Кто поможет решить проблемы потребителей электроэнергии и в каких законодательных актах искать ответы на вопросы?
Мы начинаем публикацию цикла статей, в которых расскажем о правах потребителей электроэнергии и создадим алгоритм действий в наиболее острых ситуациях, таких как подключение к электросетям и увеличение мощности, отключение электричества, неучтенное потребление электроэнергии и т.д.
Почему все чаще чувство беспокойства у нас вызывает не уведомление о наличии задолженности по налогам либо штраф, а счет за электроэнергию или звонок со словами: «Добрый день. Энергоконтроль. Проверка пломб»?
Дело в том, что в этой сфере мы сталкиваемся не с государственным органом, а с коммерческими структурами, споры с которыми подлежат разрешению преимущественно в судебном порядке. А это затраты – как временные, так и финансовые. К тому же выиграем мы или нет – еще вопрос, а электроэнергию могут отключить «уже завтра».
Для начала попытаемся разобраться в рынке электроэнергии России. Упрощенно структура рынка выглядит так: производитель (генерирующая компания) создает электроэнергию и передает ее сетевой компании. Последняя, выполняя роль транспортной организации, передает ее через сложную систему сетей сбытовой компании. Именно у сбытовой компании мы и покупаем электроэнергию.
Граждане, проживающие в многоквартирных домах, обычно имеют дело с управляющими компаниями, которые выступают в роли наших представителей перед энергокомпаниями, закупая у них электроэнергию для последующей поставки нам.
Отношения с сетевыми компаниями в большинстве случаев ограничиваются вопросами подключения к электрическим сетям дома или участка, увеличения мощности, установки и эксплуатации прибора учета.
В отношениях со сбытовыми компаниями мы решаем вопросы учета количества потребленной энергии, определения ее стоимости и расчета за полученные киловатты. При этом часть вопросов учета электроэнергии касается и сетевых, и сбытовых компаний.
К примеру, точность, исправность работы прибора учета, сохранность пломб могут контролировать и те, и другие.
Одно из обоснований – необходимость создать условия для возникновения конкуренции на рынке электроэнергетики.
Дело в том, что передача электроэнергии – деятельность, которую могут осуществлять только сетевые компании, наделенные специальным статусом – субъекта естественных монополий. А реализация (сбыт) – деятельность конкурентная.
Предполагалось, что если разделить эти виды деятельности, то монополистам будет сложнее навязывать свои условия потребителям. Получилось ли? Вопрос…
С теми, кто владеет электрическими сетями и к кому обращаться, если нужно подключить электричество, мы разобрались. Это сетевые компании. Но непосредственно продает электроэнергию и выставляет счет сбытовая компания. Такая схема покупки электроэнергии действует для подавляющего большинства потребителей.
На территории каждого субъекта органы власти наделяют отдельные сбытовые компании особым статусом. Такие организации называют гарантирующими поставщиками. Главное для нас в их статусе то, что эти компании обязаны заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к ним лицом по установленным государством тарифам.
Обратиться можно в любую сбытовую компанию, однако надо учитывать, что гарантирующие поставщики, как правило, очень крупные компании, которые редко разоряются. Это значит, что риск потерять деньги и остаться без электроэнергии сведен к минимуму.
Однако есть плюсы и в обращении к малоизвестным перепродавцам: как правило, они более ориентированы на потребителей и часто предоставляют более выгодные условия покупки электроэнергии.
1. Федеральная антимонопольная служба и ее региональные управления осуществляют контроль по большей части вопросов взаимодействия монополистов с потребителями. Обращаемся к ним, когда:
- нам препятствуют в присоединении к электрическим сетям;
- нарушаются условия договора энергоснабжения и есть перспектива отключения электроэнергии;
- составлен акт безучетного потребления электроэнергии. Хотя не во всех случаях органы ФАС реагируют на подобные заявления.
2. Региональные энергетические комиссии – к ним обращаемся, если не согласны с тарифами на присоединение к электросетям, а также за поставляемую нам электроэнергию. Кроме того, данный орган проверяет полноту исполнения сетевыми компаниями инвестиционных программ, направленных на развитие электросетей.
3. Государственная жилищная инспекция – осуществляет надзор за исполнением законодательства в жилищной сфере. Электроэнергия – коммунальный ресурс, и если вы – физическое лицо и используете ее в бытовых целях, то именно этот орган может помочь вам избежать незаконного ограничения в энергоснабжении.
4. Ростехнадзор осуществляет контроль в сфере безопасности электроустановок (электросетей, трансформаторов и т.д.), качества электроэнергии. Для потребителя важно то, что эта федеральная служба наделена правом на дачу заключения о наличии или отсутствии возможности присоединения к электрическим сетям. Это на случай, если сетевая компания сообщает об отсутствии свободных мощностей.
О способах решения проблем потребителей электроэнергии можно будет прочитать в следующих публикациях Константина Смолокурова.
1. В вопросах присоединения к электросетям, увеличения мощности – Постановлением Правительства от 27 декабря 2004 г. № 861.
Этим документом утверждены крайне важные для нас Правила недискриминационного доступа (основные принципы доступности электроэнергии), а также Правила технологического присоединения (детально определяют порядок подключения к сетям и дальнейшего взаимодействия с сетевыми компаниями).
2. В вопросах учета электроэнергии – Постановлением Правительства от 4 мая 2012 г. № 442.
Данный документ определяет порядок взаимодействия потребителя с сетевой и энергоснабжающей организациями уже после осуществления технологического присоединения.
Это очень важный документ, содержащий в себе, помимо прочего, понятия безучетного и бездоговорного потребления, а также порядок ограничения электроснабжения.
3. В вопросах энергоснабжения в многоквартирных домах в дополнение к первым двум документам необходимо помнить о Постановлении Правительства от 6 мая 2011 г. № 354. Его нормы рассчитаны на физических лиц, потребляющих электроэнергию для бытовых нужд.
4. Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об электроэнергетике» содержат общие нормы, которыми регулируются отношения, связанные с потреблением электроэнергии.
Это основные документы. Однако нередко требуется прибегать к более узким нормативным актам. К каким – зависит от возникающего вопроса, который может касаться порядка прохождения поверки прибора учета, особенностей эксплуатации энергоустановок, правильности определения тарифа и т.д.
Энциклопедия решений. Расчеты по договору энергоснабжения. Учет потребляемой электрической энергии | ГАРАНТ
Расчеты по договору энергоснабжения. Учет потребляемой электрической энергии
По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Иное может быть предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ)*(1).
Договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности), далее также — договор) должен содержать порядок учета электроэнергии (мощности) с использованием приборов учета и порядок взаимодействия сторон договора в процессе такого учета. Эти условия являются существенными для данных видов договоров.
Наличие приборов учета электроэнергии не является обязательным условием заключения договора.
Если на дату заключения договора точки поставки электроэнергии оборудованы приборами учета, в договоре должны быть указаны имеющиеся приборы учета, места их расположения, их заводские номера, дата государственной поверки приборов учета и показания на дату и время начала исполнения договора.
Если приборы учета на момент заключения договора отсутствуют, договор должен предусматривать обязанность потребителя (покупателя) обеспечить оборудование точек поставки приборами учета электроэнергии.
В этом случае в договор также должны быть включены условия о порядке определения объема потребления электроэнергии (мощности), оказанных услуг по передаче электроэнергии в случае отсутствия приборов учета (п.п. 40-42 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, далее — Основные положения).
В отсутствие приборов учета, а также в некоторых других случаях, предусмотренных Основными положениями (например, если потребитель не предоставляет в установленные сроки показания расчетного прибора учета, а контрольный прибор учета отсутствует), объем потребленной электроэнергии определяется исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя (п.п. 166, 178, 179, 181, 195, приложение N 3 к Основным положениям).
Расчетным периодом для осуществления расчетов потребителей (покупателей) с гарантирующими поставщиками является 1 месяц (п. 79 Основных положений).
Снятие показаний расчетных приборов учета осуществляется в сроки, установленные п.п. 161, 163 Основных положений. Если иное не предусмотрено договором, потребитель (покупатель) должен снимать показания приборов учета электроэнергии по состоянию на 00 часов 00 минут 1-го дня месяца, следующего за расчетным периодом.
При заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности)), договора оказания услуг по передаче электроэнергии, а также при его расторжении показания должны сниматься по состоянию на 00 часов 00 минут дня, следующего за датой расторжения (заключения) договора.
Если договором не предусмотрены иные сроки передачи показаний приборов учета, такие показания передаются не позднее 1-го дня месяца, следующего за расчетным. При расторжении (заключении) договора показания передаются не позднее следующего дня после даты соответственно заключения или расторжения.
Показания могут быть переданы по телефону, с использованием электронной почты или иным способом, предусмотренным договором, если он позволяет подтвердить факт получения показаний.
Кроме того, показания прибора учета фиксируются в письменном виде путем составления акта снятия показаний расчетного прибора учета электроэнергии. Такой акт от имени потребителя подписывается лицом, ответственным за снятие показаний прибора учета.
Если в соответствии с условиями договора снятие показаний расчетного прибора учета осуществляется совместно с гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей или сетевой организацией, акт подписывается также представителями этих организаций.
Акт снятия показаний расчетного прибора учета передается другой стороне договора в течение 3 рабочих дней.
Копию этого акта гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), заключивший в интересах потребителя договор на оказание услуг по передаче электроэнергии, не позднее 5-го рабочего дня месяца, следующего за расчетным периодом, передает сетевой организации (п.п. 161, 162, 165 Основных положений).
Составления каких-либо иных документов, подтверждающих факт поставки электроэнергии в определенном количестве за расчетный период или оказания в этом периоде услуг по передаче электроэнергии законодательство об электроэнергетике не требует. Такие документы могут составляться сторонами по своему усмотрению.
Если в соответствии с договором потребитель передает показания приборов учета только сетевой организации или только гарантирующему поставщику (энергоснабжающей или энергосбытовой организации), получатель показаний обязан передать их другому лицу, участвующему в снабжении потребителя электроэнергией, до окончания 2-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Сроки для внесения платежей установлены п. п. 81, 82 Основных положений:
1) Потребители (покупатели) электроэнергии (за исключением граждан, исполнителей коммунальных услуг и покупателей, которые приобретают электроэнергию для ее поставки населению) обязаны оплачивать стоимость электроэнергии (мощности) в следующем порядке: 30 процентов — до 10 числа месяца, за который вносится плата (расчетного месяца), 40 процентов — до 25 числа расчетного месяца, оставшаяся часть — до 18 числа следующего месяца. Если часть оплаты, внесенная авансом, превысит стоимость, окончательно определенную по итогам месяца, излишне уплаченная сумма зачитывается в счет платежа за следующий месяц. Соглашением с гарантирующим поставщиком могут быть предусмотрены более поздние сроки оплаты.
2) Исполнители коммунальной услуги по электроснабжению оплачивают стоимость приобретенной в расчетном месяце электроэнергии до 15 числа следующего месяца (если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты). Тот же срок внесения платы за электроэнергию установлен для покупателей, которые приобретают электроэнергию для ее поставки населению.
3) Граждане, которые покупают электроэнергию у гарантирующего поставщика, должны оплачивать ее не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
В рамках взаимоотношений с потребителем (покупателем) гарантирующий поставщик обязан обеспечивать выставление счетов на оплату электроэнергии способами, допускающими возможность их удаленной передачи (почта, сеть «Интернет» и др.), а также предоставлять возможность вносить плату по договору различными способами, в том числе непосредственно гарантирующему поставщику без оплаты комиссии (для граждан) (п. 11 Основных положений).
Энергоснабжающая организация вправе приостановить подачу энергии при наличии у потребителя задолженности по ее оплате как юридическим лицам, так и гражданам (пп. «б» п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442).
_____________________________
*(1) Если плата за единицу поставляемого ресурса является регулируемой, то установление соглашением сторон иного количества энергии, которое оплачивает абонент (потребитель, покупатель), допускается только тогда, когда невозможно определить фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета, а закон или иные правовые акты не содержат порядка определения такого количества в отсутствие данных учета (см. абзац шестой п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах»).
Что делать, если ресурсоснабжающая компания не выставила счет за коммунальные услуги?
В соответствии со ст. 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации, п. 67 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.
2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
На потребителя исполнителем (ресурсоснабжающей организацией) не может быть возложена обязанность получения платежных документов самостоятельно, в том числе путем включения данных положений в текст типового договора.
Непредоставление платежных документов и нарушение сроков предоставления платежных документов на оплату коммунальных услуг (в том числе на обращение с твердыми коммунальными отходами) исполнителем (ресурсоснабжающей организацией) является нарушением действующего законодательства, а именно ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ (продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований).
В случае выявления нарушений в предоставлении платежных документов жители Московской области вправе обратиться в уполномоченный орган (территориальные отделы государственной жилищной инспекции) с заявлением о нарушении прав потребителя по ст. 14.4 КоАП РФ.
В случае ненаправления или нарушения сроков предоставления платежных документов исполнителем (ресурсоснабжающей организацией) на сумму, начисленную в платежном документе до поступления платежного документа, потребителю не может быть начислена пеня.
При нарушении порядка направления платежного документа или срока направления платежного документа пеня начисляется за часть, что пришлась на период после ближайшего выставленного счета, а именно пеня выставляется на следующий месяц после неуплаты по поступившему платежному документу. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2019 г. № 303-ЭС19-3457; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2017 г. № 309-ЭС17-6399).
Как оплачивается потребление электроэнергии без счетчика?
Источник: ЭнергоВОПРОС. ru, 01.08.2018
https://energovopros.ru/issledovania/2322/2326/41611/
Как оплачивается электроэнергия без счетчика? В каких случаях потребитель платить по среднему потреблению, а в каких — по нормативу? В каких случаях плата по нормативу выставляется с повышающим коэффициентом? И как, все-таки, выгоднее платить за свет — по счетчику или по нормативу? Посетители ЭнергоВОПРОС.ру нередко задают такого рода вопросы. Попробуем разобраться.
- Оплата электроэнергии без счетчика: что говорит действующее законодательство
- Как рассчитывается плата за электроэнергию в случае, если в квартире установлен и исправно работает счетчик электроэнергии, знают, наверное, все.
Есть счетчик. Есть его показания. Берете количество потраченных за месяц киловатт-часов, умножаете на действующий в вашем регионе тариф. Получаете сумму, которую нужно оплатить за потребление электроэнергии. Все просто!
Но как рассчитывается плата за электроэнергию без счетчика? Действующее законодательство сводит все многообразие жизненных ситуаций к следующим вариантам:
- счетчик есть, но его показания не были вовремя (в соответствии с установленной процедурой) переданы
- счетчик есть, но он оказался неисправным (сломался, истек срок поверки)
- счетчик есть, но представителей исполнителя услуги энергоснабжения к нему не пускают
- счетчик есть, но при проверке выяснилось, что он умышленно испорчен (либо электричество подключено мимо счетчика)
- наконец, счетчика попросту нет. И такая ситуация отнюдь не редкость.
Как рассчитывается плата за услугу электроснабжение в каждом из этих случаев подробно прописано в Правилах оказания коммунальных услуг.
Этот документ был утвержден постановлением правительства N 354 от 6 мая 2011 г. N 354 «Опредоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». С тех пор в него вносились многочисленные изменения. С действующей версией Правил можно ознакомиться, например, здесь.
Следуя Правилам, давайте разберем перечисленные выше варианты.
Оплата электроэнергии, если не переданы вовремя показания счетчика
Начнем сначала. Для того, чтобы иметь возможность оплачивать электроэнергию, исходя из показаний счетчика, надо эти показания передать тому, кто поставляет вам электроэнергию.
Как передать показания счетчика? В какой срок? Кому? Эти вопросы вполне уместны и заслуживают отдельного разбора. Если вкратце, то показания передаются либо в энергосбытовую компанию (вашему поставщику электроэнергии), либо в управляющую компанию вашего дома, либо через городской (региональный) расчетный центр.
Есть так же еще несколько путей. Но здесь и сейчас важно отметить – если показания счетчика не переданы, то и оплачивать электроэнергию по ним не получится. Выглядит справедливо.
Так вот, в случае если вы не предоставили показания счетчика, плата за электроэнергию определяется исходя из вашего среднемесячного объема потребления.
«Среднемесячное» потребление в таком случае рассчитывается исходя из тех показаний, который вы сдавали (или они были получены, например, в ходе проверки вашего счетчика) в течение последних шести месяцев.
Исключение, о котором говорится в Правилах, представляют случаи, когда расчеты по счетчику начались менее чем за шесть месяцев до того момента, как вы не передали его показания.
Например, счетчик вам поставили в июне, а уже в октябре вы не передали показания. В таком случае берется за основу ваш средний месячный расход электроэнергии за период фактической работы счетчика.
Но не менее 3 месяцев.
Вы не передали показания один месяц, второй, третий… Что дальше? Начиная с четвертого месяца, в течении которого вы не передаете показания счетчика вас переведут на оплату по нормативам. Как это выглядит – см. здесь.
Если вам интересует, как сказанное выше сформулировано в Правилах оказания коммунальных услуг, то вам нужно изучить п. 59 (б) этого документа.
Оплата электроэнергии, если счетчик оказался (былпризнан) неисправным
Представим: вы каким-то образом обнаружили, что ваш счетчик неисправен. Был разбит в ходе ремонтных работ. Пострадал при пожаре. Просто перестал работать, и это видно даже вам. Как вариант – был украден. Или у него истек срок поверки, или закончился срок эксплуатации… Как начисляется плата за свет в таком случае?
Ситуацию описывает пункт 59 (а) Правил предоставления коммунальных услуг. Прежде всего определяется момент наступления «события», то есть когда именно прибор учета признается неисправным (утраченным)?
Это может будет дата вашего заявления в энергосбытовую компанию о неисправном счетчике. Или дата составления акта о неисправности счетчика по итогам его осмотра инспектором. Либо дата истечения межповерочного интервала счетчика. Если точной даты нет, то за «точку отсчета» принимается месяц (платежный период) в котором произошло «событие».
С этой даты вас переводят на оплату по среднему месячному потреблению. Среднее месячное потребление рассчитывается так же, как и в предыдущем пункте – исходя из последних шести месяцев.
Однако «по среднему» вам будут начислять лишь три месяца подряд. После чего переведут на платежи по нормативу. Как рассчитывается плата за электроэнергию по нормативу см. здесь.
Стоит отметить, что с некоторых пор потребителям, у которых прибор учета электроэнергии вышел из строя и которые живут без счетчика более трех месяцев, плату по нормативу начисляют с повышающим коэффициентом 1.5. Так что с установкой нового счетчика хорошо бы поторопиться.
Отдельно стоит рассмотреть случай, когда неисправность прибора учета обнаруживается в ходе проверки счетчика представителем энергосбытовой компании и при этом инспектор настаивает на том, что имело место быть несанкционированное вмешательство в работу прибора учета. Перечень признаков такого вмешательства дан в п. 81.11 Правил.
Нарушения должны быть описаны в специальном Акте. С даты его подписания проводится перерасчет потребления электроэнергии исходя из норматива, увеличенного в 10 раз (пронорматив, опять-таки см. по ссылке).
Срок перерасчета – три месяца, предшествующие дате выявления нарушения и до даты их устранения (что в большинстве случаев означает замену счетчика).
Счетчик есть, но представителей энергосбытовой компании к нему допускают. Как начисляется плата за свет?
Сперва давайте определимся – что значит «не пускают»? Часто счетчики электроэнергии установлены непосредственно в квартире или же в тамбуре, доступ в который со стороны лестничной площадки закрыт «хорошей железной дверью» (с).
То есть постороннему лицу проникнуть к счетчику не так-то просто. При этом инспектора энергосбытов имеют привычку посещать абонентов в рабочее время. По ночам или ранним утром они не ходят. Значит, шансов пересечься с обитателями квартиры у них немного.
Как раз на такой случай в Правилах предоставления коммунальных услуг подробно расписана процедура, которой должен следовать представитель энергосбыта, чтобы согласовать с хозяином квартиры время проверки.
Представители организации – поставщика электроэнергии обязаны заблаговременно уведомить хозяев проверяемой квартиры. Те, в свою очередь, должны подтвердить, что в предлагаемое время будут дома.
Они не подтверждают? Значит, исполнитель коммунальной услуги обязан отправить повторное уведомление. Если и на второй раз согласовать дату визита не получается (или же проверяющие пришли в согласованное время, а дома все равно никого нет), то составляется специальный документ — Акт об отказе допуска исполнителя к приборам учета.
Каждая итерация этой непростой процедуры подробно описана в п. 85 Правил. Если вам действительно необходимо точно знать — кто, что и в какой последовательности должен делать? – обязательно почитайте.
С даты, когда оформляется Акт об отказе в допуске, потребителя переводят на оплату по среднемесячному потреблению. Если вопрос с проверкой счетчика не решается в течении трех месяцев, то вам начнут приходить платежки за свет, рассчитанные по нормативу.
Как рассчитывается плата за свет, если счетчик умышленно испорчен, или (как вариант) электричество идет в квартиру, минуя прибор учета?
Чуть выше об уже писалось. Эта ситуация самая неприятна для потребителя. Способ расчета за электроэнергию в таких обстоятельствах описывает п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг.
Итак, в ходе проверки инспектора обнаружили, что ваш электросчетчик умышленно приведен в неисправное состояние и считает электроэнергию в «вашу пользу», или же электричество в вашу квартиру (дома) заведено мимо счетчика. Что будет дальше? Последствия достаточно суровые.
Коммунальщики имеют право доначислить плату за электроэнергию, исходя из общего количества потребителей электроэнергии в квартире (частном доме) и потребляемой ими максимальной мощности.
Расчет производится исходя из того, что потребление электроэнергии происходит круглосуточно.
А сами доначисления производятся за три месяца, предшествующие устранению несанкционированного подключения мимо счетчика.
- Если же определить, какие потребители электроэнергии находятся в квартире и какова их максимальная мощности, невозможно, то плата за электроэнергию в таком случае рассчитывается исходя из норматива, увеличенного в десять раз.
- Про норматив читайте чуть ниже, здесь же стоит отметить, что суммы, начисляемые таким образом, в несколько раз, а то и на порядок превосходят плату по фактическому потреблению электроэнергии.
- Как и в случае расчета, исходя из максимальной мощности, перерасчет по 10-ти кратно увеличенному нормативу производится за три месяца, предшествующих устранению подключения к электросетям мимо счетчика.
- Небольшое уточнение – если менее чем за три месяца до выявления нарушения вас посещали проверяющие и ничего «криминального» не обнаружили, то расчет платы за электроэнергию по максимально возможному ее потреблению (или 10-кратному нормативу) будет производиться с даты этого визита.
Как платить за свет, если в вашей квартире нет счетчика? И (или) никогда не было? Т.е. по нормативу?
Электросчетчики — это, конечно, не счетчики на воду, массово устанавливать которые начали только в последнее десятилетие.
Счетчиками электроэнергии квартиры начали оборудовать в обязательном порядке еще во времена СССР. И, тем не менее, во многих квартирах (один из наиболее частных случаев – квартиры в бывших общежитиях) и частных домах счетчиков до сих пор нет. Плата за электроэнергию в таком случае рассчитывается по нормативу.
Норматив в данном случае – это расчетная величина потребления электроэнергии в жилом помещении, которая привязывается к количеству комнат в квартире и типе ее благоустройства(газовая плита или электрическая).
В Правилах предоставления коммунальных услуг вопрос платы за электроэнергию по нормативу разбирается в пункте 42. Давайте по нему пройдемся.
Итак, берется три показателя:
- количество граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении
- норматив потребления электроэнергии, он определяется для каждого региона отдельным решением местных властей
- тариф на электроэнергию, действующий для данного типа потребителя
- Эти три цифры перемножаются и получается стоимость электроэнергии, которая указывается в платежке.
- К этому стоит добавить следующее:
- Первое: если в квартире никто официально не зарегистрирован (ни постоянно, не временно), то плата по нормативу рассчитывается исходя из количества собственников жилья
- Второе: власти сильно хотят, чтобы во всех домах и квартирах были установлены счетчики электроэнергии, поэтому если жилое помещение не оборудовано прибором учета электроэнергии, то плата по нормативу начисляется с коэффициентом 1,5 (без коэффициента взимается плата по нормативу в тех случаях, когда счетчик есть, но его показания не передаются).
- Что выгоднее: по счетчику или по нормативу?
Часто спрашивают – а как выгоднее платить за свет? По нормативу или, все же, по счетчику, потратившись не его покупку и установку?
Если говорить в «общем», то ответ будет такой:
- если в квартире фактически проживает больше людей, чем официально зарегистрировано, то платить по нормативу может оказаться выгоднее,
- а если наоборот – зарегистрировано больше, чем проживает, то, конечно, по счетчику оплачивать электроэнергию будет дешевле.
Ну а если вас интересует конкретика, надо поискать решение тарифного органа вашего региона, которым утверждены нормативы потребления. Дальше вооружаетесь калькулятором и считаете.
Но все-таки, рискнем предположить, что в большинстве случаев все-таки выгоднее будет поставить прибор учета.
Оплата и состояние лицевого счёта
Оплата зачисляется на лицевой счет в срок от 3 до 5 рабочих дней, в зависимости от места совершения платежа и способа оплаты. Если оплата не поступила на лицевой счёт и прошло более 5 рабочих дней, рекомендуем обратиться по месту оплаты. После подтверждения о перечислении оплаты на счет ПАО «Мосэнергосбыт» необходимо оформить заявку на розыск платежа любым удобным способом:
- Направить обращение в Личном кабинете клиента с вложением документа, подтверждающего оплату;
- Обратиться в Контактный центр по телефону +7 (499) 550-9-550 (ежедневно с 08:30 до 20:30):
- В любое отделение ПАО «Мосэнергосбыт».
Поступившие платежи можно просмотреть в Личном кабинете клиента во вкладке «Состояние счёта» – «История платежей за э/э».
Какие есть способы оплаты электроэнергии?
Оплату за электроэнергию можно производить любым удобным способом:
- В Личном кабинете клиента во вкладке «Оплатить»;
- На сайте ПАО «Мосэнергосбыт» (банковской картой);
- С помощью мобильного телефона (банковской картой);
- Через платежный кабинет Energy-Bonus;
- С использованием услуги автоматический платеж;
- Через оператора Контактного центра по телефону +7 (499) 550-9-550 (банковской картой (ежедневно с 08:30 до 20:30));
- С электронных кошельков (Элекснет, QIWI);
- Через терминалы самообслуживания;
- Через терминалы самообслуживания, установленные в отделениях ПАО «Мосэнергосбыт»;
- В любом отделении банка.
Внимание! Оплаты через терминалы, установленные в офисах ПАО «Мосэнергосбыт» производятся только наличными денежными средствами.
Как получить квитанцию на оплату электроэнергии?
Рекомендуем оформить подписку на рассылку платёжных документов на адрес электронной почты.
Данный сервис позволит оперативно получать платёжные документы в электронной форме и исключить необходимость получения счетов на бумажном носителе.
Подключить данный сервис можно в Личном кабинете клиента или при обращении в Контактный центр по телефону +7 (499) 550-9-550 (ежедневно с 08:30 до 20:30).
- Счет на оплату электроэнергии направляется ежемесячно, до 10-го числа по адресу лицевого счета или на альтернативный адрес.
- Квитанцию с подробной детализацией расчета можно сформировать и распечатать в Личном кабинете клиента, также в Личном кабинете клиента можно распечатать квитанцию на оплату текущего баланса.
- Чистые бланки квитанций можно распечатать на сайте ПАО «Мосэнергосбыт».
Как получить подтверждение произведенного платежа?
Подтверждением произведенного платежа является оплаченная квитанция, чек терминала и т.д. Проверить поступление оплаты можно самостоятельно в Личном кабинете клиента во вкладке «Состояние счёта» – «История платежей за э/э».
Инструкция по оплате электроэнергии
Рекомендуем населению передавать показания с 21 по 25 октября!
- *составлена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах».
- 1. Счет на оплату
- выставляется АО «Барнаульская горэлектросеть» в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электроэнергии Абонента до 1 числа следующего месяца.
- 2. Сроки передачи показаний:
a. В соответствии с действующим законодательством при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета Абонент имеет право ежемесячно снимать его показания в период с 1-го по 25-е число текущего месяца и передавать их исполнителю или уполномоченному им лицу.
b. Передавать показания в АО «Барнаульскую горэлектросеть» могут только те абоненты, которые имеют открытый лицевой счет в ресурсоснабжающей организации.
Данное требование не распространяется на население, осуществляющее платежи за электроэнергию через жилищную организацию (управляющую компанию, ТСЖ, ЖЭУ, ПЖЭТ и пр.) Для них порядок передачи показаний остался прежним.
Проверить получателя денежных средств и наличие лицевого счета в АО «Барнаульская горэлектросеть» можно в чеке об оплате электроэнергии.
3. Передача показаний
может осуществляться любым удобным для Абонента способом. При передаче показаний необходимо указывать цифры со счетчика с точностью до 1 кВтч, то есть цифры после запятой НЕ указывать. Узнать подробнее о способах передачи показаний вы можете здесь.
4. Порядок начисления платы
за потребленную электроэнергию АО «Барнаульская горэлектросеть» определяется следующим образом:
Если Абонент не передает показания с 1-го по 25-число текущего расчетного периода (месяца), АО «Барнаульская горэлектросеть» производит начисление исходя из среднемесячного расхода электроэнергии. При последующей передаче показаний будет производиться корректировка начисления (перерасчет) с изменением итоговой суммы к оплате.
5. Порядок оплаты
за потребленную электроэнергию производится Абонентом в соответствии с действующим законодательством. Плата вносится Абонентом ежемесячно, до 10-го числа следующего месяца, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
6. Оплата за потребленную электроэнергию
производится следующими способами:
a. через пункты приема коммунальных платежей системы «Город» (коммерческие банки, банкоматы и терминалы самообслуживания Сбербанка, интернет (личный кабинет системы «Город», Сбербанк on-line).
b. по квитанциям (кассы АО БГЭС, расположенные в офисах компании (ул. Ползунова, 50, ул. Энтузиастов, 34А)
Узнать о задолженности Абонент может следующими способами:
1. Во время оплаты запросить информацию в пунктах приема платежей Системы «Город».
2. В личном кабинете пользователя Системы «Город».
3. В cервисном центре АО «Барнаульская горэлектросеть» (ул. Ползунова, 50, ул. Энтузиастов, 34А).
При отсутствии индивидуального прибора учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу определяется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
x
x
Перевыставление коммунальных услуг арендаторам
Содержание страницы
- Учет перевыставления коммунальных услуг
- Бухучет
Арендатор несет ответственность не только за саму недвижимость, но и за ее содержание на основании статьи 616 ГК РФ. Содержание имущества включает в себя оплату услуг ЖКХ, связи и охраны. Обычно арендатор не контактирует с хозяйствующими организациями, предоставляющими коммунальные услуги, напрямую.
Фактически расходы оплачиваются арендодателем, а затем он предоставляет арендатору расчет или копии квитанций по услугам ЖКХ. Арендатор, в свою очередь, вместе с арендной платы должен возместить коммунальные расходы арендодателя. То есть происходит перевыставление.
Эту операцию нужно правильно отразить в учете.
Вопрос: Организация на общем режиме налогообложения — арендодатель перевыставляет счета за коммунальные услуги арендаторам. «Коммуналка» выставляется сверх арендной платы без НДС. Нужно ли отражать операцию в разд. 7 декларации по НДС? Если да, то с каким кодом операции?
Посмотреть ответ
Учет перевыставления коммунальных услуг
В законах ничего не говорится о том, что арендная плата должна включать в себя расходы на коммунальные услуги и содержание помещения.
Отсутствуют нормативные акты, касающиеся порядка обеспечения арендатора услугами ЖКХ и связи. Однако в законе присутствует принцип свободы договора. Он содержится в статье 421 ГК РФ.
Принцип этот заключается в том, что участники соглашения могут сами определить метод реализации оплаты коммунальных услуг.
Как арендатору принять к вычету НДС с перевыставленных ему коммунальных услуг?
Как правило, в договоре прописана обязанность арендатора возмещать услуги арендодателя. То есть лицо должно отчислять средства сверх установленной арендной платы.
Налог на прибыль
Прибыль субъекта, признающаяся объектом налогообложения, устанавливается плательщиком на основании полученных доходов, сокращенных на размер произведенных расходов на основании статьи 247 НК РФ. В целях определения налога на прибыль доходы от реализации и внереализационные доходы устанавливаются в порядке, указанном в статьях 248, 249, 250 НК РФ.
Услуги ЖКХ и связи используются непосредственно арендаторами, их стоимость не включаются в арендную плату, а потому оплату услуг можно отнести к возмещению расходов. Однако Минфин и налоговые структуры считают по-другому. В частности, есть письмо УФНС по городу Москва №19-11/58877 от 28 июня 2006 года. В нем сделаны эти выводы:
- Затраты, возмещаемые арендатором, арендодатель учитывает в структуре доходов.
- Суммы, направляемые в хозяйствующие организации ЖКХ, арендодатель учитывает в структуре доходов.
Аналогичную позицию разделяет Минфин всей страны. То есть эти нормы касаются каждого региона.
Вопрос: Как облагаются НДС перевыставленные арендатору коммунальные услуги? Какие бухгалтерские записи при этом будут сделаны в учете арендодателя?
Посмотреть ответ
НДС
В пункте 1 статьи 146 НК РФ указано, что объектом обложения НДС считаются операции по продаже товаров и услуг. При реализации услуг продавцом выставляются счета-фактуры. Сделано это должно быть не позже 5 дней. Основание – пункт 3 статьи 168 НК РФ.
Официальные структуры считают, что счета-фактуры арендодатель арендатору не выставляет. Связано это с тем, что перевыставление не предполагает реализацию услуг. То есть при получении средств в качестве возмещения расходов арендодателя объекта обложения НДС не образуется. Основание – многочисленные письма Минфина.
К примеру, письмо Минфина №03-03-06/2/51 от 14 мая 2008 года.
Представители Минфина считают, что суммы НДС по счетам за коммунальные услуги не возмещаются и не учитываются в составе расходов при установлении базы по налогу на прибыль. Основание – письмо Минфина №03-03-06/1/895 от 27 декабря 2007 года.
Однако суды занимают другую позицию. В частности, есть постановление Президиума №12664/08 от 25 февраля 2009 года.
В нем прописано, что без обеспечения коммерческих помещений водой, электроэнергией и прочими коммунальными услугами невозможна реализация права пользования арендуемым имуществом. То есть услуги ЖКХ непосредственно связаны с услугами по аренде помещения.
Порядок расчетов, в свою очередь, неважен. Вычет НДС со стоимости услуг ЖКХ правомерен в том случае, если соблюдаются все условия реализации вычетов.
То есть вопрос с вычетом и налогообложением является неоднозначным. Разные официальные органы имеют разное мнение на этот счет. Предпочтительной является эта позиция: компания может не оформлять счета-фактуры на перевыставляемые услуги ЖКХ. По счету предъявляется вся сумма компенсации трат без выделения НДС.
Бухучет
Сумма компенсации расходов на ЖКХ в рамках бухучета не признается доходами организации. Объясняется это тем, что поступление этих средств в бюджет арендодателя не приводит к экономическим выводам (пункт 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Арендодатель – это лишь переходное звено между арендатором и организациями, предоставляющими коммунальные услуги.
Однако здесь есть важный нюанс. Если фирма в рамках налогового учета включила суммы возмещения в доходы и расходы, в бухучете нужно зафиксировать постоянное налоговое обязательство (ПНО), а также постоянный налоговый актив (ПНА). Это подтверждается ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». ПНА и ПНО образуются из-за постоянных разниц между бухучетом и налоговым учетом.
В рамках ПБУ 18/02 под постоянными разницами подразумеваются доходы и траты, учитываемые при установлении базы по налогу на прибыль, которые не признаются для целей бухучета доходами и тратами отчетного и следующего периодов (пункт 4 ПБУ 18/02).
ПНО и ПНА признаются фирмой в том отчетном периоде, в котором они образуются. Постоянные обязательства равны величине, составляющей произведение постоянной разницы отчетного периода на ставку налога на прибыль. Подразумевается ставка, установленная законом и актуальная на отчетную дату (пункт 7 ПБУ 18/02).
Если фирма использует ПБУ 18/02, применяются эти проводки:
- ДТ60 КТ51. Оплата услуг ЖКХ и связи включая НДС.
- ДТ26 КТ60. Учет собственных трат на коммуналку и услуги связи.
- ДТ19 КТ60. Частичное принятие к зачету НДС.
- ДТ76 КТ60. Выставление актов без выделения НДС.
- ДТ51 КТ76. Получение выплат от арендаторов.
- ДТ99 КТ68. Постоянное налоговое обязательство.
- ДТ68 КТ99. Постоянные налоговые активы.
Все записи в бухучете должны основываться на соответствующих документах.
Пример
Рассмотрим пример перевыставления коммунальных услуг. Организация арендовала помещение. Размер платы составляет 23 600 рублей. НДС равен 3 600 рублей. Договор аренды предполагает компенсацию расходов на услуги ЖКХ. Счета перевыставляются.
За май 2017 года совокупная стоимость услуг ЖКХ равна 11 800 рублей, а НДС – 1 800 рублей. Арендодателем потреблено 8 260 рублей включая НДС на 1 260 рублей, арендатором – 3 540 рублей включая НДС 540 рублей. По итогам месяца арендодатель передает арендатору эти документы:
- Акт с этими позициями: услуги по непосредственно аренде (23 600 рублей) с НДС (3 600 рублей), компенсация услуг ЖКХ в размере 3 540 рублей. НДС последние выплаты не облагаются.
- Приложение к акту, представляющее собой расчет распределения услуг ЖКХ.
- Копии коммунальных квитанций.
- Счет-фактура на услуги по аренде в размере 23 600 рублей с НДС на 3 600 рублей.
У арендодателя за май возникают такие расходы и доходы:
- Входной НДС к вычету в размере 1 260 рублей.
- Начисление НДС с реализации услуг аренды – 3 600 рублей.
- Налоговый учет: доходы (20 000 рублей), расходы на потребленным услугам ЖКХ (7 000 рублей).
У арендатора за май образуются эти расходы:
- Входной НДС к вычету по аренде – 3 600 рублей.
- Траты в налоговом учете: стоимость арендованного помещения (20 000 рублей), компенсация за услуги ЖКХ (3 000 рублей).
В нормах относительно перевыставления есть противоречия. Поэтому организация должна сама принимать решение о своих действиях.