Статья 280.1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации. Уголовный кодекс РФ

Территориальная целостность и неприкосновенность государственных границ Российской Федерации — это один из основополагающих критериев конституционного строя.

Но, к сожалению, некоторые граждане нашей страны или представители иностранных государств не соблюдают не только наше законодательство, которое обеспечивает недопустимость призывов к изменению конституционного строя, но и целый ряд Международно-правовых актов, направленных на противодействие экстремистской деятельности.

Целью настоящей статьи является рассмотрение положений действующего законодательства, в частности установления наказания за призывы к нарушению территориальной целостной Российской Федерации, а также определить, какие существуют особенности данного преступления и их последующий квалификации.

Статья 280.1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации. Уголовный кодекс РФНаказание за нарушение территориальной целостности Российской Федерации.

Характеристика

Для начала следует коснуться наиболее острого вопроса, который любят обсуждать, в основном, либерально настроенные граждане — это конституционное право на свободу слова, предоставленное и гарантированное каждому человеку.

 Пользуясь этим правом, люди, которые всеми правдами и не правдами пытаются изменить существующий порядок вещей и управленческую структуру государства, или, по крайней мере, надавить на принятие определённых решений, призывают народ своей страны и иностранных государств принять определённые решения по изменению государственных границ и, к примеру, отделиться от России и провозгласить независимость.

Наиболее актуальная для этого тема — это присоединение Крыма в 2014 году к составу Российской Федерации, или как правильнее и справедливее будет сказать, о воссоединении Крыма с РФ, которое не даёт покоя многим уже на протяжении 4-х лет.

Необходимо понимать, что действующее законодательство устанавливает введение ограничения на свободу слова, если оно оправдано и обосновано действующими международными и конституционными предписаниями, в число которых входит и защита территориальной целостности.

Статья 280.1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации. Уголовный кодекс РФ

Состав и наказание

Рассматриваемое преступление входит в понятие экстремистской деятельности, так как направленность его осуществления относится к незаконным изменениям действующего конституционного строя страны.

 Но в рамках Уголовного Кодекса РФ выделена отдельная статья, введённая в 2013 году и получившая последнюю редакцию в июле 2014 года под номером 280.

1, которая и устанавливает состав преступления и наказание за призывы к действиям по изменению территориальной целостности РФ, а именно:

  1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.
  1. Те же деяния, совершённые с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), наказываются обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определнные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трех лет.

Как видно из части первой, объективная сторона преступления выражается в осуществлении публичного заявления, смысл которого заключается в призыве к совершению действий по изменению/нарушению существующей территориальной целостности (изменение государственных границ). Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить формальность состава рассматриваемого преступления, который считается оконченным с момента начала осуществления публичного призыва.

Публичность призыва проявляться в любых формах придания огласки — это устная или письменная форма, использование технических средств, декларирование на публичном выступлении по средствам СМИ, в том числе воспроизведённое в сети Интернет, о чём свидетельствуют положения части второй статьи 280.1 УК РФ.

Необходимо понимать, что, например, само по себе выступление в сети Интернет автоматически не переходит в рамки публичного, так как данная обязанность возложена на суды, которые рассматривают каждый конкретный случай с учётом всех имеющихся обстоятельств (выбор аудитории, наличие экстремистской ноты в высказываниях и прочего).

Заключение

Следует разграничивать составы рассматриваемого преступления и схожего с ним деяния, квалифицируемое по статье 280 УК РФ. Диспозиция приведённой статьи 280.

1 охватывает только публичное высказывание, направленное на принятие мер по нарушению территориальной целостности РФ.

Если же подобный призыв сопровождался агитацией по применению насилия, например, по признаку расовой или идеологической принадлежности, то окончательная квалификация будет носить кумулятивный характер.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Оренбургской области

Административная и уголовная ответственность за призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации

  • В соответствии с частью 1 статьи 4 Конституции Российской Федерации суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
  • Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (часть 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации).
  • В Российской Федерации экстремистская деятельность находится под запретом, а соблюдение этого запрета — под строгим контролем.

К экстремизму (экстремистской деятельности) в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.07.

2002  114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в том числе относятся насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации.

Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, могут выражаться в агитации незаконного отделения определенной территории государства, призывах к ее захвату со стороны другого государства

Под публичными понимаются такие призывы, которые обращены к широкому кругу лиц (к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение в сети Интернет, демонстрация видеозаписей, фильмов и т.п.).

Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» 08.12.2020 № 420-ФЗ установлена  административная ответственность, предусмотренная  статьей 20.3.

2,за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Кроме того, за те же действия, совершённые с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), устанавливается повышенная административная ответственность.

  1. Размер административного штрафа на граждан предусматривается от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, в случае если аналогичные действия совершены с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») размер административного штрафа на граждан составит от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
  2. Правом возбуждать дела об указанных административных правонарушениях наделяются прокуроры, а их рассмотрение будет осуществляться судьями районных судов.
  3. В тоже время, за совершение повторно  аналогичного деяния, направленного на нарушение территориальной целостности Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность.

Согласно части 1 статьи 280.1.

Уголовного кодекса Российской Федерациипубличные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

Читайте также:  Как реагировать на оскорбления и вести себя в конфликте

Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») влекут более строгое уголовное наказание в виде обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (часть 2 статьи 280.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Разъяснение подготовлено прокуратурой Светлинского района

Прямая ссылка на материал
Поделиться

  • В соответствии с частью 1 статьи 4 Конституции Российской Федерации суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
  • Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (часть 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации).
  • В Российской Федерации экстремистская деятельность находится под запретом, а соблюдение этого запрета — под строгим контролем.

К экстремизму (экстремистской деятельности) в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.07.

2002  114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в том числе относятся насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации.

Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, могут выражаться в агитации незаконного отделения определенной территории государства, призывах к ее захвату со стороны другого государства

Под публичными понимаются такие призывы, которые обращены к широкому кругу лиц (к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение в сети Интернет, демонстрация видеозаписей, фильмов и т.п.).

Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» 08.12.2020 № 420-ФЗ установлена  административная ответственность, предусмотренная  статьей 20.3.

2,за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Кроме того, за те же действия, совершённые с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), устанавливается повышенная административная ответственность.

  1. Размер административного штрафа на граждан предусматривается от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, в случае если аналогичные действия совершены с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») размер административного штрафа на граждан составит от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
  2. Правом возбуждать дела об указанных административных правонарушениях наделяются прокуроры, а их рассмотрение будет осуществляться судьями районных судов.
  3. В тоже время, за совершение повторно  аналогичного деяния, направленного на нарушение территориальной целостности Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность.

Согласно части 1 статьи 280.1.

Уголовного кодекса Российской Федерациипубличные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») влекут более строгое уголовное наказание в виде обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (часть 2 статьи 280.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Разъяснение подготовлено прокуратурой Светлинского района

Опубликованы законы об ответственности за нарушение территориальной целостности и призывы к этому

Президент подписал законы об уголовной ответственности за нарушение территориальной целостности РФ и о введении административной преюдиции для публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности государства (законопроекты № 989291-7, № 989303-7).

Как ранее писала «АГ» поправки направлены на реализацию новой ч. 2.1 ст. 67 Конституции, согласно которой Россия обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности.

Призывы к отчуждению части территории государства и действия, направленные на такое отчуждение, не допускаются.

Исключение составляют делимитация, демаркация и редемаркация границы с сопредельными государствами.

В ходе рассмотрения проектов законов депутатами они практически не претерпели изменений.

Поправки в УК и УПК

Специальная норма об ответственности за нарушение территориальной целостности появится в УК РФОдновременно с этим предлагается предусмотреть административную преюдицию в отношении публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности государства

Первым законом изменены диспозиция и санкция ч. 1 ст. 280.1 УК, в которой установлена ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ. Теперь уголовная ответственность по этой норме будет наступать, только если деяние совершено лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности за аналогичное правонарушение в течение последнего года. Вместе с тем повышены минимальный и максимальный размеры штрафа, назначаемого по данной статье, до 200 и 400 тыс. руб. соответственно.

В пояснительной записке отмечалось, что отдельные статьи УК в той или иной мере и сейчас обеспечивают охрану территориальной целостности государства, однако в связи с закреплением в ст.

67 Конституции прямого запрета на нарушение территориальной целостности государства необходимо дополнить УК нормой об ответственности именно за это деяние. В связи с этим в Кодекс введена ст. 280.

2, согласно которой отчуждение части территории РФ или иные действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы), направленные на нарушение территориальной целостности государства, при отсутствии признаков вооруженного мятежа и публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности государства, наказываются лишением свободы на срок от 6 до 10 лет.

Стоит отметить, что, несмотря на отзывы Правительства РФ и Верховного Суда, которые предлагали уточнить диспозицию ст. 280.2 УК, никаких изменений в этой части внесено не было.

Читайте также:  Как подать иск к платной клинике поставившей неверный диагноз

Изменение КоАП

Вторым законом КоАП РФ дополнен ст. 20.3.2. Частью 1 нормы за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрен штраф в размере 30–60 тыс. руб. для граждан, 60–100 тыс.

руб. для должностных лиц и 200–300 тыс. руб. для организаций. Если же такие действия совершены с использованием СМИ, электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, суммы штрафа возрастают до 70–100 тыс. руб. для граждан, 100–200 тыс. руб. для должностных лиц и 300–500 тыс. руб. для организаций.

В пояснительной записке разработчики уточнили, что ст. 20.3.2 КоАП будет применяться к лицам, не подвергнутым ранее административному наказанию за аналогичные действия. С учетом предложенной ими диспозиции ч. 1 ст. 280.1 УК речь идет о непривлечении к ответственности по ст. 20.3.2 КоАП в течение последнего года.

Ответственность за производство и распространение экстремистских материалов, злоупотребление свободой массовой информации, а также за распространение владельцем аудиовизуального сервиса отдельной запрещенной информации (ст. 20.29, ч. 6 ст. 13.15, ч. 1 ст. 13.37 КоАП) в случае принятия поправок будет наступать только в том случае, если деяние не подпадет под ст. 20.3.2 того же Кодекса.

Правительство в своем отзыве, поддержав законопроект в целом, указало, что он не в полной мере учитывает ч. 2.1 ст. 67 Конституции. Это, по мнению госоргана, может привести к «широкому усмотрению правоприменителя в части определения действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации». Однако каких-либо изменений в связи с этим внесено не было.

Эксперты раскритиковали инициативу

Глава международной практики Международной правозащитной группы «Агора» Кирилл Коротеев, комментируя «АГ» поправки на стадии их внесения в Думу, отметил, что дополнение КоАП повлечет за собой большое количество дел о соответствующих административных правонарушениях: «Но их массовость и сравнительная мягкость санкции означают, что разработчики пытаются воспроизвести ситуацию, когда общество – в отличие от специализированных НКО и юристов – просто не уследит за множеством мелких дел, как это сейчас происходит с делами об административном экстремизме, а значит, давление на власть будет ниже». Также, по его мнению, это значит, что аналогичная статья УК будет практически похоронена: «Новая редакция ст. 282 УК применяется в единичных делах за год, а было по 500–600 дел! Так что смысл законопроекта отличается от текста: уголовное преследование за призывы к нарушению территориальной целостности властям организовать не удалось, они уже и не пытаются».

Адвокат АП г. Москвы Матвей Цзен в свою очередь поприветствовал введение административной преюдиции в ч. 1 ст. 280.1 УК: «Фактически это смягчение нормы, защищающее от случайного совершения преступления по незнанию или в полемическом запале.

К сожалению, изменения не затрагивают вторую часть этой же статьи, наказывающую за те же деяния – призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности, – но совершенные с использованием СМИ или Интернета.

В условиях, когда Интернет является основным средством любой публичной коммуникации, выделение его использования как квалифицирующего признака представляется излишним и даже несколько ретроградным».

Впрочем, добавил он, смягчение это скорее символическое, поскольку норма де-факто «спящая»: «Согласно данным судебной статистики, в прошлом году по ч. 1 ст. 280.1 УК был осужден один человек, а в 2018 г. – три человека».

Появление ст. 280.2 УК не вызывает никаких позитивных эмоций, говорил адвокат. По его мнению, с юридико-технической точки зрения это механическое, дословное перенесение части текста Конституции в Уголовный кодекс.

«Поскольку Конституция и УК – разные по законодательному уровню нормативные акты, то сформулированная для Конституции юридическая конструкция, механически перенесенная в текст Уголовного кодекса, смотрится в нем инородно и излишне общо», – считает Матвей Цзен.

Совершенно невозможно понять, какие конкретно действия наказываются именно по этой статье и не охватываются при этом ст. 279, 280.1, 323 УК, возмутился адвокат.

«Честно говоря, я так и не смог придумать хоть сколько-нибудь реалистичную ситуацию, которая бы подпадала под состав предлагаемой к введению статьи, но не охватывалась бы уже существующими статьями УК.

На мой взгляд, для потенциальных нарушителей территориальной целостности РФ никакого “зазора” между статьями УК в настоящий момент нет, и введение новой статьи просто-напросто излишне», – отмечал эксперт.

Анализ состава публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ)

Ахъядов Эльман Саид-Мохмадович Старший преподаватель кафедры Уголовного права и процесса ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

В декабре 2013 года в Уголовный кодекс РФ была введена новая статья 280.1 «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»[1].

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» 2002 г. нарушение целостности Российской Федерации относится к экстремистской деятельности (ст. 1), следовательно, норма, предусмотренная в ст. 280.

1 УК РФ, является специальной по отношению к норме, установленной в ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности».

В Пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации» сказано, что в настоящее время в УК РФ есть статьи, которые могут обеспечивать охрану территориальной целостности России. Среди них названы ст. 353 УК РФ «Планирование, подготовка и развязывание агрессивной войны», ст. 354 УК РФ «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны», ст. 323 УК РФ «Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации», ст. 279 УК РФ «Вооруженный мятеж», ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремисткой деятельности», ст. 282.2 УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации». Авторы данной пояснительной записки приходят к выводу, что «территориальная целостность государства не рассматривается действующим российским уголовным законодательством в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. Она выступает лишь в качестве факультативного объекта, причинение вреда которому способно повысить степень общественной опасности того или иного преступления». И предлагаемый законопроект, по их мнению, был призван ликвидировать данный пробел. Данные утверждения представляются ошибочными. [2,с.258]

Авторы пояснительной записки верно отмечают, «что нормы, направленные на защиту территориального верховенства Российского государства, в действующем УК РФ существуют. Так, в статье 2 УК РФ при определении задач уголовного законодательства в качестве объектов охраны называется конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества.

Целостность и неприкосновенность государства, согласно части 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации относится к числу основ ее конституционного строя, как составная часть суверенитета», в то же время они забывают о том, что в настоящее время в УК РФ имеется ст.

278, которая предусматривает ответственность за действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ. Как уже было сказано выше, в соответствии с ч. 3 ст.

4 Конституции РФ Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Кроме того, ч. 3 ст. 5 устанавливает, что федеративное устройство РФ основано на ее территориальной целостности. Оба этих положения расположены в Главе 1 Конституции РФ («Основы конституционного строя») и являются основами конституционного строя РФ.

Следовательно, нарушение территориальной целостности РФ будет являться изменением конституционного строя РФ, то есть территориальная целостность государства все-таки рассматривается действующим российским уголовным законодательством в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны.[3,с.59]

Читайте также:  Отчисление за неуспеваемость

Какими конкретно могут быть действия, направленные на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, законодатель не уточняет, а сама формулировка «действия, направленные на», дает возможность довольно широкого толкования данной статьи.

Так, к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности России и запрещенным УК РФ, могут относиться, например, преступления террористической направленности, если они совершены в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, связанного с нарушением территориальной целостности Российской Федерации, организация незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК РФ), противоправное изменение ее государственной границы (ст. 323 УК РФ) и многие другие. Поскольку объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 280.1 УК РФ, не ограничивается призывами лишь к уголовно-наказуемым деяниям, то, как представляется, по этой статье суды могут квалифицировать и призывы к деяниям, не запрещенным Уголовным кодексом РФ. Иначе говоря, проблема ст. 280 УК РФ, предусматривающей ответственность в том числе за призывы к не запрещенным уголовным законом действиям, в полной мере распространяется и на ст. 280.1 УК РФ. Помимо этого, действиями, направленными на нарушение территориальной целостности РФ могут являться не только преступления, но и приготовление к ним, в результате чего призывы к этим действиям будут по сути приготовлением к приготовлению. Такое расширенное толкование представляется недопустимым.

Кроме того, в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» сказано, что к экстремистской деятельности относится насильственное изменений основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации. Представляется, что условие «насильственное» относится к нарушению целостности также как и к изменению основ конституционного строя.

В связи с этим формулировку диспозиции статьи 280.1 предлагается изменить на следующую: «Публичные призывы к насильственному нарушению территориальной целостности Российской Федерации».

Таким образом, публичные призывы в рамках ст. 280.1 УК РФ будут ограничены лишь призывами к действиям, направленным на насильственное изменение конституционного строя РФ (ст. 278 УК РФ).

Кроме того, представляется целесообразным поместить данную статью после ст. 278 УК РФ, поскольку это в большей степени соответствует характеру публичных призывов к насильственному нарушению территориальной целостности РФ.

В специальной литературе отмечается, что нарушение территориальной целостности может иметь три формы: 1) распад государства на два или большее число государств; 2) отделение от государства части его территории и образование самостоятельного государства; 3) отделение от государства части его территории и присоединение ее к другому государству.

При этом приращение части территории государства не рассматривается как нарушение ее территории175. То есть призывы в рамках ст. 280.

1 УК РФ могут быть к насильственному распаду государства на два или большее число государств, насильственному отделению от государства части его территории и образованию самостоятельного государства и насильственному отделению от государства части его территории и присоединению ее к другому государству.

Таким образом, под действие данной статьи не будут подпадать призывы к приготовлению к преступлениям, направленным на нарушение территориальной целостности.

Помимо этого, не будут подпадать под действие этой статьи и призывы к ненасильственному нарушению территориальной целостности, например, призывы к противоправному изменению Государственной границы Российской Федерации (ст. 323 УК РФ), которое экстремистской деятельностью не является и, как известно, может быть выполнено путем простого перемещения пограничного знака, максимальное наказание за которое в настоящий момент не превышает 2-ух лет лишения свободы.

В качестве квалифицированного состава рассматриваемого преступления законодатель выделил призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенные с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»). Понятие средств массовой информации было рассмотрено в предыдущем параграфе. Несмотря на то, что формулировка квалифицированного состава несколько отличается от формулировки ч. 2 ст. 280 УК РФ, представляется, что их смысл одинаков.

Литература:

  1. Федеральный закон «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 28.12.2013 г. №433-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2013. № 52 (часть 1). Ст. 6998.

  2. Бидова Б. Б. Психолого-политическое понимание экстремизма // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 259-260.

  3. Можегова А.А. Экстремистские преступления и преступления экстремистской направленности по Уголовному праву Российской Федерации: диссертация … кандидата юридических наук. — М., 2015.- 169 с.

Чем в России грозят призывы к отчуждению территорий

  • Документ внес поправки в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», направленные на реализацию новых положений Конституции РФ. 
  • Что предложено в законе?
  • Экстремистской деятельностью будет считаться нарушение территориальной целостности Российской Федерации, в том числе отчуждение части ее территории (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы с сопредельными государствами). 

До принятия закона экстремизмом признавалось, помимо прочего, только нарушение целостности РФ, без уточнения о части ее территории.

Закон, как подчеркнул Председатель профильного Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев, «предлагает правовой механизм реализации части 2.1 статьи 67 Конституции о защите суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации».

Почему закон необходим?

Это первый закон, который был подготовлен после того, как вступили в силу изменения в Конституцию РФ. Как подчеркивал ранее Председатель ГД Вячеслав Володин, «любые призывы отделить от России регион или его часть неприемлемы и должны строго пресекаться».

Какая грозит ответственность?

Действующее законодательство уже предусматривает ответственность за публичные призывы к нарушению территориальной целостности России, однако в связи с принятием поправок в Конституцию эти нормы Уголовного кодекса, а также Кодекса об административных правонарушениях предлагается усовершенствовать. 

Соответствующие поправки в УК РФ внесены, и, как отмечал их автор Председатель профильного Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, их рассмотрение запланировано уже на осеннюю сессию.

Поправками предлагается изменить условия привлечения к уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, введя административную преюдицию. Таким образом, если правонарушение совершено впервые, то будет наказываться в административном порядке, а не в уголовном, как сейчас.

За призывы против территориальной целостности, в случае принятия поправок, будет грозить административная ответственность в виде штрафов для граждан — от 30 до 60 тыс. рублей, для должностных лиц — от 60 до 100 тыс. рублей, для юридических — от 200 до 300 тыс. рублей. 

Эти штрафы будут больше, если призывы осуществлялись в СМИ или интернете. 

Повторные призывы к нарушению территориальной целостности повлекут за собой уже уголовную ответственность — штрафы до 400 тыс. рублей либо до четырех лет лишения свободы.

Кроме того, в Уголовный кодекс предлагается ввести новую статью 280.2 «Нарушение территориальной целостности РФ».

В ней предусматривается уголовная ответственность за отчуждение части территории РФ или иные действия, направленные на нарушение территориальной целостности (за исключением работ по определению границ с сопредельными государствами). В качестве наказания устанавливается лишение свободы на срок от шести до 10 лет.