Эксперты и СМИ говорят о новом постановлении Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 в основном в свете передачи обязанности по установке и замене ИПУ электроэнергии от собственников помещений поставщикам этого ресурса и сетевым организациям. Но оно касается и других РСО. Узнайте, каких и почему.
Как УО начислять КР на СОИ по водоотведению в отсутствие норматива
Подход к расчёту платы за ОДН в домах с непосредственным управлением изменило ПП РФ № 950
В новом видео онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» глава Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1» Елена Шерешовец рассказала об одном из нововведений в сфере расчёта платы за коммунальные услуги, введённом постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 № 950:
➡️ Смотрите видео на YouTube-канале Ассоциации «Р1»
ПП РФ № 950 в основном касается энергосбытовых и сетевых компаний: согласно документу, теперь они будут устанавливать, обслуживать и ремонтировать приборы учёта электроэнергии. Но есть в нём одно изменение, которое касается и других РСО, поставляющих ресурсы в многоквартирные дома с непосредственным или невыбранным/нереализованным способом управления. Рассказываем подробнее.
С 1 июля 2020 года для расчёта одн в домах без уо/тсж не применяется норматив потребления
В домах с непосредственным способом управления и в МКД, где он не выбран или не реализован, нет управляющей организацией или ТСЖ, следовательно, собственникам помещений в доме не оказывается жилищная услуга КР на СОИ. Вместо этого потребители вносят плату за коммунальную услугу ОДН.
До появления ПП РФ № 950 размер платы для потребителей за коммунальную услугу, представленную на общедомовые нужды, рассчитывался исходя из объёма, не превышающего норматив потребления соответствующего ресурса.
То есть ресурсоснабжающая организация, независимо от фактического количества поставленного КР, могла выставить жителям дома к оплате только нормативный объём (абз. второй п. 44 ПП РФ № 354).
Сверхнорматив оплачивала сама РСО.
ПП РФ № 950 изменило эту ситуацию. С 1 июля 2020 года абз. 2 п. 44 ПП РФ № 354 утратил силу, и теперь расчёт платы за все коммунальные услуги, кроме теплоснабжения, в домах без УО/ТСЖ/ЖК ведётся исходя из фактического потребления, по показаниям приборов учёта. РСО вправе выставить жителям МКД весь потреблённый объём.
Как оплачивается электроэнергия, затраченная на работу ИТП
Рсо вправе выставить собственникам к оплате весь фактически потреблённый ими объём ресурса на одн
Как рассказала в видео Елена Шерешовец, норма ПП РФ № 950 о том, что РСО могут выставлять потребителям в домах без УО/ТСЖ или кооператива полный объём потреблённого ими коммунального ресурса, правильная. Только, как всегда, есть «но».
Как правило, нередко на непосредственном управлении находятся старые двухэтажные деревянные дома, где проживают люди с небольшим достатком. Если исполнитель КУ возьмёт и выставит им сумму за весь объём ОДН, скорее всего, это приведёт к социальному взрыву и жалобам во все уровни органов власти вплоть до президента.
Эксперт в видео рекомендует поставщикам ресурсов сначала системно проработать вопрос в каждом конкретном доме, а затем уже выставлять плату за ОДН по факту потребления. Если объём ОДН в доме большой, РСО следует провести ряд мероприятий для его снижения. Что нужно сделать, вы можете узнать, посмотрев выпуск онлайн-журнала.
Если поставщик ресурса не хочет проблем с органами власти и надзора и негатива в СМИ и соцсетях в свой адрес, выставлять потребителям ОДН исходя из факта, а не норматива следует только после того, как проведена работу по снижению ОДН в доме. Как отметила Елена Шерешовец, изменения в законодательстве – хороший стимул для проведения мероприятий по уменьшению объёмов ОДН в домах с непосредственным управлением, ведь иногда на них просто нет ни времени, ни сил, ни рабочих рук.
О расчёте за потреблённый коммунальный ресурс при смене тарифов
На заметку
Постановление Правительства РФ от 29.06.
2020 № 950, помимо корректировки порядка расчёта платы за ОДН в домах без управляющей организации или ТСЖ/кооператива, внесло изменения в порядок установки и ремонта индивидуальных приборов учёта электроэнергии. Если раньше за это отвечали собственники помещений, то с 1 июля 2020 года такие обязанности перешли к энергосбытовым и сетевым компаниям.
Для реализации этого нововведения были внесены изменения сразу в несколько нормативно-правовых актов:
- «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» (ПП РФ № 861).
- «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» (ПП РФ № 491).
- «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (ПП РФ № 354).
- «Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями» (ПП РФ № 124).
- «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» (ПП РФ № 290).
Все изменения касаются только электросчётчиков и не относятся к приборам учёта других коммунальных ресурсов. В новом постановлении:
- прописано, как будет построено взаимодействие между поставщиками электроэнергии и потребителями услуги;
- зафиксированы обязанности сторон и особенности учёта электроэнергии;
- установлены сроки выполнения отдельных работ по эксплуатации приборов учёта.
Подробный обзор ПП РФ № 950, а также Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ, читайте в нашей следующей статье. Следите за обновлениями!
Общедомовые нужды на воду: оплачивать или нет
Сегодня многие жильцы многоквартирных домов задаются вопросом, правомерно ли начисление ОДН за воду, как производится его расчет и нужно ли оплачивать общедомовые нужды.
Содержание
«ХВС ОДН» — расшифровка
Получая ежемесячную квитанцию по оплате, первое, что может смутить — это обилие аббревиатур, непонятных для того, кто только начал вникать в детализацию коммунальных начислений.
«ХВС ОДН» и «ГВС ОДН» — это расход ресурса на общедомовые нужды (ОДН) по холодному водоснабжению (ХВС) и горячему (ГВС).
Как правило, расход холодного водоснабжения превышает расход горячего. Это происходит за счет того, что именно холодная вода является основной водоснабжения в многоквартирном доме, а горячая получается путем нагревания холодной и поставляется в том объеме, который необходим для получения нужной температуры.
Нагрев происходит при помощи нагревательных аппаратов, которые повышают температуру воды до 60-75°C, после чего домовые насосы подают воду по трубопроводам в квартиры и другие места домового потребления.
За счет того того, что получение горячей воды требует дополнительных ресурсов в виде нагрева и подачи в квартиры, ее стоимость обычно выше, чем стоимость холодного водоснабжения.
Что входит в ОДН по холодной воде
В число ОДН по воде входит расход ресурса, потребляемого на содержание и обслуживание общедомовых территорий дома. К таким территориям относится как внутридомовое пространство (подъезды дома, подсобные помещения, чердаки и подвальные помещения), так и внешняя территория, прилегающая к дому (двор, автостоянка, дополнительные постройки).
Подробнее о том, что такое ОДН
Нужно ли оплачивать общедомовые нужды по воде
ОДН по воде оплачивается собственниками квартир. Такой регламент прописан в Постановлении Правительства №354.
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее — коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354
Таким образом начисление ОДН по воде является совершенно правомерным со стороны управляющей компании.
Как производится расчет ОДН по воде
В отличие от квартир, общедомовые территории не оснащены индивидуальными приборами учета (ИПУ), а потому расход воды на общедомовые нужды фиксируется только общедомовым счетчиком (ОДПУ).
При расчете платы ОДН за воду в многоквартирном доме в первую очередь снимаются показания общедомового счетчика. Он показывает, сколько всего воды было потреблено в рамках дома за отчетный период.
Далее собираются и суммируются показания индивидуальных приборов учета жильцов. Для того, чтобы баланс по дому были сведен корректно, показания ИПУ должны сниматься единовременно.
После того, как показания ИПУ собраны, их сумма вычитается из показаний общедомового счетчика. Разницу, которая при этом получается, и принято считать расходом на общедомовые нужды.
Простой пример: общедомовой счетчик показал потребление 4 000 м³ воды за отчетный период. Сумма показаний с индивидуальных приборов учета составила 3 800 м³. Полученная разница в 200 м³ — это и есть то количество воды, которое было потрачено на содержание и обслуживание общедомовых территорий — на влажную уборку в подъезде, полив клумб на территории и т.д.
Как начисляется ОДН за воду
- Распределение ОДН по воде происходит в соответствии с размером жилплощади, которую занимает собственник.
- После того, как становится известен общий объем ОДН, это количество делится на всю жилую площадь в доме, чтобы установить объем ОДН на 1 м² жилого помещения, и далее умножается на площадь квартиры собственника по формуле:
- Размер оплаты за ОДН рассчитывается по нормативам и тарифам, которые утверждены городским или региональным правительством.
- Подробнее о том, как рассчитывается ОДН
На практике существует около десятка причин, приводящих к высокому ОДН. Их устранение становится задачей управляющей компании. «СТРИЖ» уже в первые недели после установки позволяет разобраться с основными причинами и наладить точную систему поквартирного учета воды в многоквартирном доме.
- Хотите снизить ОДН в многоквартирном доме?
- УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
- В продолжение статьи:
- Большой ОДН на воду: причины и методы снижения
- Воровство воды: как устранить хищения в многоквартирном доме
- Выгодно ли ставить счетчики на воду
В россии сменили правила перерасчета за домовые нужды. вырастет ли платеж :: деньги :: рбк недвижимость
Как будет происходить перерасчет платежей за общедомовые нужды и как новые правила скажутся на размере коммунальных платежей — читайте в нашем материале
Katvic/shutterstock.com
С 1 сентября в России действуют новые правила расчета платы за общедомовые нужды (ОДН) — это изменение получило широкий общественный резонанс из-за слухов о том, что теперь за долги соседей по ОДН будут платить другие жильцы. Вместе с экспертами разбираемся, что поменялось на самом деле и как это скажется на размере коммунальных платежей.
Слухи о том, что задолженность соседей придется оплачивать доброствестным жильцам, уже опровергли в Минстрое и в Госдуме. «Документ не предполагает оплаты долгов за ЖКУ соседей.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ, каждый собственник несет ответственность за потребленные коммунальные ресурсы и услуги», — говорится в официальном сообщении министерства. «Каждый будет нести ответственность в пределах своей доли в общедомовом имуществе.
За соседей никто платить не будет», — добавил в своем Telegram-канале глава комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.
Что изменилось
Под общедомовыми нуждами подразумеваются обслуживание дома и содержание общего имущества в нем: в первую очередь это холодная и горячая вода для мытья подъездов и электроэнергия для освещения этажей и работы лифтов,
Существует два способа расчета и оплаты расходов на ОДН: либо по нормативам, либо по фактическому потреблению ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета. Во втором случае расходы распределяются между всеми жильцами пропорционально занимаемой площади.
С 1 сентября в России заработал механизм по перерасчету платы за общедомовые нужды. Он утвержден постановлением правительства РФ № 92 от 3 февраля 2022 года.
В новом документе уточняется перерасчет платы жильцов за ОДН и детализируется порядок оплаты. Изменения в первую очередь коснутся тех, кто платит по нормативам.
Теперь суммы в платежках таких пользователей будут периодически корректироваться, чтобы приблизить расходы к фактическому потреблению.
По умолчанию такой перерасчет будет проводиться раз в год, но жильцы на собраниях собственников могут утвердить и свой, более частый график сверок с данными общедомовых счетчиков. Размер платы за общее имущество, согласно нововведению, будет отражен в квитанции отдельной строкой по каждому виду коммунальных ресурсов — холодная и горячая вода, электроэнергия.
Вс рф: управляющая компания обязана оплачивать ресурсы для общедомовых нужд, даже если у нее нет договора с рсо, а все собственники помещений платят напрямую
Новости и аналитика Новости Вс рф: управляющая компания обязана оплачивать ресурсы для общедомовых нужд, даже если у нее нет договора с рсо, а все собственники помещений платят напрямую
Если УК управляет многоквартирным домом, то даже в отсутствие договорных отношений она должна оплатить РСО стоимость коммунальных услуг, израсходованных на общедомовые нужды. Собственники помещений – даже при наличии договоров с РСО – оплачивать «общедомовые» коммунальные услуги не должны. Однако УК включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая спор между водоканалом и УК по поводу взыскания с последней задолженности за услуги холодного водоснабжения на содержание общего имущества в многоквартирных домах (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 июля 2018 г. N 308-ЭС18-3279).
УК категорически отказывалась платить, опираясь на следующие умозаключения:
- лицом, обязанным производить РСО оплату поставленных коммунальных ресурсов является, по смыслу Жилищного кодекса и Гражданского кодекса, исполнитель коммунальных услуг. Он же вправе требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг от потребителей;
- по общему правилу УК приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с РСО. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ (если договор управления с УК был заключен органами управления ТСЖ и именно оно ранее выполняло функции исполнителя) или сама РСО;
- договорные отношения между водоканалом и УК отсутствуют;
- при этом если УК фактически управляет общим имуществом МКД, собственники помещений вносят ей плату за коммунальные услуги, а РСО выставляет счета за поставку соответствующего ресурса, то отношения между УК и РСО можно квалифицировать как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, а за самой УК признать статус исполнителя коммунальных услуг;
- однако в рассматриваемом случае — в отсутствие договора водоснабжения между РСО и УК – водоканал выставлял платежные документы именно потребителям (собственникам и нанимателям помещений), а не УК, и оплачивали эти счета тоже потребители непосредственно и напрямую, минуя счета УК;
- следовательно УК не является исполнителем коммунальной услуги, а значит, и оплачивать «общедомовую» холодную воду не обязана.
Арбитражные суды двух инстанций полностью поддержали УК и отказали водоканалу.
Однако ВС РФ не мог согласиться с указанными выводами. Он обратил внимание на следующее:
- бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме;
- при этом расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения;
- плата именно за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг либо УК, либо напрямую ресурсоснабжающей организации;
- однако плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в МКД, – поскольку она включена в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, – с 1 января 2017 года при управлении МКД УК подлежит возмещению потребителями услуг исключительно данной УК, но не РСО;
- следовательно, независимо от решения собственников МКД, РСО не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно РСО покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД;
- сам по себе факт отсутствия договорных отношений между водоканалом и УК в рассматриваемом случае не изменяет статуса УК по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД, ведь УК обязана содержать общедомовое имущество МКД, предоставлять собственникам помещений весь комплекс коммунальных услуг по общему имуществу МКД и принимать от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.
Значит, указал ВС РФ, УК даже в случае прямых заключенных договоров между собственниками помещений МКД и РСО обязана в целях содержания общего имущества МКД заключить с РСО договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями. А названные расходы УК, в свою очередь, включает в состав платы за содержание жилого помещения.
Противоположная позиция, ошибочно поддержанная судами, сводится, по существу, к полному освобождению УК от оплаты стоимости ресурса, отпущенного на общедомовые нужды, что противоречит требованиям п. 4 ст. 1, ст.ст. 10, 544 ГК РФ.
Итог: предыдущие судебные акты отменены, а дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который должен будет, в том числе, рассмотреть вопрос о злоупотреблении управляющей компанией своим правом вследствие уклонения от заключения договора на поставку коммунального ресурса на общедомовые нужды.
Документы по теме:
- Жилищный кодекс Российской Федерации
- Гражданский кодекс Российской Федерации
Кто будет оплачивать долги соседей за коммуналку? — Росконтроль
В России с 1 сентября 2022 года изменились правила расчета платы за общедомовые нужды. Согласно новым правилам, собственники многоквартирного дома будут оплачивать общедомовые нужны исходя из показателей приборов учета. Ранее собственники жилья платили за общедомовые нужды (ОДН) по нормативу, а перерасход покрывала управляющая компания. О том, как будет вестись учет расходов, и кто будет платить за собственников, которые не платят за коммуналку, в материале Росконтроль.
По факту или по нормативу?
Начнем с того, что вообще входит в ОДН – плата за электричество для работы лифта, домофона и освещения, вода для мытья лестницы, холла, полива цветов (если они имеются), промывки отопительной системы.
Есть два пути развития:
- Первый. В случае, если будет установлен или уже имеется общедомовой прибор учета, оплата равными долями распределяется среди всех собственников. При этом, жильцы самостоятельно могут выбрать начисление по среднемесячному потреблению на общем собрании. В конце календарного года будет производиться перерасчет. Если фактические расходы окажутся выше внесенной суммы от жильцов, образовавшийся долг будет распределен среди собственников в зависимости от площади квартиры.
- Второй. В домах, где нет возможности установить прибор учета, расчет будет производиться по нормативу, который устанавливается органами государственной власти субъекта.
Выходит, что теперь новые правила должны выработать у жильцов ответственность, самим следить, чтобы гасили свет и не устраивали лужи в результате уборок. Так как…
С управляющих компаний сняли ответственность
Из-за чего образуется перерасход за общедомовые нужды – забыли подать показания счетчиков, текут трубы в подвале, в дневное время в подъездах горит свет и так далее. И, если раньше, когда жильцы платили по нормативу, долги за перерасход погашала управляющая компания, то теперь ее исключили из этого процесса. То есть, все платежи за перерасход легли на плечи собственников.
Выходит, что на данный момент у управляющей компании нет стимула экономить воду, электричество и следить за исправностью инженерных сетей. Однако, государственная власть признает это упущение и намерена внести поправки в документ, когда и какие, пока неизвестно.
Кто будет платить за неплательщиков?
Исходя из выше сказанного, можно подумать, что платежи за ОДН хотят распределить таким образом, что добросовестным плательщикам придется отвечать за должников.
Но, изучив постановление Правительства от 03.02.2022 года №92, хотим обратить ваше внимание на то, что в документе нет ни слова о том, что долги будут каким-то образом распределяться среди соседей. Более того, постановление нацелено на справедливый расчет.
То есть, размер платы за ЖКУ может, как уменьшиться при более низком уровне реального потребления (чем ранее по нормативам), так и увеличиться.
Тем более, органы власти сами признают, что на самом деле нормативы по потреблению коммунальных услуг завышены и платить по счетчикам для граждан выгоднее.
16 сентября 2022
Общедомовые расходы: Порядок начисления собственникам многоквартрных домов
Коллективный (общедомовой) прибор учета – это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Общедомовые нужды (ОДН) – это разница между показаниями объемов общедомового прибора учета и объемов, рассчитанных из показаний индивидуальных приборов учета.
В общедомовые нужды включается освещение лестничных площадок, обеспечение работы лифта, антенных усилителей, домофонов и прочего оборудования, а также отопление подъездов.
По водоснабжению и водоотведению общедомовые нужды включают уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества.
Кроме того, это технически неизбежные и обоснованные потери коммунальных ресурсов во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома. В них входят гидравлическое испытание системы водоснабжения, промывка канализации, заполнение внутридомовой системы водоснабжения после ремонтов, потери при аварийных ситуациях и другое.
Плата за водопользование и за электроэнергию на общедомовые нужды определяется в целом по многоквартирному дому как произведение площади мест общего пользования на норматив потребления энергоресурса на общедомовые нужды и на действующий тариф.
Затем полученная сумма затрат делится на суммарную площадь жилых (квартир) и нежилых помещений. Таким образом определяются затраты на общедомовые нужды, приходящиеся на 1 кв. м жилых и нежилых помещений.
Для определения какую же сумму необходимо заплатить каждому собственнику, необходимо стоимость затрат на общедомовые нужды, приходящуюся на 1 кв. м, умножить на общую площадь квартиры или нежилого помещения.
Размер платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды (ОДН), определяется для всех потребителей независимо от того, есть в помещении индивидуальные счетчики или их нет.
Объем ОДН рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади (жилого или нежилого помещения), находящейся в пользовании каждою потребителя в многоквартирном доме.
Все собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны вносить плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
О конкретном местонахождении общедомового прибора можно узнать в управляющей компании.
Установка общедомового прибора учета является обязательной
Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды
Минстрой разрешил платить за содержание общего имущества в многоквартирном доме меньше нормативов — по показаниям общедомовых счетчиков.
С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.
Минстрой объяснил, когда можно платить меньше нормативов. Если расход ресурсов по общедомовому счетчику ниже нормы, оплачивать нужно только фактическое потребление.
Стоит проверить свои квитанции и разобраться с управляющей компанией.
Еще Минстрой поручил регионам учитывать технические особенности домов, даже если эти параметры не указаны в общих правилах. Например, в общих правилах нет энергосберегающих мероприятий, но их нужно принимать во внимание.
В многоквартирных домах есть общее имущество: подъезды, двор, лифт, домофон, подвал. Их нужно убирать, освещать и отапливать. Эти расходы пропорционально распределяются между собственниками квартир.
Платить за содержание общего имущества жильцы должны по закону. Эти платежи начисляют по умолчанию, от них нельзя отказаться. В каждом квитке за коммунальные услуги уже есть эта сумма.
УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.
Или теща директора управляющей компании живет в вашем доме и не платит за свет. Ее расходы включают в квитанции других жильцов. Никто не сможет проверить начисления, поэтому все платят за соседку под видом общедомовых нужд.
Присмотрись ???? к своей УК
С 1 января общедомовые нужды исключили из квитанций. Теперь расходы на содержание общего имущества включаются в индивидуальный счет. Например, в строке за электроэнергию указывается плата за свет в квартире и за свет в подъезде и лифте.
К 1 июня 2017 года регионы установят нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Жильцы должны оплачивать только эти нормативы. Превышение оплатит УК или ТСЖ.
Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках.
В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается.
Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.
По закону за общедомовые нужды жильцы должны платить не больше нормативов. Но нет прямого указания на то, что можно платить меньше.
Некоторые управляющие компании пользуются этим и считают общедомовые нужды по нормативам. А во многих регионах новые нормативы еще не утверждены и используются расчеты трехлетней давности.
Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества.
Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу — как написано в законе.
Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.
Минстрой объяснил, что платить больше нормативов жильцы не могут, а меньше — могут. Это письмо он направил губернаторам, чтобы те навели порядок в регионах.
Считать нужно так:
- Снять показания общедомовых счетчиков.
- Посчитать объем услуг по индивидуальным счетчикам.
- Найти разницу между общим и индивидуальным потреблением.
- Сравнить разницу с нормативом.
- Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив. Остальное оплачивает УК.
- Если разница меньше, жильцы платят только за фактическое потребление.
Если в доме нет общих счетчиков, то и узнать фактический расход нельзя. Тогда нужно платить по нормативам.
Нормативы устанавливают региональные власти. Во всех регионах новые нормативы должны рассчитать до 1 июня 2017 года. Если новых нормативов нет, используются те, которые действовали на 1 ноября 2016 года.
Например, в Удмуртии для некоторых видов общедомовых услуг действуют нормативы 2013 года. В Белгородской области нормативы установили в 2015 году. А в Московской области — в октябре 2016 года.
Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома: года постройки, этажности, вида отопления, размера ванн, наличия унитазов и центральной канализации.
В письме губернаторам Минстрой поручил учитывать при расчете нормативов даже те параметры, которых нет в общих правилах.
Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы.
В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля.
Или в одном доме есть маленький двор с детскими качелями и песочницей, а в соседнем дворе жильцы разбили клумбы, установили фонтан и теперь расходуют много воды.
Жильцы таких домов должны платить за общие коммунальные услуги по разным нормативам. Региональные власти это учтут и пересчитают показатели.
Несколько управляющих компаний могут подать коллективное заявление на расчет норматива даже для отдельных домов.
Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.
Если оплату за общедомовые нужды вам начислили по нормативу, а фактическое потребление в январе было меньше — настаивайте на пересчете по рекомендациям Минстроя.
Если фактический расход коммунальных услуг на содержание общего имущества больше норматива, разницу должна оплатить УК: эту сумму нельзя учитывать в квитанциях жильцов.
Это обязанность управляющей компании. Она должна делать так, чтобы в доме было светло, тепло и чисто, но жильцы не переплачивали за коммуналку.
Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой — уменьшатся теплопотери. В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.
Лифты, систему отопления, водоснабжения и канализации нужно обслуживать вовремя. Тогда они меньше ломаются. Если в подъезде прорвет трубу, за перерасход сверх норматива заплатят жильцы.
Необязательно. На общем собрании жильцов можно добровольно повысить нормативы за содержание общего имущества.
Есть элитные дома, в которых объем коммунальных услуг всегда больше нормативов, и жильцы не против оплачивать это превышение. Например, они хотят, чтобы в подъездах и на стоянке всю ночь горели лампочки, даже если там никого нет. Или оборудовали в вестибюле комнату, в которой моют лапки собачкам после улицы.
Собственники квартир подпишут общее решение и будут добровольно платить за электроэнергию и воду больше нормативов, чтобы не перекладывать свои расходы на управляющую компанию.
Правомерность начисления платы за ОДН (КР СОИ) сверхнорматива — КС Цитадель
Вопрос: У нас в многоквартирном доме установлен общий прибор учета электроэнергии, который автоматически передает показания. УК выставляет счета по ОДН (КР СОИ), которые рассчитывают по нормативу. Как заставить УК производить расчет за ОДН по счетчикам, а не по нормативу?
Ответ экспертов КС Цитадель
Прежде всего, необходимо отметить, что с 01 января 2018 года плата за общедомовые нужды «перекочевала» из коммунальных услуг в состав платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в виде платы за коммунальные услуги (ресурсы), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (КР СОИ).
Категорично ответить на вопрос нельзя, поскольку из вопроса не ясно, сверх норматива начисляется плата за КР СОИ или нет.
https://www.youtube.com/watch?v=uwE-D93EIjI\u0026t=156s
Для проверки правильности начисления платы за КР СОИ необходимо обратиться с претензией в управляющую организацию и/или в орган государственного жилищного надзора с соответствующим заявлением. В случае установления факта нарушения прав потребителя орган госжилнадзора выдаст ответственному лицу обязательное к исполнению предписание. Заявление можно скачать ЗДЕСЬ.
Разберем вопрос “на пальцах”. Многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета потребляемой электроэнергии. В общем МКД в месяц потребил 10000 кВт. На индивидуальное потребление (поквартирное) пришлось 7000 кВт.
Остается в воздухе 3000 кВт. Именно эти 3000 кВт управляющая/ресурсоснабжающая организация распределяет на все принадлежащие собственникам жилые/нежилые помещения в многоквартирном доме.
И в этом случае необходимо разобраться, есть ли сверхномативное начисление КР СОИ или нет.
Возможна и другая ситуация, когда потребление на КР СОИ ниже нормативного объема, но исполнитель коммунальной услуги продолжает начислять нормативный объем по допустимому максимуму, неосновательно увеличивая свою прибыль.
Разобраться правильно производит исполнитель коммунальной услуги начисление КР СОИ или нет возможно либо самим, истребовав необходимую информацию у исполнителя и произвести расчет, либо обратиться в орган государственного жилищного надзора с заявлением. Образец представлен выше.
Заставить исполнителя начислять ОДН по ОДПУ невозможно, потому как во-первых счетчик ОДН (КР СОИ) не имеется, а во вторых исполнитель и так начисляет плату за электроэнергию по показаниям общедомового счетчика по фактическому потреблению электроэнергии всем многоквартирным домом.
Если все же предположить, что плата начисляется сверхнормативного объема потребления, то в этом случае при отсутствии на то решения общего собрания собственников, плата начисляется неправомерно.
Правовое обоснование
В соответствии с абз. 2 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.
2011 года № 354 распределяемый в соответствии с формулами 11 – 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения
Т.е. если размер платы за ОДН по ОДПУ (формула 12) превышает нормативный размер без ОДПУ (формула 15), то плата за ОДН за электроэнергию взимается не более нормативного.
В силу абз. 4 пункта 29 Правил содержания общего имущества многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г.
№ 491 при последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников, требование оплаты за коммунальные услуги, потребленные в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размере, превышающем норматив потребления коммунальных услуг неправомерно.