Явка по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в указанное в повестке время и место является прямой обязанностью гражданина.
При этом в случае неявки без уважительных причин по повестке гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности (п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 10, п. 4 ст. 31 Закона от 28.03.
1998 N 53-ФЗ; ст. 21.5 КоАП РФ; ст. 328 УК РФ).
Неявка по повестке в установленные время и место без уважительной причины влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 до 3 000 руб.
Незаконное уклонение от призыва на военную службу наказывается штрафом в размере до 200 000 руб.
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ст. 21.5 КоАП РФ; ч. 1 ст. 328 УК РФ).
К уважительным причинам неявки в военкомат по повестке относятся (п. 2 ст. 7 Закона N 53-ФЗ):
- заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
- препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина (например, стихийное бедствие);
- иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.Вышеуказанные причины будут признаны уважительными только при условии их документального подтверждения (п. 2 ст. 7 Закона N 53-ФЗ).
Вышеуказанные причины будут признаны уважительными только при условии их документального подтверждения (п. 2 ст. 7 Закона N 53-ФЗ).
Подтверждающими документами, в зависимости от ситуации, могут являться листок нетрудоспособности, медицинская справка о нахождении на стационарном лечении, документы, подтверждающие заболевание или смерть близкого родственника, документ из органа местного самоуправления и т.п.
При этом получение призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительства), подлога документов или иного обмана расценивается как уклонение от призыва на военную службу (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).
Что грозит за уклонение от мобилизации: последние изменения в УК РФ
https://ria.ru/20220926/uklonenie-1819651314.html
- Что грозит за уклонение от мобилизации: последние изменения в УК РФ
- Уклонение от мобилизации в России 2022: чем грозит, какая ответственность и наказание
- Что грозит за уклонение от мобилизации: последние изменения в УК РФ
В изменениях, внесенных в Уголовный кодексе РФ в сентябре 2022 года в связи с частичной мобилизацией, говорится об увеличении сроков заключения за отдельные… РИА Новости, 26.09.2022
- 2022-09-26T20:48
- 2022-09-26T20:48
- 2022-09-26T20:54
- специальная военная операция на украине
- частичная мобилизация в россии
- госдума рф
- россия
- общество
- безопасность
- украина
- днр
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/09/15/1818455231_0:279:3025:1980_1920x0_80_0_0_5de45a9322df8af6bc6161cbaeba6d0b.jpg
МОСКВА, 26 сен — РИА Новости. В изменениях, внесенных в Уголовный кодексе РФ в сентябре 2022 года в связи с частичной мобилизацией, говорится об увеличении сроков заключения за отдельные виды преступлений, вводится понятие “военного времени”.
Что может грозить гражданам России за уклонение от мобилизации, какую ответственность несет призывник и какое наказание предусматривает закон за военные проступки — в материале РИА Новости.Уклонение от мобилизацииОтветственность за неявку по повестке наступает после ее получения.
Наказание за уклонение от мобилизации регулируется Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации, по которым уклонист наказывается штрафом от 500 до 3000 рублей (ст. 21.5 КоАП РФ) или до 200 тыс.
рублей и лишением свободы на срок до 2 лет (ст. 328 УК РФ).
Вид ответственности определяет суд, который всесторонне рассматривает каждое конкретное дело, учитывая обстоятельства и уважительные причины.21 сентября президент Российской Федерации В.В.
Путин объявил в стране частичную мобилизацию, а днем ранее в Государственную Думу был внесен законопроект о поправках в Уголовный кодекс об ужесточении наказания за уклонение от мобилизации и новых составах преступления периода военных конфликтов, который депутаты приняли в тот же день во втором и третьем чтении.
Кроме того, в стране сейчас действует Закон № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», который регламентирует правила поведения военнообязанных во время мобилизации.Получение повесткиВоенные комиссариаты направляют призывникам повестки, распоряжения и мобилизационные предписания.
Закон № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» не конкретизирует, каким способом происходит вручение, но в соответствии с законом № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» все эти документы граждане должны получать только лично и под роспись, именно с этого момента гражданин считается мобилизованным.
Куда придет, как получитьПовестки могут вручать как работники военных комиссариатов, так и руководители учреждений или ответственные за военно-учетную работу лица по месту работы или учебы призывника. Если все перечисленные способы исполнить не удалось, то эта обязанность переходит в органы внутренних дел (после письменного обращения военкомата), в соответствии с п. 3 ст. 26, п. 2 ст.
31 Закона № 53-ФЗ.Чем грозит уклонениеЗа уклонение от мобилизации грозит как административная, так и уголовная ответственность. Какое именно наказание будет вменено, зависит от обстоятельств, повлекших неявку военнообязанного в военкомат.
Закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» не прописывает, какую именно ответственность будет нести уклонист, в статье 21 говорится: «При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас».Кроме того, в нем присутствует следующая информация: «Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военкоматов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас».Остальные детали будут определяться отдельными правительственными актами.Административная ответственностьАдминистративные меры наказания прописаны в статье 21.5 КоАП РФ: предупреждение или штраф в размере от 500 рублей до 3000 рублей. Это наказание применяется в следующих случаях:Уголовная ответственностьУголовной ответственности подлежат злостные нарушители закона, которые намеренно без уважительной причины уклоняются от воинской службы в течение долгого времени. В статье 328 Уголовного кодекса Российской Федерации указаны следующие меры наказания:Если же призывник явился в военкомат, прошел медицинскую комиссию, и уже был издан приказ о зачислении этого гражданина в ряды вооруженных сил, после которого он решил уклониться от призыва, то по отношению к нему уже применяется статья 337 УК РФ, по которой предусмотрено наказание:Выезд за границу в период мобилизацииС момента объявления мобилизации все граждане, которые состоят на воинском учете, не должны уезжать с места жительства без разрешения военных комиссариатов или органов исполнительной власти (статья 21 закона о мобилизационной подготовке).Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что разъяснения о возможном закрытии границ всем, кто подлежит частичной мобилизации, будут подготовлены правительством в ближайшее время. Но по словам главы комитета Госдумы по обороне Андрея Картаполова, вводить на правительственном уровне ограничения не планируется, если они и появятся, то только в регионах проведения специальной военной операции.
ЗаконодательствоОсновным законом, который регулирует, устанавливает права и обязанности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и граждан, является федеральный закон «О мобилизации и мобилизационной подготовке».Закон ссылается на следующие нормативные акты:Ответственность за неявку по повестке регулируют:Поправки в УК с «мобилизацией» и «военным временем»20 сентября Госдума приняла поправки в Уголовный кодекс, согласно которым наказание ужесточается за отдельные виды преступлений во время мобилизации, военного времени, вооруженного конфликта, ведения боевых действий и военного положения. Теперь к уклонистам и военным преступникам будут применяться следующие меры:
https://ria.ru/20220926/mobilizatsiya-1819568647.html
https://ria.ru/20220926/mobilizatsiya-1819596989.html
https://ria.ru/20220926/spetsialnost-1819635110.html
https://ria.ru/20220926/granitsy-1819505269.html
https://ria.ru/20220926/klishas-1819562149.html
https://ria.ru/20220926/godnost-1819520430.html
россия
украина
РИА Новости
- internet-group@rian.ru
- 7 495 645-6601
- ФГУП МИА «Россия сегодня»
- https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
- internet-group@rian.ru
- 7 495 645-6601
- ФГУП МИА «Россия сегодня»
- https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/09/15/1818455231_35:0:2764:2047_1920x0_80_0_0_b97c509e859570202f62b2a0d24c843b.jpg
РИА Новости
- internet-group@rian.ru
- 7 495 645-6601
- ФГУП МИА «Россия сегодня»
- https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
частичная мобилизация в россии, госдума рф, россия, общество, безопасность, украина, днр, ситуация в днр и лнр, признание днр и лнр в россии, лнр, вооруженные силы рф, министерство обороны рф (минобороны рф)
Специальная военная операция на Украине, Частичная мобилизация в России, Госдума РФ, Россия, Общество, Безопасность, Украина, ДНР, Ситуация в ДНР и ЛНР, Признание ДНР и ЛНР в России, ЛНР, Вооруженные силы РФ, Министерство обороны РФ (Минобороны РФ)
МОСКВА, 26 сен — РИА Новости.
В изменениях, внесенных в Уголовный кодексе РФ в сентябре 2022 года в связи с частичной мобилизацией, говорится об увеличении сроков заключения за отдельные виды преступлений, вводится понятие “военного времени”.
Что может грозить гражданам России за уклонение от мобилизации, какую ответственность несет призывник и какое наказание предусматривает закон за военные проступки — в материале РИА Новости.
Ответственность за неявку по повестке наступает после ее получения.
Наказание за уклонение от мобилизации регулируется Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации, по которым уклонист наказывается штрафом от 500 до 3000 рублей (ст. 21.5 КоАП РФ) или до 200 тыс.
рублей и лишением свободы на срок до 2 лет (ст. 328 УК РФ).
Вид ответственности определяет суд, который всесторонне рассматривает каждое конкретное дело, учитывая обстоятельства и уважительные причины.
21 сентября президент Российской Федерации В.В.
Путин объявил в стране частичную мобилизацию, а днем ранее в Государственную Думу был внесен законопроект о поправках в Уголовный кодекс об ужесточении наказания за уклонение от мобилизации и новых составах преступления периода военных конфликтов, который депутаты приняли в тот же день во втором и третьем чтении.
Кроме того, в стране сейчас действует Закон № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», который регламентирует правила поведения военнообязанных во время мобилизации.
Военные комиссариаты направляют призывникам повестки, распоряжения и мобилизационные предписания.
Закон № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» не конкретизирует, каким способом происходит вручение, но в соответствии с законом № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» все эти документы граждане должны получать только лично и под роспись, именно с этого момента гражданин считается мобилизованным.
Повестки могут вручать как работники военных комиссариатов, так и руководители учреждений или ответственные за военно-учетную работу лица по месту работы или учебы призывника. Если все перечисленные способы исполнить не удалось, то эта обязанность переходит в органы внутренних дел (после письменного обращения военкомата), в соответствии с п. 3 ст. 26, п. 2 ст.
31 Закона № 53-ФЗ.
За уклонение от мобилизации грозит как административная, так и уголовная ответственность. Какое именно наказание будет вменено, зависит от обстоятельств, повлекших неявку военнообязанного в военкомат.
Закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» не прописывает, какую именно ответственность будет нести уклонист, в статье 21 говорится: «При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас».
Кроме того, в нем присутствует следующая информация: «Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военкоматов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас».
Остальные детали будут определяться отдельными правительственными актами.
Административные меры наказания прописаны в статье 21.5 КоАП РФ: предупреждение или штраф в размере от 500 рублей до 3000 рублей. Это наказание применяется в следующих случаях:
- неявка в военкомат по повестке без уважительной причины;
- непостановка на военный учет при переезде на новое место жительства;
- несообщение в военный комиссариат об изменении семейного положения, места работы или должности, образования, места жительства.
Уголовной ответственности подлежат злостные нарушители закона, которые намеренно без уважительной причины уклоняются от воинской службы в течение долгого времени. В статье 328 Уголовного кодекса Российской Федерации указаны следующие меры наказания:
- штраф до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за 18 месяцев;
- принудительные работы на срок до 2 лет;
- арест на срок до 6 месяцев;
- лишение свободы на срок до 2 лет.
Если же призывник явился в военкомат, прошел медицинскую комиссию, и уже был издан приказ о зачислении этого гражданина в ряды вооруженных сил, после которого он решил уклониться от призыва, то по отношению к нему уже применяется статья 337 УК РФ, по которой предусмотрено наказание:
- при неявке от 2 до 10 суток: арест на срок от 2 до 10 суток или содержание в воинской дисциплинарной части до 1 года;
- неявка от 10 суток до 1 месяца: ограничение по военной службе до 2 лет; содержание в воинской дисциплинарной части до 2 лет; лишение свободы до 3 лет;
- неявка дольше 1 месяца: лишение свободы на срок до 5 лет.
С момента объявления мобилизации все граждане, которые состоят на воинском учете, не должны уезжать с места жительства без разрешения военных комиссариатов или органов исполнительной власти (статья 21 закона о мобилизационной подготовке).
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что разъяснения о возможном закрытии границ всем, кто подлежит частичной мобилизации, будут подготовлены правительством в ближайшее время.
Но по словам главы комитета Госдумы по обороне Андрея Картаполова, вводить на правительственном уровне ограничения не планируется, если они и появятся, то только в регионах проведения специальной военной операции.
Основным законом, который регулирует, устанавливает права и обязанности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и граждан, является федеральный закон «О мобилизации и мобилизационной подготовке».
Закон ссылается на следующие нормативные акты:
- федеральный закон «Об обороне»;
- федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
- федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».
Ответственность за неявку по повестке регулируют:
- статья 328 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- статья 21.5 КоАП РФ.
20 сентября Госдума приняла поправки в Уголовный кодекс, согласно которым наказание ужесточается за отдельные виды преступлений во время мобилизации, военного времени, вооруженного конфликта, ведения боевых действий и военного положения. Теперь к уклонистам и военным преступникам будут применяться следующие меры:
- Неисполнение приказа начальника, отказ от участия в военных или боевых действиях: лишение свободы до 3 лет. При наступлении тяжких последствий — до 10 лет.
- Самовольное оставление части: от 5 до 10 лет лишения свободы.
- Дезертирство: до 15 лет лишения свободы.
- Уклонение от воинской службы путем симуляции болезни: до 10 лет тюрьмы.
- Нарушение правил несения караульной и пограничной службы, умышленное повреждение военного имущества: до 10 лет.
- Уничтожение военного имущества в условиях военного времени по неосторожности: до 5 лет.
- Добровольная сдача в плен (если нет госизмены): от 3 до 10 лет. Но если преступление совершено в первый раз и военнослужащий принял меры для своего освобождения, вернулся в часть и не совершил никаких преступлений во время нахождения в плену, то уголовное наказание может быть отменено.
- Мародерство в условиях военного времени — до 6 лет заключения, если оно повлекло за собой ущерб в особо крупном размере, тяжкий вред здоровью или убийство — до 15 лет тюрьмы.
- Срыв гособоронзаказа: в зависимости от тяжести последствий от 8 до 10 лет лишения свободы.
Что делать, если вас хотят мобилизовать — новости Право.ру
Мобилизацию может прекратить, как и начать, только президент своим указом. До тех пор любые сообщения региональных властей о прекращении мобилизационных мероприятий не гарантируют, что военнообязанного гражданина не мобилизуют. Права принимать решения о мобилизации или ее прекращении на своей территории у них нет (ст. 8 закона «О мобилизации и мобилизационной подготовке»).
В этом сюжете
В указе о мобилизации ее сроки не установлены. План по призыву 300 000 человек, который озвучивали Владимир Путин и другие официальные лица, тоже не прописан в опубликованной части документа. Таким образом, нет никаких признаков, по которым можно определить официальный момент окончания мобилизационных мероприятий, кроме федерального указа об этом.
«Выданные повестки о явке по мобилизации не утрачивают силу в связи с заявлением мэра Москвы или губернатора любого другого региона», — предостерегает глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков.
Что нужно знать о повестке
Повестка из военкомата должна вручаться лично призывнику под подпись. В ней обязательно должна быть указана причина вызова в военкомат.
На повестке должна быть подпись военного комиссара и печать военкомата. Если повестка вручена не от того военкомата, к которому прикреплен гражданин, можно потребовать составить акт о невозможности вручить повестку.
Кто и как может вручать повестки
Вручить повестку может:
- сотрудник военкомата;
- сотрудники аппарата усиления военного комиссариата;
- должностные лица органов местного самоуправления, которые отвечают за ведение первичного воинского учета;
- руководители и ответственные лица по месту работы или учебы, если повестка поступила туда.
Вручение повестки на улице или в метро законно при соблюдении ряда условий, объясняет Татьяна Куликова, юрист Федеральный рейтинг.
группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Уголовное право группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 1место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 5место По выручке Профайл компании
Перед вручением повестки нужно установить личность призывника, то есть попросить предъявить документы. При этом у представителей военного комиссариата и других ответственных лиц нет полномочий проверять паспорта граждан на улице. Поэтому их, как правило, сопровождают сотрудники полиции, у которых такие полномочия есть.
В этом сюжете
Повестку должен вручать сотрудник того военкомата, к которому приписан гражданин, добавляет Куликова. Четких критериев, которые бы указывали на то, какой именно военный комиссариат должен вручать повестку, действующее законодательство не содержит. Но согласно анализу актуальных правовых норм это должен делать военкомат по месту жительства или работы гражданина, поясняет юрист.
Полиция может вручать повестки, но только конкретным гражданам, на которых они выписаны заранее на основании письменного обращения военного комиссара. Останавливать случайных прохожих и раздавать повестки всем подряд по закону нельзя.
Полицейские не могут доставлять граждан, подлежащих мобилизации, в военкоматы и на мобилизационные пункты. По обращению военкома они могут установить местонахождение скрывающегося призывника и сообщить о нем.
Сопроводить в военкомат полицейский может только призывника, которому не удалось вручить повестку, из-за чего военком обратился за содействием в органы МВД с возбужденным делом о неисполнении обязанностей по воинскому учету (ст. 21.5 КоАП) или уклонении от медицинского обследования (ст. 21.
6 КоАП). При этом после вручения повестки удерживать гражданина в военкомате нельзя.
Передавать повестку другим лицам, кроме призывника, например родителям или супруге, нельзя — такая повестка не считается официально врученной.
Отказ от повестки, если ее вручил лично сотрудник военкомата, не поможет: повестка будет считаться врученной на основании составленного чиновником акта о таком отказе.
Кто имеет право на отсрочку
Закон «О мобилизации» и президентский указ № 664 предусматривают следующие причины, по которым граждане не подлежат мобилизации или имеют право на отсрочку:
- получившие бронь в связи с работой на соответствующих предприятиях (в первую очередь, это оборонно-промышленный комплекс);
- временно негодные по здоровью (на срок до шести месяцев);
- занятые постоянным уходом за близким родственником при отсутствии других людей, которые могут осуществлять такой уход;
- единственные опекуны несовершеннолетних братьев и сестер;
- родители и опекуны четырех детей до 16 лет или воспитывающие в одиночку одного ребенка до 16 лет;
- женщины на сроке беременности от 22 недель;
- депутаты и члены Совета Федерации;
- граждане с категорией «Д» (негоден);
- дети матери-одиночки, которая имеет еще четырех детей до 8 лет;
- осужденные на лишение свободы;
- студенты, аспиранты и ординаторы вузов и ссузов с государственной аккредитацией как государственных, так и коммерческих, а также учащиеся духовных учреждений.
- Разъяснения Генштаба и других официальных структур предусматривают другие основания для отсрочки:
- Но все эти разъяснения не имеют силы нормативного документа и, как показывает практика, могут не приниматься военкоматами во внимание.
- «На практике мы еще не встречали тех, кто имеет трех несовершеннолетних детей и получил бы отсрочку», — сообщал уголовный адвокат Калой Ахильгов на прошлой неделе.
Кроме того, сотрудники компаний, подавших в Минцифры необходимые документы, иногда сталкиваются с тем, что соответствующие списки из Генштаба до военкоматов еще не дошли. Ахильгов рекомендует убедиться, что эти списки в военкомате есть, но не лично, а через представителя, например не подлежащего призыву юриста или HR-руководителя компании.
Альтернативная гражданская служба
Конституция гарантирует гражданам, которые в силу убеждений не могут брать в руки оружие, право на прохождение альтернативной гражданской службы. Такую же позицию выражал Конституционный суд в определении от 22.05.1996 № 63-О.
Законодательство Военную службу по мобилизации предлагают заменять гражданской
Но в законе о мобилизации порядок такой службы не прописан: согласно его тексту, организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, военного положения и в военное время определяются «федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ». Таких законов власти все еще не издали, поэтому вопрос альтернативной службы при мобилизации пока не урегулирован.
Чем грозит неявка
Если гражданин уклоняется от получения повестки (например, проживает не по адресу, по которому поставлен на воинский учет) или не является по ней в военкомат, ему грозит штраф от 500 до 3000 руб. (ст. 21.5 КоАП).
Та же санкция предусмотрена за уклонение от медицинского осмотра по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии (ст. 21.6 КоАП).
Дополнительной ответственности при многократных нарушениях этих норм закон не предусматривает.
Уклонение от военной службы (ст. 328 УК) грозит штрафом до 200 000 руб. или в размере доходов за период до 18 месяцев, либо принудительными работами, либо лишением свободы на срок до двух лет. Такая ответственность может наступить в случае, если гражданин подписал надлежащим образом врученную ему повестку, но не пришел в военкомат или в пункт сбора.
Однако уголовная ответственность, согласно разъяснениям Пленума ВС, касается только уклонения от призыва на срочную службу. То, что эта статья неприменима к мобилизации, подтвердила недавно прокуратура Пензенской области.
Кроме того, существуют уважительные причины для неявки по повестке:
- влекущие нетрудоспособность заболевание или увечье;
- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
- препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
- иные причины, признанные уважительными правоприменительным органом.
Гражданин, в отношении которого военкомат издал приказ о мобилизации на основании медицинского освидетельствования и решения мобилизационной комиссии, обязан прибыть в мобилизационный пункт и отправиться в часть, разъяснило Министерство обороны. В противном случае ему грозит ответственность за самовольное оставление места службы (ст. 337 УК). Недавно ответственность за такое преступление, совершенное в период мобилизации, повысили — она составит до пяти лет лишения свободы.
Уклонение от мобилизации: ответственность есть, а «статьи» нет?!
21 сентября Указом Президента РФ № 647 на территории России была объявлена частичная мобилизация.
За всю новейшую историю страны мобилизация была объявлена впервые, хотя законодательная база для ее введения существовала давно. В частности, в ч. 1 ст. 59 Конституции РФ закреплена обязанность каждого гражданина защищать Отечество, а 26 февраля 1997 г.
был принят Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» № 31-ФЗ, который закрепил обязанность граждан являться по вызову военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время (подп. 1 п. 1 ст. 10 Закона).
24 сентября были приняты поправки в УК РФ и ст. 151 УПК РФ1, в соответствии с которыми совершение преступлений в период мобилизации было признано отягчающим обстоятельством (п. «л» ст. 63 УК). Кроме того, были введены несколько новых составов преступлений, совершение которых подрывает обороноспособность страны:
- нарушение условий госконтракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения гособоронзаказа (ст. 201.2 УК);
- отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения госконтракта по гособоронзаказу либо договора, необходимого для его выполнения (ст. 201.3);
- нарушение должностным лицом условий госконтракта по гособоронзаказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (ст. 285.5 УК);
- отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения госконтракта по гособоронзаказу либо договора, необходимого для его выполнения (ст. 285.6);
- добровольная сдача в плен (ст. 352.1);
- мародерство (ст. 356.1).
Кроме того, внесены изменения в действующие статьи гл. 33, установившие в качестве квалифицирующего признака состава преступлений совершение этих деяний в период военного положения, в период мобилизации, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий.
Однако в Уголовном кодексе отсутствует статья, конкретно предусматривающая ответственность за уклонение от мобилизации. То есть обязанность мобилизовываться у граждан России есть, а ответственности за уклонение от мобилизации нет.
Те составы преступлений, которые закреплены в гл. 33 УК, не могут быть применены к лицам, уклоняющимся от мобилизации, поскольку субъектом этих преступлений являются только военнослужащие, что следует из понятия «преступления против военной службы», закрепленного в ч. 1 ст. 331 Кодекса.
Так, преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения военных сборов.
Лицо, находящееся в запасе и подлежащее мобилизации, получившее повестку с требованием прибыть в военкомат для прохождения медкомиссии, еще не является военнослужащим (оно станет таковым только после прохождения военно-врачебной комиссии, результатом которой будет признание призывника годным к военной службе и получение им после этого предписания прибыть в часть). Следовательно, данное лицо не может быть привлечено к ответственности за преступления, установленные гл. 33 УК (например, за дезертирство), даже если сознательно уклоняется от явки в военкомат для прохождения военно-врачебной комиссии – то есть фактически уклоняется от мобилизации.
В то же время в КоАП РФ указаны два состава правонарушений, устанавливающих ответственность за неявку в военкомат после получения повестки, а именно – ст. 21.5 «Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету» и ст. 21.6 «Уклонение от медицинского обследования». В обоих случаях максимальная ответственность, которая грозит нарушителю, – штраф в 3000 руб.
Таким образом, на первый взгляд, никакой ответственности за неявку по вызову в военкомат в период мобилизации (фактически – за уклонение от мобилизации), кроме штрафа, законодатель не предусмотрел.
Однако не соглашусь с данным выводом и считаю, что в случае неоднократной неявки в военкомат по повестке в период мобилизации без уважительных причин лицо, находящееся в запасе, может быть признано злостным уклонистом и привлечено к ответственности по ст. 328 «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы» УК.
Диспозиция данной статьи устанавливает уголовную ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы (ч. 1).
До настоящего времени к уголовной ответственности по данной статье привлекались только лица, подлежащие призыву для прохождения срочной службы.
Более того, 3 апреля 2008 г. Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы». В п.
2 постановления указано, что субъектами преступления по ч. 1 ст.
328 УК являются граждане мужского пола, достигшие 18 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежащие в установленном законом порядке призыву на военную службу (далее – призывники).
При рассмотрении уголовных дел, связанных с уклонением от призыва на военную службу, следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о военной службе призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.
В связи с этим после достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии, что сроки давности привлечения их к уголовной ответственности не истекли.
Из данного разъяснения ВС следует, что лицо, достигшее 27 лет и пребывающее в запасе, не может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 328 УК.
Однако вывод Верховного Суда может быть неверным. Дело в том, что в соответствии со ст. 22 Закона о военной службе призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять, и не пребывающие в запасе (далее – граждане, не пребывающие в запасе).
При этом, как указано в ч. 2 ст.
1 Закона, в период мобилизации, военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также предусматривает призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время.
Таким образом, данным законом установлены фактически два вида призывов – на срочную службу (для лиц от 18 до 27 лет и не пребывающих запасе) и для тех, кто пребывает в запасе, в случае мобилизации.
Известно, что судебная практика по одним и тем же вопросам может кардинально изменяться в зависимости от ситуации в обществе, стране и мире.
Поскольку впервые в современной отечественной истории наша страна проводит частичную мобилизацию, и этот процесс длится еще меньше месяца, какой-либо следственной или судебной практики пока не наработано.
В связи с этим ожидать в ближайшее время внесения изменений в Постановление № 3 либо принятия нового постановления ВС по рассматриваемому вопросу, думаю, вряд ли стоит.
Тем не менее, исходя из вышеизложенного, убежден, что уголовные дела за уклонение от мобилизации, выразившееся в неоднократной неявке в военкомат по повестке без уважительных причин лицом, находящимся в запасе, в период мобилизации, возбуждаться будут, и такие лица будут привлекаться к ответственности именно по ст. 328 УК.
1 Федеральный закон № 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Прокурор разъясняет — Прокуратура Кабардино-Балкарской Республики
Ответственность граждан за нарушение обязанностей по воинскому учету
Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленное время и место без уважительной причины, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 21.5 КоАП РФ.
Уважительными причинами в соответствии с Федеральным законом от 28.03.
1998 № 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» признаются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие возникшие в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом. Причины неявки должны быть подтверждены документально.
Статьей 21.
5 КоАП РФ также предусмотрена ответственность за неявку в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования или места пребывания.
За нарушение обязанностей по воинскому учету предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 500 до 3 000 рублей.
Кроме того, за нарушения законодательства о воинской обязанности предусмотрена уголовная ответственность по ст. 328 УК РФ.
Так, частью 1 статьи 328 УК РФ за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет.
Уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительной причины по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат для отправки к месту прохождения службы.
Неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины, могут свидетельствовать о намерении призывника избежать возложения на него обязанности нести военную службу.
Также уклонением от призыва на военную службу является получение призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения, подлога документов или иного обманы.
Самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы в целях уклонения от призыва на военную службу предусматривает ответственность по ч.1 ст. 328 УК РФ.
Прокуратура КБР. Старший помощник прокурора республики
по правовому обеспечению
Прямая ссылка на материал
Поделиться
Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленное время и место без уважительной причины, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 21.5 КоАП РФ.
Уважительными причинами в соответствии с Федеральным законом от 28.03.
1998 № 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» признаются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие возникшие в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом. Причины неявки должны быть подтверждены документально.
Статьей 21.
5 КоАП РФ также предусмотрена ответственность за неявку в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования или места пребывания.
За нарушение обязанностей по воинскому учету предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 500 до 3 000 рублей.
Кроме того, за нарушения законодательства о воинской обязанности предусмотрена уголовная ответственность по ст. 328 УК РФ.
Так, частью 1 статьи 328 УК РФ за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет.
Уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительной причины по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат для отправки к месту прохождения службы.
Неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины, могут свидетельствовать о намерении призывника избежать возложения на него обязанности нести военную службу.
Также уклонением от призыва на военную службу является получение призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения, подлога документов или иного обманы.
Самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы в целях уклонения от призыва на военную службу предусматривает ответственность по ч.1 ст. 328 УК РФ.
Прокуратура КБР. Старший помощник прокурора республики
по правовому обеспечению