Бесплатная приватизация жилья началась еще в 1991 году. А вот дачные участки находились в «подвешенном» состоянии до самого 2006 года. Гражданам, и, надо полагать, государству, было не вполне понятно как с ними поступать?
С одной стороны, миллионы российских семей являлись обладателями пресловутых «пяти соток» — участка в садоводческом товариществе или подобной загородной недвижимости «на земле». С другой же – выкупать задним числом землю и постройки по полной цене явно было для них непосильным финансовым бременем.
Процедура оформления дачного участка в собственность существовала, но была столь сложной, запутанной, неоднозначной, что воспользоваться ею могли не все.
Это означало, что многие годы большинство россиян не были уверены, владеют они своим участком или нет, а государство имело громадный пласт имущества в теневом секторе экономики.
Ведь раз участок не в собственности, то и налогом его не обложить.
Наконец, в 2006 году вступил в силу ФЗ№ 93, тут же окрещенный во всех кругах «Дачной амнистией». Участки стало возможным приватизировать бесплатно и в упрощенном порядке. Первоначально действие закона было ограничено 2018 годом, в данный момент, его действие продлено до 2021.
Не исключено, что дальше события будут развиваться, как с ФЗ № 1541-1, регламентирующим бесплатную приватизацию жилья. Его действие также продлевалось несколько раз, а затем закон был объявлен бессрочным.
Кстати, если вопрос приватизации жилья для вас еще актуален, вы можете подробно прочесть об этом в статье нашего портала «Сколько стоит приватизация квартиры?». Но вернемся к земельным участкам.
На данный момент приватизировать землю бесплатно можно до 1 марта 2022 года. Как и в случае с квартирой, это не значит, что платить вообще ничего не придется. Получение некоторых справок и проведение некоторых процедур предполагает их оплату. Но затраты, разумеется, несравнимы с рыночной стоимостью участка.
В статье мы наглядно определим порядок цен на приватизацию дачного участка. На конечную цену влияет регион, постановления местной власти и некоторые другие факторы.
Какие земли можно получить бесплатно?
Итак, «Дачная амнистия» предполагает безвозмездную передачу в собственность земельного участка, фактически принадлежащего семье или гражданину. Но не всех. Реестр участков, подлежащих бесплатной передаче, четко определен. Это:
- Участки, на которых располагаются приватизированные объекты недвижимости
То есть, если на неприватизированном участке находятся приватизированное жилое строение и хозпостройки, вы имеете право безвозмездно получить в собственность землю, находящуюся под ними и территорию, необходимую для их эксплуатации и обслуживания. Важно, чтобы они были построены раньше вступления в силу Земельного кодекса. То есть, до 2001 года.
Если постройки не приватизированы, земля под ними в собственность не переходит. Ее придется либо выкупить, либо взять в аренду.
- Участки, находящиеся в долгосрочной аренде
Как правило, долгосрочный договор аренды заключается на 20 + лет. Но уже через три года после его заключения можно претендовать на бесплатную приватизацию арендованного участка.
- Участки, полученные под садоводство, ИЖС, ЛПХ
Если участок изначально брался под строительство частного жилого дома, любительское садоводство (по сути, «для дачи») или для того, чтобы вести на нем подсобное хозяйство (но не фермерскую деятельность), то вы уже обладаете всеми законными правами на его бесплатную приватизацию. Осталось лишь оформить все законным образом.
Этот пункт реестра касается, скорее, не «дачников», поскольку приватизированный гараж на даче ничем не отличается от прочих хозпостроек. Речь идет о членах гаражных кооперативов, многие из которых возникли еще во времена СССР. Теперь хозяин каждого бокса может стать полноправным владельцем надела, на котором тот расположен. Оформляется приватизация через правление кооператива.
- Земля, находящаяся в бессрочном пользовании
Этот пункт в основном касается участков, полученных по наследству. До вступления в силу ЗК РФ, в России (и ранее в СССР) земельные участки предоставлялись гражданам в бессрочное пользование.
Теперь, даже если надел не был приватизирован наследодателем, его наследники могут начать процедуру на тех же основаниях, что имел он.
Естественно, требуются документы, подтверждающие, что участок находился в бессрочном пользовании умершего человека.
Перечень документов
Пакет документов, необходимых для бесплатной приватизации принадлежащего семье земельного участка на первый взгляд не слишком обширен. Требуется подготовить всего три «бумаги»:
- Правоустанавливающий документ на землю, которым могу являться:
- Акт о передаче земельного участка в пользование гражданин или гражданам (выдается государственным органом, осуществившим эту передачу)
- Договор долгосрочной аренды (подлинник и копия)
- Свидетельство о вступлении в наследство (выдает нотариус наследнику)
- Кадастровый паспорт (начиная с 2017 года документ, аналогичный кадастровому паспорту, изменил форму и теперь называется «выписка из ЕГРН; если имеется кадастровый паспорт старого образца, можно использовать его, но скорее всего, от вас все равно потребуют свежую выписку из ЕГРН)
- Согласие на приватизацию остальных членов семьи или собственников дома
Но на практике, скорее всего, понадобится больше документов. Регистраторы могут запросить дополнительные справки, которых требует местная власть. Если учесть, что участок чаще всего находится довольно далеко от вашего постоянного места жительства, каждая лишняя поездка для подачи документов сильно затягивает и удорожает процедуру.
Чтобы этого избежать, лучше заранее проконсультироваться с юристом относительно точного перечня необходимых документов. Это можно сделать на портале Prav.io.
Расходы на документы (таблица)
Мы подготовили для вас таблицу, позволяющую рассчитать и запланировать расходы на оформление документов.
Наименование документа | Стоимость |
Выписка из ЕГРН | С физических лиц – 300 рублей |
Кадастровый паспорт | От 2000 рублей в зависимости от региона |
Геодезическая съемка объекта | От 7000 рублей до 15000 рублей (также в зависимости от региона) |
Архивные справки | 200-300 рублей или бесплатно (зависит от региона) |
Услуги нотариуса | От 1000 рублей |
Разумеется, цифры приблизительные, точный регламент цен устанавливается местными властями, кроме того, возможно, какие-то документы у вас уже имеются.
По садовому участку
В наибольшей степени «Дачная амнистия», касается как раз земельных участков, которые с советских времен носят названия «дача». Те самые «пять соток» в садоводческом товариществе, которые росли, как грибы, вокруг городов, начиная с 70-х годов.
Земля выделялась и оформлялась сразу «большим куском» — на СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество) или ДНТ (дачное некоммерческое товарищество). А затем уже нарезалась небольшими участками для каждого члена сообщества.
Формальным хозяином земли являлся не человек, пользующийся своей дачей, а структура – товарищество садоводов и дачников. То есть, дачника в любой момент могли «попросить» из товарищества, хотя, справедливости ради, надо сказать, что такие случаи происходили довольно редко. ФЗ№ 93 разрешил оформлять такие участки в личную собственность.
Процедура оформления приватизации участка, принадлежащего СНТ, сложнее, чем индивидуального. Члену садоводческого товарищества вначале следует обратиться с заявлением к его председателю и направить соответствующую заявку в органы местной власти. Только после того, как заявка будет одобрена, можно приступать к процедуре регистрации земли на свое имя.
Если же дача была выделена гражданину лично, порядок оформления будет общим – прямо в Росреестре. В этом случае действует упрощенный порядок регистрации, предусмотренный ФЗ№ 93, и если есть возможность желательно воспользоваться им. Стоимость оформления складывается из оплаты следующих действий:
Наименование | Стоимость |
Межевание территории | От 10 000 рублей |
Государственная пошлина за приватизацию земельного участка | Согласно процедуре «Дачной амнистии» — 350 рублей, в остальных случаях – 2000 рублей |
Выписка из ЕГРН | 300 рублей |
Даже из таблицы видно, что использование упрощенного порядка выгоднее – пошлина ниже почти в шесть раз. Так что есть прямой смысл успеть приватизировать землю, пока «дачная амнистия» действует.
Земля под гаражом
Кроме гаражных кооперативов существуют индивидуальные, на строительство которых граждане получали разрешение в разные времена. Землю под такими гаражами приватизировать легче всего – на них распространяются все положения «Дачной амнистии». Отдельно стоящее здание гаража (точнее, земля под ним) оформляется лично, напрямую в Росреестре или МФЦ «Мои документы».
А вот земля гаражного кооператива приватизируется только по коллективной заявке. Земля переводится в собственность только после полной выплаты паевого взноса. Оформлением занимается выборное лицо, представляющее всех членов кооператива. Обычно в этой роли выступает председатель.
Основные расходы на приватизацию земли под гаражом – это оформление кадастровой документации.
В аренде
Если земля надолго арендована у муниципального образования, «Дачная амнистия» является отличным поводом перевести ее в свою частную собственность. Если арендный договор был оформлен не позднее ноября 2001 года, проблем вообще не должно возникнуть. Следует лишь оформить полный пакет необходимых документов.
Стоимость получения документов и справок, необходимых для бесплатной приватизации арендованной земли, вы можете посмотреть в таблице, расположенной выше. Пошлина составит 2000 рублей. Упрощенная процедура не распространяется на приватизацию земли, находящейся в аренде.
Под частным домом
Огромное количество частной недвижимости в России расположено на земле, принадлежащей государству. С многоквартирными домами все понятно, в этом случае выбора нет. А вот землю под частным домом можно и нужно приватизировать.
Пока владелец дома этого не сделает, земля останется на балансе государства. Следовательно, распоряжаться ею домовладелец не может.
И в случае отчуждения (например, для строительства государственного объекта) получит компенсацию лишь за жилое строение.
Так что приватизировать землю, на которой стоит частный дом, все-таки стоит. Вам предстоят затраты, но, по крайней мере, выкупать участок по рыночной стоимости не придется.
Итак, какие расходы потребуются для приватизации земли под ИЖС
Наименование | Стоимость |
Техпаспорт на строение | 1500 рублей |
Выписка из ЕГРН | 300 рублей |
Проведение процедуры межевания | От 7000 рублей |
Госпошлина | 350 рублей за землю под домом и 2000, если приватизируются и другие участки |
Услуги нотариуса | От 1000 рублей |
Когда земля, которую занимает ваш частный дом или коттедж, а также территория, необходимая для его обслуживания и эксплуатации, будет приватизирована, вашей собственности ничего не угрожает.
Участок с домом, не может быть отчужден без веских законных причин. А если таковые все-таки возникнут (например, через него пройдет федеральная трасса), то вам будет положена компенсация и за дом, и за землю.
Госпошлина
Оформление любого важного документа относится к числу платных государственных услуг и облагается пошлиной. Документы на регистрацию приватизированной земли в Росреестре, без сомнения, являются важными. Пошлина за них фиксированная, ее размер зависит от характера процедуры:
- Приватизация земли под индивидуальное строительство, личное подсобное хозяйство, садоводство и огородничество, гаражи облагает пошлиной в размере 350 рублей с собственника
- Приватизация прочих наделов – в размере 2000 рублей с собственника.
Уплатить пошлину следует перед визитом в Росреестр или «Мои документы» (МФЦ). Без оплаченной квитанции заявление все равно не примут.
Как и где оплатить?
Госпошлину можно оплатить:
- Наличными средствами через любой лицензированный российский банк или Почту России
- Через специальный терминал
- Через портал Госуслуг
- Через платежные системы
Последний способ возможен лишь теоретически. Потому что электронное подтверждение платежа, распечатанное вами на домашнем принтере, не будет являться для государственных структур релевантным подтверждением осуществления платежа. Чтобы оно таким стало – на него нужно поставить печать банка, через который прошел платеж.
Таким образом, платить госпошлину через электронные системы попросту бессмысленно – все равно придется идти в банк за печатью. Так что, если хотите оплатить пошлину со своего ПК, лучше сразу делайте это через портал Госуслуг.
Можно ли сэкономить?
Для начала определитель – что вы хотите сэкономить, время или деньги? Потому что одновременно уменьшить и временные, и финансовые затраты не получится.
Если время – обращайтесь в специальные фирмы, предлагающие услуги приватизации земельного участка «под ключ».
Они все сделают за вас – соберут необходимые справки и выписки, сходят в Росреестр и принесут вам готовые документы на землю. Обойдется это от 20 тысяч рублей и больше, в зависимости от региона и конкретной фирмы.
В эту сумму, разумеется, оформление платных документов не входит. Каждый из них вы оплатите отдельно.
Если хотите сэкономить средства – занимайтесь оформлением сами, и не платите «за срочность». На некоторые документы действуют два тарифа.
По обычному придется заплатить немного, но придется либо ждать документа на несколько дней дольше, либо съездить два раза, либо, и то и другое.
По срочному вы можете получить некоторые документы немедленно, а оформления других ждать, скажем, три дня вместо десяти. Плата за это может быть вдвое — втрое выше.
Облегчить самостоятельное прохождение процедуры помогут юридические консультации на портале Prav.io.
Здесь вам бесплатно подскажут, какие документы непременно нужно подготовить, и в каком порядке следует действовать.
Самостоятельная приватизация земельного участка не такая уж затратная процедура по деньгам при самостоятельном оформлении, а время и нервы вы можете сберечь, пользуясь бесплатной помощью квалифицированного юриста нашего портала.
Приватизация земельного участка в 2022 году: порядок действий
Вопрос о том, как осуществляется приватизация земельного участка рано или поздно становится актуальным для всех пользователей земли на тех или иных условиях. При каких условиях можно оформить землю в собственность бесплатно, с чего начать оформление документов и каков порядок действий – об этом вы узнаете в нашей статьей.
Бесплатная приватизация земли – что это?
Законодательство наделяет каждого гражданина один раз в жизни воспользоваться правом приватизации земельного участка, то есть получить участок в собственность на безвозмездной основе. Если такое право уже использовано, то получить в дальнейшем участок земли в собственность можно будет только путем его выкупа.
Основными нормативными актами, регулирующими порядок оформления земельного участка в собственность гражданина, являются Земельный кодекс РФ и Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Гражданин, приватизировавший земельный надел, может распоряжаться им по своему усмотрению, а именно:
- совершить сделку купли-продажи;
- сдать его в аренду;
- включить в наследственную массу;
- передать по договору дарения.
Однако получить право собственности на землю бесплатно могут не все, законодательство устанавливает определенные условия для этого.
Так, правом приватизации земельных наделов обладают лица:
Справка! Граждане, оформившие землю в собственность, обязаны оплачивать земельный налог, а также своими силами и за собственные средства содержать и обслуживать его. Использоваться полученный участок должен строго в соответствии с его назначением.
Закон также устанавливает случаи, когда приватизировать земельный участок невозможно:
- земельный надел запрещен для приватизации или переназначен для государственных нужд (например, земли общего пользования, парков, заказников, заповедников) в соответствии со статьями 27, 28 Закона № 178-ФЗ;
- участок находится в собственности других лиц.
Отказ в оформлении собственности на землю должен быть в письменном виде с указанием причин отказа, предусмотренных федеральным законодательством.
С чего начать приватизацию земельного участка
Чтобы начать процесс приватизации земли нужно в первую очередь удостовериться в том, что он подлежит оформлению в собственность, а также что права владения на него еще не оформлены.
Получить такую информацию можно запросив выписку из ЕГРН. Выписку может получить любой гражданин, оплатив предварительного государственную пошлину.
Если возможность приватизировать участок есть, то инициировать процесс нужно с подготовки документов. Зачастую какие-то бумаги приходится искать или получать заново.
Точный перечень может различаться в зависимости от региона, поэтому перед началом процесса лучше получить подробную консультацию в администрации района проживания.
Порядок бесплатной приватизации
Процедура приватизации земли состоит из следующих действий:
- Сбор и подготовка необходимого пакета документов. Данный этап как правило наиболее трудоемкий и длительный.
- Направление документов в организацию в зависимости от собственника надела, указанного в выписке из ЕГРН: территориальное отделение Росимущества – если земля в федеральной собственности; администрация муниципального образования – если участок принадлежит муниципалитету.
- Межевание и кадастровый учет участка. Данная процедура необходима лишь в случае, если ранее земля не была оформлена надлежащим образом. Заявителю необходимо вызвать кадастрового инженера, который уточнит границы участка, закрепит за ним идентификационный номер, оформит его план и паспорт. Для постановки объекта на кадастровый учет необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Росреестр.
- Обращение в администрацию или Росимущество с заявлением о приватизации.
- Получение решения о приватизации либо об отказе. Решение об отказе в приватизации можно оспорить в судебном порядке.
- Оплата государственной пошлины.
- Регистрация права собственности в Росреестре. Решение уполномоченного органа дает гражданину право на обращение в Росреестр для внесения сведений о новом собственнике в государственный реестр.
Процесс оформления земельного участка в собственность довольно длительный и занимает около 2 месяцев с момента подачи документов в соответствующий орган.
Документы
Для получения земли в собственность гражданину потребуется дважды готовить и предоставлять определенный пакет документов:
- для получения разрешения на приватизацию в уполномоченный орган;
- для регистрации права собственности – в Росреестр
В первую инстанцию необходимо предоставить следующие документы:
- паспорт;
- доверенность (если от имени гражданина выступает представитель);
- заявление о разрешении приватизировать участок;
- документ, подтверждающие право пользования землей (например, свидетельство о праве бессрочного пользования, соглашение об аренде, распоряжение о выделении участка);
- заявление с просьбой прекратить право бесплатного пользования участком (если он был получен в пользование на этом основании);
- согласие супруга, заверенное нотариально;
- кадастровый паспорт, выписка из ЕГРН или документ, подтверждающий отсутствие кадастрового номера участка;
- документ, подтверждающий отношение заявителя к категории граждан, имеющих право на участие в приватизации.
Принимая документы специалист уполномоченного органа составляет их опись и выдает заявителю расписку об их принятии. Исчерпывающий перечень документов будет зависеть от оснований обращения и назначения используемой гражданином земли. На проверку бумаг и принятие решение предусмотрен 30-дневный срок.
Для регистрации права собственности потребуется:
- паспорт;
- заявление о регистрации права;
- разрешение уполномоченного органа на приватизацию;
- квитанция об оплате госпошлины.
Заявление
После подготовки документов вместе с заявлением они подаются в администрацию по месту нахождения участка или в отделение Росимущества.
Форма заявления не установлена, однако в нем должны содержаться следующие сведения:
- наименование органа, куда направляется заявление;
- ФИО, адрес и контактный телефон гражданина;
- просьба об оформлении в собственность земельного надела, сведения о нем (местонахождение, категория участка, вид пользования, наличие объектов на нем);
- нормативное обоснование просьбы;
- дата и подпись просителя.
Заявление может быть напечатано, написано от руки или заполнено по шаблону, выданному уполномоченным органом. Главное, чтобы указанные в нем сведения были правильными и достоверными.
По результатам рассмотрения заявления выноситься решение. Положительное решение является основанием для регистрации права собственности на участок.
Постановка на кадастровый учет
Данный этап оформления земли необходимо пройти тем гражданам, в пользовании которых участок с неопределенными или требующими уточнения границами. Для определения или уточнения границ проводится межевание земли. Такую процедуру осуществляет кадастровый инженер, с которым необходимо заключить договор. Расходы по оплате его услуг несет заявитель.
На основании выданного инженером документа (план участка) необходимо обратиться в Росреестр для постановки земли на кадастровый учет.
Стоимость
Точная сумма расходов, которую заявителю придется понести на всех этапах процедуры приватизации, будет зависеть от многих факторов:
- требуется ли межевание земли и постановка на кадастровый учет;
- какие документы необходимо оформить (некоторые справки оформляются платно);
- есть ли у гражданина необходимость пользоваться услугами юриста и нотариуса.
Стоимость услуг различных специалистов зависит от региона, а также размеров участка.
Примерный перечень затрат будет следующим:
- услуги кадастрового инженера – от 5000 до 10000 рублей;
- услуги нотариуса – от 1000 до 3000 рублей;
- госпошлина за регистрацию права собственности – 350 рублей (ст. 333.33 НК РФ).
В случае, если какие-то документы утрачены, получение их дубликатов может повлечь дополнительные расходы.
Устали от чтения? Позвоните дежурному юристу сайта и он ответит на все ваши вопросы:
8-800-333-52-20 (звонок по России бесплатный)
Приватизация через суд
Отказ уполномоченного органа в приватизации земли должен быть обоснован. Если причины отказа можно устранить (предоставить недостающие документы, исправить ошибки и неточности), то заявитель вправе обратиться повторно после их устранения. Но если этого сделать невозможно, и гражданин считает, что причины отказа неправомерны, то он вправе обжаловать такое решение в суде.
В исковом заявлении должны быть четко отражены обстоятельства дела, причины отказа госоргана, ссылки на нормы законов, которые по мнению истца были нарушены. Заявление должно быть составлено грамотно, с учетом правовых тонкостей процесса приватизации и процессуальных процедур в целом.
Учитывая всю ответственность и сложность таких дел, при обжаловании решений об отказе в приватизации лучше всего воспользоваться услугами юриста. Принятое в пользу истца решение суда будет служить основанием для выдачи уполномоченным органом разрешения на приватизацию земли.
Дела об оспаривании решения государственного органа рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды. Подсудность дела будет зависеть от правового статуса заявителя (физическое или юридическое лицо).
Особенности приватизации земли
Порядок и условия бесплатной передачи в собственность земельного участка имеет свои особенности в зависимости от его вида и назначения. При этом не все виды наделов подлежат приватизации. Рассмотрим особенности приватизации участков, которые в соответствии с действующим законодательством разрешено передавать в собственность граждан.
Под гаражом
Земельный участок, находящийся под гаражом может быть приватизирован, но для этого в первую очередь необходимо оформить в собственность само строение. Если право владения гаражом уже оформлено, то собственник имеет преимущественное право приватизации земельного участка, находящегося под ним.
Однако в зависимости от вида постройки процедура оформления будет иметь различия:
- Гараж является отдельно стоящим строением – упрощенная процедура приватизацииа.
- Гараж является частью гаражно-строительного кооператива (ГСК). В этом случае оформление права собственности на землю возможно при следующих условиях:
- паи выплачены всеми участниками ГСК;
- все гаражи оформлены в собственность;
- все члены ГСК согласны на приватизацию участка;
- выбран участник ГСК для представления интересов всех собственников строений и на его имя оформлена нотариальная доверенность.
Земля под гаражами кооператива оформляется в долевую собственность всех его участников.
Если передать земельный участок в собственность граждан невозможно, то с членами кооператива или его председателем может быть заключен договор аренды земли.
Многоквартирного дома
Статья 36 ЖК РФ предполагает возможность оформить земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, а также придомовую территорию в коллективную собственность жителей дома. Однако целесообразность такого решения порой сомнительна.
Несмотря на то, что собственники земли смогут самостоятельно принимать решение благоустройстве территории и иных разрешенных законом способах ее использования, им также придется нести ряд обязанностей:
- оплачивать налог на земельный участок;
- самостоятельно и за свой счет обслуживать его;
- не допускать использование не по назначению.
Так, затраты собственников на содержание участка могут оказаться более существенными, чем предполагаемая выгода.
Садовый
В отношении садовых участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) или ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) Федеральным законом № 93 «О дачной амнистии» предусмотрена возможность их приватизации по упрощенной схеме (нет необходимости получать разрешение муниципального органа власти).
Срок «дачной амнистии» продлен до 1 марта 2026 год и возможно будет продлен еще. Однако не стоит откладывать процедуру оформления, так как в случае пропуска установленного законом срока получить участок можно будет только путем его выкупа.
Внимание! Основным условием, при котором возможна приватизация садового участка, — получение земли в пользование до 31.10.2001 на любом законном основании.
Сельскохозяйственный
Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», отдельные законодательные акты Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования имущественных отношений»
- Принят Государственной Думой 6 июля 2022 года
- Одобрен Советом Федерации 8 июля 2022 года
- Статья 1
Внести в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст. 251; 2007, N 7, ст. 834; 2009, N 19, ст. 2279; 2010, N 23, ст. 2788; 2011, N 29, ст. 4292; N 50, ст. 7343; 2014, N 30, ст. 4260, 4266; 2015, N 27, ст. 3971; N 29, ст. 4342; 2016, N 27, ст. 4299, 4300; 2018, N 1, ст. 89; 2019, N 14, ст. 1458; N 31, ст. 4460; 2020, N 31, ст. 5052; 2021, N 27, ст. 5101, 5179) следующие изменения:
- 1) в пункте 1 статьи 6:
- а) дополнить подпунктами 31 и 32 следующего содержания:
- «31) устанавливает порядок формирования и утверждения перечня федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, а также внесения изменений в указанный перечень;
- 32) определяет федеральный орган исполнительной власти, утверждающий перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период. Данное полномочие не может быть возложено на федеральный орган исполнительной власти, наделенный в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества;»;
- б) абзац семнадцатый считать абзацем девятнадцатым;
- в) абзац восемнадцатый считать абзацем двадцатым и в нем слова «за счет средств победителя аукциона либо средств победителя продажи посредством публичного предложения, уплачиваемых сверх цены продажи приватизируемого федерального имущества» заменить словами «за счет уплачиваемых сверх цены продажи приватизируемого федерального имущества средств победителя аукциона, либо средств лица, признанного единственным участником аукциона, в случае, установленном абзацем вторым пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, либо средств победителя продажи посредством публичного предложения, либо средств победителя конкурса, либо средств покупателя, приобретающего имущество путем реализации преимущественного права покупки в случаях, предусмотренных федеральным законом»;
- г) абзацы девятнадцатый — двадцать первый считать соответственно абзацами двадцать первым — двадцать третьим;
- 2) в статье 7:
- а) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
«11.
Перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 31 и 32 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на срок от одного года до трех лет. В таком перечне указываются характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации.»;
б) пункт 2 после слов «иного федерального имущества,» дополнить словами «за исключением федерального имущества, указанного в пункте 22 настоящей статьи,»;
в) дополнить пунктами 22 и 23 следующего содержания:
«22.
Федеральное имущество (за исключением акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ, а также имущества, подлежащего внесению в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ) подлежит включению в перечень, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами З1 и З2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, при условии, что его рыночная стоимость, определенная в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, не превышает 100 миллионов рублей.
23. В отношении объектов имущества, включаемых в перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, устанавливается принцип их целостности и единства, разделение (дробление) объектов на части не допускается.»;
- 3) абзац первый пункта 2 статьи 9 после слов «иного федерального имущества» дополнить словами «, в том числе включенного в перечень федерального имущества, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 31 и 32 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона,», после слов «государственного и муниципального имущества» дополнить словами «и итогах приватизации имущества, включенного в перечень федерального имущества, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 31 и 32 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона»;
- 4) пункт 1 статьи 14 дополнить словами «или в случаях, установленных пунктами 21 и 22 статьи 7 настоящего Федерального закона»;
- 5) в статье 15:
- а) абзац первый пункта 1 после слов «планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества,» дополнить словами «перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 31 и 32 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона,»;
- б) пункт 7 после слов «и муниципального имущества» дополнить словами «или перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 31 и 32 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона»;
- в) подпункт 6 пункта 11 дополнить словами «, лица, признанного единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона»;
- 6) в статье 18:
- а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Предложения о цене государственного или муниципального имущества заявляются участниками аукциона открыто в ходе проведения торгов. По итогам торгов с победителем аукциона заключается договор.
- В случае, если заявку на участие в аукционе подало только одно лицо, признанное единственным участником аукциона, договор заключается с таким лицом по начальной цене продажи государственного или муниципального имущества.
- В случае отказа лица, признанного единственным участником аукциона, от заключения договора аукцион признается несостоявшимся.»;
- б) пункт 11 изложить в следующей редакции:
«11.
Уведомление о признании участника аукциона победителем либо лицом, признанным единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, направляется победителю либо лицу, признанному единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, в день подведения итогов аукциона.»;
- в) пункт 12 после слов «победителя аукциона» дополнить словами «либо лица, признанного единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи,»;
- г) пункт 13 после слов «его победителя» дополнить словами «либо лица, признанного единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи»;
- д) пункт 14 после слов «победителем аукциона» дополнить словами «либо лицом, признанным единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи,»;
- 7) пункт 2 статьи 302 после слов «муниципального имущества» дополнить словами «или перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 31 и 32 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона,»;
- 8) пункт 5 статьи 303 после слов «федерального имущества» дополнить словами «или перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами З1 и З2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона,»;
- 9) статью 321 дополнить пунктом 41 следующего содержания:
«41. Продавец и оператор электронной площадки обязаны обеспечивать конфиденциальность информации о претендентах и об участниках продажи, за исключением информации, размещаемой в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.».
Статья 2
Статью 21 Федерального закона от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3493; 2014, N 19, ст. 2311; 2017, N 18, ст. 2674; 2021, N 9, ст. 1474; N 27, ст. 5171; 2022, N 13, ст. 1961) дополнить пунктом 71 следующего содержания:
«71.
Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица прекращается в случае принятия судебного акта о преобразовании таких филиала, представительства в хозяйственное общество в соответствии со статьями 5-18 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», отдельные законодательные акты Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования имущественных отношений» с даты вступления в силу указанного судебного акта.».
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2003, N 26, ст. 2565; 2008, N 30, ст.
3616; 2009, N 1, ст. 20; N 29, ст. 3642; 2010, N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 26, ст. 3207; 2014, N 19, ст. 2312; 2015, N 13, ст. 1811; 2016, N 1, ст. 11; 2017, N 45, ст. 6586; 2021, N 22, ст. 3678; N 27, ст. 5182; 2022, N 24, ст.
3927) следующие изменения:
- 1) пункт 13 статьи 9 дополнить подпунктом «е» следующего содержания:
- «е) лицо, указанное в качестве первого единоличного исполнительного органа хозяйственного общества в судебном акте в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», отдельные законодательные акты Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования имущественных отношений».»;
- 2) дополнить статьей 121 следующего содержания:
- «Статья 121. Государственная регистрация юридического лица при его создании на основании судебного акта
- При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем преобразования филиала (представительства) иностранного юридического лица на основании судебного акта арбитражного суда в соответствии со статьями 5-18 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», отдельные законодательные акты Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования имущественных отношений», в регистрирующий орган представляются:
- а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, указанное в подпункте «а» статьи 12 настоящего Федерального закона (при этом заявитель вправе не включать в указанное заявление сведения о том, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок его учреждения, в том числе оплаты уставного капитала юридического лица);
- б) заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия вступившего в законную силу судебного акта, предусматривающего создание юридического лица (хозяйственного общества) путем преобразования филиала (представительства) иностранного юридического лица;
в) документ об уплате государственной пошлины.».
Статья 4
Часть 4 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3126; 2007, N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6245; 2008, N 27, ст. 3126; 2010, N 27, ст. 3436; 2011, N 30, ст. 4594; N 50, ст. 7359; 2012, N 18, ст. 2130; 2014, N 30, ст. 4266; 2015, N 48, ст.
6724; 2016, N 1, ст. 11, 80; N 27, ст. 4208; 2018, N 27, ст. 3956; N 31, ст. 4850; N 32, ст. 5105; 2021, N 27, ст. 5179; 2022, N 18, ст.
3012) после слов «федерального имущества,» дополнить словами «перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период,».
- Статья 5
- 1. В целях обеспечения обороны страны и энергетической безопасности государства в условиях недружественных и противоречащих международному праву действий Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, настоящей статьей и статьями 6-18 настоящего Федерального закона устанавливаются:
- 1) порядок преобразования в хозяйственное общество в форме общества с ограниченной ответственностью (далее также — хозяйственное общество) филиала (представительства) иностранного юридического лица при условии, что такое иностранное юридическое лицо одновременно соответствует следующим требованиям:
- а) имеет не более пятидесяти участников (акционеров);
- б) не менее чем 25 процентами долей в уставном капитале (акций) указанного иностранного юридического лица владеют участники (акционеры) при условии, что каждый такой участник (акционер) соответствует хотя бы одному из следующих условий:
- является гражданином Российской Федерации;