Российским и иностранным гражданам, пересекающим границу, разрешено провозить с собой деньги в любых количествах, но при соблюдении действующих правил. Их нарушение после обнаружения такого факта трактуется как контрабанда денежных средств.
Наказание за такие действия определяется в соответствии со ст. 200.1 УК РФ.
Скачать для просмотра и печати:
Статья 200.1 Уголовного кодекса РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов»
Понятие контрабанды денежных средств согласно УК РФ
Согласно самой актуальной редакции ст. 200.1 УК РФ (от 19.02.2018), под контрабандой наличных денежных средств и (или) денежных инструментов понимается их провоз в крупном или особо крупном размере без надлежащего декларирования (искажение информации в таможенной декларации).
Денежные инструменты — это:
- Дорожные чеки;
- Ценные бумаги на предъявителя;
- Векселя;
- Банковские чеки.
Важно! Банковские платежные карты не относятся к числу таких инструментов, и декларировать их не нужно.
Декларированию, согласно п. 7 ст. 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, подлежат суммы, эквивалентные по курсу ЦБ РФ на дату ввоза (вывоза) 10 тыс. $ США.
Для квалификации преступления имеет значение размер перевозимой суммы:
- под крупным размером понимается сумма более 20 тыс. $ США по курсу ЦБ РФ на дату изъятия;
- под особо крупным размером понимается сумма более 50 тыс. $ США.
Если сумма не подходит под критерий «крупный» или «особо крупный» размер, то нарушение будет рассматриваться в рамках ст. 16.4 КоАП РФ.
Скачать для просмотра и печати:
Статья 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза «Таможенное декларирование товаров для личного пользования»
Статья 16.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов»
Что входит в состав преступления
Объект такого преступления — это порядок, установленный в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС. Предмет преступления — вывозимые контрабандой деньги и денежные инструменты.
В состав преступления, подпадающего под статью 200.1 УК РФ, входят признаки:
- Провоз наличности или иных денежных инструментов в сумме в 2 и более раз выше декларируемого минимума;
- Отказ внести сведения о провозимой сумме в таможенную декларацию (внесение неверной информации).
Исходя из этого контрабанда должна быть обнаружена путем проведения процедуры изъятия, следственных действий, задержания подозреваемого, когда речь не идет о добровольной выдаче. Сумма изъятых денег и/или инструментов должна быть больше 20 тыс. долларов США на данную дату по курсу ЦБ РФ.
Особенности расследования
Любые действия, совершенные лицом для укрытия от сотрудников таможни перевозимых без декларирования ценностей, являются незаконными. Это могут быть тайники в транспортных средствах, багаже, одежде и т. д. При расследовании имеет значение сложность обнаружения тайника, как свидетельство наличия преступного умысла.
Важно отметить, что любой такой предмет, используемый в целях контрабанды (чемодан с двойным дном, автомобиль с оборудованным тайником и т. д.), квалифицируется как орудие преступления и подлежит конфискации.
Если провоз совершается вне оборудованного таможенного пункта либо в нерабочие часы — это уже завершенное преступное деяние, согласно разъяснению Постановления Пленума ВС РФ № 12 от 27.04.2017.
Внимание! В тех случаях, когда обнаруженная контрабанда не имеет установленного владельца, она изымается в полном объеме в пользу государства. Скачать для просмотра и печати:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде»
Какое грозит наказание
При выявлении факта контрабанды производится подсчет стоимости изъятого. От того, какая сумма будет подсчитана, напрямую зависит тяжесть наказания.
Для крупного размера предусмотрено наказание:
- Штраф в 3-10-кратном размере обнаруженной контрабанды или зарплаты (иного дохода) преступника за период до 2 лет;
- Ограничение свободы до 2 лет;
- Принудительные работы до 2 лет.
Для особо крупного размера:
- Штраф в 10-15-кратном размере обнаруженной контрабанды или зарплаты (иного дохода) преступника за период до 3 лет;
- Ограничение свободы до 4 лет;
- Принудительные работы до 4 лет.
Примечательно, что провоз денег и/или денежных инструментов в размере, квалифицируемом как крупный, автоматически переводит преступление в разряд совершенного в особо крупном размере, когда оно совершено по предварительному сговору несколькими лицами.
О чем говорится в комментарии к ст. 200.1 ук рф?
В примечании подробно разъясняется порядок определения суммы контрабанды. Так, для квалификации используется только та часть выявленных средств, которая остается после вычета суммы, что можно провозить без декларирования. Не учитывается и задекларированная часть.
Уголовная ответственность не наступает в отношении тех, кто деятельно сотрудничает со следствием. Если иного состава преступления не обнаружено, и лицо (лица) самостоятельно без принуждения выдали незадекларированные деньги, то к ним не применяется ст. 200.1 УК РФ.
Судебная практика
При рассмотрении дел о контрабанде по ст. 200.1 УК РФ, суды учитывают все обстоятельства, так как в ходе расследования зачастую выявляются признаки, облегчающие вину подсудимого либо ее отягчающие.
Например, когда обнаружены не только деньги, перевозимые без надлежащего декларирования, но и иные ценности (драгметаллы, наркотики, антиквариат и т. д.), тогда суд будет рассматривать совокупность нескольких преступлений.
Так, проводится экспертиза вменяемости обвиняемого, а также дается оценка его участия в следственных мероприятиях (содействие, противодействие).
В расчет принимаются все обстоятельства, которые могут повлиять на решение судьи:
- первичность привлечения к уголовной ответственности данного лица (лиц);
- характеристики с мест работы (учебы);
- преклонный возраст;
- неудовлетворительное состояние здоровья;
- активное содействие расследованию со стороны контрабандиста.
Если подсудимый не трудоустроен, не имеет конкретного источника дохода — это не позволит суду применить санкцию в виде штрафа. В таких случаях применяется либо ограничение свободы, либо принудительные работы.
Нередко перевозимые контрабандой деньги подсудимым не принадлежат. Если принадлежность их установлена, то после вступления в силу решения суда в отношении подсудимого изъятое возвращается владельцам.
Видео о статье 200.1 Уголовного кодекса РФ
Статья 200 1 УК РФ — профессиональная помощь адвоката в Москве
Статьей 200.1 УК РФ устанавливается уголовная ответственность за перевоз с нарушением закона через таможенную границу денежных средств или инструментов. Под последними подразумеваются все виды чеков, ценные и другие бумаги, по которым их владелец может получить деньги.
Лицо, совершившее правонарушение в крупном размере, может быть наказано штрафом, размер которого составляет от 3-х до десяти кратной суммы денег или денежных инструментов, противозаконно перевезенных, с конфискацией изъятой у гражданина валюты (статья 104.1 УК РФ).
Также штраф может быть начислен в размере зарплаты или другого дохода виновного лица, расчеты производятся за период до 2-х лет. Кроме этого, в зависимости от сложности подобного преступления, может быть вынесено решение об ограничении свободы или принудительном труде сроком до двух лет.
Если правонарушение, которое предусмотрено в ч.1 ст. 200.
1 УК, совершается в особо крупных размерах или группой, состоящей из нескольких физических лиц, то в судебном порядке назначается следующее наказание – штраф, размер которого может превышать сумму противозаконно перевезенных наличных денег и ценных бумаг в 10-15 раз.
Также размер штрафа может быть определен в размере зарплаты или другого дохода виновного лица, начисленных за период до 3-х лет. Либо суд может вынести решение о лишении свободы или принудительных работах на период до 4-х лет.
Примечания к ст. 200.1 УК РФ
- Правонарушением в крупном размере считается перевоз наличности или ценных бумаг, сумма которых превышает более чем в 2 раза сумму, разрешенную законодательством для ввоза без заполнения декларации (10 000 долларов США).
- Особо крупным размер правонарушения обозначается в том случае, если сумма наличности, чеков и других бумаг, перевезенных противозаконно, превышает более чем в 5 раз сумму, дозволенную ввозить без заполнения декларации.
- Определяя суммарный размер наличных денег и ценных бумаг, ввезенных противозаконно, контролирующий орган обязан отнять от общей суммы, ту ее часть, которая была указана в декларации, а также разрешается к перевозу без декларирования.
Если человек в добровольном порядке сдал деньги, чеки, ценные и другие бумаги, ввоз которых признан в ст. 200.
1 УК РФ незаконным, то он должен быть освобожден от уголовной ответственности. Следует знать, что добровольно сданными не признаются деньги и бумаги, которые были выявлены и изъяты при прохождении таможенного контроля, а также процессе проведения следственных действий.
Адвокат Кшняйкин Сергей Михайлович более 10-ти лет специализируется исключительно на делах, связанных с таможенными правонарушениями и преступлениями, я помогу Вам выстроить правильную правовую позицию, что позволит избежать уголовной ответственности, а если уголовное дело уже передали в суд, то получить минимальное наказание, без дополнительных штрафов и вернуть изъятый у Вас товар.
Кшняйкин Сергей Михайлович
Таможенный адвокат Профессиональная помощь адвоката по ст. 200.1 УК РФ, то адвокат Кшняйкин С.М — лучший выбор — быстрая и надежная поддержка по доступной цене.
Кшняйкин Сергей Михайлович
Таможенный адвокат
Как защищаться, если подозревают в контрабанде наличных денежных средств (ст. 200.1 УК РФ)
Если вас задержали по подозрению в контрабанде наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, необходимо как можно быстрей для вашей защиты привлечь квалифицированного адвоката по уголовным делам. Статья 200.
1 УК РФ относится к категории небольшой тяжести и сурового уголовного наказания, такого как лишение свободы, вам не грозит, но санкция данной статьи предусматривает достаточно большие штрафы — от трехкратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств (по первой части данной статьи) — до пятнадцатикратной указанной суммы (по второй части). Кроме того, в соответствии с п. 17 Постановления пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 года №12 «О судебной практике по делам о контрабанде», при вынесении решения — суд вправе применить конфискацию предметов контрабанды (суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств), если владельцем предметов контрабанды является лицо, признанное виновным в их незаконном перемещении.
Поэтому, чтобы избежать крупных материальных потерь при уголовном преследовании вас по ст.200.1 УК РФ, необходим профессиональный адвокат. Адвокат, имеющий опыт защиты по данной категории уголовных дел, знает способы минимизации негативных последствий уголовного преследования, вплоть до прекращения уголовного дела в отношении вас, с назначением минимального штрафа, либо без такового.
Впервую очередь, квалифицированный защитник должен проверить- законно и обоснованно ли в отношении вас возбуждено уголовное дело по ст. 200.1 УК РФ и имеется ли в ваших действиях состав указанного преступления.
А именно, какая сумма контрабанды вам вменена и соответствует ли эта сумма крупному или особо крупному размеру, закрепленным уголовным кодексом как обязательное основание для законного уголовного преследования по ст.200.1 УК РФ.
Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов (векселя, чеки, ценные бумаги и пр.
) превышает двукратный размер суммы наличных денежных средств, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования (сумма эквивалентная 10 000 USD).
Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в особо крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов (векселя, чеки, ценные бумаги и пр.) превышает пятикратный размер суммы наличных денежных средств, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования (сумма эквивалентная 10 000 USD). Если Вам вменяется сумма контрабанды меньше указанных, уголовное дело должно подлежать прекращению и вы можете понести лишь административную ответственность.
К тому же, сумма денежных средств (контрабанда), незаконно перемещенных через таможенную границу в крупном или особо крупном размере, должна быть правильно посчитана сотрудниками, осуществляющими уголовное преследование.
А именно, при расчете размера суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств, из всей суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств должна подлежать исключению та часть, которая таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована. То есть, крупный и особо крупный размер считаются после вычета из всех обнаруженных и изъятых денежных средств суммы эквивалентной 10 000 USD — суммы разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.
Кроме того, вы должны именно умышленно совершить действия в виде незаконного перемещения указанных денежных сумм, то есть у вас должен быть прямой умысел и желание незаконно переместить наличные денежные средства через таможенную границу. Если вы не знали о наличии контрабандной суммы у вас при себе или делали это против своей воли — уголовное дело должно подлежать прекращению.
Так же, для того чтобы избежать крупного штрафа как уголовного наказания по приговору суда, к тому же с конфискацией денежной суммы в размере суммы незаконно перемещенной через Таможенную границу, Ваш адвокат имеет право ходатайствовать о прекращении в отношении вас уголовного дела, в соответствии со ст. 76.2 УК РФ.
В случае удовлетворения данного ходатайства, Вы будете освобождены от уголовной ответственности с назначением вам значительно меньшего по сумме судебного штрафа как меры уголовно-правового характера и без конфискации ваших денег.
В этом случае обязательными условиями являются — полное признание вины и раскаяние в содеянном преступлении, а так же вы должны данное преступление совершить впервые.
Другой способ избежать конфискации суммы контрабанды — это попробовать доказать, что обнаруженные деньги вам не принадлежат, об этом нужно давать четкие и последовательные показания с самого начала уголовного преследования, а впоследствии, после консультации с адвокатом, необходимо предоставить возможные доказательства, что денежные средства не ваши.
Так же, нужно отметить, что лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, указанные в настоящей статье, освобождаются от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Если вас привлекают за контрабанду — звоните нам!
Адвокат Раташнюк Д.В.
Уголовно-правовая характеристика контрабанды наличных денежных средств и денежных инструментов
В статье производится характеристика преступления, предусмотренного ст. 200.1 УК РФ.
Проанализировав данные судебной статистики, автор выявляет некоторые признаки структуры и динамики данных преступлений, обозначает статистические закономерности и производит их интерпретацию с точки зрения науки уголовного права.
Кроме этого, автором сделан акцент на основных элементах (признаках) указанного деяния, поскольку его правильная квалификация не всегда осуществляется правоприменителями верно.
Ключевые слова: контрабанда денежных средств, преступность, личность преступника, криминологическая характеристика, квалифицирующие признаки.
The article provides a brief criminological description of the crime under Art. 200.1 of the Criminal Code of the Russian Federation.
After analyzing the data of judicial statistics, the author reveals some signs of the structure and dynamics of these crimes, identifies statistical patterns and interprets them from the point of view of the science of criminal law.
In addition, the author focuses on the main elements (signs) of the specified act, since its correct qualification is not always carried out correctly by law enforcers.
Keywords: money smuggling, crime, the identity of the perpetrator, criminological characteristics, qualifying signs.
В условиях возрастающего контроля со стороны органов государственной власти над экономической ситуацией недобросовестные участники общественных отношений используют все более ухищренные инструменты для наиболее выгодной и незаметной легализации доходов, полученных преступным путем.
При этом отмывание доходов является финальным этапом в преступном цикле, а в условиях ограниченных возможностей правоохранительных органов эффективно противостоять данным негативным социальным явлениям наступают общественно опасные последствия, выраженные в причинении существенного вреда внешнеэкономической деятельности, снижении инвестиционной привлекательности государственной экономики. Одним из основных способов легализации преступных доходов является контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, отслеживание которой на территории другого государства становится все труднее для правоохранительных органов.
Исследователи, отмечающие рост прежде всего преступлений, совершаемых в сфере оборота денежных средств, отмечают, что главными (объективными) факторами, непосредственно влияющими на транзакцию материального ресурса за рубеж, стали слабость правоохранительного контроля в указанной сфере и несовершенство механизмов, используемых контрагентами финансовой деятельности [1, с.308]. Кроме того, на фоне общего ухудшения ситуации в мировой экономике, а также потери позиций со стороны нашей страны в различных сферах её развития, российский рынок оказался в зоне высокой волатильности, что, как следствие, привело к давлению на национальную валюту. При этом такое давление сформировало необходимость, по сути, бесконтрольного перемещения денежных средств (денежных инструментов). В результате чего только за последние пять лет уровень перемещенных через таможню денежных средств составил колоссальную сумму — 1 трлн. рублей [2, с.89].
Как отмечает М. С.
Марковский, анализ дел по контрабанде, рассмотренных в суде, а также данные, представленные Федеральной таможенной службой России за последнее время, наглядно свидетельствуют о том, что криминологическая обстановка вокруг процессов с незаконным оборотом денежных средств и денежных инструментов вызывает все больше опасений. В свою очередь, совершаемые правонарушения в указанной сфере носят откровенно транснациональный характер, последствия от которых наносят серьезный вред экономическим интересам страны [3, с.17].
Между тем нормы об уголовной ответственности за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс денежных средств и (или) денежных инструментов введены в ст. 200.1 Уголовного Кодекса РФ [4] (далее по тексту — УК РФ) в 2013 году.
Детальный анализ правоприменительной и судебной практики, связанной с привлечением к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 200.1 УК РФ, свидетельствует о ее незначительности.
Однако представляется, что криминологическая и криминалистическая характеристика контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов представляет особый интерес.
Причина этого в том, что данная разновидность преступности характеризуется высокой степенью латентности, а соответствующие нормы уголовного закона еще далеки от идеала, что, естественно, приводит к затруднениям в правоохранительной деятельности.
В частности, затронем объект преступления, который, являясь одним из основных элементов состава общественно опасных деяний, связан с непосредственным определением самого правонарушения.
Между тем точное установление объекта преступления, к которым, как правило, относятся охраняемые законом общественные отношения, влияет на установление одного из главных признаков объективной стороны — места совершения (происшествия), что в случае с контрабандой является особенно важным условием.
С учетом того, что уголовная ответственность за контрабанду предусмотрена сразу четырьмя статьями — ст.ст.200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, стоит отметить, что объект преступления, обусловленный именно ст. 200.
1 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов», будет иметь выражение в двух формах: основной непосредственный и дополнительный непосредственный. То есть преступные действия будут направлены на две группы отношений [5, с.17].
В свою очередь, для более точного уяснения, что в данном случае будет представлять из себя именно основной непосредственный объект, а также иные элементы состава преступления, необходимо обратиться к некоторым актам международного права.
В частности, именно совместным решением таких стран, как Казахстан, Белоруссия, Россия, Таджикистан, а также Кыргызстан, была создана специальная таможенная зона, перемещение товаров через которую подчинено специальным правилам такого органа, как ЕврАзЕС [6].
Соответственно, в данных государствах были предприняты меры, направленные на исключение контрабанды, вследствие чего в нашей стране и была принята специальная уголовная норма. Однако впоследствии данный таможенный союз прекратил свое действие, и сама по себе конфигурация под эгидой указанного союзного образования утратила свою силу. Вместе с тем в диспозиции приведенного выше уголовного предписания упоминание про ЕврАзЕС осталось, что в определенной степени нарушает представление об объекте преступления по ст.200.1 УК РФ до настоящего времени.
Предметом преступления по указанной статье выступают денежные средства или, как определено, денежные инструменты.
Если в отношении первого все более или менее ясно, так как само понятие «денежные средства» является достаточно распространенным и, что самое главное, законодательно закрепленным, то в отношении такого явления, как «денежный инструмент», у исследователей так и не сложилось единого мнения.
В частности, одни утверждают, что подобное расслоение предмета преступления, по сути, является игрой законодателя в прогрессивность уголовного права, так как деньги и есть инструмент оборота, а также расчета в любых финансовых операциях [7, с.107].
Другие настаивают на том, что такое понимание предметности по делам о контрабанде неслучайно, поскольку понятие «деньги» в настоящее время, особенно по причине плодотворного использования электронных средств платежа, может стать узкоспециализированным.
В то время как проявление контрабанды может быть достаточно опосредованным и представлять из себя, к примеру, репатриацию незаконных доходов и их перемещение через границы с помощью транспортных средств, таких как коммерческие и частные самолеты, пассажирские и коммерческие автомобили, морские суда и через пешеходные переходы на наших сухопутных границах [8, p.117]. Несмотря на предложенные позиции, в уголовном законодательстве понятие «денежные инструменты» закреплено в качестве отнесения к таковым следующих видов средств гражданского оборота: банковские и дорожные чеки, векселя, а также любые ценные бумаги, удостоверяющие право на получение денежных средств.
Вместе с тем субъект преступления по ст. 200.1 УК РФ определяется по правилам ст. 19 УК РФ, в соответствии с которой виновным в совершении преступления может быть признано только физическое вменяемое лицо, возрастной ценз которого составляет 16 и более лет. Диспозиция предписания, предусматривающего ответственность за контрабанду, специальной правосубъектности не устанавливает.
Субъективная сторона указанного правонарушения выражается в умышленном (прямой умысел), то есть сознательном перемещении денежных средств и денежных инструментов через границы ЕврАзЕС в рамках действия вышеупомянутого таможенного союза. При этом ответственность по данной статье может наступать только в том случае, если размеры вышеуказанных предметов будут составлять крупный и особо крупный.
Так, в примечании 1 к ст.220.
1 УК РФ указано, что крупным размером может считаться такой, который образует, например, денежную сумму, превышающую двукратный размер денежного объема, установленного для перемещения через границы Таможенного союза без соответствующей декларации. В свою очередь, особо крупным размером признается тот, который превышает вышеобозначенные границы определения размера установленной денежной суммы не в два, а в пять раз (примечание 2 к ст.200.1 УК РФ).
Немаловажным будет отметить, что ответственность, которая установлена за нарушение положений затронутого исследованием уголовного предписания, вводит рассматриваемое противоправное деяние в разряд небольшой тяжести (не превышает пять лет лишения свободы).
Отдельно необходимо обратить внимание на порядок применения специальных оснований для освобождения от уголовной ответственности по ст.200.1 УК РФ.
Так, в соответствии с примечанием к приведенному положению злоумышленник освобождается от установленной законом ответственности, если добровольно сообщит уполномоченным органам о факте перемещения через границу установленных денежных ресурсов и также без давления сдаст указанные средства.
Однако указанный принцип не будет иметь действия, если будет установлено, что в процессе незаконного перемещения данным лицом было совершено еще какое-либо преступление.
Также специальное основание неприменимо к тем, кто передает перемещенные денежные средства или инструменты уже после того, как изобличен в совершении преступления на стадии прохождения таможенного контроля или производства следственных действий по их обнаружению и изъятию.
Подводя итог настоящему исследованию, следует отметить, что несмотря на сравнительно невысокие показатели по привлечению к уголовной ответственности по ст. 200.1 УК РФ, существующий уровень противодействия анализируемой категории преступлений нельзя безусловно назвать эффективным.
Это связано с высокой латентностью данных преступлений, а также с тем, что некоторые элементы состава указанного преступления необходимо корректировать.
Кроме этого, законодателю, с учетом последних экономических трансформаций в мире, скорее всего, следует провести частичную корреляцию диспозиций приведенной нормы, внеся в неё дополнительные квалифицирующие признаки.
Литература:
- Сухов А. О. Обстановка совершения контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов как элемент криминалистической характеристики / А. О. Сухов // Теория и практика расследования преступлений: Материалы IХ Международной научно-практической конференции, Краснодар, 15 апреля 2021 года / Редколлегия: Э. С. Данильян [и др.]. — Краснодар: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2021. — С. 307–311.
- Кобец П. Н. Криминальная деятельность, как один из источников финансирования международного терроризма / П. Н. Кобец // Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий: Сборник научных статей по итогам X международной научно-практической конференции, Москва, 15–16 октября 2021 года. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «КОНВЕРТ», 2021. — С. 89–90.
- Марковский М. С. Уголовно-правовые средства противодействия контрабанде наличных денежных средств и (или) денежных инструментов: дисс…канд. юрид. наук. Специальность: 12.00.08 –Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право. Екатеринбург. 2018. 170 с.
Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов: проблемы квалификации и доказывания
Гришина Е.П.
Безопасность экономической деятельности, обозначенная в качестве родового объекта преступного посягательства в главе 22 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ)[1], представляет собой стабильное состояние и надежную защищенность внешнеторгового оборота, беспрепятственную интеграцию нашего государства в мировое экономическое пространство, а также возрастание роли таможенной политики как важнейшего инструмента регулирования и стабилизации внешнеэкономической деятельности, основанной на выработанных в результате обобщения мирового и национального опыта правоохранительной и фискальной деятельности надежных таможенных процедурах.
К деяниям, упомянутым в главе 22 УК РФ, относится контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1 УК РФ).
Контрабанда традиционно является преступлением, занимающим одно из центральных мест в системе таможенных правонарушений.
При этом, несмотря на значительный накопленный правоохранительными (прежде всего таможенными) органами опыт борьбы с ней, доказывание по делам подобной категории таит в себе массу «подводных камней». Это с очевидностью усматривается именно на современном этапе, поскольку «материнская» статья о контрабанде (ст.
188 УК РФ) утратила силу, а сама контрабанда стала предметной, «помноженной» на родовой объект посягательства и по этой причине удостоверенной законодателем в различных главах УК РФ.
Эффективность и своевременность противодействия контрабанде в значительной степени зависит «от содержания уголовно-правовых запретов и их толкования при квалификации содеянного»[2].
Формат научной статьи исключает саму возможность рассмотрения особенностей всех видов контрабанды и анализа проблем методологического (практического), а также юридического плана, возникающих в процессе расследования подобных преступлений.
Исключительно по этой причине автор позволила себе ограничиться рассмотрением проблемных аспектов доказывания по делам о контрабанде наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (далее — ДС и (или) ДИ), ответственность за которую предусмотрена в ст.
200.1 УК РФ.
Контрабанда ДС и (или) ДИ констатируется в ч. 1 ст. 200.1 УК РФ как незаконное перемещение через таможенную границу в рамках ЕврАзЭС.
Трудности доказывания данного преступления отчасти обусловлены тем, что до настоящего времени четко не определен непосредственный объект его посягательства, в то время как именно он является отправной точкой в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию, указанных в ст.
73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ)[3], главным образом события преступления и виновности лица в его совершении.
В качестве объекта анализируемого преступления обычно рассматривают:
1) финансовую систему государства (Б.В. Яцеленко);
2) установленный порядок перемещения через границу Таможенного союза в пределах ЕврАзЭС наличных ДС и (или) ДИ, являющихся предметом данного преступления (Т.Д. Устинова)[4];
3) общественные отношения, в рамках которых обеспечивается нормальное функционирование внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля[5].
В «классическом» понимании объект преступления — это совокупность общественных отношений, которым причиняется (может быть причинен) вред.
Следовательно, в процессе доказывания должно быть установлено, что преступными действиями причинен вред урегулированным нормами международного и российского права, а также международными договорами[6] общественным отношениям, в рамках которых реализуются специализированные процедуры перемещения через таможенную границу ЕврАзЭС ДС и (или) ДИ в крупном размере.
При этом под денежными инструментами понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.
Крупным размером признается сумма незаконно перемещенных ДС и (или) ДИ, превышающая двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС без письменного декларирования (примечание к ст. 200.1 УК РФ).
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 27 апреля 2017 г. N 12[7] указал на важное обстоятельство квалификации контрабанды по предметному признаку — необходимость устанавливать принадлежность незаконно перемещенных товаров или иных предметов к перечисленным в ст. ст. 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ (п. 3).
Отдельные исследователи уголовно-правовых и процессуальных аспектов доказывания контрабанды ДС и (или) ДИ указывают на довольно серьезную проблему обнаружения признаков данного преступления, а именно отсутствие у сотрудников таможенных органов четкого и исчерпывающего представления о внешнем виде и содержании денежных инструментов[8]. По понятным причинам с денежными знаками подобных проблем не возникает. Озвученная проблема может быть решена посредством проведения специализированных курсов подготовки, переподготовки или повышения квалификации сотрудников службы таможенного контроля.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза[9] (далее — ТК ЕврАзЭС) устанавливает, что таможенному декларированию подлежат наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, если общая сумма таких наличных денежных средств и (или) дорожных чеков при их единовременном ввозе на таможенную территорию Союза или единовременном вывозе с таможенной территории Союза превышает сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов США по курсу валют, действующему на день подачи таможенному органу пассажирской таможенной декларации (п. 7 ч. 1 ст. 260 ТК ЕврАзЭС).
Таким образом, объект преступного посягательства устанавливается опосредованно — через предмет преступления, обладающий экономическим содержанием. При этом предмет преступления, а точнее, его размер, служит юридическим дифференциатором, отграничивающим административно наказуемую контрабанду ДС и (или) ДИ от преступной.
Основной объект контрабанды — урегулированные нормами финансового и других отраслей (прежде всего таможенного и административного) права общественные отношения, в рамках которых обеспечивается экономическая безопасность государства и прежде всего стабильное функционирование внешнеэкономической деятельности и осуществление таможенного контроля. При расследовании уголовного дела следует доказать, что именно этим отношениям причинен реальный вред либо создана реальная угроза для их полноценной в правовом и фактическом плане реализации.
Доказывание объективной стороны предполагает установление факта и способа незаконного перемещения ДС и (или) ДИ через таможенную границу.
Подобное возможно посредством сокрытия предмета анализируемого преступления от таможенного контроля (под двойным дном дорожной сумки, чемодана; в одежде, на теле, в детской коляске, инвалидной коляске, в транспортном средстве и т.п., т.е.
использование тайников), фактически совершения любых действий, затрудняющих обнаружение ДС и (или) ДИ либо обеспечивающих их утаивание, а также недекларирование или недостоверное декларирование ДС и (или) ДИ.
Статья 200.1 УК
К Пленуму о контрабанде
UrlДополнительная информация:
Часть I (до 2 лет)
— ч.1 200.1 УКконтрабанда денежных средств в крупном размере
Часть II (до 4 лет)
— п.»а» ч.2 200.1 УК контрабанда денежных средств в особо крупном размере
— п.»б» ч.2 200.1 УК контрабанда денежных средств группой лиц
- Примечания
- — прим.1 крупный размер это 2 — кратная недекларируемая сумма
- — прим.2 особо крупный размер это 5 — кратная сумма
- — прим.3 недекларируемая сумма минусуется из обвинения
- — прим.4 добровольно сдавшее лицо освобождается
- — прим.5 денежные инструменты чеки, векселя, ценные бумаги
- ПЛЕНУМ Верховного суда
Пленум о судебной практике по делам о контрабанде от 27.04.17г. N 12
Статья 200.1 УК. Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов
UrlДополнительная информация:
— п.5 Пленума № 12 что такое незаконное перемещение через границу
- 1) Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС:
- — наличных денежных средств,
- — и (или) денежных инструментов,
- совершенное в крупном размере,
- наказывается:
- 2) Деяние, предусмотренное ч.1 настоящей статьи, совершенное:
- а) в особо крупном размере;
- б) группой лиц;
- наказывается:
- Примечания.
- 1) Деяние, предусмотренное настоящей статьей признается совершенным в крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов превышает 2 — кратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.
- 2) Деяние, предусмотренное настоящей статьей признается совершенным в особо крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов превышает 5-кратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.
Url
Дополнительная информация:
- — п.4 Пленума № 12недекларируемая сумма не учитывается
- 3) При расчете размера суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов из всей суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов подлежит исключению та часть, которая таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована.
Url
Дополнительная информация:
- — п.11 Пленума № 12 добровольность, если была возможность распорядиться
- 4) Лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
- Не могут признаваться добровольной сдачей наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, указанных в настоящей статье:
- — их обнаружение при применении форм таможенного контроля;
- — их изъятие при задержании лица;
- — а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.
- 5) Под денежными инструментами в целях настоящей статьи понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.
- К Пленуму о контрабанде
Обратиться за консультацией
Вернуться
Информация Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.