Может ли государственный служащий заниматься предпринимательской деятельностью

Запреты и ограничения на государственной гражданской службе — это ряд принципиальных условий, которые придется соблюсти, чтобы занять должность. К госслужащим предъявляются многочисленные требования.

Может ли государственный служащий заниматься предпринимательской деятельностью

Любой работник обязан ответственно и добросовестно выполнять свои должностные обязанности, а госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За их нарушение предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности.

По положениям 79-ФЗ о госслужбе ограничения и запреты определяются для граждан, поступающих на гражданскую службу (79-ФЗ от 27.07.2004). Этот норматив определяет ключевые правила, условия и требования, предъявляемые к работникам государственных ведомств и служб.

Требования таковы:

  • совершеннолетие;
  • наличие российского гражданства;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника разделяют на две группы. Первая — это исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и (или) инструкциями. Во вторую группу входят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащим необходимо своевременно отчитываться о доходах и избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

Ограничения по службе

На должность госслужащего назначают не каждого. Все ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются статьями 16 и 17 79-ФЗ. Чтобы занять ответственный пост, требуется соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Отсутствие неснятой и (или) непогашенной судимости.
  3. Отсутствие вступившего в силу приговора суда, ограничивающего или запрещающего занимать госдолжность.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение №2 к приказу Минздравсоцразвития №984н).
  5. Отсутствие второго гражданства или смены российского гражданства на иное.
  6. Непризнание кандидата уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Наличие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Возраст менее 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Наличие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Отсутствие близкого родства между непосредственным начальником и подчиненным.
  11. Непредоставление при трудоустройстве ложных, недостоверных сведений о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях для назначения на должность.

Нельзя назначить на должность госслужащего гражданина, который нарушил запреты для государственного гражданского служащего по антикоррупционным мерам, участвовал в конфликте интересов либо утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статьях 16 и 25.1 закона №79-ФЗ.

Запреты для госслужащих

Законодательство определяет ограничения и запреты, связанные с государственной службой, для граждан. Так, статья 17 закона 79-ФЗ закрепляет все виды запретов, которые не вправе нарушить госработник, в частности госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не вправе трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих и некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Но есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Этот запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качестве оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Разглашать конфиденциальную информацию либо использовать ее в своих интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в указе президента №188.
  6. Делать высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение составляют ситуации, в которых данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Запрет распространяется на работника и его супругу и несовершеннолетних детей. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Запреты при увольнении

Определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников.

Если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него вправе применить административное взыскание.

Тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновнику, контролировавшему строительную компанию, нельзя в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения.

Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения: допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Схема №1. Запреты по сферам деятельности

Может ли государственный служащий заниматься предпринимательской деятельностью

Схема №2. Ограничения по ключевым критериям

Может ли государственный служащий заниматься предпринимательской деятельностью

Ключевое отличие ограничений от запретов заключается в том, что для госработников или кандидатов на государственный пост допускается устранение ограничений. Например, работник не претендует на гражданство иного государства, не открывает счета в иностранных банках, не предоставляет ложную и недостоверную информацию о себе и т. д. А запреты обойти не получится. Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.

Скоро праздники, что с подарками?

Подарки принимать госслужащим нельзя, тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей, — это и есть коррупция, с которой борются власти. Но есть исключения.

Подарок разрешено принять, если:

  1. Его стоимость не превышает 3000 рублей.
  2. Он вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство необходимо в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена постановлением правительства №10 от 09.01.2014.

Уведомлять о цветах, канцелярских товарах не нужно.

Если стоимость подарка неизвестна или же составляет по оценкам более 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Дорогостоящий подарок разрешается выкупить, для этого придется подать соответствующее заявление.

Ответственность за нарушения

За неисполнение вышеперечисленных мер предусмотрена ответственность. Работодатели наказывают госслужащих следующими видами взысканий:

  • делают замечание;
  • объявляют выговор;
  • оформляют предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности;
  • увольняют с гражданской службы.

В отношении правонарушителей назначают и финансовые санкции, например возмещение причиненного вреда по ст. 1069 ГК РФ или убытков по ст. 15 ГК РФ, административные взыскания в виде штрафов за нарушение обязанностей по ст. 2.4 КоАП. Это далеко не исчерпывающий перечень санкций, штрафов и наказаний.

Может ли государственный гражданский служащий быть самозанятым?

В настоящее время можно часто услышать от государственных гражданских служащих вопрос относительно возможности получения ими статуса «самозанятых». Для того, чтобы ответить на него, необходимо обратиться к положениям Федерального закона от 27 ноября 2018 г.

№ 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 6 данного закона специальный налоговый режим не может использоваться для доходов государственных служащих.

Однако этим же пунктом предусмотрено исключение – сдача служащим в аренду принадлежащего ему жилья.

Может ли государственный служащий заниматься предпринимательской деятельностью

Многие отождествляют сдачу в аренду жилья с предпринимательской деятельностью. Насколько это обоснованно?

В законодательстве не содержится четкого ответа на данный вопрос. В связи с этим для принятия правильного решения в рассматриваемых ситуациях необходимо руководствоваться официальными разъяснениями, данными в Письме Министерства РФ по налогам и сборам от 6 июля 2004 г.

Читайте также:  Наложение административного штрафа на юридическое лицо

№ 04-3-01/398 «О сдаче помещений в аренду (наем)».

В соответствии с ними сдача в жилья в аренду предполагает, что арендодатель получает обусловленный договором аренды доход в виде арендной платы, но при этом не осуществляет на свой риск какой-либо экономической деятельности, поскольку именно арендатор осуществляет деятельность с использованием арендованного имущества. При этом согласно статье 606 Гражданского кодекса РФ плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. В связи с этим сдача помещения в аренду не является предпринимательской деятельностью.

Таким образом, очевидно, что государственному гражданскому служащему можно получать доход в качестве самозанятого, но только не осуществляя при этом предпринимательскую деятельность. Единственный способ получения дохода, позволяющий соблюсти данное условие, – сдача жилья в аренду.

Однако при этом необходимо учитывать правоприменительную практику, в соответствии с которой даже сдача жилья в аренду все же в отдельных случаях может признаваться предпринимательской деятельностью.

Это случается тогда, когда происходит целенаправленная покупка жилой недвижимости для ее сдачи в аренду в коммерческих целях, посуточная (почасовая) сдача жилья в аренду, гостиничный бизнес и т.д.

Подобные действия государственных гражданских служащих в силу их правового статуса должны быть исключены.

Панов А.Ю., доцент, кандидат юридических наук

Инвестиции для госслужащих. Недвижимость

25 января 2018   Никита Умеренков   Все авторы

  • Статус госслужащего и предпринимательская деятельность — понятия несовместимые
  • Инвестиционная недвижимость и арендный бизнес. Что можно, а что нельзя?

Работа на государство – это большие полномочия, но и большая ответственность. Поэтому законодательство в деталях регулирует деятельность и статус государственных служащих, в том числе устанавливает для них многочисленные запреты и ограничения.

Многие из таких запретов и ограничений относятся к области финансов и инвестиций. На нашем сайте мы уже об этом писали (Инвестиции для госслужащих: ограничения и возможности ).

Настоящей статьей мы начинаем серию публикаций, где подробно рассмотрим влияние запретов и ограничений, связанных с госслужбой, на инвестиционные возможности государственных служащих.

Запреты и ограничения для госслужащих в области финансов и инвестиций, можно условно разделить на следующие большие группы: (1) запрет на осуществление предпринимательской деятельности; (2) запрет на иностранные счета и финансовые инструменты; и (3) запрет на владение ценными бумагами, которое приводит (или может привести) к конфликту интересов.

Запрет на осуществление предпринимательской деятельности

Закон о госслужбе и Закон о противодействии коррупции запрещают государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении коммерческой организации.

Гражданский Кодекс определяет предпринимательской «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».

Он же требует, чтобы лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязательно были зарегистрированы в этом качестве (т.е. в качестве индивидуального предпринимателя, ИП) в установленном порядке.

За ведение такой деятельности без госрегистрации предусмотрена административная и налоговая ответственность, а при определенных обстоятельствах — даже и уголовная ответственность.

Несмотря на прямое требование об этом (и соответствующую административную и уголовную ответственность), многие физические лица занимаются деятельностью, подходящей под определение предпринимательской, без регистрации даже в качестве ИП.

Может ли государственный служащий заниматься предпринимательской деятельностью

Предпринимательская деятельность и инвестиции в недвижимость

Давайте рассмотрим, может ли государственный служащий заниматься предпринимательской деятельностью на примере инвестиций в недвижимость.

Инвестиционная недвижимость

Второй по популярности (после банковских депозитов) инвестиционный инструмент в Российской Федерации – это недвижимость. Можно утверждать, что простая покупка инвестиционной недвижимости в надежде на рост ее стоимости, не является предпринимательской деятельностью.

При такой инвестиции пользования имуществом (т.е. извлечения ее полезных свойств) не происходит, т.к. собственник только владеет данным активом.

Аналогичным образом, инвестиции в строительство на этапе котлована по договору ДДУ, также не будут признаваться предпринимательской деятельностью.

Следовательно, такой способ инвестиций как приобретение или вложения в недвижимость, при условии соблюдения остальных ограничений и запретов, полностью доступен государственным служащим, поскольку ни покупка недвижимости, ни инвестиции в ее строительство, не являются предпринимательской деятельностью. Единственное что стоит иметь ввиду при рассмотрении возможностей инвестиций в подобные активы – обязанность госслужащих отчитаться о своем имуществе в установленном порядке, а также, для некоторых категорий госслужащих – о своих расходах.

Арендный бизнес

Другим видом инвестиций в недвижимость является приобретение, как правило, готовой недвижимости с целью сдачи ее в аренду. Бизнес раньте собственно и состоит в целенаправленной покупке недвижимости и немедленной сдаче ее в аренду. «Профессиональные» раньте регистрируются в качестве ИП, что позволяет им законно экономить на налогах, поскольку ставка налога для ИП может быть ниже 13%.

Может ли чиновник заниматься арендным бизнесом? Будет ли являться такая деятельность предпринимательской (а, следовательно, и запрещенной)?

Исходя из запрета на предпринимательскую деятельность, государственная служба и статус ИП несовместимы, и регистрация в качестве ИП не доступна для госслужащих. Однако многие арендодатели-физические лица также не регистрируются в качестве ИП.

Признаки предпринимательской деятельности, указанные в Кодексе, носят оценочный характер и не позволяют однозначно ответить, является ли деятельность по сдаче недвижимости в аренду, предпринимательской.

Ответ на данный вопрос может дать судебная практика по административным и уголовным делам, где в судебных решениях по конкретным случаям приводятся критерии, признаки предпринимательской деятельности и ее отличия от иной деятельности.

Судебная практика

Из существующей судебной практики, а также доступных разъяснений налоговых органов следует, что наличие лишь одного договора аренды недостаточно для признания арендодателя – гражданина предпринимателем.

Для того, чтобы сделать такой вывод, необходимо установить факты систематического получения прибыли от передачи имущества в аренду.

Поэтому, чтобы решить вопрос о наличии или отсутствии признаков предпринимательской деятельности, правоохранительные и налоговые органы прежде всего анализируют цели, для которых гражданин приобрел то или иное имущество, а также систематичность совершения им сделок, причем как по приобретению недвижимости, так и по сдаче ее в аренду. Под «систематическим» ведением бизнеса налоговые органы понимают совершение гражданином не менее двух сделок в течение года.

Вывод о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности можно делать только при наличии полной и всесторонней информации обо всех обстоятельствах такой деятельности. При этом о предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности:

  • Приобретение недвижимости с целью последующего извлечения прибыли
  • Ведение учета операций, связанных с осуществлением сделок (т.е. «бухгалтерии»)
  • Взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенных период времени сделок, и т.д.

Если же указанные признаки отсутствуют, например, при однократном совершении физическим лицом арендной сделки, то деятельность не является предпринимательской и у гражданина не возникает обязанность регистрироваться как ИП.

Так, в одном из постановлений, Верховный Суд указал, что не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо, которое приобрело для личных нужд либо получило недвижимость по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой сделки получило доход, не подлежит уголовной ответственности за незаконное предпринимательство.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сдача недвижимости в аренду возможна (и безопасна) для госслужащих, в следующих ситуациях:

  • Жилая недвижимость была приобретена для личных нужд, но в связи с отсутствием необходимости в использовании (например, получении служебной квартиры) сдается; и
  • Недвижимость (как жилая, так и нежилая) была получена по наследству и в связи с отсутствием необходимости использования сдается.

Представляется, что покупать 2-ую, 3-ю и т.д. квартиру специально для сдачи в аренду, равно как и приобретать нежилое помещение для этих же целей госслужащему не следует, поскольку такие действия с большой долей вероятности могут быть квалифицированы как «деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли».

В этой связи мы рискнем утверждать, что, хотя и отдельные арендные сделки доступны для госслужащих, к сожалению их статус не позволяет им стать полноценными раньте, т.е. осуществить регулярные инвестиции в недвижимость с целью сдачи ее в аренду.

Читайте также:  Заявление на отпуск за свой счет образец для предоставления отгулов без сохранения заработной платы

Обращаем внимание, что за нарушение указанного запрета (занятие предпринимательской деятельностью), предусмотрены достаточно жёсткие санкции — гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия (см. ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе), а также может подлежать административной и даже уголовной ответственности за незаконное предпринимательство.

Как принять на работу бывшего госслужащего, чтобы не получить штраф

Обычно госслужащий при увольнении подписывает специальную форму и знает, входит ли его должность в перечень или нет.

Можно узнать у него, но лучше перестраховаться, чтобы не ходить по судам и избежать вопросов из прокуратуры.

Если кандидат за предыдущие два года работал в какой-нибудь государственной или муниципальной структуре, стоит на всякий случай уведомить его бывшего работодателя.

Если его должности в перечне не было, а вы отправили уведомление — ничего страшного, нарушением закона это не будет. А вот если понадеялись, что должность не попадает в перечень, и не отправили уведомление в госорган, а на самом деле она в перечне есть, то получите штраф.

Обстоятельства, при которых нужно уведомлять бывшего работодателя, указаны в статье 12 закона № 273-ФЗ.

Эта статья гласит, что при заключении трудового договора должны одновременно выполняться такие условия:

  • после увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность служащего входит в специальный перечень.

Размер зарплаты может быть любым, хоть 10 тыс. рублей в месяц. Если условия выше выполняются, нужно направлять уведомление.

Например, строительная фирма принимает монтажника, который в прошлом году уволился с должности начальника патрульной службы ГИБДД. Должность входит в перечень из указа Президента № 557, с момента увольнения прошло менее двух лет — значит, новый работодатель обязан уведомить предыдущего о трудоустройстве госслужащего.

При заключении договора ГПХ должны одновременно выполняться такие условия:

  • после увольнения прошло менее двух лет;
  • должность служащего входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения больше 100 тыс. рублей в месяц (даже если договор заключен на срок меньше месяца).
  • К договорам ГПХ относятся договоры подряда, хранения, поручения, перевозки и другие.
  • Месяц считается с момента заключения договора: если договор заключен, например, 10 сентября, то месяц считается до 10 октября.

Например, компания заказала дизайн у фрилансера, который год назад работал специалистом в пенсионном фонде. Он выполнит работу за месяц и получит за нее 110 тыс. рублей. Об этом нужно уведомить бывшего работодателя.

Другой пример. Компания заключила договор ГПХ с электриком на ремонт оборудования, по которому он будет получать 20 тыс. рублей в месяц. Электрик полгода назад уволился из МЧС, его должность входит в перечень. Но одно из условий не выполняется: вознаграждение по ГПХ меньше 100 тыс. рублей в месяц. Значит, уведомлять прошлого работодателя не нужно.

После того как новый работодатель направил уведомление, Комиссия по урегулированию конфликта интересов рассматривает его и решает, можно ли ему сотрудничать с конкретным бывшим госслужащим. Такая комиссия есть в каждом госоргане. В ее состав входит заместитель руководителя и другие служащие. Основная задача комиссии — предотвращение коррупции.

Ждать решения комиссии необязательно, но, если придет отказ, придется разорвать договор (п. 11 статья 77 ТК РФ).

Если в прежние обязанности госслужащего входили функции госконтроля за организацией, то перед трудоустройством в частную фирму он должен был сам дополнительно получить разрешение от Комиссии. Например, когда налоговый инспектор устраивается бухгалтером или сотрудник антимонопольной службы устраивается в отдел снабжения.

Но новый работодатель все равно должен отправить уведомление, даже если у госслужащего есть это разрешение (письмо Минтруда РФ от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943).

Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя

Сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего должны как организации, индивидуальные предприниматели, так и физлица — адвокаты и нотариусы, которые занимаются частной практикой (Постановление Пленума Верховного Суда № 46). Про самозанятых и обычных физлиц в законе не сказано.

Например, компания наняла юриста, который недавно работал следователем в полиции. Уведомить предыдущего работодателя в данном случае обязан генеральный директор.

Или предприниматель заключил договор ГПХ на разработку приложения с фрилансером, который год назад уволился из Роспотребнадзора. Уведомить бывшего работодателя должен предприниматель как заказчик услуг.

Работодателя или заказчика услуг, который наймет бывшего госслужащего и не уведомит об этом госорган, могут оштрафовать по статье 19.29 КоАП.

Штрафы немалые: для должностных лиц — 20–50 тыс. рублей, для юрлиц — 100–500 тысяч.

Пример № 1: Таганрогский городской суд, дело № 12-135/2020

Организация с уставным капиталом 10 тыс. рублей приняла на работу бывшего госслужащего и не уведомила об этом его предыдущего работодателя. Прокуратура возбудила административное дело. В суде представитель директора просил снизить штраф, ссылаясь на сложное финансовое положение.

Городской суд согласился с мировым и оштрафовал организацию на 100 тыс. рублей.

Пример № 2: Самарский районный суд, дело № 12-218/2020

Охранная фирма приняла на работу бывшего судебного пристава. Директор решил не уведомлять предыдущего работодателя, так как через неделю работник уже уволился. Такие доводы судью не убедили, и директора оштрафовали на 20 тыс. рублей.

Пример № 3: Воскресенский городской суд Московской области, дело № 12-211/2019

Организация приняла человека на должность слесаря, который ранее работал в полиции. При заключении трудового договора уведомление не направила. Итог: штраф 50 тыс. рублей.

Максимум, что грозит госслужащему, который не сообщил новому работодателю о своем месте службы, — это увольнение или расторжение договора ГПХ (ст. 12 закона № 273-ФЗ). Других санкций законом не предусмотрено.

Как узнать, что человек работал на госслужбе

Некоторые госслужащие могут случайно или намеренно скрыть свое прошлое при приеме на работу или заключении договора. Им за это ничего не будет, а новый работодатель получит штраф, когда все вскроется.

Задача работодателя сделать все возможное, чтобы устно или письменно получить у самого кандидата ответ, работал ли он в госорганах за последние два года.

Самый простой способ узнать это — изучить записи в трудовой книжке.

Если за два последних года есть упоминания о каких-либо государственных или муниципальных структурах и должность входит в специальный перечень, нужно направлять уведомление.

Но трудовую книжку предъявляют не всегда. Например, она не нужна при заключении договора ГПХ или оформлении работника по совместительству.

В таком случае можно попросить человека заполнить анкету, где отдельным вопросом попросить указать, состоял ли он ранее на государственной или муниципальной службе.

Кроме того, можно попросить его написать заявление о том, что за два предшествующих года он не работал на госслужбе.

Все эти документы помогут оспорить штраф в суде.

Если кандидат на должность не сообщит в анкете о том, что он является бывшим госслужащим, при этом в его трудовой книжке, военном билете не будет упоминаний о госструктурах, компанию не оштрафуют (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда № 46).

Пример из судебной практики: Московский районный суд Санкт-Петербурга, дело № 12-1049/2019.

Компания приняла на работу по совместительству бывшего госслужащего — начальника воинской части. При трудоустройстве он умолчал о своей прошлой деятельности и не показал трудовую книжку. Компания узнала, что приняла бывшего госслужащего, только после того, как получила письмо из военной прокуратуры.

Мировой суд оштрафовал компанию на 100 тыс. рублей.

Компания пыталась оспорить решение и привела в суд работника. Он подтвердил, что не сообщал о госслужбе и не показывал трудовую книжку. Районный суд встал на сторону нового работодателя и отменил штраф.

Как составить уведомление для бывшего работодателя

Уведомление составляется письменно в произвольной форме. Установленного бланка нет.

В уведомлении нужно указать (Постановление Правительства № 29):

  • паспортные данные бывшего госслужащего;
  • должность государственной или муниципальной службы, которую он занимал. Заполняется по данным из трудовой книжки, кандидат подтверждает их устно;
  • наименование организации;
  • дату заключения трудового договора или договора ГПХ;
  • название должности и основные обязанности;
  • размер вознаграждения и описание работы (для договора ГПХ).

Уведомление нужно направить в отдел кадров органа, где работал госслужащий. На это закон дает 10 календарных дней со дня подписания трудового договора, договора ГПХ или фактического начала трудовой деятельности. Иначе — штраф.

Отнести уведомление можно лично или отправить почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.

Может ли государственный служащий заниматься предпринимательской деятельностьюУведомление о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего. Бланк с сайта «КонсультантПлюс»

1. При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего нужно уведомлять предыдущего работодателя. Но для этого должны одновременно выполняться некоторые условия.

При заключении трудового договора:

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер зарплаты на новом месте не важен.

При заключении договора ГПХ:

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения по договору больше 100 тыс. рублей (даже если договор заключен на срок менее месяца).

2. Понять, входит ли должность госслужащего в специальный перечень или нет, довольно сложно. Поэтому, если человек работал в какой-нибудь госструктуре и выполняются другие условия, лучше перестраховаться и уведомить прошлого работодателя на всякий случай.

3. Бывший служащий может не сообщить сам о прошлом месте службы. Попросите кандидата заполнить анкету или написать отдельное заявление, где он подтвердит, что не работал на государственной или муниципальной службе последние два года. Эти документы помогут избежать штрафа.

4. Направить уведомление нужно не позднее 10 календарных дней с момента заключения трудового договора, договора ГПХ или фактического начала работы.

5. Все уведомления проходят через Комиссию по урегулированию конфликта интересов. Если она выдаст отказ, придется разорвать договор с бывшим госслужащим.

6. Госслужащие, которые выполняли функции госконтроля, могли перед трудоустройством заранее получить разрешение. Но новый работодатель все равно должен направить уведомление.

Читайте также:  Приватизация и собственность в чем разница - чем отличается приватизация от права собственности

7. Если работодатель вовремя не сообщит о том, что принял на работу бывшего госслужащего, или заказчик услуг — что заключил с ним договор ГПХ, то их оштрафуют. Самому госслужащему максимум грозит расторжение договора.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Еврейской автономной области

Могут ли государственные служащие вести бизнес?

Статьей 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены запреты, связанные с гражданской службой. Среди них запрет заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.

Также служащим запрещается участвовать в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев участия на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией, в которой более 50 процентов акций (долей) находится в собственности государственной корпорации (компании) или публично-правовой компании, представления на безвозмездной основе интересов государства в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является государство, и иных случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

Указанные запреты распространяются не только на государственных гражданских служащих в связи с прохождением гражданской службы, но и на государственных служащих (сотрудников органов внутренних дел, Следственного комитета России и др.) в связи с прохождением государственной службы.

Аппарат прокуратуры ЕАО.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Статьей 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены запреты, связанные с гражданской службой. Среди них запрет заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.

Также служащим запрещается участвовать в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев участия на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией, в которой более 50 процентов акций (долей) находится в собственности государственной корпорации (компании) или публично-правовой компании, представления на безвозмездной основе интересов государства в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является государство, и иных случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

Указанные запреты распространяются не только на государственных гражданских служащих в связи с прохождением гражданской службы, но и на государственных служащих (сотрудников органов внутренних дел, Следственного комитета России и др.) в связи с прохождением государственной службы.

Аппарат прокуратуры ЕАО.

Самозанятый госслужащий: все тонкости статуса

Статус госслужащего накладывает на человека определенные ограничения, например, ему запрещено заниматься коммерческой деятельностью. Поэтому по закону госслужащие не могут получать доход как самозанятые. Но в некоторых случаях этот запрет все же можно обойти.

Особенности правового статуса госслужащих

Госслужащие – это сотрудники федеральных и региональных органов власти, которые выполняют функции представителей своего государства в различных сферах деятельности.

К ним относятся военные, сотрудники силовых ведомств, судьи, работники налоговой службы и т.п. Статья 10 федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ делит всех госслужащих на две категории:

  • федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета;
  • государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Так как госслужащие обоих категорий имеют большие полномочия и получают жалование (или довольствие) из федерального либо регионального бюджета, то законом на них накладывается серьезное ограничение по видам деятельности, которыми они могут заниматься в дополнение к основной работе. 

Еще одна полезная статья:  Самозанятость: подводные камни работы на себя

Может ли госслужащий заниматься коммерческой деятельностью?

Закон налагает прямой запрет на занятия чиновниками коммерческой деятельностью – это зафиксировано в статье 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27 июля 2004 года.

Например, часть 3.

1 этой статьи устанавливает полный запрет на занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а часть 3 указывает, что участие госслужащих в управлении коммерческой или некоммерческой организацией (партией, органов профсоюза, госкорпорации и иных КО и НКО) возможно лишь на безвозмездной основе, если это не противоречит законодательству РФ и международным ратифицированным актам.

То есть госслужащий может участвовать в управлении деятельностью коммерческих лишь в строго определенных случаях, а получать за это вознаграждение (то есть, зарплату или иное вознаграждение) – не может от слова «совсем».

И всё же государство предоставляет право таким лицам получать дополнительный доход, помимо основного денежного довольствия.

Например, госслужащие могут продавать любое принадлежащее им имущество, инвестировать деньги в депозиты российских (не иностранных) банков, а также могут вести научную, исследовательскую и преподавательскую деятельность, получая за нее соответствующее вознаграждение.

Так как самозанятость подразумевает получение дохода от самостоятельной трудовой (коммерческой) деятельности, то госслужащий ограничен в своих возможностях. Так, он не может регистрироваться, к примеру, как самозанятый репетитор и получать доход таким способом. Но он может «закрепиться» за вузом или техникумом и преподавать там в качестве совместителя.

Но в некоторых случаях госслужащий может законно получать доход как самозанятый.

Как совмещать самозанятость и работу госслужащего

Как же госслужащему получать доход от самозанятости и при этом не нарушить закон? Ответ прост: сдавать жилье внаем. Всякая иная деятельность в качестве самозанятого, кроме сдачи недвижимости в аренду, влечет за собой наложение штрафов и появление прочих неприятностей для государственных служащих.

На это указывает и федеральный закон о самозанятых, предполагающий базой налогообложения для госслужащих только доход от жилья внаем.

Никакой иной доход, даже если он имеется, не может быть задекларирован как доход от деятельности госслужащего в качестве самозанятого лица. И, следовательно, если получение такого дохода является приоритетным, то стоит либо подавать на него декларацию в налоговую с уплатой стандартного налога в 13% (НДФЛ), либо уходить с госслужбы и полностью становиться самозанятым.

Еще одна полезная статья:  Нужно ли самозанятым платить НДФЛ

Как еще может зарабатывать госслужащий

Госслужащий может получать доход и от иной деятельности, кроме как службы на благо Родины. Лишь бы она не носила коммерческой подоплеки.

Госслужащие наравне с другими гражданами могут получать доход от следующих видов деятельности:

  • преподавательской;
  • исследовательской;
  • научной.

Этот перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

Так, госслужащий может заниматься самостоятельными исследованиями, обобщать их в статье или в книге и получать вознаграждение за их продажу. Либо может работать в вузе в качестве совмещающего преподавателя (например, юрисконсульт УВД может вести лекции по праву).

Занимаясь подобной деятельностью, можно будет декларировать доход как физлицо и платить налог 13%.

Возникает вопрос: можно ли регистрироваться как самозанятый, заниматься незапрещенной деятельностью и платить меньше налогов?

К сожалению, нет. Как было сказано выше, на госслужащего накладываются ограничения по видам деятельности, а любая деятельность в качестве самозанятого (за исключением сдачи недвижимости в аренду) трактуется как коммерческая.

Итак, совмещать работу госслужащего и самозанятость можно только в одном, конкретно указанном случае: если чиновник сдает жилье в аренду и получает от этого доход.

Впрочем, если понадобится дополнительный доход, то госслужащий может заниматься иной разрешенной деятельностью. Например, преподаванием или исследовательски-научными изысканиями.

Но не как самозанятый, а по обычному трудовому договору.

(Visited 4 902 times, 7 visits today)

Самозанятыйв.рф — информационный портал для самозанятых. Актуальная и интересная информация, ответы на важные вопросы и решение нестандартных проблем самозанятых.