Дисциплинарная ответственность государственных служащих



В данной статье исследуются вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих, должностного проступка государственных служащих. Анализируется специфика правового регулирования дисциплинарных взысканий, применяемых в отношении государственных служащих.

Ключевые слова : дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, государственная служба, дисциплинарные взыскания, служебная проверка.

Государственная служба на сегодняшний день является одним из важнейших институтов социального управления государственного типа. Современный этап развития российской государственности характерен повышенным вниманием к проблеме эффективности государственной власти и управления.

В настоящее время система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов [58].

Важность рассмотрения сущности и содержания дисциплинарной ответственности государственных служащих обусловлена тем, что служба в государственных органах выступает публично-правовой категорией.

В связи с этим, все совершенные ими дисциплинарные проступки оказывают негативное влияние как на дисциплину в конкретном государственном органе, но и могут затрагивать интересы всей службы в государственных органах в целом [10, с. 43].

Характерным признаком дисциплинарной ответственности выступает то, что ее меры могут быть применены к виновному государственному служащему в порядке подчиненности вышестоящим должностным лицом, которое вправе назначать служащего на государственную должность.

Меры дисциплинарной ответственности государственных служащих преследуют одну важнейшую цель: исправление поведения государственного служащего, изменение его взглядов в отношении государственной службы [11, с. 1030].

В сфере государственной службы под дисциплинарными взысканиями понимаются меры принудительного воздействия, предусмотренные в законодательстве и применяемые уполномоченными на то должностными лицами.

В статье 192 ТК РФ [1] содержатся виды дисциплинарных взысканий, как: замечание; выговор; увольнение. Дополнительный перечень дисциплинарных взысканий, применяемых только в отношении государственного служащего, конкретизируется ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ [3]. Так, в ст.

57 данного законодательного акта добавлен отдельный вид наказания как предупреждение о неполном должностном соответствии, представляющее собой взыскание, носящее воспитательный характер. Цель данного взыскания направленно на исправление поведения государственного служащего.

Увольнение с гражданской службы — самое строгое взыскание в действующем законодательстве, применяемое к госслужащим.

Следовательно, государственные служащие могут выступать субъектами и общей, и специальной дисциплинарной ответственности.

Поскольку в Законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ прослеживается упорядоченность системы наказаний по степени тяжести от менее серьёзных к более серьёзным, законодателем прямо подчёркивается необходимость применения гуманного подхода в назначении государственному гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.

Так, наиболее лёгкой формой дисциплинарного взыскания является замечание. Как правило, оно носит устный характер, выносится в публичном присутствии других гражданских служащих.

Дисциплинарное взыскание в виде выговора встречается наиболее часто и представляет собой официальное выражение оценки проступка гражданского служащего к его обязанностям. В отличие от замечания, выговор выносится в письменной форме и может заноситься в личное дело.

Предупреждение о неполном должностном соответствии выражается форме государственно-властного принуждения, которая указывает на низкий уровень организации работы государственного служащего, на некачественное выполнение им своих обязанностей, которые закреплены в административном регламенте. Что касается процессуальной стороны данного взыскания, то оно выносится в публичной форме и заносится в личное дело государственного гражданского служащего.

Увольнение, которое имеет более тяжкие последствия, поскольку государственному гражданскому служащему приходится оставлять свою службу и разрывать все имеющиеся правоотношения с нанимателем.

Увольнение с гражданской службы необходимо отличать от такой категории как «освобождение от замещаемой должности».

Последняя не предполагает увольнение лица с гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием, а подразумевает под собой только включение лица в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурной основе.

Федеральным законом № 329-ФЗ [4] в Закон о государственной гражданской службе были введены статья 59.

1, предусматривающая дисциплинарную ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, статья 59.2, предусматривающая увольнение в связи с утратой доверия.

Руководитель, применяя наказание к служащему, должен опираться прежде всего на принцип справедливости, равенства и законности государственного принуждения.

Так, Ю.В. обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным и отменить приказ руководителя о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, поскольку при вынесении в отношении ее данного дисциплинарного взыскания не приняты во внимание ее положительные регалии и награды за предыдущий период работы.

Кроме того, проверка проведена с процедурными нарушениями, в состав комиссии был включен государственный служащий Т. А.

, который проводил ревизию дел у них в отделе и который потом проводил служебную проверку в отношении истицы, что указывает на его явную заинтересованность в исходе дела, так как ему нужно было отстоять свои выводы, сделанные при ревизии путем наложения взыскания на истицу.

Однако суд не согласился с доводом истицы указав, что ссылка на заинтересованность лиц состоявших в комиссии по служебному разбирательству, в частности, Т.А.

носит предположительный характер и не нашла своего подтверждения, ввиду того, что по общему правилу под гражданскими служащими, которые могут проявлять прямую либо косвенную заинтересованность в результатах проверки, следует понимать тех лиц, которые, являясь гражданскими служащими — сослуживцами лица, в отношении которого проводится проверка, непосредственно заинтересованы в ее результатах (например, сам гражданский служащий, в отношении которого проводится проверка; возможно, его непосредственный начальник (подчиненный) или потерпевшее от действия (бездействия) гражданского служащего лицо). Также к таким лицам могут относиться служащие, имеющие дружеские либо неприязненные отношения, а также родственные отношения по отношению к служащему, в отношении которого проводится проверка. Между тем истец на наличие между Ю. В. и Т. А. родственных, дружеских либо неприязненных отношений не указывала. Не является Т. А. и непосредственным начальником Ю. В.

Кроме того, доводы истицы о том, что при назначении наказания не были учтены все ее положительные регалии и награды за предыдущий период работы также не имеют правого значения. Положительные характеристики — это смягчающие вину обстоятельства, которые влияют на тяжесть наказания, а не обстоятельства, исключающие наличие состава дисциплинарного проступка. Ю.В.

было назначено наказание в виде выговора, которое является вторым по тяжести взысканием перед неполным служебным соответствием и увольнением, то есть, не самое суровое наказание в норме закона о дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих.

В связи с чем, оснований для признания приказа о применении дисциплинарного взыскания за его чрезмерной суровостью суд не усматривает.

Таким образом, суд пришел к выводу о принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований [7].

Отличительной чертой исследуемых правоотношений по сравнению с обычными рабочими и нормами ТК РФ заключается также в системе применения мер к государственным служащим.

Порядок применения к служащим дисциплинарных взысканий установлен ст. 58 Закона о гражданской службе. В первую очередь законодатель оговорил, что дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения.

В том случае, если обнаружены нарушения трудовой дисциплины или несоблюдения служебных обязанностей появляется необходимость зафиксировать данный факт. Делается это с помощью составления акта или докладной записки. После того, как такая записка о выявленном нарушении получена, руководитель государственной службы издает распоряжение, согласно которому проводится служебная проверка [9, с. 119].

Она должна завершиться в срок не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, который прямо или косвенно заинтересован в её результатах. Здесь значение приобретает такая категория как «конфликт интересов», под которой Федеральный закон от 25.12.

2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [5] понимает ситуацию, при которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей.

В таком случае гражданский служащий обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившего служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки.

Если такие действия не предпринимаются, то результаты служебной проверки не могут считаться действительными, поскольку личная заинтересованность служащего вступает в противоречие с его должностными обязанностями и влияет на исход дела.

Читайте также:  Проставление штампа в паспорте о регистрации по месту жительства

В Определении Конституционного Суда РФ от 25.06.

2019 N 1734-О указано, что положения части 4 статьи 58 Федерального закона О государственной гражданской службе Российской Федерации, закрепляя порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, устанавливая сроки наложения дисциплинарных взысканий и определяя правила их исчисления, имеют целью обеспечить определенность правового положения привлекаемых к дисциплинарной ответственности государственных служащих и не допустить произвольного, в том числе без учета времени, прошедшего с момента совершения дисциплинарного проступка, применения дисциплинарных взысканий [6].

  • Дисциплинарная ответственность применяется по факту обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Этот срок может продлиться:
  • – если служащий временно не может выйти на работу (болезни, травмы);
  • – если служащий находится в отпуске;
  • – если проводится служебная проверка;

– если служащий отсутствует на службе по уважительным причинам (командировки, использование отгулов, повышение квалификации и т. п.).

Если в течение года госслужащий вновь не нарушал дисциплинарную ответственность, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания, так как по истечению данного периода эта ответственность с него снимается.

При привлечении государственных служащих к дисциплинарной ответственности учитываются степень общественной вредности совершённого проступка, предшествующие результаты исполнения государственным гражданским служащим своих служебных обязанностей, обстоятельства, предусмотренные законом в качестве смягчающих и отягчающих ответственность. Нормативное закрепление данного принципа послужит толчком дальнейшего развития дисциплинарного законодательства в системе государственной службы.

При этом, порядок мер, применяемых при дисциплинарных нарушениях, имеет обязательный и строго императивный характер, поскольку самоличное вольное изменение обозначенных санкций за совершенный проступок не является возможным.

Производство по дисциплинарным делам государственных служащих является той сферой общественной деятельности, в которой существенно затрагиваются права, свободы и законные интересы личности.

Любые действия должностных лиц по возбуждению, рассмотрению дисциплинарных дел, применению мер обеспечения производства по делу, должны обеспечивать реализацию основных задач дисциплинарного производства, права и законные интересы его субъектов и участников, защиту государственного служащего от необоснованного привлечения к дисциплинарной ответственности [8, с. 152].

Таким образом, государственная служба как важный правовой институт, который обеспечивает осуществление управляющего воздействия государства, немыслима без четко установленных мер ответственности отдельных ее элементов.

Соответственно ответственность играет роль определенного инструмента, обеспечивающего должное поведение управляющих субъектов в условиях отношений между государственными служащими и гражданским обществом.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих отличается от любой другой, так как особенности служебных функций, осуществляемых государственными служащими, предполагает у них властных полномочий, исполнение которых ведет к принятию решений, которые затрагивают практически все основные стороны жизни населения.

Изложенное позволяет отметить, что в силу особого характера и значения государственной службы, дисциплинарная ответственность государственных служащих обладает значительной спецификой, отличающей ее от аналогичного вида ответственности в трудовом праве.

Литература:

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Замечание 1

Дисциплинарная ответственность государственных служащих – это категория административного права, один из способов принуждения, который может применяться только уполномоченными на то должностными лицами (или органами) к нарушителям за дисциплинарные проступки.

Меры дисциплинарной ответственности применяются органами предприятий, учреждений, организаций, где работает нарушитель дисциплины, или вышестоящим органом. В настоящее время единого определения в отношении «дисциплинарного проступка».

В разных правовых актах это определение может трактоваться по-разному.

Для совершенствования нормативно-правовой базы, повышения правовой культуры общества необходимо, чтобы законодатель дал четкое и конкретное определение понятия «дисциплинарный проступок», который будет общепринятым и единым, содержащим все основные признаки.

Правовое регулирование дисциплинарной ответственности происходит в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе». Деятельность разных гражданских служащих обладает определенными особенностями, что обуславливает и различные меры применяемой к ним дисциплинарной ответственности.

Служба в государственных органах выступает публично-правовой категорией.

Дисциплинарные проступки гражданских служащих оказывают негативное влияние не только на дисциплину в конкретном государственном органе, но прямо или опосредованно затрагивают интересы всей службы в государственных органах в целом.

При назначении дисциплинарных взысканий необходимо полностью исключить заинтересованность отдельных лиц в этих действиях. Назначать дисциплинарные взыскания может только государство в лице его представителей.

Основание привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности – совершение служащим дисциплинарного проступка, то есть ненадлежащее исполнение или неисполнение по вине гражданского служащего должностных обязанностей.

При этом законодательство не содержит закрытый перечень дисциплинарных проступков. Законодательно можно закрепить только проступки, которые направлены на публичные интересы.

К таким проступкам применяются более строгие меры дисциплинарной ответственности.

Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

Правовая характеристика дисциплинарной ответственности государственных служащих включает комплекс правовых норм, включенных в федеральное законодательство о государственных служащих, правовых актов государственного управления, возлагающих определенные обязанности на служащих по соблюдению дисциплинарных требований, предусматривающих меры дисциплинарной ответственности, процессуальный порядок использования этих мер при нарушении указанных предписаний.

Особенности дисциплинарной ответственности госслужащих:

  1. Правовой статус государственных служащих регулируется федеральным законодательством, эти служащие могут привлекаться к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной медицины.
  2. Специальные нормативно-правовые акты регулируют дисциплинарную ответственность, указывая на специфические особенности данных правонарушений. Уполномоченные лица могут руководствоваться нормами трудового законодательства.
  3. Трудовая дисциплина государственных служащих – это соблюдение конкретного служебного распорядка, предусмотренного нормативно-правовыми актами федерального уровня, государственного органа. Недопустимы коллективные договоры и различные соглашения в сфере, которая относится к трудовой дисциплине.
  4. Для привлечения к дисциплинарной ответственности необходимо наличие письменного объяснения государственного служащего. Обязательно проведение служебной проверки относительно каждого случая совершения дисциплинарного проступка служащим.

Меры дисциплинарной ответственности государственных служащих

Все меры юридической ответственности, которые применяются к гражданским служащим представляют собой определенные виды санкций, предусмотренные законодательством.

В отличие от других категорий работников дисциплинарная ответственность государственных служащих носит государственно-принудительный характер. Такие меры ответственности носят исключительно императивный характер. Не допускаются изменения при заключении контракта, не учитывается мнение сторон, которые поступают на государственную службу (это одно из условий поступления на такую службу).

Через правовые нормы устанавливаются определенные взыскания, относящиеся к мерам правового принуждения. При реализации дисциплинарной власти должностные лица осуществляют государственное принуждение, так как выступают от имени государства.

Меры дисциплинарной ответственности преследуют важнейшую цель: исправление поведения государственного служащего, изменение его взглядов в отношении государственной службы.

Трудовой кодекс содержит следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Закон о государственной службе предусматривает дополнительный перечень дисциплинарных взысканий, применяемых только в отношении государственного служащего. В сфере государственной службы под дисциплинарными взысканиями понимают меры принудительного воздействия, предусмотренные в законодательстве и применяемые уполномоченными на то должностными лицами.

К вышеперечисленным взысканиям также относятся предупреждение о неполном должностном соответствии или увольнение с гражданской службы.

Предупреждение о неполном служебном соответствии представляет собой взыскание, которое носит воспитательный характер. Его цель – исправление поведения госслужащего, изменение его отношения к правонарушению. Этот вид взыскания предупреждает о том, что в качестве наказания к госслужащему могут быть применены более серьезные взыскания в виде понижения в должности или увольнения.

Ответственность государственных служащих

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей.

Служебная дисциплина на государственной службе – обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных законодательством и служебным контрактом.

Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учётом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), т.к.

соблюдение служебной дисциплины и её укрепление относятся к важнейшим обязанностям служащего.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих обязанностей на него могут налагаться органом или руководителем установленные дисциплинарные взыскания.

  • Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших дисциплинарные проступки, дисциплинарных взысканий властью руководителей. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на гражданских служащих следующие:
  • 1) замечание;
  • 2) выговор;
  • 3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • 4) освобождение от занимаемой должности гражданской службы;
Читайте также:  Обременения земельного участка

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п.2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подп. «а» — «г» п.

3 (прогул – отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырёх часов подряд в течение служебного дня; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка(ст. 59 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).

  1. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.
  2. Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), применивший взыскание, может снять его досрочно по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя при условии, если служащий не совершил нового проступка и добросовестному отношению к служебным обязанностей.
  3. В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются.
  4. В случае несогласия служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю или в суд.
  5. Административная ответственностьгосударственных служащих наступает в случае, если они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Под должностным лицомв КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е.

наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Уголовная ответственностьпредусмотрена в отношении должностных лиц, за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285 – 293 УК РФ). Суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего – должностного лица – права занимать соответствующие государственные должности.

Материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти.

Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причинённого им имущественного ущерба или вреда. Эта ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

Законодательство о государственной службе не содержит правовых норм о материальной ответственности государственных служащих. В данном случае этот вопрос регулируется Трудовым кодексом РФ, специальными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих: виды, особенности, основания и порядок привлечения

Государственные служащие несут повышенную ответственность за свою работу, поскольку являются представителями органов государственной власти. При совершении проступков госслужащими могут нарушаться интересы граждан или юридических лиц.

Поэтому для них предусмотрен специальный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Разберем особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих, виды дисциплинарных взысканий, порядок привлечения госслужащего к ответственности и основания для отмены взыскания.

Также рассмотрим специфику дисциплинарной ответственности государственных служащих при конфликте интересов и утрате доверия.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

Государственные служащие – это граждане, работающие на должностях в органах государственной власти. Например, в администрациях, правительствах, судах, внебюджетных фондах, органах Роспотребнадзора, Росреестра и иных подразделениях исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

Трудовые отношения госслужащих регламентируются специальным нормативным актом – Законом о государственной гражданской службе, который устанавливает в том числе виды дисциплинарных взысканий и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность госслужащих наступает за нарушение должностного регламента, условий контракта, нормативных актов, регламентирующих их деятельность согласно занимаемой должности.

Какие виды дисциплинарной ответственности применяют к госслужащим?

В отличие от дисциплинарной ответственности других категорий работников дисциплинарная ответственность госслужащих характеризуется государственно-принудительным характером. При наложении дисциплинарных взысканий применяется статья 57 Закона о государственной гражданской службе, предусматривающая четыре вида наказаний:

  1. Замечание.
  2. Выговор.
  3. Предупреждение о неполном должностном соответствии.
  4. Увольнение с гражданской службы.

Рассмотрим каждый вид наказаний с примерами из судебной практики.

Замечание

Замечания является самым мягким видом наказания и назначается за незначительные, единичные проступки, не повлекшие причинение ущерба работе государственного органа. Например, при опоздании на службу, несоответствии одежды принятой форма.

Пример из судебной практики 1. В Правительство Саратовской области поступило представление прокурора об устранении нарушения, выявленного по результатам рассмотрения обращения директора АО «Саратовские авиалинии».

Причиной проверки послужило затягивание сроков рассмотрения обращения руководителя юридического лица. Референт секретариата первого заместителя Председателя Правительства области Гаврилов О.В. должен был проконтролировать срок рассмотрения обращения.

Названная обязанность закреплена в его должностном регламенте. Была проведена служебная проверка, по результатам которой Гаврилова О.В. признали виновным в совершении дисциплинарного проступка. На госслужащего наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Гаврилов О.В.

оспорил приказ государственного органа, однако, суд не нашел оснований для его отмены. (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 30.05.2019 года по делу № 33-3998/2019).

Выговор

В случае совершения серьезного проступка на госслужащего налагается дисциплинарное взыскание в виде выговора. Например, при нарушении сроков сдачи отчета, агрессивном поведении с руководством или коллегами.

Пример из судебной практики 2. Степанов И.А. работает в Комитете образования, науки и молодежной политики Волгоградской области в должности консультанта одного из отделов. Госслужащим проведена плановая выездная проверка во отношении ООО «АВГрупп». В адрес общества было направлено предписание об устранении выявленных нарушений.

При этом протокол об административном правонарушении Степановым И.А. составлен не был, хотя было обнаружено событие административного правонарушения. Госслужащий был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Степанов И.А.

оспорил приказ об объявлении выговора в судебном порядке, однако, получил отказ (Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28.07.2020 года по делу № 88-14948/2020).

Предупреждение о неполном должностном соответствии

При систематических нарушениях должностного регламента, совершении серьезных дисциплинарных проступков госслужащему грозит наказание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.

Например, при несоблюдении административного регламента или порядка проведения расследования в процессе проверки юридических лиц.

По сути после наложения названного дисциплинарного взыскания он включается в список кандидатов на увольнение.

Пример из судебной практики 3. Григорьев А.И. проходил государственную гражданскую службу в МРУ Росалкогольрегулирование по ЦФО в должности заместителя начальника отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В процессе исполнения должностных обязанностей госслужащий нарушил должностной регламент, в частности, не осуществил должный контроль за деятельностью своего отдела при проведении административного расследования в отношении ООО «Трейд-Сервис» и ООО «Квартал».

Читайте также:  Где можно построить мастерскую по резке стекла

Несмотря на то, что был выявлен факт оборота алкогольной продукции без документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, административный материал в суд не направлен. В отношении Григорьева А.И. проведено служебное расследование и назначено наказание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.

Госслужащий оспорил приказ о дисциплинарном взыскании, однако, суд отказал в удовлетворении заявления (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.05.2020 года по делу № 88-3292/2020).

Увольнение с гражданской службы

При совершении проступка, влекущего серьезные последствия для государственного органа, неэффективности ранее назначенных дисциплинарных наказаний госслужащего увольняют с государственной службы по статье. Например, в случае разглашения служебной тайны, нанесения ущерба имуществу государственного органа.

Пример из судебной практики 4. Жуков А.А. проходил государственную гражданскую службу в Брянской таможне. В период выполнения своих должностных обязанностей он появился на службе в состоянии алкогольного опьянения.

В целях прохождения медицинского освидетельствования госслужащего направили в больницу, где факт алкогольного опьянения подтвердился. В отношении Жукова А.А. проведена служебная проверка. Проступок был признан грубым, в связи с чем госслужащего уволили по статье.

Он обратился в суд с иском восстановлении на работу, однако, получил отказ (Апелляционное определение Брянского областного суда от 19.08.2014 года по делу № 33-2852(2014).

Порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности

Практикующий юрист. Стаж 11 лет. Специалист в области гражданского и семейного права.

Порядок привлечения госслужащего к дисциплинарной ответственности закреплен в статье 58 Закона о государственной гражданской службе.

Процедура включает в себя несколько этапов:

  1. Непосредственный руководитель госслужащего фиксирует факт совершения дисциплинарного проступка и пишет докладную на имя руководителя государственного органа или ведомства. Также может быть составлен акт, подписанные минимум двумя сотрудниками. Бывает, что в государственный орган поступает обращения граждан и юридических лиц, представление прокурора.
  2. Госслужащему предлагается дать письменные пояснения по поводу случившегося. Уведомление о необходимости предоставить объяснение вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением. Ответ должен быть предоставлен в течение двух дней. Если письменное пояснение от госслужащего не поступило, составляется акт.
  3. Назначается и проводится служебная проверка, в процессе которой устанавливается факт дисциплинарного проступка, вина госслужащего, характер вреда, причиненного в результате неправомерных действий или бездействий, причины случившегося. По результатам составляется письменное заключение.
  4. Выбирается конкретная мера наказания и выносится приказ о дисциплинарном взыскании и составляется акт. Копия акта о дисциплинарном взыскании вручается госслужащему под роспись в течение пяти дней со дня составления.

Дисциплинарное наказание должно быть наложено в течение месяца со дня обнаружения факта совершения дисциплинарного проступка. В этот период не включаются дни, в течение которых гражданин находился на больничном или в отпуске. Наказание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Когда дисциплинарное взыскание может быть отменено?

Если в течение года госслужащий не совершил нового дисциплинарного взыскания и новое наказание не назначалось, он считается не привлеченным к дисциплинарной ответственности. Наказание снимается автоматически по истечении годичного срока.

Дисциплинарное взыскание может быть отменено до истечения года на основании заявления госслужащего или ходатайства его непосредственного руководителя Основанием для отмены может послужить добросовестное выполнение должностного регламента, отсутствие повторных взысканий, высокие результаты работы.

Для досрочного снятия взыскания руководитель государственного органа или ведомства выносит приказ, с которым госслужащего знакомят под роспись.

Дисциплинарная ответственность госслужащего при конфликте интересов

На практике часто встречаются ситуации, когда личная заинтересованность сотрудника может повлиять на надлежащее, беспристрастное и объективное исполнение должностных обязанностей.

Если госслужащий нарушил требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, на него могут наложить дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора или предупреждения о неполном должностном соответствии.

Пример из судебной практики 5. Кравцов И.А. служит в должности специалиста-эксперта отдела Управления ветеринарии Костромской области. В соответствии с должностным регламентом он обязан предоставлять сведения о своих доходах, расходах и имуществе.

В государственный орган поступило представление прокуратуры в связи с тем, что госслужащий в справке о доходах не указал доходы, полученные им до поступления на государственную гражданскую службу.

В связи с этим в отношении него была проведена проверка и назначено заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Комиссия рекомендовала вынести госслужащему замечание, руководитель государственного ведомства вынес приказ о дисциплинарном взыскании.

Кравцов И.А. оспорил приказ через суд, который отказал в удовлетворении требований (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.12.2020 года по делу № 88-25302/2020).

Дисциплинарная ответственность при утрате доверия к государственному служащему

Утрата доверия – еще одно основание для привлечения гражданина к дисциплинарной ответственности. При возникновении такой ситуации госслужащего увольняют.

В перечень оснований для увольнения в связи с утратой доверия входят:

  • непринятие действий по предотвращению конфликта интересов;
  • непредоставление сведений о доходах, расходах и имуществе;
  • трудоустройство по совместительству в коммерческой организации;
  • регистрация в качестве ИП и осуществление предпринимательской деятельности;
  • вхождение в состав органов управления организаций;
  • открытие счетов в иностранных банках, расположенных за пределами РФ.

В случае увольнения госслужащего по причине утраты доверия сведения об этом факте вносятся в специальный реестр.

Пример из судебной практики 6. Степанов Н.Т. проходил службу в должности начальника Клинского отдела автотранспортного надзора.

В центральное межрегиональное управление УГАДН была подана служебная записка о проведении в отношении госслужащего служебной проверки по факту совершения им деяния, влекущего утрату доверия. В ходе проверки было установлено, что Степанов Н.Т.

совершил выезд на совместный отдых во Вьетнам с поднадзорным ему предпринимателем, являющимся монополистом пассажирских перевозок в Клининском муниципальном районе. При этом госслужащий проигнорировал требование законодательства о недопущении конфликта интересов.

В связи с утратой доверия его уволили с государственной гражданской службы. Степанов Н.Т. оспорил приказ об увольнении в судебном порядке, суд отказал ему в удовлетворении требований (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.10.2020 года № 88-22447/2020).

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Дисциплинарная ответственность госслужащих наступает на основании Закона о государственной гражданской службы при нарушении должностного регламента, административных регламентов, требований нормативных актов, регламентирующих деятельность госслужащего.
  2. В случае совершения госслужащим дисциплинарного проступка на него может быть наложено одно из четырех видов наказания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы.
  3. Для привлечения госслужащего к дисциплинарной ответственности пишется докладная записка и проводится служебное расследование. Далее ему предлагают дать письменные объяснения по поводу причин случившегося. Если факт дисциплинарного проступка нашел свое подтверждение, назначается наказание.
  4. Через год после привлечения госслужащего к ответственности за совершение дисциплинарного проступка наказание автоматически отменяется. Если госслужащий намерен снять дисциплинарное взыскание раньше этого срока, ему необходимо обратиться к руководителю государственного органа. При наличии основания для отмены наказания будет вынесен приказ.
  5. Не всегда госслужащие выполняет свои обязанности беспристрастно, надлежаще и объективно. Если возник конфликт интересов, например, предоставлены неполные сведения о доходах, и госслужащий не предпринял меры по урегулированию конфликта, ему назначается административное наказание.
  6. Многие госслужащие совершают коррупционные правонарушения, например, берут взятки. По выявлении таких фактов госслужащего могут уволить по причине утраты доверия.

Если гражданин в процессе прохождения гражданской государственной службы был неправомерно привлечен к дисциплинарной ответственности, следует привлечь квалифицированного юриста, который специализируется на данной категории дел и поможет разобраться в сложившейся ситуации. Юристы нашего сайта всегда готовы проконсультировать госслужащих и работодателей по вопросам, касающимся правомерности применения дисциплинарной ответственности. Оставьте заявку и получите консультацию.