Обжаловать отказ в разрешении на строительство через суд

Содержание:

«В нашем доме поселился замечательный сосед …».Это слова знаменитой песни (автор Б. Потемкин), которые воплощают в себе дружеские отношения между соседями, характерные для жителей нашей большой страны! Однако, соседство не всегда бывает радостным. Разочарование может прийти с началом строительства нового дома (иного здания) рядом с Вашим домом.

Строительству нового дома в обязательном порядке должно предшествовать разрешение на его строительство, выдаваемое уполномоченными органами.

А можно ли обжаловать данное разрешение на строительство дома? Конечно можно.

Разрешение на строительство, это в своей сущности решение государственного органа (разрешительного характера), а как известно, любое такое решение можно обжаловать в судебном порядке.

Решить любые юридические проблемы можно легко с помощью юристов зарегистрированных на сайте — цену выполнения задания (проконсультировать, составить иск, подать жалобу и т.д) назначаете Вы сами, а юристы подают заявки на ваше задание, вам остается только выбрать лучшего. Оставить задание:
Обжаловать отказ в разрешении на строительство через суд

Основания для обжалования разрешения

Обжаловать отказ в разрешении на строительство через суд

Основанием, имеющим судебную перспективу, для обжалования разрешения на строительство, будут являться нарушения, допущенные соответствующим государственным органом при выдаче разрешения, то есть обстоятельства, при которых такое разрешение не могло быть выдано либо при его выдаче был нарушен установленный законом порядок (выдачи).

Такими нарушениями могут быть:

  1. нарушение требований пожарной безопасности в виде несоблюдения минимально допустимого расстояния между имеющимися зданиями и вновь возводимым (строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утв. постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78);
  2. здание строится в заповедной (иной) зоне, где такое строительство запрещено;
  3. вновь возводимое здание может угрожать безопасности граждан;
  4. разрешение на строительство многоэтажного здания, находящегося в зоне взлётно-посадочного направления авиационного транспорта, не согласовано с ведомством, в чьём ведении находится аэродром.

Это только не большой перечень возможных нарушений. Любые нарушения, которые допущены при выдаче разрешения, будут являться и основаниями для его отмены.

На кого подавать в суд?

Указанное разрешение выдаёт администрация муниципального образования, на территории которого располагается земельный участок, предназначенный для постройки.

В определённы случаях, упомянутых в Градостроительным кодексе РФ, разрешение может выдаваться министерством строительства или иными региональными органами:

  • если участок расположен на территории нескольких муниципальных районов;
  • если участок земли находится на территории нескольких субъектов России;
  • строительство осуществляется в зоне закрытого административно-территориального образования;
  • строительство осуществляется на особо охраняемых природных участках;
  • в случае строительства объектов, использующих недра;
  • в других случаях, которые предусмотрены Градостроительным кодексом РФ.

Таким образом, ответчиком (лицом, к которому будут предъявляться исковые требования) по делу будет являться администрация муниципального образования или другой орган, который выдал соответствующее разрешение на строительство. В качестве соответчика также необходимо привлекать физическое или юридическое лицо, которому выдано соответствующее разрешение, так как его права при рассмотрении дела также затрагиваются.

Как обратиться в суд для отмены разрешения

Обжалование разрешения на строительство, как и иное решение государственного органа или должностного лица, обжалуется в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ.

Для обращения в суд с указанными требованиями необходимо подготовить административное исковое заявление. Лицо, подающее заявление будет именоваться административный истец.

Административный иск может быть предъявлен в течение трёх месяцев, когда стало известно о выдаче уполномоченном органом разрешения на строительство.

Дата, когда административному истцу стало известно о начале строительства не может быть отправной точкой для истечения срока давности (ходя административный ответчик, наверняка, будет пытаться убедить в этом суд), так как зачастую, строительство начинается до получения разрешения на строительство.

Известны случаи, когда граждане, на принадлежащих им на праве собственности участках земли, возводят жилые дома«под ключ», без получения соответствующего разрешения.

Чтобы проверить, имеется ли разрешение на строительство и заодно, обозначить отправную точку для истечения срока исковой давности, рекомендуем подать в администрацию местного самоуправления (если это сельская местность – в администрацию сельского поселения, если город – городскуюи т.п.) заявление, с просьбой сообщить, выдавалось ли разрешение на строительство конкретного объекта.

Дата получения ответа будет являться датой начала течения срока. Если администрация отказала в выдаче информации, данный отказ также можно обжаловать.

Административное исковое заявление подаётся по выбору административного истца: либо в районный суд по месту нахождения органа, чьё решение обжалуется, либо по месту регистрации административного истца.

Небольшой совет: если у административного истца имеется возможность выбора суда, в который можно подавать иск (территориальной подсудности), то есть если район(населенный пункт) его прописки отличается от района нахождения ответчика (уполномоченного органа) и в данных районах учреждены разные суды, целесообразно подавать в суд по своему месту регистрации. Почему так, объяснять не будем …. Просто совет.

Если стало известно, что разрешение на строительство уже выдано, при этом строительство объекта уже начинается, то при подаче административного искового заявления рекомендуем также подать в суд письменное заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску в виде приостановления действия разрешения на строительство и непосредственно самого строительства объекта.

Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску должно быть рассмотрено судом (без извещения участвующих в деле лиц) не позднее следующего дня (рабочего) после поступления заявления в суд или устранения недостатков, в случае их выявления. При удовлетворении заявления суд выносит определение.

Для его исполнения суд должен направить данное определение в уполномоченный орган.

После рассмотрения административного иска, в случае его удовлетворения, судом выносится соответствующее решение. Если оно никем не обжаловано в течение тридцати дней, то оно вступает в законную силу. В случае его обжалования, решение вступает в законную силу со дня рассмотрения судом апелляционной инстанции жалобы одной из участвующих сторон на решение суда.

Если Вы сомневаетесь, что сможете самостоятельно представлять свои интересы в суде, рекомендуем обратиться к специалисту в этой области.

Как найти квалифицированного представителя для суда, мы рассказывали в статьях ранее. Отметим лишь то, что для участия в данной категории дел представитель должен иметь высшее юридическое образование.

На самого административного истца данное требование не распространяется.

Как оспорить запрет на строительство нового индивидуального жилого дома

Время чтения 5 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Оспорить запрет на строительство нового индивидуального жилого дома можно в административном или судебном порядке. Для этого нужно получить официальный отказ в выдаче разрешения на строительство. В этой статье рассмотрим, по каким основаниям может выноситься указанный отказ, и как оспорить его в максимально сжатые сроки.

Причины отказа

Обжаловать отказ в разрешении на строительство через суд

  • отсутствие права на получение земли или возведение дома;
  • несоответствие целевому назначению земельного надела – например, на землях сельхозназначения можно возводить только ограниченный перечень зданий и сооружений;
  • ненадлежащий или неполный комплект документов, представленный заявителем;
  • несоответствие градостроительному плану населенного пункта, который не предусматривает жилую застройку на определенных территориях;
  • иные основания, указанные в федеральных, региональных и местных актах.

По факту рассмотрения заявления должен быть выдан официальный ответ. В содержании документа должны быть указаны конкретные основания, по которым гражданам отказано в выдаче разрешения, а также разъяснены варианты обжалования.

Варианты обжалования

Обжаловать отказ в выдаче разрешения на строительство можно следующими способами:

  1. в административном порядке через вышестоящее должностное лицо – например, если решение вынес специалист жилищного или земельного отдела, жалобу можно подать главе муниципального образования;
  2. в прокуратуру – по любым фактам нарушения законных прав и интересов граждан проверку обязаны проводить органы прокуратуры;
  3. в судебном порядке – окончательное разрешение спора происходит через суды общей юрисдикции.

На практике, именно судебный порядок обжалования является наиболее эффективным вариантов отстаивания интересов. Если отказ вызван неполнотой документов, решить проблему можно путем представления недостающих бланков и форм – в этом случае может выноситься решение не об отказе, а о приостановке рассмотрения заявления.

Подать жалобу может сам заявитель, либо его представитель по доверенности. При осуществлении действий через представителя необходимо прикладывать копию доверенности к жалобе или иным документам.

Процедура обжалования

Вне зависимости от причин и оснований отказа, для оформления жалобы нужно получить официальный отказ местных властей.

На рассмотрение документов дается не более 30 дней – если должностные лица не уложились в указанный срок, их действия также могут быть обжалованы.

Если официальный отказ не выдан, либо не направлен по почте, гражданин может потребовать выдачи ответа в письменной форме, либо указать на этот факт в жалобе.

В содержании судебной жалобы нужно указать следующие пункты:

  • наименование судебного учреждения (рассмотрение таких споров относится к компетенции районных или городских судов);
  • сведения о заявителе, а также об ответчике – должностном лице или муниципальном органе;
  • информация о поданном заявлении и комплекте документов для выдачи разрешения на строительство – дата и входящий регистрационный номер;
  • реквизиты документа, которым было отказано в выдаче разрешения на строительство;
  • доводы заявителя, подтверждающие незаконность отказа;
  • требование о признании отказа незаконным и обязании выдать разрешение на строительства частного дома;
  • дата и личная подпись.

Для подачи жалобы в суд по указанному вопросу госпошлину уплачивать не нужно.

При рассмотрении жалоб на неправомерные действия должностных лиц и органов обязанность доказывания возлагается на ответчика. Это означает, что муниципалитет должен доказать законность отказа. Тем не менее, положительный исход дела зависит и от состава доказательств, представленных подателей жалобы. В состав таких доказательств могут входить:

  • правоустанавливающие документы на землю – выписки ЕГРН, свидетельство о праве, наследственное свидетельство и т.д.;
  • документы, подтверждающие право на выделение земли под ИЖС – справка о постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилья, справка о статусе многодетной семьи и т.д.;
  • опись представленных документов;
  • выписка из градостроительного плана населенного пункта;
  • письменная переписка по факту выдачи разрешения на строительство.
Читайте также:  Восстановление пропущенного срока

Если отказ был вынесен при продлении разрешения, нужно подтвердить, что фактическое строительство уже началось. Для этого можно представить технический план, составленный кадастровым инженером, либо акт об обследовании объекта незавершенного строительства.

Для рассмотрения дела суд истребует у муниципалитета копии документов, ранее представленных гражданами.

В обязательном порядке будут устанавливаться права заявителя на владение землей (собственность, аренда, пожизненное владение и т.д.), категория, целевое назначение и вид разрешенного использования участка.

В ряде случаев допускается изменение категории и целевого назначения земли, однако это происходит в рамках самостоятельной процедуры.

Если суд удовлетворит жалобы, решение об отказе будет признано недействительным. Ответчик будет обязан выдать разрешение на строительство на срок, указанный в судебном акте. Представление дополнительных документов от граждан не требуется. Принудительное исполнение судебного акта будет проходить через службу ФССП.

Если жалобы рассматривалась по линии прокуратуры, для отмены индивидуального правого акта будет вынесено представление прокурора. Такое требование является обязательным к исполнению, а нарушение со стороны должностных лиц может повлечь административные санкции.

Верховный суд защитил права тех, кто решил строить дом на своей земле — Российская газета

Эта конфликтная ситуация сложилась в Краснодарском крае. Там хозяйка земельного участка начала строить на нем двухэтажный дом для себя и своей семьи. Но местные чиновники отказали гражданке в выдаче разрешительных бумаг на возведение дома. Суды встали на сторону чиновников, вынудив хозяйку дойти до Верховного суда, где с ее доводами согласились.

Отказ чиновников в выдаче разрешения на строитель­ство Верховный суд признал незаконным и отменил его

Все началось с того, что гражданка была собственницей участка. Управление муниципального контроля администрации города провело плановую проверку «соблюдения земельного законодательства». Нашлись недостатки.

Итогом проверки стал акт, в котором было написано, что собственницей не выполнены предписания Правил землепользования и застройки на территории Краснодара.

А именно — на ее участке возведен капитальный объект без разрешения на строительство.

Собственница участка обратилась в администрацию и попросила выдать ей разрешение на строительство.

В выдаче разрешения чиновники отказали, попутно заметив, что «не предусмотрена выдача разрешений на строительство на уже возведенные объекты капитального строительства».

А еще гражданке сообщили, что материалы «по факту самовольного строительства» они отправили в управление муниципального контроля администрации, для принятия к ней административных мер.

Хозяйка участка посчитала отказ чиновников незаконным и отправилась в суд. Там она попросила обязать чиновников выдать ей разрешение на строительство дома для своей семьи. Но суд встал на сторону чиновников. Апелляция с таким решением согласилась. Пришлось жаловаться в Верховный суд.

Там в Судебной коллегии по административным делам сказали, что местные суды допустили «существенное нарушение норм материального права». Краснодарские суды исходили из того, что приступать к строительству капитального объекта можно только после получения разрешения. Поскольку истица не выполнила эти требования, то ее «объект имеет признаки самовольной постройки».

Суды подчеркнули — получение разрешения на строительство после начала строительства законом не предусмотрено.

По мнению Верховного суда, такая позиция ошибочна, и суд разъяснил, почему.

В Градостроительном кодексе сказано, что к ведению местной власти относится выдача разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию и реконструкцию объектов капитального строительства в городе.

В том же кодексе разъясняется, что из себя представляет разрешение на строительство. Это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана участка или проекту планировки территории.

На участке жительницы Краснодара был построен лишь фундамент дома.

Верховный суд из приведенных норм Градостроительного кодекса делает вывод — чиновники вправе отказать в выдаче разрешения на строительство исключительно на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в законе, но начало строительных работ к таковым основаниям не отнесено. Отказ в разрешении из-за строительства фундамента не соответствует 51 статье Градостроительного кодекса — подчеркнул суд.

Из анализа этой статьи Градостроительного кодекса следует, что проверки уполномоченного органа проводятся исключительно с целью установить возможность строительства объекта по проекту на этом участке.

При этом начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям градостроительного регламента, и возможности постройки на этом участке дома по предоставленному проекту.

В случае положительного заключения — законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют — заявил Верховный суд.

Местные суды признали отказ в выдаче разрешения на строительство дома правильным и заявили, что объект «имеет признаки самовольной постройки».

Но Верховный суд возразил — в материалах дела нет доказательств, что гражданка начала строительство своего индивидуального дома с «существенными нарушениями градостроительных и строительных норм».

Нет такого заключения и в письменном отказе выдать разрешение на строительство.

Такие заключения исключают в будущем для хозяйки участка возможность в обычном порядке зарегистрировать дом и являются незаконными.

По мнению Верховного суда, решения местного суда надо отменить и принять по делу новое решение. Отказ чиновников в выдаче разрешения на строительство Верховный суд признал незаконным и отменил его. Высокий суд принял решение, в котором он обязал чиновников рассмотреть заявление гражданки о выдаче ей разрешения на строительство дома.

Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Получение разрешения на строительство » Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования

В данном материале подробно раскрываются вопросы причин отказа в выдаче разрешения на строительство; перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство; проблематика оспаривания отказа в выдаче такого разрешения: досудебный и судебный порядки

Содержание

 Отказ в выдаче разрешения на строительство относится к полномочиям органа, который уполномочен выдавать соответствующие разрешения.

Причины отказа в выдаче разрешения на строительство должны быть обоснованы.

Их перечень носит императивный характер, что свидетельствует о невозможности вынесения отказа по причинам наличия условий, не сходных с теми, которые установлены Градостроительным кодексом.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обоснован отсутствием документации, требуемой в соответствии со ст. 51 вышеуказанного законодательного акта.

Поводом для отказа может послужить несоответствие документов, которые были представлены заявителем, требованиям, содержащимся в градостроительном плане на конкретный земельный участок, а равно и тем требованиям, которые установлены в разрешительной документации на реконструкцию или отклонение от граничных критериев ранее согласованного строительства.

Нормы Земельного кодекса устанавливают право органов местного самоуправления осуществлять деятельность по управлению и исполнению распорядительных функций относительно земельных участков, которые относятся к собственности муниципального значения.

Список документации, требуемой для оформления разрешений

Правовые нормы, нашедшие свое отражение в ст.

51 Градостроительного кодекса, определяют круг требуемых документов, которые являются необходимыми для оформления разрешительной документации, необходимой для проведения будущего строительства.

Такие документы должны быть направлены застройщиком в уполномоченные органы, к полномочиям которых отнесена выдача соответствующих разрешений. От застройщика потребуется заявление и:

  • правоустанавливающий документ, подтверждающий право на владение землей или ее передачу в пользование;
  • градостроительный план, относящийся к земельному участку;
  • материалы, которые отражены в проектах, среди которых:
  • — пояснительная записка;
  • — схема планируемой организации участка земли, находящаяся в соответствии с планом градостроения, содержащая сведения о месте размещения будущих объектов, относящихся к капитальному строительству, подъездных путей к ним и проходов, определяющая границы зоны действий публичного сервитута иных лиц, а также объектов, относящихся к археологическому наследию;
  • — схема планируемой организации участка, которая подтверждает расположение объекта линейного типа, относительно пределов красных линий, которые утверждены и применяются по отношению к таким объектам;
  • — схема архитектурных решений;
  • — сведения, содержащие информацию, касающуюся инженерного оборудования и обеспечения инженерно-технического характера, с определением точек «запитки» такого объекта;
  • — проект проведения работ, связанных с демонтажем или сносом иных объектов строительства, в том числе, в определенной части.
  • положительное заключение органов, проводящих государственную экспертизу документов проекта, а также заключение о проведении экологических экспертиз;
  • разрешительные сведения о возможности отклонения от установленных критериев возведения здания или проводимой реконструкции;
  • согласовательные документы, полученные от каждого из правообладателя на долю в объекте, при проведении реконструкции данного строительства.

Недостаточность документов или наличие в них сведений, не являющихся подтвержденными, может стать поводом для отказа в предоставлении разрешения. Оспаривание отказа в выдаче разрешения на строительство является правом заявителя.

Оспаривание отказа в выдаче разрешения на строительство

Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования, установлен рядом правовых норм, действующих на территории государства. Признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительства можно в порядке досудебного урегулирования или в рамках судебного разбирательства.

Читайте также:  Прекращение производства по делу о банкротстве

О незаконности отказа может свидетельствовать предъявление всех требуемых документов, полностью соответствующих нормам законодательства, и получение необоснованного отрицательного ответа на заявление.

Досудебный порядок действий по обжалованию

Обжалование действий на досудебном уровне осуществляется путём подачи заявления, содержащем требования о признании действия ответственного лица незаконным. Признать незаконными такие действия может руководящий состав Роснедра.

Рассмотрение заявления и основания, послужившего такому заявлению, осуществляется заместителем руководителя Роснедр, что осуществляется на протяжении 5 рабочих дней.

Порядок рассмотрения заявлений предполагает возможность принятия одного из решений:

  • отказать и предоставить мотивированное обоснование такого отказа;
  • принять заявление во внимание и отменить решение, послужившее отказом, с вменением обязанности должностному лицу выдать требуемое разрешение, не позднее чем через 3 дня, после отмены предшествующего отказа, признанного незаконным.

Несогласие с результатами рассмотрения заявления является основанием для обжалования действий путем подачи жалобы в Минприроды. Работа по проверке информации полученной жалобы будет осуществлена коллегиально, а результаты исследования отразятся в ответе на жалобу.

Коллегиальный орган, признавший основания отказа выдачи разрешения на строительство законными, откажет в удовлетворении требований, определенных в жалобе. Незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство будет отменен, а требуемый документ предоставлен заявителю.

Оспаривание действий в досудебном порядке, как показывает практика отказа в выдаче разрешения на строительство, является одним из наиболее доступных способов признания отказа незаконным. В случае невозможности проведения данной процедуры или неудовлетворения ее результатами, заявитель может использовать свое право на судебную защиту, порядок которой определен нормами права.

  1. Судебные процедуры
  2. Незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство, полученный заявителем, предъявившим требуемую документацию, может быть обжалован в рамках судебного разбирательства.
  3. Такой процедуре может предшествовать досудебное урегулирования, однако использование такой возможности является исключительным правом заявителя, что означает предоставление ему полномочий на обжалование отказа в выдаче разрешения на строительство через суд, минуя стадию жалоб.

При предъявлении требований необходимо верно определить ответчика. В данном случае им выступит территориальный орган Роснедр, чей незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство и будет обжаловаться.

Порядок и способы судебного разбирательства определены процедурой административного судопроизводства, положениями Градостроительного, Земельного, Воздушного кодексов и иной нормативной базой, действующей на территории государства.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Обжалуем отказ в выдаче разрешения на строительство

25.10.2018

Вы планируете строительные работы на участке. Собираете пакет документов, записываетесь и подаете заявление в МФЦ, а через 7 дней — отказ. Почему-то не выдают разрешение на строительство.

Причина, как обычно, в деталях: ошибка в заявлении, бюрократическая ловушка или отсутствие справки. Если вам не дают разрешение на строительство — рассказываем в деталях, что делать.

Вы имеете право получить разрешение на строительство через суд

Сотрудник МФЦ обязан принять ваше заявление. Он может только указать на очевидные неточности. Решение принимает администрация муниципального образования, которая действует строго в рамках законодательства.

Даже получив отказ в разрешении на строительство, оформить документы все еще проще, чем разбираться с последствиями самовольных работ. Если для частных домов еще действует дачная амнистия, которая прекратит свое существование уже 1 марта 2019 года, то самовольно построенная коммерческая недвижимость гарантированно будет снесена.

Если не получили разрешение — можете узаконить строительные работы в судебном порядке. Вы имеете право подать административный иск в течение 3-х месяцев с момента отказа в получении разрешения на строительство. Это право закреплено в первой части 219 статьи Кодекса Административного Судопроизводства РФ.

Обжалуйте отказ в выдаче разрешения на строительство

Разбирательство проходит по месту нахождения вашего земельного участка. Разрешение на строительство можно получить через суд за 1-2 заседания. Помните, что решение всегда можно оспорить в вышестоящей инстанции.

Подача иска по шагам:

  1. Сформулируйте результат и подкрепите его ссылкой на закон.
  2. Установите срок исковой давности.
  3. Подготовьте документы.
  4. Оплатите госпошлину.
  5. Составьте иск.
  6. Отправьте иск сторонам и в суд.

Суд удовлетворит ваш иск, если в ходе обжалования выявит незаконность отказа в выдаче разрешения на строительство. Решение в пользу застройщика накладывает обязательство и конкретные сроки на Администрацию.

Судебное разбирательство вместе с «Земельным юристом»

А нужно ли идти в суд? Как показывает наша практика, 9 из 10 обращений клиентов с отказом в выдаче разрешения на строительство решаются в досудебном порядке путем грамотной работой над ошибками.

Специализируемся на земельном праве и строительстве объектов недвижимости, поэтому:

  1. Выявляем ошибки, допущенные при первичной подаче заявлений на выдачу РНС.
  2. Проверяем земельный участок и план строительства на предмет возможности получения РНС.
  3. При необходимости получаем ГПЗУ и изготавливаем СПОЗУ.
  4. Оформляем документацию и осуществляем подачу заявления за вас.

И лишь в 1 случае из 10 нам с вами приходится обращаться в суд, где мы Защитим ваши интересы в комплексе. Составим иск, соберем и проверим документы. Все заявления подтвердим ссылками на законы, чтобы отстоять ваши права. Выступим на заседаниях и добьемся положительного решения.

Административное исковое заявление об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство

См. все образцы исков: Административные исковые заявления. Образцы

В ________ районный суд

Административный истец: …
(Ф.И.О. или наименование)
(место жительства или пребывания/
место нахождения, сведения
о государственной регистрации),
(для гражданина — дата и место
рождения)
телефон: …, факс: …,

адрес электронной почты: …

Представитель административного истца: …
(данные с учетом ст. ст. 54, 55, 56, 57 КАС РФ)
адрес: …, телефон: …, факс: …,

  • адрес электронной почты: …
  • Административный ответчик: …
    (наименование федерального органа
    исполнительной власти/органа
    исполнительной власти субъекта
    Российской Федерации/органа
    местного самоуправления)
    адрес: …, телефон: …, факс: …,
  • адрес электронной почты: …
  • Госпошлина: … рублей
  • Административное исковое заявление
    о признании незаконным решения об отказе в выдаче

  • разрешения на строительство

«__»_______ ___ года административным истцом в соответствии с ч. 7 (или:  9)  ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в …

(указать наименование федерального органа исполнительной власти/органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации/органа местного самоуправления) было подано Заявление о выдаче  разрешения на строительство следующего объекта индивидуального жилищного строительства: … (например, индивидуальный жилой дом), на земельном участке … (указать, например, «земельный участок общей площадью … кв. м с кадастровым номером … из земель населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: …»), что подтверждается заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от …

К заявлению от «__»_______ __ года были приложены следующие документы, предусмотренные ч. 7 (или: 9) ст. 51 Градостроительного кодекса РФ: …, что подтверждается …

Заявление административного истца от «__»________ ___ года было зарегистрировано «___»_______ ___ года … (указать Ф.И.О. должностного лица, наименование федерального органа исполнительной власти/органа исполнительной власти субъекта РФ/органа местного самоуправления) с присвоением ему регистрационного номера ___.

«___»_______ ___ года административным ответчиком было принято Решение N ___ об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием следующих оснований: _________.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

В силу части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 — 6 данной статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

 Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ). Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

Административный истец считает Решение от «___»_______ ___ года N __ об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным, поскольку оно противоречит ст. … Градостроительного кодекса РФ (и (или) указать иной нормативный правовой акт) и нарушает права и законные интересы административного истца, а именно …, что подтверждается…

Согласно ч. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

«__»_______ ___ года административным истцом в вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу), а именно … (указать наименование органа или Ф.И.О.

Читайте также:  Использование личного автомобиля сотрудника в служебных целях

должностного лица), была подана жалоба на Решение административного ответчика от «__»_________ ___ года N __,  в результате рассмотрения которой Решение административного ответчика от «__»_________ ___ года N __ было оставлено в силе, а жалоба без удовлетворения с указанием следующих оснований: …

(Вариант: В вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу) жалоба на Решение административного ответчика от «__»_______ ___ года N __ не подавалась.)

На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. ст. 218 — 220 КАС РФ,

ПРОШУ:

1. Признать незаконным и отменить Решение административного ответчика от «__»_____ __ года N __ об отказе в выдаче административному истцу разрешения на строительство.

2. Обязать административного ответчика выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании Заявления от «__»_______ ___ года и представленных документов.

Приложение:
1. Копия Заявления от «___»________ ___ года о выдаче разрешения на строительство.
2. Документы, подтверждающие поступление Заявления административного истца от «__»________ ___ года
3. Копии документов, приложенных к Заявлению административного истца от «__»______ ___ года, и их опись.
4.

Копия Решения от «___»_______ ___ года N __ об отказе в выдаче разрешения на строительство.
5. Документы, подтверждающие незаконность принятого решения.
6. Документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов административного истца.
7.

Копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа (или от вышестоящего в порядке подчиненности лица), если таким органом (или лицом) была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в административном исковом заявлении.
8.

Уведомление о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
9. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

10. Доверенность представителя административного истца от «__»__________ ____ г. N ___ и документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования (если административное исковое заявление подано представителем).

11. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.

    «___»_______ ___ года Административный истец (представитель): _______/ Подпись _______/ (Ф.И.О.)

Соблюдение порядка получения разрешения на строительство как обязательный досудебный порядок узаконивания самовольной постройки

Проблема «узаконивания» самовольных построек уже давно является насущной, а судебная практика по данным делам весьма неоднообразной. Кроме того, проблема этой категории споров усложняется критериями добросовестности или недобросовестности лица, осуществившего строительство. В чем же это заключается? 

Дело в том, что в 2010 году Верховным и Высшим Арбитражным Судами было разъяснено нижестоящим судам, что хоть и само по себе отсутствие разрешения на строительство не препятствует признанию права собственности на самовольную постройку, тем не менее, предварительно обращаться за ним необходимо, и не просто «для вида», а с соблюдением всех градостроительных формальностей. В этой связи нижестоящим судам было указано на необходимость проверки не только факта предварительного обращения за получением разрешения на строительство, но и правильности такого обращения и правомерности отказа уполномоченного органа в выдаче разрешительной документации. 

Самовольная постройка или «самострой» и ее признаки.

Самовольная постройка – это объект недвижимости, который, как правило, построен с формальными либо строительно-техническими нарушениями закона. 

С юридической точки зрения самовольная постройка не является объектом гражданских прав, который может принадлежать кому-либо на праве собственности, быть предметом договоров купли-продажи, дарения и т.д., а потому права на такой объект не регистрируются в Росреестре. 

Формальным нарушением закона при возведении самовольной постройки является отсутствие разрешения на строительство, которое обычно выдается органом местного самоуправления по месту соответствующего земельного участка. Строительство без разрешения является административным правонарушением, а сам объект строительства – самовольной постройкой по данному признаку. 

Тем не менее, если объект находится в процессе строительства, или уже построен, а разрешение на строительство так и не было получено, у застройщика либо собственника земельного участка есть возможность «узаконить» такой объект в судебном порядке.

Обращение в местную администрацию за выдачей разрешения на строительство – обязательно или нет?

В подобных делах необходимо разграничивать два случая: предварительное обращение за разрешением на строительство и легализация самостроя путем обращения за разрешением на строительство постфактум (когда объект уже построен или находится в процессе строительства). При первом варианте разрешение на строительство с большой степенью вероятности будет выдано, если соблюдены все формальности и требования градостроительного законодательства. Так что здесь вопрос исчерпан, даже не успев возникнуть. 

Второй вариант усложнен, поскольку заявитель, обращаясь за разрешением на строительство, уже начал либо даже окончил это строительство.

 Несмотря на наличие специально оговоренных в законе оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, формально не содержащих требования о предварительном обращении, административный орган, как правило, отказывает заявителям, рассматривая такие обращения как попытку узаконить то, что по факту уже существует. Откровенно говоря, такая позиция административных органов не лишена смысла и, кроме того, была поддержана ВС. 

Таким образом, обращаться за получением разрешения на строительство необходимо до начала строительства, а если это сделать не получилось либо объективно невозможно, то, наверняка, придется идти в суд с иском о признании права собственности на самовольную постройку. 

Попытка оформить разрешение на строительство в административном досудебном порядке: как на это смотрят суды? 

Введенный разъяснениями высших судов своеобразный досудебный порядок разрешения спора в делах о признании права собственности на самовольную постройку заключен именно в установлении факта добросовестного обращения истца в уполномоченный орган до обращения в суд. Если такого обращения не было, суды могут отказать в иске уже только по этому основанию. Однако иногда суды подходят к исследованию вопроса о добросовестности заявителей слишком строго, на что относительно недавно обратил внимание ВС. 

Так, в одном из дел он указал, что нижестоящие суды неверно оценили обращение истца за получением разрешения на строительство после окончания строительства как факт его недобросовестности.

При этом ВС также напомнил о позиции ВАС РФ по данной категории дел, в соответствии с которой разъяснение ВС и ВАС при отсутствий явных злоупотреблений истца не может блокировать норму ГК РФ о возможности узаконить самострой при формальном соблюдении условий данной нормы. 

Тем не менее, практика в подобных спорах до сих пор весьма неоднородна. Например, если к моменту обращения за разрешением на строительство самовольная постройка уже была возведена, то существуют риски отказа в признании права собственности на нее в судебном порядке. То есть обращение в администрацию «задним числом» не исключает риски отказа для истца и на стадии судебного рассмотрения. 

Мотивируют суды данный вывод тем, что в таких случаях возведение самовольной постройки осуществляется с нарушением установленного законом порядка исключительно по вине самого истца, без получения необходимых разрешений на момент начала строительства, а соответственно, удовлетворение иска о признании права собственности на такую самовольную постройку противоречит требованиям действующего законодательства, вне зависимости от отсутствия нарушений строительных, градостроительных норм и угрозы жизни и здоровью граждан. 

Один из таких споров по иску застройщика, которому отказали три инстанции, недавно также дошел до ВС, который даже передал его кассационную жалобу на рассмотрение Экономколлегии, однако та все равно согласилась с выводами нижестоящих судов. Важно отметить, что суды признают меры по досудебной легализации самостроя достаточными, как правило, только в том случае, когда отказ в выдаче разрешительной документации вызван объективными, независящими от застройщика причинами. 

Следовательно, простыми формальностями в виде имитации принятия всех необходимых мер по получению разрешения на строительство, скорее всего, не обойтись.

Так, например, обращение в администрацию за консультацией по поводу выдачи разрешения на строительство, переписка с административным органом по этому поводу или даже обращение с соответствующим заявлением, но без приложения необходимой документации, считаются недостаточными для признания права собственности в суде.

Вместе с тем, суды до сих пор не всегда могут разобраться в подобных делах и вынести справедливое и обоснованное решение, в том числе, чрезмерно упираясь на разъяснение, данное ВС и ВАС, а иногда и ошибочно ставя это разъяснение выше норм гражданского законодательства.

В любом случае дела о признании права собственности на самовольные постройки являются непростыми по своей сути, а потому требуют тщательного предварительного правового анализа и выработки плана действий, поэтому рекомендуем не пренебрегать помощью специалистов в таких ситуациях.