Оставьте заявку на консультацию:
Военнослужащие часто рискуют здоровьем и даже жизнью. Заботясь о своих защитниках, государство ввело для них обязательное страхование военнослужащих.
В первую очередь, этот процесс регламентируется положениями ФЗ-№52 от 28.03.1998г. Некоторые вопросы, связанные со страхованием военных, рассмотрены в Гражданском кодексе РФ, ФЗ №4015-1 и №76.
Сейчас мы расскажем о том, когда военный может рассчитывать на страховку, о том, как ее можно получить, и кто это может сделать.
Когда можно претендовать на страховые выплаты
Военные-срочники, а также россияне, призванные на сборы, чаще других рискуют, поэтому, начиная с 1998г., они в обязательном порядке страхуются.
Наличие страховки у военных и сотрудников МВД – это гарантия защиты интересов этой категории граждан. Вопросами страхования военнослужащих занимается ВСК, образованная в 1993г.
, а поводом для получения определенной суммы от страховиков может быть:
- летальный исход на воинской службе или во время сборов.
- летальный исход, если это результат ранения, увечья, но в случае, но это касается случаев, когда после увольнения прошло не более 1 года.
- получение увечья, если в результате этого человек стал инвалидом.
- 1,2,3 группы инвалидности, если ее назначили уже после того, как раненый или травмированный человек закончил службу, но только если с этого момента прошло не более 12 месяцев.
- неприятность, случившаяся во время службы/сборов, и послужившая поводом для получения инвалидности 1-й, 2-й, 3-й группы.
- досрочное окончание сборов или преждевременная демобилизация по причине плохого здоровья.
Важно! Последний пункт касается срочников, а также тех, кто был призван на сборы в звании старшины, или главного корабельного старшины на флоте.
Российская армия постепенно переходит на контрактную основу, поэтому количество тех, кто служит по контракту, увеличивается. Соответственно, контрактников интересует вопрос, а попадают ли они под действие ФЗ-№52, регламентирующего вопросы страхования военнослужащих.
Юристы не раз сталкивались с этим вопросом, поэтому могут однозначно сказать, что контрактники по закону тоже страхуются обязательно.
В отличие от срочников, они не могут рассчитывать на страховку в случае, если поводом для увольнения стали медицинские противопоказания.
Как оформить страховку, перечень лиц, претендующих на получение компенсации
Согласно существующему законодательству, военнослужащий, поступающий на воинскую службу (включая определенные структуры МВД), подвергается обязательному страхованию.
Самому страхуемому лицу, при этом, не стоит беспокоиться и предпринимать какие-либо действия, так как этим вопросом занимаются специалисты соответствующих органов. Страхователем в этом случае выступает силовое ведомство, заключающее договор со страховиками, а сам военный или матрос в процессе не участвует.
Получить компенсационные выплаты, в случаях, о которых было сказано выше, кроме самого военного могут, при летальном исходе, следующие категории граждан:
- муж/жена, находящиеся в законном браке с погибшим.
- отец и/или мать.
- дедушка и/или бабушка, воспитывавшие погибшего, оставшегося без родительской опеки, на протяжении трех и более лет.
- не родные родители, если они принимали участие в воспитании на протяжении пятилетнего периода.
- дети после наступления 18-летия или дети, проходящие обучение в ВУЗе, СУЗе, если им исполнилось не более 23 лет.
- подопечные военнослужащего, погибшего во время выполнения воинского долга.
Поводом для признания военнослужащего не годным для дальнейшего прохождения воинской службы является вывод ВВК (военно-врачебной комиссии), определяющей связь между травмой, болезнью и их последствиями (инвалидность или летальный исход). Что касается документации, необходимой для подтверждения наступления страхового случая, то это зависит от каждого отдельного случая, о чем подробно сказано в правительственном постановлении №855 от 29.06.1998г.
Оставьте заявку на консультацию:
Куда обращаться военным за страховой компенсацией
Военнослужащие, как уже было сказано, сами не заключают договоренностей со страховиками, не обязаны они самостоятельно собирать и документы, если того требует ситуация.
Этот щепетильный вопрос ложится на плечи специалистов в/ч или военкомы после обращения военнослужащего, человека, пострадавшего во время сборов или лиц, которые являются выгодоприобретателями, в случае смерти застрахованного лица.
В случае если воинская часть, в которой служило застрахованное лицо, была расформировано, военнослужащий может обратиться в воинское подразделение, ставшее ее приемником, или в военный комиссариат, где хранятся учетно-послужные документы.
Собранные документы специалисты в/ч или военного комиссариата заверяются подписями и печатями, после чего направляются в страховую компанию для назначения суммы страховой компенсации.
Грамотная консультация военного юриста – возможность получить страховую компенсацию значительно быстрее.
На какие страховые выплаты могут рассчитывать военнослужащие
Каждый страховой случай рассматривается СК в индивидуальном порядке, а сумма страховой компенсации зависит от разных факторов. Если смерть случилась не позднее 12 мес.
после увольнения, при этом причиной летального исхода стало ранение, увечье или заболевание, полученные на службе, родственники могут претендовать на сумму в размере 25 должностных окладов погибшего или умершего военнослужащего.
Если в случае заболевания, увечья или ранения военнослужащий получил инвалидность, он получит от страховой компании:
- инвалид 1-й группы – 75 окладов
- инвалид 2-й группы – 50 окладов
- инвалид 3-й группы – 25 окладов
Если результат службы – травма/ранение тяжелой степени, военный получит гарантированно сумму в размере 10 должностных окладов.
Легкая травма или ранение оценивается в пятикратном размере от размера зарплаты военного.
Если травма или ранение получены непосредственно во время исполнения служебных обязанностей, военнослужащий может рассчитывать на разовые выплаты от «Военной страховой компании».
В каких случаях говорить о страховке не приходится
Далеко не всегда приходится говорить о наступлении страховых случаев, поэтому надо знать также, в каких случаях страховики могут отказать в выплате. В первую очередь это касается травм или ранений, полученных в результате опасного общественного деяния, если этот факт доказан в суде.
Не стоит рассчитывать на выплаты также военнослужащим, получившим увечье или погибшим, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, доказательством чего является экспертиза.
Не является страховым случаем также самоубийство или добровольное причинение ущерба здоровью, а к такому выводу также может прийти суд.
Исключением является случай, если самоубийство произвел военнослужащий, находящийся на службе более 6 месяцев, и в случае, если он был доведен до такого состояния, несмотря на срок службы. Это также придется доказывать в судебном порядке, как и другие спорные моменты, а помочь восстановить справедливость помогут профессиональные юристы.
Помощь юриста и адвоката по страховым случаям военнослужащих
Чтобы получить помощь юриста или адвоката по страховым случаям военнослужащих напишите о вашей ситуации в форме ниже и дежурный специалист свяжется с вами.
Оставьте заявку на консультацию:Добавить в Избранное
Полис медицинского страхования для военнослужащих: особенности закона
Бесплатная медицина, гарантированная обязательным медицинским страхованием, сегодня доступна не каждому. По российским законам полис медицинского страхования для военнослужащих не предусмотрен.
Оказывается, люди в погонах взносы в фонд ОМС не перечисляют, а система страхования и медицина у них своя.
Военные госпитали и поликлиники финансируются за счет бюджета силовых ведомств, поэтому действие «гражданского» полиса ОМС для представителей силовых структур приостановлено.
Что будет с полисом медицинского страхования для военнослужащего
Еще недавно люди в форме одновременно могли получить медицинскую помощь в муниципальной и в ведомственной поликлинике. Для этого достаточно было иметь полис ОМС.
Дело в том, что при оформлении документа местом работы не интересовались, его можно было получить в любой страховой компании.
В дальнейшем человек сам выбирал, куда ему удобнее обратиться, а отчислений на его лечение из государственного бюджета шло в 2 раза больше.
С 2018 года в России при приобретении статуса военнослужащего, гражданин обязан сдать страховое свидетельство, дающее ему право на бесплатную медицину. Дело в том, что при поступлении на военную службу или приравненную к ней, законодательством РФ предусмотрена приостановка действия полиса ОМС.
Но это не значит, что за бесплатный перечень медицинских услуг, оказываемых по полису ОМС ранее, люди в погонах будут платить из своего кармана. Для данной категории государством предусмотрена иная модель страховки, а лечиться военнослужащие теперь будут по месту прохождения службы.
Как сдать полис обязательного медицинского страхования для военнослужащего
При заключении контракта, военный обязан вернуть недействительный документ, а в случае потери, уведомить о его отсутствии письменно, в заявлении. Выполнить обязательство можно в любой страховой организации. При обращении с собой нужно иметь:
Если заявление о сдаче или утрате документа военнослужащий сам подать не имеет возможности, участие доверенного лица не возбраняется. Для этого, кроме перечисленного перечня документов, понадобится доверенность на подачу заявления и документ, подтверждающий личность.
Исключения из правила
Несмотря на определение порядка получения медицинских консультаций и лечения для военнослужащих, молодых людей, призванных на срочную службу в армию, это нововведение не касается.
Кроме того, на экстренную помощь имеет право любой гражданин, независимо от того, есть у него полис обязательного медицинского страхования для военнослужащих или нет. В случае острой необходимости врачи не будут разбираться, кто перед ними, платит ли этот человек взносы. Личность больного выясняют после оказанной помощи.
Но пойти к «гражданским» врачам намеренно человек в форме не может. Если не сдать полис и получить по нему лечение, грозят большие неприятности в виде возмещения стоимости медицинских услуг, а вскоре возможно введение штрафа в размере 5000 рублей.
Информация для военнослужащих и приравненных к ним в организации медицинской помощи лиц
В соответствии с подпунктом ж пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон) военнослужащие и приравненные к ним в организации оказания медицинской помощи лица не входят в категорию граждан, подлежащих обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с частью 3 статьи 49.1 Федерального закона военнослужащие и приравненные к ним в организации оказания медицинской помощи лица обязаны сдать полис обязательного медицинского страхования или сообщить об его утрате путем подачи соответствующего заявления в любую страховую медицинскую организацию или любой территориальный фонд лично или через своего представителя.
В целях исполнения требований Федерального закона в настоящее время проводится работа по возврату полисов ОМС военнослужащими и личным составом правоохранительных органов Ростовской области путем подачи заявления об исключении из списка застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию в ТФОМС Ростовской области по адресу: 34400 г. Ростов-на-Дону, ул.Варфоломеева, 261/81, кабинет 311.
Проверить являетесь ли Вы застрахованным лицом, независимо от наличия или отсутствие полиса обязательного медицинского страхования на «руках», полученного на территории Ростовской области, можно по адресу: в разделе: «Сервисы в системе ОМС/Проверка полиса ОМС / В какой компании Ростовской области Вы застрахованы».
Лицам, застрахованным за пределами Ростовской области, предлагаем воспользоваться сервисами проверки полиса ОМС на сайтах других территориальных фондов обязательного медицинского страхования по адресу: http://rostov-tfoms.ru/services/proverka-polisa-oms. Для этого необходимо выбрать территорию проживания застрахованного и перейти на официальный сайт территориального фонда ОМС.
Образцы заявлений:
- Заявление о сдаче полиса
- Заявление о сдаче полиса ОМС через представителя
- Заявление также можно подать в территориальные подразделения ТФОМС Ростовской области, страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность по ОМС на территории Ростовской области.
- Перечень, адреса и телефоны территориальных филиалов размещены на официальном сайте ТФОМС Ростовской области в разделе: «О фонде/Территориальные филиалы».
- Адреса и телефоны пунктов выдачи страховой медицинской организации размещены в разделе «Гражданам/Реестр пунктов выдачи полисов ОМС».
- При возникновении вопросов Вы можете обращаться по номеру телефона 8(863)290-45-79.
- Дополнительно сообщаем, если Вы застрахованы в другом субъекте РФ, то заявление и полис ОМС можно направить в адрес территориального фонда того субъекта РФ, где Вы застрахованы.
Перечень, адреса и телефоны Территориальных фондов размещены на официальном сайте Федерального фонда обязательного медицинского страхования в разделе: «Система ОМС РФ/ Территориальные фонды». Рекомендуем обращаться по бесплатному круглосуточному номеру горячей линии Контакт-центров Территориальных фондов.
Справочная информация об организации оказания медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и гражданам, уволенным с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации, и членам их семей : Министерство обороны Российской Федерации
Организация оказания медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – военнослужащие), гражданам, уволенным с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – граждане, уволенные с военной службы), и членам их семей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих», постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911
«О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей», приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2006 г. № 20 «Об организации медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г.
№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в военно-медицинских подразделениях, частях и организациях (далее – военно-медицинские организации) Минобороны России.
Военнослужащие могут приниматься на лечение в военно-медицинские организации иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с осуществлением взаимных расчетов по оказанию им медицинской помощи между Минобороны России и другими федеральными органами исполнительной власти.
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях медицинская помощь военнослужащим оказывается в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее – медицинские организации) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г.
№ 911 расходы медицинских организаций по оказанию медицинской помощи военнослужащим возмещаются военными округами на основании договоров, заключенных с указанными медицинскими организациями, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медицинской организации) на момент оказания медицинской помощи.
Для приема военнослужащих в медицинские организации на плановое лечение или обследование (освидетельствование) предоставляются направление командира (начальника) соединения, воинской части или организации Вооруженных Сил Российской Федерации, согласованное с медицинской службой военного округа, с указанием в нем паспортных данных больного, цели направления в медицинскую организацию, наименования военного округа, к которому относится по подчиненности воинская часть, соединение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, и его банковских реквизитов (номер расчетного счета), заверенное гербовой печатью воинской части, соединения или организации Вооруженных Сил Российской Федерации, и документ, удостоверяющий личность (удостоверение личности, военный билет или паспорт). При наличии показаний для оказания медицинской помощи в неотложной форме военнослужащие госпитализируются в медицинскую организацию немедленно с предоставлением в последующем указанных документов.
В целях повышения социальной защищенности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, 27 марта 2015 г.
Правительством Российской Федерации издано постановление № 282, устанавливающее порядок бесплатного обеспечения военнослужащих лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских организаций.
Бесплатный отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий военнослужащим при амбулаторном лечении осуществляется фармацевтическими организациями по рецептам, выданным врачами медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь указанным военнослужащим в соответствии с договорами об оказании медицинской помощи, заключенными между этими медицинскими организациями и военными округами. При этом, расходы фармацевтических организаций на обеспечение лекарственными препаратами военнослужащих возмещаются Минобороны России (его уполномоченными органами) в соответствии с договорами между фармацевтическими организациями и Минобороны России (его уполномоченными органами) об обеспечении лекарственными препаратами указанных военнослужащих.
При получении лекарственных препаратов и медицинских изделий военнослужащий представляет в фармацевтическую организацию рецепт (рецепты) и предъявляет паспорт или документ, подтверждающий его статус.
Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.
Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях Минобороны России. Лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются членам семей офицеров при амбулаторном лечении аптеками военно-медицинских организаций Минобороны России, расположенными в гарнизонах, при отсутствии в них аптечных организаций государственной или муниципальной системы здравоохранения за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается.
- Изготовление и ремонт зубных протезов членам семей офицеров в военно-медицинских организациях Минобороны России осуществляются на тех же условиях, что и другим гражданам, в медицинских организациях, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- Организация оказания в военно-медицинских организациях Минобороны России медицинской помощи военнослужащим и членам их семей осуществляется по территориальному принципу в целях создания оптимальной нагрузки на военно-медицинские организации, позволяющей максимально эффективно осуществлять медицинское обеспечение прикрепленного контингента.
- Территориальный принцип основан на прикреплении военнослужащих, проходящих военную службу в определенных воинских частях, соединениях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей для оказания медицинской помощи к соответствующим военно-медицинским организациям Минобороны России.
- Прикрепление на медицинское обеспечение к структурным подразделениям военно-медицинских организаций Минобороны России, оказывающим первичную медико-санитарную медицинскую помощь в амбулаторных условиях (далее – поликлиники), на следующий год военнослужащих, членов семей офицеров и лиц, находящихся на иждивении офицеров и проживающих совместно с офицерами, осуществляется на основании списков, представляемых по установленной форме ежегодно к 1 декабря текущего года командованием воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
- При этом, на членов семей офицеров и лиц, находящихся на иждивении офицеров и проживающих совместно с офицерами, в поликлинику представляются следующие документы:
- справка, выданная кадровым органом воинской части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации о составе семьи офицера (форма 11 к Правилам оформления и выдачи удостоверений, справок и других служебных документов военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, лицам гражданского персонала и членам их семей (приложение к Временной инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации от 19 августа 2009 г. № 205/2/588) (далее – Правила);
- справка кадрового органа воинской части (организации Вооруженных Сил Российской Федерации), в которой указываются данные графы 21 послужного списка офицера и номера судебного решения о признании иждивенцем или приказа командира воинской части о признании иждивенцем (для лиц, находящихся на иждивении офицеров и проживающих совместно с ними);
- выписка из домовой книги (для лиц, находящихся на иждивении офицеров и проживающих совместно с ними);
- паспорт;
- полис обязательного медицинского страхования (при наличии).
- справка сер. МСЭ 003, выдаваемая федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы с указанием причины инвалидности в формулировке «с детства» (для детей офицеров старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
- справка образовательной организации о дневной (очной) форме обучения (для детей офицеров в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения).
При наличии в штате воинской части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации медицинской службы, имеющей штатный врачебный персонал, военнослужащие прикрепляются к военно-медицинской организации Минобороны России для оказания консультативно-диагностической помощи. Консультативно-диагностическая помощь оказывается по направлениям начальников военно-медицинских организаций Минобороны России или начальников медицинской службы воинских частей.
Скорая медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинскими организациями военнослужащим и членам их семей безотлагательно и бесплатно.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г.
№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в военно-медицинских организациях Минобороны России, распространяется и на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более (далее — пенсионеры Минобороны России).
- Пенсионерам Минобороны России все виды медицинской помощи, включая специализированную (высокотехнологичную) медицинскую помощь, оказываются в военно-медицинских организациях Минобороны России бесплатно за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете Минобороны России.
- Члены семей офицеров, уволенных с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения (далее – члены семей офицеров, уволенных с военной службы), имеют права на медицинскую помощь, аналогичные правам членов семей офицеров, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- Организация оказания в военно-медицинских организациях Минобороны России медицинской помощи пенсионерам Минобороны России и членам семей офицеров, уволенных с военной службы, также осуществляется по территориальному принципу.
- Прикрепление к поликлиникам пенсионеров Минобороны России и членов семей офицеров, уволенных с военной службы, осуществляется на основании заявления и прилагаемых к нему следующих документов и их копий:
- пенсионного удостоверения (с отметкой о праве на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинской организации) или справки, выданной военным комиссариатом по месту получения пенсии о праве на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинской организации Минобороны России (формы № 3, № 4 к Правилам) (для офицеров и прапорщиков запаса (в отставке));
- открепительного талона (для офицеров запаса (в отставке), состоявших на момент увольнения с военной службы на медицинском обеспечении в другой военно-медицинской организации Минобороны России);
- справку сер. МСЭ 003, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы с указанием причины инвалидности в формулировке «с детства» (для детей офицеров запаса (в отставке) старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
- справку образовательной организации о дневной (очной) форме обучения (для детей офицеров запаса (в отставке) в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения);
- военного билета офицера запаса;
- паспорта;
- полиса обязательного медицинского страхования (при наличии).
- Согласно статье 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на обследование и лечение в военно-медицинские организации Минобороны России также могут приниматься без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
- а) граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;
- б) членов семей иных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- в) граждан, уволенных с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы.
- Граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- В этой связи, при отсутствии по месту жительства граждан, уволенных с военной службы, военно-медицинских организаций или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования медицинская помощь им оказывается в медицинских организациях в рамках обязательного медицинского страхования.
- Вместе с тем, в территориальные программы обязательного медицинского страхования не входят услуги по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов и обеспечению лекарствами, изделиями медицинского назначения.
- В этой связи, пенсионерам Минобороны России, нуждающимся в оказании медицинской помощи (за исключением медицинской помощи в экстренной и неотложной форме), не входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в случае отсутствия по месту жительства военно-медицинских организаций или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования медицинская помощь в указанном объеме оказывается в медицинских организациях на основании договоров, заключенных между военными округами (по представлению соответствующих военных комиссариатов субъектов Российской Федерации) и указанными медицинскими организациями.
- При обращении в медицинскую организацию пенсионером Минобороны России предъявляется справка, выданная военным комиссариатом субъекта Российской Федерации, в котором он состоит на пенсионном обеспечении, подтверждающая право на бесплатное оказание медицинской помощи.
- Скорая медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинскими организациями гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей безотлагательно и бесплатно.
- Адресная медицинская помощь
Медицинский полис для человека в погонах | Парламентская газета, 16 декабря 2011 г
Парламентская газета, 16 декабря 2011 г.
Медицинский полис для человека в погонах
47531 просмотр, 1 комментарий, добавлен 28 февраля 2018 года в 12:18
Бесплатная врачебная помощь, которую гарантирует полис обязательного медицинского страхования, положена, оказывается, не всем гражданам России. Военнослужащие, к примеру, такого права не имеют, поскольку прикреплены к ведомственным лечебным учреждениям. Однако из-за неудачного реформирования военной медицины люди в погонах в ряде регионов испытывают проблемы с врачебной помощью.
– Как это не положен полис? – изумился мой бывший сослуживец капитан Роман Северин. – Я недавно пошёл в страховую и спокойно получил. Только не нужно говорить, что носишь погоны, ведь там не требуют справку с места работы, а только паспорт и карточку пенсионного страхования…
Получается, что все те военнослужащие, кто имеет сегодня зелёную пластиковую карточку, гарантирующую бесплатную медицинскую помощь на всей территории России, либо получали её до 2004 года, либо обманывали представителей страховых компаний.
Это, кстати говоря, касается сотрудников и полиции, и других правоохранительных органов, которые, согласно пункту 2 статьи 245 Налогового кодекса РФ с изменениями от 24 июня 2004 года, не уплачивают налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования.
А именно из него фонды ОМС должны получать взносы, за счёт которых и происходит финансирование муниципальных поликлиник и больниц. После выхода поправок военнослужащие, естественно, не стали сдавать полисы в страховые компании. Многие держат их «на всякий случай»: к примеру, для получения медпомощи в отпуске или командировке, там, где добраться до ведомственной лечебницы непросто.
К тому же в разных страховых компаниях можно было получить несколько полисов, ведь создание единой базы застрахованных Фонд ОМС начал только в нынешнем году, после вступления в силу с 1 января Закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». С 1 мая граждане начали получать новый полис обязательного медицинского страхования.
Подготовительная работа дала возможность создать единую базу. В беседе с корреспондентом «Парламентской газеты» председатель ФОМС Андрей Юрин рассказал, что её отсутствие приводило к тому, что число застрахованных на 1 января 2009 года превышало численность населения на 700 тысяч. Из-за неразберихи Фонд ОМС в виде налогов получал от работающих граждан деньги на лечение «мёртвых душ».
А за военнослужащих, незаконно имеющих полис, государство платит дважды. Первый раз – в виде расходов на оборону, второй раз – через муниципалитеты, которые выплачивают в Фонд ОМС средства на неработающих граждан.
Если для работодателей размер страхового взноса определён на законодательном уровне и составляет 5,1 процента от фонда оплаты труда, то для неработающего населения ранее не существовало единого тарифа по ОМС. Каждый регион в зависимости от наполняемости бюджета устанавливал свой размер – от 300 рублей до 15 тысяч на одного человека в год.
Закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривает, что по истечении переходного периода будет установлен единый для всей страны минимальный размер платежа за неработающее население, ниже которого ни один регион не сможет установить собственную планку.
Поскольку финансовое положение субъектов Федерации различается, разработаны территориальные коэффициенты, которые учтут климатические условия, уровень заболеваемости, смертности и другие факторы. По словам председателя ФОМС, в среднем по стране такой платёж составит около шести тысяч рублей. Тут уж не до «мёртвых душ».
«После того как началась работа по формированию единой базы данных, оказалось, что застрахованных на 2,5 миллиона меньше, чем населения в целом, – заметил Андрей Юрин. – Разница в числах объяснима, например, военнослужащие не входят в систему ОМС». По закону полис обязательного медицинского страхования старого образца остается действующим до 1 января 2014 года.
Остальным нет необходимости менять полис в срочном порядке. Сейчас он выдаётся новорождённым, людям, которые сменили фамилию, имя, отчество или страховую медицинскую организацию. Однако планируется, что с 1 января 2012 года начнут внедряться универсальные электронные карты, в которых будут сведены все социальные гарантии гражданина, льготы, инвалидность, медицинская страховка.
Следовательно, обман страховой компании станет невозможен: база покажет, что гражданин носит погоны и права на получение полиса не имеет. С 1 января 2011 года это регламентирует пункт «ж» статьи 10 Закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Правительство ещё в 2004 году предусмотрело возможность лечения служивых в муниципальных лечебных учреждениях.
Правила оказания врачебной помощи пациентам в погонах, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года №911 говорят о том, что при отсутствии по месту службы, жительства или иному месту нахождения военнослужащего, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с последующим возмещением понесённых расходов. Однако далеко не со всеми муниципальными лечебными учреждениями у Минобороны заключены договоры на обслуживание. И часто пациенту в форме приходится доказывать в регистратуре, что помощь ему может и должна быть оказана по закону, а расходы поликлинике впоследствии будут возмещены. Поэтому военнослужащему проще прикинуться безработным с полисом, чем делать всё по закону. Сегодня далеко не все виды медпомощи оплачиваются из денег Фонда обязательного медицинского страхования. К примеру, если у гражданина нет полиса, ему всё равно окажут скорую, высокотехнологичную, психиатрическую помощь и помощь при родах. Однако новый закон об ОМС предусматривает постепенное, до 2013 года, включение в систему обязательного медицинского страхования всех перечисленных направлений медицины. Следовательно, в недалёком будущем отсутствие полиса будет означать для военных ущемление в правах на бесплатную медпомощь. На вопрос о том, как поступать в этой связи военнослужащему, Андрей Юрин ответил, что в перспективе полис ОМС должен быть у каждого гражданина. «Если говорить о будущем, то все, кто сегодня не застрахован и пользуется отдельными, особыми условиями получения медицинской помощи, рано или поздно вольются в общую систему ОМС, – подчеркнул он. – Эта помощь более доступна, понятно, где и как её получить. Сегодня идёт реформа, по новому строится инфраструктура Вооружённых сил, и я уверен, что число тех, кто не включён в обязательное медицинское страхование, сократится. Понятно, что военная медицина имеет специальные задачи, но первичная помощь может оказываться и в гражданских лечебных учреждениях». Ещё несколько лет назад эта проблема не очень волновала военнослужащих. Существовала система медицинского обслуживания, которая в полном объёме обеспечивала нужды армии. До начала приведения Вооружённых сил «к новому облику» штатная численность офицеров-медиков составляла более 20 тысяч, а гражданских служащих в лечебных учреждениях было почти 150 тысяч человек. В военно-лечебных учреждениях лечились более шести миллионов офицеров, прапорщиков, отставников и членов их семей. С осени 2008 года ситуация изменилась кардинально. В жернова реформы попала и военная медицина. По некоторым данным, было ликвидировано более 60 ведомственных госпиталей и более 80 поликлиник. Из-за этого для многих военнослужащих и пенсионеров медицинская помощь оказалась недоступной. На территории 18 регионов теперь нет медицинских учреждений, 30 воинских частей дислоцируются на значительном удалении от них. Такие данные привела на заседании Координационного совета по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. По её словам, парламентарии готовы инициировать необходимые законопроекты, направленные на совершенствование военной медицины. Кроме этого, низкий уровень оплаты труда гражданского персонала ведомственных медицинских оздоровительных учреждений спровоцировал отток высококвалифицированных специалистов, кадров среднего и младшего лечебного персонала. Уровень оказываемой помощи снизился в разы. Нерешаемые проблемы в большинстве случаев у нас принято объяснять отсутствием средств. Однако в случае с военной медициной это не совсем так. Представитель Минфина Алексей Каульбарс заявил, что на здравоохранение Минобороны отпущено 39 миллиардов рублей. Из этих денег реализовано чуть более 60 процентов, причём при строительстве объектов здравоохранения освоена лишь треть. Между тем, по данным Счётной палаты, почти сорок процентов медчастей и учреждений Минобороны размещены в зданиях, не отвечающих техническим и санитарным нормам, а 27 процентов объектов нуждаются в капитальном ремонте. Из-за этого простаивает уже закупленное дорогостоящее медицинское оборудование – его попросту негде разместить. Военные прокуроры не раз обращали внимание руководства Минобороны на критическое состояние военно-лечебных учреждений, слабую обеспеченность лекарствами и медикаментами. О непорядках в этой сфере говорит и такой факт: недавно был снят с должности и арестован начальник Главного военно-медицинского управления генерал-майор Александр Белевитин. Впрочем, это мало волнует «человека с ружьём». А вот отсутствие возможности получить медицинскую помощь – совсем иное дело.
Дмитрий ОЛИШЕВСКИЙ
Вся пресса за 16 декабря 2011 г. Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование, Обязательное медицинское страхование
Предыдущие отзывы:
28 февраля 2018 г. 12:18 Автор отзыва
Мне понравилась статья,мед полис просто необходим военнослужащим ,ТК в воен госпитале нет такого оборудования ,например ,как в перинатальном центре и анализы крови не все сдать возможно , а если нужно получается нам приходится идти в платные клиники ( очень печально конечно , прям чувствуешь себя каким то ущемленным,хотя государство нас как бы обеспечивает мед помощью.
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
Получить код для трансляции заголовков прессы »