В УК РФ есть отдельная статья за злоупотребление должностными полномочиями.
Под этим преступлением понимают действия или бездействие представителей власти, которые совершаются в рамках служебных обязанностей, но с целями, противоречащими задачам госслужбы.
Особенности квалификации таких деяний подробно изложены в ППВС о злоупотреблении должностными обязанностями. Далее расскажем об этой категории нарушений закона подробнее.
Злоупотребление должностными полномочиями: состав преступления
По статье за злоупотребление наказывают должностных лиц.
Это сотрудники госорганов, органов местного самоуправления, госучреждений, государственных корпораций и компаний, МУПов и ГУПов, акционерных обществ, контрольный пакет акций в которых принадлежит РФ, а также служащие Вооруженных сил России.
Функции представителя власти они могут выполнять временно, постоянно или по специальному полномочию. Кроме того, к должностным лицам относят тех, кто выполняет в указанных учреждениях организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Под исполняющими функции представителя власти подразумеваются лица, которые наделены правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также те, кто наделен полномочиями в отношении граждан, не находящихся от них в служебной зависимости.
Что относится к организационно-распорядительным функциям:
- руководство сотрудниками;
- формирование кадрового состава;
- определение перечня функций для работников;
- применение поощрительных или дисциплинарных мер.
Решения должностных лиц имеют юридическое значение.
Под административно-хозяйственными функциями понимают:
- распоряжение бюджетом учреждения;
- принятие решений о начислении зарплаты, вознаграждений;
- учет и контроль за расходованием средств.
Исполнение функций должностного лица по спецполномочию означает, что они возложены конкретным нормативно-правовым актом, приказом, распоряжением и т.д. В этом случае человек признается должностным лицом только на время действия такого документа.
Если говорить о ВС РФ, начальники делятся на две категории: по служебному положению и по званию. В первом случае это руководители, которым военнослужащие подчинены по службе. Начальники по званию прописаны в статье 36 Устава внутренней службы ВС РФ.
Под государственными должностями понимают те, которые определены в Конституции РФ и других федеральных законах и подразумевают непосредственное исполнение полномочий федеральных государственных органов.
При этом стоит различать преступные деяния должностных лиц от злоупотреблений начальников коммерческих и иных организаций, для которых меры ответственности прописаны в ст. 201 ГК РФ.
Рассмотрим объективную сторону состава преступления злоупотребления должностными полномочиями. Он имеет 3 важных признака:
- действие или бездействие человека с использованием служебных полномочий, но вопреки интересам службы;
- как последствие — нарушение прав и интересов граждан;
- связь между действиями и последствиями.
Под использованием полномочий понимают действия, которые связаны с обязанностями по службе, однако вызваны не служебной необходимостью, а желанием наживы, и противоречат целям и задачам госслужбы.
В качестве примера можно привести ситуацию, когда представитель власти из личной заинтересованности выполняет свои привычные обязанности, однако при отсутствии обязательных условий или оснований — сотрудник ГАИ выдает права человеку, не сдавшему экзамен по вождению.
Ответственность также наступает за намеренное неисполнение обязанностей, если бездействие непосредственно связано с получением незаконного вознаграждения. Еще один вид нарушений — это использование полномочий для неправомерного продвижения по карьерной лестнице, выдачи поощрений, покровительства.
Что не является злоупотреблением должностными полномочиями по УК РФ
Если лицо совершило действия, подпадающие под злоупотребление, однако сделало это для устранения опасности для гражданина, интересов государства, устранить которую иным способом было нельзя, это не считается преступлением. Однако должно быть соблюдено обязательное условие: не было превышения пределов крайней необходимости.
Не являются нарушениями закона действия, которые были совершены после приказа или в силу конкретного распоряжения.
Не считается превышением полномочий ситуация, при которой человек использует не свои полномочия по службе, а различные связи, свой авторитет.
Уголовная ответственность по статье 285 УК РФ за злоупотребление должностными полномочиями
Рассмотрим ответственность за злоупотребление. Она зависит от наличия квалифицирующих признаков. В общем случае преступника ждет одна из следующих санкций:
- штраф до 80 тыс. руб. или в размере дохода за полгода;
- лишение права занимать должность до 5 лет;
- принудительные работы до 4 лет;
- арест до 6 месяцев;
- тюремное заключение до 4 лет.
Если преступник находился на государственной должности, наказание будет жестче:
- штраф до 300 тыс. руб. или в размере дохода за 2 года;
- принудительные работы до 5 лет;
- тюремное заключение до 7 лет.
Дополнительно может быть применено лишение права занимать должности до 3 лет.
Если жертве был причинен серьезный вред и наступили тяжкие последствия, преступнику грозит лишение свободы до 10 лет. Уголовная ответственность за злоупотребление в этом случае также включает лишение права занимать должности до 3 лет.
Злоупотребление должностными полномочиями: комментарий
Разберем комментарии к статье 285 УК РФ за злоупотребление должностными полномочиями. К объективной стороне этого преступления помимо действия или бездействия вопреки интересам службы относятся последствия в виде значительного нарушения прав отдельных людей и целого государства.
Сюда относятся права и свободы, которые гарантированы Конституцией, а также нормами международного права (уважение чести и достоинства, неприкосновенность жизни, судебная защита, доступ к правосудию).
Под нарушением интересов подразумевается создание препятствий для удовлетворения гражданами своих потребностей, а в случае, когда жертвой становится юрлицо, — отрицательное влияние на нормальную работу организации, нанесение ущерба.
Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом. Он может быть прямым или косвенным. Обязательно должен быть мотив — корыстная или иная личная заинтересованность. В первом случае речь идет о желании лица получить материальную выгоду для себя или других лиц.
Сюда относится незаконное получение льгот, пособий, погашение долга, освобождение от уплаты налогов. Под личной заинтересованностью понимают намерение получить неимущественную выгоду.
Под ней подразумевается получение взаимной услуги, сокрытие некомпетентности, продвижение по службе.
Следует различать хищение имущества с использованием служебного положения от злоупотребления. Во втором случае изъятия ценностей не происходит или же оно носит временный или возмездный характер.
В ст. 285 УК РФ за злоупотребление должностными полномочиями несколько частей. Первая определяет наказание в общем случае. Вторая предусматривает квалифицированный состав.
Субъектом по ней выступает служащий на государственной должности или госдолжности в регионе, а также глава органа местного самоуправления.
В третьей части говорится о действиях и бездействии, которые привели к тяжким последствиям. Это:
- крупные аварии;
- длительная приостановка деятельности организации;
- причинение крупного ущерба;
- причинение смерти по неосторожности;
- самоубийство или покушение на него.
Когда суды рассматривают подобные дела, они должны руководствоваться документами, в которых определены полномочия должностного лица. Это необходимо, чтобы понять, какими именно из них злоумышленник злоупотребил.
Ппвс о злоупотреблении должностными полномочиями
Помимо статьи 285 УК РФ за злоупотребление должностными полномочиями, судьи руководствуются постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19. В этом нормативно-правовом акте рассмотрены особенности квалификации подобных нарушений закона. Далее подробнее расскажем о том, какие вопросы разобраны в ППВС по делам о злоупотреблении должностными обязанностями.
К примеру, там сказано, что, если незаконные действия совершены в рамках исполнения неправомерного приказа или распоряжения, должностное лицо несет ответственность в общем порядке.
При этом действия служащего, выдавшего распоряжение, квалифицируются как подстрекательство или организация преступления.
В случае если исполнитель не знал о незаконности приказа, отдавшее его должностное лицо будет наказано как главный фигурант дела.
Исходя из судебной практики по злоупотреблениям должностными обязанностями, такие преступления чаще всего совершаются вкупе с другими. Если служащий внес в какие-либо официальные документы заведомо недостоверные сведения, деяние квалифицируют дополнительно по ст. 292 УК РФ. Если был совершен служебный подлог, наказание последует по совокупности статей 285 и 292 УК РФ.
Судам следует обращать внимание на то, какие именно права и интересы граждан или организаций были нарушены, и есть ли прямая причинно-следственная связь между этим и действиями служащего.
Важно делать отграничение злоупотребления должностными полномочиями от их превышения. Они имеют смежный состав. В первом случае человек действует в рамках своей компетенции, исполняя обязанности, которые на него возложены, но с личной целью, противоречащей интересам службы.
Превышение подразумевает, что человек вышел за пределы обязанностей и тем самым нарушил закон.
Например, он мог взять на себя функции другого лица, выполнить действия, которые возможны только при определенных обстоятельствах (например, применил оружие в отношении несовершеннолетнего, хотя причин для этого не было), принял единоличное решение, не получив санкцию начальника, и т.д.
ППВС по делам о злоупотреблении должностными полномочиями гласит, что все деньги и имущество, полученные служащим незаконным путем, должны быть конфискованы.
Резюме
Статья 285 за злоупотребление должностными полномочиями определяет ответственность как в общем случае, так и при наличии квалифицирующих признаков. К ним относятся: совершение преступления лицом, находящимся на государственной должности РФ и наступление тяжких последствий для жертвы. Максимальная санкция по этой статье — 10 лет тюрьмы.
От злоупотребления должностными полномочиями следует отличать их превышение.
Разница в том, что в первом случае человек действует в пределах своей компетенции и нарушает закон, преследуя корыстную цель или будучи лично заинтересованным в результате.
При превышении мотив значения не имеет. Нарушение состоит в том, что человек выходит за рамки своих функций и обязанностей и совершает то, чего делать не должен.
Отличие между ст. 285 и 286 УК РФ: злоупотребление и превышение должностными полномочиями
При осуществлении защиты по уголовным делам о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) всегда необходимо выяснять, является ли привлекаемое к уголовной ответственности лицо субъектом указанных преступлений — должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.
При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.
Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.
), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.
В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию.
Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе.
К ним следует относить: лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка); лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.
- Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.
- Субъектом преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 285 УК РФ и частью 1 статьи 286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации.
- При решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного частью 2 статьи 285 УК РФ или частью 2 статьи 286 УК РФ, следует исходить из пунктов 2 и 3 примечаний к статье 285 УК РФ, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (пункт 2 примечаний), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, — лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (пункт 3 примечаний).
- Наряду с лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, субъектом ответственности по части 2 статьи 285 УК РФ и части 2 статьи 286 УК РФ является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
При осуществлении защиты по уголовным делам данной категории необходимо иметь в виду, что в случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или превышения должностных полномочий (статья 286 УК РФ), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (статья 39 УК РФ).Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (статья 42 УК РФ).
Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.
При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации со ссылкой на часть 3 или часть 4 статьи 33 УК РФ.Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.
Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).
Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.
При решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) виновного лица состава преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать: корыстную заинтересованность — стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.); иную личную заинтересованность — стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.
- Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.
- В отличие от предусмотренной статьей 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.
- Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
- Исходя из диспозиции статьи 286 УК РФ для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.
- При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ всегда надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица.
- Московская коллегия адвокатов «Легис Групп»
Статья 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями
Закон запрещает должностным лицам использовать служебное положение для достижения личных целей. Если такой факт выявлен и доказан, нарушитель получит соответствующее наказание. Если проступок нанес вред частному или юридическому лицу, виновный понесет уголовную ответственность.
Для правильной квалификации злодеяния необходимо понимать, какие действия подпадают под злоупотребление должностными полномочиями. Попробуем в этом разобраться.
|
Служебные полномочия – это права и обязанности, которые имеет человек в силу занимаемой должности.
Под злоупотреблением рабочими полномочиями понимают незаконные, не соответствующие интересам службы действия, входящие в круг служебных обязанностей виновника либо несовершение действий, которые он обязан был произвести согласно занимаемой должности.
Такое злоупотребление квалифицируется по ст. 285 Уголовного кодекса РФ. Главный объект – нормальная работа публичного аппарата управления. Возможно наличие дополнительного объекта, который зависит от характера посягательства. Например, конституционные права и свободы граждан, интересы юридического лица, и т.п.
Объективная сторона злоупотребления выражается в:
- использовании рабочего положения наперекор интересам службы;
- возникновении общественно-опасных последствий в виде серьезного нарушения прописанных в законе прав и интересов других граждан или организаций;
- причинно-следственной связи между незаконным использованием служебного статуса и негативными последствиями.
Злоупотребление должностным положением может проявляться в разнообразных формах, например:
- нарушение финансовой дисциплины в организации;
- использование целевых денежных поступлений не по назначению;
- умышленный обман контролирующих госорганов;
- продажа ценных вещей или сдача в аренду помещений, транспорта, техники по заведомо заниженной цене;
- умышленное заключение убыточных договоров;
- сокрытие хищений и недостач на рабочем месте;
- сдача имущества в аренду без законных оснований;
- бесплатная эксплуатация служебного транспорта, оборудования и помещений в личных целях.
Обратите внимание! Если противоправные действия злоумышленника находятся вне сферы его влияния и должностных обязанностей, они не считаются злоупотреблением служебным статусом.
Мотив злоупотребления – корысть или личный интерес. Корысть имеет место в случае, когда нарушитель желает завладеть чужими деньгами или ценными предметами либо освободиться от материальных обязательств.
Личная заинтересованность подразумевает выгоду неимущественного характера.
Она может быть обусловлена карьеризмом, протекционизмом, семейственностью, желанием получить ответную услугу, заручиться поддержкой важного человека, скрыть личный непрофессионализм.
Деяние совершается только по умыслу. Виновный понимает опасность своих действий и предвидит наступление негативных последствий. Он желает или сознательно допускает их.
Субъект преступления – должностное лицо, государственный служащий, глава муниципального образования.
Квалифицирующие составы
Статья 285 Уголовного кодекса РФ разделена на 3 части. Первая часть описывает «простое» злоупотребление служебными полномочиями, которое не содержит усиливающих вину злоумышленника обстоятельств.
Ч. 2 ст. 285 охватывает квалифицированные злодеяния, совершенные госслужащими федеральных или региональных ведомств либо главами органов местного самоуправления.
В ч. 3 ст. 285 описан особо квалифицированный вид злоупотребления служебными полномочиями. Это совершение деяния, предусмотренного ч.1 или 2 ст. 285 УК РФ, повлекшее тяжкие последствия. Признак не имеет четкой расшифровки и носит оценочный характер. Его наличие определяет суд на основании обстоятельств конкретного дела.
Обратите внимание! Необходимо различать злоупотребление и превышение служебных полномочий. Это смежные, но не идентичные составы преступлений. В первом случае должностное лицо незаконно пользуется своими трудовыми правами. Во втором – злоумышленник совершает поступки, выходящие за границы его рабочей ответственности и полномочий.
Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями
Санкция зависит от степени тяжести совершенного проступка. Если злоупотребление подпадает под ч. 1 ст. 285 УК, нарушителю грозит:
- до 6 месяцев ареста;
- штраф в размере 100-200 МРОТ или в сумме 1-2-месячного заработка осужденного;
- запрет на занятие определенных должностей и осуществление некоторых видов деятельности сроком до 5 лет;
- 4 года тюрьмы.
Если злоумышленнику вменяется ч. 2 ст. 285, наказание будет строже:
- до 7 лет колонии с одновременным запретом на занятие определенных должностей и осуществление некоторых видов деятельности сроком до 3-х лет (или без такового);
- штраф в сумме 500-800 МРОТ или в размере 8-месячного заработка виновного лица.
Если злоупотребление служебным статусом повлекло тяжкие последствия, нарушитель наказывается лишением свободы длительностью до 10 лет с обязательным запретом на занятие определенных должностей и осуществление некоторых видов деятельности сроком на 3 года.
Обратите внимание! Если сотрудник нарушил закон из-за принудительного исполнения распоряжения начальства и действовал в целях предотвращения более глобальных негативных последствий, он избежит уголовной ответственности.
Отсутствие корыстного мотива и личной заинтересованности виновника переквалифицирует преступление на дисциплинарный проступок. Обязательное условие – незначительность наступивших негативных последствий.
Ппвс о злоупотреблении должностными полномочиями
Пленум Верховного Суда раскрывает и уточняет некоторые моменты этого преступления. Он разъясняет, что список полномочий должностного лица определяется на основе:
- федерального и регионального законодательства;
- правовых актов муниципальных органов;
- трудовых соглашений;
- должностных инструкций;
- других аналогичных документов.
Служебные полномочия лица могут выражаться в:
- издании нормативно-правовых актов;
- принятии решений о совершении разрешительных, регистрационных и других подобных действий;
- вынесении вердиктов о привлечении к ответственности, назначении взыскания;
- заключении сделок, выдаче доверенностей, распоряжении имуществом и другими активами (в том числе целевыми);
- реакции на нарушения, недостачи и др.;
- представлении интересов клиента в различных госорганах, защите его прав и интересов, предоставлении заявок, извещений, отчетности;
- оказании услуг или выполнении работ;
- доступе к коммерческой или государственной тайне;
- регулировании трудовых правоотношений в организации;
- рассмотрении жалоб и ходатайств;
- регулировании документооборота и информационных потоков.
Как отмечалось выше, для квалификации злоупотребления причиненный вред должен быть существенным для пострадавших. Согласно п. 9 ППВС СССР от 30.03.90 г.
№ 4, такой ущерб определяется исходя из степени его влияния на работу госорганов и других организаций, характера и размера, числа потерпевших.
К серьезному вреду можно отнести приостановку деятельности всего юридического лица или его подразделений, потерю рабочих мест, сокрытие преступления, порчу репутации фирмы, нарушение конституционных прав физических лиц, намеренное снижение платежеспособности организации.
В ст. 285 УК РФ упоминаются 3 вида субъектов злоупотребления: должностное лицо, государственный служащий, глава местного органа власти. Под должностными лицами понимаются 3 категории служащих:
- представители власти. В эту категорию входят сотрудники правоохранительных органов (полиция, Росгвардия и др.) и контролирующих инстанций (налоговики, таможенники и др.), а также лица, осуществляющие законодательную, исполнительную и судебную власть: депутаты, судьи, сотрудники администрации Президента и др.;
- граждане, выполняющие организационно-распорядительные функции: руководители подразделений госучреждений, врачи, сотрудники аттестационных комиссий и др.;
- лица, выполняющие административно-хозяйственные функции. Это материально ответственные сотрудники, уполномоченные управлять и распоряжаться имуществом, деньгами и другими активами работодателя.
Лиц на государственных должностях можно подразделить на 2 подкатегории: граждане, занимающие государственную должность (Президент, Председатель Правительства, сотрудники ЦИК и др.) и служащие субъектов РФ;
К главам органов местного самоуправления относятся руководители муниципальных образований (городов, поселений) и председатели представительных органов местного самоуправления.
Ст. 285 УК РФ не охватывает использование «авторитета» должности. К примеру, не будет считаться злоупотреблением требование денег от подрядчиков, некачественно выполнивших работу по договору, если они не являются подчиненными должностного лица.
Резюме
Злоупотребление служебными полномочиями квалифицируется по ст. 285 УК. Состав преступления заключается в использовании должностного влияния не по назначению.
Обязательный признак злодеяния – мотив. Злоумышленника побуждала к действию корысть или стремление получить личные нематериальные блага, например, продвинуться по карьерной лестнице.
Преступление совершается с умыслом. Нарушитель понимал противоправность своих действий, но продолжал их. Но если сотрудник преступил закон по принуждению или необходимости, наказание не будет назначено.
Если ущерб незначителен, деяние расценивается как административный проступок. Если ситуация серьезная, виновному могут вменить разные санкции – от большого штрафа до длительного тюремного заключения.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.
Злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ)
Злоупотребление должностными полномочиями – одно из самых распространённых должностных преступлений, направленных на подрыв авторитета государства, нарушение нормальной работы органов госвласти. Виновный в совершении данного преступления использует предоставленные ему в силу должностного положения полномочия во зло, вопреки интересам службы.
Количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст.285 УК РФ, снижается год от года: так, по данным портала правовой статистики, в 2012 году было выявлено чуть более 4 тысяч подобных деяний, а в 2018 году – более 2,2 тысяч. Но это вовсе не говорит о том, что данных преступлений совершается меньше.
Злоупотребление должностными полномочиями стало носить более завуалированные формы, поэтому его достаточно сложно обнаружить.
Итак, рассмотрим состав простого злоупотребления должностными полномочиями, предусмотренный ч.1 ст.285 УК РФ.
- Объект: нормальная деятельность органов госвласти и местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений. В качестве дополнительного объекта могут рассматриваться права и свободы людей, а также экономические интересы государства.
- Объективная сторона: использование должностным субъектом своих полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение правомочий и интересов граждан, организаций, либо интересов общества и государства. То есть формально субъект не превышает свои должностные полномочия, однако его действия идут вразрез с интересами службы. Злоупотребление может совершаться путем активных действий либо путем бездействия.
- Субъект: должностное лицо, наделенное полномочиями представителя власти, либо выполняющее административные, организационные, распорядительные функции в органах власти, государственных и муниципальных учреждениях и других организациях с государственным участием.
- Субъективная сторона: прямой или косвенный умысел. Мотив – корыстная или иная личная заинтересованность, например, желание выслужиться перед начальством, добиться высоких показателей по службе и т.п.
При наличии всех перечисленных признаков можно говорить о злоупотреблении должностными полномочиями.
Рассматриваемая статья содержит признаки, наличие которых влечёт более суровое наказание. Назовем их:
- субъектом преступления является лицо, занимающее государственную должность РФ, должность субъекта РФ, либо являющееся главой органа местного самоуправления;
- деяние повлекло за собой тяжкие последствия (например, это могут быть производственные аварии, длительное нарушение работы предприятия, причинение значительного материального ущерба и т.д.).
Ответственность по ст.285 УК РФ
Что касается наказаний за злоупотребление должностными полномочиями по ч.1 ст.285 УК РФ, то они альтернативные:
- до 80 тысяч рублей штрафа (или в размере заработка виновного лица за период до полугода);
- до 5 лет запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- до 4 лет принудительных работ;
- от 4 до 5 месяцев ареста;
- до 4 лет пребывания в колонии.
«Какое наказание чаще всего получают субъекты за злоупотребление должностными полномочиями? По данным Судебного департамента при ВС РФ, подавляющее большинство осужденных штрафуются, также достаточно часто граждане лишаются права занимать определенные должности.
Лишение свободы применяется, но редко (в основном, суды назначают не более 1 года лишения свободы)».
При наличии отягчающих обстоятельств наказание, естественно, ужесточается.
Так, если субъект занимал государственную должность РФ, то максимальная санкция – до 7 лет лишения свободы с запретом занимать определенные должности в течение 3 лет.
Если деяние повлекло тяжкие последствия, то наказание – только помещение в колонию на срок до 10 дет с запретом занимать определенные должности в течение 3 лет.
Однако негативным последствием возбуждения дела по ст.285 УК РФ будет также и потеря занимаемой должности. «Темное пятно» в виде судимости по данной статье фактически закроет доступ гражданину к службе в государственных и муниципальных органах власти.
Отметим, что на практике злоупотребление должностными полномочиями часто сочетается с другими преступлениями – служебным подлогом, получением взятки и т.д., что напрямую влияет на итоговый приговор. Приведем пару реальных примеров.
Экс-начальник УМВД РФ по Томской области – Игорь Митрофанов – был осужден за взяточничество в особо крупном размере, злоупотребление должностными полномочиями, а также за мошенничество при получении выплат.
По версии следствия, Митрофанов сознательно игнорировал противозаконные действия своего подчиненного, вымогавшего взятку у лица, подозреваемого в незаконной банковской деятельности.
Кроме того, бывший правоохранитель получал различные имущественные преференции от делового партнера своих родственников в обмен на общее покровительство.
Было также установлено, что Митрофанов предоставил ложные данные в центр финансового обеспечения, из-за чего переплата по его пенсии за год составила более 200 тысяч рублей. Суд признал экс-начальника виновным в совершении вменяемых ему преступлений: Митрофанов получил 8 лет колонии условно, штраф в размере 6 млн 475 тысяч рублей, а также запрет занимать должности в МВД РФ в течение 5 лет.
Бывший замглавы отдела МВД РФ по району Лефортова – Анзор Шулая – был признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями, служебном подлоге, в мошенничестве в особо крупном размере и присвоении (растрате) в особо крупном размере.
Судя по материалам дела, правоохранитель возвратил похищенные драгоценности общей стоимостью более 350 млн рублей, являющиеся доказательством, ювелирному магазину в обмен на определенное «вознаграждение». Кроме того, Шулая занимался подделкой документов по уголовным делам с целью частичного присвоения ценных вещественных доказательств.
В итоге суд назначил Шулая 8 лет колонии общего режима, лишил звания майора юстиции и запретил осуществлять организационно-распорядительную деятельностью в течение 3 лет.
Помощь адвоката по ст.285 УК РФ
Безусловно, адвокат по ст.285 УК РФ необходим, причем не любой, а имеющий богатый опыт работы по данной статье.
Объясняется это тем, что достаточно часто правоохранительные органы, расследующие преступление, могут оказывать давление на подозреваемого или обвиняемого, заставляя его «попутно» признаваться в других преступлениях.
Именно поэтому уголовный адвокат должен вступить в дело как можно раньше, в идеале – на стадии доследственной проверки. В этом случае существует шанс, что уголовное дело не будет возбуждено.
Если все же в отношении должностного лица дело было заведено уголовное дело по ст.285 УК РФ, адвокат может добиться:
- прекращения уголовного дела (уголовного преследования);
- переквалификации деяния с частей 2-3 на часть 1 ст.285 УК РФ, предусматривающую более мягкое наказание;
- освобождения от уголовной ответственности при вменении ч. 1 ст. 285 УК РФ, если преступление совершено впервые (с назначением судебного штрафа, за примирением сторон, в связи с деятельным раскаянием);
- переквалификации деяния на другую статью Кодекса, предусматривающую более мягкое наказание (например, на ст.293 УК РФ «халатность»);
- назначения наиболее мягкого наказания из возможных;
- назначения наказания ниже низшего предела;
- назначения только основного наказания без применения дополнительного;
- вынесения оправдательного приговора.
Что делать, если приговор уже вынесен? В этом случае обращение к адвокату также не будет лишним, поскольку специалист может обжаловать судебный акт, добившись назначения более мягкого наказания.
Если у Вас остались вопросы, либо Вы желаете заручиться поддержкой защитника по должностным преступлениям – обращайтесь в АК «Судебный адвокат». Своевременная помощь специалиста позволит выработать позицию защиты и избежать ошибок, которые могут привести к трагическим уголовно-правовым последствиям.