Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

Если механик или любое другое ответственное лицо не проследили за тем, чтобы ремонт транспортного средства (ТС) или его допуск к эксплуатации были выполнены надлежащим образом, и в нем остались технические неполадки, что, в свою очередь, повлекло гибель людей или причинение им серьезных увечий, такие деяния квалифицируются согласно составу преступления по ст. 266 УК РФ. Здесь мы разберем особенности нарушения с точки зрения уголовного права.

Суть ст. 266 УК РФ с ми

Статья содержит перечень наказаний за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями лицом, которое было ответственно за их состояние, если результатом подобных деяний стало причинение серьезного вреда здоровью человека.

В ч. 2 и ч. 3 этой статьи указаны меры ответственности за те же преступления, но в случаях, когда они повлекли за собой смерть одного или нескольких человек соответственно.

Справка. Под недоброкачественным ремонтом понимается частичное исправление дефектов ТС, транспортного оборудования или путей сообщения. В этом случае ответственность по статье несет лицо, которое занималось ремонтом транспорта.

Недоброкачественным ремонтом признаются следующие виды работ:

  • опасные для эксплуатации дефекты не были ликвидированы;
  • установка нового, но некачественного оборудования или запасных частей.

Отремонтированные ТС должны отвечать определенным стандартам, правилам и руководствам по их технической эксплуатации. Это проверяют уже другие должностные лица, отвечающие за проверку транспорта перед его отправкой.

Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

Выпуск в эксплуатацию – это разрешение ответственного лица на использование ТС, которое имеет какие-либо технические неполадки. Основные правила по допуску к эксплуатации ТС перечислены в соответствующих кодексах: ПДД, Воздушном кодексе РФ и т. д. Наказание уже несет то лицо, которое по работе отвечает за техническое состояние ТС.

Между некачественным ремонтом и выпуском в эксплуатацию существует прямая связь, так как при этом вред наносится не самим водителем транспорта, а тем лицом, которое отвечало за его ремонт.

Общественная опасность деяния заключается в том, что преступники посягают на безопасность функционирования ТС, что, в свою очередь, может повлечь гибель многих людей или нанесение им тяжких телесных повреждений.

Состав преступления – условия наступления ответственности

Предметами посягательства выступают:

  • ТС (подразумеваются любые виды – от самолета до автомобилей);
  • пути сообщения (рельсы, взлетно-посадочные полосы, каналы и т. д.);
  • транспортное оборудование (любые устройства, предназначенные обеспечить нормальную работу ТС – семафоры, маяки, шлагбаумы и пр.)

Объективная сторона характеризуется следующими факторами:

  • некачественный ремонт ТС и их выпуск в эксплуатацию с техническими неполадками;
  • нанесение серьезного ущерба здоровью человека или его смерть;
  • наличие причинно-следственной связи между этими двумя происшествиями.

Она проявляется как в форме действия (например, лицо не стало заменять поврежденную деталь транспорта, понадеявшись, что она еще выдержит какое-то время) или бездействия (когда гражданин по небрежности не заметил какой-либо технической неполадки в ТС).

Субъективная сторона – это форма вины в виде неосторожности. В этом случае речь идет о легкомыслии или небрежности со стороны лица, отвечающего за ремонт ТС. Если гражданин совершает подобное деяние умышленно, то оно квалифицируется уже по другим статьям УК РФ (против жизни людей или объектов собственности).

Правонарушение считается оконченным тогда, когда указанные в статье 266 УК РФ последствия (причинение тяжкого ущерба здоровью человека или гибель людей) уже наступили.

Описанные правонарушения в ч. 1 ст. 266 УК РФ относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а в чч.2 и 3 этой статьи – к средней тяжести.

  • Уголовная ответственность за нарушение правил международных полетов по статье 271 УК РФ.
  • Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта разных видов.

Субъекты и объекты преступлений – кто и за что несет ответственность

Объекты преступления – безопасность эксплуатации ТС и их нормальное функционирование, перечисленные в ст. 263 и ст. 264 УК РФ. В этой статье выделяются два вида посягательства на этот объект: некачественный ремонт и выпуск его в эксплуатацию с техническими неполадками.

Оба происшествия взаимосвязаны, так как они предполагают использование ТС, которые не должны эксплуатироваться, что, в свою очередь, может повлечь нанесение тяжких телесных повреждений людям или их массовую гибель.

Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

Дополнительными объектами выступают здоровье и жизни граждан, а факультативным – чужие объекты собственности.

Определение субъекта правонарушения зависит от характера объективной стороны. Он бывает как общим, так и специфическим.

В первом случае это вменяемый гражданин, достигший 16 лет, который выполняет ремонт ТС после того, как другое должностное лицо уже проверило его и не обнаружило технических неполадок.

Во втором случае это человек, который отвечает за допуск ТС к эксплуатации после всех проверок либо предоставляющий свой личный транспорт для эксплуатации другим гражданам. Это могут быть ИП, у которых есть соответствующая лицензия, либо работники транспортных или ремонтных организаций.

Справка. Если ТС находилось в собственности у компании, то ответственность накладывается на ее руководителей и прочих должностных лиц. Те, кому был предоставлен транспорт во временное использование, уже не отвечают за его техническое состояние.

Как доказывается правонарушение

К особенностям доказывания этого преступления относится в первую очередь установление причинно-следственной связи между некачественным ремонтом ТС или его допуском к эксплуатации и непосредственно причинением тяжкого вреда здоровью или гибелью людей.

Ведь преступные последствия наступают не напрямую вследствие действий отвечающих за ремонт лиц, но по причине эксплуатации ТС другими гражданами.

Поэтому при квалификации деяния по ст. 266 УК РФ тщательно проверяется техническое состояние транспорта, какие неполадки у него были, а также устанавливается, кто выполнял ремонт и кто отвечал за выпуск ТС с серьезными поломками.

Иногда сделать это крайне сложно ввиду почти полного разрушения транспорта. Например, как в случае авиакатастроф, когда анализ данных и причин аварии занимает от года до 2-3 лет.

Внимание! Основные методы доказательств: проведение судебно-технической экспертизы ТС и допрос всех должностных лиц, которые были причастны к ремонту транспорта.

Если не было доказано, что авария ТС произошла именно по причине некачественного ремонта или его допуска к эксплуатации с явными поломками, то такое деяние квалифицируется уже по другим статьям УК РФ или КоАП РФ.

Допустим, и сам собственник ТС, и водители знали заранее об имеющихся неполадках, но по преступной небрежности не стали ими заниматься. Тогда их действия квалифицируются по ст. 264 УК РФ.

Квалификационные признаки преступления по статье

Основные признаки, по которым правонарушение квалифицируют по ст. 266 УК РФ:

  1. Причинение лицам тяжких телесных повреждений. После происшествия проводится их медицинский осмотр, затем выносится заключение врача о состоянии их здоровья. Такие справки приобщаются к материалам дела.
  2. Смерть одного или более двух граждан. Судмедэксперт осматривает трупы и также выносит свое экспертное заключение о причинах их гибели.

Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

Меры ответственности за преступления по статье 266 УК РФ

Если правонарушение квалифицировано по ч. 1 ст. 266 УК РФ, то избираются следующие типы наказаний:

  • штраф суммой от 100 до 300 000 руб. или з/п за 1-2 года;
  • ограничение передвижений лица на 3 года;
  • принудительные работы на 2 года с наложением запрета на право осуществления деятельности в области ремонта ТС или их допуска к эксплуатации на 3 года (последняя санкция факультативна);
  • заключение в тюрьму на 2 года с использованием вышеуказанной санкции (применяется по усмотрению судьи);
  • арест на полгода.
Читайте также:  Список профессий дающих право на досрочный выход на пенсию

Допустим, результатом правонарушения стала смерть одного человека. Тогда преступника приговорят к принудительным работам на 5 лет или заключению в колонию на тот же срок.

Если произошла гибель более двух лиц, к правонарушителю применяют вышеназванные меры ответственности, но период заключения в тюрьму увеличивается до 7 лет.

Конкретное наказание избирается судьей после рассмотрения всех обстоятельств произошедшего.

Заключение

Если по небрежности механики или прочие должностные лица не заметили технических неполадок ТС и допустили его до эксплуатации и эти действия привели к гибели людей или причинению их здоровью серьезного ущерба, то такие деяния квалифицируются по ст. 266 УК РФ. Наказаниями за них становятся штрафы, принудительные работы, заключение в тюрьму или арест. Выбор конкретной меры входит в функции суда, рассматривающего дело. На него влияют все обстоятельства происшествия.

Ответственность лиц, контролирующих техническое состояние транспортных средств, за выпуск на линию неисправных транспортных средств и нарушение правил технической эксплуатации

 Преступления, совершаемые лицами, обеспечивающими надлежащие условия для безопасности движения и эксплуатации транспортных средств: недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями Ст. 266 УК РФ; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта Ст. 268 УК РФ; нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов Ст. 269 УК РФ.

К числу преступлений в сфере функционирования транспорта относятся: недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию (ст. 266 УК); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.

267 УК); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст.

269 УК); неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК).

Преступления этой группы не относятся к числу нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами, т.е.

они осуществляются в сфере, сопутствующей обеспечению безопасности движения и эксплуатации таких средств.

Однако по степени опасности они приравниваются законодателем к нарушениям правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263 и 264 УК).

Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК) ставит под угрозу безопасность движения даже в случаях, когда лицо, управляющее транспортным средством, не нарушает Правил дорожного движения.

Законодатель в ст. 266 УК объединил два состава преступления, ответственность за которые в УК 1960 г. предусматривалась в разных статьях (ст. 85 и 211), уточнив признаки и расширив при этом сферу действия статьи.

Объединение названных составов преступления в одной статье обусловлено тем, что в основе их лежит использование технически неисправных транспортных средств или систем обеспечения их безопасности[ Козун А.В.

Уголовная ответственность за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями.

Степень опасности рассматриваемых деяний определяется серьезной угрозой безопасному функционированию любого вида транспорта, как источника повышенной опасности.

Объектом рассматриваемого преступления является безопасность функционирования транспорта. Дополнительным объектом в зависимости от наступивших последствий выступают жизнь или здоровье граждан, материальные интересы.

Предметом могут быть не только транспортные средства (железнодорожные, воздушные, морские, речные, автомобильные и иные механические транспортные средства), но и пути сообщения, средства сигнализации, средства связи и иное транспортное оборудование, обеспечивающие безопасность функционирования транспорта.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 266 УК, заключается в: а) недоброкачественном ремонте транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно б) выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

При недоброкачественном ремонте отремонтированные транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо иное транспортное оборудование не соответствуют необходимым техническим требованиям, обеспечивающим безопасность функционирования транспорта и элементов технической системы его эксплуатации.

Диспозиция данной нормы бланкетная, производство ремонта определяется конкретными нормативами и технологическими правилами, и поэтому вопрос об ответственности по ст. 266 УК может быть решен лишь при установлении нарушений этих нормативов и правил.

Учитывая их разнообразие и специфичность, в каждом конкретном случае проводится техническая экспертиза.

Недоброкачественный ремонт — это выполнение работ по восстановлению функциональных способностей поврежденных транспортных средств и транспортного оборудования с отступлением от установленных нормативов качества.

При выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства выдается разрешение на использование транспортного средства, имеющего такие технические неисправности, которые способны создать аварийную обстановку в процессе его функционирования и привести к последствиям, указанным в ст. 266 УК. Выпуск в эксплуатацию осуществляется путем как прямого указания использовать транспортное средство, имеющее техническую неисправность, так и оформления надлежащих документов на выпуск его на линию.

И недоброкачественный ремонт, и выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства возможны путем действия и бездействия[ Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. М., 1997. С. 241.].

Обязательным признаком рассматриваемого состава преступления является наступление определенных последствий: тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба (ч. 1 ст. 266 УК), смерть одного (ч. 2) или двух и более лиц (ч. 3).

Понятие «крупный ущерб» не отличается от аналогичного понятия при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта (ст. 263 УК). При отсутствии последствий, предусмотренных ст.

266 УК, недоброкачественный ремонт транспортных средств, а равно и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями могут влечь лишь дисциплинарную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

Обязательным признаком рассматриваемого состава преступления является причинная связь между недоброкачественным ремонтом, а равно выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями.

Причинная связь в этих случаях носит опосредованный характер, так как общественно опасные последствия причиняются не непосредственно субъектом преступления, а теми лицами, которым он вверил заведомо для него недоброкачественно отремонтированное либо заведомо неисправное транспортное средство.

Преступление признается оконченным с момента наступления предусмотренных в ст. 266 УК последствий.

С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожной виной, выражаемой в виде как легкомыслия, так и небрежности. Виды неосторожности дифференцируются в зависимости от отношения виновного к последствиям.

При недоброкачественном ремонте возможно и легкомыслие (виновный допускает определенные нарушения, самонадеянно рассчитывая при этом на ненаступление опасных последствий), и небрежность (виновный не предвидит опасные последствия, хотя был обязан и мог предвидеть).

Выпуск в эксплуатацию транспортного средства с техническими недостатками также может быть по легкомыслию (виновный сознает возможность опасных последствий, но ошибается, например, в причиняющих свойствах технической неисправности) и по небрежности (выпуская транспортное средство, лицо не предвидит наступление опасных последствий, однако должно и могло предвидеть при должной внимательности и предусмотрительности). В литературе отмечалось, что выпуск в эксплуатацию транспортного средства с техническими неисправностями чаще совершается по легкомыслию.

Субъект преступления, предусмотренного ст. 266 УК, специальный. При недоброкачественном ремонте — это любое, достигшее 16 лет, лицо, которое осуществляет ремонт транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо иного оборудования.

Субъектом же выпуска в эксплуатацию транспортного средства с техническими неисправностями могут быть только лица, ответственные за техническое их состояние на определенных участках.

Например, работники автотранспортных предприятий, обязанные обеспечивать контроль за выпуском из предприятия технически исправных транспортных средств.

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК). Степень опасности рассматриваемого материальному ущербу, дезорганизации работы транспорта[ Новое Уголовное право России. / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., 1996. С. 94.].

Законодатель счел данное преступление самым тяжким из всех транспортных преступлений, предусмотрев ответственность за это деяние вплоть до 10 лет лишения свободы (ч. 3).

  • Объектом преступления является безопасность функционирования любого вида транспорта.
  • Предметом преступления могут быть транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи и другое транспортное оборудование.
  •                                               4. Задача
  • Сумеет ли водитель автомобиля ТАВРИЯ-1102 в условиях движения по снежному покрытию, предотвратить наезд на пешехода, неожиданно появившегося на проезжей части, если с момента начала торможения до пешехода осталось 45 м.
Читайте также:  Сроки разработки бизнес плана
V0, м/с a, дел. b, дел. c, дел. e, дел. Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями
19,4 6 0,5 2 5,2 0,1 1

Построить диаграмму торможения

Решение:

1. Диаграмму торможения строим по длинам отрезков времени, замедления, начальной скорости, с учетом выбранного масштаба.

  1. 2. Определяем величины отрезков времени
  2. t1=a·mt =6*0,1=0,6 с- время реакции водителя
  3. t2=b·mt = 0,5*0,1=0,05 с- запаздывания срабатывания тормозного привода с,
  4. t3=с·mt =2*0,1=0,2 с нарастания замедления
  5.  3. Определяем величину максимального замедления  jmax
  6. Jmax=mj∙ c∙ tgα= mj∙ e
  7. Jmax =1*5,2=5,2 м/с
  8. 4. Остановочный путь автомобиля Таврия-1102
  9. Sост=(t1+t2 +0,5t3)·V0+ V20 /(2jmax)
  10. Sост+= (0,6+0,05+0,5*0,2)*19,4+ 19,42/(2*5,2)= 14,55+36,18=50,73

Вывод: Так как остановочный путь больше расстояния до внезапно появившегося пешехода, т. е. 50,73>45 м, следовательно, водитель не сумеет остановить автомобиль.

Диаграмма торможения

Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

Используемая литература:

1.А.И. Копусов. Главный справочник автомобилиста. — Рипол Классик. 2009 г.

2. Л. И. Епифанов. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. – Москва. Ид. «Форум» — инфра — М. 2009 г.

3. . Швацкий А.А. Справочник механика, М.: Транспорт, 2000г.

Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

  • 1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
  • наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • 2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
  • наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
  • 3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —
  • наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к ст. 266 УК РФ

Основным объектом рассматриваемого преступления является безопасность движения и эксплуатации транспорта. Дополнительный объект — жизнь и здоровье человека. К предмету преступления относятся как транспортные средства, так и транспортное оборудование, пути сообщения, средства сигнализации, связи и др.

Использование неисправного источника повышенной опасности ставит под угрозу причинения вреда безопасность движения, жизнь и здоровье людей. Эксплуатация неисправных транспортных средств даже при соблюдении всех правил может повлечь за собой необратимые последствия.

Объективная сторона заключается в выполнении альтернативных деяний. Это или недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения и др., или выпуск в эксплуатацию неисправных транспортных средств. Состав преступления материальный.

Поэтому в содержание объективной стороны входят общественно опасные последствия и причинная связь между деянием и последствиями.

В этой связи при решении вопроса о наличии рассматриваемого состава преступления необходимо установить причинную связь между недоброкачественным ремонтом отдельных систем, узлов транспортного средства, а также нарушением технологического процесса при их установке или замене и выпуском его в эксплуатацию и наступившими последствиями, указанными в ст. 266 УК РФ.

Под недоброкачественным ремонтом транспортного средства следует понимать неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установку недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства). При этом важно установить, нарушение каких конкретно правил и нормативов повлекло наступление последствий, указанных в ст. 266 УК РФ.

Под выпуском в эксплуатацию (действиями или бездействием) технически неисправных транспортных средств следует понимать невыполнение должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства, выпущенного в эксплуатацию с техническими неисправностями.

К таким лицам могут быть отнесены работники государственных, общественных или коммерческих организаций, на которых инструкциями, правилами или соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного или должностного положения возложена ответственность за техническое состояние транспортных средств.

Выпуск в эксплуатацию осуществляется путем выдачи разрешения на использование неисправного транспортного средства. Такое разрешение может быть устным или письменным, полученным по другим источникам. Форма разрешения не имеет значения для квалификации деяния. Деяние может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия.

Перечень технических неисправностей, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортных средств, предусмотрен Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и другими нормативными правовыми актами.

В частности, Основными положениями должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственного технического осмотра и т.д.

Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления являются общественно опасные последствия. К ним относятся: причиненный по неосторожности тяжкий вред здоровью человека (ч. 1 ст. 266 УК РФ); причиненная по неосторожности смерть человеку (ч. 2 ст.

266 УК РФ); причиненная по неосторожности смерть двум или более лицам (ч. 3 ст. 266 УК РФ).

Причинная связь между деянием и последствиями в данном случае носит опосредованный характер, поскольку непосредственно последствия наступают не в результате действий лица, недоброкачественно отремонтировавшего или выпустившего неисправное транспортное средство, а в результате действий лица, эксплуатирующего транспортное средство. Преступление, предусмотренное ст. 266 УК РФ, является оконченным с момента наступления последствий в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека или его смерти.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется неосторожной формой вины (легкомыслие или небрежность). Мотивы совершения преступления могут быть различны. Они не влияют на квалификацию деяния.

Субъект преступления специальный.

Им могут быть как работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть.

Читайте также:  Выплата дивидендов по акциям

Не является субъектом преступления лицо, если на него не возлагалась ответственность за эксплуатацию транспортного средства или его техническое состояние, например в случае выделения лицу персональной автомашины.

Судебная практика по статье 266 УК РФ

Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями. Ст 266

Диспозиция- Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека

Место в УК РФ- Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка, Глава 27. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

  • И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
  • Основным объектом данного преступления является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с недоброкачественным ремонтом транспортных средств и выпуском их в эксплуатацию с техническими неисправностями.
  • Дополнительным объектом являются здоровье и жизнь людей.

Предметом данного преступления являются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации, связи или иное транспортное оборудование. Под транспортными средствами по смыслу диспозиции нормы, предусмотренной ч.

1 ст. 266 УК РФ, понимаются любые транспортные средства железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного транспорта (тепловозы, электровозы, морские или речные суда, самолеты, вертолеты, трамваи, троллейбусы, легковые или грузовые автомобили и т.п.).

Объективная сторона рассматриваемого преступления предусматривает два деяния: 1) недоброкачественный ремонт либо 2) выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. Как правило, оно совершается путем действий. Путем бездействия это преступление может совершаться тогда, когда не принимаются меры по предотвращению эксплуатации технически неисправного средства.

Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо иного транспортного оборудования означает нарушение установленных правил производства ремонта, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспорта.

Под выпуском в эксплуатацию понимается дача разрешения или указания лицом, ответственным за эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств, лицу, управляющему транспортным средством.

В то же время разрешение эксплуатировать другие системы и агрегаты транспорта (например, транспортное оборудование, средства сигнализации и др.

) не охватывается содержанием диспозиции анализируемой нормы.

Обязательным признаком состава, предусмотренного ч. 1 ст. 266 УК РФ, является последствие в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека. Поэтому преступление признается оконченным с момента наступления этого посягательства.

Соответственно, таковым же признаком является причинная связь между недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями.

Специфика причинной связи при совершении данного преступления заключается в том, что преступные последствия причиняются не его субъектом, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной системы транспорта.

  1. Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое в силу специального поручения по работе несет ответственность за качество ремонта транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, другого транспортного оборудования, а также лицо, отвечающее за техническое состояние транспортных средств и за их выпуск в эксплуатацию.
  2. По этой же статье должны привлекаться к ответственности водитель или владелец транспортного средства, передавшие в нарушение действующих правил управление транспортным средством лицу, лишенному водительских прав или вообще их не имеющему, если в результате этих действий причинен тяжкий вред здоровью человека либо иные более тяжкие последствия.
  3. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

В ч. 2 ст. 266 УК РФ в качестве квалифицирующего признака указывается на наступление смерти одного человека, а в ч. 3 этой же статьи особо квалифицирующим признаком признается наступление смерти двух или более лиц.

Основным объектом данного преступления является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, связанных с нарушением международных полетов. Дополнительным объектом могут быть жизнь и здоровье людей, имущественные интересы государственных и коммерческих организаций.

Объективная сторона этого преступления характеризуется действиями или бездействием (например, несоблюдением правил международных полетов).

Субъектом преступления может быть командир воздушного судна Российской Федерации либо иностранного государства, а также другое лицо, управляющее частным воздушным судном, достигшее 16-летнего возраста и являющееся вменяемым.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. При этом мотивы не влияют на квалификацию содеянного.

Нарушение правил международных полетов может быть сопряжено с совершением других преступлений, в частности с угоном воздушного судна (ст. 211 УК РФ), контрабандой (ст. 188 УК РФ и др.). В этом случае налицо совокупность преступлений.

Вопрос 99. Ответственность за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст.266 ук)

Объект
преступления
– отношения в сфере ремонта и выпуска
в эксплуатацию транспортных средств,
путей сообщения и транспортного
оборудования, а также безопасность
движения транспортных средств.

Предметом
преступления
являются не только автомототранспортные
средства, но и железнодорожный, водный
и воздушный транспорт. Кроме того, к
предмету преступления отнесены пути
сообщения, средства сигнализации, связи
и иное транспортное оборудование
(эстакады, виадуки и пр.).

Объективная
сторона
преступления
состоит в одном из двух деяний:

  1. недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования;

  2. выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

Недоброкачественный
ремонт
подразумевает
неустранение всех неисправностей в
соответствии с технологическими
правилами и нормативами либо установку
недоброкачественных или нестандартных
запасных частей (например, узлов и
деталей, обеспечивающих безопасную
эксплуатацию транспортного средства).
Недоброкачественный ремонт может
заключаться в неустранении части
неполадок транспорта или оборудования
(замена только отдельных узлов), а также
в технических ошибках при его проведении.

Выпуск
в эксплуатацию технически неисправных
транспортных средств
означает
невыполнение должностных обязанностей
лицом, ответственным за техническое
состояние транспортного средства,
выпущенного в эксплуатацию с техническими
неисправностями.

Под
выпуском
на линию
подразумевается
разрешение на выезд из гаража, автохозяйства
и т. п., данное должностным лицом,
ответственным за техническое состояние
и эксплуатацию транспортных средств,
в устной или письменной форме.

Обязательным
элементом объективной стороны преступления
по ч. 1 ст. 266 является наступление
последствий в виде причинения тяжкого
вреда здоровью человека.

Для
привлечения лица к ответственности по
ст. 266 необходимо установить наличие
причинной связи между его действиями
и наступившими последствиями.

Преступление
является оконченным с момента причинения
тяжкого вреда здоровью.

Субъективная
сторона
преступления
характеризуется преступным легкомыслием
или преступной небрежностью по отношению
к преступным последствиям. Проведение
недоброкачественного ремонта может
быть связано с низкой квалификацией
работника.

Субъект
преступления
– лицо, осуществляющее ремонтные работы,
либо лицо, ответственное за техническое
состояние транспортных средств.

Это
могут быть как работники автотранспортных
организаций независимо от
организационно‑правовых форм и форм
собственности, осуществляющих перевозки
пассажиров и грузов автомобильным и
городским электрическим транспортом,
так и работники других организаций, на
которых действующими инструкциями или
правилами, соответствующим распоряжением
либо в силу занимаемого ими служебного
положения возложена ответственность
за техническое состояние или эксплуатацию
транспортных средств, а также
владельцы‑предприниматели либо
работники авторемонтных мастерских,
имеющие лицензию на осуществление
предпринимательской деятельности.

Квалифицированный
состав преступления (ч.
2 ст. 266)
предполагает
наступление последствий в виде
неосторожного причинения смерти
человеку, а особо квалифицированный
(ч.
3 ст. 266) –
в
виде неосторожного причинения смерти
двум или более лицам.