Оплата за отопление в подъезде

Популярно

Оплата за отопление в подъезде

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2021 года № 16-П (далее – Постановление № 16-П) опубликовано вчера на официальном сайте Суда.

Суд рассматривал вопрос о правомерности взимания платы за коммунальную услугу по отоплению помещений общего пользования с жителей, помещения которых отапливаются автономно.

Так, в КС РФ обратилась жительница многоквартирного дома, который подключен к централизованной системе отопления. Однако, большая часть помещений, как жилых, так и нежилых, в доме обогревается при помощи газовых котлов.

С 2018 года собственники таких помещений получают квитанции на оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, исходя из показаний коллективного прибора учета тепловой энергии.

Жители с указанными начислениями не согласны, поскольку места общего пользования не оборудованы радиаторами, трубопроводами системы отопления, а инженерные сети в подвальных помещениях не обладают признаками теплопотребляющих устройств. Указанный факт подтвержден заключением судебной строительно-технической экспертизы.

За разрешением спора, жительница обратилась в суд.

Суды всех инстанций отказали в удовлетворении требований по аннулированию вмененных жителям дома начислений, указывая, что законом не предусмотрено освобождение собственников помещений, имеющих автономную систему отопления, от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Рассматривая дело, КС РФ пришел к следующим выводам.

В частности, Суд указал на необходимость законодательного урегулирования механизма расчета платы, который будет учитывать не только потребление тепловой энергии на общедомовые нужды, поступившей по централизованной системе теплоснабжения, но и вырабатываемой индивидуальными источниками. Действующий порядок расчета платы за отопление никак не учитывает данное обстоятельство.

В Постановлении № 16-П отмечается, что собственники жилых и нежилых помещений, вне зависимости от используемого ими источника теплоснабжения (индивидуального или централизованного) фактически участвуют в опосредованном отоплении помещений общего пользования, при условии соблюдения ими норматива поддержания температурного режима в принадлежащих им помещениях, а значит, несут расходы на отопление всего дома.

В связи с указанным, КС РФ признал абз. 3 п. 42.1 Правил от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» не соответствующими Конституции Российской Федерации.

  • КС РФ указал, что после законодательной проработки механизма расчета платы для таких случаев, истица сможет получить компенсацию, форма и размер которой определит суд.
  • Документы по теме:
  • Конституция Российской Федерации

Отопление мест общего пользования: почему оплачивать его должны все жильцы дома?

 Банки СегодняБанки Сегодня

Этот платеж входит в категорию платежей за содержание общего имущества многоквартирного дома (наряду с оплатой управляющей компании или взносов на капитальный ремонт).

Сумма такого платежа зависит от метража квартиры (именно площадь жилья является основой для начисления платы), тарифов на теплоснабжение в конкретном населенном пункте, и от общей площади многоквартирного дома – жилой и нежилой. В среднем, платеж составляет по каждому абоненту от 150 до 250 рублей, и платить его обязаны даже те, кто отключился от централизованного отопления.

Фактически платить за отопление мест общего пользования должны все – даже в тех домах, в подъездах которых нет радиаторов отопления, говорит генеральный директор одной из строительных компаний Артем Евланов: В январе 2019 года в России начали действовать изменения в правилах предоставления коммунальных услуг пользователям и собственникам помещений в многоквартирных домах. Согласно нововведениям, теперь, даже если не во всех помещениях многоквартирного жилого дома стоят индивидуальные приборы учета тепла, те, у кого они установлены, буду платить только по показаниям счетчика, не переплачивая за расход энергии соседями.

Но, одновременно с этим изменением, в квитанциях на оплату ЖКУ появится строка – отопление мест общественного пользования. К ним относятся подвалы и подъезды многоквартирных домов.

На первый взгляд, все логично и понятно. Но возникает вопрос, что делать жильцам домов, где проведено центральное отопление, но в подъездах не установлены батареи. Нужно ли оплачивать услугу в таком случае?

Да, данное правило распространяется и на дома, в подъездах которых батареи отсутствуют.

Согласно нормам жилищного законодательства РФ, отсутствие радиаторов в местах общего пользования не является основанием для освобождения от оплаты за тепловую энергию, которая поставляется на содержание общедомового имущества.

Обогрев всех помещений в многоквартирном доме, включая подъезды, подвалы, чердаки и места для размещения колясок, происходит за счет отдачи тепла стояками центрального отопления

В случае если в местах общественного пользования нарушена теплоизоляция (выбиты окна, есть трещины в стенах, не подключены радиаторы), в связи с чем температура в помещениях продолжает оставаться низкой, следует обращаться в управляющую компанию или диспетчерскую службу своего района, которые обязаны устранить неполадки. Если проблема не решается и обращение остается без ответа, о плохом состоянии МОП и работе отопительных систем можно сообщить в Департамент ЖКХ, рассматривающий жалобы граждан.

Но, в любом случае, оплачивать расход тепла жильцам дома придется.

Единственный вариант, когда не надо платить за отопление общедомового имущества – это полный отказ многоквартирного жилого дома от центрального отопления в пользу установки автономного оборудования для поставки тепловой энергии. В этом случае жильцы сами будут решать: когда и в каком объеме отапливать места общественного пользования и делать ли это вообще.

— генеральный директор ООО «Интэк-Строй» Артем Евланов Артем Васильев

Кс признал неконституционной обязанность оплачивать отопление помещений без батарей в мкд

В Постановлении № 16-П от 27 апреля 2021 г. Конституционный Суд проверил на соответствие Конституции положения, предусматривающие оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной жильцам МКД на общедомовые нужды.

История спора

Валентина Шестерикова проживает в многоквартирном доме, который подключен к системе централизованного теплоснабжения, но при этом большая часть жилых помещений (в том числе квартира женщины) и часть нежилых помещений по согласованию с администрацией муниципального образования переведены на автономное отопление за счет индивидуальных источников энергии (газовых котлов). В этих помещениях произведен демонтаж радиаторов и осуществлена теплоизоляция стояков отопления.

С 2018 г. собственникам помещений, которые используют газовые котлы, начисляется плата за отопление мест общего пользования исходя из показаний общедомового прибора учета. Одна из жильцов дома П.

обратилась в суд в интересах всех собственников жилых помещений с иском к теплоснабжающей организации о признании действительным одностороннего отказа этих лиц от исполнения публичного договора теплоснабжения, о возложении на ответчика обязанности аннулировать соответствующие лицевые счета и произведенные по ним начисления.

Заключением судебной строительно-технической экспертизы было установлено, что места общего пользования не имеют отопительных приборов и трубопроводов системы отопления и не обладают признаками отапливаемых помещений. Инженерные сети теплоснабжения, размещенные в подвале, не обладают признаками теплопотребляющих устройств, используемых для предоставления коммунальной услуги.

Отказывая в иске, суды исходили, в частности, из того, что законом не предусмотрено освобождение собственников жилых помещений, имеющих автономную систему отопления, от оплаты коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды.

Валентина Шестерикова обратилась в Конституционный Суд. Она посчитала, что абз. 3 п. 42.1 и п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствуют Конституции.

Также она оспорила формулу 3 приложения № 2 к Правилам, определяющую размер платы за коммунальную услугу по отоплению в конкретном помещении в многоквартирном доме, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета.

По мнению Валентины Шестериковой, оспариваемые нормативные положения обязывают собственников, которые используют газовые котлы, нести расходы, связанные с потреблением тепловой энергии, в целях содержания общего имущества МКД, хотя места общего пользования не имеют отопительных приборов и иных элементов системы отопления, тем самым понуждая этих лиц оплачивать фактически не оказанную им услугу.

КС проанализировал существующий порядок оплаты отопления

Изучив материалы дела, Конституционный Суд указал, что из представленных судебных постановлений следует, что п.

44 и 45 Правил непосредственно не применялись судами при рассмотрении дела, поскольку соответствующие правовые нормы регулируют отношения, связанные с исчислением размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, за исключением отопления. Поэтому КС прекратил производство по жалобе в этой в части.

В то же время Суд заметил, что хотя абз. 3 п. 42.

1 Правил и находящаяся с ним во взаимосвязи формула 3 приложения № 2 к Правилам и не были непосредственно упомянуты в судебных постановлениях, тем не менее они – наряду с иными правовыми нормами – фактически были положены в основу вывода судов об обязанности собственников вносить плату за коммунальную услугу исходя из показаний общедомового прибора учета. С учетом этого оснований полагать, что оспариваемые положения абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам не применялись в деле Шестериковой, нет, решил КС.

Читайте также:  Налогообложение ип при продаже земли и здания

Он указал, что данные положения являются предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании разрешается вопрос об оплате коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями жилых помещений МКД, которые переведены на отопление с использованием индивидуальных источников, при отсутствии непосредственно в помещениях общего пользования дома отопительных приборов.

Как отметил Суд, предусмотренный абз. 3 п. 42.

1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 порядок определения размера платы за отопление основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии, определенного на основании показаний общедомового прибора учета, пропорционально площади конкретного помещения. Правовое регулирование предполагает, что плата за отопление включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества.

В то же время, указал КС, данный порядок учитывает и возможность существования в доме одного или нескольких помещений, в которых установлен индивидуальный источник тепловой энергии.

В силу этого подлежащая внесению жильцами плата фактически исчисляется лишь исходя из приходящейся на помещение доли от общего объема тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание общего имущества, на основании показаний общедомового прибора учета.

В Госдуму внесен законопроект, изменяющий порядок учета потребления тепла в многоквартирных домахРанее Конституционный Суд признал соответствующую норму Жилищного кодекса неконституционной, поскольку она не разделяет показания общедомовых и индивидуальных приборов учета

Суд сослался на свое Постановление от 20 декабря 2018 г. № 46-П и подчеркнул: сама по себе установка индивидуального источника тепловой энергии и его использование не могут служить достаточными основаниями для полного освобождения жильца от обязанности оплачивать коммунальную услугу в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД.

Данная правовая позиция, заметил КС, основывается на том, что переход отдельных помещений на автономное отопление не влечет за собой реконструкцию внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям, тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома. Это обусловливает обязанность жильцов оплачивать ЖКУ вне зависимости от того, каким образом отапливаются помещения, посчитал Суд. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги допускается при отключении от централизованной системы отопления МКД в целом, а не отдельных его помещений.

КС отметил: поскольку схема теплоснабжения МКД и разводка внутридомовой системы отопления, как правило, предполагают прохождение через общие конструкции дома элементов внутридомовой системы отопления, от которых возможна передача тепла в том числе в граничащие с этими конструкциями помещения, то тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, не только потребляется помещениями, которые отапливаются централизованно, но и фактически используется на общедомовые нужды. При этом объем тепловой энергии, потребленной на содержание общего имущества МКД, в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, может быть определен исключительно расчетным способом. С этой точки зрения возложение обязанности по оплате коммунальной услуги вне зависимости от способа отопления согласуется с конституционным принципом равенства, заключил Суд.

Он также обратил внимание на то, что предусмотренный абз. 3 п. 42.

1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 порядок определения размера платы фактически исходит из того, что для поддержания в помещениях общего пользования, не оснащенных отопительными приборами, температуры воздуха и уровня влажности используется исключительно тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям.

Между тем для опосредованного обогрева помещений общего пользования используется и тепловая энергия, вырабатываемая индивидуальными источниками тепловой энергии.

В ситуации же, когда на автономное отопление переведены подавляющее большинство помещений МКД, опосредованное отопление помещений общего пользования и дома в целом может осуществляться преимущественно за счет теплоотдачи от них. Объем энергии, выработанной этими источниками и фактически использованной в том числе на общедомовые нужды, может значительно превышать объем поступившей в дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии, фактически потребленной на те же цели.

Таким образом, заключил КС, жильцы МКД фактически участвуют в опосредованном отоплении всех помещений и дома в целом вне зависимости от способа отопления помещений, а значит, несут обусловленные таким участием расходы на отопление многоквартирного дома как целостной строительной системы.

Суд отметил, что переход на индивидуальные приборы учета, как правило, является вынужденной мерой, позволяющей обеспечить в жилом помещении соответствующий нормативным требованиям температурный режим и тем самым – надлежащую реализацию указанными лицами конституционного права на жилище.

Исходя из этого реализация права на жилище, достойный уровень жизни перешедших на автономное отопление жильцов в МКД фактически обеспечиваются за счет их личных имущественных вложений и регулярных трат на поддержание надлежащего технического состояния производящего тепловую энергию индивидуального отопительного оборудования, а также на приобретение необходимого энергетического ресурса.

Тем не менее оспариваемое правовое регулирование, основанное на презумпции потребления на общедомовые нужды исключительно тепловой энергии, поступающей по централизованным сетям, предполагает безусловное и недифференцированное начисление платы за коммунальную услугу в целях содержания общего имущества в МКД пользователей любых расположенных в нем помещений вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения. При таком порядке определения размера платы, естественно, никоим образом не может учитываться использование тепловой энергии, выработанной установленным в отдельных помещениях индивидуальным отопительным оборудованием, отметил КС.

  • В силу этого жильцы, которые перешли на индивидуальное отопление, наряду с расходами на отопление принадлежащих им помещений вынуждены нести дополнительные расходы.
  • Между тем, отметил КС, необходимость создания условий для осуществления конституционного права на жилище, а также достижения конституционно одобряемых целей охраны частной собственности потребителей коммунальной услуги по отоплению, обеспечения баланса прав и законных интересов всех жильцов в МКД, соблюдения принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает такое правовое регулирование отношений, которое обеспечивало бы равный подход ко всем жильцам при распределении расходов на общедомовые нужды, имея в виду фактическое участие каждого, вне зависимости от способа отопления принадлежащих им помещений, в опосредованном отоплении помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах.
  • Отсутствие такого механизма расчета платы свидетельствует о наличии имеющего конституционную значимость пробела в правовом регулировании, вступающего в противоречие с конституционными гарантиями права частной собственности, права на жилище, а также принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, посчитал КС.

Что решил Суд

Суд признал абз. 3 п. 42.

1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к ним не противоречащим Конституции в той мере, в какой данные положения предполагают оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, жильцами всех помещений МКД, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованного общедомовым прибором учета, в том числе жильцами, переведенными на отопление с использованием индивидуальных источников энергии.

В то же время КС признал абз. 3 п. 42.

1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 не соответствующим Конституции в той мере, в какой положения обязывают жильцов помещений, расположенных в МКД, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения, оборудован общедомовым прибором учета и в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и переведенных на индивидуальное отопление, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в случае, когда помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.

КС постановил Правительству РФ внести изменения в действующий порядок расчета. Суд указал, что Валентина Шестерикова имеет право на применение компенсаторных механизмов.

Форму и размер компенсации должен определить Шпаковский районный суд Ставропольского края как суд, рассмотревший в первой инстанции конкретное дело, в котором применен оспоренный нормативный акт.

Суд посчитал, что пересмотр дела заявительницы – в условиях невозможности перерасчета платежей за коммунальную услугу по отоплению за прошлый период между жильцами – может привести в том числе к неоплате части фактически поступившей в этот дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии и тем самым к разбалансировке правоотношений по теплоснабжению указанного дома, а потому дело Валентины Шестериковой не подлежит пересмотру.

Читайте также:  Права и обязанности собственника дома в коттеджном поселке

Эксперты неоднозначно оценили постановление

Адвокат АП Московской области Валентина Ященко отметила, что несмотря на выводы Конституционного Суда вносимая собственниками, демонтировавшими систему отопления на законных основаниях, совокупная плата за отопление без разделения на плату за отопление помещений дома, которые не оборудованы индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и плату на общедомовые нужды, все же не соответствует принципу равенства, установленному ч. 1 ст. 19 Конституции, и требует решения на законодательном уровне.

Партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников заметил, что Конституционный Суд еще раз подтвердил правомерность взимания исчисленной расчетным способом платы за отопление общих помещений МКД с владельцев помещений, отказавшихся от централизованного отопления. По его мнению, это согласуется с прежней практикой как Конституционного, так и Верховного судов.

Главное, по мнению Николая Сапожникова, что Конституционный Суд отметил: даже конструктивно обусловленное отсутствие в общих помещениях МКД приборов отопления не отменяет обязанности нести это бремя, так как при наличии подключения к центральному отоплению в любом случае происходит обогрев общего имущества МКД от соответствующих центральных коммуникаций.

«Однако, приводя в обоснование данной позиции довод о том, что разводка внутридомовой системы отопления предполагает прохождение через общие конструкции данного дома (стены, плиты перекрытий и т.п.), Конституционный Суд использовал оговорку “как правило”.

Очевидно, что на просторах нашей огромной страны возможны случаи совершенно разных вариантов организации теплоснабжения конкретных МКД, – подчеркнул он.

– Конституционный Суд не стал указывать на необходимость учета схемы разводки и схемы центрального теплоснабжения конкретного МКД, но предписал законодателю разработать порядок расчета, учитывающий вклад в отопление общих помещений, который вносят владельцы автономно отапливаемых помещений.

Возможно, в таком новом порядке будут тем и иным образом оговариваться условия учета той схемы теплоснабжения и разводки коммуникаций, которые существуют в конкретном МКД».

Вместе с тем, указал Николай Сапожников, при всей очевидной справедливости поставленная Конституционным Судом задача представляется непростой с точки зрения ее технической и нормативной проработки, а также реализации на практике.

«Очевидно, отдавая себе в этом отчет, Конституционный Суд указал на сохранение вплоть до утверждения нового порядка существующих в настоящее время правил.

Иное решение было бы чревато значительными затруднениями в области оплаты соответствующих коммунальных услуг», – заключил эксперт.

Кс разъяснил, как платить за отопление подъездов в жилых домах — новости право.ру

По мнению инстанции, в России необходимо разработать механизм расчета платы за отопление мест общего пользования, который бы учитывал в том числе интересы собственников, использующих автономные источники обогрева.

Конституционный суд обязал правительство внести изменения в действующие правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах во взаимосвязи с одной из формул в приложении к правилам, так как они не соответствуют Основному закону. Такое постановление КС принял после изучения жалобы жительницы Ставропольского края Валентины Шестериковой, сообщили в пресс-службе суда.

Женщина проживает в городе Михайловск в многоквартирном доме, подключенном к централизованному теплоснабжению. При этом большая часть помещений в доме обогревается автономно – газовыми котлами.

С 2018 года собственники квартир стали получать квитанции на оплату отопления мест общего пользования, хотя фактически эта услуга не оказывается. Это подтвердила и строительно-техническая экспертиза: в помещениях нет радиаторов и даже стояков отопления.

Но суды сочли, что такие «автономные» собственники не могут быть освобождены от оплаты коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

В этом сюжете

При рассмотрении дела КС напомнил, что уже указывал на обязанность разграничения платы за отопление отдельных помещений и на общедомовые нужды, вновь отметил, что общедомовое тепло необходимо оплачивать даже собственникам и пользователям помещений с индивидуальными источниками тепловой энергии. 

Но если подавляющее большинство помещений в доме переведено на автономное отопление, то места общего пользования будут обогреваться преимущественно за счет теплоотдачи от индивидуально отапливаемых помещений.

Их жильцы, изначально вложившись в автономную систему отопления и регулярно выделяя средства на ее обслуживание, тем самым несут расходы и на отопление дома как единой постройки.

Действующий порядок расчета платы за отопление никак не учитывает данное обстоятельство.

В КС считают, что правительство должно создать такой механизм расчета оплаты услуг ЖКХ для «автономных» собственников и тех, кто пользуется централизованным отоплением, чтобы учитывалось фактическое участие каждого из них в опосредованном отоплении помещений общего пользования. Сейчас же владельцы газовых котлов, в том числе и заявительница, вынуждены нести дополнительные расходы, оплачивая отопление.

Дело Валентины Шестериковой не подлежит пересмотру, поскольку пересчитать платежи за уже поставленное тепло при отсутствии специального механизма расчета невозможно. Но после внесения изменений в правовое регулирование заявительнице причитается компенсация, форму и размер которой должен определить рассматривавший ее дело суд, решил КС.

Кс разъяснил правила оплаты отопления подъездов для владельцев индивидуальных котлов — тасс

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 апреля. /ТАСС/. Конституционный суд (КС) России разъяснил правила оплаты отопления подъездов и других мест общего пользования жильцами многоэтажек в случае, если их квартиры имеют индивидуальные отопительные приборы.

Согласно постановлению КС, от оплаты освобождаются жители домов, где индивидуальное отопление есть в большинстве квартир, а места общего пользования не оборудованы батареями.

Платить за тепло в подъездах и других общих помещениях, подключенных к централизованному теплоснабжению, обязательно всем.

  • КС также указал, что правительство РФ должно внести изменения в порядок расчета оплаты за отопление.
  • «Признать положения абзаца третьего пункта 421 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам не соответствующими конституции РФ», — говорится в постановлении.
  • Как указал суд, данные нормы не учитывают «фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений», то есть обязывают оплачивать отопление общественных помещений без батарей по общедомовому счетчику, в то время как подъезд обогревается за счет естественной теплоотдачи от квартир.

При этом суд отметил, что если большинство квартир в доме отапливаются централизованно, а в общих помещениях установлены батареи, то взимать плату с граждан, которые установили у себя в квартирах индивидуальные отопительные приборы законно.

«Эти нормативные положения предполагают оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями всех помещений, которые расположены в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованном коллективным прибором учета тепловой энергии, в том числе собственниками и пользователями жилых помещений, переведенных на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии», — отмечается в документе.

История жалобы

Постановление КС вынесено по жалобе жительницы Ставропольского края Валентины Шестериковой. Она живет в многоквартирном доме, который подключен к центральному отоплению, однако жильцы большей части квартир в нем сделали себе индивидуальное отопление газовыми котлами.

В 2018 году Шестерикова и другие жильцы стали получать квитанции на оплату отопления мест общего пользования, хотя в них не было батарей.

Женщина обратилась в суд общей юрисдикции с требованием освободить ее от оплаты отопления мест общего пользования, однако получила отказ.

После этого женщина пожаловалась в КС, посчитав, что такой порядок расчетов оплаты коммунальной услуги противоречит конституции.

КС в постановлении также указал, что решение судов общей юрисдикции, несмотря на то, что КС поддержал заявительницу, не подлежит пересмотру, так как пересчитать платежи за уже поставленные услуги без поправок в порядок расчетов невозможно. Однако, как отмечается в документе, она имеет право получить компенсацию после того, как поправки будут внесены. 

Обязанность оплачивать тепловую энергию, расходуемую на отопление мест общего пользования:

Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества предусмотрено статьей 210 ГК Российской Федерации, частью 3 статьи 30 и частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны производить оплату тепловой энергии, поступающей не только непосредственно в жилое помещение, но и в общие помещения многоквартирного дома.

Переход  отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованного отопления на индивидуальное, не означает прекращение потребления тепловой энергии на обогрев помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами и в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, поскольку одним из источников теплоснабжения таких помещений является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме.

Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения № 1 к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10).

Исходя из буквального толкования норм закона, следует, что отсутствие радиаторов (отопительных приборов) в местах  общего пользования в многоквартирном доме не является основанием для освобождения собственников помещений от платы за тепловую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества многоквартирных домов.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1708 от 28 декабря 2018 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме»(принятом в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 20.12.2018 № 46-П),  был изменен порядок расчета платы за отопление.

Читайте также:  Правила использования беспилотного летательного аппарата

Что делать, если в квартире холодно или слишком жарко: куда обращаться для решения проблемы | Роскачество

По закону недопустимо, чтобы в зимний период в квартире было слишком холодно. Существуют временные нормативы на устранение неисправностей. Подробности в нашей статье!

Отопительный сезон в России начинается в среднем в конце сентября или первой половине октября. Действительно, в холодное время года без дополнительного обогрева наши жилища становятся, мягко говоря, не слишком комфортными.

И любые проблемы с отоплением воспринимаются очень остро.

Куда жаловаться, если у вас слишком холодно, и что делать, если в квартире жарко? И как быстро должны отреагировать соответствующие службы? В данной статье вы найдете ответы на эти вопросы.

Как должно быть

После включения отопления должно пройти какое-то время (до пяти дней), чтобы система заработала на полную мощность. Если не соблюдать гидравлические параметры (давление), то произойдет перегрузка и сбои.

Поэтому, если ваш дом уже начали отапливать, но ваши батареи продолжают оставаться холодными, не спешите переживать и жаловаться, должно пройти какое-то время. Причины холодных батарей в квартире могут быть различны.

Если прошло больше пяти дней или во всем доме отопление дали, а в вашей квартире нет, значит, произошел какой-то сбой. В этом случае уже необходимо привлекать коммунальные службы. Если очень жарко в квартире в отопительный сезон, это тоже повод обратиться к специалисту.

Какой должна быть температура в квартире?

  • В Постановлении от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» указывается, что «предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг».
  • Постановление предполагает лишь незначительные перебои в подаче тепла. Допустимая продолжительность перерыва отопления:
  • не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
  • не более 16 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °С до нормативной температуры (18-20 °С);
  • не более 8 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 до +12 °С;
  • не более 4 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 до +10 °С.

Что делать, если отопление в квартире слабое, жильцы обычно сами не знают. Если проблема не в том, что неправильно настроен регулятор на батареях, устранить такую неисправность может только специалист.

Как быстро должны устранить аварию?

Как видно из списка выше, если температура воздуха от 12 °С и выше, решить проблему должны в течение 16 часов; если температура от 12 до 10 °С, то за 8 часов; и за 4 часа, если столбик термометра опустился ниже 10 °С.

Если вы столкнулись с перерывами в отоплении, то вам должны произвести перерасчет платы за соответствующий период.

За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении свыше допустимой продолжительности суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период.

Куда обращаться, если нет тепла

Куда звонить, если холодные батареи в квартире? В управляющую компанию (УК) или непосредственно поставщику услуг (полезно узнать, какая организация занимается этим в вашем районе). Вы сможете оставить заявку и дождаться приезда специалиста, который на месте оценит обстановку и произведет необходимые ремонтные работы.

Что должен сделать специалист

Специалист проводит осмотр системы отопления и определяет, в чем может быть причина неисправности. Он должен письменно зафиксировать то, что тепло на момент его приезда отсутствует, при этом обязательно указать конкретные показания (температуру). Замеры производятся при помощи шарового термометра.

Также он составляет в двух экземплярах акт, одна копия остается у владельца квартиры. Акт нужен для того, чтобы вы могли обратиться за перерасчетом платы за отопление или защищать свои интересы в суде, если до него дойдет.

Чтобы составить акт, который имеет юридическую силу, необходимо соблюсти ряд условий:

  1. Никаким образом не влиять на температуру в помещении искусственно. То есть не включать обогреватели и не открывать окна. Должна быть замерена средняя температура в нейтральных условиях.
  2. Необходимо созвать комиссию, которая подтвердит показания замеров.
  3. Важно заранее предупредить управляющую компанию или поставщика услуг о том, что вы планируете делать замеры и составлять акт.

Что делать, если специалист не приехал

Если вы обратились в диспетчерскую службу, а на ваш вызов никто не приехал, необходимо повторить звонок и сообщить о неявке специалиста. Требуйте разъяснений и приезда ремонтника в ближайшее время.

Ссылайтесь на то, что в случае отказа или игнорирования ваших требований вы будете жаловаться в организации, контролирующие действия поставщика услуг отопления.

Жалоба на холодные батареи в квартире должна быть зафиксирована в диспетчерской службе.

Если проблему с отоплением не могут решить

Если специалист все же приехал, подтвердил отсутствие тепла, вы составили акт, но проблема так и не решилась, необходимо продолжать добиваться справедливости.

Подготовьте письменную претензию (если тепла нет во всем доме – коллективную) на адрес администрации.

К ней приложите акт об отсутствии отопления, а также копию договора на оказание услуг и квитанции, подтверждающие, что вы оплачивали услуги и не имеете задолженности.

Претензию составьте в письменном виде в двух экземплярах, один останется у вас (на нем должны проставить подпись и день, когда ее приняли в работу). Ответить вам должны в течение 2–3 дней. Зачастую компании стремятся решить все проблемы на этом этапе и не доводить до суда.

Также вы можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор или территориальный отдел жилищной инспекции. Если вы понимаете, что на вашу претензию быстро не ответят, делать это нужно до того, как получили официальный отказ или «отписку». Однако если не желаете затягивать ситуацию, то сообщите исполняющей организации об этом заранее, зачастую это помогает ускорить процесс рассмотрения претензии.

В жилищную инспекцию можно подать жалобу по телефону или через интернет. В Роспотребнадзор вы можете обратиться очно (придя в территориальное отделение) или через интернет.

Финальный шаг в вашей борьбе – обращение в суд. Вам потребуется приложить к иску все доступные вам документы – акты, результаты замеров, квитанции, показания свидетелей, записи о телефонных обращениях (обращениях через интернет), жалобы и претензии, которые вы рассылали ранее. Если не только вы столкнулись с проблемой отсутствия тепла, можно подать коллективное заявление.

Если вы сможете доказать свою правоту, ответчик будет обязан по суду устранить все неисправности и компенсировать вам убытки, которые вы понесли в результате отсутствия отопления. Также будет сделан перерасчет оплаты за отопление.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.