Государственная пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава.
Граждане (за исключением федеральных государственных гражданских служащих) могут обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее.
Заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином в территориальный орган ПФР по своему выбору либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по своему выбору (далее – МФЦ), в случае, если между территориальным органом ПФР и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением либо по почте, либо через работодателя, с которым работник состоит в трудовых отношениях, с письменного его согласия.
При этом граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, в целях увеличения размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению в связи с проживанием в указанных районах (местностях), заявление о назначении пенсии подают в территориальный орган ПФР по месту жительства (пребывания, фактического проживания) в указанных районах (местностях).
Заявление может быть подано лично гражданином, которому назначается пенсия, его представителем. Также гражданин может направить заявление в форме электронного документа через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
- лично (представителем, через работодателя) днем обращения за пенсией является день приема территориальным органом ПФР заявления;
- по почте — днем обращения за пенсией считается дата, которая указана на почтовом штемпеле по месту отправления заявления;
- через МФЦ – днем обращения за пенсией считается дата приема заявления МФЦ;
- через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и представлении в территориальный орган ПФР всех необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в срок, не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за пенсией считается дата подачи заявления в форме электронного документа.
Федеральный государственный гражданский служащий подает письменное заявление о назначении пенсии за выслугу лет на имя председателя Правления ПФР с необходимыми документами в федеральный государственный орган (территориальный орган) или его аппарат, в котором замещалась должность федеральной государственной гражданской службы перед увольнением. В случае реорганизации или ликвидации федерального органа или территориального органа документы подаются в кадровую службу федерального органа, которому законодательством Российской Федерации переданы функции реорганизованного или ликвидированного федерального органа, его территориального органа (Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, утвержденные Приказом Минтруда России от 22.05.2017 № 436н).
Кстати, некоторым государственным служащим, например военным и полицейским, в силу специфики их службы пенсию назначает и выплачивает не Пенсионный фонд России, а то государственное ведомство, в котором они проходил службу. Например, Министерство обороны Российской Федерации или Министерство внутренних дел Российской Федерации.
- Одновременно с заявлением о назначении государственной пенсии за выслугу лет представляется документ, удостоверяющий личность, возраст, гражданство гражданина (например, паспорт гражданина Российской Федерации, вид на жительство иностранного гражданина (лица без гражданства), полномочия представителя, др.);
- другие документы, необходимые для подтверждения дополнительных обстоятельств;
- при направлении заявления в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» документы, удостоверяющие личность, возраст, гражданство гражданина, не требуются.
В случае, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР.
(подаётся в кадровую службу федерального органа государственной власти (его территориального органа) или его аппарата).
Для федеральных государственных гражданских служащих:
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23 мая 2016 г.
№ 143-ФЗ) федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г.
№ 166-ФЗ, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 3, 7 — 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.
3 части 1 статьи 37, пунктами 2 — 4 части 1 и пунктами 2 — 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
При этом продолжительность стажа государственной гражданской службы, требуемого для установления пенсии за выслугу лет, с 2017 года увеличивается поэтапно (ежегодно на 6 месяцев) с 15 лет 6 месяцев в 2017 году до 20 лет в 2026 году.
Согласно пункту 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ федеральным государственным гражданским служащим, уволенным до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, право на пенсию за выслугу лет предоставляется при наличии у них стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней. Кроме того, в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих может быть установлена к досрочной пенсии, назначенной по нормам названного Закона.Следует отметить, что нормы Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», предусматривающие поэтапное увеличение минимальной продолжительности стажа государственной гражданской службы, требуемой для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих и определения размера указанной пенсии, не распространяются на следующих лиц:
- на федеральных государственных гражданских служащих, приобретших право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ и уволенных (освобожденных от замещаемой должности) с федеральной государственной гражданской службы до 1 января 2017 года;
- на лиц, замещавших на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы и имеющих на этот день стаж федеральной государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет;
- на лиц, замещавших на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы, имеющих на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретших до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
- Для военнослужащих:
- Пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
- Для космонавтов:
- наличие выслуги в соответствующих должностях не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении.
- при оставлении работы по состоянию здоровья (болезни) – наличие выслуги не менее 20 и 15 лет соответственно у мужчин и женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении.
- оставление работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет: из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей, в отрядах (группах) космонавтов, являющихся летно-испытательными (летно-исследовательскими) подразделениями научно-испытательных, научно-исследовательских центров и других организаций федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.
Для работников летно-испытательного состава:
- занятость в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники.
- наличие выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, из которых не менее двух третьих указанной выслуги приходится на периоды работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (без учета периодов военной службы в должностях летного состава и периодов работы в должностях летного состава гражданской авиации).
- при оставлении работы по состоянию здоровья — наличие выслуги не менее 20 и 15 лет соответственно у мужчин и женщин, из которых не менее двух третьих приходится на периоды работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (без учета периодов военной службы в должностях летного состава и периодов работы в должностях летного состава гражданской авиации).
- Установление страховой пенсии по старости (по инвалидности).
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
за исключением социальной пенсии по инвалидности, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) и являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.
Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведений, содержащихся в федеральном реестре инвалидов.
Пенсия за выслугу лет (за исключением пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленных к страховой пенсии по инвалидности) назначается на срок — бессрочно.
Пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсия за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленные к страховой пенсии по инвалидности, — на срок, на который установлена страховая пенсия по инвалидности.
Социальная пенсия выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке).
Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо.
Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.
Правила выплаты дополнены пунктами 5.1 и 14.
1, согласно которых пенсионеру, не имеющему регистрации по месту жительства в Российской Федерации (его законному представителю — родителю, усыновителю, опекуну, попечителю), социальная пенсия, предусмотренная Федеральным законом № 166-ФЗ, выплачивается при условии подачи заявления о подтверждении постоянного проживания в Российской Федерации, до истечения 12 месяцев с месяца подачи заявления об установлении (выплате) пенсии или предыдущего подтверждения постоянного проживания в Российской Федерации.Административный регламент дополнен заявлением о подтверждении постоянного проживания в Российской Федерации гражданина Российской Федерации, получающего социальную пенсию.Данное заявление, может быть подано лично гражданином (законным представителем несовершеннолетнего или недееспособного лица) в территориальный орган ПФР либо в многофункциональный центр по месту нахождения выплатного дела.Подача указанного заявления осуществляется до истечения 12 месяцев с месяца подачи заявления об установлении (выплате) пенсии или предыдущего подтверждения постоянного проживания в Российской Федерации.
Заявление о подтверждении постоянного проживания в Российской Федерации гражданина Российской Федерации, получающего социальную пенсию приобщается к материалам выплатного дела для продолжения выплаты социальной пенсии, предусмотренной Федеральным законом № 166-ФЗ.
Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению (в том числе федеральных государственных гражданских служащих), ее доставка и удержания из нее производятся в порядке, предусмотренном для выплаты, доставки и удержания из пенсии, назначаемой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Способы доставки пенсии:
1. через Почту России – вы можете получать пенсию на дом или самостоятельно в кассе почтового отделения по месту жительства.
В этом случае каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии с графиком доставки, при этом пенсия может быть выплачена позднее установленной даты в пределах доставочного периода.
Дату окончания выплатного периода лучше узнать заранее, так как в каждом почтовом отделении она своя.
Если пенсия не получена в течение шести месяцев, то ее выплата приостанавливается, и необходимо будет написать заявление в свой Пенсионный фонд, чтобы возобновить выплату;
В этом случае каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии с графиком доставки, при этом пенсия может быть выплачена позднее установленной даты в пределах доставочного периода.
Дату окончания выплатного периода лучше узнать заранее, так как в каждом почтовом отделении она своя.
Если пенсия не получена в течение шести месяцев, то ее выплата приостанавливается, и необходимо будет написать заявление в свой Пенсионный фонд, чтобы возобновить выплату;
2. через банк – вы можете получать пенсию в кассе отделения банка или оформить банковскую карту (с 01.07.2021 года выплата пенсии осуществляется только на карты национальной платежной системы «МИР») и снимать денежные средства через банкомат.
Доставка пенсии за текущий месяц на счет производится в день поступления средств от территориального органа Пенсионного фонда России. Снять свои деньги с банковского счета можно в любой день после их зачисления.
Зачисление на счет пенсионера в кредитной организации производится без взимания комиссионного вознаграждения.
3. через иную организацию, занимающуюся доставкой пенсии – вы можете получать пенсию на дому или самостоятельно в этой организации.
Полный перечень таких организаций в вашем регионе (в том числе осуществляющих доставку пенсии на дом) есть в распоряжении территориального органа ПФР.
Порядок выплаты пенсии через иную организацию, занимающуюся доставкой пенсий, такой же, как через отделение почтовой связи.
Для выбора способа доставки или его изменения, вам необходимо уведомить об этом ПФР, любым удобным для вас способом:
Гражданам из числа космонавтов может устанавливаться государственная пенсия за выслугу лет и страховая пенсия по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) при наличии условий для ее назначения.
Включается ли в стаж государственной гражданской службы период обучения граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях?
Исчисление стажа государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба) для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации (далее – гражданский служащий) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу (далее – стаж гражданской службы) осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532.
- Данным Указом Президента Российской Федерации утвержден перечень периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж гражданской службы (далее – Перечень) и порядок исчисления стажа гражданской службы Российской Федерации (далее – Порядок).
- Согласно пункту 2 Порядка в стаж гражданской службы включаются (засчитываются) периоды государственной службы и иные периоды замещения должностей, указанные в Перечне.
- В соответствии с пунктом 21 Перечня в стаж гражданской службы включаются периоды военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, федеральных органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах Российской Федерации, учитываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации при исчислении стажа государственной службы.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ) военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ).
При этом к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, отнесены курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, с которыми заключен соответствующий контракт.
До заключения контракта о прохождении военной службы курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования признаются военнослужащими, проходящими военную службу по призыву.
- Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона № 76-ФЗ установлено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы.
- Пунктом 3 статьи 31 Федерального закона № 53-ФЗ предусмотрено, что до заключения контракта о прохождении военной службы курсант имеет правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
- В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.
- В этой связи, учеба курсантов образовательных учреждений профессионального образования включается в стаж гражданской службы из расчета один день военной службы за два дня работы до заключения с ними контракта о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, а после заключения контракта – из расчета один день военной службы за один день работы.
Понятия «военная служба» и «военная служба по контракту» впервые введены Законом Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 4455-1), вступившим в силу с 1 марта 1993 г.
До вступления в силу Закона № 4455-1 применялись понятия «действительная срочная военная служба» и «действительная сверхсрочная военная служба» в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин, а в отношении офицерского состава – «действительная военная служба».
Статьей 11 Закона СССР от 12 октября 1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» было предусмотрено, что граждане, принятые в военно-учебные заведения, состояли на действительной военной службе и именовались курсантами.
На курсантов распространялись обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы, в связи с чем они и их семьи пользовались правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей.
- В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона № 76-ФЗ льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом № 76-ФЗ, устанавливаются гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах¸ а также гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР.
- С учетом указанного положения Федерального закона № 76-ФЗ действительная срочная военная служба, как и военная служба по призыву, включается в стаж гражданской службы в льготном порядке из расчета один день военной службы за два дня работы, действительная военная служба, как и военная служба по контракту – из расчета один день военной службы за один день работы.
- Учитывая изложенное, до принятия Закона № 4455-1 период обучения граждан в военных образовательных учреждениях профессионального образования по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения, включается в стаж гражданской службы в льготном исчислении из расчета один день военной службы за два дня работы, а оставшееся время обучения – из расчета один день военной службы за один день работы.
Решение Верховного суда: Решение N АКПИ14-867 от 04.09.2014 Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
- ВЕРХОВНЫЙ СУД
- РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Дело № АКПИ14-867
- РЕШЕНИЕ
- ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Москва 4 с е н т я б р я 2 0 1 4 г Верховный Суд Российской Федерации в составе
- судьи Верховного Суда
Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Попова К Ю о признании частично недействующим пункта 4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532,
установил:
Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г.
№ 1532 утвержден Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации (далее — Порядок). Указ опубликован 23 ноября 2007 г в «Российской газете», 26 ноября 2007 г. в Собрании законодательства Российской Федерации.
Пунктом 4 Порядка установлено, что в стаж гражданской службы на основании решения руководителя государственного органа, лица замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Российской Федерации для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Попов К.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 4 Порядка в части его применения к периодам работы, названным в этом пункте, отработанным гражданами Российской Федерации до вступления в силу этого Указа, то есть до 23 ноября 2007 г.
, ссылаясь на то, что применение данного положения к периодам работы до указанной даты не соответствует частям 1 и 2 статьи 19, части 3 статьи 37, статье 55, статье 90, статье 120 Конституции Российской Федерации, требованиям части 3 статьи 4, части 4 статьи 14, частей 1, 2 и 4 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г.
№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ), статей 2, 3, 5, 6, 12, 21, 132 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), статьи 2 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
, статье 2 Международного пакта об экономических социальных, культурных правах от 16 декабря 1966 г., положений Конвенции Международной организации труда от 25 июня 1958 г. № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий», статьи 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г.
Риме 4 ноября 1950 г ограничивает его права на получение оплаты труда и условия прохождения гражданской службы обстоятельствами, не связанными с его деловыми качествами работника.
По мнению заявителя, оспариваемая норма ставит его в неравное положение с лицами, поступившими на гражданскую службу до вступления в силу названного Указа Президента Российской Федерации, в стаж государственной службы которым иные периоды работы (службы), опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности государственной службы, включены без ограничения пятилетним сроком на основании Указа Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 982 «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет».
В судебное заседание Попов К.Ю. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Президента Российской Федерации Брычева Л.И.
в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменных возражениях просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования не признала, полагая их необоснованными, поскольку Указ от 19 ноября 2007 г.
№ 1532 утвержден Президентом Российской Федерации во исполнение полномочий, возложенных на него непосредственно Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ оспариваемое положение не противоречит данному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обсудив доводы заявителя, возражения представителя Президента Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 54 этого закона в стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу включаются периоды замещения: 1) должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы; 2) государственных должностей; 3) должностей муниципальной службы; 4) выборных должностей в органах местного самоуправления; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами. Таким образом, данная норма определяет стаж государственной гражданской службы (выслугу лет) как периоды замещения государственных и муниципальных должностей, а также должностей государственной и муниципальной службы. При этом все указанные должности замещаются в государственных и муниципальных органах.
Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации и зачета в него иных периодов замещения должностей в силу части 2 названной статьи устанавливается указом Президента Российской Федерации.
Во исполнение предоставленного полномочия Президентом Российской Федерации и был издан Указ от 19 ноября 2007 г.
№ 1532, которым в целях установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации были утверждены перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации, и порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации. При этом данный перечень содержит периоды службы и иные периоды замещения должностей, подлежащие включению в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации в безусловном порядке.
Оспариваемым пунктом Порядка предусмотрена возможность засчитывать в стаж государственной гражданской службы периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Российской Федерации для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации. Данная возможность реализуется на основании решения руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителя указанных руководителя или лица осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Решением этих лиц в стаж государственной гражданской службы могут быть зачтены периоды работы в названных должностях, в совокупности не превышающие пяти лет.
Таким образом, упомянутые в оспариваемом пункте должностные лица имеют право зачесть в стаж гражданскому служащему периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, не указанные в перечне периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей засчитываемых в этот стаж в безусловном порядке.
Ранее пунктами 1-3 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г.
№ 982 «О периодах работы (службы включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет», действовавшему до издания Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г.
№ 1532, были определены периоды работы (службы), засчитываемые в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, в безусловном порядке.
Пунктом 4 указанного приложения было предусмотрено, что иные периоды работы (службы), опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной службы, могут включаться в стаж государственной службы федеральных государственных служащих на основании решения руководителя федерального органа государственной власти, руководителя аппарата федерального органа государственной власти или иного государственного органа, образованного в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в порядке исключения.
Данная норма не предусматривала ограничение этого зачета определенным временным периодом, однако содержала указание на исключительный порядок включения таких периодов работы в стаж государственной службы.
Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 982 также не предусматривали права государственных служащих на безусловное включение в стаж государственной службы иных периодов работы (службы).
Необоснованным является также утверждение Попова К.Ю. о том, что установление менее благоприятных условий исчисления стажа государственным гражданским служащим, назначенным на должность после вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г.
№ 1532, по сравнению с теми условиями исчисления стажа для определения размера надбавки за выслугу лет на государственной гражданской службе которые были определены до назначения их на должность и, по сути предоставляются государственным гражданским служащим, назначенным на должность до введения в действие нового правового регулирования, по своему значению означает нарушение принципа равенства в действующей системе правового регулирования.
Оспариваемое заявителем положение, предусматривающее возможность включения в указанный стаж, помимо периодов государственной службы также иных периодов работы (службы), опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности государственной службы, по существу устанавливает для гражданских служащих льготный порядок исчисления стажа, дающего право на предоставление гарантий, вытекающих из их особого правового статуса, и поэтому не может рассматриваться как нарушающее права государственных гражданских служащих.
Изменение же условий зачета в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы (службы), которые были установлены Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г.
№ 982, утратившим силу до поступления заявителя на государственную гражданскую службу осуществлено в рамках дискреционных полномочий Президента Российской Федерации по установлению порядка реализации гарантий государственных гражданских служащих на период до принятия соответствующего федерального закона.
Нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу который бы устанавливал другие условия зачета в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы (службы) и которому могло бы противоречить оспариваемое нормативное положение, отсутствует.
Нельзя признать состоятельными доводы заявителя о том, что внесение Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г.
№ 1532 изменений в порядок исчисления периодов, подлежащих зачету в стаж для получения надбавки, касающийся граждан, уже выполнивших установленные требования ранее действовавшего указа и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов что приводит к нарушению принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечивает равные условия реализации приобретенного ими права.
В пункте 2 Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г.
№ 1532 предусмотрено, что в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации засчитываются периоды работы (службы), которые до вступления в силу этого указа были в установленном порядке включены (засчитаны) государственным гражданским служащим Российской Федерации в такой стаж.
- Оспариваемый Порядок не содержит положений, направленных на ограничение трудовых прав и свобод гражданских служащих, а также противоречащих нормам международного права, в частности статье 1 Конвенции Международной организации труда 1958 года № 111 и статье 3 ТКРФ.
- Судебная проверка оспариваемого нормативного положения на соответствие положениям Конституции Российской Федерации, на что также указывает заявитель, может быть осуществлена только в порядке конституционного судопроизводства, а не по правилам главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
- Учитывая, что Порядок издан в пределах предоставленных Президенту Российской Федерации полномочий, его пункт 4 не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и свобод заявителя не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
- Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
- решил:
в удовлетворении заявления Попова К Ю о признании частично недействующим пункта 4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме Судья Верховного Суда Российской Федерации А.М. Назарова