Обучение в двух ординатурах одновременно

Обучение в двух ординатурах одновременно

В начале марта Правительство РФ изменило порядок приема в ординатуру: 48 из 85 специальностей ординатуры стали целевыми. В список попали и образовательные программы для онкологов. Теперь будущие врачи-онкологи смогут поступить в ординатуру только по целевому направлению. 

Чем эта система отличается от советского распределения? При чем тут дефицит региональных врачей? И к чему теперь готовиться медикам, собирающимся в ординатуру? Отвечаем на эти и другие вопросы вместе с Глебом Кондратьевым, заведующим учебной частью кафедры онкологии, детской онкологии и лучевой терапии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, Павлом Брандом, неврологом и кандидатом медицинских наук, и Вадимом Гущиным, хирургом-онкологом клиники Mercy в Балтиморе (США).

Кадры решают

Ординатура — образовательная ступень, следующая после медицинского вуза. Медики идут в ординатуру, чтобы освоить узкую специальность, например, онкологию. Постдипломное образование стоит дорого — около 600 тысяч рублей за два года.

Ординатор не платит за учебу, если поступил на бюджетное или целевое место. Во втором случае студента в ординатуру направляет медицинское учреждение.  Будущий ординатор сам ищет заказчика целевого обучения — больницу — и может выбрать, с кем ему сотрудничать.

Обязанность больницы — предоставить ему рабочее место, а обязанность выпускника — отработать там несколько лет. 

Студент, региональная организация и вуз заключают договор, который будет расторгнут, если не соблюдать условия. Это может произойти, например, если ординатора отчислили или он отказался работать в учреждении, направившем его в ординатуру. В этом случае студенту грозит штраф — сумма, потраченная на его обучение, вместе с компенсацией за использование образовательных ресурсов вуза от библиотеки до научного оборудования, — говорит Глеб Кондратьев.   По словам Кондратьева, новое распоряжение — часть большой государственной программы, призванной обеспечить регионы врачами. Согласно данным РБК, в конце 2018 года регионам не хватало около 100 тыс. врачей и среднего медицинского персонала. Глеб Кондратьев уточняет, что больше всего во врачах нуждается первичное звено — поликлиники.

Целевой порядок приема в ординатуру для будущих врачей-онкологов означает то же самое, что и для всех остальных ординаторов:

Выпускник должен отработать несколько лет в месте, которое направило его в ординатуру, например, в поликлинике, региональном онкологическом центре или диспансере. Зачастую без возможности выбора профиля-направления — на амбулаторном приеме. Получается, что наша задача — подготовить онколога амбулаторного звена, владеющего знаниями по всем опухолевым процессам, но не являющегося абсолютным профи в какой-то одной области, — поясняет Глеб Кондратьев.

 Обучение в двух ординатурах одновременно

Глеб Кондратьев

Кот в мешке

Какие недостатки эксперты видят в целевом наборе? По словам Павла Бранда, студент-медик теперь не всегда сможет попасть именно туда, куда стремится: 

Например, человек хочет стать офтальмологом, а места есть только на хирурга. Остается искать ординатуру, где есть места, только она может оказаться в другом городе, придется переезжать, — говорит Павел. Целевое обучение за счет бюджетных средств направлено на подготовку кадров государственных учреждений. По мнению Павла Бранда, позиция государства вполне понятна, но ставит под удар клиники, у которых своих целевиков не будет:   Логично, что государство хочет платить только за тех людей, которые потом будут работать в бюджетной сфере. Но непонятно, что делать тем учреждениям, которые испытают нехватку кадров через год-два. Где они будут брать специалистов, когда все уже распределены под конкретные клиники? Одно дело, если бы у нас был большой избыток ординаторов, и тогда мы переводим всех на целевой набор, чтобы конкретные учреждения готовили себе специалистов. Совсем другое, когда у нас очень серьезный недостаток кадров, и мы таким образом часть учреждений этих кадров лишаем. Кроме того, Бранд предполагает, что отбор в целевую ординатуру будет скорее всего своеобразным:   Представьте себе больницу, у которой есть деньги на обучение конкретного специалиста. Дальше в эту больницу приходят люди и говорят главному врачу: «Вот тебе три копеечки, ты, пожалуйста, нашего человечка направь в ординатуру, потому что он очень хороший, он — сын нужного дяди или кого-то из администрации, пускай он учится»

Пока неизвестно, как власть будет предупреждать случаи коррупции и злоупотреблений на местах.

До мартовского распоряжения конкурс на целевые места ординатуры был минимальным или вовсе отсутствовал. По словам Глеба Кондратьева, из-за этого в ординатуру мог попасть совсем не подготовленный к учебе абитуриент. 

Часто кафедра получает кота в мешке, без соответствующей базовой подготовки или с низкой мотивацией к обучению. Выгонять таких ординаторов кафедрам экономически невыгодно, но мы все равно отчисляем тех, кто не показывает высоких результатов в учебе. Мы не держим ординаторов, чтобы выполнить финансовый план или контрольные цифры, нам важно выпустить специалиста, готового работать, — утверждает Кондратьев.

Превратится ли теперь конкурс на целевые места в ординатуру из формального в реальный, тоже не до конца ясно.

 Обучение в двух ординатурах одновременно

Павел Бранд

На местах без изменений

Получается, что государство теперь будет распределять врачей по регионам. Глеб Кондратьев считает, что при грамотной организации процесса и обеспечении социальными гарантиями качество жизни врачей станет лучше. Но добавляет, что исполнение этих условий будет зависеть от региона и профессионализма местных чиновников.

Однако Павел Бранд полагает, что условия работы врачей на местах как раз оставляют желать лучшего, и именно это в первую очередь нужно менять.  

Реформы должны быть направлены на то, чтобы человеку было выгодно идти работать в ту отрасль, в которой он учился. Речь идет, прежде всего, о конкурентной зарплате. Должна быть дифференциация между теми специальностями, на которые идут охотнее (например, гинекология), и теми специальностями, куда идут реже (фтизиатрия). Если в отрасли есть недостаток специалистов, ординатуру нужно сделать бесплатной. А ординатура по тем специальностям, на которых врачей слишком много, должна быть платной, — заключает Бранд.

«Образование — это не диплом»

В сфере постдипломного образования врачей есть и другие проблемы, возможно, даже более важные. Например, качество этого образования. По словам Кондратьева, подготовить онкологов и детских онкологов за 2 года крайне трудно.  

Эти специальности включают в себя все виды помощи — от профилактики, диагностики, лечения до реабилитации и паллиативного сопровождения. Для того, чтобы стать хирургом-онкологом, надо окончить две ординатуры. Такой же путь и у онкогинеколога, онкоуролога и онкомаммолога, у последнего еще больше, так как речь идет и о пластической хирургии. Будущее за объединенными специальностями. В детской онкологии недавно появилась новая ординатура «детская онкология и гематология»: пока есть только порядок, код специальности и стандарт — без программы. Видимо, в ближайшее время этим и будем заниматься, — полагает Глеб Кондратьев.

По его словам, постдипломное образование врачей еще будет меняться. 

Увеличится количество практических часов.  Изменится срок обучения. В среднем, на сложных направлениях подготовки, таких как онкология, кардиохирургия и нейрохирургия, ординаторы будут учиться 3 года. Кроме того, ординатура станет многоуровневой: разный уровень ординатуры будет давать допуск к разной работе. Условный первый уровень предоставит возможность работать районным онкологом в поликлинике, а третий  — химиотерапевтом в специализированном центре. Эти требования формально уже озвучены и рекомендованы, однако разработка программ еще в самом начале, — объясняет Кондратьев.

Пока непонятно, как именно все эти изменения будут внедряться в практику.

О качестве подготовки ординаторов напоминает и хирург-онколог Вадим Гущин:

Не так важно, кто оплачивает обучение ординатора, важно, какого специалиста мы в итоге выпускаем из ординатуры. Образование — это не диплом и не два года, проведенные в каком-то учреждении. Конечная цель образования — сделать врача безопасным специалистом в своей области, чтобы он мог сразу работать самостоятельно, отвечать за свои действия, приносить пользу лечебному учреждению, при этом не навредить пациенту.

 Обучение в двух ординатурах одновременно

Вадим Гущин

Справка

Тренд на целевое обучение закреплялся в образовании в последние несколько лет. До 2019 года квоты на целевой прием не могли превышать 15% от общего количества бюджетных мест по каждой специальности. Затем появился федеральный закон, согласно которому количество целевых мест рассчитывалось государством в соответствии с потребностями экономики страны.  

Например, в прошлом году 90% бюджетных мест по специальности «Онкология» и 74% мест в детской онкологии были целевыми. А в новом учебном году, согласно распоряжению Правительства от 4 марта 2020 года, все бюджетные места по этим и еще 46 специальностям ординатуры отдадут целевикам. 

Над текстом работали: Саша Васильева, Марина Радченко.

Правила поступления в ординатуру в 2022 году

Подготовка будущих докторов – процесс сложный и многоуровневый, он не завершается окончанием высшего учебного заведения. Практические навыки работы по выбранной специализации выпускники медицинских вузов проходят в ординатуре. Лишь по ее завершении узким специалистам разрешается самостоятельно заниматься лечебной практикой.

Поступить в ординатуру стремятся большинство вчерашних студентов-медиков, однако ограниченное количество мест и часто меняющиеся условия приема могут стать непреодолимым препятствием на пути к желанной цели. Что необходимо знать о регламенте вступления, как не допустить провала при поступлении в 2022 году в ординатуру – об этом в нашей публикации.

Условия поступления в 2022 году в ординатуру

Порядок набора в ординатуру ежегодно разрабатывается Минздравом России. Далее учебные заведения издают собственные правила набора.

Поскольку в условия поступления часто вносят изменения, важно обращать внимание на правила, актуальные во время текущей приемной кампании. Действующий в 2022 году порядок набора основывается на положениях Закона РФ «Об образовании» и Приказа Минздрава России от 11.05.2017 № 212н.

Сроки обучения специалистов

Длительность учебы на большинстве врачебных специализаций составляет 2 года. По отдельным образовательным программам она может варьироваться от одного до пяти лет. Так, в планах Министерства увеличить период учебы на специализациях «Нейрохирургия» и «Пластическая хирургия» до 5 лет.

Читайте также:  Выселение без предоставления другого жилого помещения основания, судебная практика в 2023 году

Обучение в двух ординатурах одновременно

Правила приема в ординатуру 2022

Основой вступительной кампании является рейтинговая система. Согласно набранным конкурсным баллам составляется ранжированный список кандидатов. Претенденты с самым высоким рейтингом зачисляются на учебу.

По приказу Минздрава об ординатуре 2022 претендовать на зачисление могут лица, соответствующие квалификационным требованиям. Необходимо наличие:

  • высшего образования в области медицины или фармакологии;
  • успешного прохождения первичной аккредитации медработников.

Первичная аккредитация – это обязательный экзамен для выпускников всех уровней образования в сфере медицины (бакалавров, специалистов, магистров), сдача которого открывает допуск в профессию.

Возможна подготовка за счет государства или за счет физических и юридических лиц. Поступающий имеет полное право претендовать на обе формы одновременно.

Для определения количества бюджетных предложений используется контрольная цифра, которая зависит от размера государственного финансирования в текущем периоде. В рамках контрольной цифры выделяют квоту на целевое обучение, оставшиеся позиции составляют свободный конкурс. В нем принимают участие лица, не имеющие целевых направлений на учебу.

Платное обучение стоит дорого, поэтому поступающие стремятся попасть на места, финансируемые из бюджета. Однако в последнее время наблюдается тенденция сокращения количества мест свободного конкурса за счет увеличения квоты на целевое обучение. В некоторых вузах свободный конкурс вообще отсутствует. В таком случае поступить возможно лишь при наличии направления от организации.

Обучение в двух ординатурах одновременно

Целевое направление в ординатуру

Целевое направление представляет собой своеобразный заказ лечебного учреждения или НИИ. Если они заинтересованы в подготовке врачей определенной специализации, то выдают поступающему направление на учебу.

На сегодняшний момент целевая подготовка находится в приоритете государственной политики в сфере здравоохранения. Помимо льгот при вступлении она является гарантией трудоустройства выпускника в будущем.

Чтобы принимать участие в конкурсе на бюджет в рамках целевых квот, необходимо:

  1. обратиться в департамент здравоохранения с заявкой;
  2. получив положительный ответ, выяснить условия выдачи направления (в большинстве случаев после завершения учебы врач должен будет проработать определенный срок, например 3 года, в данном лечебном учреждении по специальности);
  3. заключить договор и при подаче документов предъявить его копию в приемную комиссию.

Частные врачебные организации тоже могут выдавать целевые направления на подготовку специалистов.

Сроки подачи документов

Узнать условия поступления можно непосредственно в университете в приемной комиссии или на его сайте.

Во всех учебных заведениях правила утверждаются и публикуются за 3 месяца до начала приемной кампании, то есть до 1 апреля 2022 года.

До 1 июня публикуется государственный заказ на бюджет (контрольные цифры), в том числе целевые места в ординатуру в 2022 году, и число мест на контракт.

Сдать документы в приемную комиссию можно:

  • самостоятельно;
  • через доверенных лиц;
  • по почте.

Подавать документы в электронном виде можно только в случае, когда это прописано в регламенте конкретного вуза.

Прием документов проводится:

  • на бюджет – с 1 июля по 12 августа;
  • на контракт – с 1 июля по 24 августа 2022 года.

Список документов

В приемную комиссию сдается такой пакет документов:

  • заявление;
  • паспорт (или заменяющий его документ);
  • диплом о высшем медицинском (фармацевтическом) образовании;
  • сертификат специалиста (если имеется);
  • свидетельство об аккредитации;
  • военный билет (если имеется);
  • 4 фотографии.

Если претендент имеет какие-то индивидуальные достижения, за которые можно получить дополнительные оценки, он предоставляет доказательства.

Обучение в двух ординатурах одновременно

Как проходит тестирование

Экзамен проходит в тестовой форме. Претенденты отвечают на 60 заданий, выбранных в случайном порядке из Единой базы оценочных средств Минздрава. Время выполнения – 60 минут.

Оценивание производят по схеме: 1% верных ответов – это 1 балл. Успешной считается сдача, когда претендент набрал больше 70 пунктов.

В случае пропуска экзамена по уважительной причине участник имеет право сдать тест во время дополнительной сессии. Такое же право имеют те, кто не завершил работу по уважительной причине.

Сроки вступительных испытаний различаются для разных форм обучения:

  • с 12 по 17 августа тестируют кандидатов на бюджет;
  • с 12 по 26 августа – поступающих на контракт.

Дополнительные баллы

Увеличить свои шансы на поступление в бюджетную ординатуру можно благодаря дополнительным оценкам. Они включаются в сумму конкурсных баллов за различные достижения.

К ним относятся:

  • диплом с отличием медицинского вуза;
  • наличие трудового стажа в области медицины или фармацевтики;
  • дополнительно – стаж работы в сельской местности;
  • публикации в рецензируемых научных журналах, например ВАК;
  • именные стипендии Президента, Правительства РФ и другие;
  • волонтерская работа в лечебных учреждениях.

За эти достижения к конкурсной оценке могут быть добавлены от 20 до 150 баллов. Еще 5 пунктов учебные заведения могут доначислять по своему усмотрению за участие в конкурсах, конференциях, научные публикации и другие достижения.

Обучение в двух ординатурах одновременно

Что будет с ординатурой в 2022 году

В текущем году кардинальных изменений в условиях приема и учебы не ожидается. Некоторое время назад выдвигались мнения об отмене ординатуры, как это произошло в 2017 году с интернатурой. Однако на данный момент эти предположения не подтвердились, последипломное обучение не отменят.

Также существуют версии, что ординатура будет бесплатной. Скорее всего, эти слухи основаны на намерениях увеличить набор за счет федерального бюджета на наиболее востребованные специальности, в том числе и по квотам целевого набора. Полностью отменить платную подготовку министерство здравоохранения не планирует.

Учеба в ординатуре является заключительным этапом подготовки специалиста в сфере медицины. По ее окончании выдается сертификат, дающий право на самостоятельную медицинскую деятельность.

Можно ли одновременно получать два высших образования и выгодно ли это

Без высшего образования сегодня никуда. Одновременно получать два высших образования решаются немногие. Для начала нужно определить цель – зачем это нужно. Важно продумать, какая нужна еще специальность, чтобы понять, можно ли применить знания и увидеть перспективу.

Также для этого важно провести мониторинг, изучение рынка труда и оценить свои силы. Хватит ли психологических и материальных ресурсов на получение одновременно двух высших образований? Готовы ли тратить на учебу в два раза больше времени?

Можно ли получать два образования на бюджете

Обучение в двух ординатурах одновременно

Сначала необходимо понять, зачем вам нужны два высших

Учеба по двум направлениям одновременно подойдет в том случае, если:

  1. Поступил на одну специальность, доучился до 2-3 курса и разочаровался, потому что выбранное образование не подходит.
  2. Хочется получить дополнительное образование к основному, которое принесет пользу.
  3. Необходимо совершенствование знаний и навыков.

Однако для получения одновременно двух высших образований необходимы:

  1. Серьезность и готовность к двойной учебной нагрузке. Об этом стоит подумать, получится ли везде успевать и полностью изменить жизненный ритм.
  2. Хорошая учеба. Получать второй диплом просто так – глупо. Если не нужны знания и навыки в другой сфере, не стоит и пытаться.
  3. Время, терпение, запас нервных клеток.
  4. Процедура поступления.

Можно обучаться параллельно на двух направлениях, курс в курс. Или же получать второе образование после первого/второго/третьего курса. Во втором варианте учиться легче, так как легче предметы и диплом нужно написать не в одно и то же время. В первом случае учиться сложнее, так как идет две сессии подряд, диплом пишут год в год.

Если поступать сразу же на первый курс по двум разным направлениям, то необходимо предоставить результаты ЕГЭ в приемную комиссию. А поступая после второго или третьего курса, можно пройти вступительные испытания или отправить результаты ЕГЭ (по усмотрению университета).

Получать одновременно два высших образования выгодно. Сокращается время обучения, можно стать специалистом в разных сферах.

В России можно получать одновременно два высших образования. Но по законам обучиться бесплатно можно только один раз. Получить одновременно два образования можно как в одном вузе, так и в разных. Получить два образования бесплатно можно только обучаясь одновременно в колледже/техникуме/училище и университете.

Обучаться можно в одном вузе или в разных. Для того, чтобы поступить на вторую специальность, необходимо подать в вуз копию аттестата и результаты ЕГЭ/пройти вступительные испытания в стенах университета.

Какие формы обучения можно совмещать

Обучаться на двух специальностях сразу можно различными способами:

  1. Очно. Поступать можно в один вуз по двум абсолютно разным направлениям или в два разных вуза.
  2. Заочно. Обучение по двум специальностям также возможно в одном или разных вузах на заочной форме.
  3. Очно + заочно. Можно практиковать как в одном вузе, так и в разных.Обучение в двух ординатурах одновременно

    Можно совместить разные формы обучения

  4. Очно + вечерняя форма обучения. Совмещать вечернюю и очную формы обучения не так сложно, как может показаться на первый взгляд. По вечерам занятия проводятся примерно 3 раза в неделю. При этом стоит понимать, что такое обучение происходит в одном вузе, либо в разных университетах одного города.
  5. Очно + дистанционно. Самый простой и удобный вариант. Нужно появляться в университете только во время сессии. Во время дистанционного обучения студент занимается самостоятельно, выполняя различные задания по учебной программе, полученные на период семестра. На сайте вуза могут быть видеолекции по специальности. Также в некоторых вузах предусматривается онлайн-общение с преподавателем, во время которого можно проконсультироваться, задать необходимые вопросы и пр..

Изо всех предлагаемых форм обучения наибольшей популярностью пользуется совмещение очной и заочной форм. Однако в то же время наиболее лучшей и удобной формой является сочетание очной и дистанционной форм.

Плюсы и минусы такого обучения

Можно ли учиться в двух вузах одновременно

Нельзя одновременно гоняться за двумя зайцами и пытаться усидеть на двух стульях. Не будем спорить с народными мудростями. Лучше зададимся вопросом: можно ли учиться одновременно в двух вузах? Отвечаем на него в этой статье.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы ежедневно получать полезную рассылку и быть в курсе актуальных новостей студенчества.

Читайте также:  Обязанности и права врача и пациента

Можно ли получать два высших образования одновременно

Да! Можно не только учиться на двух факультетах одновременно, но и получать образование сразу в двух разных вузах. Но обо всём по порядку. Зачем вообще получать сразу два высших?

  1. Два диплома по разным специальностям повышают шансы найти хорошую работу.
  2. Тот, кто выбрал не ту специальность, но не хочет бросать начатое, может обучаться на второй специальности параллельно.
  3. Это отличный вариант для людей с непреодолимой тягой к новым знаниям.

Параллельное обучение: что это такое

Параллельное обучение – это одновременная учеба сразу в двух вузах или на разных факультетах одного вуза.

Учиться параллельно можно с первого курса. Но рекомендуется всё же начинать осваивать вторую специальность, начиная со второго или третьего года обучения. Если специальности смежные, то в таком случае не придется несколько раз сдавать одни и те же экзамены.

Параллельное обучение и второе высшее – разные вещи. Одно из существенных отличий: стоимость параллельного обучения не такая высокая.

Особенности параллельного образования

Как и везде, здесь есть свои нюансы:

  1. Учиться в 2 разных вузах на дневной форме обучения не получится чисто физически. Вы не сможете себя клонировать. 
  2. Юридически это тоже невозможно: если вы учитесь на дневном, оригинал аттестата должен храниться в вузе. 

Можно совмещать следующие формы обучения:

  • очную и заочную;
  • заочную и вечернюю;
  • заочную и дистанционную.

Советуем обратить внимание на дистанционную форму обучения, которая становится всё популярнее.

Если вас зачисляют на заочное или дистанционное обучение без оригинала аттестата, то вы не студент, а слушатель. В чем разница? Ни в чем, это просто формальность. Слушатели так же посещают занятия, пишут тесты и сдают экзамены.

Как получать два высших образования одновременно?

Многие и с одним-то не могут справиться, а тут целых два. Технически всё точно также, только сессий, контрольных и прочей волокиты будет в два раза больше.

Кстати! Для наших читателей действует скидка 10% на любой вид работы.

Учиться на бюджете можно только один раз, при получении первого высшего образования. В дальнейшем за учебу придется платить, даже если вы раньше учились на платном. Зато, если вы учитесь в университете на бюджете, среднее специальное образование в колледже или техникуме можно получать бесплатно.

Как подать документы, чтобы учиться в двух вузах одновременно

Мы уже писали о том, во сколько вузов можно подавать документы. Зачисление на параллельное обучение производится на основе письменной профильной аттестации. Помимо этого, вы несёте в вуз стандартный пакет документов.

Для зачисления на вторую специальность нужна справка с основного места учебы.

Если вы хотите получать два высших образования одновременно, нужно быть готовым к тому, что нагрузка будет сильной. В тяжелые моменты вспомните Николу Тесла: он спал всего по 4 часа в сутки и отлично справлялся с научными задачами. И конечно, не забывайте о том, что профессиональный студенческий сервис всегда готов прийти на помощь учащимся.

Обучение в двух ординатурах одновременно

Иван

Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.

"Хорошего никто не ждёт": как Минздрав изменил условия для попадания в ординатуру

Клинический ординатор-инфекционист Анастасия Кондрашина рассказала medrussia.org, почему это нововведение не должно пугать медиков.

Избыток вреден

По мнению ординатора, эти изменения должны пойти на пользу, так как они упростят ситуацию.

«Сразу отсеется большой процент тех, кто готов пойти “хоть куда” – такие подадут документы на 10 специальностей в несколько ВУЗов. Такая ситуация была в прошлом году, поэтому суждение не надуманно.

Представьте, как работали приёмные комиссии, сколько приходилось обрабатывать данных, какая путаница была», – говорит Кондрашина.

Она утверждает, что большой выбор, существовавший у выпускника ранее, не шел на пользу, а наоборот, мешал, «иногда это просто отсутствие выбора, поскольку любой избыток вреден».

При этом, по ее словам, за 6 лет обучения вполне можно определится с интересами и направлениями для ординатуры, и много их быть априори не должно.

Да, любой врач обязан вникать в различные отрасли медицины, но ординатура, как подчеркивает Кондрашина, это именно специалитет.

«В данном вопросе Минздрав скорее прав, но одна поправка не решает всех проблем, связанных с допуском к постдипломному образованию. Министерство вносит изменения потому, что вынуждено это делать. Более того, думаю, это никак не инициатива Минздрава – уж очень здравая для их обычных решений».

  • Кроме того, ординатор отмечает, что прошлогодняя приемная кампания пронесла за собой длинный хвост недовольств очень многими вещами: поддельный трудовой стаж, списанные тесты на вступительных экзаменах, то же беспредельное стремление занять любую нишу в любой специальности.
  • Позор в системе образования
  • Что касается баллов за стаж, по мнению Кондрашиной, их можно начислять на сроке работы в государственном звене от 6 месяцев.

«Мы говорим о студентах, это учащийся в первую очередь контингент. Сейчас эта цифра, если не ошибаюсь, начинается от года. И не надо делить на город/село. Баллы за “научные публикации” – это почти всегда профанация, не может студент на должном уровне значимые работы проводить, в основном это оказывается демагогией. Действительно стоящих работ единицы».

Кондрашина добавляет, что в этом году увеличили число мест в ординатуру, и это плюс. «Вот почему возникает так много вопросов сейчас с ординатурой: это аккредитация. Это самая провальная система в образовании на сегодняшний день. Посчитайте, сколько заинтересованных ребят, годами посещавших СНК (Студенческий научный кружок – прим. ред.

), выезжавших на олимпиады достойного уровня, имеющие достижения, не смогло продолжить профильное обучение хотя бы потому, что вступительным экзаменом стал тест по общемедицинским вопросам – то есть ушла специфика полностью. Тест влегкую можно было списать. Не списать – заучить механически, даже особо не надо напрягаться – ответы есть.

Это же позорище образовательной системы».

Нужна обратная связь

Ординатор-инфекционист считает, что на сегодняшний день Минздрав не заинтересован в качественных кадрах, потому, соответственно, не заинтересованы и люди на местах.

“Реформы” и нововведения создаются не во благо, а для видимости работы отрасли.

По ее мнению, реакция со стороны управленцев возможна только в случаях откровенно из ряда вон выходящих вещей, либо в случаях, когда нужна демонстрация бурной деятельности.

«Вообще, нужно проводить поголовный опрос выпускников по поводу вот таких спорных моментов – посмотреть процент мнений, какое мнение ведущее, откуда оно складывается, – предлагает Кондрашина. – Без обратной связи адекватного функционирования системы нет. Никакой и никогда».

Опросы, как подмечает ординатор, должны проводить руководители на местах: в каждом ВУЗе это легко устроить по распоряжению ректора, декана, да даже в рамках маленького частного исследования. Только тогда это мнение сможет влиять на решения свыше».

«Знаете, вот именно это маленькая частная поправка с ограничением количества мест и специальностей при подаче документов – это благо в большом проценте. Просто от последних нововведений было столько зла, что хорошего уже не ждет никто.

Проблем очень много, и их почти не решает никто, – говорит медик. – Если всегда смотреть в негативном ключе на любые вещи, это очень быстро вызывает привыкание и агрессию, нытье разное “как все плохо”. У нас уже в обществе и в медсообществе это здорово сформировано, увы.

Любую вещь можно изменить и доработать, было бы желание».

Как сообщалось ранее, Минздрав внес изменения в порядок приема в ординатуру, утвержденный год назад. Ведомство уточнило, сколько организаций для поступления может выбрать будущий ординатор, а также снизило количество дополнительных баллов, которые можно получить за индивидуальные достижения. Подробнее читайте: В России изменили порядок приёма в ординатуру

Врач ординатор: кто это

Кто такой ординатор? Чем занимается ординатор? Каковы функции молодого врача? Что входит в обязанности начинающего специалиста? Обязательно ли оканчивать ординатуру? Что дает дополнительное послевузовское обучение? Ответы далее.

Кто такой ординатор

Медицинское образование в Российской Федерации складывается из нескольких ступеней, каждая из которых позволяет получить определенные навыки в работе.

Начальная стадия становления полноценного специалиста – это получение высшего образования в медицинском университете или ином высшем учебном заведении. Обучение на кафедре ВУЗа позволяет получить теоретические знания по профилактике, выявлению и лечению болезней, а также незначительную практику.

После получения диплома молодой специалист может работать младшим медицинским работников, сотрудником исследовательского центра, лаборатории и так далее.

Заключительной стадией послевузовского образования в медицине является обучение в клинической ординатуре. Ординатор проходит практику по выбранной специализации под надзором квалифицированного специалиста. Успешное окончание обучения позволяет получить сертификат о возможности частной практики и работы по найму в государственных структурах, относящихся к системе здравоохранения России. 

Таким образом, врач-ординатор или клинический ординатор (ordinator) – это медицинский работник, успешно получивший высшее образование по какой-либо специальности и проходящий дополнительную послевузовскую подготовку. 

Может ли обучающийся в ординатуре работать врачом

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ и Приказом Минобрнауки №1258, которым устанавливаются правила приема и обучения молодых специалистов в ординатуре, ординатор имеет право одновременно проходить послевузовское обучение для повышения собственной квалификации и работать на основном месте.

Между работодателем и ординатором может быть заключен трудовой договор с особым режимом трудового времени, что позволит совмещать работу и учебу.

Некоторые врачебные специальности могут занимать лица только после окончания ординатуры. Это означает, что ординатор имеет право работать младшим медицинским сотрудников или иным специалистом, не требующим аккредитации.

Читайте также:  Оформление ухода за престарелым

Обязательна ли ординатура для молодого специалиста

  • Обучение в ординатуре – это дополнительные стадии образования медицинского работника, не являющиеся обязательными.
  • Если студент медицинского ВУЗа не планирует становиться врачом и лечить больных, то дополнительное образование не требуется.
  • Если выпускник медицинского ВУЗа планирует далее самостоятельно заниматься врачебной практикой, стать специалистом терапевтом, врачом общей практики, гинекологом, офтальмологом и так далее в какой-либо области медицины или продолжить карьеру в государственных учреждениях Министерства здравоохранения, то в обязательном порядке нужно окончить ординатуру.

Сколько длится ординатура у врачей

Сколько времени длится период послевузовского обучения врача? Период прохождения дополнительного обучения в ординатуре длится 2 года, но в некоторых ситуациях (длительная болезнь молодого специалиста, беременность и роды, уход за ребенком, родственником-инвалидом и так далее) может быть продлен до 5 лет.

Что дает ординатура врачу

Основное значение окончания ординатуры заключается в подготовке высококвалифицированного специалиста в выбранной области медицины и подготовка кадров для работы в государственных структурах.

Что еще дает ординатура? Лица, получившие дополнительное образование после окончания ВУЗа, могут самостоятельно заниматься врачебной практикой при больнице или в личном кабинете.

Молодые терапевты, врачи общей практики, анестезиологи, хирурги и так далее могут лечить людей в городской поликлинике или в больнице, расположенной в сельской местности, занимая высокие должности в структуре здравоохранения.

Должностные функциональные обязанности ординатора

Специалисты, проходящие обучение в ординатуре, должны:

  1. Ежедневно посещать больных совместно с иными специалистами и младшими медицинскими работниками.
  2. Проводить обходы с руководителем или заведующим лечебным учреждением, докладывая квалифицированному доктору о состоянии больных и методах лечения.
  3. Использовать для лечения современные методы, утвержденные Министерством здравоохранения.
  4. Самостоятельно проводить экспертизу по нетрудоспособности пациентов, давая оценку состоянию здоровья и при необходимости направления на специальную комиссию.
  5. Корректно заполнять историю болезни и иную необходимую в лечебном учреждении документацию.
  6. Самостоятельно анализировать собственную медицинскую деятельность.
  7. Дежурить в больнице согласно графику, представленному руководством.
  8. Соблюдать правила поведения врачей.
  9. Следить за соблюдением больными правил размещения в палатах, правил поведения, санитарного состояния помещений.
  10. Проводить пропаганду здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
  11. Принимать активное участие в жизни медицинского учреждения, обучении медицинского персонала младшего уровня.
  12. Работать над повышением собственной квалификации.

Должностные обязанности практически не отличаются от ответственности молодого доктора. Врач, обучающийся в ординатуре несет ответственность:

  • за соблюдение внутренних правил данного медицинского учреждения;
  • за организацию лечебного процесса пациентов клиники с учетом требований терапевтов и иных специалистов;
  • за освоение новых методик лечения болезней;
  • за соблюдение санитарного режима в больнице и отдельных помещениях общего пользования;
  • за правильность ведения требуемой руководством больнице медицинской документации;
  • за выполнение всех требований по безопасности на рабочем месте.

Кем может работать врач лечебник без ординатуры

На основании диплома о высшем образовании и свидетельства об аккредитации молодого специалиста выпускники ВУЗов, без окончания ординатуры имеют право работать:

  • участковым терапевтом или педиатром (должности отличаются возрастом пациентов: педиатр – это детский врач, а терапевт – специалист для взрослого населения);
  • стоматологом;
  • эпидемиологом;
  • врачом по общей гигиене;
  • провизором или провизором – технологом (отличаются должностными обязанностями. Провизоры работают в розничной сети, реализуя лекарства, а провизоры – технологи дополнительно занимаются изготовлением лекарственных средств);
  • специалистом лечебной или функциональной диагностики;
  • врачом – статистом.

Если у выпускника ВУЗа есть только диплом и выписка из протокола о сдаче экзаменов по допуску к работе медицинского персонала, то врача могут взять на следующие должности:

  • медицинская сестра, в том числе в перевязочный или процедурный кабинет, стационар, на участок, в регистратуру;
  • стоматологический гигиенист;
  • помощник врача (эпидемиолога, паразитолога, энтомолога, специалиста по гигиене детей и взрослых, гигиене питания, гигиеническому воспитанию, общей гигиене);
  • фармацевт.

Ординатура в Чехии для русских врачей

Русские врачи могут пройти обучение в ординатуре не только в РФ, но и в иных государствах, особой популярностью из которых пользуется Чешская республика. В чем отличия обучения? Основная разница заключается в том, что как таковой ординатуры в этой стране нет. Молодой врач после окончания ВУЗа устраивается на работу по специальности и продолжает обучение для получения аттестации.

Чтобы стать аттестованным специалистом требуется не менее 5 лет стажа по выбранной специальности и сдача квалификационного экзамена.

Чтобы русскому врачу переехать для прохождения аттестации в Чехии необходимо:

  • получить шенгенскую визу с возможностью оформления вида на жительство;
  • выучить чешский язык и получить соответствующий сертификат;
  • пройти стажировку в любой местной клинике продолжительностью от 5 месяцев;
  • пройти переаттестацию;
  • получить разрешение на работу.

В Чехии требуется большое количество молодых специалистов в возрасте 18 – 50 лет, имеющих высшее медицинское образование и не имеющих судимостей. Для увеличения шансов получения рабочего места рекомендуется пройти программу переподготовки World Study.

Можно ли получить два высших образования одновременно

Решение, кем быть в профессиональном плане, обычно приходится принимать в достаточно раннем возрасте.

Иногда при поступлении в высшее учебное заведение человек понимает, что сделал неправильный выбор, а иногда осознает, что для достижения своих карьерных целей одного образования будет недостаточно.

Чтобы не терять лишние годы, можно рассмотреть возможность обучения по разным специальностям в одном университете или в двух вузах одновременно.

Можно ли одновременно учиться в двух вузах

В российском законодательстве нет запрета на обучение по нескольким образовательным программам одновременно. Студент имеет право совмещать учебу в колледже и университете, выбирать разные направления в одном вузе или учиться в двух высших учебных заведениях.

Также нет жестких правил, когда это можно делать. Можно сразу поступать в два высших учебных заведения или начать программу подготовки в одном университете и затем поступить на дополнительную специальность на одном из курсов. В этом случае обычно можно перезачесть дисциплины, которые повторяются в обеих образовательных программах, что сэкономит много времени и сил.

Существует единственное ограничение: в рамках одного уровня образования можно обучаться на средства из государственного бюджета (бесплатно) только раз, все дополнительные специальности придется получать платно.

Что такое параллельное обучение

Если человек понимает необходимость получения дополнительного образование и не хочет тратить на учебу много лет, он может сразу поступить в два вуза или начать обучение по второй программе после 2-4 лет обучения на первой специальности. Такой формат называется параллельным обучением.

При параллельном обучении в двух вузах студенту не придется учиться долгие годы для достижения своей академической цели, можно сделать это в более интенсивном, но сжатом формате. Важно отметить, что после окончания обучения у выпускника будет два полноценных диплома о высшем образовании, это одно из отличий такого образования, например, от получения магистерской степени.

Источник: unsplash.com

Как получить два высших образования одновременно

Главная особенность параллельного обучения — невозможно учиться на двух очных  программах одновременно, поскольку расписание будет неизбежно пересекаться и постоянно придется пропускать занятия по одному из направлений учебы. Чаще всего студент одновременно совмещает очную (дневную) и очно-заочную (вечернюю) или заочную форму обучения. Не стоит параллельно учиться по двум заочным программам, поскольку могут совпасть экзаменационные сессии.

Стоит понимать, что два высших образования будут цениться выше, чем одно, однако это серьезная нагрузка. Экзаменационных сессий будет в два раза больше, нужно будет написать две дипломные работы. Вряд ли удастся совмещать обучение по двум направлениям с работой. Поэтому нужно четко оценить свои силы и необходимость такого шага.

Источник: astv.ru

Как подавать документы в два вуза

При поступлении в университет нужно подать в приемную комиссию либо оригинал, либо копию школьного аттестата. Для зачисления обязательно нужно предоставить оригинал аттестата о среднем образовании, поэтому возникает вопрос, как можно одновременно поступить на два направления учебы.

Нужно обязательно обсудить этот вопрос с приемной комиссией. Во многих случаях при поступлении на платное отделение (обычно очно-заочное или заочное) могут принять нотариально заверенную копию документа.

Однако если полностью следовать закону «О высшем и послевузовском образовании», человек будет учиться по второй программе в статусе слушателя, а не студента. В этом случае к заверенной копии аттестата нужно приложить справку об обучении в другом высшем учебном заведении.

Чтобы заверить копию аттестата у нотариуса, студент имеет полное право забрать свой аттестат из деканата под расписку, с четкими сроками возврата и объяснением необходимости выдачи документа.

Любой аккредитованный университет обязан предоставлять желающим возможность получить второе высшее образование на коммерческой основе.

Преимущества второго высшего образования

Главное преимущество параллельного образования — экономия времени, если человек понимает необходимость получения второго диплома. Получение второго высшего образования также говорит о привлекательных для работодателей личностных качествах человека — мотивированности, целеустремленности, работоспособности, самоорганизации.

В современном обществе сложно удивить кого-то наличием высшего образования, но два диплома встречаются не так часто. Двойное образование помогает расширить сферы занятости и повысить конкурентоспособность его обладателя.

Также стоит отметить, что при получении второго высшего образования стоимость учебы традиционно ниже, чем при прохождении полного курса обучения. Поэтому получение дополнительного образования является серьезной инвестицией, но при этом помогает сэкономить деньги.

Получить даже одно высшее образование — это большой стресс и вложение сил. Не забудьте, что при любых вопросах по учебе будет полезным ресурс ФениксХелп. Желаем академических успехов и легкой учебы!