Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

Ответственность по данному виду преступления, предусмотрена ст.

263 УК РФ и наступает в случае нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом.

За совершение данного преступления, предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, ограничения свободы, принудительных работ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ареста, лишения свободы на срок до двух лет.

Нарушение правил безопасности движения включает различные отступления от установленного порядка управления движущимся транспортным средством: проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом и т.п.

Нарушение правил эксплуатации предполагает: отступление от требований технического обслуживания узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения транспортного средства, допуск к управлению посторонних лиц, непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при посадке и высадке, погрузке и разгрузке грузов и иные нарушения порядка эксплуатации транспортных средств, обеспечивающего безопасные условия его использования.

Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, представляет собой неправомерное невыполнение лицом должностных обязанностей, содержащихся в трудовом договоре (в дополнениях к нему, например в должностных инструкциях) и не связанных непосредственно с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (к примеру, проведение указанными работниками транспорта забастовки в том случае, если ее проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей).

Обязательным признаком состава преступления является наступление вредных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (ч. 1), смерть одному человеку (ч. 2) или нескольким лицам (ч. 3).

Крупный ущерб может выражаться, например, в уничтожении транспортного средства в результате аварии, заражении окружающей среды истекающей в результате аварии ядовитой жидкостью, нефтепродуктами и другими вредными веществами. Сумма такого ущерба должна превышать 1 млн. руб.

К уголовной ответственности по ст. 263 УК РФ могут привлекаться  только работник соответствующего транспорта, на которого специально возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта.

Им может быть лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист локомотива, капитан корабля, рулевой моторной лодки и т.д.

), либо лицо, занимающее должность, связанную с организацией эксплуатации транспорта: руководитель транспортного предприятия, допустивший, например, к управлению транспортом неподготовленного работника, диспетчер, подавший ошибочную команду, и др».

​​​​​​​

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Ответственность по данному виду преступления, предусмотрена ст.

263 УК РФ и наступает в случае нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом.

За совершение данного преступления, предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, ограничения свободы, принудительных работ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ареста, лишения свободы на срок до двух лет.

Нарушение правил безопасности движения включает различные отступления от установленного порядка управления движущимся транспортным средством: проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом и т.п.

Нарушение правил эксплуатации предполагает: отступление от требований технического обслуживания узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения транспортного средства, допуск к управлению посторонних лиц, непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при посадке и высадке, погрузке и разгрузке грузов и иные нарушения порядка эксплуатации транспортных средств, обеспечивающего безопасные условия его использования.

Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, представляет собой неправомерное невыполнение лицом должностных обязанностей, содержащихся в трудовом договоре (в дополнениях к нему, например в должностных инструкциях) и не связанных непосредственно с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (к примеру, проведение указанными работниками транспорта забастовки в том случае, если ее проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей).

Обязательным признаком состава преступления является наступление вредных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (ч. 1), смерть одному человеку (ч. 2) или нескольким лицам (ч. 3).

Крупный ущерб может выражаться, например, в уничтожении транспортного средства в результате аварии, заражении окружающей среды истекающей в результате аварии ядовитой жидкостью, нефтепродуктами и другими вредными веществами. Сумма такого ущерба должна превышать 1 млн. руб.

К уголовной ответственности по ст. 263 УК РФ могут привлекаться  только работник соответствующего транспорта, на которого специально возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта.

Им может быть лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист локомотива, капитан корабля, рулевой моторной лодки и т.д.

), либо лицо, занимающее должность, связанную с организацией эксплуатации транспорта: руководитель транспортного предприятия, допустивший, например, к управлению транспортом неподготовленного работника, диспетчер, подавший ошибочную команду, и др».

​​​​​​​

Преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта

Объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта.

Дополнительный объект — жизнь, здоровье; факультативный — имущество, экологическая безопасность.

В юридической литературе высказывается точка зрения, согласно которой применительно к транспортным преступлениям дробление непосредственного объекта иа основной и дополнительный является искусственным, что следует говорить не о преступлениях с двумя — основным и дополнительным — объектами, а о преступлениях, квалифицированных вторым, более тяжким последствием: если здоровью человека не будет причинен тяжкий вред либо не будет причинена смерть потерпевшему, то не будет и оснований говорить о преступности данных деяний[1] [2]. Однако поскольку рассматриваемая глава УК РФ выделена именно в связи с тем, что объектом указанных в ней преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта, и транспортные преступления вошли в эту главу, а не в главу «Преступления против жизни и здоровья», представляется правильным выделение основного и дополнительного объектов.

Предмет преступления — один из видов транспорта, перечисленных в диспозиции ст. 263 УК РФ.

Объективная сторона преступления включает нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба. К объективной стороне рассматриваемых преступлений не относятся случаи, предусмотренные ст. 271[3] УК РФ, т.е. нарушение правил использования воздушного пространства РФ. Это деяние образует самостоятельный состав преступления, введенный в УК РФ Федеральным законом от 07.11.2011 № 304-ФЗ.

В данной статье предусматривается ответственность за нарушение указанных правил не на всех, а только на перечисленных в ней видах транспорта. Определение того или иного вида транспорта дано в транспортном законодательстве.

Например, железнодорожного транспорта — в Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Так, железнодорожный транспорт состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций (ст. 1). Названный закон дает определение каждого из перечисленных видов железнодорожного транспорта. Например, железнодорожный транспорт общего пользования — производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками.

Метрополитен относится к городскому электрическому транспорту. Метрополитен является также видом впеуличного транспорта[3]. К сожалению, до настоящего времени отсутствует нормативный акт, содержащий комплексное регулирование в сфере этого транспорта.

На наш взгляд, по ст. 263 УК РФ могут квалифицироваться случаи нарушения правил безопасности движения и эксплуатации на всех видах внеуличного транспорта, учитывая их близость к метрополитену. Хотя следовало бы указать на это непосредственно в ст. 263 УК РФ, как это было сделано в отношении самого метрополитена (ранее ст. 263 УК РФ не содержала указания на метрополитен).

Такое же замечание относится, например, и к рыболовецкому флоту. Этот флот не является морским транспортом, однако для морских и рыболовецких судов установлены единые правила, обеспечивающие безопасность плавания. В связи с этим можно сделать вывод, что по ст. 263 УК РФ будут наказываться и нарушения правил безопасности плавания на судах рыболовецкого флота.

Аналогично — в отношении другого флота, например, флота, используемого для научно- исследовательских и других работ. Конечно, если предусмотренные ст.

263 УК РФ последствия будут связаны не с нарушением правил безопасности плавания, а, например, с нарушением правил переработки рыбопродукции на рыболовецких судах, то соответственно содеянное будет квалифицировано по другим статьям УК РФ.

Обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта — система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, принимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Объективная сторона рассматриваемого преступления содержит указание на отказ определенного в статье субъекта от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба.

Под отказом понимается, например, забастовка. Так, в соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Рос- [5]

сийской Федерации» забастовка как средство разрешения коллективных трудовых споров работниками железнодорожного транспорта общего пользования, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой, а также с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей (отправителей) и грузополучателей (получателей) на железнодорожном транспорте общего пользования и перечень профессий которых определяется федеральным законом, является незаконной и не допускается. Абзацем 2 п. 1 ст. 52 ВзК РФ установлено, что не допускаются забастовки или иное прекращение работы авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения. Понятие «авиационный персонал» дано в абз. 1 п. 1 ст. 52 ВзК РФ.

Диспозиция ст. 263 УК РФ имеет бланкетный характер, она отсылает к соответствующим правилам. Правила могут содержаться в международных конвенциях, подписанных Россией и имеющих прямое действие.

В частности, в Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г., Конвенции о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море от 20 октября 1972 г. (МППСС-72), Международной конвенции по охране человеческой жизни на море от 1 ноября 1974 г.

Читайте также:  Что будет, если сотрудник гибдд остановил водителя без прав

(СОЛАС-74) и др.

Есть специальные международные организации, разрабатывающие стандарты и рекомендуемую практику в рассматриваемой сфере, которые затем используются и в национальных правилах о безопасности движения и эксплуатации транспорта: Международная организация гражданской авиации (ИКАО)1, Международная морская организация (ИМО)[6] [7] [8] и др.

Российского закона, который содержал бы правовую основу обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта, нет. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» се нс содержит, он имеет антитеррористическую направленность.

В транспортных уставах и кодексах есть отдельные нормы, имеющие непосредственное отношение к правилам безопасности движения и эксплуатации транспорта. Например, ст. 68 ВзК РФ посвящена подготовке воздушного судна к полетам.

В развитие положений этой статьи и ряда других статей ВзК РФ приняты Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», которые относятся к правилам, о которых идет речь в ст. 263 УК РФ.

Имеется ряд других федеральных авиационных правил, обеспечивающих безопасность полетов и эксплуатации воздушного транспорта.

Четкий перечень правил безопасности движения и правил эксплуатации на транспорте, в том числе и на отдельных видах транспорта, отсутствует. К рассматриваемым правилам могут относиться правила с другим названием, например, правила технического обслуживания, правила перевозки.

Для каждого вида транспорта — свои правила. Так, на железнодорожном транспорте это Инструкция по движению поездов и маневровой работе

4

на железных дорогах Российской Федерации1, Инструкция но сигнализации на промышленном железнодорожном транспорте[9] [10], Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации[11]. На речном транспорте это, в частности, Правила плавания но внутренним водным путям Российской Федерации[12].

Правила безопасности движения (полетов, плавания), как следует из анализа соответствующих нормативных актов, это правила для машинистов и локомотивных бригад, командиров воздушных судов и членов экипажа, капитанов кораблей и судовой команды, обеспечивающих движение поезда, самолета, судна. Однако указанными лицами во время движения осуществляется и эксплуатация транспортного средства. Вместе с тем эксплуатация может и не быть связана с движением.

Эксплуатация — система мер, обеспечивающих нормальное техническое состояние, сохранность и исправность транспортных средств. Эксплуатация включает проверку технического состояния, техническое обслуживание транспортного средства.

Техническое обслуживание — комплекс операций по техническому воздействию на транспортное средство для предупреждения отказов и неисправностей.

Это регламентный вид работ, выполняется принудительно (в плановом порядке), основные его параметры — количество и наименование видов технического обслуживания, их периодичность.

Правила эксплуатации и технического обслуживания предусматриваются эксплуатационной документацией на транспортное средство (например, Инструкцией по эксплуатации баржи типа МП-500 и т.п.).

Кроме того, правила эксплуатации транспорта могут быть установлены геми же нормативными актами, ч то и правила движения, а могут — и специальным законодательством. К такому специальному законодательству на морском транспорте относится, например, Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (принят 4 ноября 1993 г. резолюцией № А.741(18) Международной морской организации), участницей которого является Россия.

Характеристика вины при совершении преступления, связанного с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена



Одной из наиболее сложных проблем в уголовной доктрине являются вопросы понимания вины, которые остаются актуальными независимо от проводимых научных исследований в данной области, что порождает сложности, как при квалификации общественно-опасных деяний, так и при назначении наказания за совершенное противоправное деяние.

Согласно действующему уголовному законодательству Российской Федерации, вина представляет собой не только необходимый элемент для привлечения лица к уголовной ответственности, но и ее базовый принцип. Правильное понимание вины и ее содержания залог правильной квалификации преступного деяния.

На сегодняшний день в российском уголовном праве различаются две формы вины: умысел и неосторожность.

При этом неосторожность в качестве самостоятельной формы вины впервые была выработана в средневековой итальянской науке, которая стала результатом выделения из понятия косвенного умысла такой совокупности психических факторов, при которых лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления общественно опасных последствий своего неосторожного поведения. В уголовной доктрине данное поведение также называют преступной самонадеянностью. При этом выработка данного вида вины в качестве самостоятельного стало прогрессивным в науке уголовного права, так как это способствовало усилению принципа субъективного вменения.

Стоит обратить внимание на то обстоятельство, что история развития уголовного права свидетельствует о выделении самостоятельных видов вины, происходящих на основании материалов практики, а именно на уголовных делах, связанных с преступлениями против жизни и здоровья человека.

Непосредственно это происходило по средствам дифференциации в данных составах преступления умышленного и неумышленного убийства, что спровоцировано формулирование учения о неосторожной вине в целом, основы которого заложены и в квалификацию преступления по ст. 263 УК РФ [3, с. 72].

Следует также обратить внимание, что состав преступления, предусматривающий ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена по конструкции объективной стороны является материальным По мнению К. А.

Волкова и И. В. Чурсиной, форма вины в материальных составах определяется исходя из отношения виновного к общественно опасным последствиям [4, с. 83]. Таким образом применительно к ст.

263 УК РФ отношение виновного будут устанавливаться к причинению тяжкого вреда здоровью человека, крупного ущерба либо смерти человека.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, отмечается сложной структурой [1]. Сложность заключается в том, что форма вины по отношению к нарушениям правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена и вызванными этим последствиями могут не всегда совпадать.

Как пишет А. И. Коробеев, анализ судебной практики показывает, что правила безопасности и эксплуатации транспорта и метрополитена нарушаются, в основном, умышленно, а к последствиям этих нарушений субъект относится неосторожно [5, с. 29].

Эта сложность структуры психического отношения лица к совершенному им деянию и его последствиям, однако, не имеет значение для квалификации, так как ст. 26 УК РФ не требует установления формы вины в отношении деяния в материальных составов неосторожных преступлений. Для квалификации следует учитывать лишь возможность осознания наступления общественно опасных последствий.

В отечественной уголовной науке, как правило, отрицается возможность совершения преступления, направленного на нарушение правил безопасного движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена, однако, неоднократно упоминается о его совершении с косвенным умыслом.

В то же время судебная практика идет по пути отрицания наличия умысла, как прямого, так и косвенного, обосновывая свою позицию тем, что нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена с прямым или косвенным умыслом является средством для причинения вреда иным общественным отношениям, охраняемым уголовным законом Российской Федерации. Следовательно, такие деяния лица должны быть квалифицированы не как транспортные преступления, а как иные преступления, ответственность за которые предусмотрена УК РФ.

Наличие такой проблемы в судебной практике привело к тому, что Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 9 декабря 2008 года № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения», давая толкование нормам о транспортных преступлениях, в пункте 15 постановления, указал, что если лицо, которое управляло транспортным средством, умышлено использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, оно подлежит ответственности за преступления против личности [2].

Еще одна позиция, отрицающая возможность умыла в субъективной стороне транспортных преступлений, высказана В. И.

Ткаченко, который указывает на то, что возможно возникновение в процессе движения и эксплуатации транспортных средств такой аварийной обстановки, в процессе которой лицо, управляющее транспортным средством и эксплуатирующее его, осознает, что нарушение, которое он допустил, формирует реальную угрозу для собственности и иных общественных благ, охраняемых уголовным законом России [6, с. 58]. Возможность оценить такое отношение в качестве зависимости от того, каким образом действовало лицо, управляющее или эксплуатирующее транспортное средство, в созданной им аварийной обстановке, то есть предотвратить последствия, допущенного им нарушения.

Определив форму вины лица, управляющего или эксплуатирующего транспортное средство, в качестве неосторожной, также следует определить ее вид. Так ст. 26 УК РФ к преступлениям, совершенным по неосторожности, относит такие деяния, которые стали результатом легкомыслия или небрежности.

При легкомыслии лицо предвидит возможность, в отличие от косвенного умысла, где речь идет о реальной возможности, в данном случае речь идет о возможности абстрактной, наступления общественно опасных последствий, однако, самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, не имея к тому достаточных оснований.

Небрежность же — единственный вид вины, где такое предвидение не имеет места.

Стоит проанализировать ситуацию, когда лицо, управляющее или эксплуатирующее транспортное средство, своевременно обнаруживает опасность, которая создана другим участником данных общественных отношений. Так как в подобных случаях деяния ответственного лица проявляется в форме бездействия, а само поведение виновного лица является вынужденным.

То есть лицо, управляющее или эксплуатирующее транспортное средство, не предвидит, что нарушение, которое допустил другой участник общественных отношений, может породить вредные последствия.

К этому моменту ответственное лицо пока не совершило нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, из чего следует, что на данном этапе нельзя пока рассуждать и о том, что он мог предвидеть какие-либо последствия своих действий.

Читайте также:  Оформление права собственности по договору купли продажи

Оценивая ситуацию в качестве опасной и принимая ошибочное решение для того, чтобы предотвратить последствия нарушения другого участника общественных отношений, субъективно ответственное лицо считает свое решение правильным, то есть таким, которое исключает наступление общественно опасных последствий.

Так, например, 18 апреля 2018 года в Новосибирской области столкнулись грузовой поезд и тепловоз, вследствие чего с рельсов сошли несколько вагонов. Причиной инцидента стало то, что тепловоз сошел с подъездных путей и столкнулся с грузовым поездом. Данную ситуацию с точки зрения машиниста грузового состава можно оценивать, как вынужденную, так как он не предвидел наступления общественно-опасных последствий, вследствие действий машиниста тепловоза [7].

Из этого следует, что и в этот момент предвидение наступления опасных последствий своего поведения у водителя отсутствует. Такая ситуация с необходимостью приводит к принятию неверного решения лицом, управляющим или эксплуатирующим транспортное средство, чем влияет на субъективную сторону совершенного преступления.

Ошибочная оценка ситуации в качестве неопасной, вследствие чего ответственным лицом своевременно не принимаются меры по предотвращению последствий нарушения правил движения и эксплуатации транспортного средства другим участником общественных отношений, не требует отдельного исследования, так как очевидно, что в условиях отсутствия осознания ответственным лицом опасности исключается и предвидение последствий своих действий. В случае, когда управляющее или эксплуатирующее транспортное средство лицо предвидит, что нарушение им предписанных правил может повлечь за собой наступление общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, следует говорить о том, что такое ответственное лицо полностью осознает ситуацию как опасную и умышленно нарушает правила управления или эксплуатации транспортного средства. Это не позволяет отнести транспортные преступления, которые стали результатом деяния с легкомысленным видом вины, к числу совершенных в условиях провоцирующих ситуаций.

Таким образом, единственным видом вины, который может иметь место в транспортном преступлении, совершенном в условиях провоцирующей ситуации, является преступная небрежность.

Литература:

Комментарий к ст. 263 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является безопасность движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.

Безопасность функционирования транспорта (безаварийность движения или эксплуатации) включает его комплексную характеристику, определяющую способность выполнять перевозки пассажиров и груза без угрозы для жизни или здоровья людей, уничтожения или повреждения имущества.

Предметом преступления выступают указанные в законе виды транспорта.

Под железнодорожным транспортом следует понимать рельсовый транспорт, а также подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения, метрополитен.

Шахтные, внутрицеховые (электровозы, вагонетки и т.п.

) транспортные средства, выполняющие чисто производственные функции, связанные с технологическим процессом, не могут относиться к рассматриваемому виду транспорта.

Воздушный транспорт — это вся гражданская авиация и средства гражданского воздухоплавания: самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т.п. Ведомственная принадлежность воздушного судна значения не имеет.

К морскому и речному транспорту относятся все самоходные суда, независимо от их принадлежности, подлежащие регистрации в бассейновых судовых инспекциях или морских торговых портах. Исходя из смысла закона действие комментируемой статьи распространяется и на водный транспорт, эксплуатируемый на озерах.

Метрополитен, метро (столичная железная дорога) — рельсовый вид общественного транспорта на электрической тяге, трассы которого проложены отдельно от улиц, зачастую под землей.

Несамоходные транспортные средства, относимые ведомственными нормативными актами к водному транспорту, не могут выступать предметом рассматриваемого преступления.

Эти плавучие средства (в большинстве своем баржи, плашкоуты) самостоятельного транспортного значения не имеют, эксплуатируются только в сочетании с самоходным транспортным средством.

Вредные последствия с использованием несамоходного плавучего средства могут наступить лишь в результате нарушения безопасности самоходного судна.

Военные летательные аппараты и военные корабли не относятся к предмету преступления, предусмотренного рассматриваемой нормой. Нарушение правил безопасности движения или нарушение правил эксплуатации этих транспортных средств образуют соответственно преступления, предусмотренные ст. 351 или ст. 352 УК.

2. Комментируемая статья предусматривает два хотя и близких, но самостоятельных состава преступления. Первый характеризуется нарушением правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта; второй — отказом лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанного соблюдать указанные правила, от исполнения обязанностей в случае, если такой отказ запрещен законом.

  • Первое преступление предполагает:
  • а) нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта;
  • б) причинение тяжкого вреда здоровью человека;
  • в) причинную связь между деянием и наступлением последствий.

Диспозиция рассматриваемой нормы бланкетная. В ней говорится о нарушении специальных правил безопасности движения или эксплуатации транспорта.

Сами же эти правила содержатся в нормативных актах, регламентирующих работу указанных в законе видов транспорта.

Все ведомственные акты можно разделить на четыре группы: 1) регулирующие безопасность движения; 2) регулирующие безопасность эксплуатации; 3) регулирующие безопасность движения и эксплуатации; 4) регламентирующие допуск лиц к работе.

К нормативным актам, нарушение которых образует состав рассматриваемого преступления, относятся не только нормы, которые прямо именуются правилами (инструкциями) безопасности движения и эксплуатации транспорта. Наименование нормативного акта — это лишь формальный признак. Для выяснения, устанавливает ли норма правило безопасности движения или эксплуатации транспорта, надо исходить из ее содержания.

Правила безопасности движения и эксплуатации транспорта в ведомственных нормативных актах сформулированы по-разному. Одни представляют собой категорические предписания, другие — категорические запреты.

Их нарушение может повлечь уголовную ответственность по рассматриваемой статье. В некоторых нормативных актах наряду с предписаниями и запретами встречаются рекомендации.

Они не являются обязательными, их нельзя считать правилами в общепринятом смысле, поэтому невыполнение этих рекомендаций не может образовать состав данного преступления.

Среди правил безопасности движения или эксплуатации транспорта одни имеют более общий характер, другие — более конкретный. Суд должен сослаться в приговоре на те и другие правила.

3. По каждому делу должно быть точно установлено: а) какое правило нарушено и в чем конкретно выразилось нарушение; б) лежала ли на работнике транспорта обязанность выполнять эти правила.

Под нарушением правила, о котором говорится в комментируемой статье, следует понимать виновное совершение действий, противоречащих правовой регламентации безопасности движения или эксплуатации железных дорог, авиации и водного транспорта, либо невыполнение или ненадлежащее выполнение правил безопасности их функционирования.

Указанные в законе нарушения могут выражаться в форме как действия, так и бездействия. За бездействие лицо отвечает только в том случае, когда на нем лежала обязанность совершить определенные действия. Эта обязанность установлена ведомственными нормативными актами.

4. Наряду с нарушением правил безопасности движения в законе говорится и о нарушении правил эксплуатации транспорта. Последнее включает нарушение как правил безопасности эксплуатации самого транспортного средства, так и нарушение правил эксплуатации тех систем и агрегатов, которые обеспечивают безаварийное функционирование железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

Нарушения правил эксплуатации транспорта, не связанные с его безаварийной работой, не образуют анализируемого преступления.

5. Согласно ст. 413 Трудового кодекса РФ на авиационном, железнодорожном и водном транспорте запрещены забастовки, признается незаконным отказ от исполнения трудовых обязанностей, используемый для урегулирования индивидуального или коллективного спора.

Статья 20.

26 КоАП РФ предусматривает ответственность за «самовольное прекращение работы или оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом». Определить круг этих лиц можно по ведомственным нормативным актам, раскрывающим должностные функции или служебные обязанности того или иного работника транспорта.

Данное административное правонарушение отличается от рассматриваемого преступления конструкцией состава: деликт сконструирован по типу формального, считается оконченным с момента совершения деяния; преступление — по типу материального, для признания его оконченным требуется наступление указанных в законе последствий.

6. Содержание тяжкого вреда здоровью человека раскрывается в ст. 111 УК.

7. Между деянием и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь. Необходимо иметь в виду, что в рассматриваемых преступлениях имеется множество факторов, воздействующих на поведение виновного и существенно осложняющих развитие цепи причинности.

При определении причинной связи прежде всего необходимо установить факт совершения лицом общественно опасного деяния, указанного в законе.

Если работником транспорта не были нарушены правила безопасности движения или эксплуатации, то вопрос о причинной связи не должен возникать и при фактически наступивших последствиях.

Причинная связь имеет место и тогда, когда последствия обусловлены не одним действием или бездействием, а несколькими деяниями, каждое из которых либо само по себе, либо во взаимодействии с другими способно вызвать предусмотренные в законе последствия.

Возможны случаи, когда действиями одного создается опасная обстановка, а другой неверно оценивает ее и сам совершает деяние, посягающее на безопасность транспорта. В такой ситуации наступившие вредные последствия являются закономерным результатом нарушений, допущенных обоими работниками транспорта.

8. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

9. Субъект преступления специальный: лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

Таким образом, речь идет о двух категориях работников транспорта, чья деятельность связана: а) с организацией безопасности функционирования транспорта; б) с его движением или эксплуатацией. Определить круг этих лиц можно по ведомственным нормативным актам, раскрывающим должностные функции того или иного работника транспорта.

Необходимо также иметь в виду, что квалификация деяния по рассматриваемой статье возможна лишь в том случае, если оно: 1) совершено лицом, зачисленным на работу в систему железнодорожного, воздушного или водного транспорта; 2) совершено во время исполнения обязанностей по работе или занимаемой должности.

Если при нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспорта вред здоровью потерпевшего причинен лицом, не работающим на транспорте (либо зачисленным на работу, не связанную с движением или эксплуатацией транспорта), то его действия образуют преступление против личности, а не транспортное преступление.

10. В качестве квалифицирующего признака в ст. 263 указано последствие в виде причинения по неосторожности смерти одного человека (ч. 2), а особо квалифицирующего признака (ч. 3) — смерти двух и более лиц.

Красноярским краевым судом А. (командир звена на государственном унитарном предприятии (ГУП) «Авиакомпания Енисейский меридиан») и К. (командир вертолета) осуждены по ч. 3 ст. 263 УК. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ признала приговор законным.

Являясь лицами, в силу выполняемой ими работы и должности обязанными соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, они нарушили эти правила, что повлекло смерть 8 человек и причинение тяжкого вреда здоровью 5 пассажиров и 1 члена экипажа.

Организация рейса вертолета Ми-8 не соответствовала требованиям безопасности полетов. Полетная карта не была подготовлена: маршрут не нанесен, командные высоты не обозначены, искусственные препятствия в виде ЛЭП, о наличии которой экипажу было известно, не отмечены.

Читайте также:  Срок для примирения при разводе

Из-за давности ее издания на ней отсутствовали отметки о современных объектах. Ответственным за организацию полета был старший летный командир А.

Полет проводился без планирования и предварительной подготовки экипажа по маршруту, без штурманского расчета. Несмотря на полученный по радио в процессе запуска двигателей нелетный прогноз, он осуществлялся в условиях погоды, препятствующей выполнению рейса на безопасной высоте с учетом гористого рельефа (Определение Верховного Суда РФ от 21.07.2004 N 53-о04-34).

11. Нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспорта имеют много общего с нарушениями правил охраны труда. Отличаются они в первую очередь по характеру правил, нарушенных при выполнении тех или иных трудовых операций.

Если нарушение работником транспорта своих обязанностей по выполняемой работе или занимаемой должности не было связано с безопасностью движения или эксплуатации транспорта, а касалось только безопасных условий труда, то его действия должны быть квалифицированы по ст. 143 УК.

Квалификация действий работника транспорта по совокупности ст. ст. 263 и 143 УК возможна при нарушении как правил, регулирующих безопасность движения и эксплуатации транспорта, так и правил охраны труда.

Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта

Данная группа преступлений посягает на безопасность движения или эксплуатации транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, метрополитена, автомобильного и магистрального трубопровода).

Статья 263 УК (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена) предусматривает два хотя и близких, но самостоятельных состава преступления.

Первый характеризуется нарушением правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта; второй — отказом лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанного соблюдать указанные правила, от исполнения обязанностей в случае, если такой отказ запрещен законом.

Диспозиция рассматриваемой нормы бланкетная. В ней говорится о нарушении специальных правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Сами же эти правила содержатся в нормативных актах, регламентирующих работу указанных в законе видов транспорта.

Под нарушением правила, о котором говорится в ст. 263 УК, следует понимать виновное совершение действий, противоречащих правовой регламентации безопасности движения или эксплуатации железных дорог, авиации и водного транспорта, либо невыполнение или ненадлежащее выполнение правил безопасности их функционирования.

В силу прямого указания закона не подпадает под признаки преступления нарушение правил использования воздушного пространства РФ (ст. 2711 УК).

Согласно ст. 413 ТК РФ на авиационном, железнодорожном и водном транспорте запрещены забастовки, признается незаконным отказ от исполнения трудовых обязанностей, используемый для урегулирования индивидуального или коллективного спора.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления специальный — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

В качестве квалифицирующего признака в ст. 263 УК указано последствие в виде причинения по неосторожности смерти одного человека (ч. 2), а особо квалифицирующего признака (ч. 3) — смерти двух и более лиц.

Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ст.

2631 УК) означает отказ от реализации или ненадлежащую реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспорта, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Указанное бездействие нарушает устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности.

Причинение смерти одному или нескольким лицам охватывается соответственно ч. 2 и 3 ст. 2631 УК.

Предметом преступления при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК) является автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Понятие «другое механическое транспортное средство» частично раскрывается в примечании к ст. 264 УК.

Содержание термина «механическое транспортное средство» шире содержания термина «самоходная машина»; последний полностью входит в содержание первого. Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.

Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Таким образом, нарушения правил безопасности дорожного движения на двух- или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющем максимальную скорость не более 50 км в час, не охватываются ст. 264 УК.

К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Иными самоходными машинами признаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.).

Субъективная сторона в силу прямого указания закона характеризуется неосторожным отношением к наступившим последствиям.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, управляющее транспортным средством.

Отсутствие водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством не имеет значения для решения вопроса об уголовной ответственности (п.

2 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).

Ответственность дифференцируется в зависимости от наступивших последствий (смерть одного человека — ч. 3 комментируемой статьи, двух и более лиц — ч. 5) и состояния опьянения (ч. 2, 4 и 6).

Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК) означает такой ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, который не обеспечивает безопасность транспорта и приводит к причинению тяжкого вреда здоровью.

Выпуск в эксплуатацию предполагает разрешение использовать транспортное средство, имеющее технические неисправности. Технически неисправными следует считать такие транспортные средства, использование которых по целевому назначению создает реальную угрозу безопасности движения или эксплуатации.

Обязательным признаком объективной стороны является причинная связь между недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями.

Ее специфика заключается в том, что преступные последствия причиняются не субъектом данного преступления, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной технической системы транспорта.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной.

Субъект преступления зависит от характера деяния. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт.

За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств. Действия владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав рассматриваемого преступления.

При наступлении смерти одного человека деяние оценивается по ч. 2, а при наступлении смерти двух и более лиц — по ч. 3 ст. 266 УК.

Предметом преступления при приведении в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК) являются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации.

Объективная сторона преступления характеризуется разрушением, повреждением или приведением в негодность иным способом указанных в законе предметов преступления.

Разрушение — это полный распад системы, в результате чего она не способна функционировать по своему назначению.

Повреждение влечет частичное изменение в свойствах, структуре и форме технической системы, в силу чего она может быть восстановлена.

При приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние предмет преступления не терпит урона, он остается исправным, но «выпадает» из системы, обеспечивающей безопасность функционирования транспорта.

Блокировать транспортные коммуникации означает существенно ограничить или вообще парализовать деятельность определенного звена в системе железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Чаще всего это проявляется в том, что перекрываются железнодорожные магистрали, взлетно-посадочные, рулежные полосы и т.д.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления — лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Наступление смерти одного человека либо двух или более лиц охватывается соответственно ч. 2 и 3 ст. 267 УК.

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК), выражается в игнорировании правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, наступлении последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека и причинной связи между деянием и причиненным вредом.

Рассматриваемая норма носит бланкетный характер. Она в самом общем виде отсылает к правилам, действующим на транспорте, не конкретизируя при этом ни его виды, ни их функциональное назначение, ни виды правил, относящихся к безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

  • Суть рассматриваемого преступления заключается в создании искусственных помех безопасности транспорта лицом, не управляющим транспортным средством.
  • Субъективная сторона предусматривает неосторожную форму вины.
  • Субъектом преступления — пассажир, пешеход или другой участник движения, достигший возраста 16 лет.

В силу прямого указания закона не могут нести ответственность по ст. 268 УК субъекты преступлений, предусмотренных ст. 263 и 264 УК.

В случае наступления смерти одного человека деяние квалифицируется по ч. 2, а при причинении смерти двум или более лицам — по ч. 3 ст. 268 УК.

Предметом преступления при нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК) является магистральный трубопровод — комплекс технических средств для транспортировки нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи, производства или хранения до мест потребления.

  1. Объективная сторона складывается из нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте трубопроводов, причинения преступных последствий и причинной связи между деянием и наступлением предусмотренного законом вреда.
  2. Субъективная сторона преступления предусматривает неосторожную форму вины.
  3. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицирующими признаками являются наступление смерти человека (ч. 2); смерти двух и более лиц (ч. 3 ст. 269 УК).