Учредители общественной нко

Любая некоммерческая организация – это юридическое лицо, которое требует внимания и особого обхождения. В России зарегистрировано около 226 тыс. НКО, но реально работают около 75-80 тысяч.

НКО – это серьезная ответственность и большое количество документов: кадровая и бухгалтерская документация, персональные данные, протоколы заседаний, регулярные отчеты в Минюст и налоговую, нулевые в том числе.

Прежде чем регистрировать некоммерческую организацию, нужно понять свои желания, оценить силы, финансовые возможности и наличие времени: это не хобби. Председатель совета ассоциации «Юристы за гражданское общество» Дарья Милославская и юрист ассоциации Софья Прохорова рассказали, к чему нужно быть готовым при регистрации НКО.

Выбрать: коммерческая или некоммерческая организация

Если человек хочет чем-то заниматься самостоятельно, начать свое дело, кому-то помогать, приносить пользу обществу и конкретным людям, но при этом быть руководителем и принимать решения, ему нужно создать организацию (юридическое лицо). Есть два пути, которыми можно воспользоваться: зарегистрировать коммерческую или некоммерческую организацию.

Учредители общественной нко Andrea Natali / Unsplash Инструкция: как НКО выстраивать отношения с благополучателями

Регистрировать некоммерческую организацию имеет смысл, если человек горит идеей, но не уверен в своих будущих финансовых возможностях. Некоммерческая организация годами может перебиваться с хлеба на воду, лишь бы сдавала отчеты и соблюдала минимальные нормы закона.

В основном НКО живут на пожертвования, членские взносы, субсидии, гранты, и предугадать, будет ли пожертвование завтра, практически невозможно. У учредителей НКО нет права требовать по истечении определенного периода дивиденды и в случае их отсутствия обратиться в суд с иском о ликвидации юрлица в связи с недостижением цели.

Так могут поступить участники коммерческих организаций.

У коммерческой организации должны быть доход и прибыль. Если в течение трех лет их нет, это основание для беспокойства: претензии могут быть как со стороны участников, так и со стороны налоговой службы.

Если вы точно уверены, что ваше дело будет приносить доход, а со временем и прибыль, тогда есть смысл создать коммерческую организацию. Чтобы остаться верным начальной идее о пользе обществу, часть прибыли можно перечислять на благотворительность.

Поэтому если есть перспективы финансового развития, создавайте коммерческую организацию, если финансовых перспектив и особой уверенности в них нет, но идея нести добро в мир не отпускает, создавайте НКО.

В каких случаях логично регистрировать НКО

Логично регистрировать некоммерческую организацию, когда то, чем ты хочешь заниматься, не делает никто.

Например, вы по собственному опыту знаете: детей с определенным заболеванием стоит учить именно по новой методике, но работающие в этой сфере организации почему-то ее не используют. И вы хотите опробовать эту методику вместе с другими заинтересованными людьми, которые, как и вы, готовы потратить силы, время, деньги на попытки улучшить жизнь детей.

Почему одно время появлялось много организаций родителей детей-инвалидов? Потому что именно родители знали конкретные проблемы детей с определенными заболеваниями, и их помощь и совместные усилия были наиболее эффективными.

Также можно регистрировать новую организацию для деятельности узкой направленности, например, оказания определенного вида социальных услуг.

В любом случае нужны начальные деньги

Если у людей, которые занимаются общественно полезной деятельностью, есть начальные деньги, можно думать о том, чтобы зарегистрировать НКО. Но важно помнить: без денег даже некоммерческая организация функционировать не сможет.

Инструкция: как НКО собирать пожертвования

Начальные средства нужны, чтобы заплатить нотариусу, оплатить госпошлину при регистрации юрлица, сделать печать. Кроме того, в штате как минимум должен быть  руководитель (директор/председатель) и человек, указанный в ЕГРЮЛ как лицо, действующее без доверенности.

Его нужно принять на работу, оформить документы, платить зарплату (за полную ставку не меньше минимальной оплаты труда по вашему региону), налоги и страховые взносы. Директор может работать по совместительству и получать в несколько раз меньше МРОТ, но все равно на это каждый месяц нужны деньги.

За нарушение этого требования законодательства может последовать штраф на юрлицо от 50 до 100 тыс. рублей.

Учредители общественной нко Richard Dykes / Unsplash

Существует много так называемых  нулевых НКО, которые ждут, что они вот-вот получат президентский грант и развернут деятельность. Иногда это ожидание длится годами.

Но целью создания НКО не может быть получение денег! Деньги – это средство достижения цели, а не самоцель. Такая подмена понятий очень опасна для нашего сектора.

Цель некоммерческой организации – общественная польза. Она достигается либо с помощью объединения людей для решения их проблем, либо путем оказания услуг, или же сбором денег на добрые дела.

Если денег нет, но помогать очень хочется

Если собственных ресурсов на создание и, главное, содержание организации недостаточно, имеет смысл найти давно существующую НКО и предложить стать ее филиалом, отделением, представительством в вашем регионе, написать совместный проект. У опытной организации, как правило, есть репутация, деньги, возможности, база данных благополучателей.

Лучше расширить возможности и укрепить своим энтузиазмом уже существующую организацию, чем регистрировать новую, а через несколько месяцев понять, что на ее поддержание нет денег, сил и нервов.

Инструкция: как НКО не стать жертвой мошенников

Часто бывает так: у человека есть идеи, он зарегистрировал НКО, но денег на деятельность нет. Вместе с тем в его регионе есть организация, которая существует уже 25 лет и занимается тем же самым.

Казалось бы – присоединись к ним, работайте и развивайтесь вместе. На мой взгляд, такое сотрудничество может быть эффективным. Да, вам могут отказать, но попробовать стоит.

Чтобы сделать что-то хорошее, совершенно не обязательно регистрировать свое юридическое лицо.

Иногда человеком движет еще и тщеславие, желание быть именно руководителем, а не рядовым сотрудником, принимать решения, а не подчиняться им. В этом случае отговорить человека потешить свое самолюбие таким способом — через создание юрлица — очень трудно.

Ограничения для учредителя

Если вы все же хотите зарегистрировать свою собственную организацию, изучите Гражданский кодекс, закон «Об общественных  объединениях», закон «О некоммерческих организациях».

Будущий учредитель НКО не должен привлекаться по статьям, связанным с экстремистской деятельностью и финансированием терроризма, и не может быть руководителем организации, исключенной из ЕГРЮЛ как недействующая и имеющая задолженности по налогам и сборам.

Какие документы нужны для регистрации НКО

Чтобы зарегистрировать некоммерческую организацию, нужно подготовить комплект документов для подачи в территориальное управление Министерства юстиции. Именно этот орган принимает решение о регистрации НКО либо об отказе в регистрации.

При подготовке документов нужно быть очень внимательным. В России (в отличие от Армении, например, где можно зарегистрировать НКО за 15 минут по электронной почте), достаточно строгие правила: забыл строчку в протоколе, не там поставил запятую – тебе отказали.

Учредители общественной нко Alesia Kazantceva / Unsplash

Документы, необходимые для регистрации некоммерческой организации в России:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица (форма № Р11001), подписанное учредителем, в двух экземплярах;
  • устав в трех экземплярах, в котором формулируются основные базовые вещи, связанные с организацией: наименование, структура органов управления для каждой организационно-правовой формы, источники формирования имущества, местонахождение (только муниципальное образование – точный адрес не нужен), цели и предмет деятельности. При регистрации НКО виды деятельности должны быть прописаны четко, формулировка «и иные виды деятельности» недопустима;
  • учредительный протокол либо решение единственного учредителя в двух экземплярах;
  • квитанция об оплате пошлины за государственную регистрацию юридического лица (4 тыс. рублей);
  • НКО, выполняющие функции «иностранного агента», должны приложить также заявление о включении организации в соответствующий реестр.

Если учредитель не сам везет пакет документов в управление Минюста, заявление нужно заверить у нотариуса, который попросит предъявить устав, протокол, форму заявления и паспорт учредителя. Если учредителей несколько, заверить заявление может один из них. Услуги нотариуса тоже нужно оплатить, тарифы уточняйте у нотариусов вашего города.

Инструкция: как НКО безболезненно пройти проверку

Некоммерческая организация может быть зарегистрирована по месту жительства одного из учредителей или директора.

Московский Минюст не требует предоставления документов на квартиру, но в некоторых регионах попросят подтвердить право собственности на недвижимость.

Если же НКО регистрируется по стороннему адресу, нужно предоставить гарантийное письмо о том, что собственник помещения обещает заключить договор с организацией, когда она будет зарегистрирована.

Официальные требования к документам опубликованы на сайте Министерства юстиции России.

Выбрать организационно-правовую форму

В уставе нужно указать выбранную организационно-правовую форму будущей некоммерческой организации. Отталкиваться нужно от вашей деятельности.

Если она, например, связана с аккумулированием денежных средств и последующим их распределением, нужен фонд. Если основная деятельность – оказание услуг, тогда автономная некоммерческая организация.

А если хотите объединиться с теми, у кого такие же интересы или проблемы, чтобы действовать совместно, создавайте общественную организацию.

Что происходит с документами потом

Документы можно подать лично или по доверенности в территориальное управление Минюста по региону, где регистрируется организация в часы приема документов. Сроки рассмотрения документов для общественных организаций и движений – 28 календарных дней, для прочих – 14 рабочих дней.

Учредители общественной нко Rebecca Freeman / Unsplash

Если в Минюсте находят несущественные замечания (описки, сбившаяся нумерация), регистрацию могут приостановить и вернуть документы заявителю на доработку. Тогда заново собирать все документы и платить пошлину не придется.

Проблемы НКО: Быть в ресурсе

Читайте также:  Моральный вред в делах о защите прав потребителей

В случае существенных нарушений (например, вы все-таки использовали формулировку «и иная деятельность», указали неверную структуру органов управления) Минюст направляет мотивированный отказ в регистрации юрлица с обоснованием причин. Тогда нужно начинать все сначала.

Если Минюст принял положительное решение, документы автоматически уходят в налоговую службу, где вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). После этого налоговая возвращает документы в Минюст, он их оформляет и выдает заявителю. Время межведомственной пересылки четко не регламентировано, но в среднем весь путь занимает до полутора месяцев.

После получения документов о регистрации юридического лица руководитель делает печать, открывает расчетный счет, и новое юридическое лицо начинает работу.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Некоммерческий бюджет: как чиновники стали использовать НКО в своих целях — РБК

Создание государством некоммерческих организаций и прямое их субсидирование — это вывод огромных бюджетных средств из-под общих требований к госзакупкам и прозрачности

Учредители общественной нко

Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Все, кто когда-либо взаимодействовал с органами государственной власти и госучреждениями, знают, насколько они зарегулированы.

Помимо закона о госслужбе, устанавливающего, кого и куда можно нанимать, существует закон о госзакупках, обязательная для использования госорганами система «Электронный бюджет» и еще масса мелких и крупных ограничений. Эти неудобства касаются и государственных исследовательских центров.

Однако нет правил без исключений, и такими исключениями все чаще служат некоммерческие организации, создаваемые и федеральным правительством, и многочисленными органами власти в регионах.

Масштаб проблемы

На федеральном уровне серийное создание государственных НКО началось в 2012 году, когда правительством были учреждены три подобные организации. Потом еще две — в 2013 году, еще четыре — в 2014-м и так далее.

Рекорд был поставлен в 2019 году, когда было создано не менее восьми подобных структур, как правило, в виде автономных некоммерческих организаций (АНО): АНО «Центр развития культурных инициатив», АНО «Организационный комитет по подготовке и проведению в 2022 году чемпионата мира по волейболу ФИВБ», Российский фонд развития информационных технологий, АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей», АНО по защите интересов граждан и организаций в сфере ЖКХ и благоустройства территорий, АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023», АНО «Национальные приоритеты». И это не говоря про НКО, создаваемые разного рода бюджетными учреждениями и госкорпорациями.

Похожая ситуация с регистрацией НКО на уровне субъектов Федерации. Из предварительно найденных нами 326 НКО, напрямую учрежденных региональными правительствами, 99 (30%) были созданы в 2019 году.

Впрочем, подсчеты неполны, поскольку множество НКО, получающих субсидии и иные формы поддержки от государства, не обязательно учреждены правительством.

Например, АНО «Институт перевода» была учреждена десятком вузов и получила 111 субсидий только из федерального бюджета.

А «открытое правительство» в России внедрялось через АНО «Аналитический центр «Форум» без участия государства, но с частичным финансированием через Внешэкономбанк.

Свободное финансирование

С 2015 по 2019 год правительство выделило почти 250 млрд руб. субсидий только на поддержку автономных некоммерческих организаций. А в 2019 году субсидии на НКО в целом составили примерно 152 млрд руб.

, среди крупнейших получателей — Российский научный фонд и АНО «ТВ Новости» (Russia Today). Почему примерно? Потому что не всех получателей субсидий можно считать НКО в классическом их понимании.

Например, к некоммерческим организациям формально относятся политические партии, получающие бюджетное финансирование.

Любовь чиновников именно к АНО, возможно, объясняется тем, что из всех НКО они максимально приближены к коммерческой деятельности. АНО не вправе лишь свободно распределять прибыль — она должна идти на уставные цели организации.

Зато все имущество, переданное учредителями АНО, переходит в собственность организации. Деятельность АНО не подпадает не только под 44-ФЗ о госзакупках, но и под менее требовательный 223-ФЗ, регулирующий закупки госкомпаний.

Фактически они сразу выпадают из-под регулирования, относящегося и к коммерческим, и к бюджетным учреждениям.

Мы видим, что чаще всего АНО создаются в таких секторах, как СМИ (телеканал ОТР, Russia Today), вузы (университет «Иннополис», университет «20.35»), организация крупных мероприятий (дирекции сочинской Олимпиады и Универсиад 2019 года в Красноярске и 2023 года в Екатеринбурге). В регионах органы власти все чаще переводят в форму АНО местные СМИ и спортивные клубы.

Даже если предположить, что в некоторых случаях создание подобных структур оправданно, в целом тенденция тревожит. В России нет федерального закона, устанавливающего требования к прозрачности АНО. Нет единого перечня АНО, учрежденных государством.

Если все же найти список этих организаций с помощью ЕГРЮЛ, реестра субсидий, реестра организаций, имеющих лицевые счета в Казначействе России, и т.п.

, то вы увидите, что даже не у всех получателей крупных субсидий есть официальные сайты, а если они и есть, то там не публикуются сведения об органах управления, нет годовых и финансовых отчетов, нет даже базовых сведений о деятельности.

Выравнивание условий

На наш взгляд, все НКО, в учредителях которых значатся российское правительство и органы исполнительной власти регионов, должны:

  • действовать согласно 223-ФЗ по размещению закупок;
  • публиковать исчерпывающие сведения об органах управления на своих сайтах;
  • соблюдать те же требования по раскрытию сведений на bus.gov.ru, что и бюджетные учреждения;
  • публиковать исчерпывающие годовые отчеты, исчерпывающий перечень которых должен раскрываться на сайтах правительства и региональных администраций.

Прозрачность и доверие к государству может и должно начинаться с правительства.

Создание некоммерческих организаций и прямое их субсидирование — это вывод огромных бюджетных средств из-под общего регулирования.

Если правительство не готово до сих пор к реформе системы государственного управления в целом и пользуется лайфхаками в виде создания НКО, то хотелось бы, чтобы этот инструмент работал по понятным правилам.

Учредители некоммерческой организации. Состав, права, обязанности

Деятельность учредителей НКО регулируется ФЗ «Об НКО» №7 от 12 января 1996 года в редакции от 2018 года.

Вопрос: Могут ли в состав учредителей некоммерческой организации, претендующей на получение статуса саморегулируемой организации, входить физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями? Должны ли учредители некоммерческой организации входить в состав членов и уплачивать соответствующие взносы?
Посмотреть ответ

Права и обязанности учредителей

Учредители некоммерческих организаций наделены следующими правами:

  • Установление целей и условий работы НКО.
  • Утверждение Устава организации и его редакций.
  • Назначение руководителя и его отстранение от должности.
  • Контроль над деятельностью НКО.
  • Приостановка работы субъекта.
  • Создание, реорганизация и ликвидация НКО.
  • Самостоятельная творческая, управленческая и хозяйственная деятельность в рамках закона.
  • Формирование филиалов и представительств.
  • Вхождение в различные союзы и ассоциации.
  • Законное ведение международной деятельности.

Вопрос: Как изменить состав учредителей общественной организации или иной корпоративной некоммерческой организации?
Посмотреть ответ

У учредителей есть обязанности:

  • Внесение имущества и денежных средств.
  • Забота о юридической и правовой защите.
  • Информационная поддержка.
  • Составление методических указаний.
  • Обеспечение условий для обучения сотрудников.
  • Ведение деятельности, прописанной в учредительной документации.
  • Действия по обеспечению первоначального состояния имущества.
  • Обеспечение эффективной эксплуатации имеющейся собственности.
  • Предоставление сотрудникам социального и медицинского страхования.
  • Предоставление работником МРОТ, а также социальных гарантий.
  • Гарантирование безопасности сотрудников.
  • Выплата компенсаций в том случае, если работнику был причинен ущерб.
  • Ведение отчетности, бухучета и статистического учета.

В ФЗ «Об НКО» указано, что некоммерческий субъект может быть создан как ЮЛ, так и ФЛ. Права и обязанности учредителей остаются актуальными до государственной регистрации НКО.

Практически все полномочия касаются момента создания организации. После регистрации учредители наделяются правами в качестве уже членов объединения. Именно на правах участников они ведут деятельность НКО.

Информация об учредителях фиксируется в ЕГРЮЛ.

Являются ли некоммерческие организации плательщиками НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ)?

Рассмотрим основные права и обязанности учредителей, оговоренные статьей 8 ФЗ «Об НКО». В статье 1239 ГК РФ также указано, что полномочия и обязанности могут устанавливаться уставом организации. Рассмотрим их:

  • Реализация прав и обязанностей, оговоренных в уставе НКО.
  • Безвозмездное использование услуг организации.
  • Выход из НКО в любое время по своему усмотрению.
  • Своевременное внесение членских взносов.
  • Если на то есть решение суда, внесение в организацию дополнительного имущества.
  • Получение при выходе из НКО части имущества, если иное не оговорено законом.

ВАЖНО! Фактически права и обязанности учредителя прекращаются после создания НКО. Однако в этот же момент полномочия возникают у тех же лиц, но уже на правах членов организации.

Кто может стать учредителем НКО

Учредителем может стать только дееспособное и совершеннолетнее лицо. Им может являться и резидент, и нерезидент, и ФЛ, и ЮЛ. Иностранное лицо и лицо без гражданства имеет право на создание НКО, однако существуют некоторые ограничения. В частности, учредителями не могут являться эти лица:

  • Иностранное лицо или человек без гражданства, пребывание которых на территории страны нежелательно на основании правовых актов.
  • Перечень лиц, оговоренных в пункте 2 статьи 6 ФЗ №115 «О противодействии легализации средств, добытых незаконным путем».
  • Объединение или сообщество религиозного характера в том случае, если их работа остановлена на основании статьи 10 ФЗ №114 «Об ограничении экстремизма».
  • Лицо, действия которого признаны экстремистскими.

Во всех других случаях ФЛ или ЮЛ могут стать учредителями.

Вступление в состав учредителей НКО

Для того чтобы вступить в состав учредителей и участников, нужно действовать по этой схеме:

  1. Составляется протокол, подтверждающий согласие участников на появление нового учредителя.
  2. Исполнительным органом НКО заполняется заявление в соответствии с формой Р14001.
  3. Заявление и протокол направляется в Управлении Минюста.
Читайте также:  Выплаты по беременности и родам при ликвидации предприятия

Вступление в НКО не предполагает уплаты пошлины. Рассмотрим основные особенности этой процедуры:

  • Если в НКО входят только учредители, протокол о согласии может быть заменен на решение высшего органа управления организацией.
  • Вступление в НКО регламентируется частью 4 статьи 15 ФЗ №7 от 12 января 1996 года. Однако в этом законе не дано точного указания на то, что для вступления нужно согласие всех участников. Пояснение дано только в абзаце 2 пункте 6 статьи 123.24 ГК РФ. Если это автономная НКО, нужно единогласное одобрение всех учредителей. Касательно других организаций порядок составления протокола о согласии следует оговорить в уставе.
  • Все бумаги, сопровождающие вступление в НКО, нужно направить в территориальное управление Минюста. Соответствующее указание дано в Приказе Минюста №455 от 30 декабря 2011 года.

Если в организации состоит один учредитель, он должен передать свои полномочия другому участнику.

Смена учредителей НКО

Менять состав учредителей было позволено НКО совсем недавно. Рассмотрим порядок смены на примере АНО:

  1. Лицо подает заявление в НКО о вхождении в состав учредителей.
  2. В Министерство юстиции подается заявление по форме Р13001, устав АНО, решение учредителя, бумага об уплате пошлины.

Если в каком-либо документе содержится более одной страницы, нужно прошить его.

Выход из состава учредителей организации

Выход из НКО выполняется в соответствии с этой схемой:

  1. Заполнение заявления по форме Р14001.
  2. Подача заполненной заявки в Управление ФНС.
  3. В день подачи заявления в Управление нужно отправить уведомление о выходе в саму НКО. Документ этот оформляется в свободной форме.

То есть для выхода из организации нужно составить два документа: заявление и уведомление. Рассмотрим основные особенности выхода из НКО:

  • Заявление нужно подавать не в Управление Минюста, а именно в налоговую структуру. Соответствующее правило оговорено в части 2.2 статьи 17 ФЗ №129 «О госрегистрации ЮЛ». Разъяснения по вопросу есть в Письме Минюста №11/32870 от 24 марта 2016 года.
  • Выход производится на добровольной основе. Получать согласие от прочих учредителей не нужно.
  • Права и обязанности лица упраздняются с момента внесения сведений о выходе в ЕГРЮЛ.

Процедура выхода учредителя из организации достаточно проста. Она не предполагает составления множества документов.

Ответственность учредителя НКО

В статье 123 ГК РФ указано, что учредители не несут ответственности по обязательствам ЮЛ. Действие этой статьи распространяется на некоммерческие организации. Отсутствие ответственности учредителей НКО часто критикуется.

Отсутствие обязательств у создателей ЮЛ связано с тем, что коммерческие фирмы стимулируют экономику страны.

Однако НКО создается с благотворительными и социальными целями, а потому безответственность участников обоснованной не является.

Нужно сказать, что рассматриваемые положения имеют ограничения. В частности, ответственность несут учредители двух видов НКО. Это учреждения и союзы. К примеру, создатели потребительского кооператива на основании статьи 123.3 ГК РФ несут субсидиарную ответственность по долгам организации в пределах размера своего взноса.

Также ответственность будут нести создатели казенных и частных учреждений. Однако они должны отвечать по долгам только в том случае, если наличие ответственности доказано в исковом порядке. Соответствующую позицию заняла Судебная коллегия по экономическим спорам от 22 апреля 2015 года.

К СВЕДЕНИЮ! На основании судебных решений можно сказать, что учредители достаточно часто привлекаются к ответственности.

Ответственность учредителей при ликвидации организации

При этих типах НКО учредители не будут нести никакой ответственности при ликвидации:

  • Общественные и религиозные.
  • Фонды.
  • Партнерства.
  • Автономные НКО.
  • Товарищество собственников недвижимости.

Ответственность будут нести учредители частных учреждений, ассоциаций, потребительских кооперативов.

Порядок выхода из состава учредителей фонда

Согласно статье 501 Гражданского кодекса, статье 13 Закона № 7-ФЗ учредителем некоммерческой организации является лицо, принявшее решение о ее создании.

По общему правилу изменение состава лиц, принявших решение о создании некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации (то есть после фактической реализации принятого решения) невозможно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Такие случаи предусмотрены пунктами 3 и 4 статьи 15 Закона № 7-ФЗ и пунктом 2.2 статьи 17 Закон № 129-ФЗ).

В соответствии с указанными нормами изменение сведений об учредителях, в том числе с последующим изменением сведений о них в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) в фондах возможно в двух случаях: при добровольном выходе лица из состава учредителей и принятии в состав учредителей  организации нового лица (лиц).

Указанный порядок выхода из состава учредителей предполагает наличие соответствующего волеизъявления лица, принявшего решение о своем выходе, в связи с чем возможность и порядок исключения из ЕГРЮЛ сведений об учредителях фондов – юридических лицах, правоспособность которых прекращена, равно как и о физических лицах в связи с их смертью действующим законодательством не предусмотрены, поэтому указанные сведения в ЕГРЮЛ изменению не подлежат.

Для приема в состав учредителей фонда нового лица также требуется волеизъявление, но уже «действующих» его учредителей, оформленное соответствующим их решением. Прием в состав учредителей фонда нового лица взамен умершего единственного учредителя по решению высшего или исполнительного его органов не представляется возможным.

Сведения об учредителях фонда – юридических лицах, правоспособность которых прекращена, или о физических лицах в связи с их смертью могут быть исключены из ЕГРЮЛ на основании соответствующего судебного акта по заявлению заинтересованных лиц (лица). Решением суда также может быть определен новый учредитель фонда.

  • В случае если судом в удовлетворении заявленных требований об определении единственного нового учредителя фонда отказано, фонд подлежит ликвидации.
  • При наличии в составе учредителей фонда действующих лиц в случае отказа суда в удовлетворении заявленных требований об исключении из ЕГРЮЛ сведений о ликвидированных и умерших учредителях и (или) до обращения заинтересованных лиц в суд следует учитывать, что принятие решений по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции учредителей фонда, осуществляется оставшимся его учредителем (учредителями).
  • При наличии сведений об учредителях фонда в уставе в случае ликвидации и (или) смерти одного из них в устав могут быть внесены изменения, указывающие на причину изменения состава учредителей фонда.

Обращаем внимание, что учредители фонда не имеют в отношении него каких-либо имущественных прав.

В соответствии со статьей 12317 Гражданского кодекса фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц. При этом имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда.

Учредители фонда не сохраняют права на имущество, переданное ими в его собственность. Также учредители не отвечают по обязательствам фонда, а он не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Другие вопросы по теме

Регистрация Фонда

  • Фирменное наименование.Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке.

    Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.Наименование должно содержать ОПФ (АНО, Союз, Фонд, Ассоциация и пр.

    ), а также из названия должен усматриваться основной предмет деятельности /цель НКО. Также идет проверка на совпадение наименования, т.е. не должно быть полного совпадения с уже зарегистрированными НКО.

    Подробнее о наименовании некоммерческой организации читайте здесьВАЖНО! В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

    • 1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
    • 2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
    • 3) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
    • 4) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали

    СПРАВОЧНО! Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

    Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям законодательства РФ, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

    1. Сведения об адресе места нахождения:
    1. — точное написание адреса с указанием индекса и конкретным помещением согласно данным Росреестра,
    2. — гарантийное письмо от собственника/владельца (образец гарантийного письма можно посмотреть здесь),
    3. — копию документов на право собственности/владения: свидетельства о собственности или выписка из ЕГРП.

    СПРАВОЧНО! Допускается использовать в качестве адреса места нахождения — адрес лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (ЕИО – Директор, Президент), учредителя – подтвердив документами на право пользования в отношении объекта недвижимости или его части (постоянная прописка).

    В случае, когда на домашний адрес зарегистрироваться нет возможности, по роду деятельности нет  необходимости в аренде офиса, либо нет согласия собственника арендуемых помещений, мы можем оказать содействие в подборе вариантов адреса для регистрации вашей компании для чего необходимо сообщить предпочтения:  какая налоговая и тип  помещения: бизнес – центр, и пр.

    1. Цели и предмет деятельности.
    Читайте также:  Ответ на претензию о возмещении ущерба при дтп образец

    Описать подробно основные цели и предмет деятельности Фонда.

    Имейте ввиду, что Вы регистрируете некоммерческую организацию, соответственно и предмет деятельности должен быть общественно полезным и не может носить коммерческого характера, и любая деятельность организации должна быть направленна на достижение целей для которых она была создана. Перечень деятельности не может быть открытым, только конкретные виды, никаких «и других» не допускается.

    Виды деятельности

    Коды ОКВЭД. Как и предмет деятельности, коды должны носить некоммерческий характер, строго ограниченно количество кодов. Количество цифр в коде не менее 4-х цифр. Абстрактные коды, обобщающие широкий диапазон деятельности при регистрации не проходят.

    Если учредители — Физические лица, то потребуются полные паспортные данные, номер ИНН, информация о размере доли в рублях (%/ дробях к общей сумме Уставного капитала), номер контактного телефона и адрес электронной почты. СНИЛС в случае выпуска ЭЦП.

    Если учредители — Юридические лица, потребуется номер ИНН/ОГРН, паспортные данные ЕИО (директора), информация о размере доли в рублях (%/ дробях к общей сумме Уставного капитала), номер контактного телефона и адрес электронной почты. УКЭП/ЭЦП в случае электронной подачи.

    Предоставьте информацию о том, кто из учредителей будет являться Заявителем – от чьего имени будет заверяться доверенность и заявление на регистрацию Фонда.

    1. Структура органов управления Фонда.

    Опишите желаемую структуру и наименование органов управления (собрание, попечительский совет и т.п.) которые Вы планируете в Вашем Фонде.

    1. Единоличный исполнительный орган Фонда.

    Данные на кандидатуру Единоличного исполнительного органа:

    Наименование: Директор, Президент, Председатель и т.п. + копия паспорта и номер ИНН.

    1. Формирование органов управления Фонда.

    Если персональный состав Органов управления будет формироваться сразу на учредительном собрании, то необходимо сообщить ФИО избираемых членов каждого органа управления.

    1. Предпринимательская деятельность в Фонде.

    НКО могут осуществлять приносящую доход деятельность, направленную на достижение основных целей, если это предусмотрено их уставами. Будет ли Ваш Фонд заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, если да, то необходимо сформировать имущество НКО в размере не менее 10000 (десяти тысяч) рублей, если имуществом, то необходима оценка независимого оценщика.

    Поэтому от вас необходимы пояснения, включать ли в Устав данные положения и в каком размере и каким образом будет формироваться данное имущество.

    В случае, если Фонд планирует осуществлять предпринимательскую деятельности, то необходимо определиться с выбором системы налогообложения (ОСНО, УСН 6%/15%).

    1. Будет ли Фонд иметь печать, если да, то вид печати, пожелания по эскизу и оснасткам для печати.
    2. Банк в котором желаете открыть счет. 
    3. Контактный телефон, e-mail и телефон для гос. органов.
  • Учредители НКО — их права и обязанности

    Учредители НКО имеют определенные права и обязанности, устанавливаемые как законодательством, так и учредительными документами самих организаций. Подробно об учредителях некоммерческих организаций, а также их правах, обязанностях и ответственности расскажем в статье далее.

    Ст. 15 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.

    1996 № 7-ФЗ уточняет, что учредить НКО вправе как юридические лица, так и физические. Но в отношении последних имеется оговорка: гражданин должен достичь совершеннолетия и обладать полной дееспособностью.

    При этом законодатель допускает возможность участия в учреждении некоммерческой организации как иностранных, так и российских юрлиц и граждан, за исключением:

    • иностранных физлиц и лиц без гражданства, в отношении которых было принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ;
    • лиц, подозреваемых в легализации денежных средств и находящиеся под контролем правоохранительных органов;
    • общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена на основании проповедования экстремистских взглядов;
    • лиц, в действиях которых приговором суда установлено наличие признаков экстремистской деятельности.

    Учредителями организации некоммерческого характера в виде бюджетного или казенного предприятия могут выступать:

    • РФ (если речь идет о федеральных учреждениях);
    • субъект РФ (если организации находится в одном из регионов);
    • муниципальное образование (если создается муниципальное предприятие).

    Если граждане или организации желают стать учредителями некоммерческих юридических лиц, они вправе это сделать в любое время в порядке, предусмотренном уставом (для примера предлагаем ознакомиться с уставом благотворительного фонда).

    Выход из состава участников НКО законодателем допускается в любое время, при этом не требуется согласия на то иных лиц, учредивших организацию (за исключением случаев, установленных ГК РФ). Правомочия таких лиц в отношении их членства в НКО прекращаются с момента внесения записи в ЕГРЮЛ.

    Может ли учредителем НКО быть НКО или орган госвласти?

    Законодатель не запрещает НКО быть учредителем другой организации такой же организационно-правовой формы.

    Исключение составляет ситуация, когда речь идет об общественных объединениях и религиозных организациях, деятельность которых была приостановлена уполномоченными органами на основании ст.

    10 закона «О противодействии…» от 25.07.2002 № 114-ФЗ. Такие организации учреждать НКО не вправе.

    Что касается возможности создания некоммерческой организации госорганом или органом местного самоуправления, то гражданское законодательство позволяет такие действия, если госорган или орган местного самоуправления обладает правами юридического лица. О наличии прав юрлица можно узнать, изучив законодательный акт, регламентирующий порядок деятельности госоргана. Например, в ст.

    2 закона «О Правительстве Удмуртской Республики» от 29.11.2016 № 883-V прописано, что Правительство УР обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать. Соответственно, оно вправе учреждать некоммерческие организации. Порядок учреждения должен соответствовать законодательству РФ с учетом наличия финансирования в бюджете определенного уровня деятельности таких НКО.

    Учредитель некоммерческой организации — права и обязанности

    Права и обязанности у участников НКО возникают только после регистрации компании в ФНС и внесения записи о ней в ЕГРЮЛ. Набор прав и обязанностей учредителей зависит от формы НКО, рассмотрим наиболее общие.

    Права учредителя некоммерческой организации:

    1. Создание органов управления НКО.
    2. Формирование учредительных документов.
    3. Распоряжение имуществом в рамках, предусмотренных уставом.
    4. Принятие решения о реорганизации/ликвидации НКО.
    5. Контроль за деятельностью организации.
    6. Решение вопроса о создании филиалов/представительств.
    7. Приостановка работы НКО.

    Обязанности:

    1. Осуществление деятельности по управлению НКО в рамках действующего законодательства.
    2. Несение субсидиарной ответственности по обязательствам НКО, если это установлено законом.
    3. Внесение членских взносов, имущества для формирования капитала организации.
    4. Осуществление действий, связанных с сохранностью имущества.
    5. Ведение отчетности, бухгалтерского и иного учета.

    Для справки: права и обязанности учредителя, которые предусмотрены законом или уставом для конкретного вида некоммерческой организации, одинаковы, вне зависимости от того, является он юридическим лицом или физическим.

    Смена учредителей НКО

    31 января 2016 года в ст. 15 ФЗ № 7 были внесены изменения, в результате которых создателям некоммерческих корпораций, фондов и автономных НКО разрешается выйти из состава учредителей, если иное не установлено законодателем.

    Для справки: права и обязанности участника НКО прекращаются сразу после внесения изменений в ЕГРЮЛ.

    Решение о госрегистрации НКО принимает Минюст, сведения о них в ЕГРЮЛ вносит ФНС. Для исключения из состава учредителей лицо должно обратиться в ФНС, написав соответствующее заявление.

    Подпись заявителя должна быть удостоверена нотариально. Вместе с заявлением в налоговую учредитель должен уведомить юрлицо (НКО) о том, что он выходит из ее состава.

    Уведомление составляется в простой письменной форме.

    Когда НКО принимает решение о введении в состав нового члена, необходимо оформить решение высшего органа управления или иной документ, фиксирующий подобное намерение со стороны всех участников НКО. Документы подаются только в Минюст, ФНС уведомлять не нужно.

    Ответственность учредителей некоммерческой организации

    Ст.

    56 ГК РФ уточняет, что учредители не отвечают по обязательствам организаций, а организация не отвечает по обязательствам учредителей, так как юрлицо всегда имеет обособленное имущество (отделенное от имущества его учредителей) и отвечает по своим долгам только им. Однако законодатель вправе вводить исключения в нормативных актах, а также само предприятие в учредительных документах может указать на имеющиеся особенности.

    Например, субсидиарная ответственность введена и для собственника учреждения.

    Такое правило аргументируется тем, что имущество учреждения не находится в его собственности, а только закрепляется за ним на праве управления.

    Учреждение может отвечать по своим обязательствам только в рамках имеющихся на его счетах денежных средств. При их недостаточности субсидиарно подключается собственник имущества (ст. 123.21 ГК РФ).

    Для справки: если НКО была ликвидирована в принудительном порядке на основании решения суда, обязанности, связанные с осуществлением процедуры ликвидации, могут быть возложены на учредителей.

    Что касается уголовной, гражданско-правовой, налоговой, уголовной, административной ответственности, то учредители организаций некоммерческой направленности несут ее в порядке, установленном законодательством.

    На лицо, которое представляет интересы организации, возлагается обязанность управлять НКО добросовестно и разумно, с учетом положений закона, не допуская причинения убытков своими действиями. В противном случае его учредители вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении убытков, которые были нанесены недобросовестными действиями или бездействием.

    ***

    Таким образом, учредители некоммерческих организаций наделяются соответствующими правами и обязанностями только с момента государственной регистрации организации.

    Что касается ответственности, то для ассоциаций и учреждений вводится субсидиарная форма ответственности (т. е.

    привлекаются НКО и учредитель), учредители организаций остальных форм по обязательствам предприятий не отвечают, если иное не установлено учредительными документами.