Коронавирус принес миру беспрецедентные карантинные меры, закрытие границ, прекращение авиасообщения и ограничения прав человека. Многие страны полностью закрыли въезд для иностранцев. В России камеры видеонаблюдения на подъездах помогают выявить тех, кто во время карантина вышел выкинуть мусор, европейский GDPR снимает ограничение на передачу медицинских данных во время кризиса, а сотни беженцев потеряли возможность найти безопасное место. И большинство из этих мер вызывает общественное одобрение, что сложно представить в другой ситуации.
Как эти меры согласуются с общепризнанными стандартами прав человека? Как далеко общество может зайти, защищая свою безопасность? Эксперты и экспертки правозащитной организации Human Constanta провели online talk «Права человека во время коронавируса», а мы записали конспект.
В некоторых случаях права человека могут быть ограничены
Права человека – это огромное достижение, благодаря которому мир кардинально изменился в гуманистическую сторону за последние 70 лет. При этом часть из них обязательны и их нельзя ограничивать ни при каких обстоятельствах – это право на свободу от пыток и от рабства. Другие же могут зависеть от обстоятельств, и даже право на жизнь может подвергаться ограничению.
Сейчас у всего мира есть важная цель: сохранение здоровья большинства людей. Это одна из причин, которая позволяет государствам вводить дополнительные меры по ограничению прав.
Важное условие: такие ограничения должны иметь четкий временной промежуток (например, 30 дней), в них должно быть четко прописано, что именно запрещено (например, массовые мероприятия с количеством участников больше ста человек), и они должны быть закреплены определенным нормативным актом. Наконец, ограничения в любом случае не должны быть дискриминационными и должны быть соразмерными.
Как в данном случае определить соразмерность? Если граждане страны не высказываются против принятых мер, значит, они согласны с их соразмерностью и считают, что данная стратегия будет оправдана с точки зрения предотвращенных жертв.
Карантин и система распознавания лиц
Есть технические средства, которые, как утверждается, должны обеспечить нашу безопасность и защитить от терроризма, – это распознавание лиц и централизованный сбор информации о перемещениях.
Эксперты говорят о чрезмерном вмешательстве государства в приватность даже в мирных ситуациях, как же быть в случае, когда камеры отслеживают, нарушает ли конкретный человек карантин? Тогда надо смотреть на законодательство: предусмотрено ли в нем использование государством таких технических средств, есть ли оговорка, что это делается в целях защиты населения?
Сейчас государство будет нас убеждать, что эти меры необходимы, а граждане могут даже приветствовать такой мониторинг и готовы обменивать свое право на приватность и безопасность.
Остается важный вопрос: что делать с оборудованием, камерами и собранной информацией после того, как вспышка закончится? Будут ли собранные данные использоваться в других целях? Будут ли у гражданского общества инструменты контроля за этой системой? Ответов пока нет.
В любом случае, государство должно использовать те меры, которые в наименьшей степени затрагивают наши права. Если ограничения и есть, они должны быть четко оговорены законом.
Например, в Израиле начали следить за гражданами на карантине с использованием технических средств, потому что суд одобрил такую возможность на 30 дней. Через 30 дней у государства истечет такая возможность.
Коронавирус и закрытые учреждения
Неожиданный ракурс карантина – закрытые для посещений тюрьмы и дома-интернаты для людей с нарушениями ментального здоровья. В случае, когда учреждения закрыты, трудно узнать, например, подвергаются ли заключенные пыткам.
Как будет обеспечено их право на получение помощи? Увеличат ли количество звонков адвокату? Пока ясно только, что эта ситуация – большой вызов для правозащитников, а люди в закрытых учреждениях будут еще более уязвимы.
Ксенофобия на фоне пандемии
Национальность студента, у которого выявили коронавирус, стала информационным поводом для некоторых медиа. Оправдано ли это? Нет, указание национальности ничему не помогает, а только создает подозрительное отношение к людям, у которых только предполагается аналогичное происхождение, – например, просто по чертам лица.
Путешествия – это привилегия
Право на трансграничное передвижение – это привилегия, которая зависит от национальных законов. Закрытые границы не нарушают универсальные нормы прав человека, кроме ситуации беженства.
Коронавирус и выборы
В некоторых странах сейчас, в период пандемии, проходят выборы. Одни страны их перенесли, другие оставили в силе. Интересный пример: Северная Македония ввела карантин, но не отменила выборы. Вопрос, оставшийся без ответа: насколько такие выборы будут свободными и легитимными в условиях, когда ограничена свобода собраний?
Коронавирус и беженцы
Как быть людям, которые ищут убежища, в то время, когда границы почти всех стран закрыты? Ряд стран утверждает, что право на беженство не приостанавливается даже во время пандемии.
Канада и Швеция даже сделали специальные обращения, что подавать заявления на статус беженца по-прежнему можно.
А вот Трамп сообщил, что США не будут принимать заявления и самих беженцев со стороны мексиканской границы.
Польша с 15 марта официально не разрешает въехать никому, кроме польских граждан, – это имеет последствия для искателей международной защиты в Бресте.
Транзитные беженцы, которые направлялись в Польшу, чтобы просить там убежища, оказались лишены такой возможности на 30 дней. Отказ в возможности подать на статус только потому, что страна закрылась на карантин, – это основание для жалоб.
Возможно, в будущем в международном праве появится соответствующая оговорка о беженцах и таких чрезвычайных ситуациях, как пандемия.
Коронавирус и медицинский туризм
Люди, которые планировали ехать за рубеж в поисках медицинской помощи – в Германию или Израиль, например, – оказались лишены этой возможности.
Здесь надо различать срочную помощь, когда вопрос идет о жизни и смерти, и другие медицинские услуги, которые сопровождают агенты медицинского туризма и которые можно перенести. Экстренные случаи должны решаться в индивидуальном порядке.
Можно, например, провести обследование на коронавирус перед отъездом, получив подтверждение, что пациент не заражен им.
Коронавирус и домашнее насилие
Ситуация с домашним насилием в условиях карантина может быть очень опасной в случае, если в стране нет механизмов, которые регулируют безопасное нахождение дома (например, закона о домашнем насилии), а в обществе нет культуры ненасильственной коммуникации. Еще один неочевидный на первый взгляд аспект закрытых границ – невозможность для женщин сделать аборт, например в Польше. Раньше они могли выехать в другую страну, а сейчас это невозможно.
Коронавирус и хранение личных данных
Европейский GDPR снимает ограничение на передачу медицинских данных во время кризиса, которым однозначно является пандемия.
Когда речь идет о спасении жизней и для этого надо понимать, кто откуда приехал, и обмениваться медицинской информацией между системами здравоохранения, вопрос данных волнует скорее юристов. В ЕС предусмотрели такие ситуации – в нескольких статьях есть ограничения по ситуациям, связанным с угрозой здоровью.
В таких случаях передача данных может осуществляться без согласия лица, которому эти данные принадлежат. Италия, Франция и Германия даже сделали отдельные заявления по этому поводу.
Итак, данные медицинского характера будут собираться и передаваться другим системам здравоохранения, чтобы бороться с вирусом. Что будет с ними дальше? На это в законодательстве есть четкий ответ. Время хранения обусловлено целями сбора. Для исследований и статистики данные можно сохранить при условии, что из них удалят всю персональную информацию, которая может идентифицировать людей.
А раскрывать диагноз можно?
Медицинская тайна продолжает действовать и при пандемии. Информация медицинского характера может разглашаться только с согласия лица, о котором эта информация.
Например, можно указать, что заболел 51 человек, но называть их имена нельзя. Спорные случаи – публикация фото из соцсетей с попыткой замазать глаза, если это пациент с подозрением на заражение.
При этом другой пациент может сам вести блог и охотно соглашаться на интервью.
Будут ли права нарушены, если введется карантин или чрезвычайное положение?
Некоторые права будут ограничены, и это будет законно.
Говорить о нарушении прав можно будет только после ответа на некоторые вопросы: предусмотрены ли эти ограничения законом? Действительно ли они направлены на защиту легитимной цели? Являются ли эти меры пропорциональными и соразмерными? Можно ли было обойтись более легкими мерами? Например, если разрешаются массовые мероприятия от госорганов, но запрещаются от частной компании, то можно сказать, что цели отличаются от заявленных и права были нарушены.
Какую информацию должно предоставлять государство?
В Конституции есть право на информацию – в том числе об эпидемиологической обстановке. Еще есть закон «Об информации, информатизации и защите информации», где прописаны категории информации, которые не могут быть ограничены. Информация о состоянии здравоохранения и эпидемиологической обстановке как раз входит туда.
Однако непонятно, должны ли мы писать обращение, чтобы получить эти сведения, или государство должно заниматься этим проактивно? С точки зрения правозащитника – да, государство должно делать это самостоятельно. В том числе в своих интересах. Минздрав Беларуси, например, публикует информацию у себя на сайте.
Минздрав Украины сделал отдельный раздел на сайте, публикует видео и памятки, создал вместе со структурами ООН отдельный портал про вирус.
Как связаны право на здоровье и экономика?
Подход, основанный на правах человека, применим везде, в том числе и в экономике. Сейчас Европа ставит человеческую жизнь выше экономики.
Однако у нас есть и социально-экономические права, а право на здоровье может быть подвергнуто опасности в условиях карантина, если мы не сможем получать жизненно необходимые товары. Поэтому перемещение товаров в Европе не ограничено.
Возможно, если экономику посадить на карантин, то оказывать медицинскую помощь будет просто некому и нечем. Все зависит от ресурсов, которые есть, чтобы поддерживать систему здравоохранения.
Могут ли меня госпитализировать принудительно в связи с коронавирусом?
Министерство здравоохранения внесло коронавирус в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения. Возможность принудительной диагностики и лечения таких заболеваний предусмотрена Законом о здравоохранении и Законом о предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения.
Если есть основания полагать, что у тебя есть такое заболевание, то тебя можно принудительно обследовать по заключению врачебно-консультационной комиссии и с санкции прокурора. Принудительно госпитализировать могут только тех, у кого есть заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, и только в случае уклонения от лечения.
Для принудительного лечения необходимо заключение врачебно-консультационной комиссии и решение суда.
А если введут карантин?
Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения позволяет объявить карантин или обсервацию. В этом случае закон позволяет изолировать в том числе здоровых лиц, которые могли иметь контакт с лицами, больными инфекционными заболеваниями.
В моем вузе не вводят карантин. Это нарушение моих прав?
Для того чтобы доказать, что это нарушение твоих прав, нужно доказать существование угрозы твоему здоровью. Пока ты можешь написать заявление и попросить перевести тебя на индивидуальный план обучения.
- Полезные ссылки
- Юридический анализ законных ограничений, связанных с карантином, от Сергея Зикрацкого
- Ограничения GDPR во время коронавируса
- Парижские минимальные стандарты в отношение прав человека в чрезвычайных ситуациях
- Отступление от прав в связи с чрезвычайным положением
- Теория соотношения норм международного гуманитарного права и международного права в сфере прав человека
- Полная запись online talk
- Короткий курс про права человека и коронавирус от Amnesty
Защита прав человека в период пандемии: повышенная стипендия, отмена штрафов за нарушение самоизоляции, дистанционная продажа рецептурных лекарств и другие предложения СПЧ
Пандемия новой коронавирусной инфекции проверила на стойкость не только экономические и политические системы страны, но и механизмы реализации и защиты основных прав и свобод человека. Несмотря на особую значимость вводимых в рамках борьбы с распространением COVID-19 мер, их влияние на основные права человека, закрепленные в Конституции Российской Федерации и международных актах, зачастую было неоднозначным и спорным. Степень такого влияния оценил Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Результаты этой работы члены СПЧ представили на состоявшейся 8 июля онлайн-конференции, посвященной презентации доклада «Уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина»1.
Документ состоит из 15 разделов:
- правовая основа режима самоизоляции;
- тенденции развития цифровизации;
- семейно-бытовое насилие в период пандемии;
- организация дистанционного образования, права обучающихся и преподавателей;
- оказание онкологической помощи в период пандемии;
- трудовые права и права мигрантов;
- избирательные права и право на участие в управлении делами государства;
- права лиц, находящихся в местах принудительного содержания;
- права лиц без определенного места жительства;
- право на свободу совести и вероисповедания;
- вопросы похоронного дела;
- оценка адекватности ограничительных мер;
- оказание мер поддержки субъектам предпринимательской деятельности;
- оказание мер поддержки некоммерческим организациям;
- оказание помощи соотечественникам, находящимся за рубежом.
- Остановимся подробнее на каждом из указанных направлений.
- Правовая основа режима самоизоляции
- СПЧ выделил три возможных варианта реагирования на возникшие эпидемиологические вызовы:
- введение на всей территории России или ее части режима чрезвычайного положения;
- введение в субъектах РФ режима повышенной готовности;
- введение дополнительных ограничительных и санитарно-противоэпидемических мероприятий.
Как показала практика, режим повышенной готовности был введен во всех 85 субъектах РФ, из них в 44 регионах такой режим был признан обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором). «Избранная модель регулирования представляется адекватной возникшим угрозам, поскольку она обладает меньшим негативным воздействием на экономику, чем режим ЧС», – считает СПЧ.
Однако представители Совета отмечают, что у значительной части юридического и правозащитного сообществ возникли сомнения в законности ряда ограничений конституционных прав и свобод граждан в период пандемии.
Это связано не только с тем, что мероприятия, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, должны вводиться федеральными законами, а не указами и постановлениями глав регионов, но и с проблемами расширительного толкования органами власти и полицией некоторых положений региональных актов, касающихся режима повышенной готовности. По большей части это касается ограничительных мер, действовавших в Москве. Хотя Минюст России, которому было поручено проанализировать практику применения принятых в целях борьбы с распространением инфекции НПА, пришел к выводу, что введенные ограничительные меры приняты в пределах компетенции соответствующих органов власти и безусловно отвечают конституционным целям охраны жизни и здоровья граждан.
Тенденции развития цифровизации
В период пандемии работа в рамках цифровизации не только не остановилась, но и активизировалась – в частности, были применены технологии, обеспечивающие соблюдение режима карантина инфицированными коронавирусом гражданами (обязательные к установке мобильные приложения, контроль геолокации мобильных устройств, отслеживание перемещений граждан и автотранспорта при помощи городских камер видеонаблюдения) и обеспечивающие соблюдение режима самоизоляции гражданами, не инфицированными COVID-19 (цифровые пропуска для личных нужд и передвижения автотранспорта, ограничение использования транспортных карт, регламентация прогулок). Степень риска нарушения конституционных прав при применении таких технологий СПЧ оценивает как высокую.
В числе проблем этой сферы выделены следующие:
- установление ограничений конституционных прав граждан нормативными актами органов госвласти субъектов РФ в нарушение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, закрепляющей, что основные права граждан могут быть ограничены только федеральным законом;
- дополнительные трудности для лиц старшего поколения и других категорий граждан, вызванные необходимостью активного взаимодействия с интернет-ресурсами;
- недостаточный уровень защиты персональных данных (незащищенность каналов связи, использование иностранных серверов для хранения персональных данных и т. п.) и несоответствие ряда технологий законодательству об охране персональных данных (в части согласия на обработку данных, включая невозможность его отзыва);
- нестабильность работы мобильных приложений, повлекшая значительное количество ошибочно выписанных штрафов;
- несоразмерность ограничительных мер по сравнению с иными случаями ограничения свободы передвижения (например, при домашнем аресте прогулки возле дома разрешаются, а при режиме самоизоляции – нет);
- возможность дальнейшего использования цифровых профилей граждан по окончании пандемии.
«Для минимизации указанных рисков необходимо инициировать серьезную общественную дискуссию о допустимости вмешательства государства в частную жизнь граждан посредством формирования и использования их цифровых профилей. При этом недопустимо использование технологий цифрового контроля в целях воспитания и «улучшения морального облика россиян», – считают в СПЧ.
Семейно-бытовое насилие в период пандемии
Период пандемии выявил существенные недочеты и в этой сфере. Так, государственные организации соцобслуживания для жертв домашнего насилия приостановили работу по предоставлению убежища жертвам домашнего насилия.
При этом возникла экономическая зависимость жертв насилия, которая снизила их мотивацию обращаться в правоохранительные органы.
Также, если в доэпидемический период не утратившая социальных связей жертва насилия могла самодистанцироваться от причинителя насилия, перебравшись к родственниками или друзьям, то в условиях самоизоляции такая возможность отсутствовала.
Поэтому СПЧ призывает на случай «второй волны» продумать механизмы защиты жертв насилия – например, рассмотреть возможность предоставления им временного убежища в пустующем гостиничном фонде, выделив на это необходимые средства из бюджета.
Организация дистанционного образования, права обучающихся и преподавателей
Вынужденный перевод студентов вузов на дистанционное обучение породил ряд проблем как в части соблюдения прав преподавателей, выразившехся в увеличении продолжительности рабочего дня и возможном сокращении преподавательских ставок из-за изменения условий работы, так и прав студентов, многие из которых потеряли работу, а некоторые (например, студенты медицинских, инженерных и творческих специальностей) не могли нормально продолжать обучение, так как образовательный процесс включает важнейшие практические элементы. Проявились и проблемы содержательной части занятий – уклонение преподавателей от разъяснения материала, недостаточно ясные формулировки заданий, перегрузка серверов вузов, фактическая подмена онлайн-лекций пересылкой материалов для самостоятельного чтения студентами. В связи с этим СПЧ рекомендует Минобрнауки России:
- увеличить число бюджетных мест в вузах для студентов, обучавшихся на платной основе и потерявших работу в результате пандемии (или предоставить нуждающимся студентам отсрочку в оплате обучения сроком до года);
- организовать в начале следующего учебного года дополнительные сессии для студентов, которые по ряду причин не смогли встроиться в процесс дистанционного обучения;
- организовать в вузах горячие линии с руководством по вопросам обучения в период пандемии;
- поддерживать межвузовский обмен лекционными материалами для расширения кругозора студентов;
- разработать пакет мер поддержки студентов, включающий в себя выплату повышенной стипендии в период пандемии, субсидирование кредитных ставок на приобретение компьютерной техники, прямое субсидирование стоимости проживания в общежитиях и иные меры;
- рекомендовать вузам предоставить преподавателям, не имеющим полноценной возможности удаленной работы, право приезжать в вузы и работать на компьютерах работодателя (с компенсацией проезда к месту работы и обратно на такси, выдачей СИЗ и т. п.).
- СПЧ также инициирует рассмотрение Правительством РФ вопроса о распространении мер поддержки, предусмотренных для детей в возрасте от 3 до 16 лет, на подростков 16-18 лет.
Что касается предложений по поводу замены традиционной формы образования – очной, на дистанционную, то здесь члены СПЧ согласны с Президентом РФ Владимиром Путиным, который считает «откровенной провокацией все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит или вытеснит очное и что будут закрыты традиционные школы и университеты».
Оказание онкологической помощи в период пандемии
Из-за пандемии была приостановлена плановая госпитализация больных с онкологией, возникли сложности с закупкой и распределением обезболивающих препаратов, незарегистрированных лекарств.
Поэтому СПЧ призывает не только как можно скорее возобновить оказание онкологической и другой плановой медпомощи в прежних объемах, но и далее развивать службу надомного обслуживания онкобольных, в частности, по максимуму переводить услуги в электронный формат и активнее внедрять телемедицинские технологии.
Совет рекомендует Минздраву России оперативно возобновить оказание онкологической и другой плановой медицинской помощи в прежних объемах при соблюдении противоэпидемиологических мер. Также СПЧ считает необходимым проанализировать последствия мобилизации системы здравоохранения для борьбы с COVID-19.
Заместитель председателя СПЧ Ирина Киркора считает целесообразным дополнительно проработать вопрос распространения правил дистанционной продажи лекарств на рецептурные лекарства при условии установления специфических требований и усиленного контроля за их доставкой гражданам.
В свою очередь, председатель Комиссии СПЧ по трудовым и пенсионным правам Борис Кравченко предлагает рассмотреть перспективы ратификации в России Конвенции МОТ № 190 «Об искоренении насилия и домогательств в сфере труда», принятой 21 июня 2019 года, включая возможность имплементации ее положений в российское законодательство.
Трудовые права и права мигрантов
«Мы находимся в самом разгаре кризиса в трудовой сфере, связанного с падением доходов российских граждан, ростом безработицы и т. д., и этот кризис будет развиваться еще долго», – отметил Борис Кравченко.
Проблемы в части соблюдения трудовых прав граждан проявились в отсутствии эффективных механизмов обжалования нарушений в области трудовых прав (медленном реагировании контролирующих органов на жалобы, отсутствии или неэффективности системы выездных и документарных проверок по обращениям работников), сокращении зарплат и численности работников из-за последствий экономического кризиса, обеспечении работников СИЗ за их счет. Кроме того, имели место нарушения трудовых прав педагогов – при принуждении к разрыву отпуска в связи с переносом экзаменов и обязательным участием в ГИА, медработников – включая дефицит кадров в учреждениях здравоохранения, сложности с процедурой начисления дополнительных надбавок, трудовых мигрантов – трудности с возвращением на родину мигрантов и выдворением за пределы РФ лиц, нарушивших миграционное законодательство, а также существование ограничений в предоставлении им медпомощи.
Избирательные права и право на участие в управлении делами государства
Коронавирусные права и обязанности граждан
В последнее время законодательная инициатива в нашей стране принадлежит преимущественно … коронавирусу.
Появилось специальное нормативно-правовое COVID-регулирование, в Совете Федерации создана рабочая группа для мониторинга коронавирусного законодательства (http://council.gov.ru/events/news/115847/). В развитие федерального законодательства изменяется нормативно-правовое регулирование на местах, власти повсеместно вводят режим повышенной готовности. И вопросы регулирования прав и обязанностей граждан как никогда актуальны.
Особенностью введенного на большинстве территорий РФ режима повышенной готовности является наделение властей специальными полномочиями по ограничению прав и установлению обязанностей граждан и организаций.
Правовым основанием для таких мер является Федеральный закон от 21.12.1995 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее также – Закон №68-ФЗ), которым определен режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Законом предусмотрены три режима функционирования.
При этом дополнительные обязанности могут возлагаться на граждан только при введения режима повышенной готовности (когда существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации) или чрезвычайной ситуации (когда она уже возникла). В таких случаях на граждан возлагаются дополнительые обязанности соблюдать специальные правила, утверждаемые Правительством РФ (абз. 5 ст. 19 Закона №68-ФЗ).
2 апреля 2020 г. Правительство РФ утвердило Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (Постановление №417), обязательные для всех граждан и организаций, находящихся на соответствующих территориях.
Правилами предусмотрены, в частности, следующие обязанности для граждан:
- соблюдать общественный порядок и требования законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- выполнять законные требования экстренных оперативных служб и должностных лиц в связи с осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
- при получении инструкций от уполномоченных лиц, в т.ч. через СМИ, эвакуироваться с зараженной территории и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты;
- оказывать помощь пострадавшим и иметь при себе удостоверяющие личность документы.
Гражданам необходимо знать, что при введения режима чрезвычайной ситуации им гарантированны права (ст. 18 Закона №68-ФЗ), в том числе:
- на защиту жизни, здоровья и личного имущества;
- использование средств коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- быть информированными о риске пребывания в определенных местах на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации;
- на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайной ситуации;
- на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации;
- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации;
- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации;
- на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством РФ.
Вопросы защиты прав человека во время карантина
10 апреля 2020 г. 20:44
В ходе ПМЮФ эксперты обсудили пределы ограничений прав человека для обеспечения защиты населения от угрозы заражения COVID-19, соизмеримости этих требований в разных странах
10 апреля в рамках специального Петербургского международного юридического форума 9 1/2: Законы коронавируса состоялась сессия «Права человека в карантине».
Обсуждались пределы ограничений прав человека для обеспечения защиты населения от угрозы заражения новой коронавирусной инфекцией, соизмеримости этих требований в разных странах с учетом позиций Европейского Суда по правам человека и Комитета ООН против пыток.
В этом году, как уже сообщалось, Форум проводится в онлайн-формате и посвящен исключительно правовым аспектам общественной жизни в условиях пандемии COVID-19 и ее последствий для права и юридической профессии.
Как сообщает «АГ», открывая мероприятие, модератор дискуссии, которым выступил Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместитель министра юстиции РФ Михаил Гальперин, подчеркнул, что в условиях пандемии права граждан ограничиваются в интересах не только неопределенного круга лиц, но и в первую очередь в собственных интересах, поскольку каждый находится под угрозой заражения COVID-19. В связи с этим возникают новые, подчас неожиданные, конфликты фундаментальных прав: права на жизнь и здоровье, с одной стороны, и права на свободу передвижения – с другой. «Самый главный вопрос, который впоследствии возникнет и будет оцениваться с точки зрения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, – насколько соизмеримыми были эти пределы?» – отметил он.
Нынешнюю ситуацию Михаил Гальперин сравнил с триатлоном: «Сейчас мы все вместе пытаемся выгрести из этой ситуации. Но, когда достигнем берега, это не закончится. Дальше надо будет «гнать на велосипеде» – восстанавливать экономический рост. А затем начнется самый сложный этап – «бег» – восстановление общественного спокойствия и нормального хода жизни, в том числе прав и свобод человека».
10 апреля в ходе пленарного заседания специального ПМЮФ «9 1/2: Законы коронавируса» были определены направления консолидации усилий международного сообщества по борьбе с пандемией
Со-модератор, гендиректор по правам человека и верховенству права Совета Европы Христос Якумопулос добавил, что европейские страны особое внимание уделяют международному сотрудничеству во время кризиса.
Он отметил, что накануне ЕСПЧ вынес важное решение, признав, что неадекватные условия содержания под стражей требуют эффективного восстановления людей в правах, поскольку в период пандемии и введения ограничительных мер они страдают больше других.
Спикер добавил, что Комитет ООН против пыток также выпустил ряд принципов, касающихся режима содержания лиц, оставленных без свободы, в контексте кризиса пандемии. «Реализация этих принципов будет способствовать разрешению вопросов, касающихся заключенных и иных лиц, содержащихся в условиях несвободы, на благо данных лиц, а также сотрудников пенитенциарных учреждений», – подчеркнул он.
Министр юстиции Республики Армения Рустам Бадасян в своем выступлении подчеркнул позицию ЕСПЧ, согласно которой государства несут ответственность в определении соразмерности введения ограничительных мер. «Даже в случае введения режима ЧС закон – прежде всего», – отметил он.
10 апреля в рамках специального ПМЮФ 9 1/2: Законы коронавируса министры юстиции обсудили правовые меры для борьбы с пандемией и стратегию межгосударственного взаимодействия
Спикер рассказал, какие мероприятия предпринимаются Правительством РА для предотвращения распространения коронавируса на территории республики.
Так, 16 марта принято решение о введении на территории республики режима ЧС на период до 14 апреля. Законодательством о чрезвычайных ситуациях, отметил он, предусмотрены права, которые могут быть ограничены, и право на свободу перемещений относится к такой категории.
Соответствующие поправки также были внесены в уголовное законодательство и об административных правонарушениях. Для отслеживания перемещений и контактов лиц, зараженных коронавирусом, используются специальные компьютерные программы.
Рустам Бадасян особо подчеркнул, что по окончании режима ЧС данная информация будет уничтожена. «Эти и другие превентивные меры будут гарантировать здоровье и безопасность граждан», – отметил он.
Спикер также добавил, что с точки зрения защиты гражданских прав важно понимать – все указанные меры являются временными и ограничиваются сроками ЧС.
Директор по вопросам информационного общества Директората по противодействию преступности Совета Европы Ян Кляйсен обратил внимание на то, что необходимо добиваться, чтобы меры по защите от пандемии коронавируса не свели на нет ценности и свободы общества, которые до этого были созданы.
В своем выступлении он рассказал, какую роль играют новые технологии в борьбе против пандемии. При этом он отметил важность защиты информации и персональных данных, а также роли искусственного интеллекта в такого рода программных решениях.
Ян Кляйсен затронул тему свободы выражения и защиты от фейковых новостей, касающихся пандемии и борьбы с ней. Он подчеркнул, что СМИ несут особую ответственность, чтобы своевременно и достоверно передавать информацию и предотвращать панику.
В то же время, добавил он, «нельзя глушить голос критики, когда он необходим».
Христос Якумопулос напомнил о заявлении Комитета по предотвращению пыток о необходимости защиты прав тех, кто лишен свободы, а также принадлежит к уязвимой группе населения. Также спикер добавил, что ЕСПЧ и Совет по правам человека будут осуществлять надзор за теми мерами, которые принимаются государствами – членами Совета Европы, и как они соответствуют их обязательствам.
Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова в своем выступлении подчеркнула, что пандемия изменила жизнь каждого. Она рассказала о принятых нормативных актах, которыми введены серьезные гарантии прав человека, включая налоговые льготы и социальные выплаты. «За эти две недели мы получили 3000 обращений», – отметила омбудсмен.
По поводу ограничительных мер Татьяна Москалькова подчеркнула, что важно следить за тем, чтобы не использовались несоразмерные меры. Она обратила внимание на проблемы, которые в настоящее время испытывают трудовые мигранты.
Спикер отметила, что МВД России позволило увеличить их срок пребывания на территории нашей страны до 90 дней, но при условии личного посещения органа внутренних дел.
«Думаю, все государства не должны наказывать иностранных граждан, нарушивших срок пребывания в стране после окончания карантина», – добавила она
Спикер затронула вопрос о соблюдении прав уязвимых групп населения, а также граждан иностранных государств, находящихся в статусе обвиняемого или осужденного и желающих вернуться в свое государство.
Директор ФСИН России Александр Калашников начал свое выступление с данных статистики. Он отметил, что в учреждениях УИС содержатся свыше 523 тыс. человек, более 97 тыс. – в следственных изоляторах.
Спикер рассказал, что в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции в учреждениях и органах УИС в соответствии с требованиями законодательства проводится комплекс профилактических мероприятий, создан оперативный штаб для незамедлительного рассмотрения проблемных вопросов, проводится круглосуточный мониторинг ситуации, введены режимные ограничительные меры.
Федеральная служба исполнения наказаний приостановила предоставление свиданий заключенным в СИЗО
Он также пояснил, в каких условиях проводятся свидания подозреваемых (обвиняемых) с адвокатами, подчеркнув, что лицам, содержащимся под стражей, также предоставляется возможность дистанционного получения квалифицированной юридической помощи.
Александр Калашников добавил, что участие подозреваемых (обвиняемых) в судебных заседаниях на период карантина приостановлено, а осужденным по возможности предоставляются свидания посредством телекоммуникационных сетей. Он отметил, что в пенитенциарных учреждениях предприняты меры по своевременному выявлению наличия заболевания коронавирусной инфекцией путем лабораторной диагностики.
Завершил дискуссию директор ФССП, главный судебный пристав РФ Дмитрий Аристов. В своем выступлении он рассказал о работе службы в условиях пандемии и мерах защиты лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и не имеющих возможности оплатить взыскание по исполнительному листу.
В частности, о послаблении режима, введении моратория на применение санкций в отношении граждан и юридических лиц, причем не только пострадавших от пандемии, решении не начислять пени на долги за коммунальные услуги, продлении лицензий, приостановлении обязательств по договорам займа и т.д.
Реализуемый комплекс мер поддержки, добавил он, должен предусматривать процессуальные послабления в отношении лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Также спикер рассказал о введенных ограничениях на личный прием граждан должностными лицами ССП, подчеркнув, что телефонная связь с территориальными органами и их подразделениями сохранена, о категориях жалоб, требующих незамедлительного реагирования.
В заключение он добавил, что исполнительное производство в настоящее время реализуется преимущественно с помощью электронных технологий в рамках автоматизированных систем и информационных ресурсов.
С полной видеозаписью данной сессии можно ознакомиться здесь (необходимо выбрать ее название из открывающегося списка).
Татьяна Кузнецова
Как в России поддерживают граждан в период COVID-19
- Увеличение выплат
по больничным - Выплаты в расчете на месяц по больничным листам
должны быть не меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). - О том, на кого направлена данная мера поддержки и что конкретно установлено законом, читайте в статье «Увеличение выплат по больничным: подробности» .
- Новые правила оформления больничных
Появилась возможность оформить электронный больничный лист при удаленной консультации врача с применением телемедицины — на лечение направят, если врач диагностировал заболевание, представляющее опасность для окружающих.
Кроме того, больничные смогут оформлять руководители, которые являются единственными учредителями, а также граждане, приговоренные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду. Гражданам, совмещающим два места работы, не нужно будет оформлять больничный два раза, работодателю будет достаточно отправить номер электронного больничного.
Покупка лекарств
через интернет
У граждан появляется возможность купить
лекарства через интернет, заказав их доставку на дом. До этого
выкупать необходимые медикаменты все равно приходилось в аптеке. Закон
касается как нерецептурных препаратов, так и рецептурных,
за исключением наркотических и психотропных, – продавать
последние через интернет можно будет в условиях объявления эпидемий или
ЧС.
Читайте об этом в нашем материале: «Дистанционная продажа лекарственных средств: подробно о законе» .
Обновление:
Правительство РФ утвердило правила дистанционной продажи и доставки лекарств — онлайн можно будет приобрести безрецептурные препараты. Кабмин подписал соответствующее постановление 16 мая. Им утверждаются порядок выдачи разрешений на дистанционную торговлю медикаментами, требования к аптекам, порядок торговли, а также доставки лекарств.
Обо всех правилах покупки безрецептурных лекарств читайте в материале: «Теперь можно купить лекарства не выходя из дома» .
Ответственность при обороте некачественных лекарств
Поправками в УК РФ за распространение некачественных или фальсифицированных лекарств через интернет устанавливается наказание в виде принудительных работ на срок от четырех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового либо лишения свободы на срок от четырех до шести лет со штрафом в размере от 750 тыс. до 2,5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового.
В соответствии с поправками в КоАП административный штраф за онлайн-торговлю фальсифицированными лекарствами и биодобавками составит от 75 до 200 тыс. рублей для граждан, от 150 до 600 тыс.
рублей — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 2 до 6 млн рублей — для юрлиц.
Для организаций и ИП в качестве альтернативного наказания возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Подробности: «Как государство борется с контрафактными лекарствами» .
Штрафы за завышение цен на лекарства
Вводится ответственность за завышение цен на лекарства. Для должностных лиц штраф составит от 250 тыс. до 500 тыс. рублей, для ИП и юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарств по неправомерно завышенным ценам за весь период такой реализации, но не более одного года.
Борьба со спекуляциями лекарств
Правительство, в случае чрезвычайной ситуации или при угрозе заболевания, представляющего опасность для окружающих, сможет на 90 дней ограничивать оптовую и розничную торговлю медизделиями по определенному перечню. Это позволит избежать ситуаций, когда, например, медицинские маски скупаются спекулянтами, и создать необходимый стратегический запас медикаментов.
Наш материал по этим двум темам: «Как контролируют цены на лекарства» .
Упрощение регистрации новых лекарств
Вводится возможность упрощенной процедуры регистрации новых лекарственных препаратов в России. Это позволит максимально ускорить допуск на рынок новых лекарств в условиях эпидемий. Кроме того, будет разрешено осуществлять при необходимости закупки медикаментов у одного поставщика. Также законом упрощается процедура допуска негосударственных медицинских учреждений к ОМС.
Читайте: «Упрощение регистрации новых лекарств» .
(Обновление 16.11.2020)
Упрощенный порядок регистрации лекарств и медицинских изделий для лечения коронавируса был продлен. Процедура позволяет получить все необходимые документы для применения лекарств или использования медицинских изделий в максимально короткие сроки. Такой порядок был введен из‑за коронавируса до 1 января 2021 года. Теперь он продлевается еще на год.
Права, свободы и их ограничения в пандемию
Докладчик: Пищида А. С
В начале 2020 года мир столкнулся со страшной угрозой, в лице пандемии коронавируса, которая за последние года унесла жизни миллионов людей. С целью предотвращения распространения пандемии, правительство вводит ограничения прав и свобод людей. Но действительно ли государство должно вводить эти меры или всё-таки это произвол?
В «Всеобщей декларации прав человека», принятой ООН в 1948, указано, что человек имеет право на такой жизненный уровень, включающий пищу, одежду, жилище (ст. 25.
), а вводимые политические репрессивные меры (без qr-кодов или наличие прививки), масочный режим, изоляционный режим) противоречат статье, так как они предотвращали возможность даже покупать товары первой необходимости.
В статье 27 «Декларации прав человека», сказано, что каждый человек имеет право на участие культурной жизни общества: посещать галереи, театры, мероприятия и другие общественные места. Однако общество не могло воспользоваться этим правом
из-за приведённых выше репрессивных мер.
В статье 13, в той же декларации, каждый человек имеет право на свободное передвижение, но из-за введённых мер, таких как самоизоляция, локдаун — это право не соблюдается государством, и человек не мог его реализовать. И список приведенных мер можно продолжить.
Поэтому следует обратиться к сравнительному анализу, для ответа на выдвинутый вопрос / тезис. Испанский грипп, или испанка, которая длилась с 1918 по 1920 года, поразил 30% населения Земли.
И с целью недопущения распространения данной болезни вводились схожие ограничительные меры — масочный режим, закрытие школ, магазинов, ограничение предпринимательской деятельности, запрет на распространение информации о вирусе. И действительно там, где эти меры были введены, наблюдалось снижение роста заболеваемости.
Поэтому отработанные приемы борьбы с «испанкой» впоследствии были введены в период господства коранавирусной инфекции. В целом можно выделить два варианта развития пандемии — итальянский (европейский) и китайский (азиатский).
В Европе с целью недопущения распространения инфекции были введены отработанные приемы, которые ранее использовались в период испанки, но эффект от них был незначителен. Население европейских стран отказывалось подчиняться правилам, ограничивающих их права, считая, что даже пандемия не может ограничить их свободы.
Поэтому смертность в странах Европы и США была высокой – США – 900 тыс., Европейский союз — 1 млн. Второй вариант связан с деятельностью правительств азиатских стран, которые взяли на вооружение китайский способ борьбы с инфекцией.
Китайские власти ввели отработанные временем приемы – ношение масок (хотя культура ношения масок была в странах Азии и до появления инфекции), самоизоляция, изоляцию городов, закрытие мест массового скопления и т.д. Но в отличие от европейских стран власти Китая очень серьезно отнеслись к исполнению ограничительных мер — они пошли на нарушение прав, поэтому смертность в этих странах была сведена к минимуму. Поэтому можно говорить, что введенные ограничения носили хотя и временный характер, но они нужны были с целью снижения смертности от новой коронавирусной инфекции.