Последнее обновление: 15.03.2021
В период перехода страны к рыночной экономике, начали появляться здания и постройки, которые не были никак зарегистрированы в праве. Люди настолько привыкли ими пользоваться, что считают их своими на законных основаниях. Когда была введена в действие ст. 222 ГК РФ, некоторые удивились, что их владения попадают под понятие «самостроя». Можно ли исправить ситуацию?
Основные пункты статьи
В ст. 222 ГК РФ в новой редакции предусмотрено 4 пункта, в каждый из которых включены ещё подпункты. Здесь говорится:
- О том, что относится к самовольной постройке по ГК РФ, какие здания и сооружения попадают под признаки самостроя, какие здания и сооружения могут быть признаны законными постройками;
- О том, какие постройки не попадают под признаки самовольно возведённых зданий;
- Порядке обнаружения такие строений, ответственности за их сокрытие, сносе;
- О законном порядке признания имущественного права на самостоятельно возведённое строение, в каких случаях это может быть осуществлено;
- О тех лицах и государственных органах, которые принимают решения о сносе таких строений или выдают разрешение о признании имущественного права законным;
- О том, как и кем устанавливаются сроки для добровольного снова самовольной постройки.
Как правило, строение, которое может быть признано самовольным, возведено или только возводится на муниципальной земле. То есть, строителем не получено никакой разрешительной документации, он надеется на то, что после окончания работ он получит зарегистрированное имущественное право на законных основаниях и в кратчайшие сроки.
Кого могут осудить по этой статье?
Привлечь к ответственности по данной статье могут лицо или лица, которые без ведома собственника земельного участка, начали производить строительные работы по возведению строения. Конечно, скорее всего, это будет наёмный персонал, который не знал о том, что на конкретно данном участке строить ничего нельзя.
Поэтому ответственные и уполномоченные органы должны найти заказчика работ. Но только суд может признать строение самовольным, и выпустить судебный акт о том, что его нужно снести.
Какое здание могут признать самовольной постройкой?
Не каждое здание или сооружение, которое возведено на муниципальной (реже, на частной земле), может быть признано судом самовольным строением по ГК РФ. Для этого необходимо наличие определённых родовых признаков. Это:
- отсутствие разрешительной документации на осуществление работ по возведению и строительству здания или сооружения на конкретном участке земли. То есть, земельный надел не был выделен должным образом для осуществления данных работ;
- осуществление строительных работ на участке, который имеет иное назначение для использования или иную категорию, не предназначенную для строительства;
- отсутствие письменных согласований и разрешений на уже построенные здания и строения;
- выявленные уже после окончания работ нарушения градостроительного законодательства, а также норм, правил и требований к осуществлению строительных работ.
Обратите внимание! Если собственник земли не знал (или не мог знать) о том, что его земельный надел имеет законодательные ограничения на возведение на нём зданий или построек, то все возведённые сооружения не будут признаны самовольными. Но этим вопросом будет заниматься суд! Именно орган правосудия вынесет судебный акт о признании имущественного права законным.
Право собственности на самовольную постройку
Если строение имеет признаки самовольно возведённого здания, это не означает, что оно обязательно будет снесено.
Право собственности может быть признано судом или в ином порядке (но только в тех случаях, когда это не противоречит федеральному законодательству).
Владельцем будет признано лицо, которое имеет законные основания для пользования и распоряжения земельным наделом, на котором уже построен спорный объект. К таковым лицам можно отнести:
- тех, кто имеет законное право на участок, а также разрешительную документацию на произведение строительных работ конкретного назначения;
- кто обращается в суд за узакониванием имущественного права, а постройка на день обращения, соответствует установленным требованиям градостроительного законодательства и строительным нормам;
- тех, кто возвёл строение, не мешающие другим лицам, не нарушающее их права и интересы, не угрожающее жизни и здоровью третьих лиц.
Обратите внимание! Чтобы суд признал вещное право законным и вынес судебный акт в пользу истца, нужно чтобы эти условия исполнялись вместе и одновременно. При нарушении одного, разрешение на оформление права не будет выдано. Об этом сказано в ч. 3 ст. 222 ГК РФ.
При нарушении этих условий, постройка будет снесена по решению органа правосудия или иного уполномоченного органа. Если несостоявшийся собственник считает, что отказ был выдан незаконно, он имеет право обжаловать решение суда через вышестоящую судебную инстанцию.
Если право собственности будет признано не за тем лицом, которое занималось строительством, а за владельцем земельного надела, то последний должен будет возместить строителю расходы. Их точную сумму определит суд во время заседания.
Ответственность по статье 222 ГК РФ
При нарушении имущественных прав третьих лиц на земельный участок, в том числе, муниципальных властей, суд вынесет решение не в пользу того, кто возводил строение. Ответственность будет следующей:
- снос строения в сроки, которые будут установлены судебной инстанцией;
- приведение постройки в соответствие требованиям градостроительных и строительных норм. Сроки также будут определены судом.
Когда строитель приведёт постройку в соответствие нормам, он сможет оформить и зарегистрировать имущественное право в соответствие с законом. Для этого он должен будет провести письменное согласование с уполномоченными органами.
Например, здание не соответствовало требованиям пожарной безопасности, что подтверждает соответствующий документ. В установленные сроки нарушения были устранены будущим собственником.
Он должен будет снова вызвать надзорный орган, получить согласование, и подать документы на регистрацию права владения.
Если же здание подлежит сносу, то производить его за свой счёт будет строитель или то лицо, которое выступало в роли потенциального собственника на судебном заседании. При нарушении сроков он будет привлекаться к административной ответственности в виде штрафа.
Кто принимает решение о сносе самовольной постройки?
В п. 3.1 ч. 3 ст. 222 ГК РФ сказано, что решение о сносе самовольного объекта может принять суд или уполномоченный орган в лице органа местного самоуправления. Местная власть может принять одно из следующих решений:
- снести самострой. Это актуально в том случае, если он был возведён на земельном наделе, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и актуальность не подтверждена на ту дату, когда началось строительство;
- снести недвижимость, если оно построено на участке земли, категория которого не предусматривают возведение на нём объектов недвижимости. Как альтернатива, решение может быть о том, что постройку нужно привести в соответствующий категории земли вид;
- переделать объект недвижимости и привести его в порядок в соответствии с установленными нормами. Такое решение может быть принято в том случае, если строение располагается в пределах особой градостроительной зоны, но было построено без получения разрешительной документации, а это нужно было сделать до того момента, как начать строительство.
Действия по уничтожению объекта должны быть произведены в установленные сроки. Их определяет уполномоченная комиссия, которая выносит решение о сносе. Сроки устанавливаются в зависимости от особенностей здания, использованных стройматериалов и прочих нюансов. Но период проведения работ не может быть менее 3 месяцев, но и не более 1 года.
Срок для приведения объекта в соответствие также устанавливается специальной комиссией. Он не может быть менее полугода с момента принятия решения, но и не более 3 лет.
Обратите внимание! В п. 4 ст. 222 ГК РФ сказано, что органы местной власти не могут принимать решений в отношении «судьбы» самовольных строений, если они располагаются не на муниципальных или государственных землях. Исключение составляют сооружения, возведённые на частных участках, но с угрозой для жизни и здоровья третьих лиц.
Ни один орган местной власти не может вынести акт о сносе или приведении объекта в порядок, если имущественное право уже зарегистрировано в установленном порядке в Росреестре или признано судебной инстанцией.
Комментарий к статье 222 ГК РФ. Самовольная постройка
К каждой статье ГК РФ есть комментарии, в которых даны более подробные объяснения всем положениям, описанным в данной рубрике. Ст. 222 ГК РФ не исключение.
По м, объект будет определён как нелегальный самострой, если:
- строительство осуществлено на наделе земли, в отношении которого нет оформленной собственности или нет документов, которые могут это подтвердить, или категория земли разрешает строить;
- он возведен без разрешительной документации или с нарушением норм градостроительного законодательства. Например, нарушены нормы Закона № 384-ФЗ.
Эти признаки альтернативны, они существуют вне зависимости друг друга. Поэтому и применять их нужно также альтернативно.
Когда дело о «судьбе» самостроя рассматривается в судебной инстанции, принимаются во внимание все нюансы. Таких объектов в Москве и ближайшей области было множество, возведены они в 90-ые годы.
Многие из них из небольших павильонов превратились в полноценные торговые центры.
Поэтому суды нередко выносили акты только о приведении объекта недвижимости в соответствующий вид, оформлении нужных документов, и, как следствие, регистрации собственности.
Обратите внимание! Если на участке построено какое-либо здание или сооружение, это не означает, что на него «автоматически» оформлено вещное право. Распоряжаться данной недвижимостью нельзя.
Объект не введен в гражданский оборот, следовательно, не может в нём участвовать – быть продано, подарено, завещано, сдано в аренду и не может стать предметом прочих законных сделок с недвижимостью.
Заключение
Прежде чем возводить на своём или муниципальном участке какое-либо здание, необходимо получить нужные документы, разрешающие осуществление строительных работ. В противном случае, оно будет снесено по судебному акту в определённые сроки и за счёт того, кто его возводил.
Заказать бесплатную консультацию юриста
Можно ли при строительстве частного дома не соблюдать противопожарный разрыв
Kdpconsulting.ruKdpconsulting.ru
Содержание статьи 1 Что такое противопожарный разрыв
2 Обязательно ли нужно соблюдать противопожарный разрыв между постройками
3 Несколько слов в завершение Что такое противопожарный разрыв
Противопожарный разрыв — это определённое специальными нормами безопасное расстояние между конструкциями различной направленности. Их обустройство и размеры следует учитывать при строительстве ещё на стадии проектирования.
Основное предназначение противопожарных разрывов состоит в недопущении распространения огня между соседними зданиями. Также они создаются для беспрепятственного проезда и маневрирования спецтехники. ФОТО: kazan-news.
netБлизкое строительство дома от границы соседнего участка может вызвать негодование соседей и привести к затяжной войне ФОТО: mainavi.ruСоблюдение противопожарного разрыва предотвращает распространение огня
Обязательно ли нужно соблюдать противопожарный разрыв между постройками
Согласно ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ (редакция от 29 июля 2017 г.) конкретных противопожарных разрывов на территории дачных и садовых товариществ, а также приусадебных участков не указано.
На данный момент расстояния от строений, расположенных на участке до жилых домов на соседней территории, а также между соседствующими жилыми зданиями регламентированы и представлены в Таблице № 1 Свода правил СП 4.13130.2013 (утверждён приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288).
При возникновении споров, вызванных несоблюдением или отсутствием противопожарных разрывов между строениями на соседствующих земельных участках, при назначении судебной экспертизы специалисты руководствуются непосредственно данным сводом правил.
ФОТО: bigkitty.ruТаблица № 1
Стоит принять во внимание, что этот свод правил внесён в список стандартизационных документов, добровольное применение которых обеспечивает соблюдение требований ФЗ от 22 июля 2008 г.
№ 123-ФЗ (утверждён приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 апреля 2014 г. № 474). То есть противопожарные разрывы, предусмотренные СП 4.13130.
2013 применяются на добровольной основе, а значит, их несоблюдение само по себе не является нарушением и не может повлечь снос соседской постройки.
Как показывает судебная практика, истец, кроме несоблюдения противопожарных разрывов, обязан представить доказательства нарушения его прав собственности или законного владения недвижимым имуществом, а также реальную угрозу жизни и здоровью от близкого расположения соседских строений.
Существенность и неустранимость нарушения строительных норм при возведении самовольной постройки – отказ в иске о признании права
«Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством»; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014 года:
- Наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений.
- Как показало изучение судебной практики, существенность нарушений градостроительных и строительных норм и правил устанавливается судами на основании совокупности доказательств применительно к особенностям конкретного дела.
- Кроме вопроса о соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, суды выясняют, учтены ли при возведении спорной постройки требования санитарного, пожарного, экологического законодательства, законодательства об объектах культурного наследия и другого в зависимости от назначения и месторасположения объекта.
Для установления наличия (отсутствия) отступлений от градостроительных и строительных правил при возведении самовольной постройки судами, как правило, назначаются судебные строительно-технические экспертизы. Учитывая содержащиеся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г.
N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» разъяснения о недопустимости постановки перед экспертом (экспертами) вопросов правового характера, разрешение которых относится к компетенции суда, вопросы существенности допущенных при возведении самовольной постройки градостроительных норм и правил не могут ставиться на разрешение эксперта.
К существенным нарушениям строительных норм и правил суды относят, например, такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.
При оценке значительности допущенных нарушений при возведении самовольных построек принимаются во внимание и положения ст. 10 ГК РФ о недопустимости действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, или злоупотребление правом в других формах, а также соразмерность избранному способу защиты гражданских прав.
Несоблюдение конституционно-правовых принципов справедливости, разумности и соразмерности, несоответствие избранного истцом способа защиты характеру и степени допущенного нарушения прав или законных интересов, публичных интересов послужило, например, основанием для отмены судебных постановлений, состоявшихся по делу по иску администрации муниципального образования к К. о сносе самовольной постройки и по встречному иску К. к администрации муниципального образования о признании права собственности на незавершенный строительством дом.
Решением районного суда в удовлетворении первоначального и встречного исков было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда решение суда первой инстанции было в части отменено, вынесено новое решение о возложении на К. обязанности снести за его счет самовольно возведенный капитальный объект недвижимости.
Отменяя апелляционное определение в части отмены решения районного суда и вынесения нового решения об удовлетворении требований администрации муниципального образования, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала следующее.
Установлено, что площадь спорного объекта незавершенного строительства составляет 304,8 кв. м.
Согласно результатам судебной строительно-технической экспертизы этот объект расположен в границах принадлежащего ответчику земельного участка и лишь незначительная часть пристройки к нему, размером 0,2 м x 6 м, размещена с выступом за красную линию.
Общая площадь застройки составила 50% площади земельного участка, что удовлетворяет требованиям схемы планировочной организации земельного участка.
При этом спорный объект незавершенного строительства не препятствует владельцам соседних строений в пользовании ими своими строениями и земельными участками, а также не препятствует проходу по тротуару и не создает опасность возникновения аварийных ситуаций при движении автотранспорта по этой улице.
Удовлетворяя исковые требования о сносе спорного объекта капитального строительства, суд апелляционной инстанции исходил из того, что он имеет все установленные ст. 222 ГК РФ признаки самовольной постройки, поскольку К. без получения разрешительных документов возводит второй этаж и часть самовольного строения выступает за границы правомерного земельного участка.
Не соглашаясь с данным выводом суда апелляционной инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала, что он сделан без учета разъяснений, содержащихся в п.
26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г.
N 10/22, поскольку для правильного разрешения этого дела необходимым является установление обстоятельства, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила землепользования и застройки и т.д.
Судебная коллегия указала, что возведение второго этажа строения без разрешительных документов само по себе не является основанием для сноса строящегося объекта недвижимости при отсутствии данных, свидетельствующих о том, что именно этим постройка нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Обращаясь в суд со встречным иском, а также в судебном заседании К. утверждал, ссылаясь на имеющееся в материалах дела заключение экспертов, проводивших судебную строительно-техническую экспертизу, что выявленное нарушение, связанное с неправильным размещением объекта, может быть устранено без сноса объекта строительства.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции при принятии решения о сносе всей самовольной постройки не обсуждено и не установлено, насколько избранный истцом способ защиты прав соответствует допущенному ответчиком нарушению, заключающемуся в осуществлении строительства без необходимого разрешения, а также в размещении этого объекта с выступом за красную линию на 0,2 м на протяжении 6 м, и возможно ли устранение данного нарушения без сноса объекта незаконченного строительства (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ N 18-КГ13-14.).
По другому делу суд, придя к выводу о том, что возведение гаража с нарушением требований отступа от межевой границы не является существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, противопожарные и санитарные разрывы соблюдены, опасности для жизни и здоровья людей указанный объект не представляет, обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о сносе гаража, одновременно возложив на ответчиков обязанность по устранению выявленных недостатков постройки путем переустройства ее конфигурации и установления по краю ската крыши снегозадерживающих заграждений.
Вернуться к началу документа: «Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством»
Административная ответственность за нарушение порядка строительства и эксплуатации строительных объектов
Петруня Юлия ВладимировнаНовосибирский государственный университет экономики и управления
Библиографическая ссылка на статью:
Петруня Ю.В. Административная ответственность за нарушение порядка строительства и эксплуатации строительных объектов // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/11/87988 (дата обращения: 21.10.2022).
Актуальность выбранной темы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с привлечением к административной ответственности при строительстве и эксплуатации строительных объектов.
Цель данной статьи – обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, эксплуатационной надежности возводимых зданий, строений и сооружений.
Строительство зданий – техника, технология и процесс возведения сооружений (имеющих стены, полы и крыши) жилищного, общественного, производственного и другого назначения.
Вся деятельность строительства начинается с проектирования и определения генподрядчика, который в письменном контракте обязуется построить рассматриваемое здание в соответствии с чертежами и спецификациями за определенную плату.
Генеральный подрядчик обычно прибегает к услугам субподрядчиков, заключая с ними контракты на выполнение отдельных видов работ, таких, как штукатурные, малярные, кровельные и санитарно–технические, тоже за паушальную сумму или за сумму фактических расходов плюс фиксированное вознаграждение либо определенный процент суммы расходов.
Подрядчик назначает ответственного за строительство – прораба, – который, постоянно находясь на строительной площадке, координирует работу разных специалистов и от имени генподрядчика осуществляет общий контроль за ходом строительных работ. Заказчик (застройщик) также имеет своего представителя, который контролирует соответствие чертежам и спецификациям.
Эксплуатация зданий – это целый комплекс услуг по управлению недвижимостью, эксплуатации и техническому обслуживанию инфраструктуры объектов жилой и нежилой недвижимости. Техническое обслуживание жилищного фонда так же включает в себя и технические осмотры, планово–предупредительные и текущие ремонты, санитарное содержание.
На стадии строительства объекта организация (подрядчик), осуществляющая это строительство, обязана знать все требования проекта, соблюдать санитарные и строительные нормы и правила, а также правила охраны окружающей среды.
При этом строительная организация должна осуществлять авторский надзор за строительством объекта и выполнением требований проекта, а экологические и санитарные службы – экологический и санитарно – эпидемиологический надзор и контроль.
Контролирующие органы вправе в случаях нарушения проекта строительства, отступления от установленных в нем правил и норм по охране окружающей среды, выполнения работ с нарушением требований охраны природы, давать обязательные указания об устранении недостатков, выносить решения о приостановлении или прекращении работ, создающих угрозу для среды, ставить вопрос о внесении в проекты строительства необходимых изменений, обеспечивающих экологическую безопасность окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.
Определение мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов производится в соответствии со статьей 87 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» при наличии положительного заключения специально на то уполномоченных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно – эпидемиологического надзора и решения местных органов самоуправления. В необходимых случаях при размещении объектов стройиндустрии, затрагивающих экологические интересы населения, решения принимаются по результатам обсуждения или референдума.
Строительство, реконструкция предприятий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы, в строгом соответствии с действующими природоохранительными, санитарными, а также строительными нормами и правилами.
Запрещаются строительство, реконструкция объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре. Не допускается изменение утвержденного проекта или стоимости проектных работ в ущерб требованиям экологической безопасности.
При выполнении строительных работ принимаются меры по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель и других ресурсов, благоустройству территории и оздоровлению окружающей среды.
Нарушение требований, изложенных в статье 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды», влечет за собой приостановление строительных работ до устранения отмеченных недостатков по предписанию специально уполномоченных на это государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно – эпидемиологического надзора с одновременным прекращением финансирования этих работ соответствующего банка.
Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно – эпидемиологического надзора. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, снижению уровня выбросов и сбросов до предельно допустимых нормативов. Председатель и члены приемочных комиссий несут персональную ответственность за нарушение порядка приемки объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 34–39 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
- Экологический статус строительных объектов выражается в том, что:
- – объекты паспортизируются на предмет степени их экологической безопасности. Так, в экологическом паспорте предприятия указываются такие сведения, как объем отходов, попадаемых в окружающую среду, наличие очистных сооружений, объем затрат на охрану окружающей среды;
- – вокруг предприятий устанавливаются санитарно–защитные зоны в зависимости от степени экологического вреда, наносимого их деятельностью;
– для предприятий и иных непроизводственных объектов устанавливаются обязанности и права по обеспечению экологической безопасности своего производства. Так, предприятие обязано охранять окружающую среду от загрязнения и других вредных воздействий, осуществлять природоохранные мероприятия, полностью компенсирующие воздействие производства на природу.
Ответственность в виде наложения административного штрафа предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) (часть 1 статьи 9.4 КоАП РФ).
Часть 2 статьи 9.
4 КоАП РФ предусматривает более значительное наказание за те же действия, повлекшие отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно–технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Часть третья предусматривает повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 9.4 КоАП РФ.
Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 9.4 КоАП РФ, являются отношения, связанные с обеспечением безопасности зданий, сооружений или их составных частей, соблюдения требований нормативных документов в области строительства, в том числе при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.
Правовое регулирование отношений в области строительства осуществляется Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», Правилами выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 года № 221, Положением о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 года № 1008, Порядком проведения проверок соблюдения требований стандартов и технических условий на предприятиях стройиндустрии и промышлености строительных материалов.
В соответствии с положениями СНиП 10–01–94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» к обязательным требованиям нормативных документов в области строительства отнесены требования по безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости продукции и применяемых в строительстве технических решений.
- Международные, региональные и национальные стандарты других стран могут применяться в РФ, но при этом не должны нарушаться обязательные требования действующих в России нормативных документов.
- Органы государственного архитектурно–строительного надзора при установлении несоответствия продукции требованиям стандарта и технических условий и отсутствии на предприятии стройиндустрии условий, обеспечивающих выпуск стандартной продукции, выдают предприятию предписание о запрещении поставки продукции соответствующего наименования до устранения отступлений, а также перечислении в доход государства прибыли, полученной от реализации нестандартной продукции, приостановлении действия лицензии на выпуск этой продукции или её аннулировании.
- Объективная сторона правонарушений, предусмотренных статьей, состоит в несоблюдении обязательных требований государственных стандартов и других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно–монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.
Ответственность по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ наступает лишь в случаях, когда нарушение требований нормативных документов не повлекло потерю несущей способности зданий, сооружений или их составных частей либо снижение прочностных параметров производимых строительных материалов, конструкций и изделий.
Административная ответственность по части 2 данной статьи наступает при условии, если последствия несоблюдения требований нормативных документов в области строительства не связаны с причинением тяжкого и средней тяжести вреда здоровью человека либо его смертью. При наступлении указанных тяжких последствий наступает уголовная ответственность в соответствии со статьей 216 УК РФ.
Субъектом ответственности могут быть как граждане, так и должностные и юридические лица.
Субъективная сторона формальных составов правонарушений характеризуется только умышленной виной. Правонарушения, повлекшие предусмотренные частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ последствия, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Следует отметить, что административный штраф по статье 9.
4 КоАП РФ накладывают уполномоченные надзорные органы строительного контроля, а судебная практика основана на оспаривании виновной стороной решения о наложении административного штрафа указанных органов.
При изучении судебной практики, в частности «Банк решений Арбитражных судов» в программе «МОЙ АРБИТР» установлено, что суды априори считают решения государственных органов, наложивших административные наказания, законными и обоснованными.
Так, Арбитражный суд Тверской области, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тверское Строительное Управление № 15» (г.Тверь) к Министерству строительства Тверской области (г.Тверь) о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении № 44 от 27.03.2015 г.
Самовольная постройка по статье 222 ГК РФ. Последствия для лица, ее осуществляющую
Проблемы с самовольными постройками – одни из самых распространённых в строительной области.
Граждане ошибочно полагают, что намного проще сразу взяться за строительство, чем получать разрешение, оформлять документы, вызывать комиссию и соблюдать другие требования закона.
Но как и везде, упрощение тут может выйти боком и привести к серьёзной ответственности по закону. Разберёмся же, какая постройка считается самовольной, что ждёт её владельца – и можно ли как-то урегулировать этот вопрос.
???? Что считать самовольной постройкой
Вначале обратимся к статье 222 Гражданского кодекса (ГК) РФ. Она указывает, что самовольной считается любая постройка (здание, сооружение или строение любого иного типа), которая возведена со следующими нарушениями:
- Участок не был в установленном порядке отведён для строительства.
- Категория земельного участка не допускает возведения на нём сооружений.
- Не были получены предусмотренные законом разрешения либо согласования от органов, занимающихся надзором в области строительства.
- Строение было возведено с существенным нарушением градостроительных либо санитарных норм.
При этом статья 222 ГК РФ указывает на принципиальный момент: все указанные нормы и правила, в том числе касающиеся разрешения на строительство, должны быть действующими на тот момент, когда постройка выявлена.
Это частный случай принципа, по которому закон обратной силы не имеет: если внезапно нормы будут ужесточены, уже существующие и законные на тот момент постройки не могут быть разом переведены в категорию самовольных.
Что же касается норм, которыми нужно руководствоваться применительно к самовольной постройке, то тут прежде всего нужно иметь в виду следующие:
- Земельный кодекс (ЗК) РФ. Он определяет категории земель по их предназначению – в том числе и указывая те, на которых возведение строений (любых или отдельных видов) запрещено. Например, жилой дом, пусть даже и соответствующий всем санитарным нормам, возведённый на сельскохозяйственных землях, будет считаться в любом случае незаконной постройкой.
- Другие нормы ГК РФ. В частности, глава 17, регулирующая права на землю – в том числе и право на здания и сооружения на участке. Достаточно сказать, что любая постройка, возведённая без согласия собственника земли, будет однозначно незаконной.
- Градостроительный кодекс (ГрК) РФ. В частности, статья 55.32 регламентирует порядок сноса таких строений.
- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Его нормы нужно учитывать, поскольку не прошедший регистрацию участок юридически не является находящимся в собственности – и, соответственно, строить на нём нельзя.
⚡ Могут ли снести самострой
Согласно частям 2, 3.1 и 4 статьи 222 ГК РФ, снос самовольной постройки предусмотрен в следующих случаях:
- Нарушение правил землепользования. Это касается случаев, когда постройка возведена на участке, на котором, согласно нормам земельного или природоохранного законодательства, запрещено возведение капитальных сооружений.
- Не зарегистрировано право собственности на участок в отношении лица.
- Нет разрешения на строительство, если оно предусмотрено действующим законодательством (ст. 51 ГрК РФ).
В случае если речь идёт землях в государственной или муниципальной собственности, принять решение о сносе имеют право органы местного самоуправления.
Муниципальные органы вправе принять такое решение в следующих случаях:
- На участок нет документов, устанавливающих право владеть или пользоваться им.
- Участок, где было осуществлено строительство, относится к категории тех, где такая деятельность недопустима.
- Во всех остальных случаях решение о сносе принимает суд.
- Согласно части 4 статьи 222 ГК РФ, срок для сноса составляет не менее 3 месяцев, но и не более 12 месяцев.
- Однако, согласно части 3 статьи 22 ФЗ «О введении в действие части первой ГК РФ», решение о сносе не может быть принято муниципальными органами в отношении жилой недвижимости, если одновременно присутствуют три следующих условия:
- Постройка была зарегистрирована до 01.09.2018.
- Жилое здание соответствует санитарным и градостроительным нормам.
- Участок находится в собственности или в законном пользовании собственника постройки.
Кроме того, часть 5 той же статьи запрещает органам местной власти принимать решение о сносе в следующих случаях: