Основания для признания граждан нуждающимися в жилье

  • По последним оценкам экспертов, значительная часть существующего специализированного жилищного фонда достигает порядка 80% изношенности.
  • Жители таких помещений являются главными претендентами на улучшение их условий проживания.
  • Благодаря разнообразным программам социальной поддержки населения жилищная проблема постепенно решается, однако, до окончательного её разрешения еще очень далеко!

Какие категории граждан являются нуждающимися в жилом помещении?

Жилищный кодекс РФ предусматривает две формы обеспечения нуждающихся граждан жилыми помещениями на особых условиях: из средств регионального и федерального бюджета.

Основания для признания граждан нуждающимися в жилье

  1. Малоимущие, а также граждане, обладающие правом на оформление соглашения социального найма жилья;
  2. Участники ВОВ, а после их кончины — ближайшие члены семьи;
  3. Дети-сироты, не имеющие родителей/иных попечителей: после выпуска из детских домов, учебных заведений, по окончании воинской службы или прекращении прочих видов опеки;
  4. Граждане, лишённые жилья из-за стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;
  5. Жители домов, признанных решением специальной комиссии ветхими, аварийными и опасными для проживающих в них людей.

Данные категории граждан, как правило, обладают первоочередным правом на получения жилья.

Помимо федерального бюджета, средства на обеспечение нуждающихся жилыми помещениями, выделяют бюджеты субъектов РФ.

Основания для признания граждан нуждающимися в жилье

  • Ветераны и инвалиды прочих боевых действий (помимо ВОВ);
  • Граждане, принимающие участие в ликвидации последствий атомного взрыва на ЧАЭС;
  • Совершеннолетние инвалиды и члены семей, в составе которых есть дети-инвалиды;;
  • Мамы, воспитывающие детей в одиночку, родители трёх и более детей и т.д.

Основания для признания

Российское жилищное законодательство содержит перечень оснований, позволяющих признать граждан нуждающимися в предоставлении им жилья за счет бюджетных средств.

Основания для признания граждан нуждающимися в жилье

  • Граждане не должны являться арендаторами жилых помещений по договору соц. найма, также, как и ближайшие члены их семей. Кроме того, в их собственности не должно быть объектов недвижимости, как не должно быть жилых помещений у членов их семей.
  • Заключение соглашения социального найма непосредственно у претендента на жильё и членов его семьи допускается, если в одном помещении одновременно проживают несколько семей, а в составе семьи нуждающихся есть человек, страдающий тяжелой формой опасного хронического заболевания, входящего в утверждённый
  • Правительством РФ специальный перечень. При этом другого социального жилья, предоставленного в найм или жилого помещения, являющегося личной собственностью, быть не должно.
  • Проживание граждан в условиях, признанных не соответствующими современным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Этот факт должен быть документально подтверждён соответствующим актом, подписанным членами специальной аттестационной комиссии.
  • Граждане являются арендаторами жилья по договору соц. найма или таковыми являются члены их семьи и родственники; при этом минимальные учётные нормы на одного члена семьи не выполняются. Речь идёт о минимальном размере жилой площади, приходящемся на одного человека.

Необходимые условия, которые должны быть выполнены для получения статуса нуждающихся в жилье

Основания для признания граждан нуждающимися в жилье

  • Претендент должен постоянного проживать в том населённом пункте, в котором он планирует получить социальное жилье или льготы на его приобретение. Конкретный срок определяется местными подзаконными актами, но, как правило, он составляет минимум 10 лет.
  • Претендент должен иметь гражданство Российской Федерации и быть прописан в данном населённом пункте.
  • Количество квадратных метров, приходящихся на одного человека, должно быть меньше существующей нормы. На сегодняшний день она такова: 10 кв.м. на человека для семей, проживающих в отдельных жилых помещениях и 15 кв.м. — в коммунальных квартирах.
  • Претендент должен быть признан нуждающимся в жилье, т.е. быть зарегистрированным в качестве очередника на получение социальной помощи.
  • Со стороны очередника в течении последнего пятилетия не должно быть совершено никаких действий, повлекших за собой ухудшение условий проживания. Под таковыми действиями понимаются: разделение жилых помещений, передача права собственности и прописка других лиц, неравный обмен жилыми помещениями и т.д.

Порядок получения жилья

Первый шаг на долгом пути получения социального жилья — это признание семьи малоимущей, т.е. семьей, чей суммарный общий доход, приходящийся на одного человека, не дотягивает до установленного прожиточного минимума.

Для получения статуса малоимущей семьи нужно предоставить в территориальное отделение управления социальной защиты следующие документы:

  • заявление;
  • документы, содержащие информацию о доходах всех членов семьи;
  • документы, определяющие степень родства между членами семьи.

Стоит отметить, что законом состав малоимущей семьи не установлен, поэтому в неё могут входить не только родители и их дети, но и прочие родственники, проживающие с ними.

Следующий этап — предоставление в Жилуправление районной администрации необходимых документов для признания семьи нуждающейся в жилом помещении.

Основания для признания граждан нуждающимися в жилье

  • Заявление установленного образца с подписями всех членов семьи;
  • Документы, удостоверяющие личность каждого человека, указанного в заявлении (паспорта, свидетельства о рождении и т.д.);
  • Документы, подтверждающие факт совершения или расторжения брачного союза (свидетельства о заключении или расторжении брака). Если в составе семьи указаны и другие родственники, необходимо документально подтвердить этот факт;
  • Документ о признании семьи малоимущей (копия решения соцзащиты).

Если предоставлен полный пакет документов, то семья признаётся нуждающейся и ставится на учёт. В определённый срок заявитель может получить копию решения, подтверждающую данный факт.

Если семья не обладает правами первоочередного получения бесплатного жилья, то оно будет предоставлено в порядке очереди.

В каких случаях нуждающиеся граждане могут получить отказ?

Основания для признания граждан нуждающимися в жилье

  • предоставление недостаточного пакета документов;
  • отсутствие документов, определяющих право постановки на учёт конкретных лиц;
  • намеренное ухудшение условий проживания на протяжении последних пяти лет;

Кроме того, семья может быть снята учёта спустя некоторый промежуток времени по следующим причинам:

  • переезд на новое место жительства;
  • приобретение жилья в личную собственность;
  • изменение состава семьи, повлекшее за собой увеличение доходов на одного члена семьи и, как следствие, отмену ее статуса малоимущей;
  • участие в программах господдержки, направленных на выкуп жилого помещения или ипотеки.

Как добиться улучшения жилищных условий?

Основания для признания граждан нуждающимися в жилье Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года

Каждая семья или гражданин мечтают об улучшении условий проживания – расширение жилплощади, переезд в благоустроенное помещение, переселение из аварийного дома. Помимо использования семейных сбережений или ипотечного кредита, в ряде случаев можно претендовать на выделение недвижимости за счет государства или местных властей. Для этого нужно соблюсти требования ЖК РФ и местных нормативных актов – пройти учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кто имеет право на улучшение жилищных условий?

Основания для признания граждан нуждающимися в жилье

Желание переехать в новое жилье или расширить жилплощадь за счет государства должно соответствовать требованиям ЖК РФ. Прежде всего, необходимо признание нуждающимся в улучшении жилищных условий – потребуется подтвердить факт отсутствия жилья либо несоответствия условий проживания законодательным нормативам.

Обратимся к ст. 51 ЖК РФ, в которой зафиксированы все критерии для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. На постановку в очередь можно рассчитывать при следующих обстоятельствах:

  • отсутствие недвижимости в собственности или по соцнайму, т.е. у заявителей попросту нет квартиры или иного объекта для постоянно размещения;
  • если уровень обеспечения жилплощадью в квартире ниже учетной нормы;
  • если помещение не отвечает нормативным критериям, т.е. является непригодным;
  • если среди жильцов есть больной, чье заболевание включено в специальный федеральный реестр, а в квартире проживает несколько семей.

Обратите внимание!

Подтверждение указанных обстоятельств является обязанностью граждан, подающих заявление. Местные власти будут проверять основания только по факту поступления документов.

Если у граждан нет ни одного объекта недвижимости для размещения, они однозначно нуждаются в улучшении жилищных условиях и без проблем будут поставлены на учет. Сложнее определить факт несоблюдения учетной нормы жилплощади, для этого учитываются следующие правила:

  • под учетной нормой понимается минимальный предел площади, превышение которого не дает права на постановку в очередь (как правило – 6 кв. м на человека);
  • размер этого показателя утверждается на уровне местных властей, поэтому даже для соседних населенных пунктов он может отличаться;
  • указанная норма не может превышать минимальный размер площади для предоставления жилья, т.е. 18 кв. м на одного члена семьи.

Важное правило – для уровня обеспеченности учитываются все объекты недвижимости, принадлежащие по праву собственности или соцнайма.

Перечисленные выше обстоятельства зафиксированы на федеральном уровне и не могут произвольно изменяться региональным или местным законодательством. Однако субъекты РФ и местные власти вправе утверждать собственные программы – в форме выделения квартир отдельным категориям граждан (например, многодетным семьям), субсидий, средств на условиях софинансирования и т.д.

Переселение из аварийного жилья

Одним из критериев для постановки на учет является несоответствие жилья законодательным нормативам. Такие требования перечислены в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Аварийность здания, в котором находится помещение, подразумевает непригодность для проживания.

Для положительного решения вопроса о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий по этому критерию учитываются следующие правила:

  • аварийность связана с существенным повреждением или разрушением несущих конструкций и элементов здания;
  • установление этих обстоятельств происходит в комиссионном порядке, путем обследования дома, проведения экспертиз и составления акта;
  • для признания дома или помещения аварийным местные власти издают постановление на основании акта комиссии.

Обратите внимание!

Сам факт ветхости жилья по причине значительного износа не является признаком аварийности. Кроме того, аварийность подразумевает невозможность восстановления здания с помощью капитального ремонта.

Таким образом, проживание в аварийном объекте недвижимости является законным основанием для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, даже если размер жилплощади соответствует учетной норме. Переселение из аварийного жилья происходит по федеральным и региональным программам, в том числе путем выделения субсидий из бюджета.

Получение субсидии на улучшение жилищных условий

Выделение субсидий на покупку или ремонт недвижимости предусмотрено федеральной программой «Жилище». Выделение средств происходит только при подтверждении факта постановки на учет, а после получения субсидии семья будет исключена из очереди.

Читайте также:  Оплата за отопление при отсутствии радиаторов

Вот по каким правилам выделяются субсидии на улучшение жилищных условий:

  • обратиться за выделением бюджетных средств может семья, которая фактически состоит в очереди;
  • документы подаются через местные властные органы (муниципалитеты или районные администрации);
  • выделение средств происходит только в рамках бюджетного финансирования на текущий календарный год, т.е. граждане не смогут получить деньги сразу после постановки в очередь.

Обратите внимание!

Самостоятельные программы субсидирования утверждаются региональными и местными властями, их содержание может существенно отличаться.

В частности, за счет бюджета субъектов РФ происходит выделение субсидий для молодых семей, отвечающих критериям по возрасту и уровню обеспеченности жилплощадью. В большинстве регионов молодой семьей признаются супруги, если их возраст не достиг 35 лет.

В отдельные категории льготников, имеющих право на внеочередное или первоочередное выделение субсидий, включаются:

  • ветераны ВОВ или боевых действий;
  • граждане, размещенные в ветхих и аварийных домах, а также зданиях, которые собираются сносить;
  • инвалиды различных групп, имеющие справку МСЭК;
  • многодетные семьи (для них предусматривается возможность получить и земельный участок для возведения собственного дома);
  • воспитанники детских домов, достигшие возраста 18 лет.

Точный перечень льготников нужно уточнять в отделах соцзащиты населения или администрации МО. Субсидия может быть реализована на покупку или ремонт жилья, реконструкцию дома с увеличением жилплощади и т.д.

Куда обращаться за улучшением жилищных условий?

Основания для признания граждан нуждающимися в жилье

Заявление на улучшение жилищных условий подается в муниципалитет по адресу проживания. Исключение сделано только для некоторых категорий граждан (например, для военнослужащих, уволенных в запас без предоставления жилья, и т.д.). В состав документов нужно включить:

  • заявление, подписанное каждым членом семьи (за детей подпись ставят законные представители – родители, опекуны и т.д.);
  • документ, подтверждающий наличие в собственности или пользовании объекта, не соответствующего норме;
  • акт о непригодности помещения для проживания;
  • постановление о признании дома аварийным;
  • справка о регистрации по месту жительства;
  • паспорт и свидетельство о рождении на каждого заявителя;
  • свидетельство о браке.

По факту получения указанных бланков и форм заявителю сообщается регистрационный номер, а постановка на учет происходит путем издания постановления главой муниципалитета.

Заявление на улучшение жилищных условий

Юридическим основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий выступает заявление. В тексте этого документа, адресуемого в муниципалитет, нужно указать следующие данные:

  • полный состав лиц, претендующих на учет;
  • список объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности или соцнайма;
  • основание, по которому заявители просят признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий (аварийность объекта, несоответствие учетной норме и т.д.);
  • личные подписи всех заявителей.

В большинстве регионов составить и подать заявление можно не только в местной администрации, но и через МФЦ.

Заявление о постановке на учет рассматривается в течение 30 дней. Однако при проверке документов могут выявляться основания для отказа в удовлетворении заявления. К числу таких обстоятельств относятся:

  • несоответствие критериям, указанным в ст. 51 ЖК РФ и муниципальных актах;
  • недостоверные сведения, представленные заявителями (умышленное сокрытие квартиры, принадлежащей одному из членов семьи и т.д.);
  • устранение оснований для постановки на учет (например, завершение капитального ремонта дома и снятие статуса аварийности);
  • умышленное ухудшение условий для постановки на учет (например, продажа собственно жилья в пределах 5 лет до обращения).

Об отказе выносится мотивированное решение, которое можно обжаловать через суд.

Резюме

  • Чтобы получить жилье за счет государства или муниципалитета, нужно подать заявление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
  • Основанием для учета является отсутствие жилья, несоответствие учетной норме, непригодность квартиры или дома для проживания, наличие заболевания по федеральному перечню.
  • Одним из вариантов улучшения условий является выделение бюджетной субсидии – ее можно направить на покупку или ремонт квартиры и частного дома.
Основания для признания граждан нуждающимися в жилье Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Основания признания граждан нуждающимися в жилье, предоставляемом по договорам соцнайма

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » Найм жилого помещения » Основания признания граждан нуждающимися в жилье, предоставляемом по договорам соцнайма Основания для признания граждан нуждающимися в жилье

Получить заключение эксперта по договорам соцнайма в два клика

Согласно современному законодательству, только некоторые категории физлиц могут претендовать на выдел недвижимости.

Содержание

Социальная политика органов власти на территории Российской Федерации направлена на то, чтобы все без исключения граждане чувствовали себя обеспеченными и защищенными со стороны государства.

Одним из ключевых направлений соцполитики считается предоставление гражданам, признанным малоимущими или нуждающимися, жилья при заключении договора соцнайма.

Данный вопрос урегулирован ЖК Российской Федерации, а именно, 7 главой выделенного источника права.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования

Гарантии обеспечения достойных условий для жизни стали доступными для каждой семьи на территории Российской Федерации. Подобная возможность обуславливается содержанием муниципального и государственного недвижимого имущества в Жилищном фонде, которым в дальнейшем наделяются физлица на условиях социального найма.

Согласно современному законодательству, только некоторые категории физлиц Российской Федерации могут претендовать на выдел недвижимости при соблюдении условий, зафиксированных в НПА. К таковым категориям относятся физлица, а в частности:

  • семьи, признанные малоимущими;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, которые наделяются правом постановки на учет Жилищного фонда согласно договорам, заключенным на мировом уровне;
  • участники боевых действий, ветераны ВОВ, а также военнослужащие, которые получили инвалидность при несении своего профессионального долга;
  • инвалиды I и II групп, в частности, нетрудоспособные лица, участвовавшие в ликвидации последствий взрыва на ЧАЭС;
  • работники государственных органов (Прокуратуры Российской Федерации, судебных инстанций).

Главное из условий выдела жилья по договору социального найма и проставление на учет Жилищного фонда нуждающихся граждан – официальное объявление их малоимущими.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (или улучшении условий проживания) регламентированы ст. 51 ЖК РФ. Кроме того, основания признания граждан нуждающимися в жилых помещения могут быть также дополнительно установлены ФЗ или региональными законами Российской Федерации.

Это связано с тем, что Жилищный кодекс не дает исчерпывающего ответа на вопрос, какие граждане нуждаются в улучшении условий проживания, а какие нет.

Обусловливается это тем, что в различных субъектах государства существенным образом разнятся доходы, минимальный прожиточный минимум и другие экономические показатели.

Граждане, которые не имеют своего жилья по договору социального найма или в собственности

На сегодняшний день первоочередной когортой граждан, нуждающихся в улучшении условий для проживания, считаются физлица, не имеющие права на владение жильем по договору, подразумевающему социальный найм, или на правах собственности. Кроме того, признаются таковыми и все члены семьи, которая считается нуждающейся.

К данной категории можно отнести малоимущие семьи, которые арендуют жилые помещения у частных собственников или юрлиц. Так же используют для проживания имущество государственного или муниципального характера на условиях коммерческого найма или же договора поднайма.

Предоставление такой нуждающейся семье в улучшении условий проживания собственности происходит после постановки всех субъектов на жилищный учет и заключения с органами государственного или муниципального уровня договора социального найма. При этом собственность для проживания нуждающейся семьи может быть предоставлена как бесплатно, так и за небольшую плату.

Кроме того, нуждающиеся семьи в улучшении условий проживания по договорам социального найма имеют право в дальнейшем осуществить процедуру приватизации собственности государственного или муниципального характера, если будет соблюден законодательный порядок ее использования.

Для этого потребуются документы, подтверждающие перечисленные выше основания. Кроме того, необходимо предоставление информации жилищного учета о том, когда была проведена постановка семьи в общую очередь граждан, признанных малоимущими.

Постановка на жилищный учет Жилищного фонда при наличии подобного основания происходит в соответствии со ст. 51 п.1 ЖК Российской федерации.

Граждане, обеспеченные общей площадью на одного человека менее учетной нормы

Другая категория граждан, которая также может претендовать на получение государственного или муниципального жилья на территории Российской Федерации, признается нуждающейся в улучшении условий проживания на основании того, что они обеспечены жилплощадью, размеры которой составляют менее указанной в жилищном законодательстве Российской Федерации нормы.

Постановка на учет в данном случае может быть произведена только тех граждан, которые обладают имуществом для проживания на основании договора социального найма, а также членов их семьи. Иные лица, не подходящие под данную статью, принимаются на учет жилищного фонда без учета нормы квадратуры на каждого субъекта.

Чтобы поставить на жилищный учет семьи, признанные малоимущими, специальная комиссия осуществляет расчет обеспеченности на каждого члена. При этом предоставление информации жилищного учета идет по всем объектам недвижимого имущества, которые используются для проживания гражданами на основе социального найма в Российской Федерации.

Показательным образцом того, что семьи нуждаются в улучшении условий для проживания, является пример из юридической практики. Семья, складывающаяся из 5 человек, по договору социального найма проживала в квартире государственного характера, площадь которой равнялась 35 кв. метрам.

Один из представителей семьи также являлся нанимателем муниципального жилья, площадь которого составляла 25 м. Законодательный порядок в данном случае обязывает учитывать жилплощадь обоих объектов недвижимости. Иными словами, на 5 членов семьи приходится 60 метров площади.

Учетная норма в рамках данного муниципального образования равняется 13 кв. метрам.

Путем простых подсчетов можно прийти к выводу, что на каждого члена семьи приходится по 12 метров, что не дотягивает до нормы. Иными словами, граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий за счет собственности государственного типа. В такой ситуации они ставятся на учет жилищного фонда.

Если учетная норма жилплощади соблюдается, и на то есть подтверждающие документы, то происходит снятие с жилищного учета субъекта правоотношений.

Читайте также:  Исковое заявление о признании принявшим наследство

Не соответствие жилого помещения установленным требованиям

В улучшении условий нуждаются и те граждане, признанные малоимущими, которые проживают в квартире, не отвечающей нормативным требованиям.

Законодательный порядок устанавливает, что любая квартира государственного или муниципального уровня должна отвечать требованиям, которые гарантируют комфортное проживание субъектов.

Этот перечень закрепляется ст. 15 ЖК РФ. Жилое помещение будет признано таковым, если:

  • оно отвечает требованиям благоустройства (на территории жилплощади должен быть водопровод, электрические и газовые коммуникации, система центрального или индивидуального отопления и др.);
  • в квартире совместного проживания обеспечивается весь объем санитарно-технических требований (в данном случае речь идет о звуконепроницаемости стен и окон, светопроницаемости, проветриваемости и естественной вентиляции воздуха, противопожарной безопасности);
  • техническое состояние объекта не создает риска для здоровья и жизни членов семьи, признанных малоимущими.

Если жилплощадь (государственного или муниципального уровня) объявлена не соответствующей требованиям, то граждане, признанные малоимущими, считаются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Но для этого необходимы документы, которые подтверждают наличие нарушений.

Получить подобные документы (заключения) можно в специализированных органах санитарно-эпидемиологической службе, в органах здравоохранения или пожарной инспекции.

Далее необходимо осуществить предоставление информации жилищного учета о признании имущества непригодным для жизни.

Невозможность совместного проживания в одной квартире с больными, страдающими тяжелыми формами некоторых хронических заболеванийВажной детерминантой выдела жилья по договору социального найма выступает невозможность совместного проживания в доме с другими лицами. Детерминируют подобную процедуру документы, подтверждающие наличие у других жителей тяжелых форм определенных заболеваний в хронической форме.

Список подобных заболеваний утверждается Постановлением Правительства РФ под № 3781. Невозможность совместного проживания в квартире будет признана правомочной, если у одного из жильцов дома обнаружены опасные заболевания и на то существуют подтверждающие документы, а именно:

  • активная форма туберкулеза;
  • гангрена нижних или верхних конечностей;
  • злокачественные опухоли, которые сопровождаются различного рода выделениями;
  • эпилепсия, припадки которой происходят с частой периодичностью;
  • другие тяжелые заболевания.

Следует понимать о том, что невозможность совместного проживания в квартире не зависит от учетной нормы, типа имущества (коммунальная или отдельная).

В данном случае важны лишь обстоятельства, которые являются препятствием для совместного пребывания граждан.

В подобной ситуации невозможность совместного проживания в квартире гарантирует субъектам предоставление новой жилплощади по договору социального найма. Для этого в уполномоченный орган необходимо подать документы для постановки на учет.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся — новости Право.ру

Роман и Елена Ивановы* жили с матерью в квартире площадью 47,5 кв. м. В ней брат и сестра были прописаны с детства, а в 2004 году получили по доле размером 1/3 в собственность. В 2009-м дочь вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья у молодой семьи не было, они жили у тещи. А спустя время брату Роману досталась половина дома площадью 71,3 кв. м.

В 2012 году Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Чиновники исходили из нормы жилплощади, которую утвердил местный совет депутатов (12 кв. м. на 1 человека в квартире). Пятерым полагалось жилье площадью 60 кв м, а квартира была меньше.

Спустя год у Гориных родился второй ребенок, его тоже прописали в квартире тещи. А еще через год (в 2014-м) там решил зарегистрироваться глава семейства. Администрация района посчитала, что он это сделал намеренно для ухудшения жилищных условий.

Поэтому его решили не учитывать для получения льгот, а считать, что семья состоит из трех человек (мать и двое детей): «Муж административного истца исключен из состава семьи…

Постановлено считать состав семьи Гориной из трех человек (она и несовершеннолетние дети)».

семья была в списках, а потом ее исключили

А затем чиновники нашли, в чем еще Горины виноваты. В 2019 году их исключили из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Специальная комиссия при администрации Кингисеппского района Ленинградской области узнала, что брат Елены получил 1/2 доли в доме, и решила, что эту площадь тоже нужно учитывать.

А вместе с ней на каждого члена семьи Гориных приходилось больше учетной нормы для района. Значит, в перечень нуждающихся они не попадают.

Позиция трех судов

Но с этим Елена Горина не согласилась, она решила оспорить постановление администрации об исключении ее семьи из перечня нуждающихся. Для того, чтобы восстановиться в списках участников жилищных программ, она обратилась в суд.

Практика Верховный суд назвал критерии признания человека нуждающимся в жилье

Горина указала, что к брату они не переезжали. То, что он стал собственником части дома, никак не повлияло на ее семью, которая все так же ютилась в маленькой квартире. 

Администрация в суде уверяла, что Гориных вообще не нужно было включать в список нуждающихся. В 2012 году (когда семье дали добро на включение) специалисты не знали, что у ее родного брата есть другое имущество. Чиновники настаивали на том, что раз Горина проживает вместе с братом, то они являются членами одной семьи. 

Кингисеппский городской суд согласился с ответчиком и решил, что у администрации были все основания, чтобы исключить Горину и ее детей из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение «засилила» апелляция и кассация. Тогда женщина пожаловалась в Верховный суд (дело № 33-КАД20-3-К3)

Родственник, но не член семьи

Дело рассмотрела тройка судей под председательством Владимира Хаменкова. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса («Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях»), вычеркнуть из списков нуждающихся можно, если выяснится, что граждане предоставили недостоверные сведения, указал ВС. Но Горины ложных данных не сообщали.

При этом ВС обратил внимание на формулировку «члены семьи». К ним относятся супруги, дети и родители собственника жилого помещения.

Других родственников можно признать членами семьи, если владелец квартиры сам вселил их к себе – то есть Горина должна была позвать брата жить с ней. Но в спорной квартире брат с сестрой жили с самого детства.

Жилье принадлежало их матери, они получили там равные доли, она не вселяла брата в квартиру. 

Сам по себе факт родства сестры с братом не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи. Это не означает и то, что площадь принадлежащего брату дома нужно учитывать при определении обеспеченности Гориной и ее детей жильем, указал ВС.

ВС отметил, что Горину исключили из списка только потому, что у нее якобы было другое жилое помещение (доля в доме, которая принадлежала брату).

Следовательно, у нижестоящих инстанций не было оснований отказывать Гориной в иске.

Акты трех инстанций ВС отменил и принял по делу новое решение: административный иск Гориной он удовлетворил, признав незаконным решение об исключении семьи из списков нуждающихся в жилье. 

Проблема в формальном подходе

Органы исполнительной власти «намеренно стараются сократить свои расходы и уменьшить список очередников», говорит Юрий Нетреба, руководитель практики судебной защиты МКА Федеральный рейтинг.
.  Еще в 2012 году уполномоченный по правам человека в Москве в своем докладе описывал аналогичные случаи.

В пример он приводил ситуацию, когда мужчину и его дочь исключили из реестра, потому что у жены была дополнительная жилплощадь. Уполномоченный указал, что ее доход и имущественное положение не нужно учитывать, так как она не прописана с мужем и дочерью и не вставала на учет как нуждающаяся. Александра Воскресенская из КА Федеральный рейтинг.

группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Уголовное право 4место По количеству юристов 12место По выручке 17место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании
приводит в пример другое дело.

Там выяснилось, что расторжение брака фактически не повлияло на жилищные условия заявителя (дело № 33-35560/2020). 

Практика Равнозначное жилье: Верховный суд объяснил правила замены аварийных домов

По формальным признакам чиновники отказывают не только тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, но и другим льготникам, говорит Нетреба. Например, отказывают в признании граждан малоимущими или, как по делу № 33-33785/2020, не выдают удостоверение многодетной семьи.

Органы исполнительной власти решили, что муж с женой проживают в разных регионах, так как у них разная прописка – в Москве и Московской области.

Только через суд им удалось отстоять право на льготный статус многодетной семьи, который положен несмотря на регистрацию по разным адресам.

Кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Перечень оснований, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, содержится в ст. 51 ЖК:  

  • площадь жилья, приходящаяся на каждого члена семьи, меньше учетной нормы;
  • жилье не отвечает установленным для жилых помещений требованиям;  
  • в одной квартире живет несколько семей и кто-то из ее членов страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;  
  •  нет жилья.

Отнесение граждан к категории нуждающихся в улучшении жилищных условиях регулируется не только ЖК, но и региональным законодательством, отмечает Воскресенская. Согласно закону «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если они:

  • граждане России;
  • проживают в Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
  • не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
  • признаны малоимущими (ст. 7 закона).
Читайте также:  Правила содержания придомовой территории частного дома

Но попасть в реестр – это не вся проблема. По данным Общественной палаты, на 2020 год в стране было 2,5 млн семей, которые ждут в очередях на обеспечение жильем по разным программам. При этом среднее время ожидания в списке на улучшение жилищных условий составляет около 20 лет. Не исключено, что и Гориным придется очень долго ждать помощи от государства.

* имена и фамилии изменены редакцией

Мы прописаны у родителей, но живем отдельно. Дадут нам денег по госпрограмме?

Мы часто видим публикации про программу поддержки молодых семей. С ней все понятно, кроме одного пункта: что такое справка о том, что семья нуждается в жилье? Казалось бы, в программе ясно описаны условия, но мы по ним одновременно и подходим, и не подходим.

У моего мужа есть доля в квартире родителей. Но по нормам она недостаточна для нас как для семьи. И мы окончательно запутались. В схожих обстоятельствах оказывается немало молодых семей. Т—Ж, помоги!

Мы молодая семья из двух человек. Живем в Волгограде, обоим по 25. Оба официально трудоустроены. Суммарный ежемесячный доход — около 40 тысяч рублей. Брак зарегистрирован в июле 2018 года. Сейчас родственники пустили нас пожить в квартиру за оплату коммунальных платежей. Временной регистрации и договора аренды у нас нет. Квартиру эту они скоро планируют продавать.

Прописан каждый из супругов у своих родителей.

У моих родителей частный дом, в котором они прописаны. Дом находится в их долевой собственности пополам. Общая площадь дома — около 32 м². Я там только прописана, доли у меня нет.

У родителей супруга есть квартира 58 м². Она оформлена в собственность на них троих, включая супруга, прописаны там они тоже втроем.

Формально мы не можем сказать, что у нас нет собственности, так как супругу принадлежит треть квартиры родителей. Но этой доли, естественно, недостаточно.

В такой ситуации сейчас немало молодых семей, так как когда-то — когда муж был ребенком — комитет опеки и попечительства требовал, чтобы ребенку выделили именно долю при переезде из старой квартиры в новую.

Очень хотелось бы узнать, попадаем мы в категорию нуждающихся или нет. Или, возможно, можно что-то сделать, чтобы попасть? Например, перепрописаться к одним из родителей — моим или его, — продать или подарить его долю?

Надежда

В чем сложность: вы прописаны у родителей, хотя живете отдельно. Государству сложно определить, кого считать членами вашей семьи. Правила прописаны в жилищном кодексе, но их трактуют по-разному.

Администрация может подойти к вопросу формально. Она посмотрит на прописку и включит в расчет жилье, которое принадлежит вашим родителям. Скорее всего, хватит на всех.

Суды говорят: прописка — лишь одно из доказательств. Члены семьи живут в одной квартире, ведут общее хозяйство и вместе смотрят телевизор. Молодые супруги живут отдельно, у них своя семья. Неважно, сколько квартир у их родителей. Не нужно их учитывать.

К сожалению, я не могу сказать точно, что посчитает администрация и что решит суд в вашей ситуации. Но я могу помочь вам ее оценить. Расскажу, как правильно читать жилищный кодекс, и приведу конкретные решения судов.

Подробно про условия участия в госпрограмме мы уже писали в статье «Молодым семьям дадут субсидию на новостройки. Но нужно долго ждать».

Сначала я разберу общие правила признания людей нуждающимися в жилье, затем пройдусь по частным вопросам.

Основания, на которых местная администрация признает граждан нуждающимися в жилых помещениях, закреплены в ст. 51 жилищного кодекса. Есть четыре основания:

  1. У гражданина и членов его семьи нет своего жилья.
  2. У гражданина или членов его семьи есть свое жилье, но его очень мало.
  3. Жилье есть, но жить в нем нельзя: например, дом признан аварийным.
  4. Член семьи болен тяжелым заболеванием, совместное проживание невозможно, а в квартире — несколько семей.

На этих основаниях граждан могут поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Когда подойдет их очередь, им дадут квартиру по договору соцнайма. Это льготная аренда жилья от государства. На учет ставят малоимущих и особые категории вроде военнослужащих.

На учет вставать не обязательно, но можно. Тем, кто уже стоит на учете и ждет своей очереди на квартиру по соцнайму, не нужна дополнительная справка.

Есть специальная учетная норма. Ее устанавливают муниципалитеты. Это количество квадратных метров на одного члена семьи, необходимое для постановки на учет. В Волгограде учетная норма — 11 м². В других городах она может быть больше или меньше.

Вы пишете, что вашему мужу принадлежит ⅓ в квартире площадью 58 м². Значит, общая площадь жилья, которым может пользоваться ваша семья: 58 м² / 3 = 19,33 м².

В вашей семье двое человек. На каждого приходится: 19,33 м² / 2 = 9,7 м². Это меньше учетной нормы, которая действует в Волгограде. Вы можете обратиться за справкой.

Конечно, на практике не все так просто. Вот негативные варианты развития событий.

Вы прописаны у своих родителей, поэтому администрация может посчитать вас членами родительской семьи. Она включит в расчет площадь принадлежащих им жилых помещений.

Другой вариант: поскольку фактически вы живете в квартире своих родственников, в расчет могут включить площадь этой квартиры. Вы же члены семьи.

И одно, и другое — неправильное применение жилищного кодекса чиновниками. Объясню почему.

Жилищный кодекс выделяет два главных требования.

Совместное проживание. Члены одной семьи должны жить в одной квартире или в одном доме. Если молодые супруги живут отдельно от родителей, они не могут быть членами их семьи.

Место жительства могут подтвердить свидетельства соседей и родственников, квитанции об оплате коммунальных услуг, договоры безвозмездного пользования или найма жилого помещения.

Неважно, где вы фактически прописаны: если вы не живете с родителями, то у вас разные семьи.

Общее хозяйство. Если родственники живут вместе, но ведут раздельный бюджет, по отдельности готовят еду и делят расходы на коммуналку, чиновники не должны считать их семьей. Суды действительно учитывают это, когда выносят решения.

Дедушка и внук жили в одной квартире, но общее хозяйство не вели. У дедушки были отдельный телевизор, холодильник и шкаф для одежды. Суд постановил: они не члены одной семьи.

Не все родственники, которые живут в одной квартире или в одном доме, — члены одной семьи. Хозяин мог прописать их к себе по договору безвозмездного пользования или коммерческого найма, на каком-то ином основании. Если общее хозяйство не ведется, между родственниками нет взаимной поддержки, это не семейные отношения. На практике все это можно доказать.

Еще пример. Молодая мать с детьми жила в доме своего отца. Сам он жил в другом месте. Суд установил, что отец сдал дочери дом по договору найма. Они не члены одной семьи.

Вывод: семья — это люди, которые живут вместе, ведут общее хозяйство и заботятся друг о друге. Если родственники просто пустили вас пожить в свою квартиру, вы не стали членами их семьи с точки зрения жилищного кодекса.

Имеется в виду такая ситуация: человек не нуждался в жилье, потом совершил какие-то действия и стал нуждаться. Например, продал квартиру, долю в жилом доме, выписался от родителей и снял комнату в общежитии.

Дальше нужно оценить цель таких действий. Если он рассчитывал за счет этого стать участником госпрограммы, государство не станет помогать. Запрет на признание нуждающимся в жилье действует 5 лет.

Можно продать единственную квартиру, но следующие 5 лет за помощью к государству обращаться не стоит.

Если умысла не было, а были жизненные обстоятельства, государство должно помочь. Например, если кто-то получил комнату в общежитии потому, что переехал работать в Ухту. Это не будет намеренным и искусственным ухудшением жилищных условий.

На практике смена прописки может навредить молодой семье. Если переехать на съемную квартиру и сменить регистрацию, администрация может посчитать, что супруги намеренно выписались от родителей, чтобы встать на учет. Особенно если между сменой прописки и обращением за поддержкой прошел один день.

На практике случается, что местная администрация рассматривает заявления формально. Например, смотрит только на прописку. Суды стараются учесть все обстоятельства, поэтому решения администраций часто отменяют. Часто, но не всегда. Приведу несколько примеров, где суд решал вопрос о праве молодых семей улучшить жилищные условия по госпрограмме.

Приморский краевой суд

№ 33-10337/2014

Пример про вынужденный переезд. Собственник продал квартиру, в которой жила молодая семья. Им пришлось выписаться. Своего жилья у них не было.

Администрация: они намеренно ухудшили жилищные условия.

Суд постановил: намеренных действий молодые люди не совершали. Признайте их нуждающимися в жилье.

Верховный суд Мордовии

№ 33-1737/2018

Пример про переезд в отдельный дом. Молодые люди поженились, сняли свой дом и прописались в нем. В новом доме они жили по 10—15 дней в месяц, а остальное время — с родителями. До этого они были прописаны у родителей и обеспечены жильем выше нормы. Дома у родителей площадью 87 м² и 132 м².

Администрация и суд решили: это искусственное ухудшение жилищных условий для участия в госпрограмме. Между родителями и детьми сохранились хорошие отношения, большую часть времени молодые супруги жили со своими родителями, а не отдельно. Их нельзя признать нуждающимися в жилье.

Волгоградский областной суд

№ 33-11598/2013

Пример про бабушку. Муж, жена и двое детей жили в квартире площадью 33 м². Квартира принадлежала бабушке — матери жены. Бабушка была прописана в квартире, но жила отдельно. Квартиру она предоставила детям по договору безвозмездного пользования. В собственности внуков было по ¼ доли в другой квартире площадью 55 м². Бабушке тоже принадлежала в ней ¼ доли.

Администрация: бабушка — член семьи. Нужно включить в расчет все принадлежащие ей жилые помещения. На каждого приходится больше учетной нормы. Семья не нуждается в жилье.

Суд: бабушка — не член семьи. Чтобы быть членом семьи, нужно не только быть близким родственником и иметь справку из загса, но и жить в одной квартире. Раз бабушка живет отдельно, не нужно учитывать ее квадратные метры. Признайте семью нуждающейся и включите в список участников госпрограммы.

Советую сходить в городскую администрацию и уточнить все лично. Вы объясните свою ситуацию, вам скажут, какие документы нужно собрать. Проговорите все ключевые моменты: у мужа есть доля в собственности родительской квартиры, на вас двоих ее не хватает, живете вы отдельно от родителей.

Если вы подадите заявление, но вам откажут, обжалуйте отказ в суде. Практика на вашей стороне.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.