Ответ на жалобу принятую на личном приеме заместителем прокурора

Не всегда нормативный или внутренний локальный правовой акт соответствует закону. Если это не так, то прокуратура вправе внести протест на него.

Причем адресатом в данном случае может быть должностное лицо (компания, НКО, орган), оформившие приведенный акт, или вышестоящее ведомство или начальник данного работника.

Что такое протест, каковы результаты рассмотрения протеста прокурора образец и чем грозит отказ от исполнения прокурорских требований, рассказано ниже в статье.

Горячая линия для консультаций граждан: 8 (800) 301-93-70

Что представляет из себя протест прокуратуры

По закону, протест — это акт прокурорского реагирования. Его вправе принести зам или сам прокурор. Протест вносится на НПА или локальный акт (ст. 22, 23, 27 ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г., ст. 245, 251 ГПК РФ):

  1. Органа (инстанции).
  2. Должностного лица.
  3. Коммерческой компании, НКО.
  4. Начальника сотрудника, оформившего незаконный документ.
  5. Вышестоящего ведомства.

Также, надзорное ведомство вправе обратиться в суд, если требуется защита гражданских прав и госинтересов и охраняемых законодательством РФ интересов общества.

По закону, протест может быть предъявлен администрации коммерческих компаний и НКО, а также должностному лицу из:

  • Правительства России;
  • Следственного комитета РФ;
  • регионального Заксобрания и Правительства;
  • областной думы;
  • исполнительной и законодательной власти муниципалитета (например, Городского собрания);
  • Генштаба России;
  • Минобороны РФ;
  • ОНК;
  • контролирующих органов.

Порядок рассмотрения представления прокуратуры

Чтобы протест был принят к рассмотрению адресатом, он должен быть правильно оформлен. В нем прописывается:

  • название и юридический адрес органа или Ф. И. О. должностного лица — от кого требуется устранить допущенные правонарушения;
  • день оформления;
  • название;
  • какой конкретно НПА или локальный документ противоречит закону — общая информация, номер и дата принятия;
  • какой пункт неправомерного документа ведомства или отдельного сотрудника противоречит Конституции РФ и законодательству РФ — с указанием соответствующей статьи Конституции РФ и федеральных законов;
  • заключение — предложение привести неправомерный НПА или внутренний акт в соответствии с Конституцией России и законодательством РФ;
  • сроки исполнения;
  • обязанность направить письменный ответ — с итогами рассмотрения и принятыми необходимыми мерами;
  • личная подпись составителя.

В каких случаях прокурор выносит предостережение — нужно ли отвечать

Также, при составлении протеста сотрудник прокуратуры обязан указывать в нем правовую сущность, последствия, причины и условия выявленных правонарушений (п. 16 Приказа Генпрокуратуры РФ № 195 от 7 декабря 2007 г.).

Причем при оформлении такого документа, как правило, поднимается вопрос об ответственности виновных должностных лиц (работников администрации) и устранении нарушений закона.

Кроме того, уполномоченный прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении приведенного акта.

Протест прокурора может быть досрочно отозван до получения его на руки уполномоченным сотрудником или ведомством. Причем это может сделать только прокурорский работник, внесший этот документ.

Чем отличается от представления

Представление и протест прокурора — это разные документы.

Первый из них оформляется прокурорским работником (его замом) в отношении органа, компании, НКО или отдельного сотрудника, уполномоченных устранить допущенные правонарушения, а второй — приносится не на нарушения закона, а на отдельный правовой акт, нарушающий конституционные и гражданские права (ст. 23, 24, 28 Закона РФ № 2202-1-ФЗ).

Важно! Кроме того, представление оформляется замом или самим прокурорским работником только в отношении отдельного ведомства, компании, НКО или сотрудника. Протест же может приноситься и начальнику этого сотрудника или в вышестоящую инстанцию.

Таким образом, протест оформляется только на НПА или локальный акт, нарушающий российское законодательство. Представление же вносится на определенные нарушения закона, а не на сам НПА.

Результаты рассмотрения протеста прокурора

Протест рассматривается уполномоченным сотрудником (органом) в порядке, введенном ст. 23 Закона РФ № 2202-1-ФЗ. Так, после получения его на руки сотрудник, работник администрации или ведомство обязаны выполнить требования прокурора и принять необходимые меры. После рассмотрения приведенного документа об этом сразу же сообщается надзорному ведомству (в виде письменного уведомления).

На заметку! Если же протест направлен коллегиальному органу, то он должен уведомить прокурора о дате ближайшего заседания.

Письменное уведомление можно отправить в прокуратуру, принесшей данный акт реагирования:

  1. По почте — на почтовый адрес прокуратуры.
  2. По факсу надзорного ведомства.
  3. Через ящик для обращений, расположенный в прокуратуре.
  4. На личном приеме у уполномоченного прокурора.

Чтобы письменный ответ был принят прокурорским работником, он должен быть правильно составлен. Данное уведомление направляется в соответствующую районную (городскую) прокуратуру (ст. 23 Закона РФ № 2202-1-ФЗ).

Чтобы письменное уведомление на протест было принят прокуратурой, оно должно быть правильно составлено. Законодательством РФ не установлено унифицированной формы такого уведомления. Однако, в нем должны быть соблюдены все основные требования к составлению актов, то есть, здесь должны быть:

  • должность и инициалы районного (городского) прокурора — кому дается ответ;
  • наименование и юридический адрес органа или Ф. И. О. должностного лица (работника администрации) — от кого направляется уведомление;
  • обращение — Уважаемый (имя и фамилия прокурора);
  • номер, дата и название протеста;
  • результаты рассмотрения — пример: в отдельные пункты Положения о режиме занятий обучающихся МОБУ … внесены такие-то изменения. Здесь же необходимо привести пункт Положения в отредактированной версии и сведения о том, что измененный внутренний документ выложен на сайт организации;
  • приложения — например, копия распоряжения от 25.03.2013г No8;
  • Ф. И. О. сотрудника, или работника администрации, или руководителя органа.

Как правильно написать ответ на требование в прокуратуру

Образец оформления документа

Прокурор или его зам. вносит протест на акт (НПА), противоречащий российскому законодательству. После рассмотрения на него своевременно должен быть дан ответ.

Ответ на жалобу принятую на личном приеме заместителем прокурораОбразец письменного уведомления о рассмотрении протеста прокурора

В какие сроки нужно отреагировать

По закону, прокурорский протест должен быть рассмотрен на протяжении 10 дней с даты получения на руки (п. 2 ст. 23 ФЗ № 2202-1).

Если он внесен на решение регионального Заксобрания или Городского собрания, то он подлежит первоочередному рассмотрению на первом же заседании.

В случаях же, требующих незамедлительного устранения правонарушения, приведенный десятидневный срок может быть сокращен.

Меры, которые влекут за собой неисполнение протеста

Бывает так, что орган или должностное лицо не направляют письменного уведомления с ответом на протест в прокуратуру. Тогда прокурор вправе отреагировать должным образом (п. 16 Приказа № 195). Так, за умышленный отказ от исполнение прокурорских требований, виновное лицо привлекается к ответственности по КоАП РФ в виде (ст. 17.7 КоАП РФ, ст. 6 ФЗ № 2202-1):

  • штрафа на 2 000 – 3 000 р.;
  • дисквалификацию на 6–12 мес.

Положения ст. 17.7 КоАП РФ не распространяются на урегулированные УПК РФ отношения, связанные с прокурорским надзором за работой дознавателей и следователей из органов предварительного следствия.

Кроме того, за уклонение от рассмотрения данного акта реагирования может грозить и уголовная ответственность. Например, вмешательство в работу прокурора в виде воспрепятствования расследованию дела, осуществленные должностным лицом с применением служебного положения, наказываются (ст. 294 УК РФ):

  1. Штрафом на 100 000 – 300 000 р. или в размере з/п или другого дохода виновного лица за 1-2 года.
  2. Направлением на принудительные оплачиваемые работы на протяжении 4 лет как максимум — с лишением законного права быть на отдельных должностях или заниматься конкретной трудовой (служебной) деятельностью на протяжении 3 лет как максимум или без такового.
  3. Тюремным заключением на 4 года как максимум — с лишением возможности работать на госслужбе (в администрации компании, НКО) или быть на отдельных должностях на протяжении 3 лет как максимум или без такового.

Таким образом, при исполнении своих служебных обязанностей зам или сам прокурор вправе приносить протест на неправомерный правовой акт. Он направляется в ведомство или уполномоченному сотруднику (работнику администрации компании, НКО), оформившие неправомерный документ, или в вышестоящую инстанцию или начальнику этого работника.

При ответе на протест должно быть направлено соответствующее уведомление. В противном случае, виновное лицо привлекается к ответственности по КоАП РФ, УК РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:8 (800) 301-93-70 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)Это быстро и бесплатно!

Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Издан Приказ Генпрокуратуры России от 17 декабря 2007 г. N 200, которым утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О прокуратуре РФ», в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения от граждан России, лиц без гражданства, а также должностных и других лиц. Жалобы, заявления и обращения могут быть поданы самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, представителем общественной организации, трудового коллектива.

Читайте также:  Признание человека умершим, исковое заявление о признании гражданина умершим (образец)

Прокуратурой рассматриваются заявления, жалобы, запросы и обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной формах на личном приеме, по почте, факсимильной связи.

Письменное обращение гражданина, а также должностного и иного лица должно содержать фамилию, имя, отчество, адрес, наименование органа или должностного лица, которым оно направлено, изложение существа вопроса, указание на нарушенный, по мнению заявителя, закон, дату и личную подпись.

Обращения, не содержащие сведений о лице (фамилию и его местонахождение), признаются анонимными и оставляются без рассмотрения. При наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях они направляются в правоохранительные органы по ведомственной принадлежности (п. 2.6 Инструкции).

  • Действия прокуратуры при получении обращений:
  • 1. принятие к производству;
  • 2. передача на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;
  • 3. направление в другие органы;

4. приобщение к ранее поступившей жалобе.

  1. В Инструкции даются следующие понятия.
  2. Обращение – изложенное в письменной или устной формах предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное, гражданина, должностного и иного лица.
  3. Предложение – обращение должностного лица или гражданина, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение деятельности органов прокуратуры или других правоохранительных органов.
  4. Заявление – обращение гражданина по поводу реализации его прав и свобод, закрепленных в Конституции и законодательстве РФ.
  5. Жалоба – обращение гражданина по поводу нарушения его прав и свобод решениями и действиями (бездействием) органа, должностного лица и иных лиц.
  6. Ходатайство – изложенное в письменной форме обращение гражданина с просьбой о признании в случаях, установленных законодательством РФ, определенного статуса, прав, свобод.
  7. Сроки рассмотрения: заявления, жалобы, предложения граждан, должностных и других лиц разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а заявления, жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законом.

Положения данной Инструкции распространяются на заявления, жалобы, запросы (обращения), содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу. При отсутствии в обращениях достаточных для их разрешения сведений (об органе, принявшем обжалуемое решение, времени его принятия и т.п.) они в 5-дневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

  • Обращения граждан, а также руководителей коммерческих структур и иных организаций, не содержащие сведений о фамилии или местонахождении (адреса) заявителя, признаются анонимными, остаются без рассмотрения, а при наличии в них сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях – направляются в правоохранительные органы.
  • Предварительное рассмотрение обращений и запросов в Генеральной прокуратуре РФ осуществляет управление по рассмотрению писем и приему граждан, а в прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах – отдел писем, старший помощник прокурора по рассмотрению писем и приему граждан.
  • В прокуратурах городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах все поступающие заявления, жалобы, запросы (обращения) после регистрации передаются на рассмотрение прокурору или его заместителям в соответствии с распределением обязанностей.
  • После предварительного рассмотрения для доклада Генеральному прокурору РФ либо лицу, его замещающему, передаются:
  • обращения Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, Руководителя Администрации Президента РФ и его заместителей, Секретаря Совета Безопасности РФ, Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, председателей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Председателя Счетной палаты РФ, секретаря Общественной палаты РФ, Руководителя Аппарата Правительства РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент РФ и Правительство РФ;
  • парламентские запросы, запросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, адресованные Генеральному прокурору РФ, а также обращения и запросы, в которых обжалуются решения заместителей Генерального прокурора РФ, Председателя Следственного комитета либо содержатся сведения о злоупотреблениях и иных правонарушениях, допущенных работниками Генеральной прокуратуры РФ и руководителями прокуратур субъектов РФ.

Прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур передаются обращения:

  • членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
  • высших должностных лиц субъектов РФ;
  • депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;
  • руководителей судебных и правоохранительных органов субъектов РФ, а также органов военного управления;
  • руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;
  • в которых обжалуются решения их заместителей, начальников управлений (отделов), старших помощников (помощников) прокуроров субъектов РФ, а также содержатся сведения о наиболее грубых нарушениях закона, прав и свобод человека и гражданина.

Парламентские и депутатские запросы, обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, заявления и жалобы, взятые на особый контроль Генеральным прокурором РФ, в том числе жалобы на решения прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров разрешаются, как правило, с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, материалов прокурорских проверок.

Заявления, жалобы, запросы (обращения) о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов субъектов РФ, проверяются с выездом на место.

Парламентские запросы разрешаются непосредственно в управлениях и отделах Генеральной прокуратуры РФ. Направление их для разрешения в прокуратуры субъектов РФ не допускается.

Запрещается направление заявлений, жалоб, запросов (обращений) прокурорам, не имеющим полномочий на их разрешение, или прокурорам, которые ранее принимали по поставленным в обращениях вопросам оспариваемые решения. При необходимости полного, всестороннего и объективного исследования доводов заявителей нижестоящим прокурорам дается поручение с указанием подлежащих проверке конкретных обстоятельств и сроков исполнения.

Заявление и жалоба могут быть оставлены без разрешения в случаях, если:

1. повторное обращение не содержит новых данных, а все изложенные в нем доводы ранее полно и объективно проверялись и ответ был дан соответственно прокурором города, района, прокурором субъекта РФ или приравненным к ним прокурором, а в центральном аппарате – старшим помощником Генерального прокурора РФ с разъяснением заявителю права обращаться к вышестоящему прокурору;

2. в обращении имеются выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, нецензурные выражения, а автор ранее предупреждался о том, что при поступлении подобных обращений переписка с ним может быть прекращена.

Оставление заявления и жалобы без разрешения производится по мотивированному заключению, которое утверждается прокурором города, района, военным прокурором или прокурором иной специализированной прокуратуры, прокурором субъекта РФ, а в Генеральной прокуратуре РФ – одним из заместителей Генерального прокурора РФ, о чем одновременно сообщается заявителю за подписью исполнителя.

По итогам разрешения парламентских и депутатских запросов, обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, заявлений и жалоб, взятых на особый контроль, связанных с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, материалов прокурорских проверок в обязательном порядке составляется мотивированное заключение, утверждаемое одним из руководителей подразделения Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры субъекта РФ, приравненной к ней военной и иной специализированной прокуратуры, а также прокуратуры города, района, приравненной к ней военной и иной специализированной прокуратуры.

По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (прекращенными производством уголовными делами, материалами об отказе в возбуждении уголовного дела, надзорными производствами по жалобам и т. п.), в той мере, в которой это не противоречит требованиям о соблюдении государственной или иной охраняемой законом тайны, законным интересам других лиц.

Заявления, жалобы, предложения граждан, должностных и других лиц разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законом.

Парламентский запрос разрешается в срок до 15 дней со дня получения или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания РФ срок.

Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы разрешается не позднее 30 дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором запроса срок.

При обращении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы с просьбой о предоставлении информации по вопросам, связанным с их деятельностью, необходимые документы или сведения направляются им безотлагательно, а при проведении дополнительной проверки – не позднее 30 дней со дня получения обращения.

Запрос Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации разрешается в срок не позднее 15 дней со дня его получения, если в самом запросе не установлен иной срок.

Обращения, поступившие от Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, Председателей Совета Федерации и Государственной Думы, их заместителей, председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, руководителей федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а также иные обращения по наиболее значимым вопросам, взятым на особый контроль, разрешаются безотлагательно.

Ответ заявителю с сообщением об удовлетворении его требований, а также с разъяснением по существу обращения направляет рассматривающий его прокурор либо другое должностное лицо по поручению руководителя прокуратуры. Решение об отклонении обращения в прокуратурах городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах принимает и дает ответ заявителям прокурор или его заместитель.

Генеральный прокурор РФ, его заместители осуществляют прием граждан с обращениями, решения по которым принимались начальниками управлений и отделов (на правах управлений).

Читайте также:  Сирота великой отечественной войны

В прокуратурах субъектов РФ, городов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуратурах прием проводится в течение всего рабочего дня согласно графику, который должен быть вывешен в помещении прокуратуры.

Руководителями прокуратур прием населения проводится не реже одного раза в неделю. Решение по жалобе принимает и ответ на нее дает руководитель прокуратуры, к которому обратился заявитель на личном приеме.

Устные обращения заявителей подлежат регистрации в книге личного приема, где отражается также содержание ответа, если он давался в устной форме.

По требованию гражданина ему должен быть направлен письменный ответ.

Жалоба на бездействие прокуратуры: образец, нюансы содержания и порядок подачи

При наличии претензий к деятельности прокурорских работников оформляется жалоба на бездействие прокуратуры.

Жалоба на бездействие прокуратуры не обязательна до подготовки и подачи административного иска. Алгоритм самостоятельной подготовки жалобы зависит от причины, побудившей заявителя обратиться с таким документом.

:

Жалоба на бездействие прокуратуры

Обязанности прокурора

Прокуратура занимается охраной прав и интересов граждан в соответствии с Законом о прокуратуре.

  Статья 4 УК РФ. Принцип равенства граждан перед законом

Мнение эксперта

Захаров Виктор Юрьевич

Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Признанный эксперт права.

Законом о прокуратуре установлены основные обязанности сотрудников органов прокуратуры, напрямую связанные с надлежащим исполнением возложенных на них полномочий:

  • осуществление надзора за соблюдением и исполнением требований законов органами исполнительной власти, правоохранительными органами и юридическими лицами (ст. 21, 29);
  • осуществление надзора за соблюдением прав и свобод гражданина, в том числе право на защиту законных интересов при проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий (ст. 27);
  • рассмотрение жалоб, обращений и заявлений граждан по нарушению их прав и законных интересов, в том числе при проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий (ст. 10).

Рисунок 2. Прокуратура – надзорный орган. Источник: сайт «АСТВ.ру»

Статьёй 40.2 Закона о прокуратуре установлено, что на прокурорских работников распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Законом о противодействии коррупции, а также обязанности, установленные статьями 17, 18, 20, 20.1 Закона о государственной гражданской службе.

Прокурорским работникам запрещается:

  • давать и получать взятки, денежное вознаграждение от граждан и юридических лиц;
  • злоупотреблять служебным положением и полномочиями;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • представительствовать от имени третьих лиц в госоргане, в котором замещают должность;
  • разглашать конфиденциальные сведения или служебную информацию;
  • открывать счета и вклады в банках за пределами РФ;
  • заниматься оплачиваемой деятельностью без разрешения руководителя (в том числе научной и преподавательской).

Как государственные служащие, прокурорские сотрудники обязаны:

  • добросовестно исполнять служебные обязанности;
  • не совершать порочащие честь и достоинство поступки;
  • проявлять уважение и корректность ко всем гражданам;
  • не допускать конфликта интересов.

За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей государственный служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 41.7 Закона о прокуратуре.

Жалоба на помощника прокурора

Какие сведения прокуратура сообщает тому на кого поступила жалоба?

ВОРОН КУС (14.11.2018 в 15:40:36)

Здравствуйте, уважаемый Кирилл!

Можно было бы целую статью написать, содержащий подробный ответ на нормы Конституции России, федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере информации, персональных данных и порядка рассмотрения органами государства и местного самоуправления обращений граждан, компетенцию органов прокуратуры в этих сферах. Если того желаете, можете дополнительно спросить, в том числе направив вопрос на мою электронную почту (она в профиле).

В рамках ответа на данный вопрос считаю возможным ограничиться следующим. Ваши персональные данные находятся под защитой государства. Если Вы их решили предоставить прокурору при направлении обращения, то эту защиту обязана осуществлять прокуратура.

Закон налагает безусловный запрет на разглашение персональных данных и иной Вашей личной информации без Вашего согласия, ясно и недвусмысленно выраженного в письменной форме.

Поэтому, если посчитаете нужным, можете дать прокурору согласие на разглашение своих данных и распространение соответствующей информации.

Если такого желания нет, то Вас может обнадёжить требование к прокурорам, содержащееся в п. 1.6 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утверждённой Приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 N 45, согласно которому:

«При рассмотрении обращения не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений о частной жизни заявителя и других лиц, к частной жизни которых относятся эти сведения, без их согласия. Не является разглашением сведений направление письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов».

Ваши персональные данные (ФИО, адрес и другие сведения) относятся к сведениям о частной жизни. Поэтому запрещено их разглашать.

  • Аналогичные запреты имеются и в иных нормативно-правовых актах, регламентирующих порядок рассмотрения обращений граждан в органах государства и местного самоуправления.
  • За нарушение указанного запрета соответствующее должностное лицо может быть привлечено к дисциплинарной, административной или даже уголовной ответственности.
  • Поэтому не верьте сказкам про следователей прокуратуры, которые уже 8 лет как канули в историю.

К сожалению, коллеги Владимир Сергеевич и Роза Мударисовна правы, на практике может быть что угодно. Поэтому не будет лишним, если Вы в обращении запретите прокурору сообщать кому-либо свои персональные данные. И указанная мной ссылка на норму ведомственного приказа тоже не помещает, а быть может кого-то и протрезвит.

Напоминание прокурору может быть эффективным по следующей причине.

По результатам проверки Вашей жалобы прокурор, выявив нарушения закона, может принять меры, направленные на их устранение и привлечение нарушителя к установленной законом ответственности.

Нарушитель с этими мерами может не согласиться и обжаловать действия и решения прокурора вышестоящему прокурору и в суд. При получении ответа на свою жалобу от вышестоящего прокурора нарушитель может требовать для ознакомления результаты рассмотрения своей жалобы.

Отказать ему никто не сможет. Но даже если и откажут, он может попробовать добиться своего через суд.

Так вот, если Вы напомните прокурору про вышеуказанный запрет, он может составлять документы так, что в них будет вся необходимая информация, за исключением Ваших персональных данных и иной личной информации, а Ваше обращение с результатами его рассмотрения будет храниться отдельно.

Жалоба на ответ прокурора к вышестоящему прокурору: образец оформления и способы подачи

Согласно статье 10 Федерального закона «О прокуратуре РФ», пожаловаться на неустроивший вас ответ должностного лица возможно, если:

  • нарушены сроки и/или порядок рассмотрения обращения;
  • ответ не мотивирован и представляет собой формальную «отписку»;
  • ответ содержит оскорбление или угрозы в адрес гражданина;
  • в ответе нарушитель указывает, что пересылал ваше обращение в орган или должностному лицу, в связи с действиями которых вы обращались в прокуратуру;
  • в ответе имеются иные нарушения законодательства России.

Куда подается жалоба

Согласно статье 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гражданин передает свое обращение должностному лицу, компетентному в разрешении возникшего конфликта. Нарушение установленного законом порядка подчиненности или направление документа не в тот орган приведут к бюрократической волоките.

Статья 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» определяет систему органов прокуратуры и иерархию прокурорских работников. Согласно данной норме, вышестоящим прокурором является:

  1. Генеральный прокурор для работников Генеральной прокуратуры и прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур.
  2. Прокурор субъекта для работников прокуратур субъекта и приравненных к ним прокуратур, прокуроров районов.
  3. Прокурор города или района для работников прокуратур городов или районов и приравненных к ним прокуратур.

Требования, предъявляемые к жалобе

Статья 11 Закона об обращениях граждан закрепляет два основных требования к письменному обращению гражданина:

  1. В тексте не должна использоваться нецензурная или оскорбительная лексика, нельзя писать угрозы в адрес должностного лица и членов его семьи. В противном случае вы не получите ответа.
  2. Текст должен быть разборчивым, читаемым. Иначе в течение семи дней со дня регистрации обращения, если ваши данные были написаны понятно, вам сообщат, что жалобу не удалось прочесть.

Текст должен быть логически последовательным, не вызывать двусмысленности и разночтений. Стоит придерживаться делового стиля, избегать разговорной речи, сленга, фразеологизмов. Информация должна быть по существу и касаться сути описываемой вами проблемы. Изложите ситуацию в подробностях, необходимых для разрешения дела.

Важным элементом такого документа является указание нормативно-правовых актов, отдельные нормы которых не были должным образом соблюдены.

Форма и содержание жалобы на ответ прокурора

Жалобу можно писать в свободной форме, так как ее содержание определяется в каждой отдельной ситуации. В связи с этим изменяется список прилагаемых документов.

Статья 7 Закона об обращениях граждан устанавливает обязательную информацию для письменного обращения гражданина. К ней относятся:

  1. Наименование органа либо ФИО и должность лица, которому направляется документ.
  2. ФИО гражданина.
  3. Почтовый или электронный адрес, на который придет ответ.
  4. Суть обращения.
  5. Перечень прилагаемых документов.
  6. Личная подпись.
  7. Дата.

На официальных сайтах прокуратур имеются специальные формы для обращений граждан. Дополнительной обязательной информацией в них выступают адрес электронной почты заявителя, иногда электронная цифровая подпись.

Читайте также:  Оценка квартиры при вступлении в наследство

Перед тем как поставить подпись и дату в документе, требуйте в жалобе восстановления ваших прав, проведения проверки в отношении должностного лица и привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Способы подачи жалобы

Подать жалобу в вышестоящий орган можно несколькими способами. Порядок и сроки рассмотрения документа не зависят от способа его подачи.

Первый способ – личный прием у вышестоящего прокурора. Для этого необходимо предварительно записаться по телефону, позвонив в приемную вышестоящей прокуратуры либо подав туда письменное заявление о приеме.

  • Второй способ – подача обращения путем заполнения специальной интернет-формы на официальном сайте вышестоящего органа прокуратуры.
  • Третий способ – отправление жалобы по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений.

Жалоба в прокуратуру — порядок направления и рассмотрения

  • На что жаловаться в прокуратуру
  • Какие обращения рассматриваются
  • Требования к содержанию и оформлению жалоб
  • В какую прокуратуру писать жалобу
  • Сроки рассмотрения обращений в прокуратуре
  • Принимаемые меры по результатам рассмотрения жалоб
  • Куда жаловаться на прокурора

На что жаловаться в прокуратуру

В обществе сложился устойчивый стереотип, что в прокуратуру можно пожаловаться по любому вопросу, в том числе и с заявлением о совершении преступления. Разберемся, какие жалобы рассматривает прокуратура.

В соответствии с Законом «О прокуратуре в Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов, прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов судебными приставами; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; за законностью при возбуждении дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии КоАП РФ.

Таким образом, прокуратура рассматривает жалобы на нарушения любых законов государственными органами и коммерческими организациями.

Важно.

Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству органы прокуратуры не осуществляют дознание и следствие по уголовным делам, а также не проводят доследственные проверки и не возбуждают уголовные дела, поэтому сообщения о преступлениях органами прокуратуры не рассматриваются. Такие обращения при поступлении их в прокуратуру передаются в следственные органы, уполномоченные рассматривать их в соответствии со ст.ст. 144, 151 УПК РФ (как правило, в зависимости от состава преступления — в полицию или Следственный комитет).

Виды жалоб, рассматриваемых в прокуратуре

Наиболее распространенными видами обращений, рассматриваемых органами прокуратуры является:

  • обращения в сфере ЖКХ (неправильный расчет коммунальных платежей, отказ в постановке на льготную очередь на жилье, непредоставление субсидий и др.);
  • обращения на нарушения трудового законодательства (невыплата заработной платы работодателем, непредоставление отпуска, незаконное увольнение);
  • обращения на нарушения органами государственной власти при исполнении своих полномочий (например, бездействие при рассмотрении письменных обращений заявителя и неполучение ответа, требование должностных лиц гос. органа предоставить документы, предоставление которых не предусмотрено законом и др);
  • обращения по вопросам следствия и дознания (например, обращения на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следователя при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении);
  • обращения по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по уголовным делам;
  • жалобы по вопросам привлечения к административной ответственности.

Справочно. В системе прокуратуры имеются транспортные прокуратуры, которые рассматривают обращения на нарушения законов на воздушном и железнодорожном транспорте, органами полиции на транспорте, а также таможенными органами.

Требования к содержанию и оформлению жалоб

Порядком рассмотрения обращений в органах прокуратуры предусмотрены требования, предъявляемые к жалобам.

Письменное обращение должно в обязательном порядке содержать:

  1. либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность;
  2. фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  3. изложение существа обращения;
  4. личную подпись указанного гражданина и дату.

Обращение, поступившее в форме электронного документа, обязательно должно содержать:

  1. фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение;
  2. адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ;
  3. изложение существа обращения.

В случае, если не указаны фамилия или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.

Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости — с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

Справочно. Прокуратура проводит проверки и по анонимным обращениям. Ответ заявителю на такие жалобы не направляется.

В какую прокуратуру писать жалобу

В зависимости от вида обжалования можно обращаться в районную прокуратуру, прокуратуру субъекта (области, края, республики), специализированную прокуратуру (военную, транспортную, природоохранную) либо в Генеральную прокуратуру РФ.

Совет. Наиболее оптимальным будет направление обращения в ту прокуратуру, которая осуществляет надзор за органом, который нарушил права заявителя. В таком случае срок рассмотрения будет минимальным.

Если заявитель не знает какая прокуратура осуществляет надзор за организацией, на которую он жалуется, жалобу можно направить в Генеральную прокуратуру РФ, которая спустит жалобу в нижестоящую прокуратуру, где будет проводиться проверка по обращению.

Способы направления жалобы в прокуратуру

Основными способами подачи обращений в органы прокуратуры:

  • направление обращений по почте в конверте;
  • направление обращений через Интернет;
  • доставка жалобы курьером (или лично) в прокуратуру и оставление ее в ящике для обращений;
  • запись на личный прием к прокурору и оставление жалобы «с личного приема».

В настоящее время большинство жалоб подается в электронном виде через Интернет. Обращение может быть направлено через официальный сайт прокуратуры субъекта.

Как правило, на сайтах имеется раздел «Обращения граждан» или «Интернет-приемная», с помощью которых любой желающий гражданин или юридическое лицо имеет возможность направить обращение в электронном виде.

Жалобу можно направить через раздел сайта «интернет-приемная Генеральной прокуратуры РФ».

Важно.

Обращения по телефону в прокуратуре не принимаются и ответ на них не дается.

Срок рассмотрения жалоб

Общие обращения. В соответствии с действующим законодательством обращения граждан, поступивших в общем порядке, разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 15 дней. Продление указанного срока допускается только в исключительных случаях и не более чем на 30 дней.

Обращения в порядке ст. 124 УПК РФ.

Срок рассмотрения жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, составляет 3 суток со дня ее получения.

В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Ответ на обращения подписывается:

  • в районных прокуратурах — прокурор или его заместители;
  • в прокуратурах субъекта — прокурор, заместители прокурора, старшие помощники прокурора, начальники отдела (управления);
  • в Генеральной прокуратуре — заместители Генерального прокурора, начальники отделов и управлений.

Принимаемые меры прокурорского реагирования по результатам рассмотрения жалоб

По результатам проверки доводов обращений выносится следующие решения:

  • об удовлетворении обращения;
  • об отклонении доводов обращения;
  • о разъяснении положений закона.

В случае полного или частичного удовлетворения обращения прокурор принимает меры прокурорского реагирования, в том числе:

  • принесение протеста на незаконный правовой акт или постановление по делу об АП;
  • внесение представления об устранении нарушений федерального законодательства;
  • направления в суд исков (заявлений) в интересах граждан;
  • возбуждение дел об административных правонарушениях;
  • предостерегает должностных лиц о недопустимости нарушения закона.

Куда жаловаться на прокуратуру

  1. В тех случаях, когда заявитель не согласен с ответом прокурора либо с принятыми им мерами, он вправе его обжаловать в вышестоящую прокуратуру либо в районный суд по месту нахождения прокуратуры.

  2. Система прокуратуры построена таким образом, что пока ответ на обращение не даст нижестоящая прокуратура, жалоба не попадет в вышестоящую.

  3. На практике это выглядит следующим образом:

Заявитель обращается в Генеральную прокуратуру РФ на нарушения его прав, например, работодателем при выплате заработной платы.

Генеральная прокуратура РФ спускает это обращение в нижестоящую субъектовую прокуратуру (области, республики или края), а та, в свою очередь, перенаправляет это обращение в прокуратуру района. Ответ в этом случае будет за подписью заместителя прокурора районной прокуратуры.

В случае несогласия с этим ответом, заявитель вновь пишет жалобу в Генеральную прокуратуру, которая также спускает эту жалобу в нижестоящую прокуратуру. Так как обращение было за подписью заместителя прокурора, ответ во второй раз даст прокурор районной прокуратуры.

Дальше жалобы будут рассматриваться в субъектовой прокуратуре (сначала начальником отдела, затем заместителем прокурора, а после этого — прокурором). И только после рассмотрения жалоб нижестоящими прокурорами они попадут на разрешение в Генеральную прокуратуру РФ.

Подготовлено «Персональные права.ру»