Статья 4 2 обстоятельства смягчающие административную ответственность коап рф 2023 года

6 апреля 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Этим законом внесен ряд изменений в КоАП РФ, направленных на смягчение ответственности субъектов МСП:

  • 1) административный штраф должен быть заменен на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в рамках КНД;
  • 2) размер административного штрафа для ЮЛ – малых предприятий устанавливается по новым правилам;
  • 3) от административной ответственности должно быть освобождено ЮЛ, которое приняло все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, если к ней привлечено его должностное лицо или другой работник;
  • 4) за совершение нескольких административных правонарушений, выявленных в рамках КНД, которые охватываются одним составом, должно быть назначено одно административное наказание.

По правилу части 2 статьи 1.

7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение правонарушителя, распространяется и на тех лиц, которые совершили административное правонарушение до вступления такого закона в силу, при условии, что вынесенное в их отношении постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Чтобы воспользоваться этим правилом и изменить или отменить административную ответственность, исходя из последних изменений в КоАП РФ, сделайте 3 основных шага:

ШАГ 1. Определите, какой конкретной цели вы хотите достичь:

1) заменить административный штраф на предупреждение (часть 3 статьи 3.4, статья 4.11 КоАП РФ).

Для этого убедитесь в выполнении следующих условий:

  • правонарушение совершено впервые;
  • правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • правонарушение не связано с причинением (угрозой причинения) вреда или имущественным ущербом (если постановление по делу об административном правонарушении уже вынесено, и в нем приводятся фактические доводы, связанные с наличием вреда (реальной угрозой его причинения) или конкретного имущественного ущерба, замена штрафа на предупреждение маловероятна);
  • правонарушение не входит в перечень, указанный в части 2 статьи 4.11 КоАП РФ (правонарушение не предусмотрено статьями 13.15, 13.37, 14.31 — 14.33, 14.56, 19.3, 19.5, 19.51, 19.6, 19.75-2, 19.8 — 19.82, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28);

2) пересчитать размер административного штрафа, назначенного ЮЛ – малому предприятию (микропредприятию), по новым максимальным значениям (статья 4.12 КоАП РФ).

  1. Проверьте, какое из следующих правил назначения административного штрафа применимо к вашему ЮЛ, исходя нормы КоАП РФ, содержащей состав правонарушения:
  2. – если санкцией предусмотрен штраф для ИП, то штраф будет назначаться в пределах границ штрафа для ИП;
  3. – если для ИП санкцией штраф не предусмотрен, то штраф будет назначаться в пределах границ ½ размера штрафа для ЮЛ.
  4. Одновременно проверьте, выполняются ли следующие условия:
  • размер назначенного вам штрафа – не меньше предусмотренного санкцией минимального размера штрафа для должностного лица;
  • нормой КоАП РФ, по которой вы привлечены к ответственности, санкция для ИП не приравнена к санкции для ЮЛ.

3) освободить от административной ответственности ЮЛ, которое привлечено к ней одновременно с должностным лицом (иным работником) (часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ).

Предварительно убедитесь в том, что выполняются следующие условия:

  • ЮЛ и должностное лицо (иной работник) ЮЛ привлечены к ответственности в рамках одного дела об административном правонарушении;
  • должностное лицо (иной работник) привлекается к ответственности в связи с невыполнением (нарушением) своих должностных обязанностей, закрепленных во внутренних документах ЮЛ/договоре;
  • ЮЛ в рассматриваемой ситуации приняло все предусмотренные законом меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность;

4) назначить одно наказание за совершение нескольких правонарушений, охватываемых одним составом, выявленных в рамках контрольно-надзорного мероприятия (в том числе уменьшить суммарный размер назначенного штрафа) (часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ).

Проверьте наличие следующих обязательных условий:

  • все административные правонарушения выявлены в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия;
  • ответственность за все правонарушения предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) КоАП РФ.

! Возможно совмещение сразу нескольких целей: 1 и 4, 2 и 4.

  • ШАГ 2. Определите, на какой стадии рассмотрения дела об административном правонарушении вы находитесь:
  • – дело в процессе рассмотрения;
  • постановление по делу вынесено, но еще не вступило в законную силу (не истекли 10 суток со дня вручения копии постановления);
  • постановление по делу вынесено и вступило в законную силу.
  • ! В любом случае важно, чтобы постановление по делу, если оно уже вынесено, не было исполнено (штраф не был уплачен в полном объеме, срок административного приостановления деятельности или лишения специального права либо дисквалификации не истек)

ШАГ 3. Действуйте!

Вариант 1. Если дело об административном правонарушении еще не рассмотрено и постановление по делу не вынесено, направьте в суд, в орган, должностному лицу, которые рассматривают дело, ходатайство в произвольной форме, в котором укажите:

  • право на применение закона, смягчающего ответственность, в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ;
  • конкретное требование о применении нормы КоАП РФ, которой ответственность смягчается, изменяется или исключается, исходя из обстоятельств дела и цели (целей), которые вы хотите достичь, со ссылкой на соответствующие нормы КоАП РФ.

!Если срок рассмотрения дела подходит к концу, и вы полагаете, что требуется дополнительное время для выяснения всех обстоятельств, связанных с вашим требованием, в ходатайстве укажите также о необходимости продления срока рассмотрения дела, ссылаясь на часть 2 статьи 29.6 КоАП РФ (продление срока допускается не более чем на 1 месяц).

! Важно: будьте готовы представить дополнительные доказательства, подтверждающие ваши доводы и выполнение условий для применения закона, смягчающего или изменяющего вашу ответственность.

Вариант 2. Если постановление по делу уже вынесено, но не вступило в законную силу, обжалуйте это постановление.

Образцы жалоб по 4 основным направлениям обжалования (см. ШАГ 2) с подсказками по их составлению приведены ниже.

Жалобу подавайте (статья 30.1 КоАП РФ):

  • в районный суд, если постановление вынесено должностным лицом, коллегиальным органом или органом, созданным в соответствии с региональным законом;
  • в вышестоящий суд, если постановление вынесено судьей (постановление мирового судьи обжалуется в районный суд, а постановление районного судав областной или другой соответствующий ему суд субъекта РФ);
  • в арбитражный суд по правилам АПК РФ (глава 25), если постановление вынесено по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности ЮЛ или ИП.
  1.  Постановление может быть обжаловано также вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган, если оно вынесено должностным лицом.
  2. !Важно:
  3. – жалобу подавайте в суд, должностному лицу, в вышестоящий орган, юрисдикция которого распространяется на территорию, на которой совершено правонарушение;
  4. – если жалоба подана одновременно в суд и в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то рассматривать ее будет суд;
  5. – при подаче жалобы государственную пошлину не уплачивайте;
  6. – успейте подать жалобу в течение 10 суток со дня вручения копии постановления по делу или получения ее иным способом. По истечении этого срока постановление, если оно не обжаловано, вступает в законную силу;

– постановления, вынесенные за совершение правонарушений, связанных с нарушением или невыполнением норм законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, обжалуйте в суды общей юрисдикции.Такие правонарушения не относятся судами к связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, поэтому не могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Читайте также:  Переход права собственности в случае смерти гражданина

Жалоба должна быть рассмотрена в следующие сроки:

  • 10 дней, если она подана вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган;
  • 2 месяца, если она подана в суд.

! Если обжалуется постановление, которым назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, жалоба на него должна быть рассмотрена в 5-дневный срок со дня поступления в суд.

По результатам рассмотрения жалобы:

  • может быть принято решение об изменении постановления в части размера административного штрафа или в части замены такого штрафа на предупреждение, исходя из обстоятельств дела и применяемой смягчающей нормы (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ);
  • может быть принято решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу – в случае, если в жалобе содержится требование об отмене постановления, принятого в отношении юридического лица, которое привлечено к административной ответственности вместе со своим должностным лицом (иным работником) (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ);
  • может быть принято решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

Вариант 3. Если постановление по делу вынесено, вступило в законную силу (в том числе после обжалования), подайте жалобу о пересмотре постановления.

Образцы жалоб по 4 основным направлениям обжалования (см. ШАГ 2) с подсказками по их составлению приведены ниже.

Жалобу подавайте (статья 30.13 КоАП РФ):

  • в кассационный суд общей юрисдикции, если постановление до этого в таком суде не было обжаловано;
  • в Верховный Суд Российской Федерации, если постановление ранее обжаловалось в кассационном суде общей юрисдикции либо если исчерпаны все возможности обжалования в арбитражных судах (включая апелляционную и кассационную инстанции).

!В России создано 9 кассационных судов общей юрисдикции, которыми охвачены все регионы. Перечень этих судов с указанием территорий их юрисдикции, адресов и ссылок на их официальные сайты приведен здесь: https://www.vsrf.ru/press_center/news/28148/.

  • Важно:
  • – при подаче жалобы государственную пошлину не уплачивайте;
  • – подавайте жалобу в любой срок после вступления постановления в законную силу (главное, чтобы постановление не было исполнено в полном объеме);
  • – вместе с постановлением обжалуйте решение по жалобе на него, а также решение по последующей жалобе на постановление, если этими решениями постановление оставлено в силе полностью или в части;
  • – обязательно приложите к жалобе, подаваемой через почту или канцелярию суда, копию постановления, копии решений по жалобам, выданные вынесшими их судом, органом или должностным лицом.

Жалоба должна быть рассмотрена в следующие сроки:

  • 2 месяца со дня поступления в суд;
  • + 1 месяц со дня поступления дела об административном правонарушении в суд, если оно истребовано им у другого суда или органа (должностного лица).

По результатам рассмотрения жалобы:

  • может быть принято решение об изменении постановления, решения по результатам рассмотрения жалобы в части размера административного штрафа или в части замены такого штрафа на предупреждение, исходя из обстоятельств дела и применяемой смягчающей нормы (пункт 2 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ);
  • может быть принято решение об отмене постановления и решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу – в случае, если в жалобе содержится требование об отмене постановления, принятого в отношении юридического лица, которое привлечено к административной ответственности вместе со своим должностным лицом (иным работником) (пункт 4 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ);
  • может быть принято решение об отмене постановления и решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение (пункт 3 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ).

Образцы материалов для обжалования актов по делам об административных правонарушениях

Что смягчит административную ответственность

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности и назначении наказания учитываются не только характер совершенного правонарушения, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, но и наличие обстоятельств, отягчающих и (или) смягчающих ответственность. Последние особенно интересны, поскольку их можно самостоятельно «генерировать» даже на стадии рассмотрения дела. Расскажем, что такое смягчающие обстоятельства, когда нарушитель может к ним апеллировать, на что упирать в ходе судебного заседания.

Цель административного наказания

В связи с этим применяемое наказание:

  • должно не озлоблять и «уничтожать» нарушителя, а вразумлять;
  • назначаться не бездумно ко всем, а с учетом конкретных обстоятельств дела и, прежде всего, отвечать принципу соразмерности (адекватности).

Потому, например, суд не может назначить более строгое наказание, чем положено по обстоятельствам дела, даже если об этом просит сам правонарушитель. Ярче всего подобное проявляется при больших суммах штрафов, когда даже административное приостановление деятельности для организации будет выгоднее, чем его уплата, и потому компании часто просят суд о замене наказания.

Общество привлекли к ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ (производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии) со штрафом в 1,5 млн руб. ООО просило суд сменить наказание на административное приостановление деятельности из-за тяжелого финансового положения.

Суд округа отказал, поскольку система административных наказаний построена по принципу усиления меры ответственности – от менее к более строгой (ст. 3.2 КоАП РФ).

Административное приостановление деятельности – более строгое наказание, чем штраф, носит исключительный характер и назначается только в случаях, указанных в КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Поэтому применить его в качестве альтернативы штрафу суд не может, поскольку это более строгий вид административного наказания, даже если оно и не представляется таким правонарушителю. Ссылка ООО на его тяжелое финансовое положение в таких обстоятельствах не имеет значения (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.08.2019 № Ф07-9121/2019 по делу № А21-16807/2018).

В то же время если цель наказания уже достигнута или может быть достигнута «малой кровью», то суд, напротив, может смягчить ответственность.

Суд отметил, что ответчиком предприняты действия по исправлению ситуации, цели административного наказания можно достигнуть, применив в отношении него меру ответственности в виде предупреждения (постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 № 20АП-4449/2019, Арбитражного суда Центрального округа от 05.02.2020 № Ф10-6700/2019 по делу № А68-1398/2019).

Конечно, можно сказать, а причем здесь цель административного наказания и смягчающие обстоятельства? Какая между ними связь? Давайте посмотрим на примере.

Есть два общества «А» и «Б». Они оказывают медицинские услуги и допустили нарушение – принимают пациентов не только по адресу, указанному в лицензии, но и по другим адресам.

Как определить меру соразмерного наказания, чтобы цель административного наказания была достигнута? Формально обе организации совершили правонарушение по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ и должны, например, быть оштрафованы.

Но «А» совершает правонарушение впервые, остановило прием по «нелицензионному» адресу, предприняло шаги для внесения в лицензию дополнительного адреса; оперативно предоставляло во время проверки все документы и пояснения, направляло представителя при рассмотрении дела в указанные сроки и т.п. «Б», напротив, попадается уже повторно, требования о предоставлении документов игнорирует, всячески затягивает рассмотрение дела, дополнять лицензию не спешит и т.п.

Будет ли справедливым назначить им одинаковое наказание, правонарушение же одно и то же? Конечно, нет. Ведь общество «А» старается исправиться, осознав свою ошибку, а «Б» упорствует в игнорировании закона.

Для «А» цель административного наказания фактически уже достигнута – правонарушение почти устранено. Но до «Б» еще не дошло, в чем претензии к нему и в чем опасность его правонарушения.

Опасность в том, что скрыта от надзорного органа еще одна точка оказания медуслуг и неизвестно, соответствует ли она всем требованиям соответствующих норм, нет ли опасности для жизни и здоровья пациентов.

Потому для «Б», которое повторно совершает правонарушение и упорствует в своей нелюбви к закону, может быть стоит применить наказание пожестче, а вот к «А», если совсем не освободить от наказания, то выбрать более мягкий вид (меру).

По сути, в случае с обществом «А» мы и видим, что соразмерность наказания, степень достижения цели административного наказания надзорный орган или суд смогут увидеть через особые обстоятельства, которые и позволяют смягчить ответственность.

В этом и связь смягчающих обстоятельств с целью наказания – они служат индикатором отношения правонарушителя к своему нарушению.

Как по определенным симптомам и показаниям в анализах можно определить состояние здоровья, отсутствие или наличие определенного заболевания, так и отдельные обстоятельства правонарушения и поведения нарушителя показывают состояние его «правового здоровья» и степень запущенности «правовой болезни».

Читайте также:  Перенос уголовного дела по месту жительства

Продолжая аналогии, скажем, что административный орган / судья используют смягчающие обстоятельства в качестве реакции на признаки выздоровления или легкого недомогания, при которых не требуются радикальные меры в виде операции. А отягчающие – тяжелого поражения, запущенной стадии «отрицания закона».

Перечень смягчающих обстоятельств приведен в ст. 4.2 КоАП РФ. При этом он является открытым: законодатель в ч.

 1 статьи перечисляет десять пунктов, а судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и иные, не указанные в КоАП РФ или законе субъекта РФ, обстоятельства в зависимости от условий совершения правонарушения и поведения привлекаемого к ответственности лица.

Например, таковым могут признать совершение правонарушения впервые (решение Верховного суда Республики Марий Эл от 15.11.2017 № 7р-413/2017, постановления Арбитражного суда Московского округа от 03.03.2020 № Ф05-541/2020 по делу № А40-88285/2019, Самарского УФАС России от 27.02.2020 по делу № 063/04/14.32-63/2020).

К сожалению, не всегда суды или должностные лица отражают в своих актах, какое конкретно обстоятельство они посчитали смягчающим, просто ссылаясь на ст. 4.2 КоАП РФ (решение Магаданского областного суда от 26.05.

2017 по делу № 5-14/2017), что затрудняет анализ правоприменительной практики для организаций при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении. Впрочем, и без этого даже законодательно установленного перечня более чем достаточно, ведь он охватывает весьма широкий круг обстоятельств.

Хотя все десять пунктов законодателя применимы только к физическим лицам, к организациям – не более семи. Прежде всего, суды обращают внимание на:

  • 1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • 2) добровольное прекращение противоправного поведения;
  • 3) оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу;
  • 4) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

Затем по частоте…

Скидки по административным штрафам для бизнеса и другие смягчения КоАП РФ в 2022 году

  1. Главная →
  2. Журнал →
  3. Бизнес →
  4. Риски

В 2022 году в КоАП РФ внесено несколько корректировок, смягчающих административную ответственность: штрафы можно значительно снизить, заменить предупреждением или не платить совсем. Расскажем обо всем подробно и покажем на примерах, как работают новые правила.

Ольга Якушина Налоговый журналист, редактор

Любая проверка — это стресс для предпринимателя. Но к ней можно подготовиться заранее. Оцените вероятность визита к вам налогового инспектора с помощью сервиса Контур.Экстерн

Попробовать

Раньше штрафы для компаний были одинаковыми — будь то крупный холдинг или маленькая фирма с двумя сотрудниками. Теперь административные штрафы для социально ориентированных НКО, малых и микро- предприятий сравняли со штрафами ИП. Статус субъекта МСП или СОНКО нарушитель должен иметь на дату совершения проступка.

Если санкции для ИП в КоАП не прописаны, с субъекта МСП или СОНКО возьмут половину штрафа, установленного для юрлиц, но не меньше штрафа, предусмотренного для должностного лица.

Кафе, являющееся микропредприятием, нарушило санитарные нормы в сфере общепита. Штраф по ст. 6.6 КоАП за это нарушение составляет: для ИП — 5–10 тыс. рублей, для организаций — 30–50 тыс. рублей.

Кафе оштрафуют на сумму, установленную для ИП, то есть на 5–10 тыс. рублей, а раньше пришлось бы заплатить 30–50 тыс. рублей.

Важно! Новый порядок не применяется по нарушениям, представляющим угрозу общественной безопасности, за которые ИП штрафуют наравне с компаниями (п. 3 Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ).

Отчитайтесь в ФНС и другие контролирующие органы в срок и без ошибок по актуальным формам

Узнать больше

Наказывать за впервые совершенный административный проступок, за который КоАП не предусматривает санкцию в виде предупреждения, будут именно предупреждением. Эта смягчающая норма вводилась поэтапно:

  • п. 2 Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ разрешил заменять штраф на предупреждение для МСП и НКО;
  • п. 3 Федерального закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ — для остального бизнеса, норма действует с 25 июля 2022.

Замены на предупреждение не будет по нарушениям, связанным с причинением вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства.

Работодатель впервые допустил административный проступок — не заключил трудовой договор в письменном виде (ч. 4 ст. 5.27 КоАП). Наказание за это нарушение — штраф, но компании вынесут предупреждение, поскольку соблюдаются три условия:

  • нарушение первичное;
  • наказание за него не предусматривает предупреждения;
  • нарушение не связано с причинением вреда жизни и здоровью.

А вот если работодатель и раньше привлекался к ответственности за такой же проступок, его оштрафуют.

Раньше за одно и то же нарушение, предусматривающее ответственность и для предприятия, и для руководства, могли наказать и компанию, и директора. А бизнесу одна ошибка обходилась в двойную сумму.

Теперь, если компания докажет, что создала все условия, чтобы сотрудники не нарушали закон, ее не оштрафуют. А отвечать за проступок придется директору или ответственному работнику, то есть тому, кто фактически допустил нарушение (п. 1 Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ).

Критерии невиновности организации пока законодательно не установлены, поэтому следует ориентироваться на арбитражную практику.

И наоборот — если компания оштрафована, то должностное лицо (сотрудника, управляющую компанию) наказывать не будут. Но это правило применимо только к штрафам по п. 3, 5 ст. 3.5 КоАП РФ.

Кассир магазина не выдал чек покупателю. Штрафы за это нарушение (ч. 2 ст. 14.5 КоАП): на руководителя — до 10 тыс. рублей, на организацию — до 30 тыс. рублей. Организация объяснила, что:

  • это вина руководителя, не доглядевшего за сотрудником-кассиром;
  • она предприняла все меры для соблюдения кассового законодательства.

При таких условиях штраф выпишут только руководителю.

За одинаковые административные проступки, выявленные в ходе одной контрольной проверки, выпишут только один штраф, а не несколько (п. 4 Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ).

Одинаковыми считаются нарушения, за которые наказание установлено одной статьей КоАП либо регионального закона.

А если при проверке обнаружат несколько нарушений, ответственность за которые вводится разными статьями КоАП (или регионального закона), то штраф будет один, но по той статье, которая строже.

При проверке выяснилось, что продавец включил в договоры с несколькими покупателями условие о сроке возврата товара — семь дней вместо положенных четырнадцати. Это ущемление прав потребителей (п. 2 ст. 14.8 КоАП), за которое компанию накажут штрафом 10–20 тыс. рублей. Раньше бы его выписали за каждого покупателя, теперь возьмут единожды, так как это одинаковые нарушения.

Если проступок совершен не впервые, и для него КоАП есть нижняя граница штрафа,  оштрафуют по минималке. Но только при условии, что работодатель добровольно устранил нарушение или возместил ущерб — все это надо сделать до того, как проверяющие выписали штраф (п. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ). Правило вступает в силу 25 июля 2022 года.

При проверке выяснилось, что работодатель заключил с работником договор ГПД вместо трудового. Компания оперативно, не дожидаясь, пока ей выпишут штраф, оформила трудовой договор с даты начала работы сотрудника, а также пересчитала необходимые выплаты и налоги. В этом случае проверяющий может выписать максимальный штраф не на 100 000, а на 50 000 руб. (п. 4 ст. 5.27 КоАП).

При оплате штрафа, выписанного по результатам проверки, в течение 20 календарных дней с даты вынесения постановления его размер составит половину от назначенной суммы. Правило вводится с 25 июля 2022 года и касается штрафов, выписанных по результатам проверок (п. 11 Федерального закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ).

За несвоевременную выплату отпускных компании выписали штраф 30 тыс. рублей по п. 6 ст. 5.27 КоАП. Дата постановления — 12 июля 2022.

Срок для скидочного периода пошел с 13 июля, а закончится 2 августа. В этот период сумма штрафа составит 15 тыс. рублей.

Если копия постановления, направленная по почте заказным письмом,  пришла по истечении 20 дней с даты постановления, период для уплаты со скидкой можно восстановить по ходатайству.

С 25 июля заработают еще несколько важных поправок:

  • Проверяющие не смогут возбудить административное дело, прежде чем проведут проверку. По прежним правилам инспектор мог открыть дело, например, получив информацию о нарушении от другой инстанции или из жалобы работника. Теперь все сведения необходимо перепроверить и убедиться, что нарушение действительно есть (п. 5 Федерального закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ).
  • Инспектор, который участвовал в проверке и нашел нарушение, не может рассматривать дело и принимать решение о штрафе (п. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ). Если дело возбудил и рассмотрел один и тот же проверяющий, штраф легко оспорить. Под исключение попадают случаи, когда наказание назначают без составления протокола.
  • Увеличен период для отсрочки исполнения штрафа: вместо одного месяца — шесть (п. 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ). Но для этого придется доказать, что уплатить штраф своевременно вы действительно не можете. Например, если у компании финансовые трудности из-за санкций.

Бухгалтера можно привлечь к разным видам ответственности, в том числе административной. Вот за что могут оштрафовать бухгалтера:

Нарушение Ответственность

Грубые нарушения требований к бухучету:

  • занижение налогов не менее чем на 10 % из-за искажения данных бухучета;
  • регистрация отсутствующего факта хоздеятельности;
  • составление отчетов не на основе данных, содержащихся в учетных регистрах;
  • искажение денежного показателя бухотчетности не менее чем на 10 %;
Штраф по ст. 15.11 КоАП:

  • за первичное нарушение — 5–10 тыс. рублей;
  • за повторное — 10–20 тыс. рублей либо дисквалификация от года до двух лет
Несвоевременная подача налоговых деклараций и расчетов Ст. 15.5, ч. 2 ст. 15.33 КоАП устанавливают штраф 300–500 рублей за просрочку налоговых деклараций, РСВ, 4-ФСС
Несдача статотчетности, подача недостоверных данных в Росстат Штраф по ст. 13.19 КоАП:

  • за первичное — 10–20 тыс. рублей;
  • за повторное — 30–50 тыс. рублей
Непредставление в ИФНС запрошенных документов и сведений Штраф по ст. 15.6 КоАП — 300–500 рублей
Кассовые нарушения: сверхлимитированные расчеты наличкой с другими организациями, неоприходование выручки, превышение лимита по кассе и др. Штраф по ст. 15.1 КоАП — 4–5 тыс. рублей
Непредставление сведений по запросам налоговиков в рамках контроля за применением ККТ Штраф по ч. 5 ст. 14.5 КоАП — 1,5–3 тыс. рублей
Несдача бухотчетности и аудиторского заключения Штраф по ст. 19.7 КоАП — 300–500 рублей
Неудержание алиментов из зарплаты работника, утрата исполнительного документа Штраф по ч. 3 ст. 17.14 КоАП составляет 15–20 тыс. рублей
Невыполнение законных требований ИФНС Предупреждение или штраф по ч. 1 ст. 19.4 КоАП — 2–4 тыс. рублей
Читайте также:  Промежуточный ликвидационный баланс в 2023 году

Если вам предъявляют штраф за бухгалтерские промахи, обратите внимание на новые правила, о которых мы рассказали в этой статье: возможно, штраф получится снизить или не платить совсем.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Смоленской области

Согласно общим правилам назначения административного наказания, установленным ст. 4.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП РФ), административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим кодексом.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КОАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц — не менее ста тысяч рублей (ч.ч. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КОАП РФ).

При этом при назначении административного наказания размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан, должностных лиц или юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КОАП РФ.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Смоленской области Ольга Нахаева отметила: «Норму о возможности снижения административного штрафа в соответствии с ч.ч. 2.2-3.3. ст. 4.1 КоАП РФ следует рассматривать как норму, улучшающую положение лица, совершившего административное правонарушение.

Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении данная норма закона может быть применена при наличии вышеуказанных исключительных обстоятельств и с учетом размера административного штрафа, предусмотренного статьей КоАП РФ, по которой лицо привлекается к административной ответственности».

Смягчающие административную ответственность обстоятельства

Смягчающие административную ответственность обстоятельства влияют на наказание, назначаемое по административному делу. Рассмотрим, какие обстоятельства могут быть учтены в качестве смягчающих, и как они применяются.

Назначение административного наказания: общие положения

Порядок назначения административного наказания урегулирован главой 4 КоАП РФ. В данном разделе содержатся правила, которыми должны руководствоваться суды и должностные лица административных органов, применяя меры ответственности.

Каждая статья или часть статьи особенной части КоАП РФ определяют минимальный и максимальный размеры наказания за то или иное нарушение закона. Правоприменители должны выбрать, какую конкретно ответственность понесет привлекаемое лицо (вид и размер наказания).

Для того, чтобы назначить наказание, должны учитываться:

  • характер допущенного нарушения, то есть должно быть определено, насколько деяние общественно опасно;
  • личность нарушителя, то есть характеризующие его обстоятельства;
  • материальное положение. Данная характеристика учитывается в большей мере для того, чтобы определить, может ли нарушитель оплатить штраф или нет, имеет ли смысл назначать альтернативное наказание;
  • перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств, то есть определенных законом условий, которые позволяют уменьшить назначаемое наказание или изменить его вид;
  • отягчающие обстоятельства, то есть условия, которые не позволяют назначить минимальное наказание.

Важно! При рассмотрении дела правоприменители обязаны установить все изложенные выше обстоятельства. Без этого, объективное наказание назначено быть не может. Если данные факторы не выяснялись – это нарушение прав привлекаемого лица.

Смягчение административного наказания путем применения смягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ

Перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств определен в ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ. Данная норма целиком посвящена возможным факторам, которые могут послужить основанием для снижения назначаемого наказания.

К смягчающим административную ответственность обстоятельствам можно отнести следующие:

  1. Раскаяние в содеянном. Раскаяние невозможно без признания вины. Данное обстоятельство предполагает активные действия привлекаемого лица, направленные на доведение до сведения правоприменителей своей позиции. Позиция заключатся в том, что человек осознал, что поступил неправильно, и утверждает, что впредь подобного поведения не допустит.
  2. Прекращение неправильного поведения по доброй воле. Применение данного обстоятельства возможно при длящемся нарушении, например, когда автомобиль лица долгое время стоял в неположенном месте, а затем был добровольно переставлен в другое место, где стоянка разрешена.
  3. Сообщение о правонарушении. Очень редко применяемое обстоятельство, поскольку мало кто добровольно сознается в содеянном и сообщает об этом.
  4. Помощь в расследовании. В качестве примера можно привести ситуацию, когда организация, сбрасывающая нечистоты в водоем, самостоятельно проводит исследования проб, которые доказывают факт нарушения, тем самым помогая правоприменителям.
  5. Устранение последствий нарушения и возмещение ущерба.
  6. Добровольное исполнение предписания об устранении нарушения.
  7. Действия в состоянии аффекта. Это обстоятельство очень трудно доказывается.
  8. Несовершеннолетие нарушителя, либо беременность женщины-нарушителя. Сюда можно отнести и наличие малолетних детей.

Другие обстоятельства, которые могут повлиять на возможность снижения наказания

Указанный выше (в ст. 4.2 КоАП РФ) перечень обстоятельств не полный. Правоприменителям дано право самостоятельно признавать то или иное обстоятельство смягчающим.

В связи с этим, привлекаемым лицом может быть заявлено письменное ходатайство о смягчении наказания по административному правонарушению, с обоснованием своей позиции. Такое ходатайство должно быть обязательно рассмотрено, с оглашением решения по нему, либо доведением его до сведения заявителя в письменной форме. Если просьба отклоняется, должно быть вынесено письменное определение об этом.

Основания для снижения наказания могут быть любыми, например:

  • совершение нарушения пенсионером;
  • совершение нарушения сиротой;
  • нарушение закона матерью-одиночкой.

Важно! Регионам РФ дано право законодательно определять дополнительные смягчающие обстоятельства, не предусмотренные КоАП РФ. В этой части у законодателей полная свобода действий, поэтому смягчающими обстоятельствами, согласно законам субъектов, могут быть признаны абсолютно любые факторы.

***

Таким образом, смягчающие административную ответственность обстоятельства закреплены в ст. 4.2 КоАП РФ, региональных законах. Они в обязательном порядке должны быть исследованы по каждому делу. Кроме того, правоприменители вправе признать смягчающим любое не определенное законом обстоятельство.

Читайте еще больше полезной информации в рубрике: «Правонарушения«.