Когда может понадобиться административное исковое заявление, что оно собой представляет? Какие требования к нему должны выполняться? Каковы особенности отдельных исков?
Область применения
Привычным считается подать иск из-за спора об имуществе, моральном вреде. Уже длительное время значительная часть дел, рассматриваемых судами, – это споры с государственными органами.
На сегодня процедура подачи подобного иска, его рассмотрения регулируется нормами КАС. В ст. 1 закона перечисляются споры, которые рассматриваются судами в порядке КАС. На этот счет существует специальное письмо Верховного суда.
Оно конкретизирует нормы 1 статьи. Благодаря письму, часть дел, связанных с действиями государственных и муниципальных органов, осталась в границах гражданского процесса, например, споры о законности отказа в приватизации жилья.
Надо отметить, что некоторые дела административного производства рассматриваются с определенными особенностями, которые отражаются и на том, как правильно составить административное исковое заявление.
Если неправильно оформить иск, его не примут в суде к производству и гражданин или организация не смогут защитить свои интересы.
Законодательное регулирование
В первую очередь обращаются к самому кодексу. В ст. 124, 125 КАС располагаются нормы о форме и содержании, а также примерный перечень возможных требований истца к ответчику. В других разделах описываются особенности административных исковых заявлений, в частности, об оспаривании кадастровой стоимости объектов, назначении административного надзора и т.д.
Верховный суд уже выпустил разъяснения о применении норм КАС. В судах принимаются регламенты, конкретизирующие нормы процессуальных кодексов в части требований к искам и их оформлению. Поэтому заявителям есть где почерпнуть при необходимости дополнительные сведения.
В судах складывается практика применения норм о содержании и форме иска.
Форма иска
Административное исковое заявление составляется на бумаге, сейчас разрешено подавать иск в электронном виде при условии его заверения электронно-цифровой подписью. Прилагаемые документы заверяются той же подписью.
Закон не запрещает подавать заявление, написанное от руки, если его легко прочитать.
Общее содержание
Пункты административного искового заявления по КАС:
- Ф.И.О. полностью, дата рождения, место проживания или пребывания, рождения – истца и ответчика;
- полное название организации, сведения о её регистрации в качестве юридического лица;
- номера телефонов, электронные почтовые ящики;
- сведения о том, какие права нарушаются или поставлены под угрозу действиями или актами органов власти;
- обстоятельства иска, основание требований;
- сведения о попытках решить спор в досудебном порядке;
- сведения о результатах рассмотрения спора через вышестоящие инстанции, если, конечно, жалобы подавались;
- истец указывает на имеющиеся доказательства, на которые суд может обратить внимание;
- требования и ходатайства.
Под словом «требования» понимается конечная цель истца, просьба к суду, например, признать незаконным акт и отменить его. В ходатайствах ставятся вопросы об истребовании доказательств, применении обеспечительных мер и т.д.
Под требованиями излагается перечень копий приобщенных документов, ставится подпись истца или его представителя, дата подачи заявления и роспись подателя.
Составление административного искового заявления по КАС РФ может казаться затруднительным, однако нужна внимательность к деталям, и все получится.
Как сформулировать просьбы к суду
Ст. 124 кодекса перечисляет требования, которые может предъявить истец, их перечень не является исчерпывающим, о чем непосредственно указывается в статье. Здесь, скорее, видна попытка сориентировать истцов. О чем же они могут просить?
- о признании недействующим нормативного акта частично или полностью;
- о признании незаконным действия, бездействия или решения полностью или частично;
- о наложении обязательства принять решение или рассмотреть вопрос или совершить иные действия с целью устранить нарушение прав ответчика;
- о наложении обязательства не совершить определенные действия;
- об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение определенных вопросов.
Как конкретизировать просьбы к суду?
Например, административное исковое заявление о признании незаконным действия обязывает указывать, что именно истец считает незаконным. Если речь идет об акте, изданном органом власти, указываются его реквизиты: кто, когда и где издал. Недостаточность сведений может ограничить суд в принятии решения. Интересно, что имея право выйти за рамки просьб иска, судьи редко им пользуются.
Представитель истца
Среди граждан стало нормой воспользоваться услугами представителя в судебном процессе. Новизна КАС в привлечении в качестве представителей лишь граждан, обладающих дипломом юриста.
Представитель, подающий иск, прилагает копию своего диплома, адвокатам достаточно приложить копию удостоверения и ордер, выданный объединением адвокатов.
На первом заседании предъявляются оригиналы документов. В то же время истец, имеющий желание вести дело лично, не имеющий профильного образования, не обязан привлекать представителя.
Те же правила касаются ответчиков. Организации или органы представляют должностные лица, имеющие такое право по должности (руководитель, председатель и т.д.). В иных случаях действуют те же правила, что и с истцами.
Нарушение правил представительства приведет к возвращению иска или отказу принимать доводы и ходатайства представителя, что влечет серьезные последствия.
Сроки подачи заявления
В какой срок административное исковое заявление подается? Вопрос не праздный, так как, не учтя его, истец имеет все шансы проиграть дело по формальным основаниям без его рассмотрения по существу.
https://www.youtube.com/watch?v=bvy93VX09hQ
В законе дается несколько ответов на этот вопрос. Общий срок по закону – 3 месяца с того дня, как гражданину стало известно о нарушении его прав.
В главах, посвященных отдельным категориям дел, прописаны иные сроки, в частности, глава муниципалитета имеет право обжаловать решение о снятии его с должности в течение 10 дней.
Законом установлены исковые сроки давности лишь по части споров, все их предусмотреть невозможно, поэтому, если отсутствуют какие-либо указания, работает общее правило о 3 месяцах.
Важно не путать дни, когда совершено нарушение и когда о нем стало известно. От этого зависит отсчет срока исковой давности. Что служит доказательством? Конверты со штемпелями, копии заявлений о выдаче документов с входящими номерами и т.д.
Доказав, что о нарушении стало известно позже, истец избавляется от доказывания соблюдения срока давности. В некоторых случаях это почти невозможно.
Восстановление срока предусматривается, если гражданин или организация не имели возможности подать иск, хотя им доподлинно было известно о нарушениях. На практике это удается лишь гражданам по причине болезни, командировки и пр.
Не ограничивается сроками подача иска об оспаривании нормативного акта или разъяснения.
Сроки и досудебный порядок
Досудебный порядок – подача жалобы в вышестоящую инстанцию. Граждане и организации имеют, как правило, выбор куда обращаться. Но в случае, например, со спорами с налоговой службой досудебный порядок обязателен. Его неисполнение препятствует принятию иска судом. Что происходит, если досудебный порядок предусмотрен и при этом необязателен?
Срок обращения в суд все равно продолжает свое течение.
Административные органы, прокуратура часто затягивают с рассмотрением жалоб, причем осознанно.
Если пропуск срока произошел из-за волокиты, истец вправе просить его восстановить, однако полноценных гарантий никто не дает.
Из-за этого перед окончанием срока, не дожидаясь решения вышестоящего органа, желательно отправить документы в суд. Тем более что первое заседание открывается примерно через месяц после передачи иска в суд.
Как направить иск в суд
Подача административного искового заявления обеспечивается или лично, или через представителя, или по почте. Заявитель или представитель лично приносит документы в канцелярию суда. Там на копии ставят отметку о принятии. Сотрудники суда обычно сами предлагают так сделать.
Через почту документы желательно отправлять с уведомлением. Делать отдельно почтовую опись необязательно, если перечень приобщенных документов присутствует в тексте заявления.
По закону день сдачи документов на почту считается днем их передачи в суд. Длительность пересылки с юридической точки зрения не имеет значения.
Копии документов для других сторон и прокурора направляются или по почте самостоятельно истцом, или передаются в суд. Судья же потом рассылает копии вместе с повестками. Если истец направил документы по почте, он предъявляет в суд документы, выданные почтой.
Обжалование незаконных решений
К решениям органов власти относятся акты (распоряжения, приказы и действия), затрагивающие конкретных лиц. Например, чиновники игнорируют заявление и не принимают по нему решение, или решение принято, но оно незаконно.
Заявление касается как действий органов власти (управления, отделов, администраций), так и организаций, выполняющих функции органов власти. Хороший пример – учреждения кадастровой палаты или региональные БТИ, на которые возлагаются функции чиновников (регистрация прав на недвижимость, кадастровый учет и т.д.).
Примеры споров – незаконное увольнение с муниципальной или государственной службы, наложение взысканий и т.д. Сюда включаются тяжбы с судебными приставами. Кстати, образец административного искового заявления по поводу незаконности их действий найти проще всего.
Обжалование нормативных актов и разъяснений
Нормативными актами являются документы общего характера – постановления, распоряжения, которыми устанавливаются правила общего характера. Например, постановление о порядке заключения договора граждан с органами о социальном найме. В некоторых субъектах местные власти, принимая их, выходят за рамки полномочий.
Региональные законы полностью или частично оспариваются в судах субъектов (верховные, краевые, областные, городские городов федерального значения). Закон разрешает передать подобные споры в юрисдикцию Конституционного суда. Некоторые регионы создают у себя уставные суды.
К разъяснениям относят в основном письма. В них органы власти разъясняют порядок применения действующего законодательства. Граждане и организации, считая толкование неправильным, вправе обратиться в суд.
Порядок рассмотрения предусматривает приобщение копии документа, указаний его реквизитов. Имело место обращение по поводу этого документа или нет, не так важно. Истец обязан доказать, что акт не только противоречит Конституции и иным законам, но непосредственно затрагивает его интересы.
Например, акты налоговой службы оспаривают налогоплательщики, чьи интересы оными затрагиваются. Это ключевой момент в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного акта или разъяснения.
Иные административные споры
Административное производство включает в себя различные виды дел: о выдворении иностранных граждан из России, об оспаривании кадастровой стоимости, о помещении в туберкулезный диспансер, оспаривание решений избирательных комиссий и т.д.
Все они обладают серьезными различиями, поэтому образец административного искового заявления надо подбирать, исходя из конкретного дела.
Бланка или образца, который бы подходил для всех категорий дел, не существует.
Как подготовить исковое заявление
Готовить документы и искать образец административного искового заявления в суд надо самостоятельно или с помощью юриста. Ни суд, ни органы власти тем более в этом помогать не будут. Чаще в своих отписках чиновники даже не указывают на порядок обжалования, в частности, на право граждан обратиться в суд.
Подготовка и подача административного иска
Кодексом административного судопроизводства РФ установлены специальные требования, определяющие, как проходит подготовка и подача административного иска. Нарушение любого из них приведет к оставлению административного иска без движения, увеличению сроков рассмотрения дела на время устранения недостатков, а в некоторых случаях – отказу в приеме или возвращению иска.
Содержание административного иска
Суть дела административного производства определяет его содержание, а именно требование, которое должно содержаться в иске. Статья 124 Кодекса административного судопроизводства предусматривает необходимость формулирования административным истцом одного из следующих требований:
- признать не действующим нормативный правовой акт полностью или в части;
- признать незаконным решение, действие или бездействие решения органа власти или иного органа, наделенного властными полномочиями;
- обязать административного ответчика вынести определенное решение, совершить определенные действия или воздержаться от их исполнения с целью устранить нарушения права административного истца;
- установить наличие или отсутствие полномочий у административного ответчика принять решение по конкретному вопросу;
- иные требования, связанные с целью защиты прав, законных интересов и свобод в сфере публичных отношений.
Составление административного искового заявления
Составление административного искового заявления начинается с указания наименования суда, определяемого в соответствии с правилами родовой и территориальной подсудности: как правило, это районные суды по месту нахождения административного ответчика. Обязательные сведения в отношении административного истца и ответчика, которые указываются в административном иске, в КАС РФ по сравнению с ГПК РФ расширены:
- административный истец – гражданин указывает: Ф.И.О., место жительства или пребывания, дату и место рождения в соответствии с документами, устанавливающими личность (паспорт). Если КАС РФ предусмотрено обязательное участие в деле представителя, например, по оспариванию нормативных правовых актов, намерение лично вести дело подтверждается изложением сведений о наличии высшего юридического образования (ВУЗ, год окончания). Административный истец обязательно указывает номер телефона, адрес электронной почты и номер факса (при их отсутствии лучше в иске так и написать «отсутствуют»);
- административный истец-организация, помимо наименования организации, указывает сведения о государственной регистрации, место нахождения, телефон, номер факса и адрес электронной почты;
- административный ответчик: истец указывает наименование, место нахождение, если это организация, то сведения о государственной регистрации (если они известны), номера телефона и факса, адрес электронной почты.
- Наименование административного иска формулируется исходя из требований и вида дела административного судопроизводства.
- Текст административного иска должен содержать обязательное указание на то, какие права или законные интересы, свободы административного истца (других лиц, чьи интересы представляет истец) нарушены, или могут быть нарушены, требование к административному ответчику, доказательства позиции административного истца со ссылками на нормативные правовые акты.
- Содержание административного иска зависит и от того, какие действия обжалуются:
По некоторым делам закон может предусматривать обязательное досудебное урегулирование спорного вопроса. В таких случаях в иске отражаются соответствующие сведения.
Большинство административных исков связаны с оспариванием решений органов власти: при их составлении важно воспользоваться правом заявить в иске ходатайство о применении мер предварительной защиты – приостановить действие решения или иное (подробнее – гл. 7 КАС).
Подготовка и подача административного иска в суд
Подготовив текст административного иска до подачи его в суд административный истец должен определить перечень прилагаемых документов. Указанному процессу следует уделить особое внимание, в противном случае судья может оставить его без движения.
Помимо оригинала квитанции об уплате госпошлины (которая определяется по общим правилам в соответствии с НК РФ), копии административного иска и всех материалов для вручения административному ответчику (или уведомление о вручении таких материалов самим административным истцом), к иску прилагаются:
- копия нормативного правового акта, решения органа власти, которыми нарушены права обращающего в суд лица или доказательства невозможности его получения;
- документы, которые подтверждают соблюдение досудебного порядка урегулирования административного спора, когда это обязательно;
- доказательства, на которые ссылается истец в подтверждении своих доводов.
Если в деле участвует представитель, то он обязательно должен иметь высшее юридическое образование, что необходимо подтвердить копией диплома. Представитель участвует в деле либо по доверенности, либо по письменному или ходатайству административного истца. В последнем случае – только вместе с административным истцом.
Административный иск можно подать лично, через представителя (при наличии доверенности) или почтовой связью.
Как и в гражданском процессе, получив административный иск, судья должен вынести одно из определений: принять к производству, оставить без движения, отказать в принятии административного иска или вернуть его. Основания вынесения соответствующего решения установлены ст. 127, 128, 129 и 130 КАС РФ.
Возможность подачи административным ответчиком встречного иска ограничена: например, при оспаривании нормативных правовых актов, обжаловании решений органа власти подача встречного иска не допускается.
Помимо общих рекомендаций по составлению административных исков, лицу, которое имеет намерение обратиться в суд с подобным иском, следует ознакомиться со специальными нормами КАС РФ, например, гл. 21-32, что поможет в подготовке и подаче административного иска.
Административный иск – правила оформления и подачи, особенности | Правоведус
С вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства РФ с 15 сентября 2015 года в сфере судебной системы произошло множество изменений.
В частности, абсолютно все административные дела теперь рассматриваются исключительно в порядке, предусмотренном КАС РФ, что соответственно повлияло и на подготовку судебных документов, в том числе и административных исков.
Нарушения требований закона при составлении иска и его подачи могут привести к оставлению административного иска без движения, следовательно, существенно повлиять на сроки рассмотрения дела, а в некоторых случаях могут привести к отказу в приеме или возвращению иска.
Форма и содержание административного иска
Согласно статьи 125 КАС РФ исковое заявление по административному делу составляется в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты, подписей истца или его представителя при наличии у последнего соответствующих полномочий. В административном исковом заявлении обязательно должны быть указаны:
- наименование судебного органа, куда подается документ;
- полные данные истца:
- наименование организации, ее место нахождения, а также сведения о ее государственной регистрации – если истцом является юридическое лицо;
- ФИО, место жительства или место пребывания, дата и место рождения – если истцом является физическое лицо, а также сведения о высшем юридическом образовании при намерении вести административное дело лично по делам, которым предусмотрено обязательное участие представителя;
- наименование организации или ФИО представителя, его почтовый адрес, если заявление подается представителем;
- номер телефона/факса/адрес электронной почты истца или его представителя;
- полные данные ответчика:
- наименование организации, ее место нахождения, сведения о ее государственной регистрации (если известно) – если ответчиком является юридическое лицо;
- ФИО, место жительства или пребывания, дата и место рождения – если ответчиком является физическое лицо;
- номер телефона/факса/адрес электронной почты ответчика (если известны);
- информация о том, какие права и законные интересы истца были нарушены или о причинах, которые могут повлечь собой их нарушение;
- требования истца к административному ответчику, с изложением оснований и доводов истца, обосновывающих эти требования;
- сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при том, что данный порядок установлен законодательством;
- если подавалась жалоба в порядке подчиненности, сообщить сведения о ее подаче и результатах;
- другие сведения, предусмотренные отдельными категориями административных дел;
- полный перечень документов, которые прилагаются к административному исковому заявлению.
Содержание иска напрямую зависит от того, какие действия обжалуются. Так, речь может идти об оспаривании решения органа власти, об обжаловании действий должностных лиц или действий судебного пристава исполнителя. Рассмотрим каждое исковое заявление отдельно.
Административный иск об оспаривании решения органа власти
Как правило, подача искового заявления об оспаривании решения органа власти предшествует обращению истца в этот орган и получению официального отказа или не получению ответа в установленный срок. К органам власти, действия которых подлежат оспаривание в судебном порядке, относятся органы власти РФ, краевые, республиканские и областные органы власти, а также органы власти муниципалитета.
Важно! Большинство исковых заявлений по административным делам связаны именно с оспариванием решений органов власти. Здесь стоит отметить одну особенность – при их составлении можно воспользоваться правом заявить ходатайство о применении мер предварительной защиты, и таким образом приостановить действие решения или иное (глава 7 КАС РФ).
Образец иска об оспаривании решения органа власти
Административный иск на действия должностного лица
Обращение в суд с административным иском на действия должностных лиц позволит защитить нарушенные права в рамках решения проблемы с оформлением или получением необходимых документов.
Исковое заявление в суд может подать любой гражданин или организация при нарушении или присутствии препятствий для реализации их прав.
Иск на действия должностных лиц подается в порядке, предусмотренным главой 22 КАС РФ.
Образец иска на действия должностного лица
Исковое заявление на действия судебного пристава-исполнителя подается, когда исполнение судебного постановления излишне затягивается либо судебный пристав совершает действия, способствующие нарушению прав заявителя.
Стоит отметить, что данную возможность нередко используют с целью затянуть исполнение судебного постановления.
Иск на действия судебных приставов-исполнителей может подать любое физическое или юридическое лицо, чьи права были нарушены.
Образец иска на действия судебного пристава-исполнителя
Подача иска по административным делам в суд
Перед подачей административного иска в суд истцу следует точно определить перечень прилагаемых документов. Так, помимо оригинала квитанции об уплате государственной пошлины (размер госпошлины определяется в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ), копии искового заявления и всех материалов дела для вручения ответчику, к исковому заявлению следует приложить:
- копия правового акта, решения органа власти, вследствие появления которых были нарушены права истца или доказательства невозможности получения такого решения;
- документ, подтверждающий соблюдение досудебного порядка урегулирования спора по делам, где это обязательно;
- доказательства, которые истец предоставляет в подтверждение своих доводов.
Если в деле участвует представитель, он обязан иметь высшее юридическое образование, что подтверждается копией диплома.
Представитель участвует в деле по нотариальной доверенности либо по письменному ходатайству лица при условии, что последний тоже присутствует на слушании.
Исковое заявление по административному делу можно подать лично/через представителя или посредством почтовой связи. Как и в случае с гражданским судопроизводством, судья, получивший иск, должен вынести одно из следующих решений:
- принять иск к производству;
- оставить иск без движения;
- отказать в принятии иска;
- вернуть иск заявителю.
Основания для принятия соответствующего решения регламентируются статьями 127, 128, 129, 130 Кодекса административного судопроизводства РФ. Также, при составлении административного иска рекомендуем ознакомиться с нормами статей главы 21-31 КАС РФ, которые регламентируют отдельные ситуации в обсуждаемой теме.
Важно! Кроме всего вышесказанного следует отметить, что административное судопроизводство имеет такую особенность, как невозможность подачи встречного иска ответчиком. Так, например, при оспаривании нормативных актов либо обжаловании решений органов власти подача встречного иска не допускается!
Административный иск — новые правила по делам публичного судопроизводства
С 15 сентября 2015 года за исключением отдельных положений вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. При этом большинство положений перенесены из Подраздела III ГПК РФ «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений». Однако можно увидеть и ряд новшеств, которые будут рассмотрены в рамках данной статьи.
КАС РФ регулирует порядок рассмотрения и разрешения административных дел, возникающих из публичных правоотношений, Верховным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции.
В рамках административного судопроизводства в этой связи рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и др.
Кроме того, на основании ч. 3 ст.
1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о прекращении деятельности средств массовой информации; о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц; административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля, а также оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и ряд других.
Вместе с тем, в рамках административного судопроизводства не рассматриваются дела об административных правонарушениях, а также дела об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик, а кроме процессуального соучастия КАС РФ предусмотрел обращение в суд группы лиц с коллективным административным иском. В соответствии со ст. 42 КАС основанием для такого обращения является наличие следующих условий:
- 1) многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия) в соответствии со статьей 41 настоящего Кодекса;
- 2) однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;
- 3) наличие общего административного ответчика (административных соответчиков);
- 4) использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.
Административные дела по таким обращениям рассматриваются судом в том случае, если ко дню обращения в суд к требованию присоединилось не менее двадцати человек. При этом присоединение к требованию осуществляется путем подписания текста административного искового заявления либо подачи в письменной форме отдельного заявления о присоединении к административному исковому заявлению.
В коллективном административном исковом заявлении должно быть указано лицо или несколько лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц.
Такие лицо или лица действуют без доверенности, пользуются правами и несут процессуальные обязанности административных истцов (ч. 3 ст. 42 КАС РФ).
Предусмотрена также возможность для присоединения к коллективному административному иску при обращении в суд с аналогичным требованием в административном исковом заявлении уже после принятия последнего в производство суда при согласии лица, обратившегося в суд.
Изменились требования к представителю. По сравнению с АПК и ГПК РФ они более жесткие, требующие обязательного наличия высшего юридического образования. В связи с этим представители наравне с документами, удостоверяющими их статус и полномочия, должны представить суду документы о своем образовании. Что касается полномочий представителя, то они остались теми же.
По определенным делам участие представителя является обязательным.
Например, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных актов, о принудительном помещения в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствования в недобровольном порядке. Если же у гражданина, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке, об освидетельствовании в недобровольном порядке, отсутствует представитель, суд обязан назначить ему адвоката. Кроме того, суд назначает адвоката на основании ч. 4 ст. 54 КАС РФ при отсутствии представителя у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, как предписывает и ГПК РФ.
- Обязанность по доказыванию законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по-прежнему возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. В то же время административный истец и лица, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, обязаны:
- 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
- 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
- 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
КАС РФ позволяет применить меры предварительной защиты по административному иску. В силу ст. 85 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть приняты в случае, если:
- 1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
- 2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
- В качестве мер предварительной защиты по административному иску суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску, если Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.
При этом к мерам предварительной защиты по административному иску не относится приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий. Процедура подачи заявления о применении мер предварительной защиты аналогична процедуре по применению мер по обеспечению иска, предусмотренному ГПК РФ.
В рамках административного судопроизводства закреплена возможность у лица, участвующего в деле, с его согласия получать извещения путем отправки смс-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте.
Согласие лица, участвующего в деле, на извещение посредством СМС-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление такими способами указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение.
Статья 96 КАС РФ устанавливает порядок размещения информации по административному делу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которая должна быть осуществлена в срок не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия.
Кроме того, предусмотрены так называемые меры процессуального принуждения, т.е. действия, которые применяются к лицам, нарушающим установленные в суде правила и препятствующим осуществлению административного судопроизводства.
Такие меры предусмотрены и ГПК РФ, однако по сравнению с ним, КАС РФ содержит новые меры в виде ограничения выступления участника судебного разбирательства или лишения участника судебного разбирательства слова, а также обязательства о явке.
В соответствии со ст. 118 КАС РФ суд может ограничить выступление участника судебного разбирательства, если последний касается вопроса, не имеющего отношения к судебному разбирательству.
В то же время лишить слова суд может в случае, когда участник судебного разбирательства самовольно нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования председательствующего, допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания либо призывает к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом.
Мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке может быть при необходимости применена к лицу, чье участие в судебном разбирательстве в силу КАС РФ является обязательным или признано судом обязательным, и представляет собой оформленное в письменной форме обязательство лица своевременно являться по вызову суда в судебное заседание, а в случае перемены места жительства или места пребывания (нахождения) незамедлительно сообщать об этом суду.
Требования к форме и содержанию административного искового заявления остались прежними, нововведением является обязанность прикладывать к исковому заявлению документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у представителя и в определенных случаях у истца. А начиная с 15 сентября 2016 г. появится возможность подачи административного искового заявления посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Кроме того, ст.
125 КАС РФ предусмотрела обязанность для административного истца, обладающего государственными или иными публичными полномочиями направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом. Для административного истца, не обладающего государственными или иными публичными полномочиями, такая процедура при подаче иска является не обязанностью, а возможностью, при осуществлении которой ему обязательно необходимо приложить документы, подтверждающие вручение. Такая же процедура предусмотрена и АПК РФ.
Вопрос о принятии административного искового заявления теперь должен решаться в более короткий срок, а именно в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд. Немного изменены и сроки рассмотрения и разрешения административных дел. Так, в силу ст.
141 КАС РФ административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.
По сложным административным делам установленный срок может быть продлен председателем суда не более чем на один месяц.
- В случае отказа от административного искового заявления, поданного в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, со стороны органов, организаций и граждан рассмотрение административного дела по существу продолжается при условии, что отказ не связан с удовлетворением ответчиком заявленных требований.
- Статьей 291 КАС РФ устанавливается возможность рассмотрения административного искового заявления в порядке упрощенного (письменного) производства при условии, что:
- 1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
- 2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
- 3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В этом случае административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства, а судом исследуются только доказательства в письменной форме.
Если же для рассмотрения административного дела в таком порядке необходимо выяснить мнение административного ответчика по этому поводу, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.
Согласно ст. 294 КАС РФ решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Общий же срок подачи апелляционной жалобы (представления) по-прежнему составляет месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме за исключением некоторых категорий административных дел, для которых предусмотрен сокращенный срок обжалования.
В результате изучения Кодекса административного судопроизводства РФ можно прийти к выводу, что большинство положений перекочевали из ГПК РФ, а некоторые нормы были заимствованы у Арбитражного процессуального кодекса РФ, однако есть, хоть и немногочисленные, но совершенно новые положения, которые с 15 сентября 2015 г. распространяются и на дела, не рассмотренные, но находящиеся в производстве ВС РФ и судов общей юрисдикции, в том числе дела по апелляционным, кассационным, надзорным и частным жалобам и представлениям.
В любом случае, наши адвокаты досконально изучили изменения в законодательстве и готовы представить интересы клиента в административном производстве с учетом измененных правил.
.