанников;
- помощь в выборе профессии, социальной адаптации;
- научная работа, ведение документации.
Опытные дефектологи постоянно используют в работе современные методики, являясь очень активными и увлеченными людьми. Работа дефектолога очень важна, ведь он помогает детям адаптироваться, выбрать профессию, общаться с людьми, получить все необходимые знания.
Плюсы и минусы профессии дефектолог
Плюсы
- Оказание помощи детям и подросткам.
- Профессия важная и нужная.
- Перспективы карьерного роста.
- Возможность совмещать практику с научной деятельностью.
- Многогранность дефектологии.
- Дефектологи — специалисты, востребованные на рынке труда.
- Социальный пакет, работа с приятными коллегами.
Минусы
- Необходимость ежедневно общаться с разными людьми, которые не всегда довольны методами дефектолога.
- Сложности, возникающие во время общения с детьми.
- Психоэмоциональные нагрузки.
- Успешность проводимой работы зависит не только от дефектолога, но и от родителей, учителей, врачей, которые занимаются лечением ребенка.
- Маленькая заработная плата.
- Огромное количество должностных обязанностей.
Важные личные качества дефектолога
Дефектологи работают с ребятами, страдающими от приобретенных и врожденных заболеваний, поэтому они должны отличаться терпением, любовью к детям, ответственностью. Ежедневно коррекционные педагоги сталкиваются с радостью и грустью, бывают и конфликтные ситуации, поэтому важно внутреннее спокойствие, гармония и выдержка.
Дефектолог должен быть доброжелательным, миролюбивым и очень увлеченным человеком, который готов всего себя посвятить любимому делу. Коррекционный педагог может и не любить детей, но он обязан относиться к своим маленьким воспитанникам с уважением и пониманием.
- Ответственность.
- Терпеливость.
- Неравнодушие.
- Уравновешенность.
- Строгость.
- Объективность.
- Задатки лидера.
- Коммуникабельность.
- Креативность.
- Внимательность.
Обучение на дефектолога
Место работы дефектолога
Дефектологи являются востребованными специалистами, которые могут трудоустроиться в следующие государственные и частные образовательные заведения:
- школы-интернаты;
- детские центры;
- детские сады;
- санатории;
- специализированные школьные учреждения;
- медицинские центры.
Очень часто опытные дефектологи занимаются частной практикой, работая с одним или несколькими учениками. Коррекционные педагоги востребованы в учреждениях, специализирующихся на обучении, лечении, социализации детей и подростков.
Карьерный рост
Талантливый и увлеченный дефектолог, находящий время для саморазвития и научной работы, быстро добьется успеха. Карьерный рост коррекционных педагогов заключается в получении научной степени и должности директора учреждения.
Зарплата дефектолога
Профессиональные знания
- Коррекционно-педагогические методики, методы и приемы.
- Умение вступать в психологический контакт с учениками.
- Умение анализировать результаты медицинского обследования, заключений педагогов и психологов.
- Диагностические методики.
- Глубокие познания в сфере психологии, социологии.
- Базовые знания о медицине.
- Навыки и знания, необходимые для разработки индивидуальной коррекционной программы.
- Знание 1 иностранного языка (желательно, но необязательно).
Известные дефектологи
- Роза Евгеньевна Левина.
- Александр Романович Лурия.
- Клара Самойловна Лебединская.
Чем занимается дефектолог с детьми в детском саду и школе, какие занятия он проводит
Особенности деятельности дефектолога в детском саду и школе. Специализации этих коррекционных педагогов, направления работы. Проблемы современной дефектологии.
К сожалению, некоторые дети приобретают патологии, проблемы с психикой, опорно-двигательным аппаратом, зрением и слухом. В таком случае им нужна помощь дефектолога. Этот специалист владеет методиками обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
Кто такой дефектолог
Дефектолог — это коррекционный педагог, который занимается с детьми, имеющими отклонения в развитии. Несмотря на то что дефектология развилась на стыке медицины и педагогики, этот специалист не является врачом. Он коррекционный педагог, и его основная задача — обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Работников этого профиля можно встретить не только в детских садах и школах. Их можно найти в реабилитационных и социальных центрах, поликлиниках. Они могут работать как индивидуально ребёнком, так и с группой детей.
Дефектология включает в себя несколько направлений:
- Олигофренопедагогика — работа с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость, задержка психического развития);
- Сурдопедагогика — работа с проблемами слуха;
- Тифлопедагогика — работа с нарушениями зрения;
- Логопедия — работа с речевыми нарушениями.
Работа дефектолога в детском саду разнообразна и зависит от конкретных нарушений. В обычной школе вы редко найдёте данного специалиста — он работает в специализированных школах для детей с отклонениями в развитии. В школе обычно есть только логопед, который помогает детям с речевыми нарушениями.
Ещё одна важная сторона деятельности дефектолога — привитие социальных и бытовых навыков. Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью плохо приспосабливается к жизни, а слепые не могут ориентироваться в пространстве. Помочь с этим справиться призван коррекционный педагог.
Какую работу проводит дефектолог
Обучает, развивает, воспитывает, знакомит с окружающим миром и много другое. Это далеко не полный перечь того, что делает дефектолог с детьми. Его действия зависят от вида нарушения. Общая цель — формирование мотивации к обучению.
На первом этапе учитель-дефектолог проводит обследование, которое затрагивает все стороны развития. Проверяется, как дети вступают в контакт, как реагируют, какой у них темп работы. Обследуется мышление, понимание инструкций, зрительное и слуховое восприятие.
На основе полученных результатов специалист разбивает детей на группы с примерно одинаковым уровнем развития. С некоторыми детьми проводить групповые занятие не получается: к этой категории относятся аутисты — они чаще ставятся на индивидуальные занятия в силу специфики данного нарушения развития.
Занятия проводятся по нескольким направлениям:
- На первом этапе проводится ознакомление с окружающим миром. Формируются представления о нём, его законах. Развивается внимательность и ответственность за свои действия.
- Второй этап — развитие элементарных математических представлений. В ходе занятий дефектолог рассказывает о величине, форме предметов и других характеристиках объектов.
Большое внимание уделяется сенсомоторному развитию. Отдельно ведётся работа по развитию ощущений. Для этого делаются пальчиковые бассейны с разными крупами и мелкими игрушками. Полезно готовить ароматную еду, изучать овощи, фрукты, ягоды, трогать, обследовать пальчиками. Всё это помогает детям сформировать разные ощущения.
Малыши с задержкой психического развития отличаются проблемами с играми. Им тяжело контактировать с кем-то, следовать правилам. Поэтому им требуется помощь дефектолога, который руководит действиями подопечных и помогает им найти общий язык друг с другом.
Незаменимы и консультации для родителей. Дефектолог может ответить на всех их вопросы, дать совет и помочь справиться с непростыми проблемами ребёнка.
Примеры методов работы
Образовательный процесс строится исходя из особенностей нарушения. Например, при проблемах со слухом возникает распад устной речи. Особенно это касается дошкольного возраста, так как в этот период идёт активное формирование речи.
Потеря слуха, отсутствие нормальной коммуникации приводит к тому, что малыш начинает молчать. При отсутствии должной коррекционной поддержки он навсегда теряет навык речи. В дальнейшем его обучают жестовому языку, но это сильно ограничивает его возможность интеграции в обществе.
Адаптация к реальной жизни — вот чем занимается дефектолог в детском саду и школе. Сурдопедагог делает упор на развитие устной речи. Тифлопедагогу приходится вести обучение немного в другом ключе. Его основная задача — это развитие социальных и бытовых навыков. Важно преподавать представления об окружающем мире, приучать учеников воспринимать мир «через пальцы».
Для этого создают специальные объёмные книги. Они выполнены из разного материала и изображают: здания, улицы, животных, растения. Всё это позволяет ученикам с нарушением зрения сформировать представления об окружающем мире.
Немаловажно прививать навыки самообслуживания, так как порой родители не дают ребёнку это делать, лишая его шанса на самостоятельную жизнь. Ближе к школе начинается подготовка к овладению шрифтом Брайля. Это рельефный точечный рисунок, который является аналогом обычного письма. Слепые через пальцы воспринимают его и читают написанное.
Олигофренопедагоги занимаются детьми с интеллектуальными нарушениями. Это задержка психического развития и умственная отсталость. Работа с такими учениками строится на развитии мышления. Им также прививаются навыки самообслуживания, коммуникации. Детей с лёгкой степенью умственной отсталости приучают к труду.
Проблемы дефектологии
В современных условиях не все дети с ограниченными возможностями здоровья получают помощью. Есть малыши со сложной структурой дефекта, например, слепоглухие. До прошлого века они считались необучаемыми, пока известный американский педагог Энн Салливан не показала пример обучения такого ребёнка. Именно её фотография является заглавной к этой статье.
Её ученица, Хелен Келлер, потеряла возможность слышать и видеть после тяжёлой болезни. Участь девочки была незавидной — приют. Но Салливан доказала, что её можно адаптировать к обществу. Келлер стала активисткой, писательницей, лектором. Её деятельность широко освещалась в обществе. Однако в современном мире обучение таких детей сопряжено с рядом трудностей.
Возросшее количество малышей с расстройством аутистического спектра (РАС) требует от дефектологов разработки новых программ обучения. В прошлом веке их было принято считать умственно отсталыми, но современные исследования опровергли это. Работа с такими детьми должна быть направлена на развитие коммуникативных навыков.
Подводя итог можно сказать, что дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу. Важную как для малыша, так и для его родителей. Это позволяет максимально социализировать детей в обществе.