Правила подготовки схемы границ сервитута на кадастровом плане территории и ее назначение

Правила подготовки схемы границ сервитута на кадастровом плане территории и ее назначениеСхема расположения земельного участка (ЗУ) представляет собой план местности, на котором изображены границы образуемого ЗУ (или нескольких участков) на кадастровом плане территории.

На ней должна быть указана площадь всех образуемых ЗУ. В случае, когда таких участков 2 или более, ставятся также их условные номера. Документ составляется на основе данных кадастра.

Требования к схеме границ земельного участка регламентируются приказом Минэкономразвития РФ №762 от 27.11. 2014 г., приложениями № 1 и № 2 к этому приказу, а также ст. 11.10 Земельного кодекса РФ (закон, утверждающий соответствующие изменения в ЗК, начал действовать с 01.03.2015 г.).

Что такое инструкция по межеванию?

Инструкция по межеванию земель – это такой нормативный документ, который был утвержден Роскомземом в апреле 1996 г. В нем установлен порядок, в соответствии с которым следует выполнять разграничение земель, а также сформулированы требования, предъявляемые к каждой стадии межевания и к документированию результатов этой процедуры.

Проще говоря, эта инструкция – прямое руководство по определению и дальнейшему утверждению границ земельного надела.

Правила подготовки схемы границ сервитута на кадастровом плане территории и ее назначение

Данный нормативный акт на сегодняшний день является действующим.

Его положениями руководствуются специалисты в процессе определения границ землевладений.

Для инструкции по межеванию разработано несколько приложений. В их число входят образцы технических заданий, чертежей и иной документации.

В 2003 г. инструкция была дополнена «Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства».

Такая схема потребуется в случае образования нового надела земли либо при юридически значимом изменении существующих наделов.

Она необходима в следующих ситуациях:

  1. В случае разделения одного землевладения на несколько долей или при объединении
    нескольких земельных участков, если эти земли к моменту изменения границ находились в частных

    владениях. Такими участками в соответствии с российским законодательством могут являться земли, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, а также садово-огородные и дачные участки.

  2. При изменении границ земель, формально находящихся в собственности государства.
  3. В ситуации, когда необходимо выделить участок земли, принадлежащей муниципалитету, для его передачи гражданину или организации. Схема понадобится как при получении муниципальной земли в постоянное пользование, так и в случае оформления на нее арендного договора.
  4. Если администрация поселения изымает землю у ее владельца, когда это необходимо для нужд государства или муниципалитета.
  5. В случае, когда запланировано проведение аукциона. Для организации аукциона подается соответствующее заявление, к которому прилагается схема земельного участка. Далее публикуется объявление, после чего в течение 30 дней идет сбор заявок.Организацией проведения аукциона (и необходимых для него процедур) занимается муниципалитет. Но если была получена только одна заявка, заявитель приобретает ЗУ без аукциона. В последнем случае он сам должен позаботиться о проведении его межевания.
  6. Когда имеется возможность приобрести землю без проведения торгов. Отличительной особенностью данной ситуации является то, что схему границ угодья можно предъявить напечатанной на бумаге.
  7. Для того, чтобы легализовать прирезки (это прилегающие к землевладению участки, которые были самовольно захвачены гражданином и стали как бы принадлежать ему, если отсутствуют претензии третьих лиц), которые находятся во владении гражданина.

В соответствии с правилами, установленными инструкцией по межеванию, определение границ земельного участка является необходимой процедурой для оформления земли в собственность.

Об этом следует помнить гражданам, которые заинтересованы в легализации своих участков в соответствии с действующей сейчас программой дачной амнистии.

Кто занимается подготовкой

Администрация

В общем случае подготовка схемы границ ЗУ выполняется исполнительным органом государственной власти или административным органом муниципального образования.

Соответствующую заявку можно подать на сайте Росреестра (заявителю предварительно следует на нем зарегистрироваться).

Самостоятельная подготовка

  • Правила подготовки схемы границ сервитута на кадастровом плане территории и ее назначениеЕсли необходимо подготовить схему земельного участка, который предстоит образовать путем его выделения из муниципальной земли, а проведение торгов при этом не планируется, организацией соответствующих работ может заняться сам гражданин.
  • Допускается также самостоятельная подготовка схемы в случае проведения аукциона по продаже или выделения в аренду образуемого участка.
  • Исключение составляют земли, которые располагаются на территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

При выделении ЗУ, располагающегося на территории, принадлежащей государству или муниципалитету, схему расположения может подготовить лицо, которому эта земля выделяется. Для граждан такой порядок допускается при получении земли в безвозмездное пользование или оформлении аренды.

Если участок подлежит изъятию для государственных или муниципальных нужд, схему вправе подготовить лицо, в пользу которого он изымается.

В случае, когда образование нового земельного участка происходит в результате перераспределения наделов, принадлежащих гражданам, которые предназначены для ведения личного хозяйства или строительства частного жилья, соответствующие схемы могут подготовить владельцы таких угодий. Это относится также к землям, являющимся собственностью РФ или населенных пунктов.

Несмотря на то, что в этих ситуациях допускается самостоятельное изготовление плана границ, для многих граждан эта процедура может оказаться достаточно сложной. Не каждый человек имеет навыки составления топографических карт и работы с графическими редакторами.

Кадастровый инженер

Согласно требованиям законодательства схема границ земельного участка должна быть привязана к кадастровому плану территории.

Дополнительные затруднения могут возникнуть из-за того, что не всегда известны координаты располагающихся рядом объектов. Поэтому во многих случаях целесообразно для подготовки схемы расположения земельного участка воспользоваться услугами кадастрового инженера.

С выездом

  1. Правила подготовки схемы границ сервитута на кадастровом плане территории и ее назначениеЕсли в кадастре отсутствуют необходимые сведения для составления документа либо их недостаточно, для его составления инженер может выехать к местоположению участка.
  2. Там он проведет все нужные для составления чертежа измерения и определит точные координаты объекта.
  3. Заказывать проведение работ с выездом кадастрового инженера имеет смысл, когда точно известно, что администрация муниципалитета одобрит выделение надела гражданину.
  4. В противном случае расходы будут неоправданными.

В ситуации, когда в кадастре содержатся все данные, требующиеся для составления схемы, выезд инженера на участок не обязателен. Ведь всю нужную информацию он может получить камерально (с помощью кадастровой карты).

Финансовые затраты в таком случае будут меньше, чем при выезде специалиста.

Особенности

В процессе подготовки схемы расположения земельного участка необходимо учитывать:

  • требования законодательства, определяющие правила пользования землей и застройки;
  • положения утвержденной документации, касающиеся территориального планирования;
  • требования документации по землеустройству;
  • проект планировки территории;
  • расположение территорий, находящихся в общем пользовании;
  • «красные линии»;
  • фактическое расположение границ землевладений;
  • местонахождение построек на местности (включая те, возведение которых еще не завершено);
  • в определенных законодательством случаях необходимо принимать во внимание положение об особо охраняемой природной территории и расположение зон для территорий с особыми условиями использования.

Гражданину, не обладающему достаточной компетенцией, не всегда легко во всем этом разобраться. Поэтому для составления схемы при наличии каких-либо неразрешенных сомнений лучше обратиться к специалисту.

Как выглядит образец

Схема расположения земельного участка оформляется в соответствии с приказом Минэкономразвития № 762. Этот документ бывает двух разновидностей:

  1. Для перераспределения земель уже имеющихся участков (в случае выполнения дорезки к землевладению). Ее образец можно посмотреть здесь
  2. Для образования нового надела смотрите по ссылке

Они отличаются только в одном: в первом случае изображается не только участок, который должен получиться в итоге, но и изначальная территория, к которой должна присоединиться другая земля.

Схема изготавливается в форме электронного документа. Если надел предоставляется гражданину без проведения торгов, то по его желанию она может быть выполнена на бумажном носителе.

Что отображается в документе

Правила подготовки схемы границ сервитута на кадастровом плане территории и ее назначение

Чертеж, на котором показано расположение угодья и отображаются его границы, должен содержать:

  • межевые границы территории землевладения;
  • условные номера всех наделов, которые должны быть образованы согласно схеме расположения земельных участков (если таких участков несколько);
  • информацию о площади образуемых участков земли;
  • координаты, отображающие точное местоположение землевладения (или адрес);
  • кадастровый номер объекта недвижимости или квартала;
  • сведения о проектной мощности каждого надела (если их 2 или более);
  • информацию о категории земли участка.
Читайте также:  Признание договора купли продажи квартиры недействительным

План обязательно должен быть дополнен системой условных обозначений.

В документ со схемой расположения участка включается текстовое описание. В нем присутствуют наименование документа, его номер, дата утверждения, а также наименование органа административной власти, которым он был утвержден (такими полномочиями обладают органы муниципальной или государственной власти).

Если в районе, где располагается участок, имеются зоны особого пользования, сведения о них также включаются в это описание.

По итогам рассмотрения заявления об утверждении схемы уполномоченный орган проверяет, соответствует ли выделение участка и оформление документа требованиям закона. Если какие-либо предписания законодательства не были соблюдены, в утверждении документа администрация вправе отказать.

Основания для отказа могут быть следующие.

  1. Оформление документов произведено некорректно. Не соблюдены предписания по оформлению схемы, в документах присутствуют фактические ошибки или опечатки, приведена не вся необходимая информация. В таких ситуациях документ нужно будет переделать и снова передать на рассмотрение административному органу.
  2. Площадь, указанная в документе, не соответствует реальным размерам участка (в случае, если на схеме она более чем на 10% больше, чем в действительности).
  3. На территории угодья располагаются объекты недвижимости, принадлежащие третьим лицам или государству.
  4. Земля на момент подачи заявления является собственностью дольщиков.

Правила подготовки схемы границ сервитута на кадастровом плане территории и ее назначение

  1. Установлен факт наличия на территории участка пересекающихся границ (территория одного надела частично накладывается на другой или полностью с ним совпадает).
  2. Территория является частью ранее утвержденного межевого плана.
  3. Не были соблюдены требования, установленные для особо охраняемых природных территорий.
  4. Установлено, что место, на котором располагается угодье, в будущем запланировано использовать для обеспечения внедрения проектов, направленных на развитие определенной местности.

В отдельных случаях может получиться так, что администрация поселения изменит целевое предназначение земли уже после того, как заявление подано. К сожалению, в такой ситуации в утверждении схемы также будет отказано.

Заключение

Составление схемы расположения границ земельного участка требуется при образовании нового земельного угодья или изменении существующего. На ней изображены границы надела на кадастровом плане и показано его местоположение. По сути это план участка, утвержденный административными органами.

Полномочиями по изготовлению данного документа прежде всего наделены органы муниципальной или государственной власти.

В ряде случаев, предусмотренных законом, допускается его самостоятельное изготовление самим заинтересованным гражданином. Однако это требует от него определенных навыков работы по составлению топографических карт.

Также необходимо учитывать многие нюансы отечественного законодательства, ведь при несоблюдении требований нормативных актов в утверждении схемы могут отказать.

Чтобы получить качественно выполненную схему, полностью соответствующую требованиям закона, лучше обратиться к специалистам. Заказав изготовление документа у кадастрового инженера, можно сэкономить немало времени и сил, а также свести к минимуму финансовые затраты.

Схема границ сервитута на кадастровом плане территории: как происходит установление пределов законного использования чужой земли, образец документа

Проектная документация государственных обременений подготавливается на основании графического определения зоны действия для участка. При подготовке могут возникнуть вопросы по установлению пределов зон действия для ограничения права пользования землей.

На законодательном уровне определена процедура мероприятий по формированию пределов, постановке на учет земельных территорий. Основным этапом данных работ считается определение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории.

Порядок установления зоны действия ограниченного права пользования чужой землей

В Земельном Кодексе РФ с последними изменениями Федерального закона № 136 в статье 39.26 расписан порядок установления сервитута, а также определение границ его действия.

Зона действия обременения определяются топографогеодезической работой. Расходы на них накладываются на заинтересованную сторону (муниципалитет, администрация, соседнего владельца). Результаты фиксируются в кадастровой документации.

  1. Сформированный — состоящий на кадастровом учете.
  2. Находящийся в стадии формирования (например, участок, на котором планируется строительство капитального сооружения).

Для первого типа зоны действия сервитута в межевом плане осуществляется на основании нормативно-правовых актах (НПА) органов местного самоуправления. В проекте межевания зоны отображаются следующим образом:

  • выезд геодезиста или инженера;
  • проведение замером, установление маячков и их фиксирование в плане;
  • перенос графического изображения в межевой план для обременения.

Таким образом, в проекте должна быть отображена зона действия уже оформленного обременения (больше информации о сервитуте и о нюансах его оформления найдете тут).

Для незарегистрированного участка установление пределов земельного участка будет осуществляться после полного его оформления:

  • проводится первоначальное межевание;
  • регистрация участка в ЕГРН;
  • выделение зоны под обременение.

Границы должны устанавливаться в пользу собственника, чтобы не ущемлялись его права полноценно пользоваться землей и расположенными на ней объектами.

Когда требуется приложение схематичного изображения периметра участка?

Схема границ сервитута на кадастровом плане прикладывается согласно законодательным требованиям, указанным в статье 39.25 ЗК РФ:

  • заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении обременения с приложением графического отображения пределов;
  • в соответствии с соглашением.

По статье 39.26 ЗК для обременения по отношению ко всему земельному участку не требуется приложения графического отображения пределов на межевом плане.

Требования к подготовке и форма документа

Для схемы по нормативам требуется графическое описание, составляемое по результатам геодезических и топографических работ. Графическое описание составляется с использованием сведений:

  • кадастровых планов;
  • по данным измерений;
  • картографических и иных материалов.

В описании местоположения обремененной территории должно быть указано:

  • ее расположение в населенном пункте;
  • ее расположение в системе координат;
  • используемый метод координат;
  • список точек обремененного участка;
  • графическое отображение расположения обременения;

В зависимости от выполнения работ избирается метод определения координат точек участка:

  • геодезический;
  • метод спутниковых геодезических измерений (определений);
  • фотограмметрический;
  • картометрический;
  • аналитический.

На схеме отображаются:

  • пределы сервитута;
  • установленные картографических точек административно-территориальных образований;
  • пределы кадастрового деления;
  • зона действия и межевые номера земельных участков;
  • используемые условные знаки и обозначения;
  • масштаб.

Ниже вы увидите образец схемы гарниц сервитута на кадастровом плане территории:

При подготовке к оформлению графического описания в масштабе допускается показывать местоположение отдельных частей участков в виде выносок или врезок, которые расписывают на отдельных листах в составе основного документа.

Рекомендуется использовать образец графического описания местоположения территории, который приводится в приложении к требованиям графического описания местоположения зоны действия ограничения прав пользования.

Схема предела сервитута на кадастровом плане территории отображается в соответствии с договором сторон. При оформлении обременения на весь участок пределы указывать нет необходимости. Подготовка проектной документации и участка сервитута делается согласно требованиям и нормам градостроительства и земельному законодательству.

Эксперты Кадастровой палаты разъяснили правила установления частного сервитута | Последние новости

Представим: вы приобрели земельный участок, построили дом. Пришло время провести электричество и воду – и вдруг проблема. Коммуникации не подвести – мешает соседний участок. Проблему решит установление сервитута. Эксперты Федеральной кадастровой палаты рассказали, что это, как заключить соглашение о частном сервитуте и как его зарегистрировать.

Что такое сервитут?

Сервитут – это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужим земельным участком. Существует два вида сервитута: публичный и частный.

Публичный сервитут устанавливается в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Например, если попасть к водоему общественного пользования и его береговой полосе, к роднику или иному социально значимому объекту можно только через ваш участок, он может быть обременен правом прохода или проезда к этим объектам.

  • Частный сервитут – когда проход и проезд к вашему участку возможен только через соседний участок.
  • Зачем нужен частный сервитут?
  • для индивидуального доступа к жилищу, когда проход или проезд возможен только через соседний земельный участок.
  • для обеспечения водоснабжения.
  • для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередач (связи), трубопроводов, автомобильных дорог и других линейных объектов;
  • для обеспечения других нужд землевладельца.
  1. Таким образом, ограничение на объект недвижимости устанавливается в интересах конкретных лиц.
  2. Как заключить соглашение о частном сервитуте?
Читайте также:  Чем отличается реконструкция от перепланировки Разрешение и ответственность за работу без него

Как правило, частный сервитут устанавливается по добровольному соглашению сторон или по судебному решению, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Предоставление сервитута на земельный участок требует документального оформления. В этом заинтересован, в первую очередь, будущий обладатель сервитута. 

Прежде чем заключать такое соглашение, необходимо определить, установлены ли границы земельного участка, в пределах которых регистрируется ограничение (обременение) в виде частного сервитута.

Если сервитут будет установлен на часть земельного участка, и она не стоит на кадастровом учете как часть земельного участка, то необходимо выполнить кадастровые работы (межевание) по образованию такой части.

Если же сервитут будет установлен на весь земельный участок, и он стоит на кадастровом учете, то проведение кадастровых работ не требуется.

  • Чтобы оформить межевой план, содержащий необходимые для государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
  • Если собственник земельного участка согласен установить частный сервитут, нужно заключить с ним соглашение о сервитуте с указанием: 
  • кадастрового номера земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут;
  • сведений о сторонах соглашения с паспортными данными;
  • цели и основания установления сервитута;
  • срока действия сервитута (если сервитут не бессрочный);
  • размера платы (если сервитут устанавливается за плату);
  • прав и обязанностей сторон соглашения, в том числе вашей обязанности после прекращения сервитута привести участок в состояние согласно разрешенному использованию (например, при прокладке коммуникаций засыпать траншею и восстановить плодородный слой почвы и т. д.).

Важно! Размер платы за частный сервитут определяется сторонами соглашения об установлении сервитута. Если соглашение не достигнуто – то вопрос об установлении сервитута решается в судебном порядке. Как правило, размер платы зависит от множества факторов, поэтому для его определения целесообразно обратиться к специалисту (оценщику).

Регистрация частного сервитута

Частный сервитут нужно зарегистрировать в Росреестре. Для этого участникам заключенного соглашения (или одному из них), необходимо обратиться в МФЦ с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка и государственной регистрации прав в виде ограничения (обременения) части земельного участка, приложив к нему необходимый пакет документов.

Однако в случае заключения соглашения об установлении сервитута сроком до трех лет, законом допускается установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения кадастровых работ (межевания), без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Когда государственный регистратор примет положительное решение, заявителю будет выдана выписка из ЕГРН, содержащая обременения, наложенные на данную территорию.

Важно! Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Межевой план для установления сервитута – зачем и как оформить

В ряде случаев у владельца земельного участка может возникнуть необходимость предоставить стороннему лицу ограниченное право на пользование своим объектом, то есть установить сервитут. Так бывает, когда следует обеспечить проход, проезд соседу к своему наделу.

Такое же право может получить государство. Это необходимо для того, чтобы его представители, другие лица имели возможность выполнять какие-либо необходимые действия на чужой территории. К примеру, производить ремонт, обслуживание инженерных, других коммуникаций, расположенных на объекте, их строительство, реконструкцию.

  • Хотя стороннему лицу предоставляется возможность пользоваться чужим участком, это не приводит к утере или ограничению прав собственности.
  • Обременение должно быть зарегистрировано, поэтому после подписания соответствующего соглашения необходимо заказать определение границ и сформировать межевой план для установления сервитута и подать в Росреестр.
  • Указанная процедура поможет сторонам при защите своих интересов, если когда-либо возникнут споры.

Разновидности сервитута 

Согласно законодательству, право на ограниченное пользование бывает различных видов, поэтому заранее необходимо определиться. Сделать это просто, так как сервитут бывает всего двух разновидностей:

Разобравшись с видом, владелец участка сможет точно определить порядок своих действий.

Бесплатная консультация

+7-495-720-68-84

Частный сервитут: как установить правильно

Главной особенностью этого вида является то, что он устанавливается заинтересованными частными лицами. К примеру, ими могут быть владельцы рядом расположенных участков, одному из которых необходимо организовать подъезд к своему объекту транспорта.

Для выполнения процедуры участники сделки должны выполнить следующие действия:

  1. Обсудить все существенные условия, к которым относятся границы сервитута, сроки на которые он устанавливается, цели, задачи. Важным моментом, является и определение размера оплаты за возможность пользоваться чужой территорией;
  2. Подписать договор, устанавливающий сервитут в нужных границах. Для этого необходимо составить документ в простой письменной форме, то есть все, что следует сделать, это внести сведения об участниках, прописать условия и заверить содержимое подписями.

Далее оформляется заказ на выезд кадастрового инженера, который должен определить границы, явные поворотные точки сервитута и указать их в межевом плане, но ему потребуется схема расположения исходных участков. Для этого в Росреестре необходимо получить аналогичные документы для всех задействованных наделов.

Когда план готов, то его вместе с заявлением, составленным соглашением необходимо подать для регистрации. Указанная процедура выполняется в Росреестре или, если его представительство далеко, тогда стоит обратиться в МФЦ.

Как устанавливается публичный сервитут

Особенностью этого вида является то, что он составляется между частным лицом и государством. Порядок действий аналогичный установлению частного сервитута, но есть одно исключение, которым является необходимость выставить проект соглашения для публичного обсуждения.

В таком случае сервитут может устанавливаться с участием многих сторон, но подписывать договор, а затем создавать межевой план стоит только на свой надел, а не на 2 участка и больше. Так как это поможет эффективней защищать свои интересы и не зависеть от мнения сторон.

Стоимость услуг

ВИДЫ РАБОТ CТОИМОСТЬ ПРИМЕЧАНИЕ
Первичная консультация Бесплатно

Минэкономразвития о публичном сервитуте и ЗОУИТ – ИГП

В рамках информационной помощи кадастровым инженерам, а также всем заинтересованным лицам, приводим официальный текст письма Департамента недвижимости Министерства экономического развития РФ от 03.09.2019 №Д23и-30058 по вопросам, касающимся установления и внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о публичном сервитуте и зонах с особыми условиями использования территорий.

Текст письма

Департамент недвижимости и Минэкономразвития рассмотрел обращение, касающееся установления публичного сервитута и зон с особыми условиями использования территорий (далее — ЗОУИТ), и в части установленной компетенции сообщает.

3 августа 2018 г.

был принят Федеральный закон № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее — Закон № 341-ФЗ), При этом до вступления в силу Закона №341-ФЗ действовала редакция статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ), пунктом 10 которой предусматривалось, что порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженершах коммуникаций. их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 257-ФЗ).

В соответствии с указанной ранее действовавшей нормой был издан приказ Минтранса России от 17 октября 2012 г.

Читайте также:  Оформление аренды земельного участка

№ 373 «Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требований к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требований к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута».

Вместе с тем, Законом № 341-ФЗ введен новый подход к внесению сведений о публичных сервитутах в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) и общий порядок их установления, которые содержатся в статье 23 и главе V.7 ЗК РФ. Указанный порядок не предполагает образования земельных участков (частей земельных участков), постановки их на государственный кадастровый учет и регистрации прав на них.

При этом в соответствия с пунктом 19 действующей редакции статьи 23 ЗК РФ Закона № 257-ФЗ устанавливаются особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог.

Однако, в данном случае особенности установлены не законом, а нормативным правовым актом, принятым в его исполнение, который должен учитывать и положения Закона №341-ФЗ. До настоящего времени соответствующие изменения в Закон № 257-ФЗ и нормативно-правовые акты, принятые во исполнение Закона № 257-ФЗ, не внесены.

В соответствии с пунктами 1, 5.2.53.27 Положения о Министерстве транспорта Российской Федераций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г.

№395, Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, и самостоятельно принимает порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения.

На основании изложенного описание публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, определяется главой V.7 ЗК РФ.

Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.41 ЗК РФ к ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, установлены приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2018 г. № 541 в соответствии с пунктом 7 статьи 39.41 ЗК РФ (далее — Требования).

Согласно пункту 10 Требований схемы, используемые для формирования файлов описания границ в формате XML (XML-схемы), признаются введенными в действие со дня их размещения на официальном сайте Роерееетра в информационно­ телекоммуникационной сети «Интернет».

До размещения XML-схемы на официальном сайте Роерееетра в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» в целях внесения в ЕГРН сведений о границах публичного сервитута могут быть использованы XML-схемы, применяемые для формирования документов, содержащих сведения о ЗОУИТ, утвержденные приказом Роерееетра от 15 сентября 2016 г. №П/0465 (далее — Приказ) (Приложение № 1 к Приказу, XML-схема ZoneToGKN_v05 и Приложение №4 к Приказу, XML-схема TerritoryToGKN_v01); при этом в элементе «Содержание ограничений» (ContentRestrictions) реквизита «Зона с особыми условиями использования территорий, территория объекта культурного наследия» (SpecialZone) XML-схемы ZoneToGKN_v05 следует отображать слова: «публичный сервитут» и информацию о цели установления публичного сервитута и его сроке.

В соответствии с пунктами 5 и 8 статьи 39.43 ЗК РФ границы публичного сервитута утверждаются решением об установлении публичного сервитута, сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута; публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН.

Согласно статье 3.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ) органы государственной власти обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений об установлении или прекращении публичных сервитутов.

При этом в соответствии с частью 15.

1 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, направляют в орган регистрации прав решение об установлении или о прекращении публичного сервитута и описание местоположения границ публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения.

Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1.3 — 13, 15.

15 (1) статьи 32 Закона № 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1532.

В соответствии со статьей 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида ЗОУИТ, за исключением ЗОУИТ, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).

В силу части 16 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г.

№ 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до утверждения Правительством Российской Федерации положения о ЗОУИТ соответствующего вида в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации решение об установлении такой зоны принимается илди ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном до дня официального опубликования Закона № 342-ФЗ для ЗОУИТ соответствующего вида.

В силу пункта 10 статьи 106 ЗК РФ обязательным приложением к решению об установлении ЗОУИТ, а также к решению об изменении ЗОУИТ, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

Форма графического описания местоположения границ ЗОУИТ, требования к точности определения координат характерных точек границ ЗОУИТ, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2018 г. № 650.

При этом в силу пункта 11 статьи 106 ЗК РФ подготовка указанных сведений обеспечивается собственниками зданий, сооружений, в связи с размещением которых устанавливаются или изменяются соответствующие ЗОУИТ, иным правообладателем таких здания, сооружения, если данная обязанность предусмотрена документом, на основании которого им осуществляются владение и (или) пользование такими зданием, сооружением, застройщиками в случае установления ЗОУИТ в связи с размещением планируемого к строительству объекта, а при отсутствии правообладателей, застройщиков или в случае установления ЗОУИТ по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, — органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования ЗОУИТ, органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на установление границ ЗОУИТ, возникающей в силу федерального закона.

Ссылка на официальную версию письма Министерства экономического развития РФ от 03.09.2019 №Д23и-30058 по вопросам, касающимся установления и внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о публичном сервитуте и зонах с особыми условиями использования территорий